fantlab ru

Альфред Ван Вогт «Оружейные лавки империи Ишер»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.59
Оценок:
630
Моя оценка:
-

подробнее

Оружейные лавки империи Ишер

The Weapon Shops of Isher

Другие названия: Оружейные магазины Ишера; Оружейные магазины Ишеров; Оружейные магазины Ишера. Хроника первая

Роман, год; цикл «Ишер», цикл «Ишер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

4784 год династии Ишер или 8951 год от р.х.. Власти империи противостоят Оружейные магазины. Оружие, которым торгуют Оружейники способно разрушать на расстоянии в 1000 миль, но настроено только на владельца, стреляет только при самозащите или в определённых животных во время сезона охоты.

В одном из таких магазинов оказывается журналист Крис Макаллистер — пришелец из 1951 года. Он уже не может его покинуть, так как накопленная в нём энергия времени вырвется наружу и уничтожит Землю. Оружейники надевают на него защитный костюм, уравновешивают со зданием магазина по принципу рычага и отправляют в прошлое, а магазин – в будущее. Журналист и магазин начинают появляться и исчезать в разных временах. Где закончится путь Макаллистера, ставшего чужим этому миру?

Калледетик Кейл Кларк обладающий особыми телекинетическими способностями — сын убеждённого имперца. Кейл знакомится с Люси, девушкой-оружейницей, после чего они улетают в столицу. Кейлу предстоит пройти путь от деревенского парня до финансового магната и поступить на службу к императрице.

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


7.00 (18)
-
7.40 (102)
-
6.60 (15)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Ишер»

— цикл «Ишер»


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2005 // Зал славы

Номинации на премии:


номинант
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1972 // Роман. 4-е место (США)

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2004 // Зал славы

Похожие произведения:

 

 


Оружейники. Книга первая
1991 г.
Оружейные лавки империи Ишер
1991 г.
Оружейные дома Ишера: Хроники первая и вторая
1992 г.
А. Э. Ван-Вогт; А. Мэррит; А. Тотис
1993 г.
Война против Рулл
1993 г.
Империя атома
1993 г.
Оружейные магазины Ишера. Оружейники. Зеркало Мерлина
1993 г.
Чудовище
1993 г.
Оружейники
1995 г.
Оружейные лавки империи Ишер
2006 г.

Издания на иностранных языках:

The Weapon Shops of Isher
1951 г.
(английский)
The Weapon Shops of Isher. Gateway to Elsewhere
1954 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо сказать, что Альфред ван Вогт — весьма неординарный писатель-фантаст. Во-первых, язык его произведений весьма специфичен и его нельзя спутать ни с кем другим из известных писателей. Подобным качеством, на мой взгляд, обладают только Роджер Желязны, Рэй Брэдбери, Стивен Кинг и Альфред Бестер. Такой яркий стиль письма только идет автору в «плюс». Во-вторых, свои сюжеты американский фантаст продумывает весьма детально, о чем говорит долгий период подготовки романов: на первую хронику «Оружейников» ушло почти 9 лет! То есть, писал Альфред не ради денег, а ради дела. Я еще не встретил у него ни одного «проходного» творения. Вот на кого нужно ориентироваться современным «бойцам пера и бумаги», строгающим по нескольку романов в год (в ущерб качеству, естественно). Даже у Шекли с Брэдбери были откровенно коммерческие произведения, а у Ван Вогта — нет. Такая принципиальная стабильность лично мне очень импонирует, поэтому я никогда не задумываюсь над тем, купить или нет неизвестное мне творение этого писателя. Наверное, именно поэтому я никогда еще не был разочарован.

«Оружейные лавки Ишера», прежде всего — социально-политическая фантастика с элементами приключенческой драмы. Весь сюжет построен на противостоянии двух крупнейших (и, скорее всего, единственных) политических систем человеческой цивилизации: монархической по сути империи царствующего Дома Ишеров и демократическим кооперативом оружейных лавок, основанных около 2000 лет назад Уолтером С. де Лани. Цель монархии Ишеров — узурпировать всю возможную власть на Земле и колонизованных планетах. Цель Совета Оружейников — улучшить существующий строй без вооруженных конфликтов и революций. Не мудрено, что взаимопонимания эти структуры не находят и потому состоят в тайной или явной войне друг с другом. Автор достаточно четко описывает этот растянувшийся во времени конфликт мнений и интересов: тут и технические разработки, направленные против соперника, и специальные законы, ограничивающие деятельность оппозиции, и ярая пропаганда своих идей среди населения. Оружейные лавки более прогрессивны технически, что позволяет им не только выживать в условиях сильнейшего экономического давления и правового беспредела, но и контролировать монархию, не позволяя ей сорваться в пропасть вседозволенности и тоталитаризма. Это бесит правящую власть, и она пытается нащупать прорехи в глухой обороне Оружейников, чтобы потом их уничтожить. В первой хронике такой прорехой стало ... время. Ученые Императрицы создали своеобразную машину времени, которая может отправить в прошлое целый городской квартал. Но такая попытка неожиданно заканчивается крахом: из 1951 года лавка возвращается вместе с местным репортером Макаллистером, который фактически обращает коварный план Ишеров против них самих. Это событие происходит в самом начале романа, но играет в нем ключевую роль, ибо на разруливании сложившейся ситуации тайный агент Хедрок возвышается до пожизненного членства в Организации. Важность временного парадокса будет подтверждена в 31-й главе, где рассказывается о встрече Хедрока с Императрицей, а также в несколько шокирующем своим финалом эпилоге.

На фоне разгорающегося конфликта, способного уничтожить всю Землю целиком, протекает история возвышения обычного сельского парнишки Кейла Кларка, которому суждено сыграть существенную роль в примирении Империи с Оружейниками.

Интрига сплетена настолько искусно и грамотно, что придраться к сюжету практически невозможно. Автор использует необычный вид повествования — я бы назвал его «отсроченным»: косвенные факты он излагает ранее прочей конкретики, что не дает читателю полной ясности в описываемой ситуации, скрывая от него все основные подсказки и сохраняя тайну нетронутой. Эти самые подсказки подаются дозированно по строгому графику, что позволяет автору держать интригу вплоть до последних строк. Из-за такого путаного изложения приходится по нескольку раз читать ключевые фразы, пытаясь найти в них «двойное дно» — те самые подсказки. Говоря проще, автор описывает головоломку, пользуясь языком двусмысленности и аллегорий. Думаю, роман так долго готовился к печати только из-за того, что писатель доводил до ума каждое предложение. Вот это терпение, скажу вам!

Идея временного маятника просто великолепна по сути и настолько глубока по содержанию, что даже сверхинтуитивные члены Совета Оружейников не сразу понимают всех ее последствий (про ученых Империи, инициировавших подобный парадокс, говорить и вообще нечего). В итоге ситуацией пользуется талантливый игрок Кейл Кларк, сумевший при попустительстве двух мощнейших сил миропорядка разыграть «лишнего» и построить себе невиданную по масштабу карьеру. Это вам не в «Спортлото» играть! Оружейники, конечно, сели с ним в лужу: они, ведь, следили за его успехами через своего агента, Люси Ралл, и всё равно проворонили самое главное! Подобная контригра сильно украсила сюжет и прибавила действия повествованию.

Надо отдельно сказать, что у Ван Вогта здорово получается описывать женские персонажи. Их мысли, эмоции, настроение, реакции на увиденное и прочее. Наверно, он большой знаток их души. Или у него просто хорошая жена (известно, что первые свои творения он писал вместе с некой Е.Халл).

Итак, в целом и главном роман просто великолепен. Почему ж я не дал ему максимальный балл? Да потому, что писался он в конце сороковых годов 20-го века, и потому кое-что в нем выглядит слишком примитивным даже по современным понятиям, не говоря уж о 48-м веке! Перечислю самое основное как можно короче (чтобы не испортить своей хвалебной аннотации).

В те далекие годы атомная энергия еще не была освоена и потому казалось, что ее можно применить к любой бытовой мелочи. Автор упоминает про атомные двигатели, «атомные фермы» и даже «атомный резак«! Полная чушь по современным понятиям... Другой минус — в незнании планетной физики. На Венере у Ван Вогта стоит жуткий мороз — минус 84 по Цельсию! И это там, где на самом деле +350 С... Что поделать — пути прогресса неисповедимы, а его результаты — непредсказуемы!

Как единственный «рояль» выглядит начало карьерного пути Кейла: вначале он встречается с упитым «в хлам» полковником Медлоком, который раскрывает ему тайны противодействия бюрократов самой Императрице, а затем и Иннельда самолично озабочивается его судьбой, непроизвольно способствуя его крутейшей карьере. Разве такое бывает в действительности?!

Отдельные неологизмы писателя не прижились и откровенно режут слух: разнообразные «кольца», используемые Хедроком как «волшебные ключики», непонятные карпланы (летающие автомобили, чтоль?) да убогие игровые автоматы на мигающих лампочках (куда им до современных компьютеров!). Если б не подобные анахронизмы, роман и сегодня смотрелся бы довольно современно.

--------

ИТОГ: настоящего мастера видно по стилю! Прекрасное подтверждение этой мысли — дилогия об Оружейниках Ишера. Читайте и завидуйте: современные писатели так уже не сочиняют...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика. Отзывов много написано. Повторяться с другими у меня желания нет. Выскажу лишь своё вИдение произведения, кратко, по существу.

Чисто Американский роман. Культ свободной продажи оружия в частные руки. Культ демократии. Противостояние всему что не демократия, даже если об этом не просят (то есть — насаждение своего образа жизни). Но что подкупает и делает роман хорошим — искренность. Не происходяшее с Америкой сейчас, когда гадят всем ради себя, а ещё та искренняя вера в свой образ жизни как Благо для всех.

Что в минус — гиперболизированность социальных явлений и как следствие — пафосность. Неправдоподобная театральность диалогов всё ещё более усугубляет.

Что на любителя — достаточно авангардная, нестандартная подача материала — явный и неявный сюрр, сумбурность сюжетной линии и значительная невнятность научно-фантастической составляющей в части слова «наука».

Что в плюс — основные социальные идеи романа не устарели, а служат предметом исследований и споров по сей день.

Да, роман актуален и сейчас, но антураж и стилистика фантастики прошлого века эту актуальность скрадывает, а нестандартные ходы в подаче материала отталкивают часть читателей.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень надеюсь, что мой отзыв не будет рассмотрен со стороны ст. 282 УК РФ...

Конечно, сюжет очень путанный, цепочка событий излагается автором неравномерно — вводится сюжетная линия, но обрывается сразу после возникновения какого-либо конфликта, оставляя развязку как бы «за бортом» повествования. Сначала я подумал, что у меня плохое издание (вообще оно действительно было плохим — с кучей опечаток и иногда даже с «исчезнувшими» строками), но после нескольких глав стало ясно, что это сделано нарочито. Приём хорош, но в конце книги все 5 сюжетных линий разрешаются и объясняются лишь отчасти (как многие уже успели подметить), оставляя много «белых пятен». Общая картина остаётся весьма запутанной, а некоторые научные объяснения касательно перемещений во времени и вовсе кажутся архаичными (и это тоже многие подметили). В частности — пространство и время являются неразрывной составляющей, в то время, как в романе их можно воспринимать дифференцировано друг от друга. Это объясняется тем, что теория струн и мультивселенной оформились только 10 лет спустя после опубликования романа.

Но научная фантастика здесь является просто формой сюрреалистического изображения гипотетической действительности (сейчас — уже не гипотетической). Если власть становится неограниченной, то человек как индивид теряет свои права, т.к. их себе забирает у него государственная машина. В мире всё детерминировано и поэтому, если где-то что-то прибыло, значит где-то что-то должно убыть. Так и с правами человека. Неограниченные права государства полностью ограничивают права человека (авторитаризм и тоталитаризм) — и наоборот (анархия и хаос). Оружейники здесь выступают в роли «уравнителей», которые следят за тем, чтобы ни одна из чаш весов не перевесила. А так как демократические способы борьбы за свои права при неограниченной власти государства себя исчерпали, то приходится людям отстаивать своё право на собственность и жизнь с оружием в руках, как ultima ratio.

В книге очень хорошо описана абсурдистская модель сплошь коррупционного чиновничьего произвола. Иногда людей обвиняют в преступлениях исключительно с целью материальной выгоды — ради получения взятки. На государственном уровне работают схемы по отъёму денег у обычных граждан, причём настолько наглые в своей структуре и нелепости аргументов, что только судебные решения в их пользу говорят о том, что это не дурацкий спектакль. Причём опять же подтверждается старая социологическая теория, согласно которой человек не должен долго находиться у власти, т.к., если он находится больше какого-нибудь определённого срока, то начинает приносить не столько пользы, сколько вреда в связи с тем, что его мышление уже не находит новых способов обработки поступающей информации, которая в свою очередь метаморфична по своей природе. Если мы сравним систему функционирования государства с человеческим организмом, то чиновничий аппарат нужно рассматривать как кровеносную систему организма, а чиновников — как клетки крови соответственно. И рано или поздно кровь нужно обновлять, иначе могут возникнуть серьёзные болезни вплоть до опухолей и лейкемии. В качестве примера можно привести пресловутую коррупцию госаппарата: возникнув однажды в какой-то определённый период в определённой сфере, коррупция становится неотъемлемой частью этой сферы (в данном случае — в военном деле), и только полная реструктуризация и оптимизация этой сферы, с привлечением новых кадров, может дать положительный результат.

Вывод такой: роман интересный, злободневный, но стиль изложения не каждому будет приятен.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

У нас есть средство навсегда уничтожить этих бунтовщиков. Мы не можем разделаться с ними сами, но мы можем разрушить их магазины.

Давно прошли те времена, когда власть правителей считалась данной Богами и никто из простых смертных не мог ни коим образом оспорить их право распоряжаться в своих владениях. Фараоны считались воплощением Богов на Земле, короли и цари были помазаниками божьими — над всеми ними простиралась божественная длань, а их воля была сродни воле Богов. Но с тех пор много воды утекло, в эпоху Просвещения мир навсегда изменился, люди стали циничнее, научный взгляд на вселенную не оставлял в ней места для Богов, вера в сакральность высшей власти навсегда осталась в прошлом, а простой человек понял, что бороться за свои права и отстаивать свои интересы — дело нужное и никоим образом не богопротивное. Вспыхивавшие до этого бунты и восстания были направлены в первую очередь на царское или королевское окружение, считалось что это именно они ответственны за все беды и несправедливости, творящиеся в государстве, а добрый царь лишь вводится ими в заблуждение. Но и власть предержащие всё это время отнюдь не занимались безделием — на место монархического самодержавия пришли диктатура и тоталитаризм. Таким образом борьба народа с властью вышла на новый виток и сколько этих витков будет никто предсказать не может, хотя пофантазировать на эту, не теряющую актуальности тему, очень даже любят.

Репортерское ремесло подразумевает повышенную способность владеющего им индивида постоянно совать свой нос в чужие дела и не пропускать ни единой, даже самой мизерной, возможности устроить сенсацию. Она же, как ни печально, из-за вышеперечисленных особенностей, со страшной силой притягивает на филейную часть репортерствующей особы разнообразные неприятности. Но это всё, как говорится, издержки профессии, с которыми практически все журналисты давно смирились. Хотя... неприятность неприятности рознь. Интересно, о чём думал Крис Макаллистер, сотрудник «Газетт-Бюллетень», когда решил войти в странное здание, которое появилось 11 июня 1951 года на месте столовой «Ленч Тетушки Салли» и ателье Патерсона, что в Миддл Сити? Мог ли он себе предположить, что входя в напоминающий оружейный магазин дом, он, тем самым, навсегда изменит свою жизнь и никогда больше не увидит ни свой родной Миддл Сити, ни вообще современную ему Америку? А произошло вот что: Макаллистер, войдя в дверь этого странного магазина, причем и дверь у него тоже была странная и можно даже сказать норовистая, ведь она так и не пропустила внутрь инспектора Клейтона из службы Расследований, так вот, войдя в дверь он действительно оказался в магазине, торгующим оружием. Вот только магазин этот был весьма странным и оружие, выставленное на продажу, имело совершенно незнакомый вид. Но это в нашей истории, вобщем-то, не особо важно, а важнее всего оказалось то, что попав в этот магазин он перенесся в далекое-предалекое будущее, в 3 июня 4784 года династии Ишер. Но и это, если подходить к делу беспристрастно, не так уж и важно. Оказалось, что этот конкретный магазин всего лишь один из множества подобных магазинов, раскиданных по всей территории Империи Ишер и входящий в Организацию Оружейников, ставящих своей целью «защиту в наше тяжелое время простого человека от порабощения его государством». Государству и лично Императрице Иннельде Ишер, естественно, такой подход пришелся не по душе, но долгое время они ничего не могли поделать с Оружейными Магазинами, потому как особые сканеры не пропускали внутрь никого из представителей власти, спецполя защищали сами здания от любых воздействий извне. Но имперская мысль не стояла на месте и было таки изобретено оружие, а точнее особый вид энергии, который, согласно расчетам, должен был нанести вред одному из ненавистных магазинов. Но имперцы не представляли, что побочным действием от включения генератора этой энергии станет хроноперенос человека из прошлого в будущее. Появление Макаллистера в магазине послужило предупреждением для всех оружейников, но ничуть не облегчило судьбу любопытного репортера. В момент временного перехода он оказался заряжен невероятным количеством энергии:

» — Заряжен? Энергией? — перебил её Макаллистер.

- Неужели вы ещё не поняли? — воскликнула она. — Вы перешагнули через семь тысяч лет, а время — самая мощная энергия во Вселенной. Вы заряжены триллионами триллионов единиц энергии. Стоит вам отсюда выйти и вы уничтожите Столицу Империи и всё в окрестности 50 миль! Да что там! Вы можете уничтожить Землю!»

Но и это, в сущности, не основное и, вообще, судьба Макаллистера имеет к дальнейшему сюжету весьма косвенное отношение. А рассказ далее пойдет об Оружейниках и об Империи.

Написанный в далеком 1951 году роман Ван Вогта несет на себе несомненный отпечаток того времени. Главный конфликт романа — противостояние Оружейников и Империи — причудливо совместил в себе две противоборствующие в мире на тот момент идеологии. Империя — это, естественно, рассадник красной чумы СССР, а вот Оружейники недвусмысленно символизируют собой истинно американские ценности, недаром именно в Америке появился «универсальный уравнитель — мистер Кольт». И, конечно же, не будем забывать культ оружия, который существовал ещё на Диком Западе и продолжает спокойно существовать в США и по сей день. В таком распределении ролей нет ничего необычного: в западной литературе разгара Холодной войны Империя Зла — это всегда СССР, в советской — главные гады и всемирный рассадник заразы традиционно расположен на территории США. Необычное заключается в другом — в способе взаимодействия сторон. Империя ведет себя вполне традиционно и пытается всеми силами устранить нахалов, посмевших пойти наперекор монаршей воле. А вот позиция Организации Оружейников весьма нетрадиционна для того времени. Олицетворяя силы Добра, они совершенно не стараются с присущей всякому Добру беспощадностью растоптать ростки имперского Зла и, невинно улыбаясь, выпустить Императрице кишки. Их позиция совершенно другая, вместо того, чтобы безнаказанно творить добро и направо и налево учинять справедливость они выбрали для себя совершенно иной путь: «Мы лишь устраняем несправедливость, служим барьером между людьми и самыми жестокими их эксплуататорами». Справедливо считая, что «народ имеет то правительство, которое заслуживает» они не стремятся его свергать: «Вы не должны выступать против Её Величества. Мы против этого и не помогаем таким людям. Виновата не столько Императрица, сколько её чиновники». Они лишь стараются дать людям шанс самим исправить не устраивающую их ситуацию и предоставить им возможность постоять за себя. Недаром абсолютно всё продаваемое ими оружие годится лишь для обороны и для охоты, но и то не на любых животных, а на строго ограниченный перечень видов. Они никогда не нападают, хотя имея огромные неподконтрольные арсеналы и практически неуязвимые базы, вполне могли бы вести успешные военные действия против имперцев. Их сила заключается в другом — они сдерживают самодержавные замашки государства и в его конфликте с простым человеком однозначно занимают сторону последнего. Правда и в Империи всё не так просто, как может показаться на первый взгляд — Императрица на деле не обладает той декларируемой абсолютной полнотой власти: «Мир велик. Что я могу сделать с ним? Любой декрет утопает в комиссиях. Жесток он или мягок — в конечном счете не важно». Но она так и не находит в себе сил, чтобы что-то самой изменить и лишь подчиняется воле создавшихся обстоятельств. Её образ является самым противоречивым во всём романе вообще-то не особо богатом на сложные образы или многогранные характеры.

Структура текста книги сбивает с толку и не дает сосредоточиться на сюжете. В начале автор берется развивать сюжетную линию, связанную с Крисом Макаллистером, но, как только читатель начинает понемногу усваивать смысл происходящего резко бросает её, чтобы сосредоточить своё внимание на совершенно других событиях. После Макаллистера в фокусе его внимания оказывается история уроженца Империи Ишер Кейла, обладающего весьма редкими способностями. Но, опять же, стоит читателю начать привыкать к новому сюжету, Ван Вогт его бросает, для того, чтобы рассказать историю Фара, отца Кейла, на которого после ухода сына из дома обрушивается целая куча проблем. О судьбе Макаллистера автор вообще больше практически не упоминает, отведя в тексте на его долю лишь короткую интермедию и эпилог. Такой сумбур сбивает с толку и довольно долго не дает сосредоточиться на происходящих в романе событиях. Дело осложняется и некой хронической недосказанностью, когда весьма интересные подробности или пересказываются скороговоркой или же вообще остаются за бортом повествования. А ведь многие тайны, связанные как с Оружейниками, так и с их формальным главой Хедруком по идее вполне заслуживают разъяснения. Особенно много вопросов вызывает личность Хедрука. Да и невероятные технологии, по которым создано оружие и магазины, практически не получают в тексте никакого объяснения. Как происходит идентификация служителей власти? Что за таинственные поля защищают магазины? Каким образом осуществляется мгновенное перемещение членов Общества? По каким критериям оружие понимает, что с его помощью защищаются? И многое многое другое... Отсутствие конкретики наталкивает на мысль, что в НФ-обертке скрывается фэнтези с её стандартным объяснением для всех явлений: «It's magic!»

Итог: весьма необычный и оригинальный роман. В него заложены нетривиальные идеи, но их восприятие очень затруднено сумбурной и скомканной подачей сюжета, через который не каждый захочет продираться.Досадно, что интересная концепция так и не получила достойного литературного воплощения. Но, не смотря ни на что... читайте классиков!

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Культ оружия в Америке существовал всегда и будет существовать вечно. Даже сегодня после убийства десятков ни в чем не повинных детей, взрослых, молодежи никто даже не заикается о запрете на ношение и спользование оружия. И никто и никогда не запретит его в странах с развитой демократией. Ибо демократия и пистолет становятся неотделимыми друг от друга. Твои права всегда будут соблюдаться, если нарушитель твоих прав знает, что ты можешь достать пистолет и напомнить ему о них. Недавно видел по телевизору сцену, снятую видеорегистратором, когда молодой здоровый водитель остановил автомобиль схватил биту и бросился выяснять отношения с другим водителем, и какова же была его реакция, когда старичок вышел с пистолетом в руке... Вот она сдерживающая сила оружия. Именно такой шанс и нужен простому человеку, чтобы защититься от произвола власти. Написано несколько сумбурно, но идея оригинальная и прочитать необходимо.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга «Оружейных магазинов» меня не впечатлила.

Основная идея книги, в общем-то, достаточно интересна: разрешение противостояния централизованной власти и корпораций отдельной личности с помощью вооружения этой личности оружием. Эта идея не нова, она характерна для США, даже в американской конституции зафиксировано право граждан на ношение оружия. Однако Ван Вогт предложил интересную реализацию этой идеи — наличие подпольной организованной оппозиции, которая не ставит целью захват власти, а только снабжает людей оружием для личной самообороны (и только самообороны , и только личной).

Но вот реализация этой идеи в первой книге, мне кажется, не удалась. Ван Вогт попытался наложить на соответствующий социальный фон достаточно искусственную и не имеющую отношения к основной идее историю о том, как некого журналиста раскачивает во времени, перебрасывая то в прошлое, то в будущее с нарастающей амплитудой — но это не улучшило роман, а только сделало его каким-то невнятным. Немудрено, что основная идея романа ушла в тень на фоне этого раскачивающегося маятника.

По-настоящему идея оказалась блестяще реализована во второй книге, «Оружейниках». Вторая книга совершенно самостоятельна, и первую книгу лучше вообще не читать, а сразу начинать чтение со второй. Тем более, что она была написана раньше, чем первая. Возврат к «Оружейным магазинам» — неудачный эксперимент писателя.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу хочу сказать, что я являюсь поклонником творчества Альфреда нашего Ван Вогта, читал запоем его «Звездного скитальца», «Войны против руллов», коротких повестей и прочего... То есть, оговорюсь, что в данном случае я читатель предвзятый — всегда вижу в творчестве автора больше позитивного и стараюсь закрывать глаза на различные «косяки». Но тут Мастер просто превзошел себя! Понятно, что вещь в первую очередь политическая, предствляющая нашему вниманию противостояние: «демократия — диктатура». Но, Господи Всемогущий, сколько же надуманного в этой истории! Герои картонные, мотивы бредовые, речь беспричинно напыщенная, трансформация главгероя происходит прямо-таки в мгновение ока, трансформация отца главгероя — еще быстрее... Грустно-то как, право слово.

Оценка: 2
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто бы подумал, что утонут в океане прошлого битвы «империи зла» и «свободного мира», что кончится и начнет забываться Холодная Война.... а романы ван Вогта и через шестьдесят лет будут читаться ничуть не хуже, чем в середине прошлого века (да и дальше, похоже, с прилавков не исчезнут). Не лучший писатель оказался автором нескольких лучших книг!

Почти судьба Хемингуэя, да простят меня его поклонники (впрочем, в «Колоколе по Хэму» Симмонс уже все сказал).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот такой Ван Вогт мне нравится! Какие восхитительные идеи! Сюжет движется то линейно,то нелинейно — прямо-таки сырой Филип Дик. Даже захотелось записать Альфреда в предтечи великого Ф. И пусть, как всегда, у Ван Вогта написано криво, всё равно Ван Вогт — это культ! По крайней мере для меня.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная вещь, хотя, м.б., и не шедевр — Ван Вогт как-то всегда слишком зависим от духа времени, не чувствует архаичности... его решения в построении сюжета и отделке создаваемого мира не обладают тем вневременным характером, что отличает классику — в целом же книга имеет блеск, доступный каждому, кто способен получить удовольствие от «старой литературы».

Как впоследствии у Ф.Дика, много непредсказуемости, книга превращается в своего рода «темную» (подразумеваю здесь как комнату, так и процесс избиения, сбивания с толку читательского ума): автор все время толкает читателя в разные стороны, не проливая на происходящее свет так долго, как только можно. Начинается с линии Макаллистера, но, едва начавшись, эту линию без предупреждения сменяет линия Фары, к ней подключается линия Кейла... текст, как отстегнувшаяся лыжа, едет то передом, то задом, то поперек горы — а самое удивительное, это то, насколько все это нужно и оправдано с сюжетной точки зрения. К недостаткам разве что можно отнести убийство автором ни в чем не повинного Макаллистера в финале... возможно, оно в духе фантастики того времени, но сейчас оно уже немного шокирующее, кажущееся не столько неизбежностью, сколько неизобретательностью Ван Вогта. Хотя в последнее не верю, прочитав этот замечательный роман... Нет, не неизобретательностью, а именно вот этим — неощущением значения времени, в которое он творил. То время — 1951 год — было архаичным, а Ван Вогт построил на базе образов этого времени картину тысячелетнего будущего.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недавно перечитал обе части. Если отбросить наивные по теперешним временам представления о технике (особенно об атомной энергии :lol: ), то в целом книга всё равно неплохая (классика есть классика). Как удержать правительство от неудержимого сползания в тоталитаризм (особенно по мере развития технологий)? Правильно: создать противовес (Оружейные лавки). И тут самое главное — добиться того, чтобы противовес сам не стал правительством (со всеми вытекающими последствиями). В общем, извечная проблема: кто будет присматривать над надсмотрщиками? Ван Вогт решил эту проблему простым путём — Deus ex machina (есть некое лицо, которое может влиять как на правительство, так и на Оружейные лавки и это лицо поддерживает равновесие). А вот если такого лица нет (или оно перестало быть нейтральным)? Увы, но на этот вопрос Ван Вогт не даёт ответа...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оружейники как сила, противостоящеая империи. Сила, не нападающая, а сдерживающая. Почему3-то вспомнил, как в начале перестройки в прямом эфире Маргарет Тэтчер объяснила советскому народу, для чего нужна гонка вооружений. Это был шок. Но идеи Ван-Вогта стали понятнее. А вообще — прекрасно написанный роман.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проблема взаимоотношений человека и правительства всегда будет актуальна. Взяв за тезис «народ всегда имеет правительство, которое заслуживает», автор, в качестве сдерживающей силы, придумал организацию, которая, не вмешиваясь напрямую в дела правительства, помогает отдельному индивидууму. В итоге каждый человек может иметь личное, совершенное оружие для самозащиты, а также может обратиться к «оружейникам» за помощью, если его притесняют несправедливо. Правительству и крупным компаниям приходиться поневоле лишний раз думать, воздействуя на людей.

Интересная и оригинальная утопия, в которой дается шанс простому, честному обывателю на комфортное существование при любом правительстве. Несколько испортил впечатление тяжеловатый стиль изложения и некоторая сумбурность повествования.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала две книжки в тонкой обложке. Оформление плохое, зато перевод — большинство гнынешних рядом не стояли. Как раз пошла волна зарубежных переводов. Книга поразила своей необычностью. У нас такое выпускали крайне редко.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх