Умберто Эко «Остров накануне»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Постмодернизм
- Общие характеристики: Философское | Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В обманчиво простом повествовании о драматической судьбе молодого человека XVI столетия, о его скитаниях в Италии, Франции и Южных морях, внимательный читатель обнаружит и традиционную для Эко бесконечную гирлянду цитат, и новое обращение автора к вопросам, которые никогда не перестанут волновать человечество, — что есть Жизнь, что есть Смерть, что есть Любовь.
- /языки:
- русский (8), английский (1), итальянский (2)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Е. Костюкович (8)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 7 августа 2022 г.
Хорошо жить на меридиане перемены дат — можно путешествовать из вчера в завтра…
Творчество Умберто Эко обладает особым свойством притягивать и удерживать внимание читателя даже при том, что каждая прочитанная книга Эко воспринимается им (читателем) со скрипом и с натягом. Возможно где-то там, в подсознании означенного читателя сидит тот, кто каждый раз бубнит себе под нос «Ну что, скотина, опять ничего толком не понял?», будоража тем самым его читательское самомнение и заставляя вновь выбирать Эко-романы в надежде освоить, усвоить и присвоить Эко-манеру и Эко-стиль.
В общем, это уже третий по счёту (и третий по объёму) роман Эко, за который принялся этот странный Странник. И опять прочтение (прослушивание) романа побудило во время самого процесса и оставило по окончании его вопросы и вопросы и вопросы. Причём часть этих вопросов опять к себе самому (см. выше).
Наверное всё дело в оригинальной манере автора, в его особенном стиле погружаться самому в ту среду, о которой он пишет, и затаскивать в эту среду и в эти времена своих читателей. Потому что ничем иным, как рассказом о жизни героя и других персонажей в первой половине XVII века роман не является — простое (на самом деле непростое) повествование. Однако автор не хочет делать это простым способом, он накручивает секреты на тайну, он вносит в сюжет полумистические загадки и полуисторические факты и события, он смешивает людей реальных с персонажами вымышленными, он наполняет книгу мудростями философов и философией мудрецов — в общем, он делает всё, чтобы читатель морщил свой читательский лоб и тщился проникнуть во все секреты Эко-бытия.
Этот роман никак нельзя читать впроброс, книга требует полного участия и даже соучастия в ней. И перемешивать чтение «Острова...» с чтением других книг не только не желательно, но просто недопустимо, ибо чревато выпадением из тела романа Эко.
Однако Странники не сдаются — непременно возьмусь за чтение очередной книги Эко, вероятнее всего это будет «Маятник Фуко». Ибо, повторюсь, питательный культурный бульон от Эко затягивает и не отпускает.
MadRIB, 8 мая 2015 г.
XVII век. В результате кораблекрушения, молодой человек по имени Роберт де ла Грив оказывается выброшенным на необитаемый остров... вернее не совсем остров – на необитаемый корабль, стоящий в лагуне некоего острова в Тихом океане. Однако, чем больше времени Роберт проводит на корабле, тем больше он убеждается, что кроме него на корабле есть кто-то ещё...
Понятное дело, что даже такой мастер как Умберто Эко не смог бы создать роман, действие которого происходило бы на брошенном корабле, и героем которого был бы один человек. Помимо событий, связанных с пребыванием Роберта на корабле в романе есть ещё три подсюжета, сменяющие друг друга. Сначала это история о предыдущих похождениях Роберта – о его детстве, участии в войне, попытках стать своим в Париже, поручении, по которому он оказался на потерпевшем крушение корабле. После – это научные (по меркам того времени) диспуты о сути времени, об устройстве Вселенной, о боге и месте человека в мире. Ну и наконец, последним подсюжетом становится описание романа, который Роберт пишет, находясь на корабле, и именно этот третий сюжет оказывается, пожалуй, наименее интересным во всей книге, и поскольку он размещён в самом конце, остаётся лишь пролистывать страницы, наблюдая, как достаточно увесистый томик тощает на глазах, и понимать, как стремительно тает надежда на то, что кончится книга хоть чем-нибудь интересным. А жаль. Начинался «Остров...» просто замечательно. Интрига с брошенным кораблём и его загадочным обитателем, ярко прописанная история взросления главного героя (хотя взросления ли? – до последних страниц книги он так и не повзрослел на самом деле, над чем рассказчик романа и автор, которые в «Острове...» дистанцированы друг от друга, иронично потешается почти всю книгу). Роман, казавшийся изящной отповедью приключенческому жанру, и в первую очередь «Робинзону Крузо», пародии и цитаты из которого встречаются по тексту тут и там, вязнет в пародии на пародию, которая в свою очередь основывается на реальном приключенческом романе XVII века... это перебор даже для постмодернистского произведения.
Помимо приключенческого жанра Эко в «Острове...» также отдаёт должное многим научным проблемам тех лет, в том числе проблемам определения долготы, и устройства мира. Разумеется, и ту и другую проблему барочное мышление связывало с божественной волей, и тому, что есть бог также посвящено немало дискуссий, разворачивающихся на страницах романа. Впрочем, как и в «Имени Розы», другом романе Эко эти диспуты нисколько не скучны, а наоборот в чём-то даже забавны. Разумеется, всё упомянутое хорошенько перемешано, крепко заварено и подано под гарниром языка описываемой эпохи – такой уж автор кулинар. И как водится, он не откроет своих карт даже по окончании романа, как это было с «Розой...» и «Маятником...». Была ли польза от расследования Роберта? Что случилось со вторым обитателем корабля? Действительно ли корабль стоял на Нулевом меридиане? Да и что случилось с самим Робертом? Но деконструкция, которой занимается Эко в своих книгах сводится к тому, чтобы поместить литературную интригу и литературных персонажей в реальный мир, а в нём однозначные ответы, как известно встречаются редко.
Так что в сухом остатке? «Остров накануне» хорош своими первыми двумя третями, несмотря на то, что это не роман действия, а роман стиля, виртуозно замаскированный под текст эпохи барокко, но после происходит печальный перелом, и книга становится ужасно скучна. Так что до «Розы...» и «Маятника...», прекрасных от начала до конца, «Острову...» далековато.
Groucho Marx, 3 февраля 2016 г.
К «Острову накануне» трудно относиться объективно. Наверно, это в самом деле неудачный роман. Неудачный в том смысле, что он не может захватить любого читателя, что многие читатели, которым понравилось начало, охладевают к середине книги и мало кто доберётся до финала. К тому же, части романа настолько различны, что вообще могут восприниматься как самостоятельные книги.
Все эти недостатки (а это в самом деле недостатки) свойственны, например, Томасу Манну в «Избраннике» и в «Иосифе и его братьях», что ничуть не отменяет ни обаяния этих книг ни их высокого эстетического и интеллектуального значения.
В общем, для меня «Остром накануне» одна из любимых книг (я необъективен), потому что в ней происходит поразительное по убедительности погружение в мир XVII века, во вселенную ошибок, предрассудков и открытий той эпохи. Я очень интересуюсь тем столетием, которое вызывает у меня восторг и отвращение одновременно — и Эко замечательно передал эту заворожённость высшими достижениями эпохи барокко.
Замечательная книга, в которой барокко показано изнутри, с точки зрения не посетителя музея или пытливого эрудита, а с позиции творца стиля. Что думали, что чувствовали люди, вот так расписывавшие потолки, создававшие вот такие инстурументы, вот так смешивавшие науку и магию? Да, не всем это интересно, читатели, которым не понравился «Остров» абсолютно в своём праве не любить или разочароваться романом Эко. В конце концов, в «Острове накануне» совершенно отсутствуют аллюзии на современный мир, читателю не на что опереться, кроме своего знания о мире барочной культуры. А если таких знаний нет? Тогда через книгу будет практически не продраться.
Повторюсь — великолепный, мягкий, богатый образами и интеллектуальными парадоксами роман, который одновременно является своего рода компедиумом эпохи барокко и рефлексией Эко над эпохой барокко. Одна из самых моих любимых книг, которую стоит перечитывать.
Мне бы хотелось увидеть этот роман изданным в виде серии томиков ин-октаво, с множеством иллюстраций — гравюр XVII столетия, с вкладышами карт, с маргиналиями, уводящими читателя в сторону от сюжета, чтобы обложки были под тиснёную кожу библиотек барокко, а бумага — плотной, чуть желтоватой, как бы пожелтевшей от времени.
stas-no, 21 мая 2020 г.
