fantlab ru

Эдмонд Гамильтон «Сокровище Громовой Луны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Оценок:
363
Моя оценка:
-

подробнее

Сокровище Громовой Луны

Treasure on Thunder Moon

Другие названия: Похитители сокровищ; За сокровищем Громовой Луны

Повесть, год; цикл «History of the Solar System (II)»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

Группа оказавшихся сегодня не у дел космических ветеранов-первопроходцев, чтобы помочь дочери одного из своих товарищей, с воодушевлением снова берется за привычную работу и направляется на Оберон, луну Урана, на которой должен оказаться клад бесценного левиума, баснословно дорогого минерала с отрицательной гравитацией...

© vad
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: Amazing Stories, April 1942.

В СССР любители НФ впервые познакомились с этим рассказом, и с самим автором, на страницах журнала «Техника—Молодежи» в 1956 году. Рассказ имел необыкновенную популярность: для многих он стал первым прочитанным фантастическим произведением, которое открыло им удивительный мир фантастики.

* 1956 — ж. «Техника-молодёжи» №№ 1-2(66-71), 3(24-29), 4(27-33, 4 с.об.), пер. З. Бобырь

* 1956 — газ. «Комсомольская правда» Вильнюс, от 23 мая, с.,

В журнале «Техника-молодежи» был напечатан великолепный перевод этой повести, сделанный Зинаидой Бобырь, но, к сожалению, он был заметно сокращен для журнальной публикации. Это и понятно — на дворе стоял 1956 год, страна еще не оправилась от последствий сталинского культа личности (а отечественная фантастика от прокрустрова ложа «фантастики ближнего прицела»). Для журнала это была первая публикация такого рода произведения — приключенческо-авантюрного, да еще и написанного американским писателем. Поэтому, приходилось быть очень осторожными, убирая все, что могло вызвать гнев или неудовольствие партийных и прочих органов.

Были выброшены некоторые диалоги, отдельные предложения, абзацы и даже целые фрагменты текста. Некоторые отрывки были убраны по идеологическим причинам. Например, рассуждения Норта о том, что они (бывшие космонавты) могут стать садовниками, фермерами, а не продолжать жить всеми забытым героическим прошлым. Также, по понятным причинам, были убраны или заретушированы все упоминания о профессии Новы Смит. Другие фрагменты вырезали чтобы сделать действие более динамичным (что вполне понятно для журнальной публикации). Почему были сокращены некоторые другие отрывки вообще неясно. Например, в самом начале повести убраны упоминания о прилетевших на Землю обитателях Венеры и Марса: «в толпе их виднелось несколько ошеломленных венериан, красивых и белокожих, и двое-трое важных краснокожих обитателей Марса».

Позднее, с началом перестройки был опубликован полный перевод Зинаиды Анатольевны Бобырь, который и поныне остается вне конкуренции. С ним можно ознакомиться, например, в этом издании.

См. также комикс Олега Халимова.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Сокровище Громовой Луны
1989 г.
Сокровище Громовой Луны
1990 г.
Звёздные короли
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Звездные короли
1992 г.
Планета приключений I
1993 г.
Звездные короли
1993 г.
Восьмые звездные войны
1994 г.
Звездные короли
1997 г.
Патруль звездных волков
2000 г.

Периодика:

Техника - молодёжи № 1-2 1956
1956 г.
Техника - молодежи № 4 1956
1956 г.
Техника – молодёжи № 3 1956
1956 г.

Самиздат и фэнзины:

Великое кольцо
1983 г.
Капитан Фьючер принимает вызов
2017 г.
Андромеда. (Лучшее из фантастики). Том 1
2018 г.
Молот Валькаров
2018 г.
Капитан Фьючер принимает вызов
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами настоящая олдскульная классика космической оперы. Текст времён начала золотой эры фантастики.

Да, наивно. Да, местами примитивно. Но, чёрт возьми, как романтично, я бы сказал по — человечески, написано.

Смелые допущения автора по многим вопросам вызывают сегодня разве что улыбку. Принципы, проповедуемые писателем, многим моим современникам могут показаться старомодными и чересчур консервативными. У меня же они вызывают глубокое приятие и уважение. В современном мире грёбаного постмодерна кажется не осталось ничего нормального, ничего по настоящему человеческого. Мы живём в мире недоразумений, когда всё не то, чем кажется. Шестнадцать гендеров, чёрт их подери, шестнадцать!

У Гамильтона к счастью всего два. Его мужчины и женщины — нормальны, героичны, целеустремлённы и готовы пожертвовать собой ради товарищей.

Межпланетный космолётчик Джон Норт, его компаньонка Алина Лоурел и компания организуют авантюрную экспедицию на спутник Урана Оберон в поисках ценнейшего минерала левиума. На пути к этой цели им предстоит бороться с могущественной межпланетной корпорацией, монополизировавшей добычу ископаемых в Солнечной Системе и величайшим негодяем в системе — Шарлем Бердо и его шайкой громил. Героям повести не чужды чувство жалости и сострадания. Они наивны, доверчивы, вспыльчивы и временами благородны. Все они хотят заработать на продаже левиума, но их главный мотив, всё же не алчность. Они, пионеры космоса, хотят помочь таким же как и они межпланетным космолётчикам, которые будучи списанными с космических кораблей в запас оказались никому не нужны. Они рискуют своими жизнями ради благородной цели. Сегодняшние герои текстов всяких «тёмных» фэнтези и прочей подобной литературы «немного не такие», если не сказать больше.

ПРАВИЛЬНЫЕ ЛЮДИ получились у писателя. И, бог с ними, с этими попугаевидными зелёными аборигенами с беспалыми руками, которым, о Ктулху Милосердный, зачем-то нужна соль. Бог с ними, с циклотронами на непонятной тяге, атомными ружьями, ракетными автомобилями и другими невнятными деталями, населяющими текст. Главное, что он получился ПРАВИЛЬНЫМ. с ПРАВИЛЬНОЙ атмосферой. На таких произведениях воспитываются нормальные люди и нормальные принципы. Такая литература очень важна.

Написано легко. Читать интересно. После прочтения остаётся прекрасное чувство лёгкой грусти и неполного удовлетворения. Читать всем противникам современного мира фриков. Читать тем, кому ещё нужны настоящие литературные герои примеру которых должны следовать настоящие люди.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот ведь умели писать в Золотые десятилетия фантастики! С самого начала проникаешься симпатией к героям, с замиранием сердца следишь за их приключениями и счастливо улыбаешься заслуженно победному финалу. В детстве это была первая прочитанная мной фантастическая повесть (журнальный вариант) после довольно унылой «Плутонии» Обручева. Да ещё в журнале «Техника — молодёжи» были великолепные иллюстрации в романтическом стиле. Впечатление сказочное. После этого читать тогдашнюю дешёвую советскую фантастику расхотелось навсегда.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дело было, к счастью, в далёком детстве. До этой повести я читал всё подряд с одинаковым интересом. «Сокровище...» что-то переключило в том мальчишеском мозге и без фантастики я уже больше не мог дышать. Хотите научить детей мечтать, дайте им Гамильтона.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такое понятие, как раритет. Оно означает: «редкая, но ценная вещь». Так вот я бы применил именно этот термин к этому довольно короткому произведению. Так не пишут сегодня, но так не писали и тогда. Красиво, поэтично, наивно, рыцарственно, с верой в добро, честность, дружбу... Поэтому многим она и не нравится, ибо мы растеряли все эти настоящие мужские качества. Сегодня понятия мужчина и рыцарь несовместимы, а вступиться за женщину никому даже в голову не придёт. Да, написано давно, да, написано наивно, но ведь цепляет даже сегодня. А потому место этой повести в коллекции, пусть внук тоже почитает.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что тут сказать? Именно такого уровня произведения и можно называть Фантастикой с большой буквы. Потрясающая человечная история, такая редкая среди мутного суррогата капиталистической фантастики.

Однозначно рекомендую к прочтению! 10 из 10!

Вещь! Чапаевская!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не угадал автор в нескольких моментах: космонавты ныне отлетавшие не бедствуют, тем более герои! Живут в почете и при деньгах; Оберон не такой как ранее представлялось, лучше бы к в качестве объекта экспедиции выбрать автору спутник Юпитера — Ио. Но это тогда известно не было.

Отличный приключенческий сюжет с подробным описанием планеты(спутника) с точки зрения эволюции планеты из горячей в нормальную. Просто великолепно. На этом фоне развиваются приключения за мифическим элементом, обладающим невесомостью. Что ещё можно покруче придумать? Героизм и подлость, смерть и любовь, романтика и безысходность. Читается взахлёб и видно — произведение навека! На подобных воспитывается характер достойных людей.

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это конечно нужно читать лет в восемь — десять. Иначе этот трэш не переварить, Какой олдскул? Какая романтика? Плоский текст о плоских картонных «героях», что называется «бульварное чтиво». И даже их цель не оправдывает этой жести. Это была первая прочитанная книжка Гамильтона и всё с этим автором,больше ни ни.

Единственная польза от этого чтения, теперь понятно откуда взялся фигдостаниум в «Аватаре».)

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень долго искал эту книгу в сою библиотеку ! очень. Это то , что будоражит кровь юным искателям приключений, это для настоящих мужчин, я считаю. Любовь и кровь, верность долгу и отвага. Рекомендуется всем неравнодушным. Это мир нетолерантных мужчин и женщин. Это 42 год , вдумайтесь ! Тогда это было написано — и верно сейчас. Наивно ? Это когда честь была наивна и у кого ?? Твёрдая десятка.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Реальный олдскул, как было замечено ранее. В лучших традициях аркадного жанра. Приключенческая фантастика, о покорении трудностей ради высокой цели.

Благородство против коварства, предательства, низости и корысти. Тема грусти поблекшего романтизма первых космических перелетов напомнила «Возвращение со звезд» Станислава Лема. Все это замешено с элементами классической любви между мужчиной и женщиной. Без заморочек, без глубокого раскрытия персонажей, но с динамизмом и постоянным действием. Читать стоит, иногда очень не хватает почитать о казалось бы таких простых вещах изложенных так доступно и без лишней шелухи.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть «Сокровища Громовой Луны» громыхнувшая в СССР в 1956 году в журнале Техника — Молодёжи была весьма примечательным произведением отличавшимся от отечественных фантастически — производственных романов того же Немцова и Гуревича, живостью, динамикой, экшином, напоминая своим исполнением и стилистикой более комиксы, так популярные на Западе и совершенно незнакомые нашим читателям. Да, повесть оказалась огромным отличием от всего того, что было у нас (я не беру произведения Беляева или Владко). Она была живой, действенной, где герои белитристики и романов о приключениях и пиратах сразу же шагнули на просторы глубокого космоса и неимоверно бешеной эры космических кораблей и просторов. И не исследовать его, весьма осторожно и единомоментно, а жить и использовать этот мир как едино существующую и живую реальность. Но это было тогда....

Вот только сейчас я смог добраться до одного из аховых, для нашего читателя, произведений великого Эдмонта. Скажу честно, «Королей» перечитывал несколько раз, и не уставал читать и радоваться и сюжету, и простоте слога ( спасибо переводчику), и героям. В них всё великолепно, хотя технологии в романе немного уже — то и поотстали. Но вот «Луна» меня весьма разочаровала. Понятно что (читал в журнальном варианте) редакторские ножницы поработали на славу. Но всё равно, чувствуетс «картонность» героев, большой пафос и патетика в речах, которая совершенно не оправданна и наивна. А действия, мотивы и цели героев не выдерживают вообще никакой кртики. Провалы в речах, в сюжете (более всего опять ножницы редакторов партократии), мотивация. Да и вообще сплошь минуса. Чесно говоря — дочитывал этот «опус» с трудом...Оно и понятно, молодой автор нарабатывал опыт. У каждого есть свои пробы и провалы. Лично для меня же, это провальный опыт Э. Гамильтона, который его привёл и к написанию «Звёздных королей» и к званию Короля Космооперы.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На русском языке повесть была опубликована в 1956 году, когда я ещё не умел толком читать. А фантастикой я всерьёз увлёкся в середине шестидесятых, когда советский читатель уже знал немало отличных произведений как переводных, так и отечественных. Чтобы прочитать повесть Гамильтона пришлось идти в Публичную библиотеку. Тут-то и оказалось, что хвалёная повесть попросту скучна и плохо написана. Конечно, если сравнивать с Хьюго Гернсбеком, то Гамильтон выглядит великаном, но это какой-то карликовый великан.

А «Звёздных королей» я домучил, но о чём там идёт речь, хоть убейте, не вспомнить.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Олдскул как он есть. Таинственный космос, стальные корабли, другие миры, дружба и взаимовыручка на опасном пути к простой и благородной цели.

Да, может быть, сейчас повесть может показаться наивной. Но иногда это именно то, что надо.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Высокое дерево на плече Подзорной Трубы, направление к С. от С.-С.-В. Остров Скелета В.-Ю.-В. и на В. Десять футов. Слитки серебра в северной яме. Отыщешь её на склоне восточной горки, в десяти саженях к югу от черной скалы, если стать к ней лицом. Оружие найти легко в песчаном холме на С. оконечности Северного мыса, держась на В. и на четверть румба к С.» — наверное, мало кто из людей читающих не узнает строк, написанных на карте Флинта и указывающих, где зарыты сокровища. И все они, безусловно, сразу вспомнят приключения Джимми Хокинса, который отправился за ними в дальнее плаванье. «Остров Сокровищ» стал самым популярным произведением, освещающим эту притягательнейшую тему. Но, конечно же, далеко не единственным. Уж куда только авторская фантазия не забрасывала очередных охотников за древними кладами и искателей Эльдорадо. Эдмонд Гамильтон героев своего рассказа решил послать за сокровищами аж в бездны космического пространства, в окрестности Урана, а точнее на одну из его лун — Оберон, называемый так же Громовой луной. И началось у него всё тоже с некого текста (разве что карты в комплекте не оказалось): «Залежь левиума в западном из трех вулканических пиков, поднимающихся из Пламенного Океана. Высадка возможна только на базальтовом плато близ копьевидной бухты на южном берегу. Применять двойную теплоизоляцию. Переезд к пикам на каменном плоту. Остерегаться Огневиков». Записку с этим текстом принесла на чердак в «убогом домишке на Киллистон авеню» Алина Лоурэл, дочка знаменитого штурмана Торна Лоурэла. На том чердаке обитала странная компания, состоящая из некогда знаменитых первопроходцев космического пространства, которые теперь были никому не нужны и, доживали свой век в полной нищете, забытые всеми. Эту записку Торн оставил её матери перед самой своей смертью, та же хранила клочок бумаги долгие годы, пока, в свою очередь, не умерла. Лишь тогда он попал в руки Алине, которая решила, во что бы то ни стало, организовать экспедицию на Оберон, чтобы добыть там легендарный левиум — обладающий антигравитационными свойствами «самый странный, самый редкий минерал во Вселенной». Небольшого кусочка левиума, привезенного отцом с собой из последней экспедиции было достаточно, чтобы оплатить покупку списанного 12-местного крейсера. Вот только команды у неё не было, да и быть не могло, если, конечно, она действительно хотела получить это сокровище в свои руки. Дело в том, что практически все космические перевозки и, соответственно, всех пилотов прибрала к рукам Межпланетная Компания по металлам и минералам, ни за что не выпустившая бы из своих рук такое богатство. Она же, принимая на работу лишь молодых, фактически оставила без всяких средств к существованию ветеранов освоения космоса: «Межпланетник кончается в тридцать лет. У него уже нет координации, быстроты реакций и ловкости, какие есть у молодых». Естественно, предложение дочки Торна было воспринято с восторгом и «команда Стариков», никто из членов которой уже никогда не рассчитывал увидеть Пространство, решила принять участие в этом безумном предприятии. А безумным его делало место, в которое предстояло лететь — Громовую луну не зря прозвали именно так, ведь Оберон слыл одним из самых опаснейших мест в Солнечной системе. В его атмосфере постоянно свирепствовали ураганы, а в морях вместо воды плескалась раскаленная лава. Вот в такой филиал ада и нужно было отправляться космическим искателям сокровищ.

Эх, Золотой век фантастики! Бесстрашные герои, прекрасные глуповатые героини, ужасные космические монстры, сумасшедшие ученые и прочее, и прочее, и прочее... Наивные и удивительные истории о приключениях на других планетах выходили тогда в огромном количестве. Но этот рассказ Гамильтона, написанный в 1942 году, несколько выделяется на общем фоне. Антураж конечно же соблюден: здесь есть и атомные ружья, и ракетные автомобили, и космолеты на циклотронах, и инопланетяне на каждом космическом булыжнике. Но вот главные герои несколько не вписываются в шаблон — они по прежнему мужественны, умелы и умны, но лучшие их годы навсегда остались в прошлом. Во времена своей юности они облетели всю Солнечную систему, но теперь остались на обочине жизни. Если бы не дочка их друга, то они так и умерли бы в земных трущебах, до последнего продолжая мечтать о полетах. Алина, желая осуществить свою мечту, помогла им воплотить в жизнь свои мечты: «Душа его пела вместе с циклотронами. Он был пьян от счастья. Ощущение рычага в руках было для него как вино, а сверкающие звезды в пространстве — как манящие маяки, а старый «Метеор» был волшебным кораблем, способным достичь самых дальних пустынь Бесконечности». Они смогли доказать всем, и прежде всего самим себе, что их ещё рано списывать со счетов, что координация-быстрота-ловкость молодых, так ценимая Компанией, ничто по сравнению с многолетним опытом старых космических волков. Рассказ получился довольно увлекательным, автору удалось создать несколько грустную атмосферу. Следя за полетом «Метеора» к Оберону, начинаешь сочувствовать героям, ведь для многих из них этот рейс станет последним и меньше половины из экипажа в итоге увидит волшебное сияние левиума. Единственное, что показалось мне абсолютно фальшивым, так это любовная линия, возникшая в финале между Алиной и представителем Компании Сиднеем. Хоть он и неоднократно заявлял, что просто выполняет распоряжения начальства, мне кажется крайне маловероятным, что после всех преград, чинимых от имени Компании Сиднеем, дочка Торна влюбится в него. Да она с ним на одном поле с.. собирать ромашки не станет! Какая уж тут любовь.

Итог: на удивление приятный, легкий и душевный текст. Несмотря на полное несоответствие результатам современных исследований космоса, читается влет, оставляя приятное послевкусие. Рекомендую как любителям классических фантастических произведений, так и любителям неглупых приключений. Читайте классиков!

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно ЭТО мы ждали каждый месяц, забирая из почтового ящика очередной номер «Техника-молодёжи», «Юный техник», «Знания-сила» и др. Но получали, всегда НЕ ТО!))

Устарела-неустарела – абсолютно не важно – эта повесть настоящий коллекционный антиквариат. Всё равно, читать такое можно только в подростковом возрасте.

Как эмбрион минует в своём развитии все стадии эволюции, так и юный читатель проходит все стадии развития фантастики.

Гамильтон сумел замешать очень атмосферный коктейль из дружбы, приключений, путешествий, любви. Повесть совершенно мушкетёрская и в этом её успех. И она никогда уже не устареет, как не устарел бессмертный роман Дюма.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это даже для моего школьного возраста была уже классика: видать, по ошибке (как случилось с «451 по Фаренгейту», где тов. Суслов проглядел позорно, чьи именно самолеты сбрасывают бомбы на Америку) Гамильтон чем-то угодил начальству; прежде всего, предполагаю, сходством со Стивенсоном, который, как «угнетенный шотландец», всегда проходил в печать под грифом «давно и безвредно и воспитательно и отвлекательно». Правда, посмотреть бы на оригинал: за переводчицей З. Бобырь уже тогда имелась манера треть текста отрезать, четверть присочинить. Но в 1959-1961 году, когда я стал читать фантастику, «Бобырь» было для меня пустым звуком... зато «Эдмонд Гамильтон» звенело «серебряным звоном савельевских шпор»: это была все-таки настоящая западная фантастика, — а сердце ребенка и подростка требовало той самой «музы дальних странстви» (с), желательно космических, — которой нам с годами почти всем ноги переломать захотелось, — настранствовалось.

Но тут таинственный минерал с отрицательной гравитациией (вскоре украденный неудавшимся фантастом Фоменко в его «Тайне Млечного Пути») и прочая романтическая хрень гарантировали повести — которая печаталась с продолжениями в «Технике молодежи», как теперь понимаю, накануне «Всемирного фестиваля молодежи» (1957) — успех невероятный. Номера журнала в библиотеках на полке не стояли: библиотекарша держала их в запертом ящике в читальном зале. И т.д., и т.д.

Вот так вырастало поколение, для которого домашним озарением была «Туманность Андромеды», а следом — «Страна багровых туч», для которого Александр Беляев был небожителем, а Сергей Беляев... ну, тоже годился. Даже Казанцев еще казался писателем. Все это как-то и во что-то сплавлялось, пока не стали появляться Азимов и Брэдбери, заставившие сильно позабыть Гамильтона.

Но через полвека понимаешь, как важно было читать Гамильтона и даже «Гиперболоид» — а не «Как закалялась сталь». Мы не верили уже тогда, «что жизнь дается человеку только однажды».

Мы уже тогда, когда изумительно сформулировано ( другое время) в «Свете в окошке», подозревали что в худшем случае «жизнь дается человеку только дважды». И каждый из нас, кто жив или кого мы помним, даря им свои «мнемоны», хранит в себе и частицу не великой в общем-то прозы Гамильтона 40-х — 50-х годов. Время Азимова и Брэдбери было не за горами, но без Гамильтона мы, глядишь, и не поняли разницы в масштабах дарований.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх