Владимир Обручев «Земля Санникова»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Полярные регионы (Арктика ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В романе Владимира Обручева «Земля Санникова» в качестве главного героя писатель использует политического ссыльного Горюнова, который вместе с несколькими спутниками попадает на этот оазис среди льдов, где живет племя свободных онкилонов. Обручев строит свой сюжет на допущении: такой теплый остров во льдах мог образоваться в результате вулканической деятельности. Вулкан на острове уже потух, но еще не остыл. И вот вам курорт. Основное место в этой книге занимает детальное описание окружающей природы, строения почвы и животного мира открытой земли.
На Земле Санникова также были обнаружены ископаемые существа: мамонты, саблезубые тигры, первобытные медведи и носороги. Вместе с онкилонами на этом острове проживали и племена первобытных людей – вампу. Они постоянно враждовали с онкилонами, воруя у последних домашних животных и женщин.
В начале XX века автору довелось работать в геолого-географической экспедиции на севере Якутии. От местных жителей Обручев услышал о загадочной теплой земле, лежащей далеко в Ледовитом океане. Говорили, что именно туда каждый год отправляются стаи перелетных птиц, что именно там нашло себе приют исчезнувшее племя онкилонов.
В 1922 году Обручев взялся за научно-фантастический роман о таинственной суше, и закончил его в 1924 году. Произведение было опубликовано в 1926 году под названием «Земля Санникова, или Последние онкилоны». Непосредственным толчком к написанию романа послужила прочитанная Обручевым книга чешского фантаста Карла Глоуха «Заколдованная земля». Обручев был откровенно возмущен обилием научных «ляпов» в романе Глоуха, и в частности, тем, что теплый «оазис» с мамонтами и первобытными людьми был «размещен» чешским литератором в Гренландии, где это невозможно в принципе, так как гренландские ледники постоянно «ползут».
По мотивам книги в 1973 году на студии «Мосфильм» был снят одноименный кинофильм.
---
Рецензии на роман: К. Козьмина. «Автор романа В. Аф. Обручев...»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 277
Активный словарный запас: низкий (2458 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 93 знака, что гораздо выше среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Экранизации:
— «Земля Санникова» 1973, СССР, реж: Альберт Мкртчян, Леонид Попов
- /языки:
- русский (83), английский (4), немецкий (1), французский (2), латышский (1), литовский (2), эстонский (1), украинский (2), румынский (1)
- /тип:
- книги (94), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Венскевичиене (1), М. Жилар (1), М. Калши (1), Д. Косма (1), А. Лиелайс (1), Л. Мятинг (1), Б. Паш (1), М. Радулеску (1), Д. Сквирски (1), К. Эмери (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
drogozin, 8 апреля 2019 г.
Бесцельная жестокость
--
Поначалу идея книги захватывает. Когда с абсолютно Жюль-Верновским или Конан-Дойлевским настроением герои пробираются через льды к Земле Санникова, когда находят её. Сама идея — отличная, но, после вступления в этот волшебный анклав тепла всё очарование заканчивается.
Литературно книга не представляет никакой ценности. Герои книги — одинаковые, как пятеро пластмассовых солдатиков. Бородатых солдатиков. Невозможно отличить этих Горюнова, Костюкова. Ах да, извините, был же мужик, который просидел всю книжку в сугробе, стреляя разрывными пулями в орлов. А ещё был якут-Горохов, говорящий такими же интеллигентными фразами, как остальные.
Сюжет — это линейное описание прохождения этих «цивилизованных людей» по обнаруженному нетронутому оазису природы с подробным описанием убийства всех встреченных животных.
...Грянули четыре выстрела. Самец рухнул на колени, вскочил, пробежал до опушки и свалился. Самка с детенышем помчалась в противоположную сторону и встретилась с цепью онкилонов
...Детеныш, по-видимому недавно родившийся, отстал от нее, и его остановили собаки, вцепившиеся в складки кожи на его боках. Но им, вероятно, пришлось бы плохо, если бы подбежавшие онкилоны не прикончили малыша копьями
Это происходит всю книгу. В каждой главе (в каждой! без исключения). Это бессмысленно, тупо, дико, непонятно. Это противно читать. Эти убийства животных ничего не дают сюжету, остаётся сделать вывод, что автору это просто нравится.
В одной главе «герои» с «научной целью» убивают мамонта (чтобы привезти его череп в Москву) и сетуют, что, к сожалению, не удастся убить самку с мамонтёнком, потому что их могут затоптать. Т.е. если бы они могли — они обязательно бы их убили.
Даже в последней главе на Земле Санникова, спасаясь из тонущей, погибающей страны, этот якут Горохов просто так веслом убивает куницу, пытающуюся выжить на дереве. Зачем?
То, что эти «герои» в конце бросят или убьют или сожрут своих собак, я лично ни секунды не сомневался.
У меня нет слов. Люди, поставившие 9 из 10 этой нелепой книжонке, что с Вами не так?
--
Может быть за почти век, прошедший с выхода «Земли Санникова», всё поменялось. Может тогда всё это казалось обычным делом. Ну значит надо оставить эту макулатуру там, где ей место — на пыльной свалке.
amak2508, 29 ноября 2022 г.
Настоящая классика отечественной фантастики. Впервые опубликованный почти сто лет тому назад этот роман прекрасно читается и сегодня. И это при том, что на самом деле нет в нём ничего особенного — всего лишь довольно простенькая, правда очень хорошо написанная вещь. Всё, что в ней есть, сделано на редкость добротно.
Вот идея с неизвестной землёй: да, простенькая, да ныне затёртая до дыр, но для тех лет ведь вполне правдоподобная, да и главное в ней — это её наполнение, а оно у Обручева очень качественное (хотя кратер потухшего вулкана размером 60х30 километров — не многовато ли?). Сюжет — довольно традиционный, но при этом весьма правдоподобный и очень увлекательный. Познавательная часть — довольно ёмкая, но при этом совсем не навязчивая, органично вплетённая в ткань повествования. Герои — да, они довольно обыкновенные и даже больше, кроме Горохова все какие-то одинаковые, но вот поступают они всегда так, как и положено — в их поступки несомненно веришь.
Отдельный плюс роману за первые главы, где описывается путешествие через льды к Земле Санникова — очень содержательное и интересное повествование.
Podebrad, 17 марта 2024 г.
В существование Плутонии не верил, конечно, ни автор, ни подавляющее большинство читателей. А Земля Санникова в принципе могла существовать. И условия жизни на ней сравнительно реалистичны. Всё соответствует какому-нибудь оазису в эпоху оледенения. Были же, наверное, такие оазисы. Есть даже гипотеза о том, что Великий ледник был засыпан лёссом, покрыт степной растительностью, и по нему бродили стада мамонтов и отряды кроманьонцев. Но вот «Плутония» стала настоящим окном в неизведанный мир, а «Земля Санникова» — просто приключенческим романом. И тут бросаются в глаза все слабости, которые охотно прощаешь в «Плутонии».
Прежде всего, очень сухой язык. Собственно, странно было бы требовать от автора другого. Он всегда оставался учёным, а романы писал в минуты относительного безделья. Ну, не мог совсем не работать. Сюжет имеет определённую логику, но мало захватывает. Герои практически неразличимы. Удалось слегка обозначить только якута Горохова. Все остальные — копии друг друга. И относятся они к миру и людям с чисто научным интересом. Жаль, конечно, что земля погибла, и людей жаль, целых два народа и свой товарищ, но хуже всего, что погибли собранные коллекции.
aleks-predator, 5 октября 2021 г.
Открыватели или колонизаторы?
«Земля Санникова» — одно из самых известных произведений Владимира Обручева наряду с «Плутонией». Часто эти романы даже идут в одной книге и, честно признаться, порой даже путаются между собой. Уж больно сюжеты у книг схожие. Люди становятся первооткрывателями новых земель и миров. Они изучают ранее неизведанные земли, становясь при этом в большей степени охотниками, нежели учеными.
Обручев пишет отлично. Произведение читается интересно и достаточно быстро. Иногда не покидает ощущение, что автор черпал вдохновение у знаменитого на весь мир Жюля Верна. Угадывается попытка подать материал в духе именитого автора приключений. Обручеву удачно удается это сделать, поместив своих персонажей в мир полный опасностей и непредсказуемых поворотов сюжета.
Автор опирается в своем произведении на известный миф об онкилонах. Очень понравилось его представление «морского народа», которые когда-то жили на Чукотке, а затем отправились на острова в Северном Ледовитом океане. В «Земле Санникова» герои обнаруживают это племя людей, которые живут на отдаленном теплом острове, что все еще пригоден для жизни после вулканической активности.
Порадуют читателей и детальное описание окружающего главных героев мира. Автор рассказывает о строении почвы, жизни животных, быте онкилонов, племени вампу, что являются людьми каменного века и периодически докучают онкилонам. Обручев выстраивает свой мир так, что читатель с охотой в него верит. Настолько подробно и при этом реалистично описан он в книге.
Однако смущает последующие события, будто бы подогнанные под необходимое развитие сюжета. Не стану рассказывать, но скажу, что после них произведение будто меняет тональность и набирает темп. Героям предстоит принимать сложные решения и брать за них ответственность.
«Земля Санникова» заставляет задуматься обычного человека о возможной жизни первооткрывателя. У людей науки совсем иначе устроена жизнь. Герои романа мыслят другими категориями. Для них исследования является целью жизни. Однако достигнув нужного места, те вполне принимают быт и уклад жизни местного населения. Это показывает, что люди все равно остаются людьми, нуждающимися в социуме.
Книга запомнилась и негативными вещами — видением мира главными героями. Они иной раз поступают, как заправские палачи. Абсолютно не переживают, убивая животных. Мне это как-то сильно бросилось в глаза в произведении. Возможно автор хотел показать, что научные исследования для героев куда важнее, чем какие-то там чувства. Но некоторые действия героев я бы обозначил, как злодейские по отношению к природе и даже необоснованные складывающейся ситуации. Вот она человеческая природа хищника и потребителя.
«Земля Санникова» оставляет приятное впечатление с некой ложкой дегтя. Наверное, это и есть реализм. Человек, куда он не добирается, обязательно подминает окружающее под себя. Автор же демонстрирует отличную фантастическую историю, опираясь на впечатляющую научную базу. Это играет ему на руку, ведь читатель, я в частности, где-то в глубине души продолжает верить, что где-то там, в холодных льдах вполне может быть пригодная для жизни земля, на которой вполне комфортно проживают виды, которые мы давно считаем погибшими.
10 из 10
O.K., 17 марта 2019 г.
Началось всё с экспедиции а-ля Капитан Немо к месту, которого на самом деле нет. Продолжилось описанием загадочного острова а-ля тот же Жюль Верн, и свелось к общению белых с заполярными туземцами а-ля Фенимор Купер. Всё то же самое, только на русской почве, где не обошлось без прогрессивных революционеров, сосланных злым режимом в Сибирь за свободомыслие. Из минусов – лёгкость, с которой герои попали на З.С. – если всё было так просто, почему ни у кого раньше не получалось? Но главный вопрос – почему вдруг сибиряки выглядят и ведут себя как заправские Чингачкуки? Ну, неужели нельзя было что-то более правдоподобное сообразить? Думаю, это главный минус романа. Сам загадочный (неправдоподобный) климат сего Таинственного острова в расчёт не беру: автор искренне пытался вписать его в известную ему научную картину мира.
Double Black, 21 февраля 2022 г.
Эту книгу надо читать исключительно понимая, когда она была написана. Относительно времени, почти 100 лет назад, книга, наверняка, была хороша. Интересна. Сегодня идея затерянного мира слишком исхожена, да и стиль староват. Читается тяжеловато. Однако, персонажи живые, и это делает его читабельным даже сейчас.
URRRiy, 14 июня 2019 г.
Приключенческая повесть с единственным, но могучим фантастическим допуском — существованием к северу от Новосибирских островов Земли Санникова — острова, обогреваемого подземным вулканом.
Для поиска этой земли, впервые обнаруженной в 1811 году Яковом Санниковым, за счёт энтузиаста профессора Шенка, формируется экспедиция из трёх ссыльных студентов добровольцев и двух нанятых местных промысловиков. Дело происходит в самом начале 20-го века.
А дальше — поход через море и льды на трёх нартах с собаками и разбирной лодкой. Обнаружение искомой землицы, пропавших онкилонов (племя, изгнанные воинственными чукчами с родной земли), древних животных — мамонтов, носорогов, пещерных медведей, мускусных быков и даже первобытных гоминидов. Научные похождения пятерых путешественников, вкупе с описаловом геологических и тектонических процессов, обычаев онкилонов, а также весьма драматических событий с упомянутой Землёй и составляют канву произведения.
Написано живо, логично, содержательно и практично (курс выживания во льдах, охота, в том числе на мамонта, плюс в послесловии научное объяснение легенды о Земле Санникова, как дрейфующем ледяном острове), для детей школьного возраста вполне приемлемо. Мозги подрастающего поколения сейчас забиваются разной бессмысленной фэнтезийно-мультипликационной ерундой, в основном импортного происхождения. В отличие от, данная книжка вполне годная, полезная и даже с нормальными иллюстрациями (Школьная литература 2015, 2017), хотя носороги там мне лично не понравились. В общем, рекомендую.
Goddara, 4 января 2021 г.
Итак, начнём разбор полётов. Книга мне не понравилась, хотя некоторые плюсы я всё же нашёл. Читал данное произведение не в детстве, как многие, а уже в зрелом возрасте. Подумал, что может чего упускаю и захотелось наверстать. Как выяснилось, я ошибся. Дальше будут спойлеры, так что можно не читать, а так поставить минус.
Сюжет прост как... Даже не знаю с чем сравнить, всё начинает выглядеть более сложным, нежели этот «сюжет». Мужики решили — «ай да, хрен знает куда!». Я понял, что поиски «земли Санникова» были интересны академику, отправившему их в путь, но какой интерес был самим авантюристам отправляться в настолько рисковое путешествие? Мотивы неясны ещё с самого начала. Что интересно, аватюристы, словно на барже, доезжают до места назначения на льдине. Прям вот так, заснули и проснулись где надо уже. Кстати, обратный путь оказался точно таким же. Как по мне, это самое фантастичное, что есть в произведении. Ледяные аквалинии.
Нашли что искали, пожили там, постреляли зверья, начали надоедать и свалили в закат под звуки наводнения. Но так наверное можно описать сюжет чего угодно. Другое дело что это в общем-то всё. Здесь реально ничего нет. Вот начала Аннуир любить Ордина. Как? С чего вдруг? И выражается эта любовь буквально лишь в словах «он любил её, а она его». Вот так просто вываливается на читателя голая информация и делай с ней что хочешь, дальнейшее представь сам. Сюда же и «любовь» якута Горохова. Он хотел остаться с онкилонами, потому что дома старая жена, а ему дали здесь молодую и красивую. Ещё и еды много, почёт у онкилонов (до поры). Вот он и остался. Извините, такое потребительское отношение я вижу каждый день и персонажей, которым нужно лишь жрать, срать и трахаться, не считаю положительными. Однако, преподносится он именно так. Даже в конце он куницу убивает, как написано: «из охотничьей жадности». Есть её он уже не будет. Просто потому что живёт одними инстинктами. Даже в мотивах его мести за жену я сомневаюсь. Думаю, он мстит потому что второй раз ему такую никто не даст, а завоевать ума не хватит. Он её хоть и жалеет, но недолго и только в первое время.
И так везде, даётся лишь информация о положении текущих дел. Вроде как новости с телевизора, только зачастую натурально написано лишнее. Например, окончание одной из глав, последнее предложение: «онкилоны стояли на карауле по очереди». И всё. Ну и зачем я это прочитал? Дальше персонажи проснулись и стали заниматься своими делами. Самое главное, что всё преподносится сухо как в дневнике. Только не человека, а робота. Никакой живости почти нет, а та что есть — её ещё увидеть надо. Персонажи вообще никак неотличимы друг от друга, ни поведением, ни делами, ни диалогами. У них нет никакой своей истории или философии. Вообще ничего такого, за что можно зацепиться и различить их. Это как взять пять совершенно одинаковых яиц и написать на них разные слова. Вот и всё различие. И когда один из персонажей экспедиции гибнет, то знаете что чувствуешь? А ничего. Сидишь и просто читаешь дальше. Не человек умер, а просто его фамилию дальше писать не будут. Разве что якут поклонился в сторону «земли Санникова», прощаясь со своей погибшей женой и товарищем. Один вообще просидел почти всё книгу в сугробе. И его не жаль ни разу. Вообще всё равно.
Далее идёт бесконечная охота. Герои экспедиции ведут себя не как исследователи, а скорее как захватчики. Каждого увиденного зверя они стреляют сначала, а уже потом задают вопросы (фотографируют то есть). А ведь фотография живого зверя куда более ценна. Но персонажи это скорее дикари с ружьями, им надо убивать всё встреченное и разделывать. Причём судя по тому, сколько они убивали носорогов и других зверей, мяса у них должно было быть на несколько лет вперёд к концу книги. И они всё равно продолжали стрелять.
Кстати о стрельбе — её здесь невероятно много. Участники экспедиции стреляют в зверей, стреляют в первобытных людей (правда рядом), стреляют в воздух от радости и от горя. Короче говоря, в реальности им понадобилось бы таскать с собой везде ящики с патронами. Но зачем они, если у тебя есть сумка, откуда эти патроны появляются в том количестве, в котором тебе надо?
Что мне понравилось, так это описание «земли Санникова», её обитателей, процессов происходящих под землёй. Вот в последних, точных и подробных, видна рука учёного, который знает о чём пишет. Именно в этих местах произведение иногда захватывало меня. Иногда, потому что описания эти даны тем же сухим, прагматичным языком. Вот это главный плюс — автор знает , что он описывает, знает как должна была бы выглядеть «земля Санникова» и чем мог бы обеспечиваться её климат.
В довершение могу сообщить, что не считаю данное произведение «детским». Отчасти из-за описания голых молодых онкилонок, пляшущих вокруг костра. Не то чтобы я был ханжой и мне самому очень даже интересны эти места (места про интересные места). Ещё можно добавить убийства животных и людей. Подробненько, точненько — всё как мы любим. Думаю, Обручев писал как раз ориентируясь на взрослую аудиторию. Но, похоже, кто-то решил, что простенький сюжет скорее привлечёт внимание ребёнка, нежели взрослого. Это правда и читай я этот роман лет в 10, может он мне и понравился бы.
И, наконец, последнее — обдумав прочитанное, я пришёл к выводу, что сам Обручев как раз ничего не придумывал. То есть от него, как от литератора здесь просто ничего нет. Сюжет — простейший, персонажи — никакие, взаимоотношения между персонажами — очевидные и опять же простые, у слога нет живости и изящества. Описания даются исходя из профессиональной деятельности Обручева, легенда об онкилонах и до него существовала, также как и названия местностей. То есть я хочу сказать, что автор не привнёс ничего нового и интересного в литературу. Он просто представил себе, как могли бы развиваться события, если б эта мифологическая «земля Санникова» была бы обнаружена. Но в его представлении и не хочется её обнаружить.
Gaelic, 21 февраля 2016 г.
Наверняка, как у доброй половины читателей, моё знакомство с Обручевым началось с «Плутонии». Его наиболее знаменитый роман «Земля Санникова» я решила оставить на потом, как лакомый кусочек. И совершенно не зря: не смотря на правдоподобность научно-фантастического романа и его особую атмосферу нетронутой людьми земли «Плутония» меня разочаровала. Поэтому, возложив надежды на «Землю Санникова», я принялась за чтение.
Первые глав восемь пролетели незаметно. Я упивалась ими и радовалась, предвкушая ещё более интересное развитие событий. Но тут я добралась до слов:
И, как говорится, понеслась душа в райские кущи. А чем дальше, тем больше. Больше бессмысленного. Например, выброшенные рога убитого оленя.
- Жаль! Ну, фотография хоть будет. Я успел его снять, пока он отбивался от собак, — сказал Ордин...
- Мозг и язык на ужин! Это лакомое блюдо, — восторгался Горохов...
Я, конечно, понимаю, что экспедиция отнимает много сил и требует больших затрат энергии, но это не даёт право разбрасываться налево и направо патронами в редких «деликатесных» животных. Господа, вы сюда кушать приехали?!
Но, как и в «Плутонии», чем дальше читаешь, тем больше невинной крови льётся на тебя. Взять туже охоту на бегемотов.
Серьёзно?! Это собакам-то пришлось бы плохо?!
Кто-то может заявить, что это всего лишь животные, существа неразумные. А как насчёт первого знакомства с племенем вампу, которое являлось промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Это уже далеко не животные, даже не смотря на некоторые их повадки. Но их отдалённость от Homo sapien (то есть, от главных героев), ставит вампу на один уровень с другими животными. Участникам экспедиции ничего не стоит заявиться в жилище дикарей, где в отсутствие мужчин остались одни лишь женщины и дети. Забрали несколько дубинок, скребков, чашку, шкуру и сняли с женщины ожерелье. Правда, чуть позже всё-таки додумались оставить взамен несколько безделушек, но впечатление о самих героях было испорчено окончательно. Отрицательный образ был ещё дополнен описанием завтрака перед походом на вражеское племя вампу, когда некоторые «жёны» оплакивали погибших в ночном налёте родных и из-за этого подали несколько подгорелых кусочков мяса. И это далеко не все отвратительные вещи, которые не хочется перечислять. Даже не столько отвратительные, сколько непонятные.
Вновь это непонятное словосочетание «живые окаменелости». Нет, я не туплю, и ещё из разъяснений в «Плутонии» поняла, что оно означает. Но разве можно так называть и относиться соответственно к живым существам как к четвероногим, так и к двуногим прямоходящим? Наверное, можно, хоть это и жестоко. Зато другие смогут понять, что чужая жизнь (а природа в особенности) священна.
Zlata.24, 5 августа 2018 г.
Я с удовольствием провела пару вечеров в поисках земли обетованной среди искристых льдов.
Большой плюс в том, что все имеющиеся описания (флоры и фауны, земель и народов, подготовки к путешествию) читать довольно интересно, не было желания пропускать абзацы, наоборот, подтолкнуло к гуглу в поисках дополнительной информации. Распечатала карту и следила по ней за продвижением экспедиции.
Описание острова и живущих на нем аборигенов-онкилонов — выше всяких похвал, хотя и понимаешь, что эта история уже из области фантастики.
Жаль только, что автор не добавил в сюжет какие-нибудь находки, наводящие на след пропавшего барона Толля.
Hidalgo, 25 ноября 2018 г.
Кто бы мог предположить, насколько это интересная книга! Казалось бы, группа исследователей (их друг от друга первые две трети книги вообще не отличишь) отправляется в поисках затерянной земли в Северном Ледовитом океане — куда, по преданиям, ушло в древности племя онкилонов, и где летуют птицы. Понятно, что и землю, и птиц, и онкилонов, и кучу других интересной путешественники найдут — но вот почему-то не отпускает книга.
Удивительно, конечно, смотреть на мир глазами столетней давности — когда «живые окаменелости» не просто фотографируют, а убивают, чтобы и на вкус попробовать, и измерить, и череп с рогами привезти. То же самое и с местными жителями — древние люди для исследователей скорее подопытные, нежели индивидуумы. Удивительно больше с точки зрения, как сильно развилась цивилизация за последние сто лет, и насколько проще стало с продуктами в этом мире — что теперь путешественникам уже не нужно каждый день в бою добывать себе обед.
god54, 9 апреля 2019 г.
Роман скорее всего представляет собой типичный дневник ученого, который побывал в какой-то экспедиции: сплошь и рядом детальные описания растений, животных, почвы, природных явлений, одежды и тому подобных мелочей, которые никакого отношения к литературе не имеют, а лишь засоряют ростки сюжета. Именно поэтому можно понять автора, который был раздражен романами Ж.Верна и чеха Глоуха, которые так некачественно и мало описывали животных, растения и т.п. чему он посвятил свои основные страницы романа. Нельзя учёных подпускать к литературе. Нельзя. Я уже не говорю о бесконечном уничтожении животных, не могли они столько съесть. Просто не могли. Вот она охотничья жадность, которая отличает хищное животное от человека, оно убивает столько, чтобы насытиться, не более того.
Oreon, 8 июля 2015 г.
Типичный приключенческий сюжет, причем достаточно добротный. При этом еще и, так сказать, родной, что в те времена, а если сравнить по качеству — то и теперь, встречается не часто. В подростковом возрасте он бы мне, наверно, понравился бы много больше. Теперь же, буквально две вещи портили все удовольствие. Это человеческая тупая, хищная и потребительская природа. Ее конечно не автор придумал, он просто такой как все, как большинство тогда, да и теперь.., он просто изобразил как есть, даже не осознавая, что может быть (или должно было бы быть) по другому. Я имею в виду, что все путешествие, где только можно, герои вели себя таким образом: о белый медведь — завалили медведя, о видишь на том уступе горного барана? — у нас же есть волшебные стреляющие палки — завалили барана; мяса уже столько, что никак не унести, а даже если унести — то все равно не съесть, но тут красавец прадавний олень — завалили оленя — рога красивые, но бесполезные — выбросили; тут еще один медведь — завалили, откуда не возьмись — семья носорогов, догнали — завалили; а я еще хобот слона не пробовал — выследили мамонта (ах какое красивое редкое и доисторическое животное) — завалили... И так буквально большую часть повествования, о перелетные птицы — бах, бах, из озера что-то вылезло — бах, бах и так далее.
Второй момент. Онкилонов выжили с их мест плохие, но более развитые чукчи. Пришли добрые, мирные онкилоне в землю обетованную, а там — плохие вампу с каменного века, и началась борьба не на жизнь, а насмерть. Куда бедным вампу идти? Автор этим не задается — он сразу землю под вампу назвал землей онкилонов...
Так что, я уж хотел оценку еще более понизить — устал от кровожадности, хочется чего-то более возвышенного, пора бы уже человеку вырастать из дикаря и становиться таки человеком. Но вторая половина романа стала более динамичной и интересной — героям уже не было времени все подряд бабахать, впору было бы самим ноги унести. Так что вторая половина, произведение несколько подтянула, имхо.
Язык автора достаточно убедителен, а придумки реалистичны. Понравилось, что автор под свою чистую фантазию подводит солидную научную базу, так что хоть весь роман чистый вымысел, но остается впечатление, что все описанное могло происходить на самом деле. И это несмотря на дату написания романа — многим авторам писавшим позже, есть чему поучиться и с чего взять пример. Думаю, произведение автора можно приводить как пример добротной н/п-фантастики, хоть в ней и нет бластеров и летающих тарелок. А концовка по типу «истина где то там» или с чего начали — к тому и приехали, я вам верю, но для доказательства опять нужна новая экспедиция — а что?, в пору автора, его роман должен был побудить молодых читателей к дальнейшим исследованиям и покорению не открытых еще земель.
primorec, 17 июля 2012 г.
Эти призрачные горы поразили его воображение еще в 1811 году. Его — одного из самых известных сегодня промышленников, а просто и ясно — охотников, Якова Санникова. Кто бы знал его имя, если бы не этот случай — то ли мираж обманул, то ли просто привиделось в снежном безмолвии, но долгую память Санникову это обеспечило.
Минуло с того мига уже больше двух веков, а легенда все еще завораживает пытливые умы. И, казалось бы, сегодня знаем — нет там никакой Земли, но ведь читаешь — и веришь...
Наверное, есть в этой истории то, что глубоко трогает душу: тайна, неизведанное, то, что заставляет людей обязательно узнать, что скрывает горизонт, испытать свои возможности, достичь предела и перешагнуть через него. Иначе, как объяснить, что до сих пор читаем и переживаем за фанатика науки Горюнова, мечтателя Ордина, практичного Горохова и добродушного Никифорова. Переживаем за судьбу Земли Санникова — последнего заповедника Старого Севера, населенного таинственными онкилонами и настоящими чудесами, пришедшими из далеких эпох — саблезубыми тиграми, мамонтами, пещерными медведями и древней расой людей вампу.
И поразительно, с какой любовью и уважением Обручев описывает этот заповедный мир, обычаи и нравы онкилонов, их гармоничное существование с окружающей природой. И получилось ли у Обручева само или задумал так, но ведь катаклизм, погубивший чудесную землю и привычный мир онкилонов, действительно совпадает с появлением «белых» людей, пусть и пришедших «с миром». Грозное предупреждение, которому так и не вняли: природа Севера и жизнь его народов так хрупки и требуют особой осторожности со стороны чужаков.
Прекрасный рассказ о Севере, где смешались приключения, наука, этнография. Чудесная легенда о туманных горах и неоткрытых землях, которые манят отправиться в путь, показавшись жаждущим неизведанного на краткий миг — тот самый, который между прошлым и будущим, который и есть сама Жизнь.
Мирта, 19 апреля 2016 г.
Поставила высокую оценку только из уважения и любви к одноимённому фильму. Книга мне понравилась меньше, притом намного. Получилась она какая-то уж слишком затянутая. Ну чересчуууур. Притом внимание уделяется таким мелочам, что поневоле задаёшься вопросом, а нафига об этом писать? Брать пример написания с этого романа я бы категорически не советовала, если начинающие авторы не хотят, чтобы их читатели издохли от скуки при прочтении. Но в целом, если продраться через лишнюю мишуру, то книга достаточно интересная и более полная, чем фильм. Но мне она на один раз. А если захочется освежить эту историю в памяти, то я лучше пересмотрю фильм с полюбившимися актёрами и без лишней воды.