Фрэнк Герберт «Мессия Дюны»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Религиозное (Ислам ) | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Терраформирование
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
«Мессия Дюны», вторая книга саги об Арракисе, открывает перед читателем мир головокружительных интриг, исход которых роковым образом повлияет на судьбу Муад’Диба.
В стане недовольных политикой Пола Атрейдеса, Императора всей известной Вселенной, зреет ужасающий заговор. Однако как осуществить его, если Правитель обладает даром предзнания, и можно ли обмануть Того, Кто видит сквозь пространство и время? Можно ли совершить невозможное и предать Мессию?..
Входит в:
— цикл «Вселенная Дюны» > цикл «Хроники Дюны»
— журнал «Galaxy Science Fiction, August 1969», 1969 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, July 1969», 1969 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, November 1969», 1969 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, October 1969», 1969 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, September 1969», 1969 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод) |
Экранизации:
— «Дети Дюны» / «Children of Dune» 2003, США, Германия, реж. Грег Яйтанс
- /языки:
- русский (24), английский (10), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (27), периодика (5), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- П. Вязников (5), Н. Михаловська (1), Ю.Р. Соколов (16)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 15 июля 2022 г.
Между событиями «Дюны» и «Мессии Дюны» прошло двенадцать лет. Между выходами романов – четыре года и пять книг. Между первым и вторым прочитыванием «Мессии Дюны» у меня прошло тринадцать лет.
Мне сейчас кажется, что именно «Мессией Дюны» история занялась как цикл. Первый роман, «Дюна», – цельный, не намекающий на продолжения, он в одиночку выдержал вес всех тем, вместил в себя всё полностью и завершенно. А «Мессия Дюны» начал что-то новое, да, оперяющееся на прежние смыслы, как на фундамент, но новое.
И для этого мир «Дюны» пришлось изменить.
Здесь есть два рода изменений. Во-первых, изменения естественные. Мир изменился. Джихад с одной стороны перенёс на всю вселенную вместе с новой религией фрименские взгляды. С другой – принёс и на Дюну что-то из иных планет, нанёс на неё не только толпы паломников, но и новый пласт мелких чиновников «которые охотнее работали бы с машинами, чем с людьми». Этот мир – уже парадокс, содержащий в себе бомбу, реакцию на изменения. Недовольные новым миром есть даже среди приближённых, даже среди фрименов. И частично их недовольство можно понять. И не только соглашаясь с их любовью к старому образу жизни, к старой Дюне. Мир, построенный МуадДибом, удушливый и неприятный. МуадДиб и сам уже – тиран. Да, будто принимающий эту роль (джихад выбрал его, а не наоборот – и с этим иногда хочется поспорить), но он, а не кто-то другой, запрещает конституцию как таковую, и под его крылом охрана превращается в инквизицию. Да, он скорбит о жертвах, полностью уничтоженных обитаемых планетах, но иногда хочется сказать: а что мешало уменьшить эти потери? Будущее, Вселенная, которая и так не выходит такой, какой он хочет её вылепить? Да, временами действительно ощущаешь его жертву (классическую жертву мученика), сопереживаешь ему, но иногда он и в правду кажется чудовищем, которого автор сознательно хочет выдать за святого. С другой стороны, это и есть неоднозначность личности, предмет для споров, и это уже хорошо.
Изменилась и манера романа. Если раньше МуадДиб был перед нами как на ладони, мы чаще всего и проникали-то в мир романа через Пола, то теперь мы видим его немного со стороны, не всегда проникая в его мысли и стремления, не всегда проникая в его планы. Он отдалился. Сознательно, чтобы усилить интригу и его неоднозначность, видимо. Практически ушла динамика. Спектр тем сузился очень сильно. Теперь только власть и религия. Власть над религией, религия над властью, власть над собой, власть предопределённости и власть над опредёлённостью. Мне лично очень не хватало не только динамичных сцен, но и самой Дюны – огромных червей, бурь, опасностей этого мира; тут же всё действие будто скучилось в городской черте. И не хватало персонажей. Да, где-то отголосками существовала и леди Джессика, и совсем уж за скобками остался Гурни Халлек. С последним дело совсем непросто. По ходу чтения, я всё спрашивал себя, где же он? Да, я помнил, куда отправил его Пол в первой книге. Но тут его не было даже в мыслях Пола. И это очень и очень странно. Ведь он важен. Он мог быть тем, кто связывает его с прошлым, с отцом, так же, а может и сильнее, чем Дункан Айдахо. И казалось, что он опасен для Гхолы, а значит, опасен и для сюжета. И потому его нет нигде. И в этом было что-то искусственное… А ещё тут много безымянных. Начальник над оружием в доме Императора и какой-то практически безымянный, не существенный персонаж? Такое было трудно представить в насыщенной «Дюне», в которой каждый человек имел свою значимость и лицо. В итоге, ощущение было, что двор МуадДиба, и по совместительству арена истории, какой-то уж слишком пустой…
Но я отвлёкся… Изменения мира.
Есть нелогичные изменения.
В первую очередь – Тлейлаксу. Я не помню, вообще упоминались ли Тлейлаксу в «Дюне», но они точно не были представлены одной из сил авторского мира. Здесь же они сила изначальная, древняя и немалая. Все говорят о Тлейлаксу, их боятся, их возможности неизвестны, планы таинственны, и даже Гильдия у них словно на побегушках. Кстати, в «Дюне» навигаторы, что присутствовали при кульминации, внешне были людьми, а не гуманоидными рыбами, плавающими в пряности (тоже – расхождение). Но дело не только в самих Тлейлаксу как силе, а в том, что они из себя представляют. Лицеделы, гхолы, карлики-дистрансы и т.д.. Да, они вызывают у персонажей дискомфорт и суеверную неприязнь, но тут они возможны. Но в жёстком догматическом мире первой книги они кажутся просто нереальными! Будто произошёл какой-то крен. В «Дюне» было: «это аморально, значит, невозможно». Здесь – «это аморально, но возможно». Понятно, что все эти допущения стали возможными потому, что Тлейлаксу играют важную роль не только в данном романе, но и для всего цикла. Но искусственное изменение собственного мира для возможности продолжения истории – для меня это всегда «вещь под подозрением»…
Но у этого романа есть и один большой плюс относительно «Дюны». «Планы внутри планов внутри других планов» Здесь всё это доведено до такой величины, что все уловки в «Дюне» кажутся теперь плоскими. Сюжет сосредоточен на заговоре против МуадДиба, и всё заострено на этом. Игра действительно получается очень тонкой (с обеих сторон), непредсказуемой (несмотря на то, что опять, автор слегка открывает карты своими вступительными цитатами к главам-эпизодам), с крутыми поворотами и с нешуточным эмоциональным пиком в конце. Это было просто великолепно.
AlisterOrm, 15 ноября 2024 г.
Этот роман напоминает мне больше пьесу, и по формату сильно отличается от оригинальной «Dune»: минимум декораций, минимум действия, больше диалоговые мизансцены, неспешные размышления, погружение во мрак и статику. После долгожданного Джихада и пришествия Махди вселенная погрузилась в зловещую тишину, и замерла в попытке осознания своего пути в грядущее, как сказал Лето II, священная война была порождена вспышкой безумия. Квисатц Хадерах явлен в мир, будущее теперь определено, главное — порядок и твёрдая власть, штурвал Империи теперь в твёрдых руках надёжного рулевого... Ой ли?
Теперь я понимаю, насколько отважен Фрэнк Герберт, который решил развивать не сюжет, а фабулу, помня, что научная фантастика — не самоцель, но литературный приём, метод. У первого романа был чёткий приключенческий сюжет, вполне вписывающийся в каноны авантюрных поделок о злобных тиранах и отважных, благородных повстанцах. Но Герберт понимал, что лукавить нельзя, и империя Муад'диба не принесла счастья и процветания галактике, которая десять лет пылала огнём той страшной войны, которой было беременно застоявшееся человечество.
Империя создана, церковь Муад'диба, Квизарат, ею правит, Император доминирует над Великими Домами, КООАМ, Бене Гессерит, Гильдией... Что происходит в дальнейшем?
Что происходит и с тем, кого называли Паулем Атрейдесом, сначала — рано повзрослевшим подростком без детства, которого с колыбели готовили к власти, и впоследствии пустынным вождём, ворвавшимся на песчаных червях в Арракин, снеся правящий императорский дом с престола. Но теперь он — император, император Муад'диб, живой мессия, собственно говоря, и не человек вовсе, а лишь его образ. Статус и миссия должны возвеличить, но, напротив, они лишь ограничивают его во всём — он не имеет право думать так, как чувствует, и говорить так, как думает. Люди видят в нём деспота и тирана — и ему приходится им быть, воплощая в себе миссию «основания колонны» Империи, которая теряет смысл своего существования после завершившегося Джихада. Чтобы теократия жила, нужно насаждать веру, чтобы насаждать веру, необходимо упрощать реальность и её восприятие, иначе управлять станет невозможно.
Новосозданная теократическая Империя быстро вписалась в классические стандарты авторитарной государственности, взяв от своих тысячелетних предшественников всё самое «лучшее». Герберт велосипед не изобретает, его Квизарат быстро становится обыкновенной бюрократией. За что боролся Батлерианский Джихад? За освобождение человечества от машинного разума, точнее, от костылей, которые расслабляют и отупляют разум человеческий, заставляя его быстрее совершенствоваться и развиваться в самых разных направлениях. Но что из себя представляет бюрократия? Бюрократия — это мир вторичный, это набор симулякров, который быстро заслоняет собой практику управления, ради которой она и была создана. Практика — это реальные люди и текущие, повседневные проблемы, бюрократия — сила обезличенная, и имеет дело она с обезличенным миром делопроизводства, отчётности, статистики. Имперская бюрократия в любом случае лишена подвижности, и, когда она отрывается от реальности, и уходит во внутренний, вторичный мир, она от природы не способна быть эффективной.
Но своё дело она успела сделать — Джихад произошёл, и Арракис постепенно перестаёт быть Дюной, как и мечтал Лиет-Кинес, но мечты воплощённые несут совсем не тот облик, что иллюзорные. Фримены мечтали о рае на своей земле — но этот рай убивает фрименов, их стиль жизни, их суть, обилие воды иссушает их. Пришествие Махди, прозревающего будущее, лишило людей грядущего, поэтому люди перешагнули через свои принципы, и даже старая гвардия федайкинов выступает против былого кумира... Муад'диб должен быть низвержен.
Уничтожить человека-функцию, человека-симулякра можно, если пробить щит должного, и снова пробудить человечность. Почему Тлейлаксу подарили Паулю гхола его старого друга, погибшего во имя его воды? Не только для того, чтобы сделать предложение, от которого он не может отказаться, отнюдь. Они рассчитали всё верно, и автору удалось это грамотно и лаконично это подать — император должен был снова стать Паулем Атрейдесом, не пламенем Джихада, а обычным, земным человеком, что и разрушит основание его тиранического правления.
С одной стороны — это история падения титана — трагическая, истинно шекспировская, и очень печальная. Но с другой стороны — это торжество Человека над Образом. Пауль уходит в пустыню, он остаётся сам собой, а закостеневший образ Муад'диба оживает, становится подвижным и изменчивым, поскольку принадлежит отныне всем и никому, то, что эфемерно, всегда гибче и целостнее, чем конкретно воплощённое. Квисатц Хадерах видит пред очами Золотой Путь, но вступить на него, и повести за собой всё человечество должно совсем иное существо.
Красивая история. Горькая, печальная, искренняя. И совсем другая.
Velary, 9 ноября 2016 г.
Продолжить знакомство с «Дюной» явно было ошибкой. Насколько глубок, многогранен и великолепен оригинальный роман, настолько же уныл и запутан «Мессия».
Здесь нет главного, что завораживает в «Дюне» — мира. Действие на 95% происходит в Арракине и в мозгу героев. Только самые последние главы напоминают о пустыне и традициях фрименов.
Собственно, действия как такового тоже нет. Сюжет укладывается в пару предложений. Зато .очень.много. воды, состоящий из страданий Пауля на тему того, как избежать будущего, страданий Алии о том, что она не видит, страданий гхолы Дункана Айдахо (не спрашивайте) по поводу того, кто же он на самом деле. А, ещё есть заговор с целью *** Муад'Диба. Что именно, так и не понятно: не то убить, не то подчинить, не то размножить.
Я не утверждаю, что роман вообще пустой, в нём есть как минимум отлично показанное бремя власти. Но как же всё уныло!
Golovin, 14 февраля 2024 г.
«Мессия Дюны» оказался мне ближе, чем первая часть. Причина в крутой концовке, подводящая черту под всеми событиями и завершающая историю Пола. Мавр сделал своё дело.
Ещё одна причина — началась условно интеллектуальная борьба (ментатная). Многоуровневая работа по изничтожению Атрейдеса младшего. Забавно, что интриги и заговоры плетутся, но Пол, в целом, в курсе к чему всё идет и кто на него доносит, кто лукавит. И нужно удержаться на этих весах понимания и действий, чтобы завершить всё так как нужно.
Динамики стало меньше, как заметили некоторые комментаторы. Я считаю, что книга от этого не стала хуже. Динамика есть — кто кого переиграет. Это не детективная история. Хотя чуть-чуть можно было бы и в это сторону подкрутить. Нам показывается поле битвы интриг, что ни разу не хуже.
Но... опять, всё разбито на большие куски, в которые автор хочет запихнуть слишком много, мне кажется. Даже при том, что в этой книге всё достаточно локализовано. Герои появляются и пропадают, тлейлаксу, как орден тамплиеров, хочется рассказать и то и другое, и третье... И читать на том самом «одном дыхании», как и первую книгу не могу. По результату книга хорошая, будет следить за историей «Детей Дюны». Летс го!
Double Black, 9 февраля 2022 г.
Если видеть в этой книге просто продолжение «Дюны», то это вызывает некий диссонанс. Это не совсем продолжение.
Если видеть в этой книге историю Пола Атридеса, то она выглядит ущербной. Но это не только история Пола.
Вопрос, который нечасто в литературе поднимается, и шикарным ответом на него было в свое время «После победы» Роджера Желязны, вот то, ради чего стоит читать «Мессию». Победа одержана, враг разбит и склонил знамена. Революция восторжествовала и утопила в крови то, до чего дотянулись ее когтистые ручки. А что потом? Что дальше? Что за мир мы строим и как. И может ли тот, кто повязал Вселенную кровной местью и жестокостью, сделать что-то действительно созидательное? Очень многие революционеры не смогли уйти сами. Вовремя.
Сырая картошка — невкусная штука. Но, если ее сварить, добавить мяса, соли и проч и проч, будет очень ничего.
Эту книгу можно и нужно воспринимать не, как самостоятельное произведение, а, как фрагмент. Переходный этап между «Дюной» и (через «Детей») к, пожалуй, самой важной с моей точки зрения книге гепталогии — «Богу-Императору».
lwiw, 14 марта 2023 г.
Не хотел браться за предложение, но фильм и аудиокнига подогрели интерес. Впечатляющий масштаб на месте, добавились взрослые размышления на тему власти. Больше достоинств и не припомню.
Стало больше «женского романа», а вот количество действия упало в разы. Любовь заменила Полу тягу к приключениям, будто автор взрослел вместе со своим героем. После второй книги сохранилось какое-то разочарование. Наверное, надо списать его на завышенные ожидания и переходить к другим книгам.
Ctixia, 7 марта 2022 г.
Почему-то мне кажется, что эту книгу читать в бумаге я бы не смогла. Она достаточно тяжелая, наполненная многими мыслями, философией провидения, рефлексией пророка, фатализмом судьбы. Но я ее слушала в аудио, в исполнении Сергея Чонишвили, и мне зашло.
Во-первых, прошло 10 лет с момента событий первой книги. Во-вторых, непосредственных действий тут довольно мало — заговор против императора в центре сюжета, противодействие самого императора, если это можно так назвать, появление третьей силы во Вселенной Дюны. Куда больше тут неизбежности будущего, усталости императора и следования предназначению.
Отдельно хочу отметить новую расу, которую, насколько я помню, в первой книге не упоминали. Бене Тлейлаксу, та самая раса, которая, в отличие от остального мира, не отринула технологии, а начала развивать и их параллельно способностям человеческим. Нет, они не стали развивать прямые компьютерные науки, но генетика, искусственные органы и импланты, клоны, оружие, биологическое программирование и так далее — это всё у них процветает. А весь остальной мир их презирает и... пользуется их продуктами. парадоксально, но не столь ново даже в нашем мире.
Но если вам показалось, что история Пола Атрейдеса меня разочаровала, то вы заблуждаетесь. Это единственно верный путь фримена, и я безмерно восхищаюсь Фрэнком Гербертом, ведь он создал восхитительную, полную и красочную Вселенную. И история этой Вселенной ещё не закончена.
Heechee, 15 января 2016 г.
О первой книге я уже писала, она меня восхитила. Вторую я все как-то боялась брать, чтобы не испортить впечатление, ведь отзывы совершенно не радовали меня, и в основном отталкивали от дальнейшего прочтения. Но я собралась и не жалею.
Дочитывала сегодня последние страницы на одном дыхании, настолько увлекло, что я забыла как дышать. Не знаю с чем это связано, но я до сих пор не могу отойти от впечатления оставленного книгой.
Вторая часть ни чем не хуже первой, я даже как-то сравнивать не могу, это единый мир и единый рассказ о нем. А то, что у меня прошел промежуток между прочтениями первых томов, так это дало то самое ощущение, которое мне помогло полностью погрузиться в мир Дюны.
Прошло время, утихли первые эмоции, первое знакомство, герои повзрослели, мир изменился. По сравнению с первой частью здесь достаточно мало динамических сцен и очень много рассуждений философского характера, но в отличии, от многих читателей, они мне очень понравились. Автор плетет чудесное кружево эмоций, понятий и смысла, которое приятно рассматривать и которое дает наслаждение мозгу. Хочется мыслить, хочется жить, хочется рассуждать.
С самого начала нас готовят к трагедии, к одиночеству, к печали, но в тоже время завершение дает ощущение вдохновения и радости за персонажей.
Автор прекрасно передает всю тяжесть и усталость бога, которого сотворили люди, но этот бог является человеком. Вся тяжесть его существования, вся тяжесть нашего бытия и неопределенная определенность будущего отражены в действиях героев книги. Но самое главное описана победа разума, в которую он сам не верил. Как бы не было тяжко за Пола, но в конце он стал свободен, наконец-то свободен.
Герберт очень красочно описал то, что представлял собой мир измененного Аракиса, картины настолько впечатляющие и масштабные, что захватывает дух. Он избежал описаний технологических, что является плюсом, ибо некоторых авторов забавно читать, про какие нибудь пленки или еще что-нибудь. Многогранность, красочность, богатство мира, живого мира, делают книгу просто замечательной.
Хочется писать и писать, вступать в полемику, но думаю не стоит этого делать. Книга вкусная, книга наслаждение для меня. Все таки, какая мы мелочь в этом мире, жаль за делами мирскими забываем об этом.
Книга читалась на одном дыхании, занудной мне не показалась, здесь все четко разложено по полочкам и предопределено. Настолько много эмоций вызывает она во мне, что чтение третьего тома я отложу на время, чтобы с успокоившимся разумом начать чтение.
Селеста, 26 ноября 2021 г.
Если первая книга была о рождении и становлении мессии, то вторая — о последствиях его деяний. Она пропитана бесконечной усталостью, пронизана кризисом и переосмыслением жизни главного героя. Всюду он сталкивается с результатами своего тиранического правления, на него давит знание грядущего, и, в конце концов, он совершает то единственное, что ещё способно одновременно и завершить его путь, и оставить в памяти людей легендой. Герой будто разыгрывает перед вселенной пьесу, чётко следуя заранее выверенному сценарию. Депрессивность, апатия, чувство безысходности — всё это буквально сочится со страниц.
Поначалу книга вызывает разочарование: в ней абсолютно другое настроение, нет той жестоко-мистической атмосферы, которой пропитана «Дюна», а самое главное — пламя Джихада, которое так пугало героя, и которого он всеми силами пытался избежать, осталось за кадром. Читателя ознакомят лишь с итогом Джихада и подкинут несколько флэшбеков, которые не способны продемонстрировать масштаб галактической войны, унесшей более 60 млрд человеческих жизней. Да, книга о другом, но мне не хватило наглядной демонстрации всего этого ужаса. Кроме того, в «Мессии Дюны» очень мало самой Дюны, всё происходящее сосредоточено вокруг людей и их стагнации. Хорошо это или плохо — трудно сказать. А вот что однозначно плохо — то, как неумело автор завершает линии некоторых героев. Это было в «Дюне», это есть и в «Мессии Дюны». Просто непонятно, к чему вводить персонажей, которые особо ни на что не влияют, и которые в конце просто ликвидируются тем или иным способом.
Книге 8 Шаи-Хулудов из 10. Понравилась меньше «Дюны», но если настроиться на нужную волну и пропустить через себя всю эту меланхолию, можно получить удовольствие от прочтения.
Deliann, 20 сентября 2015 г.
«Вот Бог поверженный лежит – он пал, и низко пал.
Мы для того и строили повыше пьедестал.»
Среди поклонников цикла о Дюне много тех, кто считает стоящими книгами лишь те, что написаны самим Фрэнком Гербертом, а вот поделки его сына вместе с К. Андерсоном воспринимают как приключения, бессмысленные и беспощадные к любимой вселенной. В свою очередь, среди фанатов оригинального шестикнижия выделяются ценители первой трилогии, утверждающие, что вторая трилогия от лукавого. Стоит ли говорить, что есть и ортодоксальные фанаты, которые провозгласили первую книгу недостижимым идеалом и на все прочие истории об Арракисе смотрят крайне подозрительно, а иногда даже неприязненно.
Я познакомился с циклом более четырёх лет назад. «Дюна» тогда меня очень впечатлила, а вот все остальное оставило равнодушным. Прошло время, я окончил университет, нашел спутницу жизни, сходил в армию, устроился на работу… Словом, сильно изменился. Волей случая эта история вновь появилась на горизонте. И первая книга выдержала проверку временем просто блестяще: от ее прочтения я получил такое же удовольствие, как и в первый раз. А вот вторая книга преподнесла приятный сюрприз.
«Мессия Дюны» начинается спустя 12 лет после событий «Дюны». Кровавый джихад, которого всеми силами пытался избежать Пауль в первой книге, еще не позади, но уже и не на пике. Муад’Диб стал императором, принеся в жертву своему правлению жизни более 60 миллиардов человек, и это угнетает его. Видения прошлого и будущего, огромная власть, выращенная на религии и политике, а также бесконечные поиски лучшего пути сделали Пауля узником своего выбора. Или, вернее сказать, узником поиска наиболее подходящего варианта развития событий среди огромного количества вероятностей.
Сказочность и эпичность остались в первой книге, вторая принесла с собой камерность (почти все события происходят во дворце) и фатализм. На Пауля «Дюны» смотришь с надеждой, веришь, что он сможет не допустить джихад, обойдясь малой кровью, сможет отвести занесенный над собой дамоклов меч. Пауль «Мессии Дюны» производит впечатление крайне уставшего человека, который немыслимо запутался в бесконечных поисках лучшего варианта будущего и готов уже пожертвовать собой, лишь бы заслужить этим покой себе и спасение своим близким.
Книга эта, безусловно, слабее своей предшественницы. Она меньше по объему, в ней меньше интересных персонажей, больше слабых мест, но все же она мне понравилась. По крайней мере, понравилась больше, чем при первом прочтении. Вероятно, это благодаря Муад’Дибу как центральному персонажу: он повзрослел и теперь я могу оценить это в полной мере, т.к. тоже повзрослел с нашей последней встречи. Наибольшую ценность в этой истории представляют не обилие идей, философских концепций и внешних атрибутов, как это было раньше, а внутренняя борьба Пауля и его борьба с будущим. Это привносит в историю множество трогательных моментов.
Книгу рекомендую всем любителям фантастики с нотками грусти и, пожалуй, безысходности, чего уж тут таить. Возможно, ее лучше читать под настроение или в определенный период жизни.
P.S. Неожиданно хорошим саундтреком к этой истории для меня стала песня «Angels Fall» группы Breaking Benjamin.
e371, 28 мая 2021 г.
Вторая книга слабее первой, но читается довольно бодро, действия совсем не много, Пол начал конкретно загоняться. Даю 6 баллов с натяжкой, а всё потому что:
Demetrios, 13 июля 2013 г.
Книга начинается очень скучно, чем разительно отличается от первого романа. Более половины создавалось впечатление, что этот текст писал какой-то другой человек, или Герберт просто решил подзаработать на популярности первой части. Это немного странно, ведь Герберт вроде сразу задумывал весь цикл, продолжение не было только коммерческим ходом. Ближе к концу сюжет немного оживает, становится несколько интереснее, но в целом книга мне не понравилась. Здесь нет плюсов первой части — уникально продуманного мира. Точнее этот плюс не развивается дальше, поэтому уже неинтересен. А все остальное мне было совершенно неинтересно — все те парафилософские (а то и псевдо-) и парарелигиозные рассуждения, идеи, которые только ухудшали и так неидеальный, очень сумбурный стиль повествования. Именно манера письма Герберта здесь больше всего раздражает — отсутствует необходимая для беллетристики ясность, экшен, хорошие диалоги и короткие яркие описания. А на серьезную литературу этот текст отнюдь не тянет. Может, конечно, дело частично в плохом переводе, но сильно сути это не меняет.
Впрочем, людям, которым интересны идеи, выраженные Гербертом здесь, книга должна понравится.
colouroflife, 6 апреля 2019 г.
После прочтения первой книги и сильного восхищения (кстати поставил 10 из 10) — словно спустился на землю. К сожалению, вторая книга для меня оказалась гораздо менее привлекательной. В целом роман очень хорош как художественное творение, уж очень всё литературно красиво и изящно. Однако меня лично не особо захватило продолжение истории. Что примечательно, в первой части я в общем знал что будет и чем всё кончится, но это ни капли ни уменьшало потрясающе захватывающих ощущений от прочтения, а что ждать в «Мессии» я не имел никакого понятия, но при этом было не очень интересно в целом. Хм, странно, отчего же так?! Попробую разобрать этот вопрос здесь.
Для меня в первом произведении была поставлена точка в тех событиях, что имели там место. Всё было гармонично, очень гармонично. В книге «Мессия Дюны» было очень много красивейшей лирики, романтики пустыни, тяжких дум Императора-пророка, философских изречений в каждом втором диалоге и многого другого. Но не было там для меня того что заставило бы опять полюбить всю эту романтику и красоту. Не было столь сильной и столь интригующей сюжетной линии. Она несомненно была и она весьма глубока, но к сожалению, меня не пробрало, не захватило. Ждал когда уже что-то начнётся или когда уже книга закончится. Увы.
Для пользы моего отзыва, уточню: я не большой фанат очень красиво написанной и очень художественной литературы. Я не люблю когда в «Войне и мире» князь лежит под дубом и 20 страниц думает и тут же ещё 20 страниц описаний красивой природы. Если вам нравится так, то для вас «Мессия Дюны» пожалуй замечательный выбор. Мои вкусы в литературе в основном чуть более приземлённые, но я способен оценить художественность при наличии захватывающего сюжета, интриг, хитросплетений событий, атмосферы будоражащего сознание мира, активных действий и т.д. Тогда можно даже и без фантастики. А одна красота с почти отсутствующим остальным — прекрасно, но скучновато.
Книга хорошая, но по ощущениям как продолжение почти любого нашумевшего фильма — уже не так удачно. 7 из 10.
Corwin Morgan, 6 августа 2020 г.
«Миг высшей славы уже таит в себе грядущее падение» — эта цитата из «Мессии Дюны» отлично, на мой взгляд, описывает всю книгу. Мигом высшей славы была оригинальная «Дюна» — произведение выверенное, с идеальным балансом между экшеном и глубокими мыслями, захватывающими приключениями и кулуарными интригами. В этом контексте роман «Мессия Дюны» не то чтобы хуже, он просто сильно другой. Ни о каком балансе в нем речи не идёт — мне кажется, он и не предполагался. Это практически полностью философское произведение, до краёв наполненное рефлексией. Экшена здесь буквально полторы сцены, и те в конце книги.
Вышеупомянутая цитата относится и непосредственно к сюжету. В сиквеле рассматриваются последствия «хэппи-энда» оригинала, которые оказываются не очень радужными. Как по мне, не смотря на мрачность, эта тема — лучшее, что есть в книге. Герберт вполне реалистично рассуждает на темы политики, войны, религии, о бремени пророческого дара. Да и в остальном — стоит лишь немного сдвинуть направление взгляда, и главным злодеем выступает уже Пауль. Он, конечно, как личность намного лучше того же Владимира Харконена, но именно в его «славу» опустошались миры и уничтожались миллиарды их обитателей.
Для меня спорным моментом стали персонажи «Мессии Дюны». Помимо Пауля, основное «экранное» время делят между собой гхола и Алия. Прописаны они хорошо, в этом плане претензий нет, но вот чисто субъективно — не понравились. Творение Тлейлаксу показалось одновременно замороченным и неинтересным, а вот в случае с сестрой Пауля вроде всё хорошо, но автор почему то сделал, на мой взгляд, излишний упор на романтическую составляющую. Читать про сексуальное становление девочки-подростка в подобного рода НФ-книге мне показалось как-то странно и несколько неприятно.
Я считаю, что оригинальная «Дюна» — это шедевр. Практически идеальная книга в своём жанре. Но вряд ли все достойные идеи Френка Герберта были собраны там. «Мессия Дюны» это подтверждает. Пусть это и не очень то увлекательная вещь, но в ней есть немало интересных мыслей, и, к тому же, она обогащает мифологию мира Дюны.
Slimper753, 28 февраля 2020 г.
Вторая часть больше похожа не на полноценную книгу, а на какое-то предисловие, растянутое до невозможности огромным количеством непонятных и ненужных описаний всего вокруг. И все равно книга в 3 раза короче первой.
При всем при этом есть множество вещей, про которые можно рассказать, но про этом упоминается лишь мельком. Персонажи по большей части воспринимают Пауля/Пола как мессию, даже бога во плоти, а читатели как героя какого-то эпоса, избранного, при этом, по его словам, от его имени истреблено уже больше 61 миллиарда (!) человек, он даже сравнивает себя с Чингиз-ханом и Гитлером, говорит, что после его джихада человечество будет приходить в себя сотню поколений. Эпично, ничего не скажешь, но все это не было показано даже мельком, одни лишь размышления героев, их слова, интонации, мимика, движения, и всё это, само собой, со скрытыми смыслами. В пору называть его не просто тираном, а тотальным маньяком, однако все описано так, что им следует восхищаться. Все эти предназначения и предвидения просто все запутывают, и в итоге нам просто дают, что так нужно, всё это во благо человечества (той части, что еще жива и преклоняется пред ним).
Заговор против Пауля, столь сложный, что трудно представить, как он вообще мог бы сработать. При этом это план, внутри которого другой план. Хейт-Дункан Айдахо с самого начала заявил, что он создан, чтобы погубить Пауля, и что тот делает в ответ? Ничего! Он даже отпускает с ним свою сестру Алию. При этом сам гхола ничего конкретно не знал о том, как он должен сгубить Пауля. А если бы Муад'Диб убил бы его на месте? А если бы просто запер? А если бы он не захотел забирать карлика? Или хотя бы поставил хоть одно, ****, подслушивающее устройство, как делают все?! А если бы ядерное оружие ударило раньше? А если бы того безликого Пауль убил бы сразу, ведь он понял, кто именно перед ним? А если бы Чани всё же не умерла? А если бы гхола не сломался? Слишком много угадайки, очень хлипкий план. А ежели заговорщики так хорошо знали о характере Пауля и предвидели всё его поведение, как же они проглядели, что он не согласится оживить Чани и просто всех убьет?
Возможно, я невнимательно читал, но я так и не понял, зачем вообще они всё это затеяли? Тупо ради власти? Да одного жеста Пауля хватит, чтобы миллиарды его последователей порвали бы и тлейлаксу и всех, кого нужно, и не важно, отказался он там от чего-то или нет.
От Дюны почти ничего не осталось. Планета сильно преобразилась, появилась вода, облака, растения, толпы народа. Меньше песка, а червей практически и нет. Кстати, я так и не понял, зачем они перед нападением вылезают почти на поверхность и ползут до жертвы, а не атакуют снизу. В общем, это просто история правления императора. Есть сторонники, которые больше просто поклонники, а есть те, кто просто устал от всего этого и настоящие враги — вторых просто объединили в один черный список и постоянно отлавливают, а что с ними делают дальше лучше не знать.
Среди фрименов много тех, кто недоволен переменами, хотя почему-то продолжают жить в городе, а не уходят в пустыню. А ведь они сами желали превратить планету в райский уголок. Но, возможно, как несколько раз намекалось, всё просто произошло слишком быстро.
Отдельно, пожалуй, стоит вспомнить показанные новые различные технологии и людей с необычными способностями. О чем-то подобном в первой книге даже не упоминалось, а ведь если немного подумать, кое-что очень сильно могло бы помочь любой из сторон в противостоянии друг с другом, но никто об этом даже не подумал.
Итого: 7/10. Сюжет можно было уместить в 3-4 десятках страниц, не потеряв почти ничего, кроме бессмысленных описаний. Как, например, было в конце первой книги, в приложениях. Да, раскрыты новые персонажи, многие из которых погибли под конец, но больше складывается ощущение, что вся история была задумана только ради появления в конце детей Пауля, за которыми далее и будет следовать сюжет.