fantlab ru

Геннадий Прашкевич «Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.10
Оценок:
41
Моя оценка:
-

подробнее

Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна

Документальное произведение, год

Аннотация:

Писатели-фантасты всегда были заметны в истории русской литературы. Книги В.Ф. Одоевского, Михаила Булгакова, Ильи Эренбурга, В.А. Обручева, Алексея Николаевича Толстого, Евгения Замятина, Александра Беляева, Александра Грина, Ивана Антоновича Ефремова, братьев Стругацких, Кира Булычева и других читаются и перечитываются многими поколениями читателей. В исследовании писателя Геннадия Прашкевича приведены биографические очерки практически о всех известных русских фантастах. Множество новых деталей, материалы, найденные в архивах (в том числе в архивах НКВД — МГБ), по-новому освещают жизненный путь писателей, судьбу многих произведений.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.09 (22)
-
8.05 (22)
-
7.82 (22)
-
7.71 (21)
-
7.45 (22)
-
7.73 (22)
-
7.77 (22)
-
7.79 (24)
-
1 отз.
8.05 (19)
-
7.41 (17)
-
7.79 (19)
-
7.73 (22)
-
1 отз.
7.47 (19)
-
7.74 (19)
-
7.90 (21)
-
8.00 (18)
-
8.56 (9)
-
7.80 (20)
-
7.70 (20)
-
7.91 (11)
-
  • Абрам Рувимович Палей
  • Григорий Борисович Адамов (Гибс)
  • Николай Николаевич Шпанов
  • Михаил Константинович Розенфельд
  • Сергей Михайлович Беляев
7.62 (21)
-
1 отз.
8.40 (10)
-
8.30 (10)
-
7.62 (24)
-
1 отз.
  • Николай Николаевич Плавильщиков
  • Леонид Дмитриевич Платов (Ломакин)
  • Владимир Иванович Немцов
  • Иван Антонович Ефремов
7.94 (16)
-
1 отз.
  • Сергей Александрович Снегов
  • Вадим Сергеевич Шефнер
  • Дмитрий Александрович Биленкин
8.50 (10)
-
8.17 (12)
-
8.56 (9)
-
8.70 (10)
-
8.00 (10)
-
7.40 (15)
-
1 отз.
8.20 (10)
-
7.75 (20)
-
1 отз.
7.84 (19)
-
1 отз.
7.25 (12)
-
8.13 (55)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2007 // Критика, публицистика и литературоведение. 1 место

лауреат
Лунная радуга, 2007 // за вклад в развитие фантастики

лауреат
Мраморный фавн, 2007 // Критика, литературоведение

лауреат
Бронзовая Улитка, 2008 // Публицистика

лауреат
Беляевская премия, 2008 // Серия научно-популярных публикаций

лауреат
Полдень, 2008 // Критика, публицистика цикл очерков

лауреат
Литературная премия имени И.А. Ефремова, 2008 // За литературоведческие и критические работы

Номинации на премии:


номинант
АБС-премия, 2008 // Критика и публицистика

номинант
Портал, 2008 // Критика, литературоведение, эссе


Издания: ВСЕ (7)

Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна
2007 г.
Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна
2009 г.
Красный сфинкс. Книга третья
2021 г.
Красный сфинкс. Книга вторая
2021 г.
Красный сфинкс. Книга первая
2021 г.

Электронные издания:

Красный сфинкс: Истории русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Б. Г. Штерна. Книга вторая
2016 г.
Красный сфинкс: Истории русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Б. Г. Штерна. Книга первая
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга Г.М.Прашкевича-безусловно событие. Но есть в ней один недостаток-мне кажется, что многие авторы выбраны как бы по принципу наличия у них контактов с Г.М. Безусловно-это оживляет изложение, это даёт нам знание из первых рук, но ведь главное-ФАНТАСТИКА! И с этих позиций включение некоторых писателей не оправданно.

Например-Плавильщиков. Кроме небольшой повести « Недостающее звено» ничем для фантастики не славен. Учёный-да, популяризатор науки-да(Помню были у него статьи в журнале Юный натуралист-до войны.) Но разве он находится как писатель-фантаст в одном ряду с другими, представленными в книге? Мой ответ-нет.

Я не видел ещё второго издания-но там кажется включён материал о Тане. И здесь опять вопрос-почему Тан, у которого кроме небольшой «досторической» повести и ещё , кажется, повести Крылоносный Икар(не уверен) ничего нет? А ведь есть писатели, написавшие фант.РОМАНЫ и оставшиеся вне «Сфинкса». Например-Валюсинский, Винниченко, Шелонский и многие другие. То, что жизнь Плавильщикова, Тана и может быть кого-либо ещё интересна- по-моему не повод для включения этих авторов в монографию о фантастике.

Конечно мы все должны быть благодарны Г.М. Прашкевичу за его книгу, но учти он вышесказанное-благодарность бы возросла. Кстати, я писал Геннадию Мартовичу о Плавильщикове-но он не согласился с моими доводами

Моя оценка-8

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга Г. Прашкевича оставила странное и двойственное впечатление. Безусловно, автор взялся за решение чрезвычайно интересной и сложной задачи — написать историю русской и советской фантастики «в лицах», отобразить развитие фантастической и мистической линий в русской литературе через портреты писателей. Только вот по-настоящему целостной истории русской фантастики «от Одоевского до Штерна» у Прашкевича не получилось. А получилась неровная книга, состоящая из отдельных очерков про самых разных писателей: известных и позабытых, хороших и не очень, классиков литературы и авторов популярных и любимых сугубо внутри самого фантастического жанра.

Наименее удались Г. Прашкевичу главы-очерки, посвященные именно «общелитературным» классикам и корифеям: Гоголю, Брюсову, Замятину, Булгакову, А.Н. Толстому... По своей сути данные очерки представляют собой обычные компиляции, созданные при помощи «ножниц и клея» из общеизвестных фактов, анекдотов, документов давным-давно введенных в литературный оборот. Ну, согласитесь, нельзя же, в самом деле, считать «материалами, найденными в архивах», многократно публиковавшееся письмо М.А. Булгакова советскому правительству, занимающее добрую часть соответствующего очерка?

Куда больший интерес представляют главы, посвященные полузабытым и малоизвестным авторам, таким, как В. Итин, С. Буданцев, Ю. Долгушин, Н. Плавильщиков... К сожалению, во многих очерках прослеживается одная общая для всей книги, весьма малоприятная тенденция — стремление Г. Прашкевича обойти острые углы, «с налета» проскочить многие принципиально важные моменты в биографиях писателей-фантастов. Примером такого упрощенно-поверхностного подхода может служить очерк, посвященный А. Богданову (Малиновскому), автору фантастических романов «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни». Нераскрытыми остались многие любопытнейшие эпизоды из богдановской биографии, сами по себе вполне достойны какого-нибудь фантастического романа-антиутопии: знакомство с Лениным, разработка пролеткультовских теорий, директорство в Институте переливания крови, нелепая смерть. Да, обо всем этом Прашкевич пишет, но пишет вскользь, мельком, стараясь не погружаться на опасные глубины...

И все же, несмотря на перечисленные недочеты,«Красный сфинкс» представляется полезной и нужной книгой, в целом дающей представление о развитии «фантастической линии» в русской литературе.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

ХРОНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА

О русской фантастике в разное время писали Анатолий Бритиков, Виталий Бугров, Георгий Гуревич, Кир Булычёв, Всеволод Ревич, другие авторы, уделявшие основное внимание исследованию НФ-идей, сюжетов и образов, проблемам и судьбе жанра в целом... Геннадия Прашкевича в первую очередь волнует судьба конкретной личности. Новосибирский писатель много лет занимается историей отечественной фантастики (отдельными главами его труд печатался в киевском журнале «Реальность фантастики»), он давно уже задумал проследить судьбы писателей, создавших и обозначивших фантастический жанр в России – от Владимира Одоевского до Бориса Штерна. Прашкевич утверждает: «Конечно, русская фантастика началась не с Осипа Сенковского и не с князя Владимира Одоевского, но именно они, а с ними Алексей Константинович Толстой, определили все ее дальнейшие направления – и сказочное, и мистическое, и фэнтезийное, и научно-фантастическое, и альтернативно-историческое. Боевик, триллер, роман катастроф – всё это начинается в работах великой тройки. За ними уже никто не находил принципиально новых путей. В девятнадцатом и в двадцатом веках работали чрезвычайно талантливые писатели, но все равно машину завели Сенковский, Одоевский и А. К. Толстой. Дальше шел обычный литературный процесс, в котором великий Гоголь соседствовал с Константином Аксаковым, Брюсов с Алексеем Н. Толстым, Чаянов с Циолковским, Булгаков со Шпановым, Казанцев с братьями Стругацкими...»

Исследование документов, поднятых из архивов НКВД и МГБ позволило Г. Прашкевичу по-новому взглянуть на жизнь и творческий путь Александра Чаянова, Бруно Ясенского, Сергея Буданцева, Вивиана Итина, Андрея Платонова, Вячеслава Пальмана, Сергея Снегова, многих других фантастов, погибших в сталинских лагерях или прошедших эти лагеря. Есть в книге и главы, посвященные писателям, судьбы которых в житейском плане сложились не столь трагично – Алексею Толстому, Мариэтте Шагинян, Юрию Долгушину, братьям Стругацким, Сергею Беляеву, Александру Казанцеву, Ольге Ларионовой, Киру Булычёву, Владимиру Михайлову, Сергею Павлову. Конечно, необъятное объять невозможно, поэтому в «Красном сфинксе» очерчены творческие пути далеко не всех отечественных фантастов, но и 46 глав-очерков, составивших книгу (не считая очерка о самом Геннадии Мартовиче Прашкевиче, написанного вашим покорным слугой) – это колоссальная работа, которую мог проделать лишь истинный подвижник... «Красный сфинкс» – не только хорошо иллюстрированный справочник, из которого можно почерпнуть любопытные биографические и библиографические сведения о писателях, оставивших заметный след в русской фантастике, но и исследование социального феномена фантастики советской: ведь впервые в истории человечества в СССР был поставлен небывалый эксперимент: написать человека таким, каким он должен быть, а вовсе не таким, какой он есть.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивило нежелание автора говорить от своего имени. Кто только за него не отдувается — сами герои очерков, герои их произведений, посторонние мемуаристы, но только не Прашкевич. Возможно, такой способ подачи материала пригоден, когда речь идёт о Гоголе, Одоевском или Булгакове, но когда пошли статьи о современниках, можно было взять слово и самому. Хотя, наверное, есть какой-то шик в том, когда слова о бескрылости и малой одарённости, скажем так, Немцова говорит сам Немцов. И эти обильные цитаты; ладно, когда из малоизвестных книг — можно представление получить о забытых писателях вроде Розенфельда или С. Беляева, но когда из Стругацких или Михайлова... Этакий огромный центон получился.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх