Николай Гоголь «Игроки»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Шулер Ихарев, приехав в уездный город, останавливается в трактире, где идет активная игра в карты. Вооружившись крапленой колодой, он решает поживиться за их счет. Но не тут-то было...
Входит в:
— журнал «Mystère Magazine no49», 1952 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Экранизации:
— «Игроки» / «Les joueurs» 1950, Франция, реж: Клод Барма
— «Игроки» 1978, СССР, реж: Роман Виктюк, Галина Холопова
— «Игроки XXI» 1992, Россия, реж: Сергей Юрский
— «Игроки» 2005, Россия, реж: Олег Меньшиков, Пётр Шепотинник
— «Русская игра» 2007, Россия, реж: Павел Чухрай
- /языки:
- русский (80), французский (1)
- /тип:
- книги (72), периодика (1), аудиокниги (8)
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 20 июня 2022 г.
Ни в коем случае не эпохальная вещь, наоборот, довольно проходная, откровенно комедийная, даже водевильная. Но под видом пустячка скрывается интересная сюжетная диспозиция.
Как и в «Ревизоре» — сочетание «миражных миров». Игра в карты, коя должна быть честной и предполагается, что пойманный за руку надувала получит изрядную «тёмную». Но это иллюзия. Никому не приходит в голову играть честно — каждый старается надуть друг друга похитрее, выцыганить краплёные карты, обчистить простецкого денежного «начинашку», и сколотить барыш. Но даже этот мир — иллюзия. Для опытного надувалы можно разыграть целый искусный спектакль, сотворить целый мир — тонкая игра умов и характеров, настоящих талантов, пущенных на добывание нечестных денег. Это жульничество высокохудожественно, талантливо, ярко — как всё великое. Здесь деконструируется сама идея игры, которая разрушается дважды, в двух воображаемых мирах.
Так какой же мир — подлинный?
ivan2543, 30 июля 2012 г.
Очень сильная в плане сюжета вещь. Да, пожалуй, несмотря на то, что эта комедия злее и злободневнее «Женитьбы», она все равно не дотягивает до глубины и всеобщности «Ревизора». Но именно от «Игроков» оторваться почти невозможно. Столкновение отчаянных характеров, сплетение интриг, трагикомические ситуации и непредсказуемая развязка – один сплошной драйв, или, выражаясь более аутентично – кураж. Впрочем, кто куражится, а кем руководит трезвый расчет – это вопрос, который читатель (или зритель) будет задавать себе на протяжении всей пьесы.
Особенно забавляет шулер, в двух монологах сначала прославляющий, а потом проклинающий свое искусство. Резкие контрасты, ситуации постоянного обмана – в «Игроках» мы находим тот же авантюрный дух XIX века, которым полны и «Ревизор», и «Мертвые души»; и которым до сих пор не могут переболеть беллетристы.
Ну и, конечно, персонажи – абсолютно не похожие друг на друга, взаимодействующие в сложной сети тройного обмана. Каждый внешне прикидывается простаком; каждый на самом деле каменно-спокоен и сосредоточен до предела; и каждый в глубине души боится остаться в дураках. А что тут сказать – Гоголь есть Гоголь.
Достоинства произведения:
сюжет;
персонажи.
Недостатки:
достаточно простая идея произведения.
Итог: отличная, веселая, лихая вещь. С фирменной гоголевской ВНЕЗАПНОЙ концовкой. Жалко только, что автор впоследствии переключился на заведомо невыполнимый проект «Мертвых душ», и отошел от драматургии. Впрочем, Гоголя и так есть, за что уважать.
Ирэн, 22 июля 2010 г.
Я вообще-то не читала, но зато смотрела постановку в Камерном театре(г.Челябинск). Как раз спецефичность тематики меня и превлекает. На мой взгляд, гораздо интереснее «Ревизора». По крайней мере актеры были хороши(кстати действующие лица только мужского пола:)
Yazewa, 27 марта 2008 г.
Не такая яркая пьеса, как «Ревизор» и «Женитьба», да и тема ее уж больно специфическая. А актуальность ее непреходяща: мошенники были, есть и, к сожалению, будут. Ситуация же классическая: «вор у вора дубинку украл»...