fantlab ru

Альфред Ван Вогт «Оружейники империи Ишер»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Оценок:
610
Моя оценка:
-

подробнее

Оружейники империи Ишер

The Weapon Makers

Другие названия: One Against Eternity; Торговый дом оружейников; Оружейные магазины Ишера. Хроника вторая; Оружейники

Роман, год; цикл «Ишер», цикл «Ишер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 63
Аннотация:

Мир непрочен и балансирует на грани полного уничтожения. Земля поделена между двумя силами — Династией Императрицы Инельды Ишер и технологически развитыми Оружейными Магазинами. Роберт Хедрук заработал репутацию предателя и у тех и у других. Но в его руках суждено оказаться судьбе всей галактики. Он станет объектом экспериментов древней расы чужих (похожих на гигантских пауков), станет бессмертным, станет основателем династии Ишеров.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первоначальная версия появилась в 1943 году. В 1952 переработан кардинально. В 1955 году издано под названием «One Agains Eternity».

Существует продолжение написанное итальянской писательницей Робертой Робелли: https://fantlab.ru/work948525


Входит в:

— цикл «Ишер»

— цикл «Ишер»


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1944, ретроспективная // Роман

Похожие произведения:

 

 


Англо-американская фантастика. Том 1
1991 г.
Оружейники
1991 г.
Оружейники. Книга вторая
1991 г.
Феникс в обсидиане
1992 г.
Оружейные дома Ишера: Хроники первая и вторая
1992 г.
Война против Рулл
1993 г.
Империя атома
1993 г.
Оружейные магазины Ишера. Оружейники. Зеркало Мерлина
1993 г.
Чудовище
1993 г.
Оружейники
1995 г.
Оружейные лавки империи Ишер
2006 г.

Периодика:

Astounding Science-Fiction, February 1943
1943 г.
(английский)
Astounding Science-Fiction, March 1943
1943 г.
(английский)
Astounding Science-Fiction, April 1943
1943 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Adventures in Time and Space
1946 г.
(английский)
The Weapon Makers
1947 г.
(английский)
The Weapon Makers
1952 г.
(английский)
One Against Eternity. The Other Side of Here
1955 г.
(английский)
Famous Science-Fiction Stories: Adventures in Time and Space
1957 г.
(английский)
The Weapon Makers
1970 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1975 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1978 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1979 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1990 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотя вторая хроника Оружейников Ишера и продолжает повествование первой, но из основных сюжетных линий здесь осталась только история Хедрока. Если линия репортера Макаллистера была логично завершена в эпилоге и продлению не подлежала, то вот продолжение истории Кейла Кларка я бы лично прослушал — он должен был стать (я надеялся) третьей влиятельной стороной человеческой цивилизации. Увы! Про богатейшего человека империи в новом романе — ни слова... Наверно, у автора не вышло как-то задействовать его в новой истории, где на передний план выходит другое могущественное лицо — агент (и не только!) Оружейников в Доме Ишер Хедрок.

Действие романа происходит через 7 лет после предыдущего описания. Пожизненный член Совета Хедрок отправлен шпионить в дворец за самой Императрицей Иннельдой, ибо в первой хронике она рискнула нарушить мировой баланс, пытаясь добраться до Оружейников. Кому как не спасителю человечества Хедроку следить теперь за ней? Как ни странно, позорное поражение не научило юную правительницу уму-разуму, и она легко бросается в очередную авантюру. На этот раз на кону стоит звездное будущее человечества (в прямом смысле этого слова).

Как всегда, стиль изложения «Хроник...» весьма нестандартен: автор искусно умалчивает о главном, раскрывая второстепенные детали происходящего. Логика мышления Хедрока по-прежнему безупречна, что в итоге позволяет ему не только сорвать все коварные планы Императрицы, но и заставить ее капитулировать (в прямом и переносном смыслах).

{ВНИМАНИЕ! ДАЛЕЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ!}

Все фантасты единодушны в одном: главное будущее человечества — в освоении межзвездных полетов. В эпоху правления Иннельды люди освоили только Солнечную систему и то не полностью. Определенное влияние на это оказала и сама Императрица: расселение человечества по планетам распылит ее собственную власть и поставит перед фактом возникновения новых империй — марсианской, венерианской и прочая, и прочая. Поэтому желание монарха людей уничтожить межзвездный корабль вполне естественно и логично. Только вот делается это дело крайне коряво и бесконтрольно — чужими руками. Не удивительно, что вся эта тайная операция скоро становится секретом полишинеля: случайная зацепка Хедрока за историю о пропавшем брате Дэна Нилана выводит его на след заговорщиков. Кстати, идея спрятать звездолет, замаскировав его под небоскреб, просто шикарна! Психологи утверждают, что самый лучший способ спрятать что-либо — выложить это на всеобщее обозрение. Я лично проверял — работает! Так что в этом решении нет никакого жульничества. Другой разговор, что Императрица должна была получить полный контроль за происходящим внутри звездолета, а не основываться на донесениях какого-то чернорабочего, не умеющего отличить атомный двигатель от унитаза! Автор умышленно оставил Хедроку такую щель в гранитной стене тайны, иначе бы ему никак не получилось проникнуть за ее пределы. А чтобы подобная удача не показалась читателю слишком уж легкой, писатель делает агента Оружейников изгоем, натравливая на него не только имперские службы, но и самих Оружейников. Практически выходит, что Хедрок в одиночку противостоит двум влиятельнейшим силам земной цивилизации! Вот поэтому, наверно, Ван Вогт и отказался от услуг Кейла Кларка: Буцефал не вынес бы двоих.

Получив сведения об успешных испытаниях звездолета, Хедрок действует логически-безупречно и ему удается ускользнуть от обеих охотящихся за ним сторон. Хотя сам по себе способ этого «ускользания» весьма сомнителен: включать межзвездный двигатель прямо в плотной атмосфере Земли крайне неразумно! Но законы жанра требуют, чтобы автор соврал в пользу напряженности и неожиданного развития сюжета. Из-за абсолютно нереальной скорости спасательной ракеты (почти в 1500 раз выше скорости света) Хедрок отключается на 22 дня (!) и вылетает за пределы известного космоса. Н-да... С размахом у американского голландца проблем нет! Будет ли так же могуч его удар?

Дальнейшие события показывают, что писатель продумал и этот вариант. Встреча с паукообразной расой инопланетян — просто за гранью воображения! Эти бравые ребята живут по чистой логике (как и сам Хедрок), и не имеют никакого представления о человеческих чувствах! Сложно описать таких «продвинутых» существ... Но Ван Вогт справляется, добавляя в канву произведения новую интригу: мы все на Земле под колпаком инопланетян! Ну что тут сказать? Просто блестящая находка от мастера фантастического слова! Вся эта связка «тайна — звездолет — побег — полет — инопланетяне» настолько хорошо продумана, что хочется только поаплодировать автору. Он настоящий виртуоз мысли!

После возвращения Хедрока на Землю автор меняет стиль изложения романа — он становится частично-нелинейным, с точно отмерянными отступлениями в прошлое. Тем самым главная тайна остается нераскрытой до самого финала, а градус напряжения возрастает до максимума. Читая роман, я настолько увлекся происходящим, что переступил грань реальности, превратившись на время в главное действующее лицо. Такова волшебная сила настоящего искусства!

Хорошо описана в романе психология бессмертных. Сама по себе идея не стоит и выеденного яйца, ибо абсолютно ненаучна, но мораль, к которой она приводит повествование, парадоксальна и этим интересна. Поставьте себя на место бессмертных и подумайте, что бы в вашей жизни и мировоззрении изменилось при этом. Забавное, скажу вам, ощущение... Поразила меня и «паучья» технология обращать время вспять, оживляя мертвых. Всё это создано не для красования главгероя или искусственного оживления сюжета — автор убедительно обосновывает эти нововведения. В самом финале они достигают своей кульминации, давая надежду на продолжение истории в третьей хронике (которая, увы, не сложилась).

При всех своих плюсах и достоинствах, вторая хроника, конечно не идеальна. Но ошибок и глупостей в ней немного, ибо автор очень старался их не допускать. Но в 40-е годы прошлого века это было сделать непросто. А с высот нашего прогрессивного 21-го века такие огрехи слишком уж выпирают из общего ряда.

Например, герой повествования, запросто телепортирующийся за тысячи километров и применяющий разнообразные гаджеты (от универсальной отмычки до ментального оружия) пишет письма НА БУМАГЕ и отправляет их ОБЫЧНОЙ ПОЧТОЙ! Про Интернет и компьютеры в то время как-то не думали.

Имеется и парочка «роялей», без которых жизнь главгероя была бы слишком короткой и не такой насыщенной. Первый из них помог справиться с негодяем Гриером и благополучно ускользнуть из рук Императрицы, а второй позволил каким-то неясным образом избежать уничтожения разумными пауками (откуда на Центавре взялся «борт 719»?). Да и убийство генерала Гролла не кажется мне убедительным. Как и готовность Иннельды пожертвовать своей величайшей тайной ради возвращения бессмертного мужа... Но на подобные шероховатости обращаешь внимание только при внимательном прочтении.

---------

ИТОГ: достойное продолжение истории первого лица Совета Оружейников. Будет целая куча приятных неожиданностей, увлекательных приключений и ОЧЕНЬ оптимистичный финал. Рекомендуется истинным поклонникам фантастического жанра. Настоятельно рекомендуется.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во время чтения романа ощущаешь будто ты — именно тот главный герой. Человек, который наделен великим интеллектом и применяющим его с такой искусностью и великолепием, что невольно начинаешь предполагать, что ты никто иной как Бог, который манипулирует империями из века в век как с игрушками.

Интересный и захватывающий фантастико-приключенческий роман, который завлек меня с первого абзаца и не отпускал до последнего слова.

Но многое мне осталось так и непонятно. Какую все-таки цель преследовал главный герой, и добился ли он ее? Каким образом происходили некоторые ситуации так и остаются загадкой для меня. Какой был смысл во всем его предприятии, если в итоге все закончилось как-то нелепо? Ну и самое непонятное для меня — это пауки. Какую роль они вообще сыграли в этом романе? Как по мне они лишние.

Но в итоге получился приятный роман, который читается легко и с интересом.

Всем приятного и увлекательного чтения.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю чего ждут другие от совершенно классического приключенческого фантастического романа. Для написанного в 1943 г в нем есть все лучшее, что могло быть в фантастике тех лет: напряженный сюжет, куча разных идей, довольно неплохой слог. Тут и бессмертие, и путешествия во времени, и межзвездные корабли, и инопланетяне. Плюс борьба двух могущественных сил, гении-провидцы и альтруистичный теневой властитель мира... Жаль только, что все это попорчено откровенно слабыми переводами: и стиль хромает, и ошибок море. Например, переводчики постоянно путаются в годах: то у них империя Ишеров существует 3 тыс. лет, то всего 300.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Создав две противостоящие организации: империя и оружейные лавки, автор в то же время подводит нас к мысли, что в реальной жизни есть всегда третья сила, которая управляет двумя предыдущими. И как это не парадоксально — это не наш главный герой, а совсем другая мировая сила и процесс идет не только в пространстве, но во времени. Наверное, именно поэтому автор вообще конец дилогии написал раньше начала, а вселенную создал после окончания её существования (смотри книгу 1). К сожалению такое описание развития событий не только не создает увлекательность и таинственность, а наоборот, совершенно запутывает читателя, не позволяя даже со второго и третьего раза добраться до сути происходящего. Но прочитать следует, ибо это все же знаковое произведение на долгом пути развития фантастики.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление, что роман слеплен из совершенно разномастных историй, сшитых друг с другом белыми нитями. Чуть-чуть вдумаешься, и история трещит по швам.

Герои и мотивировка их поступков надумана до невозможности, диалоги пафосные настолько, что набивают оскомину.

Несмотря на трепетную любовь к творчеству Альфреда Ван Вогта, могу сказать, что дилогия об Ишерах — один из самых недачных экспериментов Мастера.

Оценка: 1
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никакое действующее правительство не будет свергнуто. Но вместе с тем учреждается организация, единственная цель которой — дать гарантии, что правительство никогда не станет обладать всей полнотой власти над своим народом.

Жизнь человека, как и любого другого живого существа, процесс конечный. Однажды родившись, любой человек просто обязан умереть. Кто-то раньше, кто-то позже, но все приходят к одному и тому же неотвратимому финалу. У разных народов и культур на Земле отношение к смерти сложилось разное, и у многих этот событие вызывает вполне обоснованный страх. Сначала жрецы, астрологи и алхимики, а затем и вполне серьезные ученые искали и ищут до сих пор средство если не избежать смерти, то хотя бы максимально отсрочить встречу с ней. Но поиски источника вечной молодости и эликсира бессмертия, несмотря на все усилия, так ни к чему и не привели, и призрак бессмертия продолжает дразнить и манить всё новых и новых искателей бесконечной жизни. А пока никаких подвижек в этом направлении не предвидится, остается лишь мечтать или читать фантастику о бессмертных личностях.

Неладно что-то в Айшреской империи. Императрица не в духе, и потому, как её соратница Красная Королева всё сильней горит желанием снять кому-нибудь голову с плечь. А тут как раз повод появился — перебежчик от Оружейников Роберт Хедрок был заподозрен в нечестной игре. Императрица решила, что Хедрок — двойной агент, и его стоит примерно наказать. Но ни она, ни дом Оружейников, который и вправду считал Хедрока своим агентом и не предполагали, что он всегда был себе на уме и из всех сторон конфликта всегда предпочитал оставаться на своей стороне. Призвав на помощь всё своё красноречие и знание психологии императрицы, «разоблаченный агент» сумел на официальном обеде развернуть ситуацию в свою пользу и выйти сухим из воды, отделавшись всего двумя месяцами отлучения от императорского двора. Выбравшись как можно быстрее из дворца, Хедрок, как говорится, попал из огня да в полымя — прибыв на базу оружейников в отеле «Ройал Ганил» он очутился на заседании Верховного Совета Оружейников, где тут же, на основании данных РР-машины, был обвинен в том, что он совершенно не тот, за кого себя выдает, а наказанием для представителя Торгового Дома его ранга за подобное могла быть лишь смертная казнь. Такой расклад его, естественно, тоже не мог устроить, и поэтому Хедрок сбежал и от Совета. Укрывшись в своей тайной лаборатории он решил сначала разобраться с якобы замалчиваемым императрицей открытием — межзвездным двигателем, а потом уже пытаться найти выход из сложившейся ситуации.

Читая первую часть дилогии, я постоянно задавался вопросом — почему автор столь много вопросов о мире Оружейников и Империи оставил без всяческих объяснений? При весьма интересной проблематике, затронутой в тексте, сюжет романа развивался в каких-то картонных декорациях, лишающих при чтении львиной доли удовольствия. Но всё стало на свои места, когда я взялся за вторую часть, которая, как оказалось, была написана в 1943 году, на восемь лет раньше первой. То есть, по сути, после «Торгового дома» автор написал не сиквел, а приквел, что и объясняет смысловые провалы в тексте первой части — читатели уже давно были в курсе всех подробностей имперской жизни и не нуждались в дополнительных напоминаниях. Именно в «Торговом доме» Ван Вогт подробно рассказывает о причинах возникновения Дома: «Оружейные заводы были основаны несколько тысячелетий назад человеком, считавшим, что бесконечная борьба разных группировок за власть — безумие и что гражданские войны должны быть навсегда прекращены», — и о целях и способах их достижения: «Всякий человек, считавший себя несправедливо обиженным, получил полное моральное право покупать оружие для самозащиты. Это стало возможным, когда изобрели электронную и атомную систему контроля, позволившую возвести неподдающиеся разрушению заводы и производить исключительно оборонительное оружие». Так же получают освещение вопросы возникновения Империи и Торгового дома: «Первый и самый выдающийся из Айшеров известен только по имени, он же и основатель Торгового Дома, — Уолтер С. де Лейни — имя без лица», — а так же вопросы политики Дома в отношении Империи: «Он ведь, являясь неотъемлемой частью айшеровской системы, финансировал её и таким образом приложил руку к созданию самой стабильной государственной машины в истории человечества для подавления нестабильного общества». И только после прочтения второй части становятся понятными многие моменты первой.

По сюжетной же глубине, «Торговый дом» не дотягивает до «Оружейных магазинов», во многом скатываясь в чистое приключалово. История бесконечной жизни Роберта Хедрока, который вот уже как на протяжении пятидесяти пяти веков ведет человеческое общество к процветанию сама по себе, конечно же, интересна, но содержит слишком много авторских допущений и натяжек. Давным-давно создав удачную модель сохранения баланса сил в государстве он придерживается её на протяжении многих веков, не замечая, что такое жесткое следование «традициям» ведет к стагнации в обществе. Недаром он периодически вспоминает о том, что то или иное изобретение было совершено очень давно, а устройства и механизмы, которыми широко пользуются поныне получили распространение не менее тысячи лет назад. Он, как бессмертный Мичурин занимается многовековой селекцией рода Айшеров, подгоняя его под одному ему известные стандарты, он одинаково охотно манипулирует как имперцами, так и Оружейниками: «Совершенно случайно мы узнали о его непревзойденном интеллекте и поняли — для этого человека возможности рода Айшеров, а так же Торгового Дома не что иное, как средство для достижения собственной цели...» А узнав, что он практически раскрыт, начинает совершать какие-то странные поступки, которых совсем не ждешь от существа, прожившего тысячи лет и, по логике вещей, набравшегося за это время уму разуму. Чего стоит его превращение в гиганта, разрушающего города, которое он произвел лишь для того, чтобы вынудить императрицу отдать космический корабль, способный на межзвездные перелеты. Хотя политика главы государства тоже вызывает вопросы и её желание во что бы то ни стало уничтожить корабль, аргументируя это якобы тем, что межзвездные перелеты разрушат её империю, удивляет, хотя и является хорошей иллюстрацией того, что «мичуринская» программа Хедрока вполне себя оправдывает и консерватизм цветет буйным цветом: «Этот негодяй Гриер противопоставил себя короне. Он обладает изобретением, которое ставит под угрозу само существование государства. Об этот изобретении никто не должен знать». Образ императрицы, на мой взгляд, во многом является даже более интересным чем образ главного героя: «Полуребенок, полугений, она всем своим сильно чувствующим, эмоциональным существом жаждала чего-то необыкновенного». Её личная трагедия вносит хоть немного осмысленности в весьма бредовый и легковесный сюжет, хотя и оставляет в недоумении: почему она обязательно должна умереть в родах, про кесарево сечение и реанимацию за тысячи лет позабыли? Вот и получается, что, к сожалению, этот драматический момент на поверку страдает тем же отсутствием логики, что и большая часть сюжетных поворотов в книге. Особенное недоумение вызывает вся линия, связанная с разумными пауками и их способами изучения человеческой психики на примере психики Хедрока. К чему они были введены автором в сюжетную канву? Хотя, если принять во внимание тот факт, что проявление их деятельности в нашем мире, в общем-то сводится к воскрешению мертвых, то это наводит на определенные размышления.

Итог: начало истории, замаскированное под её продолжение, оказалось гораздо более связным, чем продолжение, замаскированное под начало... По моему мнению, логичнее будет читать романы дилогии не в хронологическом порядке, а в порядке написания. Тогда всё окажется более логичным и понятным. При всей своей увлекательности «Торговый дом», к сожалению, оказался лишен глубины «Оружейных магазинов». Книга вполне заслуживает внимания, но, как мне кажется, никак не дотягивает до звания шедевра. В ней есть несколько авторских находок, с которыми вполне стоило бы познакомиться, но не ждите от текста чего-нибудь особенного.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть оружейников гораздо лучше и цельней, чем первая. На это раз имеется один главный герой — бессмертный-мутант Хедрук, управляющий развитием человечества и побеждающий злобных пришельцев.

Штампы сейчас конечно, но зато в книге есть драйв и жесткий стиль Ван Вогта. Кстати, название «Один против вечности» (One Agains Eternity) точнее отражает сюжет

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот такой Ван Вогт мне не нравится. Написано так, будто это писала прыгающая курица, которая на подлёте заглатывает камни, стремясь высидеть как можно больше яиц. Объём небольшой, но еле домучил. Думал это будет или предыстория или продолжение «магазинов», но нет — это оказалась — ни к селу, ни к городу — самостоятельная история. Вот фраза из романа, которая хорошо характеризует это произведение и творчество Ван Вогта в целом: <<...и оказалось, что тот аннулировал гениальным методом логику, которая требовала его уничтожения>>. Альфред накрошил в тест кучу плохо сочетаемых ингредиентов, и в итоге кроме как чушью всё это не назовёшь. Взять, к примеру, Императрицу. То она в юном возрасте спит со змеёй (это что, стёб?), то все проблемы империи происходят от того, что она не замужем, то она не может родить, то она рожает. Потом приплетаются инженеры-близнецы, один из которых мёртв, но не совсем, потому что в конце он вроде оживился. Потом все ищут межпланетный двигатель. Потом ГГ раздувает себя до размеров гиганта, мало ему бессмертия. Потом появляются пауки, которым заняться нечем и поэтому они изучают человеческие эмоции на не совсем удачных примерах вроде полутрупной парочки братьев-инженеров, и бессмертного чела, который всю империю Ишер породил, а так же Императрицы с ее удлинённым лицом. И всё это в тексте, который больше на повесть тянет, чем на роман. Не знаю что там Ван Вогт в 50-ых курил, но мозг его работал совершенно не так, как у большинства людей. Однако, некоторые трюки в книге хороши. Например, в начале, где противоборствующие стороны приговаривают ГГ к смерти. Одни — за шпионаж, другие — за недостаточную лояльность. К тому же я почерпнул в тексте несколько замечательных цитат, поэтому так и не понял — доволен я прочтением или не доволен.:lol:

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохое, однако неровное произведение, возможно, в связи с позднейшими авторскими переработками, к-рые преследовали, в т.ч., цель включить его в контекст дилогии (вышло так, что ее 2-я часть была начата раньше 1-й, а закончена позже). Надуманные же действия в литературе всегда удаются хуже спонтанных. Поэтому детективная линия — первая половина произведения — получилась заметно лучше концовки, пытающейся свести воедино несколько линий. В первой половине есть и острые психологические поединки, и неожиданности вполне в духе Ф.Дика... Вообще, читается на одном дыхании, и оттого разочарование от второй половины тем сильнее, чем резче вот это самое снижение скорости — цена потери спонтанности. Хотя в целом и интересно и красиво — чего стоят, например, описания города, обнаруженного ГГ на инопленетном корабле.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая история бессмертного человека, по-своему организующего жизнь, по сути, всей планеты... Пауки только, по-моему, лишние...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это меня тоже удивило. Столько лет выводится фактически новая порода людей — императоров. Вернее, императриц. А так люди как люди. И проблемы житейские.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх