Йен Макдональд «Убежище»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Фанадд — единственная из населённых людьми планет, на которой рождаются только близнецы. Никто не бывает здесь одинок благодаря треммеру — способности разделять мысли и чувства своего близнеца на любом расстоянии. В этом мире растёт Шодмер, девочка с умом и способностями взрослой. Она — посол от Клейда, гигантского древнего союза цивилизаций, прибывшая на корабле-роботе в виде информационной копии. Героиня рассказа Фодаман заботится о Шодмер и наблюдает за ней. Вместе они живут в крепости-монастыре, именуемой Убежище, на холодном заполярном Юге, пока в мирный распорядок их жизни не вторгаются трагические события и грязная политика...
Входит в:
— цикл «Некровиль»
— журнал «Asimov's Science Fiction, October-November 2002», 2002 г.
— журнал «Если 2004'5», 2004 г.
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (1), периодика (2)
- /перевод:
- В. Гришечкин (1), Н. Осояну (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NIKItoS1989, 8 сентября 2024 г.
Любопытный рассказ, общество близнецов — напоминает мне переводчиков из Посольского Города Чайны Мьевеля, возможно Мьевель отсюда и подчеркнул идею в некотором роде.
Рассказ оставляет больше вопросов, чем ответов, но этим и занятен.
Manowar76, 9 декабря 2023 г.
Наименее масштабное действо во всем цикле «Некровиль».
Эпизод из вселенской истории человечества-Клады.
Терраформированная планета близнецов. Эмиссар Клады. Интриги местных политиков. Не единожды читанная драма о трагедии существа, оказавшегося без близнеца в мире, где представить такое немыслимо.
Социально-цивилизационное, а духе Ле Гуин или Андерсона.
7(ХОРОШО)
Lilian, 8 июля 2020 г.
Последовательно читаю рассказы и повести из этого цикла. Что ж, масштаб авторской фантазии во втором рассказе поменьше, история тоже достаточно локальная, но зато больше внимания уделено чувствам и переживаниям главной героини. Автор конструирует один из заселенных миров, придумывает генетические особенности, повлиявшие на его культуру и его легенды, и в итоге показывает несколько дней из переломного момента в истории этого мира, когда осуществляется контакт с послом содружества иных, намного более технологически развитых миров. Параллельно главная героиня переживает личный эмоциональный кризис и принимает одно важное решение.
В качестве маленькой придирки. Легенды придуманного мира — самая красивая часть истории, но в ней то ли автор, то ли переводчик путают понятия «животные» и «звери».
Seidhe, 3 декабря 2014 г.
Взялся читать Макдональда после довольно внушительного перерыва, обнаружив, что на русский переведено ещё несколько произведений. Так вот из четырёх прочитанных «Убежище» понравилось больше всего. Во-первых, очень впечатлило описание Клейда — сообщества тридцати тысяч обитаемых миров, под которым легко угадывается биологическое понятие «клады» — группы организмов, которые являются потомками единственного общего предка и всех потомков этого предка. Причём автор нигде не отвечает на вопрос, является ли это сообщество непредставимо-далёким будущим земного человечества, или же нынешняя Земля — один из «засеянных» жизнью миров. Во-вторых, текст буквально напичкан интересными теориями и гипотезами, которые умещаются буквально в пару предложений и из которых другой автор сделал бы три страницы заумных рассуждений, а ещё через сотню страниц повторил бы их заново. А в-третьих, мне просто очень понравились как описания сурового мира Фанадда, так и легенды его обитателей. Для примера: «...всем пришлось остаться — даже Насекомым, потому что тогда они ещё не похитили у Птиц тайну полёта. Это случилось много позднее, и с тех пор Птицы охотятся на Насекомых, стараясь вернуть украденное...» Не припомню, чтобы попадался мне этот мотив в земных мифологических системах.
В итоге получился замечательный рассказ, который, как уже отмечалось, должен понравиться широкому кругу читателей — от поклонников «антропологической» фантастики (вроде «Левой руки тьмы» Ле Гуин) до любителей историй про постчеловечество (в духе «Схизматрицы» Стерлинга или «Вакуумных цветов» Суэнвика).
P.S. А ещё, как всегда, очень впечатлила иллюстрация к рассказу Владимира Бондаря в «Если».
Gynny, 26 августа 2013 г.
Рассказ о контакте. Только не с чуждыми пришельцами, а диппредставителей относительно отсталой и специфичной тесной ментальной связью между близнецами (рождаются только однополые близнецы) планеты с маленькой девочкой, представляющий развитую человеческую цивилизацию, потому как разум во Вселенной — по автору — это особенность только человека.
Написано неплохо, но ожидаемой от автора оригинальности сюжета и показанных штриховкой (потому как для полноценного полотна объем слишком невелик) миров я не увидела. Даже легенды, занимающие на мой взгляд неоправданно большое место в тексте — лишь местная версия Ноева ковчега и теории панспермии.
zarya, 20 февраля 2008 г.
Рассказ очень органично сочетает планетарно-антропологическую фантастику в духе Ле Гуин и «новую космическую оперу» 90-х. Прекрасные описания северной природы, а структура галактических цивилизаций и надцивилизаций хоть и набросана бегло, но при этом такова, что на толстый роман бы хватило. Психология главной героини и девочки-посла прописана чётко. Только сюжет грешит некоторой примитивностью.