fantlab ru

Альфред Ван Вогт «Путешествие «Космической гончей»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.58
Оценок:
419
Моя оценка:
-

подробнее

Путешествие «Космической гончей»

The Voyage of the Space Beagle

Другие названия: Mission: Interplanetary; Путешествие космического «Бигля»; Путешествие Космического Бигля; Экспедиция «Космической гончей»; Путешествие на космическом корабле «Бигль»

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 57
Аннотация:

«Космическая гончая» — огромный космический корабль, бороздящий просторы космоса. На его борту военные и учёные, представители разных наук. Один из них — Эллиот Гросвенф, представитель новой науки — Некзиализма. Науки, прошедшей через недоверие, а порой и презрение, и доказавшей свою состоятельность...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Ранние произведения, вошедшие в роман, были частично переработаны, а кроме того специально была написана глава, позволяющая лучше связать произведения воедино. «Война нервов» также была написана специально для романа, однако была чуть раньше опубликована в журнале, как повесть.

Отрывок из романа печатался в антологии 1992 под названием «Through a Night».

В сети доступен перевод Ивана Логинова под названием «Путешествие на космическом корабле «Бигль».



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.61 (430)
-
15 отз.
7.06 (172)
-
3 отз.
7.58 (184)
-
3 отз.
7.28 (175)
-
5 отз.
4.67 (3)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Путешествие космического
1991 г.
Необъятный двор
1992 г.
Звездный легион
1992 г.
Война против Рулл
1993 г.
Империя атома
1993 г.
Путешествие космической гончей
1993 г.
Слан
1993 г.
Крылатый человек
1994 г.
Антология мировой фантастики. Том 7. Космическая одиссея
2003 г.

Самиздат и фэнзины:

Путешествие
1990 г.
Космическая гончая
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Voyage of the Space Beagle
1950 г.
(английский)
The Voyage of the Space Beagle
1959 г.
(английский)
Crociera nell'infinito
1973 г.
(итальянский)
Odiseea navei
1978 г.
(румынский)
The Voyage of the Space Beagle
1979 г.
(английский)
Crociera nell'infinito
1979 г.
(итальянский)
Three in Space: Classic Novels of Space Travel
1998 г.
(английский)
Creature dello spazio profondo
1999 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ранняя попытка ван-Вогта написать яркий образец космической оперы. Имеется необходимый антураж — огромный звездный ковчег, где обретаются 500 ученых и 140 солдат, перед которыми поставлена цель изучить новые формы жизни во Вселенной. Чтобы показать внутренние конфликты, в экипаж введено два противоречивых персонажа — руководитель химиков Кент и некзиалист Гросвенор. В лице некзиалогии автор пытается выставить обновленную науку, связующую между собой все разрозненные направления. Честно говоря, выходит у него «не очень»: чего-то нового в таком объединении знаний нам не показывают, кроме обычных в подобных случаях «роялей». Потому как смысла в таком объединении нет: в 80% случаев работает именно «чистая наука», а не позиционируемая автором энциклопедическая грамотность. Так что я лично не вижу надобности (по крайней мере, на день нынешний) в «глобализации» и интеграции научной деятельности, когда на повестке дня стоит ее специализация.

К сожалению, приключенческая составляющая романа так же слаба. Вместо захватывающих картин новых миров и форм жизни нам показывают фрагментарный кинофильм на тему «Одиноки ли мы во Вселенной?» Формы жизни не блещут особым разнообразием: 3 из 4-х показанных являются агрессивными в экспансионистском плане и только одна представляет из себя замкнутую на своей планете идиллию «братского мира». У всех инопланетян имеются сверхспособности, позволяющие им обходить все имеющиеся на корабле системы защиты. Понятно, что писатель хотел удивить своего читателя, но вместо этого только дискредитировал всю земную науку. Неужели не хватило фантазии на более убедительные приемы? К примеру, Ридли Скотт взял один из придуманных автором образов (экстля) и развил его до определенного совершенства (алиен — Чужой) без привлечения огромного количества «роялей». Как ни удивительно, но вторичная копия получилась гораздо лучше самого оригинала. Что касается приключений, то в первой части они еще хоть мимолетно, но присутствуют (на вымершей планете кёрлов), а в дальнейшем даже такой куцый образ уходит на «задний план», уступая место утомительным и пустым диалогам действующих лиц по не совсем понятным и корректным темам. Вместо увлекательной фабулы мы имеем бессмысленную болтовню весьма спорного содержания.

Молодому поколению читателей произведение покажется слишком сложным и непонятным, а старшему поколению — скучным и тенденциозным. Если и читать его, то только для того, чтобы составить для себя представление о многообразии творчества ван-Вогта, соединившего в себе сразу три культуры — голландскую, канадскую и американскую.

--------------

РЕЗЮМЕ: первая попытка автора написать эпичную космооперу наподобие «Звездного пути», провалившаяся из-за слишком обширных отступлений от генеральной линии и весьма занудных рассуждений главного героя.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное эта книга подобралась к моему пределу «дочитать во чтобы то не стало» ближе всех. После авторских Слэна, перед «Миссией к звёздам» (вот это твердейшая классика), данный лоскут, видимо из журнальных повестей, слаб до убогости. Видимо нужен был объём с продажами, т.к. прекрасно видим в том же Слэне, что при желании автор может придерживаться хоть какого-то научного взгляда. Здесь же — швах из пары сырейших идей с урагеройским экипажем «всех разбомблю, не жалейте парни жизней». Не рекомендую.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть была интересной, за исключением тупости экипажа. В остальном ни чего хорошего, постоянный фэйспалм. Разве что стало понятно, откуда взяли материал сценаристы «Чужого».

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, если сложить четыре средних рассказа никак не получится шедевр, в целом роман также будет средним. Да, есть много интересных идей, сюжетных ходов, динамичных и напряженных сцен, но слишком уж разрознены четыре компонента романа и в то же время слишком однообразны в изложении, когда так и хочется пропустить десяток страниц. Не люблю литературные эксперименты. Для тех кто изучает творчество автора во всём его многообразии.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги, подобные «Путешествию «Космической Гончей», в наше время большая редкость, но иногда так хочется чего-то такого — пусть немного наивного, но захватывающего, повествующего о космических приключениях, разнообразии иных форм жизни, работе ученых, исследователей и первопроходцев. Несмотря на определенные минусы, о которых скажу ниже, роман мне понравился — у автора богатая фантазия, после таких произведений действительно удивляешься, какие же причудливые формы может принимать разум в условиях бескрайней Вселенной. Поражает и масштаб повествования, количество задействованных персонажей, а также потенциал продолжений, которые можно было бы писать, наверное, до бесконечности.

По структуре роман представляет собой четыре объемных рассказа, объединенных последовательным общим сюжетом. Каждый рассказ — это отдельное приключение, задача, для разрешения которой главному герою приходится приложить все свои умения. Нам предлагают стать свидетелями самой масштабной исследовательской экспедиции в истории человечества — на борту «Гончей» около тысячи ученых и военных специалистов, которым предстоит бороздить не только просторы нашей Галактики, но и выйти за ее пределы. Свои исследования ведут специалисты всех областей знания — здесь есть химики, физики, биологи, историки, математики, а также один ученый-нексиалист.

Главный герой, тот самый нексиалист, — 31-летний Элиот Гросвенор — вынужден на каждом шагу доказывать важность и полезность новой науки, которую он представляет. По сути нексиализм можно в двух словах описать как науку «обо всём». Эта придуманная автором научная дисциплина объединяет в себе все отрасли человеческих знаний, не замыкается на чём-либо одном и является связующим звеном, позволяющим из набора частных взглядов на проблему сложить полное всестороннее представление о поставленной задаче. Нексиализм широко практикует гипноз, особенно обучение посредством гипноза, ведь иначе для одного человека невозможно усвоить все научные знания, стать универсальным специалистом с глубоким знанием предмета, а не поверхностным демагогом, скачущим по верхам.

Первая часть романа посвящена встрече землян с керлом, плодом генетических экспериментов некой давно исчезнувшей расы Строителей. Контакт происходит на планете, в древнем городе, люди не подозревают, что керл — опасный хищник, а его способности следует характеризовать с приставкой «сверх». Несмотря на авторское описание, мне с трудом удавалось представить себе облик этого «чужого» — в итоге я вообразил его, как подобие пантеры с отростками щупалец на плечах. Поражает беспечность землян, которые не разобравшись в том, кто перед ними на деле, сразу же пригласили пришельца в свой корабль, стали воспринимать керла чуть ли не в роли домашнего животного — естественно монстр в замкнутых просторах космического корабля сразу наводит на мысли о фильме «Чужой», который персонажи романа, понятное дело, не смотрели.

Вторая часть романа позволяет ближе познакомиться с методами нексиализма — на борту «Гончей» полным ходом идет подготовка к предвыборной кампании на пост директора экспедиции. Математик Мортон не устраивает часть экипажа, занять его место стремится амбициозный и довольно неприятный тип — руководитель химического отдела Грегори Кент. Помимо своей воли главный герой оказывается втянут в это политическое противостояние. Внезапно «Гончая» подвергается телепатической атаке неизвестных пришельцев — как это могло произойти в открытом космосе предстоит разобраться Гросвенору, только он, владеющий гипнотическими техниками нексиализма, способен предотвратить разгоревшиеся на «Гончей» политические дрязги, переходящие в кровавое противостояние, а также вступить в телепатический контакт с птицеподобными представителями народа Риим, чтобы разобраться в подоплеке их намерений. Пожалуй, эта часть понравилась чуть меньше остальных — слишком много заумных рассуждений, описаний технической подготовки к контакту — после первой части воспринимается тяжеловато.

Третья часть получилась, на мой взгляд, самой динамичной и остросюжетной. Во время полета в межгалактическом пространстве экипаж «Гончей» сталкивается с поистине необычным существом — икстлем. Уже сам факт того, что икстль невообразимо долгое время существовал на невероятном удалении от планет и звездных систем, наводит на мысль, что перед нами действительно сверхсущество. Во многом сюжет этого эпизода перекликается с первой частью романа — снова герои принимают на борт неизвестного монстра, о чем тут же начинают горько сожалеть. Есть мнение, что эта повесть послужила основой для сценария фантастического боевика «Чужой» — параллели видны невооруженным глазом. Если керл из первой части по натуре больше «хищник», то икстль — самый натуральный «чужой», который жаждет не только завладеть кораблем и «убить всех человеков», но и продолжить свой род, путем откладывания яиц в питательной среде тел членов экипажа. Как и в случае с керлом, одолеть могучего монстра грубой силой не получится, придется применить недюжинную изобретательность и смекалку, обратиться ко всем областям человеческого знания, что, как вы понимаете, под силу только настоящему нексиалисту.

Завершает роман встреча экипажа «Гончей» с самой фантастической формой жизни — Анабисом, который представляет собой сверхразумное облако космической пыли, черпающее жизненную энергию из живых существ и владеющее телепатией. Здесь на кону не только жизнь экипажа «Гончей», но само существование человечества в нашей Галактике, ведь если Анабису удастся проследить путь «Гончей» до Земли, то его уже ничто не остановит. Ситуация усугубляется тем, что место симпатизировавшего Гросвенору директора Мортона занимает его антагонист Грегори Кент, который на дух не выносит главного героя. Уже поднаторевшему в решении космических задачек Гросвенору без особых проблем удается разработать стратегию нейтрализации Анабиса, но загвоздка в том, что ее реализация потребует продлить срок экспедиции на пять лет, что, конечно, не по душе экипажу. Здесь автор касается вопроса соотношения этики и целесообразности — возможно ли для спасения мира поступиться этическими принципами, и вообще, какая она — этика этих загадочных нексиалистов.

В концовке романа вполне можно было поставить фразу «продолжение следует» — сколько еще опасных и удивительных встреч могло поджидать экипаж «Гончей«! Автору удалось продемонстрировать свою недюжинную фантазию, показать фантастическое разнообразие носителей разума, предостеречь от того, что даже дружественный контакт между разными формами жизни может превратиться в попытку вторжения. Положительно можно характеризовать и образ главного героя, который не теряется в любой ситуации, не боится непопулярных решений и готов брать на себя личную ответственность в моменты кризиса. Из негатива — местами довольно заумное изложение материала, с обилием экскурсов в психологию, историю и биологию. Также недоумение вызывает мотивация персонажей, которые последовательно наступают на одни и те же грабли, пренебрегают осторожностью, а к гибели товарищей относятся, как мне показалось, в высшей степени равнодушно. Тем не менее, этот роман смело можно причислить к разряду «старой доброй фантастики», которую приятно перечитывать спустя долгие годы после первого знакомства.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как часто достойные книги теряются сегодня на фоне ярких обложек, предлагающих все более головокружительные приключения. И вот, уже стало забываться, что всего несколько десятилетий назад читатели вместе с героями любимых книг отправлялись в космос не воевать за очередную Империю, а ради открытий и научного поиска.

Так, и с «Путешествием «Космической гончей» — полузабытым романом юности, зовущим к открытиям и знаниям. Четыре короткие повести о приключениях экипажа звездолета «Космическая гончая», посланного в Первую межгалактическую экспедицию. Четыре эпизода этого путешествия, объединенные единым героем.

Эллиот Гросвенф — не вояка, бластером расчищающий путь человечеству, не политик, решающий проблемы хитрыми интригами и подковерной борьбой. Он — ученый, достигающий победы, используя только свои огромные знания и опыт своих коллег, раз за разом посрамляющий властолюбцев и военных.

Но уже и здесь не за горами новый век, когда романтика открытий Космоса сменится сражениями за его богатства. Недаром, все четыре истории — о злобных инопланетянах, жаждущих гибели людей. Ну, не попадаются «Космической гончей» адекватные братья по разуму, с кем Эллиоту и его соратникам можно обсудить последние научные достижения. Да и на самой «Гончей» не все благополучно: интриги и взаимное недоверие между учеными и военными, готовые вылиться в открытое противостояние.

Вот такой гимн науке, написанный в самый разгар романтического времени фантастики. Когда ученый — звучало гордо и заманчиво, а дети хотели стать открывателями и исследователями, а не бизнесменами и банкирами. Когда казалось, что именно ученые, и только они решат все проблемы человечества, найдут выход для всех. Но проходили годы, выход из череды войн, кризисов, бедности не находился, а наступление обещанного «золотого века» все больше отдалялось от живущих. И общество и писатели обратились к другим методам: военным и политическим, отодвинув ученых на второй план, забыв об этих былых героях звездного пути.

И зная , что будет написано и что произойдет за более чем 60 лет со времени первого выхода «Гончей», все равно трогает это эпохальное приключение и переживаешь за Эллиота с его огромными знаниями. И желаешь ему удачи в попытке изменить отношение окружающих к науке.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то не везет мне в последнее время на фантастику, особенно если это классика. Вот и с данным сборником рассказов, шифрующимся под роман, отношения сразу не задались. Поначалу никак не удавалось сконцентрировать внимание на сюжете. Да еще действия экипажа вызывали перманентное легкое раздражение своей несуразностью и отсутствием кооперации (инопланетная зверюга напала на попершегося в одиночку к развалинам города раззяву? Но монстр вроде как всегда был на виду, так что это не мог быть он. Давайте затащим его на корабль. Для опытов!). При этом сам представитель инопланетной фауны мыслит очень уж по-человечески, что тоже особой толковости не добавляло. Но вскоре стало ясно, что все происходящее направлено исключительно на то, чтобы главный герой мог взмахнуть белым плащом и, осененный благим светом некзиализма, встать в позу Чадского, поражая окружающих и читателей широтой взглядов и незашоренностью ума. После этого открытия слушать дальше стало заметно скучнее, но и куда спокойнее, поскольку все последующие несуразности хотя бы так приобрели подобие стройности и логичности.

Однако, не сюжетом единым бывает хорошо произведение, но и тут автор дал промашку. Итак, не случившиеся достоинства серии рассказов об Эллиоте Гросвенфе:

— Развития персонажей не происходит в принципе. Точнее, персонаж там только один — главный герой, а все остальные — суть NPC, и действуют соответствующе. К началу первого рассказа отважный апологет некзиализма уже обучен всему, все знает, все умеет и полностью готов раскусывать очередной орешек. Есть подвижки в его отношениях с коллективом, но одного этого недостаточно.

— Интересных рассуждений также не наблюдается. Автор заботливо вооружает персонажей линейками земного образца, после чего все их умозаключения сводятся к подгонке инопланетных реалий под эту мерку. Кроме сакрального некзиализма в каждом рассказе культивируется теория цикличности истории. И она вслед за линейкой применяется ко всему подряд.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мы не должны забывать о том, что имеем дело с существом, которое, по-видимому, находится на крестьянской стадии своего цикла. Для крестьянина его земля и он сам — или используя более абстрактные понятия — его собственность и его кровь священны. Существо будет слепо бороться против вторжения в эти области. Как всякий аграрий, существо привязывает себя к куску собственности и там строит свой кров и вскармливает потомство.

Вот так вот инопланетная тварь из межгалактического пространства становится крестьянином...

За неостановимыми дискуссиями даже следить неинтересно, потому что персонажи одно за одним выдвигают мнения, основанные на совершенном минимуме информации, тычут пальцем в небо и неизменно попадают в самое яблочко. Собственно, ломание копий в спорах по поводу решения очередной проблемы является самым длинным и скучным элементом повествования.

— Вместо ксенофантастики одни пустые оболочки. Каждое новое космическое чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. Вот только у всех в щупальцах, усиках или лапах та самая земная линейка, которую оное использует в качестве универсального мерила. Как удобно, когда невиданный монстр действует именно так, как рассчитывали хитрые космонавты и предсказывали великие теории.

— Само название космического корабля «Бигль» намекает на то, какого рода приключения будут встречаться на его пути по бескрайним просторам космоса. Автор даже периодически поминает эволюцию, правда делает это так, что сразу становится понятно, с теорией Дарвина он знаком поверхностно. Сумма инцидентов не ведет к построению новой концепции о возникновении или развитии жизни во Вселенной, наоборот, каждая встреча с новым обитателем космических пространств служит исключительно для подтверждения все той же теории цикличности истории. Уж лучше бы экипаж животных для Московского зоопарка собирал. Если же название относится исключительно к породе собак, то здесь все точно. Шарик и вправду летит очень быстро.

Зато к финалу накапливается множество нестыковок и вопросов. Как восполняет потери экипаж, получая в каждой стычке с неизведанным убыль в 2-3% людского состава, лишаясь в том числе и уникальных специалистов? Что за блажь, нести на борт первое встреченное живое существо, а потом с огнеметами на перевес гоняться за ним по всему кораблю как за чумной крысой? Как их посудина еще летает, когда на ней постоянно ведутся боевые действия и случаются пожары. Что за грызня на корабле, да еще во время критических ситуаций? Идентичное воздействие гипноза на всех до единого вообще за гранью фантастики. И в конце-концов, почему два из четырех рассказов один в один повторяют сюжет друг друга? Количество эпизодов в этом типовом процедурале и так можно довести до бесконечности, а уж если на каждую историю создавать по несколько вариаций, то это значение можно помножить на любое приглянувшееся число. Вот и получается, что на выходе от рассказов не остается ни послевкусия, ни ярких образов, ни примечательных мыслей.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман показался мне немного наивным и рваным. Все эти коммутаторы, сообщения через какие та там магнитные пленки, события сменяются молниеносно, не успеваешь привыкнут к одному действию, как оно самым стремительным обзором сменяется другим. Но потом узнал что книга была написана почти семьдесят лет назад и как то сразу притих, к томуж у книги самый потрясающий финал, от которого мурашки бегут по коже каждый раз как вспомню.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, увы, но, наверное, время этой книги все-таки ушло. Его достоинства для сегодняшнего читателя уже не кажутся впечатляющими: галактический размах действа («а ля Эдмонд Гамильтон») не вводит, как раньше, читателя в трепет, псевдонаучные рассуждения, впрочем, как и всемогущество ученого-энциклопедиста, вызывают улыбку, а занимательность сюжета сильно отравляется дрязгами внутри экипажа галактического корабля...

Да и просто того, что современному читателю не понравится, в романе немало. Более всего, конечно, поражает диссонанс в уровне технического развития человечества и в поведении членов экспедиции на «Космической гончей». По Ван Вогту получается, что за сотни и тысячи лет технического прогресса человечества сам человек в его социальном и психологическом планах не только не изменился в лучшую сторону, но даже и наоборот, деградировал.

Ну а о количестве нелепостей и нелогичностей в тексте и говорить не хочется. Начинаются они с абсолютно неправдоподобного состава экипажа корабля, включающего отделы физики, химии и математики и прямо-таки мистического желания этого экипажа тащить всякую дрянь внутрь корабля и заканчиваются легкостью, с которой главный герой побеждает всех остальных, в количестве порядка тысячи человек, членов экспедиции.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень правильный роман. Автор экстраполировал экспедицию Дарвина в космос, заменив континенты планетами. Встречаясь с различными разумными видами участники экспедиции проходят несколько стадий от любопытства к неизведанному и взаимной неприязни, разделения на группировки до объединения перед неизвестным и зачастую враждебным внешним врагом. Земляне поначалу выступают как узконаправленные специалисты не видящие общих взаимосвязей, рассуждающих с привычной точки зрения. Только один специалист, нексиалист — объединяющий различные науки, способен мыслить глобально.

В этом Ван Вогт оказался прав: в настоящее время время узких специальностей уходит в прошлое, образуются области знания на стыке нескольких фундаментальных наук. Таково течении времени и необходимость поиска взаимосвязей.

Стоит обратить внимание на собственно встреченных существ. С каждым разом Вселенная подкидывает экспедиции все более сложную задачу: от искусственно созданного организма питающегося биоэлектрической энергией до разумной космической пыли перестраивающей под свои нужды планеты. Все четыре существа уникальны не своими внешними признаками, но в первую очередь происхождением. И каждый готов к вселенской экспансии.

А противостоять таким враждебным существам смогут отнюдь не военные, а ученые способные разглядеть корень проблемы.

Отличный роман из золотого века фантастики, не устаревший до сих пор.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

О чем роман можно понять по названию – прямая отсылка к экспедиции, после которой Чарлз Дарвин написал свою книгу об эволюции.

Тут огромный научный кораблю путешествует во Вселенной, сталкивается с разными формами жизни. Приходится принимать непростые решения.

Инопланетяне, по большей части, типы злобные, да и у землян не все в порядке.

Главный герой – ученый энциклопедист, который находит выход из разных сложных ситуаций.

Великолепная сага Науке и Освоению космоса. Может сейчас уже показаться наивной, но все еще поражает размахом и верой в человеческий разум, способный решить самые сложные проблемы.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь отличная, одну из ее частей (про космического хищника) сам переводил. Одного только понять не могу — с чего вдруг человек с нормальной английской фамилией Гросвенор превратился в итоге в непонятного Гросвенфа? Такое ощущение, что кто-то неправильно отсканировал, и с того все пошло...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ван Вогт написал рассказ «Чудовище», честь ему и хвала!

Но когда он попытался написать роман «Путешествие космической гончей», получился не роман, а несколько рассказов про борьбу с чудовищами, на этот раз инопланетными. И хотя каждый рассказ хорош, целого не получилось. Некзиализм показался мне надуманным, а чудовища — похожими одно на другое. Я даже не смог вспомнить, была ли у этой экспедиции цель, кроме поиска приключений на свою голову, разумеется.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мало что можно добавить к отзыву уважаемого primorec!

Просто — отличный «космический» роман «золотого века» научной фантастики, нисколько не постаревший за 60 лет...

Он из того «века», когда еще писали о научном поиске, о космических путешествиях, когда Галактика еще не была столь «обжитой», как в современной фантастике, когда в Космос устремлялись ученые и исследователи, а не торговцы и военные...

Фантастика социальная, криминальная, военная,.. любая, кроме научной :( А иногда так хочется погрузиться в мир настоящей космической фантастики. Туда, где есть романтика межзвездных путешествий, исследования чужих планет и открытия тайн Вселенной.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный роман. Он идёт последним в сборнике Ван Вогта «Война против Рулл» 1993 года издания, который я читал. И он сильно подогрел мой интерес к творчеству этого автора, изрядно угасший в процессе прочтения эпической саги об оружейниках. Повествование о путешествии «Космической Гончей» захватило меня, напомнив время, когда я зачитывался всевозможными «основаниями», «звёздными королями», и другими «одиссеями» и «робинзонами космоса». Было очень приятно вновь ощутить безграничную веру в науку, в могущество разума, предолевающее пространство, время и все остальные препятствия на пути человека к совершенству. После прочтения с удивлением узнал, что оригинальное название космического корабля – the Space Beagle, что напомнило мне другой знаменитый «Бигль». Видимо, здесь кроется целый пласт намёков, связанных, к примеру, с тем, что результат путешествия одного должен стать революционным триумфом новой науки, как и результат путешествия другого. При исследовании космических просторов попадается масса новых видов живого, радикально меняя человеческие представления о сущности и развитии жизни, также как и при исследовании Земли. А ещё одно словарное значение слова «бигль» навело меня на мысль, что «Космическая Гончая», как и правоохранительные органы, стоит на страже безопасности людей, рискуя жизнью в опасной игре с монстрами, желающими дорваться до власти над нашей Галактикой.

Удивило меня и то, что Ван Вогт здесь снова использует свою идею о могущественной организации, использующей свои колоссальные возможности только для того, чтобы спасать человечество, уравновешивать алчность властных элит и несовершенство демократических механизмов управления. С одной стороны, за этим нельзя не видеть глубоко укоренённых в сознании западного человека убеждений о балансе политических сил как гарантии свободы и процветания, и о могущественной мудрой силе, скрытой до поры до времени и вмешивающейся в критический момент, чтобы защитить общество с его свободой даже путем временного жестокого подавления свободы. С другой стороны, в этих идеях есть непоследовательность. Что представляет собой большую опасность – вечная борьба за власть демократических элит или бесконтрольное могущество монархической власти? Если должна существовать сила, гарантирующая свободу общества, кто защитит общество от её произвола? Невнятные ссылки на «этические принципы» и «новые особые системы воспитания и обучения» не дают ответа на эти вопросы.

Масштаб сюжетных событий этого произведения задаёт и другие вопросы. При неограниченной вере в возможности науки и в её исключительную роль для развития цивилизации (то, что обычно называется «сциентизм») творческое воображение автора пытается выйти за пределы пространства и времени. Но здесь-то и таится парадокс. С одной стороны, разум всемогущ, многогранен и бесконечно разнообразен. С другой, развитие разума и его роль выглядят несколько плоско. Несмотря на то, что автор пытается вывести научное познание за пределы систем, опирающихся на формальную логику, ясно, что и «интуиция» и «некзиализм», в основном, понимаются лишь как простое усложнение формально-логических схем. То есть, скажем, система, в которой есть управляемые элементы и управляющий элемент – проста. Если мы добавим в неё элемент, управляющий управляющим элементом, мы её усложним в количественном отношении, но качественно она будет такой же линейной и простой, как и прежняя.

Земляне в глубинах межгалактических пространств встречают разных существ, в том числе тех, разум которых развивался дольше земного на миллиарды лет. Что же мы видим? Все эти миллиарды лет этот разум совершенствовал себя в отношении чисто физических возможностей своего носителя, ни на пальчик не продвинувшись далее земного (более молодого) в других отношениях, что позволяет землянам постоянно одерживать верх. Известно, что более слабый физически охотник, может легко одержать верх над более сильным зверем, с помощью разума. И вот разумность зверей, встречаемых экипажем «Космической Гончей», качественно не только не превосходит человеческую, но иногда откровенно ей уступает. Несмотря на декларируемые автором миллиарды лет дочеловеческого развития и господство над галактиками в прошлом.

Мне здесь видится ограниченность рационализма и сциентизма, достаточно откровенно выступающие в произведениях НФ двадцатого века. При всём богатстве авторской фантазии и динамизме сюжета, повествование остаётся несколько схематичным и плоским, являясь описанием состязания в хитрости. Хотя интересно, что повествование имеет две сюжетные линии: одну — столкновение учёных с опасными чудовищами, и вторую — решение социальных проблем внутри учёного сообщества.

Действительно, несмотря ни на что произведения Ван Вогта обладают трудноопределимым очарованием. По-моему, они из ряда тех, которые всегда будет интересно читать и перечитывать, независимо от того, разделяем ли мы авторский сциентистский оптимизм.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх