Элеонора Раткевич «Наёмник мёртвых богов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Фантастические существа (Эльфы )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Всему когда-то приходит конец, в том числе и богам. В свой срок старые боги уходят, и их заменяют новые. Но однажды Новые боги не захотели ждать, и свергли Старых. Вот только не знали они, что до наступления нужного времени не обрести им божественной силы, и теперь некому преградить путь силам Тьмы. Лишь с одним человеком связаны надежды живущих — с тем, кто служит Старым богам. Богам, которые теперь мертвы.
Входит в:
— сборник «Наемник мертвых богов», 2021 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 131
Активный словарный запас: низкий (2527 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
JrCherNik, 14 июля 2023 г.
Очень короткий, но очень любопытный роман в рассказах. Наёмник мёртвых Богов, Страж Границы, вынужден разбираться с всякой нечистью, поскольку Новые Боги ещё не заступили на свой пост.
Вообще любопытно, что книга не воспринимается, как вышедшая в 1996 году. Читается отлично, язык очень свободный.
Риторика Новых и Старых Богов чем-то напомнила Перумова, но здесь весь эпичного повествования, как такового, почти нет. Как раз наоборот, всё больше про выживание людей, оставшихся без присмотра высших сил.
У рассказов довольно интересная структура — спойлеры! Подчас главный герой делает всё возможное, но оказывается в безвыходной ситуации. После чего к нему приходят на помощь друзья. При этом я не могу сказать, чтобы это был прям бог из машины, или что ГГ — Мартин Сьюевич. Нет, ему это всегда даётся болью, страданиями, иногда немалой кровью, а намёки на возможные источники спасения заранее заготавливаются. Просто пока дело не доходит до спасения, это всё воспринималось, как раскрытие персонажей и мира. Так что потом всё сходится в некий механизм.
Мой друг сравнил это с вирдом, своего рода судьбой в скандинавской мифологии. Или предназначением, если хотите. То есть герой сделал всё, что от него зависело, так что судьба ему благоволит. Но тут спорно, всё равно есть некий причудливый осадочек от того, что герою настолько везёт. В этом плане хорошо, что всего пять рассказов в книге. Больше — вызывало бы уже вопросы.
Вообще меня немного смущает, что другие отзывы содержат немало сравнений с Сапковским. Хотя вообще это просто концепция героя борящегося со злом. Она есть далеко не только у Сапковского. Так-то вообще можно вспомнить богатырей, у которых как правило, есть несколько приключений, зачастую связанных с одолением нечисти. В более современном языке это по сути работа детектива. И какой-нибудь Гарри Дрезден за авторством Джима Батчера или Джон Тейлор из творчества Саймона Грина занимается схожими вещами. Да, там зачастую прям искать что-то надо. Ну так и у Наёмника мёртвых Богов во всех пяти рассказах задача с загадкой. Нужно найти, понять, победить.
Всё остальное — это уже личные субъективные оценки. Кому-то нравится Ведьмак больше, кому-то Наёмник, третьим Дрездена подавай. Мне кажется это неразумным, мне они все нравятся в той или иной степени. И они слишком разные, чтобы прям устраивать сравнение по типу «кто лучше».
Напоследок, наверное, хочется заметить, что в Наёмнике многие элементы мира слишком уж сказочные, упрощённые. Есть Новые Боги, есть умершие Старые Боги, а есть Силы Зла, которым надо противостоять. Есть сказочно добрые эльфы и вполслова даже гномы поминаются. С этим приходится просто смириться. Да, с популяризацией реализма и тёмного фэнтези говорить в таких терминах стало непочётно. Но это не значит, что их использование плохо.
Унесло меня в дебри. Вкратце — очень короткое фэнтези про выживание в мире, где Боги умерли. Добротно сделанное, читается влёт, хочется ещё.
Bizon, 27 мая 2014 г.
Качественный роман написанный в виде цикла рассказов, каждый из которых можно читать по отдельности. Они объединены общими героями, которые живут в мире находящемся на распутье. В этом мире старые боги мертвы, а новые пришли слишком рано, на неподготовленную почву. Такое встречалось не раз в истории, поэтому читая находишь постоянные аналогии в реальности: декабристы, Галилей, английская революция и Кромвель. Поступки главных герое очень реалистичны, и полностью соответствуют как действует тот или иной человек в «мире на распутье».
Композиционно роман создан гениально, — иного слова просто не найти. Почему именно роман в пяти рассказах? все взаимосвязано, ибо выбраны жизненно важные моменты, эдакие перекрестки после которых возврат к прежнему невозможен:
- старые боги умирают, но есть еще те кто служат им. Главный герой — наемник, Страж границы, его жизненный перекресток, его выбор. Аналогии в реальности — оставшиеся в СССР дворяне, военные.
- знакомство и встреча с любимой женщиной. Появление друга, проводника идей новых богов. Абстрактное зло заполняет новый мир.
- найден способ борьбы со злом. Тенах (друг наемника) выбирает семью.
- рождение детей в обоих семьях и снова выбор.
- первая победа детей над злом.
Автор связала в крепкий узел семью, общество, взаимовлияние друг на друга. Если все ладится в семье, если ты способен сделать правильный выбор в малом, — то и в большем ты не ошибешься. Очень правильный вывод. И так всегда бывает, что дети продолжают/оканчивают начатое отцами.
Отдельно хочется отметить стихи, подводящие итог каждой главе, — пример верного подбора резюме.
Итог — роман заслуживает внимания и на него стоит выделить несколько часов своей жизни.
amak2508, 20 ноября 2015 г.
Похоже, одна из первых проб пера писательницы и, увы, не очень удачная. Во всяком случае на фоне блистательного «Таэ эккейр!».
Вот все в этом романе, вроде бы, сделано по канонам фэнтези-произведений: и герой сильный, смелый, добропорядочный, и зло, с которым надо бороться, присутствует — а читать неинтересно. Читающий видит перед собой всего лишь некое бледное подобие «Последнего желания» Сапковского. Только у того в книге и колоритный живой герой есть, и истории там действительно интересные, умные, хорошо написанные, а главное, логичные и очень правдоподобные.
У Раткевич же все новеллы, включенные в роман, выглядят совершенно надуманными, искусственными: дети-боги, победившие старых богов, но не имеющие еще некой странной возможности управлять мирим; воин-маг, убивший нового бога-Повелителя мертвых и занявший его место; храмовые шлюхи, становящиеся связующим звеном между смертными и богами.... Ну и далее все в том же духе. Возможно, если бы все это было написано интересно (а таковой, да и то с натягом, можно считать только последнюю новеллу), а герои оказались бы хоть чуть-чуть живыми, все было бы не так уж грустно. А так..., читаешь и считаешь страницы, оставшиеся до конца — скорей бы уж эта книга кончилась.
vvmonahov, 9 мая 2014 г.
Очень слабое произведение, рассчитанное на «блондинок» в возрасте 12-13 лет. На уровне массовых книг, выпускаемых издательствами, или даже ниже. Очень пафосное, прикрывающее в типичных фразах о проснувшемся Зле полную пустоту. Марионеточные персонажи. Полное отсутствие реалистичности, жизненности и знания описываемых вещей (от боевых искусств до устройства феодальных обществ). О чём фанатами автора в отзывах говорится, что это «сказка», так как даже они видят нежизнеспособность нарисованного мира.
Повесть гордо именуется «романом» и состоит из 5 рассказов:
1. Повелитель
2. То, чего нет
3. Временно бессмертны
4. Свет сквозь ветви
5. Не входи в этот город
Книга является блеклым подражанием «Ведьмаку» Сапковского. Достаточно сравнить историю-подражание «То, чего нет» и оригинальный рассказ «Вечный огонь» Сапковского, чтобы понять неимоверно низкий уровень автора по сравнению с Сапковским. Конечно, подражание не однозначное, но, к сожалению, из оригинала выброшена вся суть, всё, что требует мыслить, весь психологизм, весь юмор — зато добавлено совершенно нереалистичное поведение персонажей, описываемое как «порождённое Злом» либо как «святость». Ну, и ещё огромный рояль добавлен для победы главного героя.
Что меня покоробило больше всего в данной книге — это женская психология главного героя-мужчины, «Наемника мертвых богов». Это вызвало отторжение даже в той области, которая у Раткевич в целом хорошо получается — любовной.
Ещё в этой области раздражение вызвало описание храмовой проституции как чистой и благородной профессии. Вероятно, автор читала про древнегреческих гетер и решила, что раз некоторые из них были умными, хорошо образованными и изысканными, то и храмовые проститутки — это очень хорошо. Вполне модный взгляд на проституцию среди гламурных «блондинок». Главное, с душой и с верой в бога (в книге — в богов) этим делом заниматься. Ну, а если храмовая проститутка профессию по наследству дочке передала — так это вообще, с точки зрения Раткевич, великолепно. Добрая такая сказка, трогательная, рекомендуется фанатами автора к прочтению.
Ну, и ещё: основа каждой из историй — огромный рояль, извлекаемый из кустов. Он не служит подспорьем для развития какой-нибудь идеи автора или показа психологии героев, а является основным содержанием. Раз роялем по врагам — и всё, очередная история закончена. Одним словом, сказочный примитивизм.
Kulpeo, 9 мая 2009 г.
Светлая, добрая история.:glasses:
Качественное и занимательное чтиво, несмотря на предсказуемость сюжета и наивность.
С удовольствием почитала бы продолжение, но увы. :frown:
kkk72, 22 ноября 2007 г.
Хорошее и доброе произведение. Для Раткевич довольно типично начинать свои произведения с поражений героев, с тяжелых ситуаций, в которые они попали. А дальше тяжелым трудом, опираясь на помощь друзей, герой выпутывается из проблем и выручает всех остальных. Очень хорошо читать такие книги лет в 13 — 14, но и в более старшем возрасте оставляют весьма приятное впечатление.
Alexandr, 28 апреля 2006 г.
Одна из лучших книг, которые мне довелось прочитать.
Жаль, нет продолжения :frown:
Helega, 23 ноября 2006 г.
Соглашусь с Александром! Абсолюютно и полностью.
Очень берет за душу. А стихотворения в конце произведения вообще не поддаются критике. Огромное спасибо автору.