Интересный, ровный и ремесленный роман. Автор до некоторой степени постарался дать нам картину европейского 17 века, какой мы знаем из истории и романов. Войны, интриги, вольнодумство, научная революция, отцы иезуиты, Мазарини, витиеватая литература, рассуждения о системе мира и любовные переживания. Захватывающей книгу не назовешь, но и скуки особой не навевает. Необитаемый остров Дефо превращается у Эко в необитаемый (почти) корабль.
AlisterOrm, 16 июня 2013 г.
После совершенно потрясающих, гениальных романов «Имя розы» и «Маятник Фуко» Умберто Эко выпускает нечто, носящее название «Остров накануне» (я не знаком с итальянским языком, но выражение «L'isola del giorno prima», возможно, более точно переводится «Остров у границы дней», или как-то так, что более понятно по сюжету). Далеко не всем этот роман нравится, и это нисколько не удивляет — больно уж своеобразным получилось это творение итальянского медиевиста. Не могу сказать, что и я от него в восторге, хотя и оцениваю его по достоинству. Дело даже не в перегруженности — ведь удалось же мне продраться сквозь постмодернистские построения «Маятника Фуко». Попробуем разобраться.
Первая попытка. Один из слоёв, самый явный — литературная игра, стилизация. Некто пересказывает рукопись, найденную в остове сгоревшего корабля в южных морях. Автор её — некий юноша по имени Роберт де ла Грив, описывающий свои жизненные злоключения на этом свете в середине XVII столетия. конечно, языковой барьер и недостаточная образованность не позволяют мне в должной степени оценить изящество барочного языка, стиля, вернее сказать, его владение Эко. Но верю — пусть даже на слово — что Умберто постарался на совесть, и через язык той эпохи, чрезвычайно вычуранный, показать реального человека, сделать анатомический разрез его души, показать процессы в больном мозге, скатывающемся в безумие... К несчастью, стилистику эту я не принимаю — не люблю «барочную» литературу, ничего уж со мной не сделаешь.
Вторая попытка. Роман Эко — изящный стёб над западноевропейской литературной традицией, и прежде всего — над не очень любимыми мной приключенческим романами. Здесь можно узнать Дюма (произведений без счёта), Стивенсона («Владетель Баллантрэ», как мне показалось), По, Дефо, быть может, Гюго (вспомнил его «Тружеников моря», хотя сходство чисто внешнее и не обязательно повлиявшее), и прочих подобных ребят. Ходы узнаваемы, образы — тоже, но Эко сурово помещает их в реальный мир, где герои не будут непобедимы, а тайны останутся не раскрыты. Уже с первых страниц становится ясно отличие — война показана не как череда подвигов главного героя, отважного и смелого как Фанфан-Тюльпан, а чередой бессмысленных убийств, совершённых неизвестно во имя кого и чего. А дальнейшие приключения Роберта? Его «расследование», связанное с английскими алхимическими тайнами остаётся нераскрытым, даже тайна «Нулевого меридиана», высказанная позже фратером Каспаром, остаётся при своём. Ни победы, ни толком поражения — Роберт просто не получает возможности эти тайны раскрыть, вот и всё. Не говоря уже о его поведении на корабле — он даже не сошёл с корабля, подобно Робинзону, и раздолбанная «Дафна» так и осталась его «Островом». Да и чудесных умений товарища Крузо у Роберта, конечно, не сыскалось (пинок в сторону Д. Дефо и его «роялей в кустах»). Возможно, все эти параллели существуют только в моей фантазии, однако они могут там быть — пообщаться бы с самим сеньором Эко...
Попытка третья. Описываемая эпоха — время зарождения нашей традиционной науки, держащейся на трёх китах — эксперименте-гипотезе-факте. Однако в ту пору она только появлялась идя своим, порой весьма страшным путём проб и ошибок. Начальное естественнонаучное знание тесно и причудливо переплеталось с библейскими и мифологическими метафорами, подтверждение своих теорий тогдашние полемисты искали не только в научных трактатах, но и в Священном Писании. И уж что удалось Эко на славу — так это описание той невообразимой мешанины в головах образованных людей — один фратер Каспар чего стоит! Правда, нынче мы переживаем возрождение этого мировидения...
Итак: вроде бы всё неплохо, коктейль получается занятный. И всё-таки он как-то в душу не западает. Быть может, ему просто не хватает красивости и изящества первых двух романов Эко, их внутренней силы и чёткости основной фабулы. «Остров накануне» — весьма размытая вещь, где во главу угла стоит поставить не какую-то идею, а стиль и литературную игру. «Игра ради игры» — разве не это написано на знамени постмодерна — вот и он в чистом виде, правда, с элементами реального исторического романа. Но в целом... Утомительная вещь, в которой напрочь отсутствует катарсис — насколько он мощен и крышесносящ в «ИР» и «МФ«! При всех достоинствах «Острова накануне» его недостатки вряд ли позволят в ближайшие года вновь взять его в руки.
yarigo, 11 декабря 2014 г.
Снимаю шляпу перед тем, кто прочитал книгу за вечер, совсем не представляю что это возможно. Вообще-то я люблю «заумную» литературу, особенно основанную на исторических вставках и переплетениях. То, что бросает дальше в водоворот, зацепился за одно имя или событие, а дальше геометрическая прогрессия. Пошло, поехало, и спрыгнуть трудно. Здесь же, дочитал (отработал), по-другому не скажешь, и понял, что больше не хочу…
Обороты (фигуры речи) – залюбуешься. Автор, бесспорно, эстет и эрудит. Но, для примера:
«Сокрывать означает простирать покрывало честного сумрака, оно не вырисовывает ложного, а лишь дает посильный отдых истинному. Роза на вид хороша, потому что сокрывает свою вящую бренность, и хотя о смертных красотах в обычае говорить, что они не кажутся земными, они являют собой только трупы, замаскированные благодаря преимуществу возраста»
Красиво, правда! Но ведь из этих философских нравоучений, переходящих в постулаты, состоит почти вся книга. Когда приходится прочитывать такие «тома», у меня полное ощущение, что автор пишет сугубо для себя, у него собственный мир, нет ни читателей, ни зрителей, ни сцены, его никто не интересует. Своё замкнутое пространство-время, как черная дыра. Может, это и правильно.
Понравилось или нет, не столь важно. Что меня самого очень расстроило, так это то, что понял, что не вынес я из такой интеллектуальной (без сарказма) книги для себя ничего, чтобы отложилось. Мешанина, в которой невозможно отделить зерна от плевел…
Nameli, 4 июля 2011 г.
Так обидно стало за книгу, что пришлось зарегистрироваться.
На мой взгляд, «Остров» никак не хуже «Имени розы». К сожалению, не могу оценить барочных реминисценций (виной темнота), но юмор, язык нельзя не отметить. Главный герой создан (не побоюсь банальности) с любовью и честностью. Несмотря на серьезность, книга воспринимается как игра (чего стоит неиспользование повторяющихся прилагательных). Искренне завидую и восхищаюсь переводчиком — работать на подобным произведением — самое веселое испытание.
k2007, 17 сентября 2012 г.
Книга, довольно интересная в начале и середине, стала очень скучной в конце. Когда Эко описывает жизнь героя в поместье, осаду Казале и потом Париж — это интересно. Когда Роберт и фатер Каспар беседуют о разных моментах средневековой науки на корабле — вообще замечательно. А вот
muh7, 18 июня 2012 г.
Удивительная книга. Такое милое смешение средневековых заблуждений (лечение ран с помощью экспериментальной медицины, кофе, порох) и романов про благородных господ. При этом книга переполнена совершенно прекрасными кусками о кардинала, шпионах и двойниках.
Книгу я купил еще лет 8 или 10 назад. Читал кусками и от этого сложилось странное впечатление. Вроде книга и хороша, но что то с ней не так. А вот наконец смог за день ее прочитать, осталось очень положительное и цельное ощущение.
nmelnik, 23 декабря 2010 г.
Потрясающая книга от гениального автора.
Завораживающие (и как мне кажется не очень характерные для автора) описания природы, внутреннее самокопание и «расцветание» на наших глазах главного героя не оставит никого равнодушным.
Это, наверное, очень сложно, не описывая практически никакого действия , показывать развитие мировоззрения героя в мельчайших деталях, объясняя каждый его поступок и мотив поступка и предпосылку для мотива поступка и ...
Вердикт: читать всем любителям средневековья, философии, психологии, всем любознательным, любящим красивый язык, всем поклонникам Эко, а так же всем всем для обогащения внутреннего мира.
drgonza, 19 сентября 2009 г.
Прекрасная книга, любимая среди всех написанных Эко! («Пламенное царство...» правда еще не читал.) Удивляет множество отзывов о скучности книги. Конечно, если кто-то ищет динамики и острого сюжета, то роман о молодом человеке в одиночестве пребывающим в далеких Южных морях может показаться скучным, и даже воспоминания, чрезвычайно позновательные для любителей европейской истории впечатление не скрасят. Но у романа совершенно другая цель и любой дочитавший до конца ее прекрасно понимает. Не буду уродовать впечатление о романе, выкладывая его сердце своим корявым языком на суд зрителя, скажу лишь, что последние пару страниц перечитал по крайней мере 5 раз, поистине наслаждаясь. А что каксается ненавистного многим стиля барокко, отвечу словами автора: «Сами знаете, как писали в семнадцатом веке... Эти люди без души.»
Avex, 7 ноября 2008 г.
Умберто Эко не перестает нас удивлять, обрушивая со своих страниц лавину разнообразной информации. Но стоит только начать воспринимать его всерьез, показывается озорной язычок шутника.
Как заявлено во вступлении, «Остров накануне» («L'isola del Giorno Prima», 1994) является романом скрытых цитат из книг, большей частью, нам неизвестных -- что не мешает наслаждаться полной картиной и открывать для себя знакомые мотивы из Даниэля Дефо, Дюма-отца, Роберта Стивенсона или более современных авторов...
Открывая роман, забудьте все, что вы знаете о мироздании! Умберто Эко прочтет вам лекцию с точки зрения «единственно правильной» науки тех лет, когда разворачивались события книги. Он расскажет об экспедиции к острову Мечты, где главного героя ожидала его Огненнокрылая Голубица. Откроет секреты географической долготы и тайну двойника -- да так, что вы все примете за чистую монету. Наконец, он познакомит вас с устройством вселенной. Вы откроете много интересного: узнаете, например, что Земля вращается вокруг Солнца!
Если вам понравился этот роман, но вы не читали «Имя розы» или «Маятник Фуко», немедленно восполните этот пробел! Именно за них мы и ценим Эко.
Hohmach, 14 июня 2009 г.
Эту книгу очень трудно читать.
Ею довольно сложно проникнуться.
С самим её замыслом сложно согласиться.
Но если звёзды сложатся в верный рисунок, и вы попадёте в «струю» романа, то я уверен, вы останетесь довольны.
Задумкой Эко было представить повседневность просвещённого и светского человека, жившего в 17 веке. Человека наблюдающего, размышляющего, передового. К тому же — влюблённого человека, юноши. Круг тем, затронутых Эко, огромен. Недаром каждая глава носит название какого-либо научного труда тех лет. Как вам, скажем, «Наглядная фортификация» :smile: Она, между прочим, точно описывает знаменитую осаду города Казале — с описанием специфики боевых действий, дипломатических мелочей... Или «Наука нежного» — экскурс в науку составления любовных посланий. Поражает работа, проделанная автором. Гений гением остаётся, и рамки он строит для себя сам.
rediger, 5 мая 2009 г.
Книга действительно великолепная, но читать ее — большой труд. Хотелось бы сказать, что «Остров» и другие поздние книги Эко стали жертвами «Имени розы»: прочитав захватывающий средневековый детектив, читатель ждет от остальных книг такого же драйва. Но Эко — гений, и как всякий гений он играет по своим правилам. Захотелось ему создать остросюжетный детектив — извольте «Имя розы», захотелось посмотреть на мир глазами человека 17 века — извольте «Остров». И ему все равно как воспримет его труд читатель — хочешь читай, хочешь нет. Я на первых порах тоже рассчитывал найти в новых книгах Эко ту чарующую волшебную ауру, памятную по «Имени розы». И очень огорчался. Потом стал воспринимать их такими, какие они есть — и понял, что они прекрасны.
megaponti, 6 августа 2011 г.
Скучный гений Эко, но гений. Читать его муторно, но интересно. Открывает новые миры.
Вот не понятно: верующий или нет наш Умберто? Кто, что думает об этом? И почему такой глубокий писатель, как Умберто Эко, ничего не пишет о промысле Божьем, хотя, как кажется, он порой очевиден...? Или Умберто просто циник и нигилист, как Пелевин? Или я не прав? Кто, что думает?