fantlab ru

Орсон Скотт Кард «Игра Эндера»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
6263
Моя оценка:
-

подробнее

Игра Эндера

Ender's Game

Роман, год; цикл «Эндер Виггин»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Он учится в обычной школе, но он — не совсем обычный пацан. И он вынужден драться. Драться, даже когда шансов нет. Только с тем, что шансов нет, он не очень-то согласен. За ним наблюдают и оценивают каждый его шаг. И берут в Боевую школу Международного флота. Чтобы подготовить резерв для отражения следующей возможной атаки пришельцев. Сначала он выживает. Потом тренируется. Потом тренирует других. А потом начинается Игра. Игра Эндера.

Для резервистов Международного флота младшего и среднего возраста.

Примечание:

Роман написан на основе одноимённого рассказа.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1986 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1985 // Роман

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1986 // Роман

лауреат
Мемориальная премия Эдмонда Гамильтона и Ли Брэкетт / Hamilton-Brackett Memorial Award, 1986

лауреат
Премия «Далёкое будущее» / Futuro Remoto, 1988 // Роман (США)

лауреат
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1990 // Зарубежная книга (США)

лауреат
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1991 // Переводной роман / сборник (США)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2001 // Переводной роман (США, 1985)

лауреат
Premi Ictineu, 2014 (VI) // Роман, переведённый на каталанский (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия НФ Книжного клуба / The Science Fiction Book Club's Award, 1986 // Книга года по версии Книжного клуба НФ

номинант
Книга года: выбирают дети, 2013 // Выбор детей 7‒9 класса. 2-е место

номинант
Книга года: выбирают дети, 2013 // Лучшие книги зарубежных авторов. 2-е место

FantLab рекомендует:

Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game»


Экранизации:

«Игра Эндера» / «Ender's Game» 2013, США, реж: Гэвин Худ



Похожие произведения:

 

 


Игра Эндера
1994 г.
Игра Эндера
1995 г.
Игра Эндера
1996 г.
Игра Эндера. Голос Тех, Кого Нет
2000 г.
Война Эндера
2003 г.
Игра Эндера. Тень Эндера. Голос Тех, Кого Нет
2003 г.
Игра Эндера
2013 г.
Игра Эндера
2018 г.
Игра Эндера. Говорящий от Имени Мертвых. Рассказы
2020 г.
Игра Эндера
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Ender's Game
1985 г.
(английский)
Ender's Game
1986 г.
(английский)
Ender
1990 г.
(финский)
Ender's Game
2011 г.
(английский)
Ender's Game
2011 г.
(английский)
Гра Ендера
2013 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  43  ] +

Ссылка на сообщение ,

При первом прочтении, лет десять назад, книга просто потрясла меня. Я сидела и не могла поверить, что это действительно можно написать, что я читаю такой текст, что нашелся человек, который придумал такое. В общем, даже сейчас я верю в это с трудом))

Знаете, с моей точки зрения, это идеальный роман. Кард движется к своей цели очень прямо, но не грубо, а напротив, умно. Читатель не понимает, что его ведут, и не понимает, куда его ведут — точно так же, как не понимает этого до последнего герой. И при этом в тексте нет ни одного лишнего эпизода, а также ни одного эпизода, который можно было бы из текста убрать. Роман разворачивается постепенно, но необратимо. И при этом он написан очень простым языком, без малейших красивостей, без малейших отступлений. Ровно то, что нужно и можно сказать читателю в данный момент. Кард ни разу не графоман, а скорее нечто противоположное, но ему удалось нарисовать сложнейший сюжет и донести сложнейшую мысль, не потеряв их по дороге, как часто бывает. Во всяком случае, здесь отсутствие «красивостей» позволяет увидеть стержень, идею, которые часто теряются (или их просто нет) там, где много ненужных диалогов, описаний и вообще слов.

Но что, имхо, самое главное в тексте — в нем нет ненужного действия и ненужных людей. При большом количестве различныхт событий ни одному из них не уделяется больше внимания, чем необходимо. Кард знает просто правило, неизвестное, кажется, большинству других авторов, особенно фантастов: внешние вещи, фактаж, на самом деле не имеют особого значения. Не имеют особого значения окружающие люди и предметы. Важно только одно: что происходит у героев в голове. Это меняет все, малейшее изменение точки зрения меняет восприятие, малейшее изменение характера меняет весь сюжет. Это и описывается, а не другие менее важные вещи. Имхо, то, что происходит в голове — исходный материал для любого текста, автор может раскрывать это по-разному, в том числе через отношения с другими персонажами, через поступки героя. Но ни поступки, ни отношения не должны сами по себе становиться во главу угла. Плюс ко всему, то, что происходит в голове, не поддается моральным оценкам) Что усложняет задачу плохим читателям, конечно.

В первый раз еще поражают повороты сюжета. Каждый раз кажется практически невероятным, на грани возможного, и каждый раз оказывается, что у автора есть удивительно изящный, простой и правильный выход. Автор по ходу текста незаметно размечает поле, где проходит игра, и так же незаметно направляет читателя — в конце читатель обнаружит, что попался (в хорошем смысле). Сейчас, впрочем, я отлично помню наперед, что должно происходить (не десять, но восемь лет точно прошло. но в свое время это отпечаталось настолько, что забыть невозможно), поэтому сами повороты сюжета впечатляют меня куда меньше.

Неизменно осталось другое — ощущения от финала книги, морали. Буквально несколько страниц текста. И нельзя даже сказать, что они все переворачивают — напротив, они ставят все на свои места. Читатель понимает, что наконец попался, вот та цель, к которой настойчиво вел его автор — пусть читатель и не знал, что куда-то идет. Финал восхищает тем больше, что он практически не эмоциональный, точнее, в нем нет ни малейшей игры на эмоциях (как и во всем остальном тексте, впрочем). Ты просто вынужден согласиться, что это необходимо, что это правильно. И когда ты придешь к этому, используя только свой интеллект, как к истине, она не изменится, в отличие от тех же эмоций. Так что и мои впечатления не изменились — общее ощущение не восторга, не катарсиса, но правильности)))

«We are like you; the thought pressed into his mind. We did not mean to murder, and when we understood, we never came again. We thought we were the only thinking beings in the univers, until we met you, bit never did we dream that thought could arise from the lonely animals who cannot dream each other's dreams. How were we to know? We could live with you in peace. Believe us, believe us, believe us».

Это, безусловно, лучший текст из серии «фантастика». И по многим параметрам, лучшая книга в принципе. Возможно, я не объективна, но роман настолько конгениален мне, моему представлению о том, как оно должно быть — я за столько лет не могу найти ни одного изъяна. И при этом не перестаю восхищаться им.

ps Забыла сказать: я читала в первый раз на русском и во второй на английском, просто потому, что так под руку попался. С художественной точки зрения русский перевод куда лучше английского оригинала. Но, возможно, сделав фразы столь изящно отточенными и чуть более пафосными, переводчик сделал как раз то, чего сознательно пытался избежать автор — прибавил эмоций) Сравнить хотя бы концовку: «He was looking for a long time» и «Его поиск был долгим». Смотрите сами.

Оценка: 10
– [  40  ] +

Ссылка на сообщение ,

Непонятая игра Эндера.

Случайно посмотрел отзывы на ФантЛаб, поразился куче негативных отзывов при общем высоком рейтинге и захотелось самому написать. Создается ощущение, что те, кто книге ставят низкую оценку, просто вообще не поняли о чем она ) К слову, это одна из моих любимых книг, которую я перечитывал раз 6-7.

Хочется прокомментировать основные претензии к книге:

1. часто критики пишут — сойдет для любителей космических стрелялок. Блин. Она же вообще не про космос и не про стрелялки. Именно любителям космических боевиков эта книга и не зайдет от слова совсем. Космос и стрелялки там просто декорации. Фон действия. Все то же самое можно было развернуть во вселенной Метро без потери смысла. Эта книга не боевик вообще.

2. Почему ГГ 6-11 лет. Не убедительно. Надо бы лет 10 накинуть, тогда поверим. Боюсь вас расстроить, дорогие друзья, но реально УМНЫЕ дети подобные вопросы осмысливают именно примерно в этом возрасте. Год-другой можно скинуть с поправкой на то, что действие происходит через пару столетий. Вполне разумно допустить, что генная инженерия и евгенические программы сделают за это время детей более умными и развитыми. А почему нет? Сравните себе 7-летнего ребенка который жил 200 лет назад в какой-нибудь рязанской деревне или лондонских трущобах и его современный аналог. Древний ребенок нам покажется дикарем, слезшим с пальмы недавно, если вообще не животным говорящим. Да в общем, современный первоклассник будет по-развитее среднего взрослого 200-летней давности. Вполне себе нормальный ход эволюции. Да, в наше время умному ребенку такие мысли будут актуальны скорее в 9-13лет. Но не в 16-17.

Какие главные вопросы беспокоят ГГ? Быть ли ему убийцей, хочет ли он этого, каким можно ему быть в критических ситуациях, когда враги вынуждают принимать сложные решения. Он ведь осмысливает свои взаимоотношения с жизнью и смертью и правами по отношению к окружающим. МОЖНО ли ему убить? ГОТОВ ли он убивать? В 14-17 люди уже думают КАК они будут жить. А КЕМ и в КАКОЙ роли они думают как раз в 7-12 лет.

Вспомните «Повелителя мух» или «Королевскую битву», там подростки мгновенно принимают на себя роли убийц или миротворцев. Потому что в таком возрасте выбор уже давно интуитивно сделан. А сам реальный выбор в психике происходит ранее. Книжка интересна именно тем, что она как раз эту игру внутри психики Эндера и показывает в деталях. Именно это и есть ИГРА, в которую играет психика Эндера с теми, кто из нее пытается вылепить то, что им нужно и всеми остальными. А вовсе не бутафорные космические сражения и пострелушки в невесомости.

3. Звездные войны и инопланетяне — «картонные». Ну да, картонные. Потому что книга вообще не про это. А как вам фильм «Догвилль»? Там дома и улицы и собачка мелом на полу нарисованы, а люди настоящие и ничего — крутой фильм. Рекомендую. Или фильм Сталкер. В двух словах — идут молчаливые мужики по заброшенному заводу-поселку. Никаких супергероев-спецэффектов. Инопланетян вообще не показали. Но ведь не об этом кино...

Иногда уместно декорации сделать упрощенными, если в центре повествования совсем другое. Просто подумайте о том что ИГРА Эндера это про то, что у него в голове происходит, а не про звездные войны и школу космодесантников.

4. Валентина с Питером влияют на общественное мнение вдвоем через интернет. В наше время согласен, если смотреть буквально, смотрится слабо. Двое детей вмешались в американские выборы и привели к власти Трампа.

Но книга-то была написана, когда интернет вообще только развивался. Ну можно придраться, что Наутилус плавал втрое быстрее современных подлодок. Но это ведь технические детали, описанные автором сообразно времени написания книги. Они не отменяют идеи, которая за этим стоит. Ну дописал бы автор, что гениальные дети придумали криптовалюту, а на вырученные деньги наняли армию хакеров, ботнет и миллион ботов-комментаторов из глубинки. И уже не так наивно смотрится идея влиять на выборы в Америке при наличии интеллекта и ресурсной базы.

В общем друзья, «Игра Эндера» она сильно ближе к «Преступлению и наказанию» и «Повелителю мух» чем к «Звездным войнам». Книга фантастическая по форме, но психологическая по сути.

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страница «Игры Эндера» — кажется, наиболее подходящее место, чтобы сказать пару вещей об отзывах фантлаба. Я очень люблю этот сайт. Он чрезвычайно удобный (поиск по фильтрам, издания, да и в целом) и собирает вместе большое количество умных и не особо случайных людей, ведь засидеться на нем можно лишь целенаправленно, нежели на том же ливлибе, где качество отзывов/рецензий, на мой взгляд, похуже. Как раз из-за массовости и эм.. солянки категорий пользователей. Но есть парочка нюансов, которыми хотел бы с вами поделиться. «Игра Эндера», повторюсь, здесь как ничто другое к месту.

1. Критические отзывы. У пользователей фантлаба какая-то мания любить отрицательные отзывы. И чем более негативный (хотя обычно без грубостей), тем лучше. Об этом свидетельствуют количество плюсов на них и частое выделение в лучших отзывах недели. В итоге можно неслабо удивиться, читая первую по рейтингу страницу отзывов на «Игру Эндера», практически полностью состоящую из негативных мнений, и при этом видеть среднюю оценку 8,44 при нескольких тысячах голосов. Не хочется распыляться банальностями, мол, критиковать легко, и всё такое. Вероятно, такие отзывы полезны с той точки зрения, что они могут сразу указать не читавшим книгу на ряд ее недостатков, и если планирующий прочесть готов принять эти примерные недостатки, то тогда можно приступать. Но гораздо хуже, когда недостатки надуманы, или отражают личную позицию лаборанта, которая под тяжестью количества плюсов возводится в объективное общее мнение. Да, чуть не забыл: так забавно наблюдать, как в конце подобных отзывов приписывается такого рода предложение: «Сейчас на меня полетят минусы...», «Минусуйте, если хотите, посмотрим, сколько вас, не готовых воспринять критику» и т.п. Прием проще простого, на который, как иронично, летят горы плюсов:)

2. Предвзятость, которая, на мой взгляд, не должна быть свойственна любителям фантастики. Здесь подходим к содержанию. Значительная часть рецензентов обвиняет книгу в русофобии, и это меня поражает. Перед прочтением был готов и, что называется, навострил ушки, настроил локаторы на поиск русофобии. Но ее там нет, друзья. Есть содружество государств, да, оно во главе с США. Цель объединения — война с жукерами + недопущение мировой войны. Как итог — глобализация, которую мы наблюдаем, собственно, и сейчас в реальности. Идем далее. Время написания романа — 1985 год, конец холодной войны. Роман о войне (с жукерами!) в самых-самых различных ее аспектах, одним из которых будет война внутри одной команды, одного вида, одной планеты. И закономерно, что американец, если пишет о войне и противостоянии, как явлениях, американец, которому нет нужды критиковать своё государство обозначит внутренним противником содружества стран то государство, которое было главным противником в реальности во время холодной войны. То есть ничего личного, понимаете? Была бы ситуация с Китаем, был бы указан Китай. Был бы главным оппонентом Египет — значит Египет. Вот и всё. А не из-за того, что там русские какие-то не такие, или что они самая агрессивная нация, это был бы настоящий треш. Еще один моментик... Американский автор пишет в своей стране, во время холодной войны. Вспомните, как в романах Беляева порочные сюжеты, связанные с наживой, происходили в некой капиталистической стране. Вспомните, как Стругацкие должны были прикрывать реальные аллюзии, загоняя героев в другие страны, мол, это не про нас. В итоге постарайтесь принять обстоятельства написания романа и обстановку. И самое главное, как финал, — понять, что роман максимально гуманистический.

САМ ОТЗЫВ.

Чтение в школьном возрасте, к сожалению, не было у меня в числе интересов. Одолевалась только программа уроков литературы. И вот при ознакомлении с «Игрой Эндера» я пришел к следующей мысли... как же жаль, что во время учебы в Суворовском училище мне не попалась эта книга. Она бы мне несказанно помогла.

Чем же этот роман так заслуженно хорош? В первую очередь, поднимаемыми проблемами и взглядом на них.

Интригующие диалоги «садистов»-учителей в начале каждой главы говорят о многом и задают тон главному вопросу романа — оправдание жестокости ради выживания. Чтобы спасти человечество от жукеров, учителям приходится, вопреки Достоевскому, жертвовать слезинкой ребенка для достижения общего блага. Вопрос соотношения цели и средств ее достижения автором поставлен прямо. Всё воспитание в специальной школе организовано так, чтобы Эндер либо сломался, либо стал сильнее (теперь уже мысль по Ницше). Пусть персонажи-учителя кажутся мерзкими типами, я не настаиваю на обратном, но взрослый мир — это мир сложных компромиссов, где, в случае книги, на одной чаше весов Эндер, пара трупов и раса жукеров, а на другой — выживание человечества. Зарываться в песок — не время, необходимо действовать. Это как с известной в этике проблемой вагонетки.

Следующий по важности вопрос романа — игра. Да, коллеги, поэтому в книге дети. Не нужно возмущаться, что в таком маленьком возрасте дети так по-взрослому размышляют. Забавно, что если кто-то изначально негативно настроен по отношению к книге, то ждите критики нереалистичности фант. допущений. Так вот, мы отвлеклись. Игра — одно из центральных понятий романа. Игра — это лучший инструмент обучения, поэтому дети играют. Игра — это безопасный способ действий через имитацию — поэтому дети не беспокоятся и полностью сосредоточены на цели. Кратко еще раз: Игра = обучение + отстранённость. То есть финальный твист опять же не был безумием садистов-учителей, на самом деле, они стратеги еще те... А сколько похожих твистов позже последовало примеру «Игры Эндера»: короткометражка «Зловещая долина», один из эпизодов сериала «Черное зеркало» (во втором сезоне), и пр. Можно сказать, финальный твист книги стоит многого, это очень ценная культурная единица в целом для жанра.

Следующее — воспитание. Здесь много общего как раз с Суворовским. Изоляция от родных, обстановка, в которой рассчитываешь только на себя, усложнение задач. Теперь вспоминается сам Суворов: «Тяжело в учении — легко в бою». Так оно и вышло. Но условия игры становились всё сложнее, Эндеру подбрасывали всё новые задачи, а позже — вообще начали действовать вопреки правилам. Тем самым готовя Эндера ко всему, и особенно к скептическому взгляду на правила, что их иногда можно и самому обойти, это позиция сильного.

Велика доля психологизма в романе. Нахождение в коллективе равных, начальников, подчиненных. Книга учит многим нюансам, заставляет обращать внимание на схожие моменты в жизни. Опять же трудность морального выбора, когда Эндер учил малыша Боба: Эндер над ним смеялся при всех, надеясь, что тот выстоит и еще покажет им всем, как раньше было с самим Эндером. Также семейные дилеммы хорошо прописаны. Кратковременное возвращение Эндера на Землю — это возвращение абсолютно изменившегося солдата, по-другому смотрящего на мир. И мнооого-много прочих зафиксированных Кардом психологических моментов, которые встроены в стремительный сюжет и рифмуются с ним.

Последний пункт, касающийся идей, — это тезис «Вместе с настоящим пониманием, позволяющим победить врага, приходит любовь к нему». Действительно, во-первых, легко можно победить того, о чьих намерениях и привычках хорошо знаешь. Во-вторых, чем больше узнаешь человека/персонажа, тем больше к нему проникаешься, как бы ужасен он не был. Для меня это установленный факт. По своему мироощущению уже решил для себя, что любого можно понять и оправдать, ничего не бывает строго однозначно. А также чем больше наблюдаешь за человеком/персонажем, тем больше к нему привыкаешь и сопереживаешь ему. Стивен Кинг хорошенько пользуется этим приемом, долго сживляя читателя с персонажами, а к концу книги уже начинает раскручивать свою карусель. И что получается... чем лучше знаешь врага, тем легче его уничтожить. Но чем лучше знаешь врага, тем легче его полюбить. Простите, но я в этом нахожу некий поэтический смысл: максимальную боль могут причинить только самые близкие люди, им оказано наибольшее доверие, поэтому они ранят сильнее всего. Так и живем, друзья. Уничтожение связано с любовью, а любовь — с уничтожением.

Повествование стремительное, оно нигде не задерживается. Все события кажутся значимыми, и, на самом деле, так и есть, хотя бы для становления Эндера таким, какой он стал. А, собственно, картина его личности — принципиальная вещь в романе, от этого (или к этому) всё и начинается (или всё и сводится). Единственный недостаток, который отмечу (из тех критериев, которые я обычно хочу видеть в крутых произведениях), это отсутствие образности в языке, то есть хорошей дозы средств художественной выразительности. Здесь этого прям нет. Но окупается другими вещами. Особенно приятно было понимать, что я давненько не читал книгу с таким стремлением, сюжет затягивает, главы бегут, концовки глав интригуют. Это заслуженно отличный роман.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же я раньше не сподобился прочесть такую КНИГУ!? Произведение очень понравилось. Понравилось всем-захватывающим сюжетом, легкостью написания, стилем автора. При желании можно найти некоторые недочеты и огрехи, но не хочется. Роман смог «увлечь и захватить». А для меня-это главное.

Недалекое будущее. Все человечество объединилось и заключило союзы и альянсы для борьбы с безжалостными существами-жукерами, которыми руководят так называемые Королевы. Война идет долгие годы, но не одной из враждующих сторон не получается склонить чашу весов в свою сторону. И тут появляется проблеск надежды. На Земле рождается ребенок, которому в будущем суждено стать спасителем человечества. Эндер Виггин, запомните это имя.

В основе сюжета лежит история жизни будущего космического полководца, начиная с очень раннего возраста и заканчивая уже в роли командира.

Эндер живет в обычной семье вместе с родителями, братом Питером и сестрой Валентиной. Наравне с Эндером, его старшие брат и сестра тоже обладают феноменальным интеллектом и способностями. Но Питер является воплощением безграничной жестокости и эгоизма, а Валентина слишком мягкая, чтобы самой принимать решения и брать на себя ответственность. Поэтому в галактическую боевую школу отбор проходит только Эндер. Ведь именно там учились и получали воинские знания будущие полководцы галактики.

В процессе повествования мы увидим как своим блестящим умом, силой воли и невероятным хладнокровием будет прокладывать себе путь к вершине и завоевывать неприрекаемый авторитет у однокурсников Эндер. Начиная с пятилетнего возраста он будет проходить обучение в разных командах школы, от Саламандр, Крыс и наконец до своего личного подразделения- Дракон. И в какой бы из команд он не обучался он постепенно завоевывал уважение ребят. Но...командиры подразделений теряли авторитет. Зависть и ненависть плохая вещь. Именно завистливые командиры разных подразделений Стилсон, Бернард и Бонзо Мадрид задумают заговор против Эндера. Они хотят не просто его проучить, а уничтожить. Что из этого выйдет, мы с Вами узнаем при прочтении этого романа. Из положительных героев очень понравились настоящие друзья Эндера- Алаи, Шен, Динк, Петра. Эти ребята всегда готовы подставить свое плечо и пожертвовать собой ради друга.

Очень понравился ход автора с дальнейшим использованием в сюжете Питера и Валентины. Я думал, что всю книгу будет история об обучении Эндера в боевой школе. Но Орсон Кард преподносит сюрприз. В середине романа он смещает акцент в другую сторону. Пока Эндер повышает свои рейтинги, на Земле происходят не менее важные события, связанные с братом и сестрой главного героя. Питер хочет власти, хочет могущества. И с помощью Валентины (она попадает под его влияние, но не до конца), за счет очень хитроумных и секретных ходов начинает стравливать между собой такие мощные державы как Россия, Англия, Франция. Теперь грядет не только космическая война, но и война между государствами альянса.

Первоначально планировал поставить произведению 9, но сюжетная линия с братом и сестрой Эндера настолько интригующая, а концовка романа настолько хороша, что ставлю 10.

Рекомендация: очень высокая!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень понравилась. Причём, чем дольше я о ней думаю, тем больше повышается градус моего интереса. Поначалу хотела поставить оценку чуть ниже, но по мере продвижения к финалу, когда всё встало на свои места и открылись многие моменты, которые привели буквально в трепет, я не смогла не поставить высший балл. Меня восхитил стиль Автора – передать историю просто, без излишеств и приукрашиваний, без лишних эпизодов и персонажей, без лишних диалогов и переживаний – ну, по крайней мере, мне так показалось. На мой взгляд, здесь всё на своём месте и всего в меру.

Не секрет, что лучший способ обучить ребёнка – игра, там для них всё «взаправду». В этот момент они в ней живут по настоящему – главное им не мешать. Здесь, конечно, «игра в войну» приобретает более жёсткие рамки, ставит крутые задачи, решает серьёзнейшие вопросы – но суть от этого не меняется. Найден единственный способ спасти человечество – превратить гениальность детей в оружие, создав для этого специальные школы. Относится к ним, как к детям, не получается, об этом вспоминала только тогда, когда озвучивался возраст кого-либо из них. Они другие: они выше, гениальнее, способнее, чем просто дети – они лучшие из самых-самых. Такого ребёнка спросить, а что он станет делать, когда вырастет — он бы не понял такого вопроса. В данный момент в них нуждалось человечество и они не свободны в своём выборе. Они могли совершать поступки, достойные презрения, но если с их помощью человечество может выжить, значит, они выполнят свое предназначение – как это не прискорбно, но только это и имеет значение.

Помимо самого главного героя особое внимание привлекает его окружение и созданные ими условия, чтобы Эндер стал тем, кем он стал. Его гениальность должна была проявиться и заявить о себе в полный голос, чтобы любая встреча с ним стала для каждого столкновением с неожиданностью. Его загнали в такие рамки, где никто не поможет, кроме самого себя. Ему причиняли боль, чтобы он стал замечательным солдатом, чтобы дать работу его уму, чтобы удвоить его усилия. Его постоянно выбивали из равновесия и он не мог предвидеть, что случится в следующую минуту, а потому всегда должен быть готов ко всему, готов импровизировать, победить, несмотря ни на что. И еще, при всём при этом, он будет очень несчастен. Став командиром, то же самое он транслировал на своих солдат, из них он делал подобие себя, чтобы они выросли такими же, как их командир.

Настоящее потрясение было, когда открылась истина о последних «играх» Эндера – когда была стёрта грань между игрой и реальностью, когда взрослые ликовали и радовались очередной победе мальчика, когда он в полной мере ощутил себя тем, кем не хотел быть. Сколько лет, сил, энергии, жизней было потрачено на уничтожение тех, кто однажды совершил ошибку и смиренно ждал расплаты. Автор нашёл правильные слова и действия, чтобы передать чувства Эндера при этом – этому можно было посвятить страницы и даже главы, но мне хватило этой гениальной краткости Автора, чтобы понять и прочувствовать.

О войне в книге говорится много, подготовкой и ожиданием её пропитана вся атмосфера романа, есть фильмы о войне, есть игры, похожие на войну, есть дети, готовящиеся воевать, но самой войны нет, даже о смерти здесь прямо не говорится. Это не позволило превратить роман в боевик, а дало место более глубокой психологической проработке героев, показать их детско-взрослые переживания, желания, волнения, страхи и, всё таки, не забыть, что они всё равно ещё дети, хоть гениальные и выносливые.

Повторюсь, книга очень понравилась. Для меня она одна из самых интересных в жанре, прочитанных за последнее время и в первую очередь тем, что она необычна: выбором сюжета, героями, способом подачи информации и вызванными чувствами – как знать, какое будущее у человечества….

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, безусловно видно, что все сведения о войне, тактике, поведении в обществе, подчиненном военным законам, автор почерпнул максимум из книг. Отсюда его наивность и бредовое изложение будней военной академии — да автор даже понятия не имеет, что такое военная академия, судя по всему.

Да, дети чересчур, непростительно гениальны. Так общество их и не простило — у каждого из них судьба в итоге изломана, перетерта и выброшена на свалку истории.

Да, крайне много предсказуемости в сюжетных поворотах, слишком много «воды» и болтовни.

Однако при всем этом, роман остается шедевром. Ни больше, но и не меньше. Произведением, повлиявшим на целый пласт фантастической литературы в космической ее ипостаси, добавившим новых красок с помощью трагедии самых милых и самых жестоких существ за всю историю человечества — трагедии детей и каждого ребенка в частности.

Честно говоря, экранизации романа слегка побаиваюсь — ведь такой ура-патриотический роман, да снятый Голливудом, напрочь испортит всё впечатление.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так уж получилось, что малолетний Эндер виггин стал главной надеждой на победу в грядущем нападении разумных муравьев из космоса. Взрослые военные учат Эндера и его молодых друзей, как правильнои эффективно топтать муравейники.

В начале книги Эндеру около шести лет, и он уже в этом возрасте кажется умнее всех, кого я встречал в жизни. Но учителям боевой школы не нужны просто умные полководцы, им нужны идеальные тактические гении, потому что на таких как Эндер будут возложены главные надежды человечества в грядущей войне. Эндер умеет любить, а еще он умеет побеждать. У этого мальчика есть сердце, а еще есть удивительно ясный разум. Одно не может существовать без другого, хотябы в естественной среде, но мальчика нужно поломать, нужно чтобы он забыл о себе, о своей семье, и вообще обо всем, кроме боевой задачи. Одна поломанная детская душа, или полное уничтожение человечества? Учителя боевой школы не имеют права даже задаваться подобными вопросами.

Для меня Орсон Скотт Кард — это достоевский от фантастики. Весь главный сюжет происходит не в боевой школе, не на тренировочном астероиде и не в боевой комнате училища, а в голове Эндера. Кард выворачивает этого замечательного мальчика наизнанку и безжалостно показывает нам его внутренности.

В этой книге есть все, что необходимо настоящему роману. Есть потрясающе проработанный главный герой. Есть очень тонкий и сложный конфликт с Эндера с учителями и собственным братом. Есть развитие героя и окружения. И конечно же развязка, которая настолько же логична, насколько и неожиданна.

Эндер Совершенно один следует по путям игры придуманной для него другими. кКард предоставляет вам уникальную возможность — сопровождать эндера, слушая его мысли, и глядя через его глаза.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга сочетает лучшее из возможного набора для фантастического произведения. Сильная основная мысль, прекрасная интрига, задумка и воплощение. Исключительные герои. Отличная динамика. Долгое послевкусие. И главное — изменение в подходе и в оценке некоего восприятия мира. Эта книга относится к числу изменяющих. Высшая оценка.

Если начать оценивать с общего фона и того, чем насыщена книга, то здесь у нас изобилие. Здесь и компьютеры, и военные игры, и иные с их собственным восприятием реальности и ценностями. Учеба в школе для одаренных, граничащая с борьбой за выживание, разборки на разных уровнях, много психологии и взаимоотношений. И очень много манипуляции и политических игр. При этом надо сразу отметить, что ощущение принятия ГГ, сопереживания и сопричастности создает эмоциональный фон, который не дает оторваться от книги буквально. Я должна заметить, что сам сюжет, его развитие и финал, — все это гениально. Особенно финал.

В-принципе, идея стара как мир — воспитать ребенка, который сможет преодолеть границы возможного. В нашей ментальности, видимо, надо поставить равенство с идеей создать совершенное оружие. И в этом контексте есть важная тема: где они, эти границы, которые каждый устанавливает для себя, мысля о морали?

«Больно не будет». «Взрослые никогда не говорят правды», — думает ребенок, который после этого чуть не погибает при снятии с него экспериментального прибора. Сцены жестокости во взаимоотношениях между детьми определенным образом шокируют. Сцены, которые многократно повторяются в огромном количестве семей, живущих по всему миру. Сцены, о которых не принято говорить и которые принято не замечать. Дети противопоставлены здесь взрослым многократно и в разных ракурсах. Взрослые представлены в двух основных вариациях — военные (включая военных психологов) и обыватели, в числе которых семья Эндера и все население земного шара (впоследствии). Так получается, что противостоят им дети одной семьи.

Мне представляется важным отметить тему противопоставления образа убивающего, расправляющегося до окончательного разрушения со своими врагами Эндера, и просто жестоких и умеющих подавлять и побеждать детей и взрослых. Здесь очень взрослые дети, даже если им пять лет. Но ведь они и впрямь такие. В своих играх они заключают весь смысл жизни, мозг работает на полную, а ограничения цензуры, цивилизационные и религиозные барьеры для них сняты взрослыми установкой : «это игра». Что могут такие дети? Мы видим, что больше, чем пытающиеся управлять ими представители системы, но в ловушке и те, и другие. Кто бы до этого ни писал и ни приближался к этой трактовке, мне кажется, не смог продвинуться так далеко или, наоборот, так вплотную к реальной картине, как Автор.

Кем будет читатель во время прочтения книги — ребенком или взрослым? Они не противопоставлены, так как делают общее дело и идут к общей цели. Они противопоставлены, так как взрослые давят, нарушая по их же словам все правила и создавая ужасающие сценарии. А он — он просто живет в том пространстве и при тех условиях, которые ему даны. И, двигаясь по оставленному ему узкому фарватеру, он растет, выживает, ищет друзей и остается собой. Он играет в Игру. Все время. Со всеми. Она ведет его. Не жизнь. Игра. Он не может по-другому осознать происходящее, он мыслит условиями задачи новой или продолжающейся Игры, оформленной соответствующим символами и нет. И он при всей своей силе и гениальности удивительно трогателен и раним.

Он добрый, но убивает. Он хочет быть с сестрой, но не получается. Но он находит выбор там, где его не оставили. И в этом, и во многом другом он — Эндер.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Игра Эндера»

Для меня эта книга стала машиной времени. По мере прочтения я уносился все дальше в свои 11 лет, в то время, когда я зачитывался повестями Марка Твена, Жюля Верна и Луи Буссенара. Затертый до дыр «Капитан Сорви-Голова», за авторством последнего, до сих пор остается лучшим произведением, что я когда-либо читал. Не знаю, что именно послужило причиной для этого, может, главный персонаж, с которым я мог себя в чем-то сравнить. Может, атмосфера постоянного героизма, насквозь пропитавшая каждую страницу романа. Может, братские отношения между ребятами, которые вынуждены нести недетскую ответственность. А, может, я просто сам был ребенком, потому и впечатления были усилены в N-ное количество раз.

Как бы там ни было, «Игра Эндера» возродила те эмоции, что я испытал когда-то давно. Но при этом роман добавил вагон моральных дилемм, с которыми приходится справляться главному герою, и философских размышлений о природе людей, умело переплетенных с описанием жизни детей в условиях жесткой соревновательный среды. Последний из этих «детей» давно перешагнул период юности, оставив позади всякую надежду на беззаботную жизнь. Хотя по факту ни одному из них не исполнилось и 12-ти лет. Для главного героя, Эндера, взрослая жизнь так вообще начинается в 6 лет, когда его помещают в военную академию, чтобы сделать из него нового Александра Македонского. Или Аттилу. Или Саладина. В общем, гения тактики и стратегии, не имеющего права допускать ошибки. На все про все у Эндера есть чуть меньше десяти лет. После этого запланирован превентивный удар по инопланетной расе, который невозможно успешно осуществить без исключительных талантов протагониста. Мальчику приходится повзрослеть за считанные месяцы, завоевать всеобщее уважение и выжить, когда окружение делает все возможное, чтобы сломать его.

Пожалуй, эта книга более прочих заслуживает иметь на своем форзаце фразу «Что нас не убивает, то делает нас сильнее».

При всем при этом назвать произведение рассказом для детей не повернется язык даже у самого придирчивого скептика. Размышления автора о моральном выборе между добром и злом занимают минимум пятую часть всей книги, а психологическая трансформация личности здесь ярко выражена у каждого из основных персонажей.

Отдельное слово о концовке. Она не так однозначна, как можно ожидать от книг подобного плана. Так что если читатель будет убежден, что с самого начала раскусил задуманную автором кульминацию и финал, он будет приятно удивлен.

С момента прочтения этого романа прошло уже достаточное количество времени, а мой внутренний книжный червь до сих пор не может угомониться, настолько сильно взбудоражил его этот, без сомнения, шедевр Орсона Скотта Карда.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга мне определенно понравилась, и я совершенно не понимаю нападок в сторону автора. Давайте подумаем.

1) Действие книги разворачивается в 2135 году. Всем читателям хочется видеть описание общества будущего, такого будущего которое они привыкли видеть на экранах телевизоров и в других книгах. Но вот вопрос. Нужно ли это описание для книги? Совершенно нет. Главный герой возможно и сам не знает всего, что есть в их мире. Он воспринимает это как должное и не считает нужным это описывать и думать об этом.

2) Главные герои дети. Так ли это? Абсолютно нет. Да возможно по нашим меркам 6 лет это слишком юный возраст, но загвоздка в том что для 22 века они разумнее многих взрослых. На протяжении всей книги несколько раз герои поднимали тему того что они не соответствуют своему возрасту. Они понимают, что кардинально отличаются от детей прошлого. Да, они это понимают, но ничего сделать не могут. Для них нет того детства через которое мы прошли. Они совершенно другие дети.

3) Жукеры. Многие сетуют на то что нам толком не показали врагов, которых так боится человечество. Но ведь большая часть этого человечества и сама не представляет Кто эти враги. С последнего вторжения прошло достаточное количество времени чтобы несмотря на всю пропаганду люди начинали забывать об угрозе. Это наблюдать, когда в политическую игру вступают Питер и Валентина. Людей не интересует враг из космоса, их интересует враг с соседнего континента.

4) Военные. Большинство не верит, что лучшие солдаты и командиры это «дети». Мол, бравые вояки никогда не доверили бы командование тем у кого еще психика не окрепла. Но вот в чем вся суть. Когда ты взрослый ты постоянно боишься ошибиться. Ты знаешь что второго шанса не будет. И это губит всю твою креативность и фантазию. Дети же, какими продвинутыми они бы ни были, воспринимают все как «игру». Им и преподносится все как игра. До последнего тот, кто командовал флотом, не подозревал что решает судьбы миллиардов людей. Мне кажется, он бы никогда не смог победить в этой войне, если бы знал что игра реальна.

5) Тренировки. Но вот в этом пункте у людей всегда какой-то маразм. бОльшая часть книги и посвящена обучению. Мальчика забрали готовиться к войне. Вот нам эту подготовку и показывают. И показывают хорошо. Не понимаю, как можно не любить читать моменты в которых идет размышление о том, как победить врага с наименьшими потерями. Разработка собственной стратегии в момент обучения и дала возможность на победу. Если бы Эндер действовал как остальные, готовил свою маленькую армию к сражениям как остальные, то он бы ни за что не победил.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А ведь правда в книге все происходило именно так как бывает в жизни. Не разобравшись напали одни. Другие защищавшись решили добить раз и навсегда. Верхушка всегда пытается вырастить того, кто за нее сможет победить эту войну. Солдаты становятся обычным пушечным мясом, а тот кто не хотел убивать становится убийцей. Люди жестокие к другим людям, порождающие ответную жестокость.

Может нам хоть иногда надо остановиться и прислушаться. Возможно и сейчас до нас пытаются достучаться те, кого мы не хотим слышать и слушать.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитать такую книгу, как «Игра Эндера», да ещё и в совершенно другом возрасте — всегда риск. Во-первых, когда знаешь сюжет, знаешь финал, заиграет ли она снова всеми красками? Во-вторых, сколько уже перечитанного из фантастики, так любимого в студенчестве, в среднем возрасте пошло в утиль. Но тем ценнее те, что со мной остались и дальше.

Планета Земля вынуждена объединиться под угрозой третьего нашествия жукеров, разумных «насекомых». Строятся новые корабли, готовятся новые экипажи. Для командования новым флотом набираются дети со всей планеты. Одарённые дети, лучшие из лучших. Именно они встанут на разных капитанских мостиках и офицерских должностях и поведут флот к третьей победе.

Главный герой — один из тех, кого забирают в Боевую школу. Это первая ступень обучения. Начиная даже не с рядового, а с пустого места, его задача доказать, что он может командовать кораблём или даже флотом. Для этого в школе есть армии мальчишек, борющихся между собой за место в турнирной таблице.

В таком сюжете как раз и кроется причина, почему одним книга нравится, а другим — нет. Не всем интересно читать о военной карьере мальчишки, о стратегии и тактике в военных играх, о борьбе за влияние на других людей. Но перечитывание показало, что книга держится не только на сюжете (его я уже знал), но и на развитии героев. А это уже признак качественной литературы.

Читал с удовольствием, вот только книга быстро завершилась. Так всегда бывает с интересными произведениями. Стоит ли читать что-то из продолжения? Боюсь разочароваться.

P.S. Вставки про агрессивных русских раньше вызывали недоумение, а теперь скорее смех. Прямо голубая мечта американцев — русские на них нападают, а те их побеждают малой кровью на чужой территории. Но с такими мыслями они не агрессоры, да.

P.P.S. Из известных героев фантастики к Эндеру Виггину близко стоит Майлз Форкосиган (цикл «Барраяр» Лоис Макмастер Буджолд). Так что если вы знаете одного, но не знаете ещё второго (или наоборот), рекомендую присмотреться.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающее научно-фантастическое произведение, удостаивающиеся высшего оценочного критерия.

После появления экранизации, которая произвела на меня неизгладимые впечатления, я зарёкся себе, во что бы то ни было, прочесть этот роман, и мои надежды оправдали ожидания.

Это повествование о сосуществовании двух биологических цивилизаций, человеческой и инопланетной, обитающих по обе стороны, в необъятных просторах вселенной. Одна из которой, руководствуясь пытливой любознательностью, в изведывательных целях совершает двукратное посягательство на другую, не осознавая всю тяжесть и значительность необратимых последствий, которые могут поставить под угрозу, ее собственное существование.

Основные тезисы романа, постулируют о том что:

-Устройство мира такого, что: Природе любой биологической расы, чуждо чувство милосердия, она лишена сострадания, наполнена беспощадностью, и ей неведом гуманизм, если на кону собственная жизнь. (И в этом процессе жесточайшего противостояния вселенского масштаба, она всяческим путем будет прибегать к разного рода ухищрениям и манипуляциям, среди своих же физических единиц, избирая неких индивидуумов, ранее ею произведенных в предопределенных целях, для осуществление предначертанных сверхзадач межгалактического уровня. Измождая их до бессилия, для выявления и обеспечения, наивысшего показателя умственного коэффициента действия, граничащего со сверх способностями человеческого мышления.)

Таковы правила естественного отбора!!! Которые распространены по всему космическому мирозданию. Но за этой казалось бы непроницаемой пеленой непоколебимой бескомпромиссности, просачивается струящийся луч надежды возрождения, того, что, ранее было подвержено истреблению.

Хочется отметить некоторые фрагменты рассказа.

Автору удалось предвидеть появления многих изобретений научно-технического прогресса, которые сейчас повсеместно используются в установившемся укладе жизни, таких как: интернет, социальные сети, сенсорная навигация средствами планшетных устройств.

В особенности очень искусно проиллюстрировано астронавигационное оборудование, которым орудует главный герой, управляя космической флотилией, оснащенное различными тактильными функциями масштабирования, фокальностью наведения и вращениям сценами сражения.

Также здорово изображено послание телепатического контакта, во время боя при атаке, посылаемое инопланетной маткой адмиралу космических армад, якобы испытывавшего сильнейшие переживания о неотвратимой обреченности происходящего, на самом деле которые являлись транслирующими чувствами матки, проецируемые в мозговые рецепторы Эндера.

Примечание. Здесь также не обошлось без непосредственного участия этнических истоков, то есть евреев, коим приходился лучший друг главного героя — ,, Алай,, — что на иврите обозначает ,, обо мне,, либо ,,надо мной,, который произносил Энндеру напутственные пожелания ,, Шолом,,.

Многие читатели возмущены некоторыми неоправдаными физическими явлениями, которые им автор в полной мере не изъяснял, базирующихся на принципах научного обоснования. Не умея самостоятельно, отрактовать или дать определения тем или иным физическим процессам которые эпизодически упомянуты в книге.

К примеру: То что пришельцам такой физиологической конституции, будет весьма затруднительно соорудить космические крейсера и оборудовать их свертехнологическими механизмами.

То что некоторые предметы сами по себе парят в пространстве ничем незакрепленные.

Разумеется что существует целый ряд других упущений, но ведь для этого нам дано воображение, дабы самим дорисовывать вероятность тех ресурсоемких и на первый взгляд кажущихся неосуществимых задач, являющихся данностью в произведении.

Неужели тяжело самому домыслить то что к примеру, опорные конечности гуманоидов, при острой необходимости могут расщепляться на несколько сегментов образовывая подобия упругих пальцеобразных фаланг, пригодных для осуществления сборно-механических задач. А впрочем вовсе необязательно, космические корабли могут состоять из смолянистых, сверх цепких сплавов, характерных насекомому миру, приготовляемых с помощью двух компонентов, планетоидной материи и вырабатываемой Жукерами желудочной щелочи, отрыгивающей ими. Которые при взаимодействии друг с другом образовывают атмосфероустойчивую органическую субстанцию, с очень высокой плотностью частиц, обладающею высокой степенью гибкости, для того чтобы смастерить формы любой изогнутости и обтекаемости, для наиболее минимального сопротивление при соприкосновении с космической средой. Но при застывании превращающуюся в гиперпрочное полимерное вещество, способное противостоять астероидным обломкам.

Неужели тяжело самому допереть, что, ничем незакрепленные в невесомости объекты могут быть, пригвождены некими силовыми, локально воздействующими на них полями, (индукционными либо электромагнитными, либо изобретенными лично вами) фундаментирующими предметы в пространстве, во всех координатных осях. и т д.

Это делается с намеренной умышленностью, не обнажая всей правды, с дефицитной долей освещенности, с целью определенной таинственности, дозировано снабжая, небольшими порциями, дабы не насыщать желудок образного восприятия до предела, чтобы испытывать небольшой информационный голод, мысленно дорисовывая облик самостоятельно, делая читателя соучастником проистекающего процесса. а не превращая его в литературного беспомощного , сидящего с полуотворенным ртом и атрофированными челюстными мышцами, требующего поглощения почти расщепленной каши повествования, попадающей в ротовую полость понимания, обходя при этом пищеварительную систему.

Разумеется существует целый ряд других огрехов, которые непомерно малы и утрачивают свою значительность, под довлеющей тяжестью, перевешивающей чаши весов, преимущественных сторон произведения. Весомым довеском которой является сюжетная развязка, повергающая своей ошеломленностью в трепет, обнажающая всю квинтэссенцию происходящего: Что гораздо легче осуществить судьбоносное замышленное человечества, посредством малолетнего субъекта, виртуально-игровым , наиболее приемлемым для него искусительным путем, лишая его взгромоздившейся ответственности, который не ведает о том, что это происходит в действительности.

Произведения заслуживает высшей похвалы 10 балов, название которого прямо пропорционально соответствует сущности содержания романа, и олицетворяет его в наименовании — ,, Игра Эндера,,.

Читается с чрезвычайной увлеченностью, динамизмом развивающихся событий и захватывающей погруженностью до такой степени, что едва усмеряеш себя отдохнуть, с нетерпением дожидаясь следующего восхода солнца.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то мне попалась книга с действительно оригинальной, ошеломляющей концовкой. Создание подобной концовки всегда является одной из главных задач для любого автора, но далеко не всем эта задача оказывается по плечу. Мне повезло, что я, приступая к чтению этой книги, не знал, в чём заключаются главные сюрпризы сюжета, и, несмотря на известность данного произведения и непрекращающиеся его обсуждения, всё-таки не видел никаких спойлеров, разрушающих интригу; это бы убило всё впечатление от романа.

В центре сюжета три гениальных ребёнка — Эндер и его брат и сестра Питер и Валентина. Эндер в шестилетнем возрасте начинает учиться в Боевой школе. Его учителя возлагают на него надежды на спасение человечества в войне с инопланетной цивилизацией жукеров. Эндер учится в Боевой школе, делает успехи, одерживает победы в военных играх, играет в обучающие компьютерные игры, получает повышения. Учителя ставят ему задачи на грани его сил и возможностей, при этом понимая, что Эндер не должен проиграть, он должен верить в свою непобедимость и учиться всегда рассчитывать только на свои собственные силы.

В описании расы жукеров нет ничего оригинального. Подобные насекомообразные инопланетяне по образу муравьёв с коллективным разумом были и у Хайнлайна в «Звёздных рейнджерах» и много у кого ещё, даже у Герберта Уэллса. Есть много общего как раз с «Звёздными рейнджерами», только там главный герой — Рико, простой десантник, выполняющий приказы командиров, решающий боевые задачи (в основном на поверхности планет) и не задающий лишних вопросов о глобальной стратегии войны; здесь же подобная война показана глазами офицеров, которые видят общую картину происходящего и управляют сражениями в открытом космосе.

Нет ничего особенно оригинального и в сюжете. Подробно раскрывается психология Эндера, который порой, обладая «золотым сердцем», чтобы решить стоящие перед ним задачи вынужден переступить через свои принципы. Эндер с успехом преодолевает все трудности Боевой школы, потом переводится в Командную школу, где учится командовать космическим флотом. Нет никаких сомнений, что по законам жанра он должен победить врага и спасти человечество. Но в кульминационный момент на нас обрушивается совершенно неожиданный поворот сюжета — главный сюжетный ход и несколько дополнительных оказываются весьма оригинальными. События последней главы превосходят по масштабу то, что было описано ранее. Однозначно сильная вещь.

«И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!»

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Игра Эндера для меня превосходный роман.

Ключевым лейб-мотивом книги я вижу действительно «необходимую» жестокость. Взросление Эндера проходит вопреки канонам. Да он действительно рожден что бы стать героем, но это не доброе предзнаменование или приход мессии — для него это проклятье. Он не бедная сиротка воспитываемый дальними родственниками или приемными родителями, нет, у него полная семья, есть папа, мама, старший брат и старшая сестра, вот только счастливым его детство не назовешь. Его отбирают вместе с другими детьми для миссии по спасению человечества, но это не веселый лагерь бойскаутов, это детская казарма, и в ней совсем не весело. И все это сопровождается постоянной оторванностью Эндера от окружающих, его бесконечной войной с собственным одиночеством и моралью о том, что герои всегда должны быть одиноки. И конечно безупречна идея о том, что «хорошие» люди могут быть вынуждены на необходимую жестокость если хотят выиграть, а «плохие» люди способны на социально значимые действия, если это соответствует их личным интересам.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга,прекрасно написанная,без лишней «воды»,«соплей» и нудных пустых диалогов. Все по делу, и 1я и 2я сюжетные линии затягивают так,что пропускать страницы совсем не хочется.

«Соль» Кард просыпал уже в эпиграфе:как юны и как стары могут быть дети.Таким же лейтмотивом является вопрос : Можно ли стать Наполеоном,но не стать при этом жестоким убийцей? Посему в окончании не вижу никаких противоречий и не считаю его слабым моментом.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх