fantlab ru

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Оценок:
3255
Моя оценка:
-

подробнее

Пепел и сталь

Mistborn: The Final Empire

Роман, год; цикл «Космер»

Аннотация:

Когда-то давным-давно были другие времена, солнце не выглядело красным, небо не заволакивали дым и пепел, растениям не приходилось бороться за жизнь, а скаа не были рабами. Но те дни почти забылись и даже легенды о них становились всё более неопределенными и смутными.

Вот уже тысячу лет властитель, почитаемый, как живой бог, железной рукой направляет Последнюю империю, которую он сколотил, уничтожив все прочие государства и поработив их народы. Все попытки свергнуть кажущегося бессмертным тирана оборачивались провалами, но теперь за дело берутся не революционеры-идеалисты, а профессиональные аферисты во главе с прославленным мошенником Кельсером из севера, с краёв, где рука Вседержителя ощущается слабее, а примкнувшая к ним юная воровка Вин или леди Валетт, которая войдя в роль даже не зная, кем из них ей хочется быть, и не подозревает о своём невероятном магическом потенциале…

Для этого произведения есть карты:

Входит в:

— цикл «Космер»  >  условный цикл «Скадриаль»  >  цикл «Рождённый туманом»


Награды и премии:


лауреат
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2010 // Переводной роман фэнтези (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2010 // Роман (США)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2018 // Книга фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Пепел и сталь
2010 г.
Пепел и сталь
2015 г.
Рожденный туманом. Книга 1. Пепел и сталь
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Пепел и сталь
2016 г.

Электронные издания:

The Final Empire
2010 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Mistborn: The Final Empire
2006 г.
(английский)
Mistborn
2007 г.
(английский)
The Mistborn Trilogy
2011 г.
(английский)
The Final Empire
2014 г.
(английский)
The Final Empire
2016 г.
(английский)
Mistborn
2019 г.
(английский)
Остання імперія
2023 г.
(украинский)
The Final Empire
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно говоря, книга не понравилась совсем.

Картонный непроработанный мир, политическая система абсолютно бредовая: в провинции чисто южноамериканское рабовладение, в городе однозначно раннекапиталистическое устройство общество.

Наивные и плоские герои (одни заседания заговорщиков чего стоят — ни дать, ни взять мозговые штурмы современных консультативных манагеров).

Система магии вроде оригинальна, но тоже оставляет вопросы — если «работают» металлы в крови? зачем их надо пить? сколько надо времени перейти из желудка в кровь?

Изложение крайне простецкое, рояли не только в кустах, но и прямо на проезжей части.

Автор исключен из планируемых к чтению и приобретению.

Никому рекомендовать не могу — в мире много хороших умных и вкусных книг.

Не тратьте свое время на ерунду.

Оценка: 3
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Hola Amigos!

На какое-то время я перестал писать рецензии, но ради этой книги решил таки сделать исключение.

Как всегда, пройдемся по пунктам:

О чем:

В довольно безрадостном мире, где большинство людей — бесправные рабы, природа гибнет, с неба падает пепел, а ночью появляется пугающий туман. В этом самом мире живёт девочка Вин, с виду обычная мелкая воровка, за счет врожденного дара к «магии» она втягивается в дело свержения власти и спасения мира.

Что понравилось:

· Потенциально интересный сеттинг.

· Наличие хоть какой-то драматичности

Что не понравилось:

Ну, поехали...

· Графомания.

Не то что бы автор грешил слишком длинными описаниями или огромными стенами диалогов, нет. Он просто повторяется. Повторяется постоянно! Одни и те же утверждения в схожих формулировках он повторяет за книгу по несколько раз. Есть место, где он в пределах одной страницы, употребил одну и ту же фразу два раза. В пределах одной страницы, Карл.

· Диалоги ни о чем.

Диалоги под стать повествовательной части — это сплошное повторение одних и тех же невыразительных мыслей, при этом повторение неинтересное и неестественное.

· Пустой сюжет.

Весь роман ничего не происходит. 640 страниц описывают как девочка рефлексирует одну и ту же мысль о доверии, ездит на балы и занимается местной недо-магией. Все эти сцены так же однообразны и вторичны, как все, что я описывал ранее. Динамика драматического произведения складывается из перепадов напряжения и расслабления, из чередования негативных и позитивных ситуаций. Но только не у Сандерсона, где вся острота сюжета складывается из мыслей «что сказать мальчику на балу?».

· Нераскрытые персонажи.

Удивитесь ли вы, если я скажу, что вместо постепенного раскрытия и углубления персонажей, он просто повторяет начальную информацию о них. Снова и снова...

· Подростковый идеализм.

Автор выстраивает картину мира, где аристократы угнетают рабочий класс тяжелой работой, убивают инвалидов, стариков, «использованных» девушек и в принципе всех подряд, считая тех низшей расой, чуть ли не хуже животных. И при этом же автор, уподобляясь героине-девочке, видит виной всему плохого дядю правителя и нескольких плохих человек из аристократии.

Было бы наивно ждать от зарубежного фэнтези трезвого материалистического взгляда на мир и понимания, что бытие определяет сознание, что именно устройство классового рабовладельческого общества превращает людей в монстров. Но здесь совсем по-детски. Всё из-за плохих людей, а если все будут хорошими — мир будет спасен. Из повествования и фраз героев сложилось впечатление, что автора не устраивает именно жестокость к рабочим, а не их бесправное существование. Ни о какой настоящей свободе личности он и не помышлял.

Review:

Наверное многие, как и я, посмотрев на высочайшие оценки цикла (9.1), надеялись увидеть верх писательского мастерства и невероятный уровень драматизма.

Но, когда я начал читать — дело пошло тяжело. Пришлось заставить себя вернуться к книге и читать её более настойчиво. Что немедленно порождало вопрос: «почему так?»

Ответ оказался проще некуда. «Пепел и сталь» — это Young Adult. Поэтому и оценки у него столь же высокие, как у всех распиаренных циклов про избранных девочек спасительниц вселенной. Эпическим/героическим фэнтези здесь и не пахнет.

При этом как YA роман тоже плох. Автор не добавил (или убрал?) типичные элементы жанра, вроде совсем уж сопливой подростковой романтики, но ничего не добавил взамен. Картонные герои весь роман (640 страниц!) не делают ни чего, говорят ни о чем, а главная героиня ездит на балы и размышляет как вести себя с «принцем».

Здесь нет более мене взрослой динамичной истории о выборе, силе воли, человеческих взаимоотношениях и т.д. Так же нет здесь и эмоциональной карусели, способной увлечь подростковую аудиторию. Для более менее разборчивого читателя роман просто не работает.

И нет, концовка ситуацию не исправляет. Таким, как концовка, должен быть весь сюжет, чтобы это стало хоть как-то читаемо.

Ну а «невероятная уникальная система магии» — это скучнейший бред, про который было тошно читать. Лучше бы уж герои по старинке швырялись фаерболами. Заодно бы и объем сократился. (Хотя сюжета в книге и так на 10 страниц).

Оценка 6/10.

Моя группа VK — https://vk.com/ashborndetv

Оценка: 6
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох детушки, а хотите я вам расскажу сказочку? Только предупреждаю, что будет то, что нынче кличут СПОЙЛЕРАМИ. Поэтому скрою я ее под плашкой соответственной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жила-была бедная девочка в одной очень плохой стране. И была у девочки куча проблем. И вот однажды… Кто сказал «прилетел рояль из кустов в виде гарного наставника и от проблем ее избавил»? Ну так оно в общем-то и есть, но… Кто уже выдал «До конца чувак явно не дотянет?» Это ж интрига романа, вроде как.

Ну ладно, захотел значит этот наставник властелина злого свергнуть. Да, мертвая жена, за которую он мстит, в комплект входит, нечего ерничать. Интриги значит стал плести, армию собирать… Что значит «Нафиг оно не нужно. Все решает схватка с главным боссом». Кто тут сказку рассказывает?. Стал он значит, девочку учить, и тут выяснилось, что она…

Кто крикнул «Мэри Сью?» Хватит меня все перебивать. А вдруг сказка дальше интересная? Что значит «нет?» Ладно, сами напросились. Да, девочка избранная, самая крутая магичка, встретит принца, то в нее влюбиться не взирая на разницу в социальном статусе, наставник облажается и помрет. Но окажется, что все это его хитрый план, чтобы народ взбунтовать, а девочка убьет непобедимого тирана с одной подачи. Которой пред смертью говорит: «Муахаха, а главный злодей тут не я. На самом деле...» Предсмертные хрипы, покупайте следующую книгу. Все, КОНЕЦ. Достали. Ну как конец. Там еще два тома продолжения про девочку эту есть. И еще сколько-то без девочки.

Вот такая сказочка вышла. Что значит «сто раз уже такое слышали?» Зато тут система магии интересная есть… Что значит «да таких систем в настолках навалом, ешь не хочу?» Зануды. В девяностые это было круто… Чегось? 2006 года сказка, говорите? Не брешите? А я-то старый думал, она куда старше, так наивно-банально написана…

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поток инфантильной графоманской дрочи. Такое ощущение, что автор ничего кроме фэнтези, манги и мультиков не смотрел и не читал в своей жизни. Он вообще не понимает, как устроено государство, экономика, армия, человеческие сообщества в целом. В итоге мы имеем подростковые фантазии на тему свержения тирана и построения нового общества всеобщего благосостояния. Борьба за всё хорошее против всего плохого, обреченная на успех.

Уничтожить плохого тирана, освободить несчастных рабов, помочь хорошим повстанцам, которые, правда, не в силах привлечь даже пару сотен человек на свою сторону. Нафиг они тогда нужны и как собрались управлять страной? И сделать это всё должны воры, грабители и мошенники. Но тоже хорошие!

А я скажу что будет, когда Вседержителя Последней империи(какие же в книге кринжовые наименования) свергнут.

В первую очередь отвалятся колонии и окраины империи. В казну перестанут поступать награбленные ресурсы и налоги. На место тирана попытается прийти самый сильный Дом либо коалиция Домов. Скорее всего удержать власть во всей империи не получится, поэтому страна расколется и начнётся долгая и кровавая междоусобица. Рабов в этих осколках отпускать естестно никто и не подумает, а те, кто всё-таки убегут, собьются в банды и начнут грабить и убивать. Страна или то что от неё останется погрузится в долгий и тяжелейший кризис.

Но Кельсеру на рабов плевать. Это становится ясно прямо в самом начале книги, где он приходит в поместье и вырезает там всех жителей, включая местного князя. А потом уходит, оставляя местных рабов всё это разгребать. Типа он дал им свободу! А то что этим несчастным, некуда деться? Куда они нафиг пойдут с детьми и стариками на руках? Всю эту разношерстную толпу очень быстро найдут, особенно когда у тебя по лору есть люди, которые умеют обострять органы чувств, что значительно упрощает поиски табора беглецов.

И их не просто убьют. За убийство лорда, их скорее всего четвертуют или выпотрошат и подвесят с кишками наружу или сожгут на костре и всё это публично, в назидание другим. Но дегенерат Кельсен уже забыл про них, со своей неунывающей улыбкой капричикоса он идёт дальше, рушить жизни других людей.

Вообще с характерами персонажей у Сандерсона очень плохо. Они простые и примитивны до глупости. Например, главные характеристика Кельсера, это идиотская улыбка, которая не сходит с физиономии, вспышки гнева, как у пубертатного подростка, ну и тоска по жене, которую уморил кровавый тиран и о которой он постоянно, к месту и не к месту вспоминает, и жаждет за неё отомстить. Хотя, и он и она были преступниками-рецидивистами, так что какие претензии то?

У девочки-малолетки та же история. Главная черта – недоверчивость, подозрительность, а так же, обида на брата, которого она вспоминает каждое своё появление, как Кельсер жену.

Скажу сразу, книгу я не дочитал, так как уже нахожусь в том возрасте, когда более ревниво относишься к свободному времени и стараешься тратить его более рационально на достойные, полезные и просто интересные вещи и занятия. Роман Сандерсона этим критериям совершенно точно не соответствует.

Справедливости ради надо сказать, что года полтора назад я читал более позднюю книгу Сандерсона — «Путь королей» и она мне показалась значительно сильнее, по крайней мере её я всё таки дочитал до конца. В случае «Рожденных туманом», меня хватило страниц на двести.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

При всей известности автора, книга мне совершенно не зашла и читать её продолжение не хочется.

Явные плюсы: построение мира, система магии, попытка встроить атмосферу революции в сюжет.

Минусы: плоские персонажи, деревянные диалоги, много странной сюжетной логики, явные «мэри сью».

В итоге выглядит как отличная задумка с плохим воплощением. Картины в воображении может вызывать сочные, но повествование вызывало у меня порой лишь испанский стыд. Ну не верю я в этих персонажей, ну не разговаривают люди так, ну неинтересно следить за персонажами, которые могут всё, а последствия для окружающих толком и не показываются.

Видя восторги в других отзывах, думаю, что возможно просто «не мой» автор.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не желая получать дальше передоз пафосом, я оставил пока мир Рошара с его бурями и тоскливыми рефлексирующими супергероями. Однако отвергать автора я не стал, пишет он с выдумкой, без особого огонька, но солидно, выразительно и любопытно, как и положено нормальному ремесленнику. И, находясь в поисках нового чтива от Брендона Сандерсона, я держал в голове две вещи — во первых, не стоит ждать чего-то невероятного, и, во вторых, нужно приготовится к многочисленным самоповторам. Уж больно писучь автор, выпуская по два-три романа в год, сложно оставаться оригинальным и разнообразным... если ты, конечно, не Желязны, а Сандерсон явно не дотягивает до этой планки.

Выбрал наугад, скажу честно, просто хотелось оставаться в рамках фэнтезийного жанра, посетить новый мир, которые товарищ Сандерсон такой мастак творить. И я выбрал Скадриал — мир, засыпаемый пеплом от курящихся вулканов, жители которого не знают, что такое весенняя зелень, не ведают белого снега, и с трудом могут вообразить жёлтые лучи солнца, ведь заволочённые тучами небеса окрашивают его в красный. Не совсем, правда, понятно, каким образом, при постоянном пеплопаде вообще возможно земледельческое сельское хозяйство, и куда девается такое количество вулканической (!) золы (не надо рассказывать, что они все сбрасываться в реки), как поддерживается водоснабжение чистой пресной водой... ну и так далее. Падающий с неба пепел на фоне красноватого неба, конечно, смотрится эффектно, но о реалистичности существования в таких природных условиях относительно многочисленного общества да ещё с развитой экономикой, позволяющей поддерживать не только население, но и нереальные, судя по описанию, статусные блага аристократии.

Ну да Бог с ним, с миром. Этот антураж мог бы быть заявкой на Dark, однако, внезапно, это не он. В центре внимания у нас девочка-подросток с низов, нищая сирота, которую обижал брат и многочисленные соратники по воровским бандам. И — опять внезапно! — она оказывается невероятным талантом, с огромными способностями в местной разновидности магии, юная воровка показывает недюжие навыки в тактике, имеет выдающееся актёрское дарование, которое помогают девочке со дна с полпинка внедрится в круги аристократов, танцуя вальсы не хуже светских дам и поддерживая аристократические беседы, едва умея читать, и притом за несколько месяцев превращаясь в сверхбойца, которая левой рукой едва ли не небрежно укладывает снопами профессиональных алломантов-убийц.

Короче, опять Избранный, «не такой как все», которого прокачивает местный Мистер Мияги, и который, после трагической гибели оного от рук Главного Гада, идёт ему мстить. Да-да, понимаю, никто даже не будет давить инстинктивный зевок, всё здесь создаётся как по готовым выкройкам из журнала Burda. Даже возлюбленный главной героини, которого она спасает от гибели, как классическую «блондинку в беде», дарит ей в конце вожделенный поцелуй, на фоне окна, в котором, наверное, светится канонический багровый закат...

Но не всё так плохо, как я описываю. Читать совсем не скучно, и даже мерисьюшка Вин/Валетт не раздражает своей крутостью, всё даётся в меру. К счастью Сандерсона, он и правда опытный ремесленник, и умеет работать с текстом, не допуская сюжетных перекосов. Поэтому его тексты и читаемы. Тем более, что сюжет не сводится к авантюрным приключениям юной воровки. Конечно, стоит упомянуть о революционной борьбе, которую ведут герои против Империи Зла.

Я нарочно не буду говорить о чародеях-алломантах, о них пишут все, скажу только, что Сандерсон явно неравнодушен к китайским «уся», что в « The Stormlight Archive» бурерождённые порхают в воздухе на буресвете, что алломанты летают на металле — всё одно. Эффектно, красиво и зрелищно... Но о чём бишь я? Правильно, о революции. Конечно, планы Кельсера нам, выросшим на рассказах о народниках и большевиках, кажутся чрезвычайно наивными, тактику революционной борьбы Сандерсон явно знает хуже чем, например, Чайна Мьевиль. Однако Сандерсон и здесь проявил писательскую смекалку, периодически швыряя своих революционеров в объятия незапланированных обстоятельств, и заставляя их менять правила игры на ходу... Что и сделал, собственно, Кельсер, который, желая вызывать революционный толчок, создал вокруг себя целую религию, которая, с одной стороны, подняла «массы на борьбу», с другой — создала идейный противовес веры в полубожественного Вседержителя...

Кроме того, конфигурации, построенной Сандерсоном, есть ещё один элемент, который лежит в основе этого мира. Он изначально задумывал Скадриал как мир «несостоявшегося подвига». В далёком прошлом этого мира приходил, согласно пророчеству, Герой Веков, который должен был спасти это мир от Тьмы... А он не спас, и мир, хоть и не погибнув до конца, всё равно остаётся лежать в руинах, превращаясь в империю победившего Мордора, которым управляет... скажем так, обретший Кольцо Боромир. Так что во главе миропостроения Сандерсон ставит идею победившего Тёмного Валстелина, причём умудрился по этом не продублировать ни Кларка Эштона Смита, ни Кука, Ни Аберкромби...

Итак, казалось бы, базовый сюжет завершился, и роман продолжения не требует. Однако Сандерсон явно припас пару тузов в рукаве, вроде проблемы той же самой тёмной Бездны, которая может пожрать мир, или тумана, в котором порхают алломанты... И новое государство, которое нужно строить на фундаменте тысячелетнего гомеостаза, тоже нужно как-то построить... Так что могу только поздравить автора — с очередным испытанием он справился, показав, что умеет писать не только громоздкие саги.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приветствую, друзья!

Что ж, вот и «дошли у меня руки» до Брендона Сандерсона. Откровенно говоря, давно хотел познакомиться с его творчеством, ещё когда только выходил первый том масштабного цикла эпического фэнтези «Архив Буресвета», который разросся уже 4 книг (немаленьких, хочу заметить). Но после покупки этого «кирпича» автор был задвинут, что называется, на Камчатку на несколько лет. И вот сегодня мной прочитана первая книга из трилогии [Рожденный Туманом] «Пепел и Сталь». Давай-те перейдем к содержимому.

« – Мой дорогой друг, – возразил Бриз, – весь смысл жизни в том и состоит, чтобы так или иначе заставлять других делать то, что должен делать ты. Разве ты не знаком с основами экономики? «

Итак, есть у нас некая Последняя Империя, существующая целую тысячу лет. Здесь ярко светит солнце цвета крови и идут постоянно пепельные дожди. Не сочтите за спойлер, но судя по достаточно подробной карте издания здесь достаточно много действующих вулканов, хоть на это и нет никаких намеков. А по ночам на земли опускается, окутанный ореолом тайны туман, отбирающий у людей души и таящий в себе некую опасность. Основное место действа происходит в городе Лютадель — столице Последней Империи. Черт побери, это второй на моей памяти запоминающийся город! В нем, да и во всей Империи присутствует своя иерархия. Во главе Вседержитель — бессмертное божество, правящее государством на протяжении десяти веков. И держащий ее в ежовых рукавицах, только ежик был не обычный, а цельнометаллический. На ступени пониже находятся Великие Дома, так называемая знать, потомки тех, кто помог Вседержителю одолеть некую сущность под названием Бездна. На низшей ступени находятся рабы, именуемые в местном сеттинге скаа. Забитые, угнетенные люди, без прав, без свободы воли и живущие в страхе перед всемогущим божеством и его паствой. И самое главное без надежды на то, что их жизнь когда-нибудь станет лучше. Но все-таки находится один из скаа, который решает бросить вызов всей Последней Империи. Мне импонирует сам мир и система магии, ( о которой пойдет речь далее ) и в нем интересно разбираться, поскольку после прочтения остается остаётся много вопросов и белых пятен в мироустройстве.

«Все стоит денег, – возразил Хэм. – Но что такое деньги? Физическое выражение затраченных усилий, понимаемых в абстрактном смысле.»

Поговорим о магии. Необычной. И не побоюсь этого слова, уникальной. Магия, основанная на горении/тлении металлов внутри себя, что может быть интригующе?! Так вот, если в общих чертах и вкратце описать эту систему, то скажу, что есть восемь металлов. Одни, например, обостряют чувства и делают сильнее. Есть металлы, с помощью которых можно научиться летать, посредством отталкивания и притягивания к металлическим предметам. Однако, там есть свои тонкости, как и с другими металлами. Есть даже металлы, позволяющие влиять на эмоции людей. Людей, которые владеют одним из восьми металлов относят к определенным группам магов. Но если он владеет двумя металлами ( и больше ), то он владеет всеми. Таких людей называют Рожденные Туманом! Таковы общие черты. Думаю, вам самим будет интересно разобраться во всем этом благолепии. Детали сеттинга Сандерсон подает дозированно и вплетает органично в сюжет, благодаря чему узнавать о мире больше и больше становиться до жути интересно. Как по мне это дорого стоит!

«Каких чудес удалось бы добиться, какого прогресса, если бы человечество забыло о своих ссорах и стало действовать как единое целое?»

О скаа по имени Кельсер, который вздумал посягнуть на «святое» — на Последнюю Империю. Казалось за обычным ограблением лорда-правителя и набиванием собственных карманов, кроется нехилый такой замысел, отдающей долей бреда и львиной долей безумия, в рамках узкого круга людей, задумавших это. Суть проста: разрушить Империю и по возможности убить Вседержителя. Но финал, к которому привела меня история, мягко говоря удивил. За любовной линией, а она тут присутствует, в целом интересно следить, даже несмотря на ее прямолинейность и отсутствие интриги. Да и пришла она к своему вполне закономерному исходу, что слегка расстроило.

«Иных людей тревожит, будут ли их помнить после смерти. У меня нет таких опасений. Даже если не думать о террисийском пророчестве, я принес в мир столько беспорядка, войн и надежд, что вряд ли меня когда-либо забудут. Но меня беспокоит, что именно станут говорить обо мне. Историки распоряжаются прошлым как хотят. И через тысячи лет вспомнят ли обо мне как о человеке, защитившем мир от могущественного зла? Или же я останусь в истории тираном, самонадеянно решившим превратить себя в легенду? »

Говоря о героях, скажу, что они прекрасно выписаны, но в них нет той вычурной яркости, как у Аберкромби. У них простые характеры, но в то же время запоминающиеся и делающие их живыми. Да и не в этом ценность. Примечательно то, что к концу повествования герои кардинально меняются и меняют свое мировоззрение. Да взять хотя бы девочку-воровку Вин. Из скрытной, замкнутой, наслаждающейся одиночеством особы она сильно вырастает как персонаж. А эти черты характера хоть и не исчезают, но отодвигаются на дальний план, порой всплывая на поверхность сознания. Но когда говоришь в целом о всех героях, то в каждом много человеческого. Будь то Вседержитель, будь то скаа или же знатный лорд из Великого Дома. Каждому из них присущи чувства и мотивы.

« Единое и неделимое человечество? Такого не будет никогда.»

Что ж, подводя итог скажу, что знакомство с творчеством Сандерсона однозначно удалось! «Пепел и сталь» — это чарующий мир, необычная система магии и незабываемые герои, за которых болеешь всей душой!

В тексте рецензии использованы цитаты из книги Брендона Сандерсона «Пепел и сталь».

Оценка: 10
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

С фантазией у Сандерсона все отлично, она, похоже, не имеет пределов и способна приобретать самые причудливые формы. Вот только не всегда автор может все свои идеи грамотно обосновать. В «Пепле и стали», например, отсутствует объяснение ряда крайне удивительных и интересных процессов, и очень схематично изображен окружающий мир. По большему счету, действие романа ограничивается стенами столичного города Лютадели, за пределы которого герои выбираются довольно редко и обычно не дальше ближайшего городка. Но и Лютадель описана в книге достаточно скупыми штрихами, поэтому о столице читатели получают только крайне общее представление.

А вот местной магической системе уделено гораздо больше времени и места. Яркость и необычность местной магии бросается в глаза с первых страниц. Сандерсон решил не использовать банальные свитки, заклинания, посохи и прочие магические штучки, нет, в его мире все основывается на восьми базовых металлах. Каждый из металлов обладает своими свойствами и используется в различных ситуациях. С помощью олова можно усилить свои органы чувств, свинец придает сил, медь способна укрыть от других алломантов, а бронза наоборот поможет их найти, с помощью железа и стали можно управлять другими металлами, а цинка — эмоциями других людей. Некоторые алломанты способны использовать только один металл (таких зовут туманщиками), в то время как другие способны использовать силы всех основных металлов. Эти называются рожденными туманом.

К последней категории и относятся главные герои книги, знаменитый вор Кельсер и бывшая уличная воровка Вин. Первый — номинально главный герой книги. Именно в его голову пришел сумасшедший план свергнуть Империю, именно Кельсер убедил своих последователях в возможности борьбы и именно он обучил Вин ремеслу алломанта. В то же время практически большую часть книги Кельсер находится как бы в тени Вин, ему посвящено не так много времени, как девушке, его намерения не всегда можно понять, действия адекватно оценить, а истинные мотивы раскрываются только в самом конце романа. Впрочем, поступи Сандерсон по-другому, это нарушило бы впечатления от финала. Именно в конце книги становится понятен истинный замысел Кельсера, после которого перед веселым вором остается только снять шляпу.

Равно как и перед его создателем — настолько точно Брендону удалось показать роль личности в истории и подчеркнуть качества, необходимые каждому лидеру для того, чтобы увлечь за собой целый народ. Кельсер — идеальный лидер, способный просчитать ситуацию на несколько шагов вперед, задумать многоходовую комбинацию, в ходе реализации которой любая проблема или заранее запланирована или имеет решение, способное обернуть ситуацию в сторону еще большей выгоды Кельсера.

Впрочем, герои — это еще одна сильная сторона книги. Сандерсон блестяще проработал образы любого персонажа, появляющегося на страницах произведения. Ни один из них не похож на другого, и даже каждый скаа, каждый знатный лорд, каждый член команды Кельсера имеет какие-то свои, присущие только ему одному черты.

В середине книги начинает остро ощущаться недостаток действия. Вроде бы надвигаются большие перемены — собирается армия, готовится восстание, Вин обучается ремеслу рожденного туманом, Кельсер носится как белка в колесе, — большая часть этих событий проходит как бы за кадром, в то время как автор концентрируется на Вин, ее чувствах, ее ощущениях, на посещении балов и описаниях царящих там нравов. Право слово, порой возникает ощущение, что читаешь не фэнтезийный роман, а «Войну и мир».

Однако недостаток действия с лихвой компенсируется в последней четверти романа. События начинают развиваться с головокружительной скоростью, автор раз за разом подкидывает неожиданные повороты сюжета, а концовка и вовсе ставит некоторые вещи с ног на голову.

В финале завершаются сразу несколько сюжетных линий книги, так что несмотря на то, что формально книга — это всего лишь первый том трилогии, которая, в свою очередь, должна стать первой из трех, которые Сандерсон собрался написать, «Пепел и сталь» можно назвать логически завершенным произведением, которое можно читать не опасаясь, что ряд жизненно важных вопросов так и останется неразгаданным до второго, а то и третьего тома. Учитывая, что пока «ЭКСМО» не спешит анонсировать выход следующих частей трилогии, данный факт способен повлиять на успехи романа.

Раз уж заговорили об «ЭКСМО», то стоит рассказать о качестве русского издания. Должен отметить, что томик издан на вполне приличном уровне. Несмотря на то, что герой с обложки как две капли воды похож на Николаса Кейджа в фильме «Ученик чародея», общее впечатление от нее более благоприятное, чем от зарубежных обложек. Бумага в книге качественная, белая, перевод в целом читаемый, ну а формат не отличается от других книг, изданных в серии «Мастера меча и магии». Ничо так книга в общем.

Итого: Довольно многообещающий роман от перспективного американского автора. Недостатки, такие как недостаточная проработка мира и некоторая затянутость, с лихвой компенсируются увлекательным сюжетом, прекрасно прописанными характерами героев, изумительной магической системой, довольно неплохими познаниями автора в психологии личности и толпы и ударно прописанными вещами. Несмотря на то, что это формально первая часть цикла, ее легко можно читать в отрыве от следующих томов.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, роман совершенно «не зашёл». Собственно, проблема Сандерсона с верным соотношением текста с развитием сюжета обнаружилась для меня ещё при стараниях автора завершить труды покойного Роберта Джордана в «Колесе Времени». Долгое размазывание завязки, почти на три четверти романа, с попыткой завершить интригу в оставшейся четверти. Вот прочлись несколько сотен страниц, а герои всё ещё никуда не идут. В произведении меньшего обьёма, это меня бы не отпугнуло. Но в этакой «глыбе»...

Кроме того, как и было замечено, приложена большая фантазия в создании мира романа, но весьма малая в создании диалогов и персонажей. Слишком похоже на литРПГ. Так и кажется, что вот вот появится вставка «ваш уровень маны вырос до 3-х». Вероятно фанаты жанра магического фэнтази простят автора, как это видно из оценок уважаемых коллег. У меня не вышло.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная книга, редко когда можно найти такой подробный вольный пересказ «Золушки». Да из-за аннотации можно подумать, что книга про какое-то там восстание, бессмертного императора, хитрые аферы, порабощение народов и прочую чушь. Но главные козыри романа лежат в абсолютно иной плоскости: это история о маленькой девочке-воровке, которая постепенно преображается в изысканную леди. Здесь будут и восхитительные балы — «без которых мир лишился бы чего-то невыразимо прекрасного», и злая аристократка-соперница, строящая козни нашей Золушке, и верный слуга всегда готовый прийти на выручку, и конечно же — куда без него — добрый и красивый принц, даром что без туфельки. Как же волнительно читать о том, как малышка Вин попадает на свой первый бал, танцует с кавалерами и испытывает трепет первых чувств. Особо драматично то, что бедняжке приходится скрывать, что она на самом деле принадлежит к низшему сословию — скаа, которое составляет подавляющее большинство населения империи.

Видя всю изысканную красоту высшего света, Вин задается вопросом, а знают ли вообще все эти милые и вежливые аристократы, что скаа живется не очень хорошо? Возможно ли, что знать хотя бы частично ответственна за это? Вопросы лезут из Вин очень глубокие, ведь положение скаа действительно оставляет желать лучшего: законодательно они бесправные рабы, вкалывающие на убой на плантациях, фабриках и шахтах, принадлежащих знати. Знать поддерживает в них рабочий дух с помощью телесных наказаний, вплоть до убийств. Знать имеет право насиловать женскую часть населения скаа, но только с условием, что жертв после этого убивают, чтобы не плодились полукровки. Этим правом знать регулярно пользуется. Из-за скотских условий жизни скаа редко доживают до старости, а если и доживают то знать от них избавляется по причине ненадобности. Вернемся к вопросам Вин: как можно понять из вышеперечисленного — во всем виноват бессмертный император, знать здесь ни при чём. Этот вывод обескураживает Вин и она искренне не может понять, почему же её соратники по восстанию хотят вырезать не только императора, но и знатных особ? А как же её возлюбленный молодой лорд? Ведь он такой гуманист, а ещё молодой, да к тому же и лорд. Я чуть не всплакнул, когда он заявил, что скаа скорее всего не животные, а люди! Какая глубина мысли, какая новаторская идея. Конечно подобные расклады терзают Вин: а нужно ли вообще такое восстание? Вдруг не только плохиши пострадают?

Помимо Вин есть ещё один ключевой персонаж — Кельсер, предводитель готовящейся революции и наставник Вин. На каждую пару страниц с его участием приходится 50 страниц поездок Вин по балам и её душевным терзаниям, и примерно во столько же раз его история интереснее, но не будем отвлекаться от главного. От Вин.

Сандерсону удается поддерживать зашкаливающий уровень интриги, за счет чего повороты кажутся по-настоящему шокирующими. Белое или синее? Какое платье выберет Вин в этой главе?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Черное.
Но несколько раз Вин оказывается и вовсе
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в панталонах!
Такое сюжетное разнообразие делает эту книгу сродни увлекательному аттракциону. Ох уж эта Вин, никогда не знаешь, что ещё она отмочит. В целом хороший роман, рекомендую всем кому сюжет оригинальной «Золушки» кажется жестковатым или недостаточно сказочным, а почитать про роскошные балы и добрых принцев хочется.

Оценка: 6
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь» — не зря я эту книгу, купленную около двух лет назад, не мог до недавнего времени взять в руки. Не сумел дочитать, бросил. С самого первого мгновения погружения в текст смущала плодовитость этого автора; мысль, что книга была написана за какой-то неполный месяц, мучила меня с первых же строк. «Не прикладывал должных стараний» — думал я, пробегая взглядом по тексту. К моему удивлению, повествование оказалось довольно любопытным по причине нестандартного мира. Но весь восторг улетучился в тот момент, когда я обнаружил, что герои усмехаются буквально на каждой странице. Усмешка — наибанальнейшая эмоция, которая «с успехом» эксплуатируется каждым первым МТА. Дальше — больше. Вылазка главного героя в дом аристократа, закончившаяся дракой с превосходящим числом противника.... Противника — профессионала в высшей степени. Как думаете, кто победил? И тут-то мы и натыкаемся в первый раз на подмену харизматичности — самоуверенной крутостью ГГ. О том, что он глубоко вздохнул на бегу, я лучше промолчу.

Несмотря на упомянутые выше недостатки, я продолжил чтение дальше. Снова выбить меня из колеи удостоились честью размышления писателя о союзнических армиях:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
собрали, значит, мы кучу бедняков, которые должны восстать — десятки тысяч человек — и почему-то тут же сомневаемся в её пригодности, утверждая, что нужна другая армия, для дела. Возникает логичный вопрос: а та, уже готовая армия, для чего нужна, для массовки?

Добил меня следующий диалог (авторский текст, типа «сказал тот, возразил этот», я пропустил) :

»- Мой дорогой друг... <...> весь смысл жизни в том и состоит, чтобы находить способы взваливать на других свою работу. Разве ты незнаком с основами экономики?... <...>

- Ну, вообще-то я...

- Это был риторический вопрос <...>

- Как раз риторические вопросы интереснее всего <...>

- Отложим философию до лучших времён <...>»

Я практически никак не буду комментировать тот бред, что процитирован мною выше. Скажу только, что при прочтении этого у меня сложилось впечатление, что писатель — 14-летний ребёнок от силы. А ещё он явно не знаком с тем, что есть философия.

Оценка: 2
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оставил максимально двоякое впечатление. С одной стороны, маэстро Сандерсон в ноте своего мастерства создает интересную и местами уникальную историю с достаточно проработанным миром, интригами и яркими героями. А с другой — ну не то. Особенно после Буресвета. Казалось бы, изначально яркие герои начинают выглядеть немного алеповатыми и с непонятной мотивацией, проработанный мир пестрит нелогичными нестыковками и фарсом, а интриги.. ну ладно.. я давно привык, что Сандерсон пишет романы для любителей аниме или манги (я вполне из таких). После небольшого анализа прочитанного материала, я пришел к выводу, что некоторые абсурдные вещи — важны не настолько. Самое главной в моей такой высокой оценке, что эта история проглатывается на ура. Это интересная книга, качественная литература, а не проходная профанация. Не апперцепция, когда ты просто ставишь высокую оценку любимому автору. Это не меланхоличная философия, и не экшен из блокбастеров Майкла Бея. Это степенный сенен а-ля Наруто. Про любовь, семью и дружбу, про глобальные цели, которые выше какого-то там бессмертного зла, про преодоление себя на грани уже даже нечелочевеских возможностей. Это такой роман, после которого я с удовольствием прочитаю его продолжение и с азартом узнаю все тайны этого мира...

...но епт, Господин Сандерсон..

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор, которого мне никак не удается полюбить...

Сразу оговорюсь: вся классика фэнтези мною читана вдоль и поперек (из списка ста лучших фэнтези я не читала только пару циклов, что в 80х были только на английском), а потому сравнить есть с чем. Хобб я нежно люблю, по Властелину колец писала диплом, Мартина и Сапковского читала задолго их популярности, наслаждалась каждым словом Ротфусса, ну и далее по списку.

Однако Сандерсона как ни нахваливают все с пеной у рта никак не могу оценить...

Я прочитала от корки до корки три разных цикла в разные периоды времени и стараясь быть непредвзятой, но увы...

Демиург, творец миров: в принципе, это единственное определение автора, с которым я согласна. Воображение у него что надо. В разработчики бы ему ММОРПГ пойти — цены бы не было. Разные миры с разными системами магии, расы, которых никогда и нигде не упоминались, уникальная природа и все прочее 100+. Но вот в это же еще и вдохнуть жизнь надо, а с этим у него проблемы...

Далеко не 11 друзей Оушена: персонажи у него хромают на обе (а если ног больше, то и того чище) ноги, лапы, уса и другие конечности. Набор стандартный: благородный вор, менее благородный вор, воитель, помощник (а лучше брат) ну и там по мелочи. Все это тасуется в разных сочетаниях, наделяется чертами лица и... И на этом все! Дальше они просто идут, прыгают, подбрасывают, уворачиваются. Но никогда не чувствуют и не размышляют. Вот честно скажу, в одном из циклов я была безмерно рада гибели одного из главных персонажей, думая: ну наконец-то эта скукота закончилась.

Сюжет, ах, там же еще сюжет должен быть! Простите, я забыл! Именно такое у меня ощущение остается пока ото всех прочитанных книг Сандерсона. Потому что за всей беготней и кучей экшена как-то не проглядывает особой цели или связного сюжета. Рожденные туманом, которые сравнивают с Шестеркой Воронов вроде даже обрисовывают вначале план действий, масштабный такой план, но в процессе все увлекаются балами, набором войск, обучением помощницы и просто разговорами, и на план как-то все подзабивают. В общем, я стала жертвой завышенных ожиданий...

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

О мире и сюжете полностью согласна с другими негативными комментариями.Но хотела бы добавить о характере героини.Девушка 16 лет, глупа (прошу не путать с необразованностью),имеет повадки крысы.Патологическое желание подслушать,подсмотреть,пошпионить,не имея на то никаких оснований.То она забитая была,вся такая несчастная,боялась глаза поднять на любого человека.А тут попала к нормальным людям,ее спасли,относятся прекрасно,но она ведёт себя неадекватно и не просьбы,ни осуждение ближних её не останавливает.Ее наглость,что она обязана знать кто куда ходит,к кому,зачем,кто о чём говорит вызывает тошноту.Ее умом не понять,что у людей могут быть личные тайны

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман цикла «Рождённый туманом» и второй роман автора по хронологии написания.

Всё то, что я ценю в фантастике и фэнтэзи , здесь присутствует. Поэтому наивысший балл.

Увлекательно, динамично, логично, интригующе до финала и некоторая интрига выносится за финал, что намекает на продолжение романа и сюжета. Но это не главное, главное — фантазии автора, выраженные в выдумках невероятных и оригинальных ситуаций, описании чужого мира — это в наше время множества авторов трудно сделать. Написать , не повторив заимствований.

Алломантия, использование металлов -ну как питьё — для придания суперспособностей, полёты в тумане, тайна рождённых в тумане, непобедимые инквизиторы, братство монахов. Даже не опишешь здесь всех находок автора -это надо прочесть. Однозначно -шедевр!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх