fantlab ru

Джон Гвинн «Злоба»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.13
Оценок:
64
Моя оценка:
-

подробнее

Злоба

Malice

Роман, год; цикл «Земли Изгнанников»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Молодой Корбан с завистью наблюдает, как мальчики становятся воинами, осваивая искусство войны. Он жаждет владеть своим мечом и копьем, чтобы защитить королевство своего короля. Но этот день наступит слишком скоро. Только когда он потеряет тех, кого любит, он узнает истинную цену мужества. Изгнанные земли пережили жестокое прошлое, когда армии людей и гигантов сражались в битвах, земля потемнела от крови их сердец. Хотя кланы гигантов были сломлены в прошлом, их разрушенные крепости все еще покрывают землю. Но теперь гиганты снова зашевелились, замечены гигантские змеи и сами камни истекают кровью.Те, кто все еще может читать знаки, видят угрозу гораздо большую, чем древние войны. Печаль омрачит мир, поскольку ангелы и демоны сделают его своим полем битвы. Тогда будет война, которая положит конец всем войнам. Верховный король Аквилус созывает своих собратьев-королей на совет в поисках союза в это трудное время. Пророчество указывает на то, что тьма и свет потребуют двух чемпионов, Черного Солнца и Яркой Звезды. И будет разумно найти обоих, потому что если Черное Солнце возьмет верх, надежды и мечты человечества превратятся в прах.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2013 // Лучший дебют

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Злоба
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Malice
2012 г.
(английский)
Malice
2024 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джон Гвинн к моменту первой публикации на русском языке, успел написать восемь романов, последний из которых открыл читателям уже новый мир. Книги автора собрали массу положительных отзывов и рекомендаций, и ожидания от его дебюта были достаточно высокими. «Злоба» — первая книга тетралогии «Верные и Падшие», рассказывающая эпическую сагу о Землях Изгнанников. Ожидания от романа в целом оправдались: это хорошее классическое фэнтези, не лишенное, впрочем, недостатков.

В 2013 году роман получил премию Дэвида Геммела за лучший дебют. Пожалуй, справедливо. Хоть в целом подходы Гвинна и короля героики заметно отличаются, есть что-то общее в самом духе их книг, на страницах которых очень важное место отводится сражениям и воинскому ремеслу.

Сюжет романа изобилует привычными и знакомым многим составляющими: надвигающаяся война высших сил, пророчества, в основном молодые и юные герои, которым предстоит искать свое место в недружелюбном мире. И все это в сеттинге с ламповой атмосферой Британских островов времен короля Артура.

Итак, Земли Изгнанников – континент, который делят между собой с десяток людских королевств и пребывающие ныне в упадке кланы великанов. В далеком прошлом на этих землях разразился локальный апокалипсис в результате противостояния бога Элиона и его извечного врага (и, разумеется, сына) Азрота. Спустя тысячелетия мудрые люди обнаружили знамения, предвещающие возвращение Азрота. Кроме того, есть пророчество о пришествии защитника смертных, Яркой Звезды, и проводника злой воли Азрота, Черного Солнца. Аквилус, король Тенебрала, созывает всех правителей Земель Изгнанников на совет, где призывает их заключить союз, дабы подготовиться к надвигающейся угрозе, а также для поиска Яркой Звезды и Черного Солнца. Очевидно, одни короли решают поддержать союз, другие – нет, а третьи постараются использовать сложившееся положение для своей выгоды.

Таким образом, первый роман тетралогии будет во многом посвящен расстановке фигур и первым шагам по пути сплочения и (а как же иначе?) разобщения королевств. Ну и, разумеется, на фоне всего этого будут разворачиваться личные истории героев.

В книге достаточно много действующих лиц, а повествование ведется от лица нескольких персонажей, находящихся в гуще событий. Четырем из них уделено заметно больше страниц.

Юный Корбан живет в Дун-Карреге, столице королевства Ардан. Он мечтает стать воином в дружине короля Бренина. И вот, когда подходит время вступить на этот путь, вокруг молодого героя начинает происходить подозрительно много неординарных событий, и их обилие сложно считать лишь совпадением. Корбану отведена в повествовании роль архетипического «избранного паренька с фермы», а, следовательно, его будут ждать и тернистый путь становления, и мудрые наставники, и заклятые враги. Подобные истории Гвинн явно любит, и свою он прописал достаточно канонично и симпатично.

Кивен – сестра Корбана. Добрая и отважная девушка целиком и полностью довольна своей жизнью в Дун-Карреге. Однако нормальность её жизни начинает постоянно нарушаться странными, а порой и опасными событиями, происходящими вокруг ее младшего брата. В целом её линия идет бок о бок с линией Корбана, так как почти на всем протяжении романа они неразлучны. А в финале книги Кивен, пожалуй, оказывается в самом сложном положении из всех героев.

Верадис – сын одного из лордов Тенебрала. Он отправляется на службу ко двору короля Аквилуса и почти сразу получает предложение от принца Натаира вступить в его личную гвардию. Верадис чувствует, что нашел свое истинное место: служить в отряде принца – большая честь, а сам Натаир – амбициозный и располагающий к себе лидер, и многое указывает на то, что ему уготована особенная судьба. Планы и решения порывистого принца многие в королевском окружении находят сомнительными, однако Верадис демонстрирует безоговорочную преданность своему командиру. И очень интересно будет увидеть, куда заведет его эта верность: уже в первом томе она не раз подвергнется испытанию, пусть пока и не даст трещину.

Кастелл – племянник короля Изилтира. Будучи парией при дворе своего дяди (в большей степени герой сам так считает), Кастелл предпочитает находиться вдали от столицы. После цепочки событий лучшим выбором для него становится вступление в особый воинский отряд, который охраняет границы Изилтира от набегов великанов. По ощущениям для основного сюжета эта линия менее важна, но дает возможность посмотреть на события с еще одной стороны, кроме того, в нужных местах переплетается с линией Верадиса и Натаира.

Главное достоинство «Злобы» — бодрая и захватывающая история. Кто-то может сказать, что первый том представляет собой лишь многостраничный пролог перед основным действием. Так, Корбан, например, в конце книги даже и не осознал своей судьбоносной роли в наступивших и грядущих потрясениях (хотя она будет очевидна даже неопытному читателю). Тем не менее, ни на минуту не возникает ощущения того, что автор предложил читателю лишь необязательную экспозицию. С повествованием Гвинн справляется отлично. Роман прямо таки насыщен действием: небольшие по объему главы резко сменяют друг друга, и почти в каждой из них происходит что-то интересное. Скучать будет некогда, а последняя четверть книги вышла и вовсе просто таки ураганной.

Описываемые в первом томе события не всегда будут важными для магистрального сюжета, но почти всегда интересны и захватывающи. Конфликты, сюжетные ходы, взаимоотношения довольно просты и будут знакомы каждому поклоннику жанра, но у Гвинна получилось построить искреннее, логичное и последовательное повествование. Будет много яростных схваток и битв, загадочных событий и тяжелых решений для персонажей.

При всем общем положительном впечатлении от «Злобы», нельзя не отметить и недостатки книги. Главные из них кроются не в общем построении повествования и сюжетных ходов, что встречается, пожалуй, чаще всего. Не в инфантильности истории, коей часто расстраивают книги последнего десятилетия, когда, казалось бы, стыдно писать подобное спустя многие годы после публикации настоящих флагманов жанра.

Во-первых, сам текст в дебютном романе Гвинна заметно хромает. Авторский стиль достаточно прост – никаких красот и глубин ждать не стоит. Кроме того, у Гвинна довольно сыро выходят описания отдельных эпизодов: это касается как построения сцен, так и диалогов, подачи мировосприятия персонажей и ряда других моментов. Те же сцены знакомства героев обставлены на уровне очень средней компьютерной ролевой игры, в бюджет которой не вписался нормальный нарративщик. Ощущения от текста «Злобы» сходны с ранними романами Сандерсона, но и те были написаны более уверенно.

Во-вторых, несмотря на солидный объем романа, повествованию явно не хватает и описаний: бытовых мелочей, мироощущения персонажей, информации о сеттинге. Конечно, совсем не обязательно, чтобы описания в тексте разливались широкой щедрой рекой на манер Джордана, Уильямса или Хобб. Хороший писатель может пойти и другим путем: добавив деталь там и меткое замечание здесь, создать эффект погружения. Гвинну этого навыка недостает, возможно, лишь в дебютном романе. А как бы мог расцвести мир книги, удели Гвинн больше внимания обычаям и культуре народов, населяющих Земли Изгнанников! Но, увы, дебют Гвинна лишен той глубины, которая присуща лучшим эпикам, и для читателя королевства Изилтир и Гельвет не будут так же отличны и своеобразны, как, например, Темерия и Редания (описанию которых их создатель как раз и не отводил много места, но объемная картинка получилась).

Эти недостатки (в общем-то, весьма серьезные), тем не менее, не низводят «Злобу» до уровня необязательного чтения. Уж очень сильны оказались эмоции от истории, рассказанной Гвинном, очень интересно, как она будет развиваться дальше.

Для кого важна обязательная новизна, кто (уже или вообще) не переваривает классические эпики и героику, тем разумнее пройти мимо цикла Гвинна. Тем же, кто, напротив, любит истории о воинской доблести, об эпических противостояниях, о надвигающейся угрозе, на «Злобу» определенно стоит обратить внимание. Пожалуй, лучшей похвалой роману будет то, что продолжение хочется взять в руки сразу же после последней страницы первой книги.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал книгу чисто чтоб узнать на сколько автор сможет растянуть это вступление. Понимаю почему планы издать эту книгу отложили в долгий ящик. 4/5 книги это пролог который в других подобных произведениях занимает обычно 2-3 главы. Я серьезно. Не происходит практически ничего. Главный герой тренируется, главный злодей... показывает что он главный злодей).

Очень бесят такие моменты когда главный герой «чувствует» что надо сделать что-то.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Корбан почувствовал что надо спасти волка. Конечно. Хоть все и знают что они чудовищные монстры на службе гигантов, но не спасать эт как-то не по человечески. Да и как иначе спутника герою то автору всунуть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Корбан почувствовал, что не надо никому рассказывать про волшебный проход под крепостью с трупом монстра. Ну конечно, это ведь нормально. Пусть никто не знает что тут могут быть монстры которые могут в любой момент всех сожрать, иначе по другому автор никак не сможет потом использовать эти тунели для блага сюжета.

И да, авторам наверное хватит уже давать главным героям спутников волков. Боевой бобер и то интересней будет чем волк.

Дочитав, начал вторую книгу чтобы оценить насколько она затянута. Там в целом та же жесть. Автор тааааак растягивает события. Главному герою говорят: « Давай мы тебе объясним почему ты главный герой и что вообще происходит. на что ответ «Нет!» и так прошло 3 главы.... Т.е. не «Нет, мне надо смирится со смертью близких давайте завтра поговорим.» А просто «Нет».

Краткий итог: Без намерения прочитать вторую книгу, даже не стоит начинать. 450 страниц из 656 это пролог. И судя по всему это довольно банальная история без каких-то оригинальных идей

Оценка: 5
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем дольше я читал эту книгу, тем больше у меня к ней накапливалось претензий, а учитывая немалый (950 страниц) объём «Злобы», к последней четверти романа я был готов излить на него уже свою накопившуюся злобу. Но Джон Гвинн в концовке набрал темп и слегка скрасил мои впечатления от своего произведения.

Итак, перед нами фэнтези. Классическое, незамутнённое фэнтези, сделанное по всем лекалам жанра, как будто написанное годах в 1960-70-ых. Для этого столь любимого мной жанра важна такая вещь, как построение мира, сеттинга, и этот пункт Гвинн благополучно провалил — перед нами очередная вариация средневековой Европы с феодальной раздробленностью, чутком магии и заявленной чуть ли не в прологе войной богов. Боги стандартные — Создатель и противостоящий ему очередной Саурон без единой интересной черты.

Эта безыдейность распространяется и на персонажей романа, и на его историю. По моде, заданной отцами нашими Джорджем Мартином и Тэдом Уильямсом, мы знакомимся с миром и сюжетом глазами множества героев. Это юноша, который хочет стать воином, юноша постарше, который уже стал воином, ещё один юноша постарше, который уже стал воином... Улавливаете? С самого начала очевиден один главный герой, его зовут Корбан (это юноша, который хочет стать воином), ему уделено больше всего времени и глав, остальные — для декорации или для того, чтобы стать свидетелями событий, которые автор хочет описать читателю. Я до середины романа путал Верадиса и Кастелла, настолько похожими они получились, различаясь лишь своей карьерой и местом действия. А в остальном — старый добрый типаж неплохого парня, который оказывается отличным воином и с честью и благородством в сердце несёт свой долг. А главный герой, Корбан — ещё один Избранный, не знающий об этом, что, впрочем, становится очевидно достаточно быстро — уж слишком многозначительно на него смотрит Таинственный Наставник (их у него целая обойма), слишком старательно создаётся вокруг него интрига, слишком сконцентрированы вокруг него Таинственные События, Волшебные Существа и Удача. Рост персонажа Гвинну показать не удалось — каким Корбан был в первой главе, таким остался и в последней, несмотря на испытания, потери и (куда же без этого) преодоление себя.

Темп повествования очень размеренный, событий вроде бы много, но ярких среди них мало, да и к ним автор подводит столь старательно и с такими дотошными объяснениями, что интерес угасает сам собой. Такая громадная книга — а всё важное сконцентрировано в последней четверти. А учитывая отсутствие оригинальности и пустоту персонажей, роман становится весьма блеклым. Даже боевые сцены, которых немало, не щекочут воображение. Мне даже подумалось, что именно «Злобе» не помешали бы некоторые черты модной «тёмной фэнтези», и я говорю не о чернухе и описании зловонных городов и выпущенных кишок, а о реализме и страсти, психологизме. Ведь большая часть персонажей — люди молодые и очень молодые, их кровь и разум должны кипеть, дыхание срываться от любви и похоти. Но романтические отношения здесь или отсутствуют, или весьма скупы, ограничиваясь томными взглядами и поцелуями в щёчку. Поэтому и не ощущается трагедией потеря героями любимых (только не говорите мне, что это спойлер), поэтому никак не влияют на образ действия персонажей вспышки гнева (благородного, конечно же).

Также автор попытался поиграть в загадки и создать множество интриг ( и даже Интригу), но все ходы и недомолвки читаются до неприличия легко, и невероятных поворотов в «Злобе» просто нет.

В конце ругательной рецензии принято капнуть ложкой мёда в бочку дёгтя, но думается мне, я эту ложку уже израсходовал. Разве что можно добавить, что несмотря на размеренность и скуку, писатель держит темп так, что бросать чтение я не стал. Попробую полистать второй том оригинала, не дожидаясь перевода, но шанс на исправление я Гвинну даю очень маленький.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу мне уже некоторое время рекомендовал прочитать мой друг, который сам с данным циклом ознакомился пару лет назад. Какое-то время я отмахивался от этого, так как на английском я читаю довольно медленно. Но когда стало ясно, что книгу издадут в России, он сказал, что уж теперь я точно должен её прочитать. И как я же я благодарен ему за это!

Исходя из того, что я читал об авторе в интернете до прочтения книги, я знал, что многие сравнивают его произведения с книгами Д. Геммела. И это правда.

Книги, прочитанные мной в последнее время, в основном относятся к жанру тёмного фэнтези, и на этом фоне «Злоба» выглядит достаточно свежо и приятно читается.

Я не могу сказать, что Джон Гвинн преподнёс нам в этой книге нечто особенное, повествование строится из знакомых всем читателям фэнтези элементов, которые мы уже видели во многих других произведениях. Но автор очень умело их использует и через какое-то время ощущение, что я уже всё это читал, у меня пропало по мере того, как меня завлекала история. Единственное, за что автора хочется немного поругать, так это за то, что он любит обрывать повествование, особенное в первой трети книги. В книге 958 страниц и при этом больше 80 глав. Из-за того, что автор подаёт историю такими короткими частями вначале, когда открываешь очередную главу, несколько секунд ты вспоминаешь, что это за персонаж, которому она посвящена. Но после первой трети все персонажи запоминаются и это ощущение пропадает.

В книге очень много персонажей (вначале кажется, что их слишком много), но для меня главными стали линии Корбана и Верадиса. Не знаю как остальные, но я обожаю, когда в фэнтези главный герой по сюжету попадает в школу (или университет, как это было, например, у П. Ротфусса) или когда нам показывают историю его взросления (самый яркий пример для меня — книги Р. Хобб о королевском убийце). Именно поэтому больше всего понравилась история Корбана.

Отдельно хочется отменить боевые сцены, они здесь написаны просто потрясающе. Если сравнивать с другими авторами, то по обилию крови и насилия это нечто среднее между тем, как выстроены такие сцены у Джо Аберкромби и тем, как к этому походит Б. Сандерсон.

Самым главным критерием того, как оценивать книгу, для меня является эмоциональная вовлечённость в происходящие с героями события. И Джон Гвинн справился этой задачей на отлично .На протяжении последних 250 страниц я вообще не мог оторваться от книги.

В итоге могу только отметить, что если вам нравится жанр эпического фэнтези и вы думаете, стоит ли тратить время на данную книги, то ответ: «Да, определённо стоит!)».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забегая вперёд, хочу сказать, что издания на русском цикл, безусловно, заслужил. Представители издательства говорят, что продажи первого романа оставляют желать лучшего и перспективы туманные. Даже и не знаю, что отпугнуло русского читателя. Может, внушительный объём произведения в 900 с лишним страниц? Дескать, первый роман цикла, в котором почти ничего не происходит, пролог в 900 страниц? А может, он вышел не в той серии? Ведь «Шедевры фэнтези» сейчас, как мне кажется, больше

отождествляется с дарком, мрачной и жестокой фэнтези. «Злоба», несмотря на название, уж точно не дарк. Но от этого хуже роман не становится. Хочу пояснить, что я люблю дарк, и в том числе издающийся в «Шедеврах», взять хотя бы Флавиуса Арделяна и мои очень положительные отзывы на его «Миазмы», хотя грязи как раз там хватает.

Возвращаясь к «Злобе» Гвинна. Не соглашусь с мнением, что этот роман-лишь пролог к циклу. Роман насыщен действием, последняя его четверть — даже перенасыщена. Не стоит отсутствие клиффхэнгеров относить к недостаткам романа. Он цепляет не этим, он цепляет тем, что на протяжении 900 страниц не даёт заскучать, бросить книгу на половине, цепляет своей историей, миром, батальными сценами, характерами героев. Это лёгкий для прочтения текст, через него не надо пробираться, как через бурелом. Он определённо стоит потраченных на бумажное издание денег, и я бы не задумываясь купил продолжение, выйди таковое на русском.

Я не буду заострять внимание на недостатках романа, о них очень хорошо написал в отзыве Sopor. Может быть, свежи эмоции после прочтения, но я хочу этот роман только хвалить. Закрывая последнюю страницу «Злобы», сразу же хочется открыть первую страницу второго романа цикла. Однако наш издатель, похоже, лишит этого удовольствия.

До «Злобы» прочитал Гурского «Закон ордена» из той же серии «Шедевры фэнтези». Неплохо, но даже отзыв написать всё ленюсь, хоть, вроде, и мир интереснее, и «движухи» больше, и роман компактнее. Но...не цепляет. Вкусовщина, конечно...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот Мир Гвинн представляет собой смесь жуткого и захватывающего,наполненный тайнами,которые раскрываются интересными способами.Разнообразные персонажи придают свежий взгляд тем фэнтезийным образам, которые мы все знаем. А то как Гвинн играет с идеями добра и зла,используя как невинных,так и не очень невинных персонажей,добавляет истории настоящей остроты.

Действие истории разворачивается в изгнанных землях,мире наполненном враждующими королевствами, древними пророчествами и магией. Он вращается вокруг извечного конфликта между добром и злом. Центральный сюжет рассказывает о жизни нескольких ключевых персонажей,в первую очередь молодого сына кузнеца.Его жизнь кардинально меняется,когда он оказывается вовлечен в нарастающий конфликт.

Должен добавить,что батальные сцены здесь очень хороши и чертовски эпичны.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это эпическое фэнтези раннего Средневековья с несколькими сюжетными линиями.

Сюжет. Оценка 5

В книге шесть сюжетных линий, но развиваются они довольно неравномерно. На мой взгляд, основными являются сюжеты Корбана и Верадиса. История Верадиса мне больше понравилась, так как она более двусмысленна, содержит неожиданные повороты и имеет серые тона. Главный герой Корбан — типичный положительный персонаж. Его поддерживают родственники, друзья и учителя. Однако было скучно читать о его маленьких победах, преодолении робости и противостоянии антагонисту своего уровня.

Остальные сюжетные линии, как мне кажется, развиваются в сфере влияния линий Корбана и Верадиса, то есть не имеют полноценного самостоятельного значения. Сестра Корбана лишь дополнительно описывает его сюжет, а также дублирует повествование в области военной подготовки. Я не заметил никаких интересных или неожиданных событий, связанных с ней, кроме одной сюжетной ситуации.

Линия Энвиса слишком схематична. Цепочка глав о нем была интересна, но этого мало, потому что персонаж появлялся слишком редко.

Линия Кастелла показалась мне наиболее реалистичной в области межличностных отношений.

Линия Камлина очень второстепенна. Я думаю, что POV персонажа в первой книге не нужен.

В целом сюжет книги достаточно предсказуем, так как антагонисты и их цели представлены в прологе, а главные герои развиваются стандартно, за исключением одного персонажа.

Есть в книге и удобные для героев сюжетные ходы, в том числе с использованием магии, вроде «deus ex machina», а техника подслушивания используется пять или шесть раз.

Последняя треть книги насыщена значимыми событиями и ее гораздо интереснее читать.

Персонажи. Оценка 4

Большинство персонажей внешне не описаны или описаны плохо, стандартно и фрагментарно. Они не имеют интересных личных историй или каких-либо необычных навыков, желаний и целей. Поэтому их трудно запомнить и различить. Сюжет книги в первой ее половине не ставит перед главными героями сложных личных задач или препятствий. У них мало собственных амбиций. Кастелл и Верадис только служат, а Корбан и его сестра только подрастают. Их борьба ограничивается мелкими противниками (кузен, плохой парень, отец). Все это делает героев одинаковыми и бесцветными.

Персонажи либо положительные, либо отрицательные.

Второстепенные персонажи описаны плохо, их черты характера трудно разглядеть. Например, местные короли-мужчины очень похожи, и из-за этого во время войны они меня не заинтересовали.

Диалоги. Оценка 6

В сюжетных линиях Корбана и Сайвен есть повторяющиеся ненужные диалоги. В целом, в книге слишком много диалогов. Персонажи часто обсуждают очевидное. Тем не менее, некоторые диалоги хороши.

Стиль письма. Оценка 8

Думаю, стиль написания соответствует выбранному минималистичному сеттингу северных стран Европы раннего средневековья. Трудности в чтении возникли не из-за стиля написания, а из-за персонажей и сюжета.

Миростроительство. Оценка 6

Королевства изображены простыми и стандартными. У них мало собственных обычаев и отличительных черт. Войска этих королевств также плохо описаны. Мифология и представления о Богах этой вселенной слабо развиваются на протяжении большой книги. Магия и различные волшебные существа представлены с лучшей фантазией. Информативно показаны мелкие детали быта соответствующего времени. Сцены сражений и драк изображены с превосходным эмоциональным накалом, многочисленны и разнообразны. Они естественны по своей скоротечности и показывают степень утомления. Хотя универсальность и полезность тактики «стены щитов» во многих сценах (особенно против великанов и огромных существ) мне показалась сомнительной. Также бои не очень детализированы на стратегическом уровне.

Заключение. Общая оценка 6

К сожалению, книга не оправдала ожиданий, поскольку не была эпичной и достаточно разнообразной на мой вкус. Частые проявления жанра молодой-взрослый также мешали получать удовольствие от чтения.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх