fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Путешествия Тафа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Оценок:
1288
Моя оценка:
-

подробнее

Путешествия Тафа

Tuf Voyaging

Роман, год; цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Серия рассказов о космическом торговце (он предпочитает название — Экоинженер). Группа авантюристов находит около одной из заброшенных звезд — супердревний звездолет. В процессе освоения из группы остается один человек (недаром его имя Таф), который и становится владельцем корабля со всеми сокровищами (биотехнологии за последние века пришли в упадок. Война, однако). И вот, путешествует он по планетам и всюду насаждает свою мораль, пользуясь правом сильного.

Другая аннотация:

Культовая «космическая сага».

В состав цикла входит легендарная «Чумная звезда», – повесть, которая в свое время стала любимой для сотен тысяч отечественных поклонников фантастики!

Перед читателем – мир далекого будущего и межпланетных странствий, мир веселых и опасных приключений, выпавших на долю «космического бродяги», неудачливого бизнесмена и страстного любителя кошек Хэвиланда Тафа!

Хэвиланд Таф странствует по мирам, преследуя самую невинную цель – заработать на жизнь, – а в результате снова и снова становится настоящим героем!

Он не ищет приключений.

Приключения САМИ находят его!



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


  • Пролог / Prologue
7.95 (1399)
-
38 отз.
7.74 (1056)
-
17 отз.
7.67 (1153)
-
20 отз.
7.49 (938)
-
14 отз.
7.52 (1162)
-
24 отз.
7.29 (878)
-
17 отз.
7.81 (885)
-
18 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1989 // Научная фантастика - Роман (США; сборник)

Номинации на премии:


номинант
Sky Awards, 2010 // Самое популярное переводное произведение - Крупная форма (США; сборник)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Путешествия Тафа
2000 г.
Путешествия Тафа
2002 г.
Путешествия Тафа
2013 г.
Путешествия Тафа
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Tuf Voyaging
1986 г.
(английский)
Tuf Voyaging
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недоверие, Сомнение, Враждебность, Неблагодарность и Глупость — так главный герой называет своих котят, в память о том, как его встречают на одной из планет. И именно об этих неблаговидных чертах человечества цикл «Путешествие Тафа». Это всего несколько небольших историй об экологе-самоучке , но какой срез пороков человечества, приводящих порой к необратимым последствиям!

Мы часто воспринимаем экологическую фантастику, как нечто заранее скучное или слишком «идейное», не стоящее внимания на фоне приключений героев «Песни льда и пламени» и других многочисленных саг и космооопер. Но Мартин смог поговорить о сложных отношениях Человека и Природы в лаконичной, но столь занимательной и завуалированной форме, что его мастерство вызывает настоящее восхищение.

Цикл начинается с рассказа «Чумная звезда» почти как космический боевик, где Таф — незадачливый торговец -выступает как наемник для искателей сокровища — боевого корабля давно сгинувшего Общества экологов и генетиков, способных создавать новые организмы и управлять временем. И каждый желает получить себе это мощное оружие: для власти, денег, удовлетворения мелких личных интересов. И неудивительно, что такой Приз достается умному и мягкому Тафу, который решает бросить торговлю, посвятить себя изучению экологии и отправиться в путешествие по Галактике.

И далее — каждый рассказ — занимательная история о том, как Недоверие, Сомнение, Враждебность, Неблагодарность и Глупость разрушают хрупкий мир вокруг нас. Касается ли это жителей Намории, жадно потребляющих ресурсы своей планеты и не видящих под своим носом представителей древнего народа философов, или обитателей Норна, превративших живых существ в средство для утверждения своего статуса и оплачивающих их кровью свое благополучие. И, конечно, же планета Сатлэм, где все — образ жизни, технологии, религия, культура — направлены на разрушение природы ради поддержания непомерно растущего населения и перед проблемами которой пасует ученый -эколог.

Устами Тафа — умного, ироничного, преданного не просто выбранной профессии, а любому проявлению Жизни — Мартин говорит о том, что если Недоверие, Сомнение, Враждебность, Неблагодарность и Глупость не будут побеждены, то только один Бог сможет решить создавемые нами самими проблемы. Или не сможет. Ведь, как известно, перед Глупостью и сами Боги бессильны.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал, сборник. Почитал отзывы. Знаете, иногда мне кажется, что, подобно Хэвиланду Тафу, я один в этой огромной холодной вселенной. В чем же причина? О, вам это вряд ли интересно, однако я воспользуюсь своим правом зарегистированного пользователя и расскажу об этом.

Во первых, о чем все эти рассказы? О космическом корабле? Об инопланетянах и диковинных существах и растениях? Будь мне лет десять, я бы так и сказал. Может быть эти истории, соединенные в хронологическом порядке — это такая аллюзия на библейские мотивы? Космогоническая интерпритация библейских чудес? Притча о лживых и лицемерных «церковниках», которые проповедуя жизнь, тем не менее убивают все живое на родной планете, либо, проповедуя освобождение, заковывают в цепи рабства? Будь я подростком, так бы и считал.

Тем не менее, я все же несколько старше, потому помимо очевидных вещей вроде развлекательно-авантюрного сюжета и символических отсылок к библии или истории о Гамельнском крысолове; филосовских набросков о том, что хаос и паника рождают сомнения и пр. привязок символов к персонажам, мне удалось разглядеть людей.

Космос. Множество планет, жители которых разделены многими световыми годами, разной внешности, характера, культуры, наконец. И тем не менее... таких похожих.

С самой первой истории о главном герое отзываются, как о человеке «мягком и снаружи, и внутри». Яркие лозунги, эмоциональные выкрики резко контрастируют с безэмоциональным и бесцветным Тафом. Но таковым он является только снаружи. Для тех, кто не понимает этого, в последних историях ярко показана реакция котов телепатов, для совсем уж слепцов герой проявляет явную эмоциональную реакцию на последних страницах.

Есть замечательная поговорка: «больше всего делает тот, кто меньше говорит».

Пока одни кричат о морали, Таф ей следует. Пока одни декларируют благие намерения, белая «ворона» Таф печется о всеобщем благе. Пока одни кричат о своей силе, инопланетянин с фамилией Хэвилэнд, двух с половиной метрового роста, больший, чем большинство в галактике; способный лично в мгновение ока сломать человеку две руки, либо опосредованно (с помощью своего корабля) уничтожать целые миры... сносит оскорбления и держит в себя в руках. Слабый и мягкий?

Бог — есть любовь, созидание (жизнь) и милосердие. (Вы же не считаете названия культов, планет, организаций случайными?) Правда такова, что любящий родитель не только балует детей, осыпая благами, но и наказывает. Это называется воспитание, и говоря о благе людей, человечества глупо думать о жителях одной планеты, континента, страны, культуры, забывая о всех прочих. На протяжении книги лишь один человек, всего один! старается действовать честно. Доказывает делом, что забота о собстанном народе для нее важнее личных амбиций, заботе о собственной шкуре. «Власть развращает», сказала стальная вдова, и добившись этой власти примеряет на себя ношу главного героя. Принимает тяжелое решение во благо, чтобы быть оплеванной за любовь к людям, подобно владельцу ковчега, древнего библейского или менее древнего космического.

Путешествия Тафа эта история о людях, о борьбе «я» и «мы» в их сердцах. О стальной паучихе — единственном человеке в галактике, кто сумел победить свои страсти и вырасти духовно (и физический рост у нее много больше, чем у низкорослых с'атлемцев, ох уж этот символизм), спуститься из парения в невесомости грез на землю с ее, тянущими к земле, проблемами, ответственностью. О Хэвиланде Тафе — человеке совершенно невероятных размеров, доброты и силы духа; человеке, что брезгует прикасаться к другим, навязывает свои правила и мораль. Хорош он или плох, но главное — не равнодушен.

Я не претендую на всезнание, не буду утверждать, будто знаю, что хотел сказать этим произведением Дж. Мартин и хотел ли вообще (быть может все это просто бред моего воображения?). Так или иначе, иногда я чувствую себя одиноким человеком на огромном корабле жизни, когда не встречаю ни единого проблеска понимания в рецензиях на подобные произведения. Неужели я один увидел глубину в истории? Сомневаюсь. Каждая книга — игра между читателем и автором, но что делать если одна из сторон заранее капитулирует? Как читатель со стажем, прошу вас, коллеги, об одном — думайте. Думайте, тогда сможете получать гораздо большее удовольствие от книг.

Этому сборнику ставлю высший балл. С удовольствием перечитаю его через годик-другой, в конце-концов хороше произведение можно читать снова, и снова, и снова...

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не раз слышал мнение, что, мол, Джордж Мартин взявшись писать ПЛиО, убил в себе талантливого фантаста. Потому и захотелось, не веря на слово, ознакомится с этой стороной его творчества. Для начала был рассказ «Короли-пустынник» — понравилось, не сказать, что очень, но совсем неплохо. Знакомство с фантастикой Мартина решил продолжить сборником «Путешествие Тафа» и был слегка разочарован. Слишком уж простенько получилось, я бы даже сказал, заурядно.

История о находке и присвоении гигантского корабля-сеятеля под названием «Ковчег», принадлежащий канувшему в лету «Обществу Экологической Генетики», рисовала радужные перспективы, в плане дальнейших похождений весьма колоритного персонажа. Но, к сожалению, надежды не оправдались. Возможности у реликтового корабля были и впрямь божественные. Огромный банк генетических образцов из разных миров в купе с ускорителем времени, позволял вести биологические войны, спасть и уничтожать целые планеты, решать не тривиальные задачи. Но вместо этого мы получаем скучноватые похождения продавца, хоть и бывшего, но не изжившего привычки к бесконечным и нудным торгам. Три раза Таф посещает планету под названием Сатлэм, страдающей от перенаселения, которое в свою очередь грозит экологической катастрофой. И только с третьего раза Тафу пришло в голову очевидное решение, которое напрашивалось с самого начала. Удивляет в этой линии и то, насколько в далёком и развитом будущем оказывается недальновидные люди, притом не рядовые граждане, а политики управляющие планетой. Может для более ранней или детской фантастики такие допущения в отказе здравомыслия, и прокатили бы, но для взрослого читателя 80-х годов это должно казаться весьма наивным. Такая же непритязательность к сюжету присуща и остальным повестям «Путешествий...». Все миры не блещут оригинальностью, финалы уныло предсказуемы, заключительные аккорды историй раздаются не под аплодисменты, а под лёгкое, сонное зевание уморенных скукой читателей.

Извините, но если говорить об эколого-социальной фантастике, то Гарри Гаррисон, лет так на двадцать ранее, написал более продуманный и интересный, по всем параметрам, цикл «Мир смерти». «Несомненно, так» (с)

Дополнительная линия, которая могла бы внести небольшую порцию свежего воздуха в приключения, это псионические способности кошек Тафа. Но и тут, чувствуется если не халтурное исполнение замысла, то поверхностное уж точно. Чтение мыслей благодатная почва для фантастики, но и тут Автор не стал использовать эту возможность на полную, что называется, катушку. Жаль.

Что, всё-таки, по-моему мнению, удалось Мартину, так это главный герой. Далёкий от литературных стандартов, он вызывает противоречивые чувства. Наряду с чопорностью, высокомерием, манерностью он порой вызывает некоторую симпатию, ведь его помыслы чаще всего были окрашены лучшими намерениями. На протяжении всего цикла, как не странно, я всё время думал о том, сколько в Тафе от самого Автора. Сдаётся мне, одним лишь сходством любви к хорошей кухне это не ограничивается. Но это всего лишь мои домыслы, утверждать наверняка я не берусь.

Ещё один герой рассказов, который доказывает, что Джордж Мартин может писать лучше, когда захочет — это Толли Мьюн, по прозвищу «Стальная вдова». Персонаж получился объёмным в прямом и переносном смысле и наверняка запомнится надолго. Их нелёгкие взаимоотношения с Тафом, пожалуй, самое интересное во всём цикле.

В заключение отзыва, скажу, что выбор книги, для знакомства с Джорджем Мартином — фантастом, был не очень удачен. «Путешествия Тафа» это проходная книга, с колоритными героями, лёгким слогом, но не слишком оригинальным и глубоким сюжетом. Но, тем не менее, писательский потенциал чувствуется и придётся мне дать фантастике этого Автора ещё один шанс.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не нахожу Тафовы похождения веселыми, разве что действительно поучительными.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Таф — болезненно зациклен на своем основном противоречии — отрицанию востребованности у людей и страдальческой потребности быть ими востребованным.

«Хлеба и рыбы», «Повторная помощь», «Манна небесная» — это такое «золотое кольцо», т.е. «кататься не больше трёх раз», а Таф катается, упорно, обреченно, человечно. Надо ж спасти этот «человейник», размножающийся со скоростью безмозглой массы. Планета имеет конечные параметры, и способность планеты воспроизводить пищевые массы — тоже конечна, но давайте множиться во имя там бога, идеальной идеи, да хоть во имя дырки в небе.

И нельзя сказать, что Таф — дурак. Догадаться путем научных рассуждений, что морские организмы могут оказаться нацией телепатов — это еще надо обладать определенным разумом и высоким интеллектом, и тут же выбивающийся из серии песен про гуманность рассказ «Зверь для Норна» — тотальное практически уничтожение биологических ниш и систем на отдельной взятой планете. И тут у меня в голове никак не уляжется выбор Тафа кого именно уничтожать — надо уничтожить людей, создавших индустрию развлечений убийств животными друг другом, но нет! Таф уничтожает экосистемы, одновременно уничтожая этих животных. Ни в чем не повинных, разве что в том, что природа создала их в процессе эволюции очень удобными для самых наших низменных инстинктов.

Если люди действительно такие... я тоже выберу кошек.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Путешествия Тафа» — это сборник веселых и поучительных повестей и рассказов об экоинженере Тафе. Поистине цикл «Тысяча миров» — это много всего непохожего друг на друга. Если сравнивать «Тафа» и «Умирающий свет», то они больше напоминают черное и белое, нежели что-то другое. «Умирающий свет» был хорош с психологической точки зрения, в нём были интересные образы и идеи, при этом роман получился в меру депрессивным и упадническим. «Приключения Тафа» же заставляют читателя не раз и не два улыбнуться происходящему, настолько всё легко и беззаботно.

Сборник включает в себя пять повестей и два рассказа. Все они рассказывают об одном герое, который попадает в разные условия. Таф — человек-загадка, порой его действия не поддаются поверхностной логике, а его прошлое и вовсе покрыто завесой тайны. При этом Хэвиланд (имя Тафа) вызывает стойкую к себе симпатию. Это обусловлено, прежде всего, чертами его характера – добротой, честностью, проницательным умом. Иногда Таф выглядит наивным, но это определенно не так. Я бы даже сказал, что он хитер, когда это необходимо, он обстоятелен и независим. Правда, вместе с этом Таф бывает тщеславен, жаден до денег. И не раз за сборник его можно попрекнуть за стремление к деньгам. Вот только это слишком поверхностно. Хэвиланд так общается с людьми по простой причине – люди привыкли расплачиваться деньгами, а не чем-то другим. Мне кажется, что Таф устал ждать обычной благодарности, обычного самопожертвования от людей, он говорит с ними понятным языком – языком выгоды и валюты. Так же Хэвиланд приковывает к себе внимание за счёт своей профессии экоинженера. В руках Тафа находится мощнейшее биооружие, а он использует его для подтягивания слабых цивилизаций, для баланса. Многие на его месте уже скатились бы до убийственного господства… Привлекает и симпатия Тафа к кошачьим. Это достаточно милая зависимость, которой никак нельзя попрекнуть героя. А чего стоит его манера общения! Да, в ней много пафоса и самолюбования, однако, насколько же Хэвиланд харизматичен!

«Приключения Тафа» сложно назвать полноценным романом. Многие повести не связаны какими-то мелкими деталями, кроме Тафа и Ковчега. От этого создается ощущение рваного повествования, между кусками сюжета не хватает каких-нибудь интерлюдий. Видимо, в конце 80ых Мартин еще не дорос до такой проработки деталей. От этого еще интереснее выглядят его более поздние произведения (речь, конечно же, о «ПЛиО»). Пожалуй, кого-то и оттолкнёт эта сырость. Другие же станут кидать камни в огород автора за религиозный подтекст произведения. Не раз и не два Таф мнит себя богом, а то и действует как бог. Так же его называют некоторые другие персонажи. Вместе с этим сам текст отнюдь не духовный, это лишь аллюзии, а не полноценный фундамент.

Отдельно хотелось бы отметить повесть «Чумная звезда». В ней Таф ещё предстает перед нами тёмной лошадкой, а сам сюжет достаточно оригинален (относительно всего сборника). Рассказ «Зверь для Норна» вышел очень ироничным и умным. В нём Хэвиланд раскрывает свою склонность к хитрости и проницательности. А вот «Повторная помощь», «Манна небесная» и «Хлеба и рыбы» — по сути копии самих же себя. А точнее копии «Хлебов и рыб», так как они являются первоосновой. Вот эти три паззла из общей канвы мне понравились менее всего.

Заключение: хороший, легкий сборник, заставляющий улыбаться. «Умирающий свет» мне показался поинтереснее, но в целом «Путешествия Тафа» — вполне интересная вещь. Правда, особо фантастику Мартина не замечают, покуда гремит на экранах «Игра престолов»…

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несомненно, в этой серии рассказов показан совсем другой Мартин. Рассказы о том, как неудачник-торговец становится единственным обладателем необычного корабля «Ковчег» с полной комплекцией биоматериалов и установками для клонирования. Он решает стать экобиологом-самоучкой. Сначала он делает пробные шаги по вмешательству в жизнь других планет, потом упрочняется в этой роли. Кончается цикл тем, что он начинает вмешиваться в религию других людей, а вернее сказать народов планет, попадающихся у него на пути. Этот переход интересно проследить. Возникает даже опасение, а вдруг и правда, все казни Моисея устроили инопланетяне... Но это под вопросом.

Главная линия здесь — рост мастерства героя. Он учится на своих ошибках. Сам он колоритен и очень подробно описан автором. Он в своей сущности сам еще ребенок. Именно это и делает его самым лучшим обладателем «Ковчега». Основное человечество еще не доросло до обладания таким сокровищем. И хорошо, что герой осознает это.

Еще одна особенность героя — его страсть к кошкам. Кошек я считаю очень милыми созданиями. Забыть Дакса — одну из его кошек — я думаю будет сложно. Да, хотелось бы иметь такого друга.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая цикл о Тафе, не мог не вспомнить о таком факте: во время его написания Мартин как раз трудился в Голливуде сценаристом, — подозреваю, именно поэтому весь цикл производит впечатление сценарной разработки для мини-сериала — ходульные сюжетные ходы, картонные герои, не очень убедительные мотивировки поступков как отдельных героев, так и целых планет, и при этом довольно забавные диалоги и оставленные для визуальной разработки художниками заготовки типа массы разного рода монстров — как животных, так и растительных, — или разных монстроподобных космических кораблей. Однако при всей художественной слабости текстов цикла нельзя не отметить, что своё кредо Мартин-социолог, Мартин-философ, Мартин-гуру обозначил весомо и зримо уже тогда, в далёкие 80-е. Главный пафос цикла явлен в последней, ударной повести: если кратко: «многовато людишек нарожали — надо бы подсократить».

Потом Мартин этот самый пафос подробно, с большой выдумкой и даже местами не без блеска разрабатывал на протяжении нескольких тысяч страниц ПЛиО — уж там-то людишек сокращают все кому не лень, регулярно и со вкусом. С одной стороны, художник имеет безусловное право на полную независимость взглядов, но с другой, — вот у меня совершенно стойкое ощущение, что те, кому это всё было надо, в своё время прочитав «Тафа», пришли к Мартину и сказали: «чувак, а нельзя ли вот то же самое — в смысле чтобы людишек подсократить — но подлиннее и поубедительнее?» Товарищ Мартин на это почесал немного репу и сказал — «отчего же?» И продолжает уже 20 лет регулярно людишек сокращать... пусть всего лишь на страницах своих книг... ну что поделаешь, ну не очень он любит людишек, кошки ему как-то ближе... имеет право. Только при прочтении всех его опусов, как мне представляется, данный факт нужно учитывать.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный цикл. Жаль что небольшой, идея Ковчега весьма и весьма хороша. На первый взгляд рассказы могут показаться однообразными, но стоит только вчитаться, и это чувство проходит. Конечно, Таф не может оставить читателя равнодушным. Всегда сохраняя свою нечеловеческую невозмутимость на фоне бушующих страстей, он выглядит своего рода монолитом, который выдержит все. Сюжетное ядро серии — проблема Сатлэма. Несмотря на технологические достижения, его население остается в плену предрассудков. Может быть и неплохо, что человек не перестает верить в бога, но к чему подчас приводит вмешательство религии мы увидели. И поступок Тафа в конце можно оценивать по-разному, но я его поддерживаю на все сто. Книга наводит на мысль, что человечество в мире Мартина еще не доросло до того, чтобы владеть Ковчегом. Вероломно, да и просто непорядочно ведут себя клиенты Тафа.

Лучшая книга — «Хлеба и рыбы». Самая динамичная и красивая, и образ «паучихи» очень хорош. Но Таф — лучше всех, и Дакс вместе с ним!:glasses:

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

К циклу про путешествия Тафа я пришла после болезни под названием Песнь Льда и Пламени.

Ожидала конечно нечто такое же великое... Понимала что так не бывает, но такого разочарования вообще не ожидала.

Самые большие претензии вызвал конечно сам главный герой. Даже язык не поворачивается Тафа назвать главным ГЕРОЕМ.

Нечто аморфное, асексуальное, бездушное существо. Раздражало в нем все: его любовь к кошкам на фоне абсолютного равнодушия к людям, его гордость кораблем сеятелей, как будто он сам его создал — хотя гордиться абсолютно нечем, ибо он лишь воспользовался тем, что до него создавали много тысячелетий. Его попытка считать себя подобным Богу — хотя Бог подразумевает Любовь, а Таф неспособен к такому чувству в принципе. Попытка описать все это Джорджем Мартином вызывает лишь недоуменное пожимание плечами.

Я привыкла, что у Мартина (в песни Льда и Пламени) каждый человек балансирует на грани зла и добра. Каждый является человеком, которого можно любить и ненавидеть. Каждый характер прописан так, что он — РЕАЛЕН. Я верю Джорджу в ПЛиО так же безоговорочно как не верю в Путешествии Хевиланда Тафа.

При этом серия про Тафа вполне читабельна, интересна. Просто она бессмысленна. Пуста.

Я вижу много хороших отзывов, значит цикл имеет право на существование. К сожалению сочла прочтение этого цикла потраченным временем.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Таф уже не может быть плохим человеком, поскольку он — кошатник. Но он — завзятый эгоист и, получив в своё распоряжение чудесный звездолёт, ничуть не меняется. Он живёт и действует так, как ему приятно и выгодно, и на род человеческий смотрит сквозь призму собственного могущества, доставшегося ему почти случайно.

Я так и не определился, как относиться к этому странному персонажу. Большой симпатии к нему у меня нет. Антипатии тоже. Книга написана хорошо, автор — Мастер, но сама по себе книга средняя. Раз прочёл — реально в кайф. Второй раз не захочется. Это не « Умирающий свет».

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далеко не каждый роман может похвастаться развитием персонажа в течении повествования, а для циклов занимательных рассказов такой ерунды вообще не используют, персонаж наоборот, используется как константа. Но только не в путешествиях Тафа.

Вообще, логичнее было бы назвать этот цикл «Хозяин «Ковчега» или что-то в этом роде. И в первой повести именно и определяется кто станет его повелителем. Тысячелетний корабль смерти и жизни, как древний артефакт развалившейся Империи, что уже символично, столетие за столетием продолжает выкашивать жизнь на планете бывших врагов. И вот каждый из команды исследователей едва увидев Ковчег уже представляет как тот исполнит все их мечты, даст славу, власть, деньги. Еще не ступив на корабль они уже готовы были убить друг друга. Из-за названия цикла интрига конечно уходит, но от этого сюжет лабиринта смерти не теряет увлекательности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И вот наш победитель отправляется в первое путешествие и сталкивается с первой проблемой, которую он успешно решает (ну или так ему кажется). За первым путешествием следует второе, и в нем Таф решает следующую проблему, хотя ему и мешают, что приводит только к лишним жертвам. А ты сидишь и думаешь о том как жаль, что путешествий осталось не так уж и много. Потом идет... первое путешествие? А люди не очень сообразительны. Кругом так и шныряет Глупость, Сомнение, Враждебность, Подозрение и Неблагодарность. Таф вновь решает старую проблему и отправляется к новым мирам. И что же он видит? Его называют звероторговцем и пытаются купить у него не кого иного как чудовищ для кровавых игр, но Таф уже не так наивен и доверчив. В следующем мире его обвиняют в том чего он и не думал совершать и ему не остается ничего другого как уподобиться и пророку и Богу. И ты уже сидишь и понимаешь, что это уже не такие веселые приключения какими были в начале. Даже наоборот, с некоторым содроганием открываешь ты последнюю повесть и не так уж и удивлен где оказывается Таф в своем финальном приключении.

По отдельности весь цикл довольно увлекательная одиссея по небольшой горстке Тысячи Миров, которую непременно хотелось бы продолжить. Но вместе, это можно назвать законченным романом в котором не малую часть занимают рассуждения и применение на практике власти подобной божественной, ответственности за принятые решения, ответственности за не принятые решения, развращает ли эта власть или является бременем, какие решения делают тебя Богом, а какие Чудовищем...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что в плюс? Книга легко читается, персонажи — настоящие и запоминающиеся личности, мир большой и интересный. Хорошая книга, чтобы занять два-три неспешных домашних вечера

Что в минус? Давайте по пунктам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Главный герой чудовищно, нечеловечески везучий. Посмотрите сами — он попадает на корабль, забитый монстрами, и случайно натыкается только на одного. На того, от кого легко спрятаться и кто слишком туп, чтобы устроить засаду. Спасся бы Таф от адских кошек или какого-то-там вампира? Нет, там у него не было бы не единого шанса. А потом он совершенно случайно находит ещё и пушку, которая как раз настроена так, чтобы спасти ему жизнь!

А потом? Если бы какие-нибудь недоброжелатели решили напасть на него на любой планете и убили бы? Ну да, им пришлось бы потом с трудом ломать защиту корабля, но это вполне решаемая задача. Почему никакие алчные преступники ещё не попытались поймать его в тёмном переулке — огромная загадка для меня.

На люблю везучих героев

- Автор всё пытается провести идею, что его Таф «хороший», а все остальные — «плохие». Агрессивные, алчные, подозрительные и неблагодарные. А он, получается, идеален, справедлив и нежен? Когда он убивает невинных людей ядовитыми жабами или уничтожает поля и луга целого государства какими-то «прыгунчиками» — он что-то не напоминает миролюбивого и справедливого человека. А уж когда стерилизует пол-планеты....

- Ну и обратная сторона — все остальные люди — идиоты.Профессиональный дрессировщик покупает животное и не интересуется его циклами размножения. Жители планеты с чудовищами не могут эвакуироваться на орбиту или другие планеты и молча страдают. А живущие в нищете и на полу-голодном пайке безостановочно рожают детей.

Не люблю идиотов. Но их в книге как-то сильно больше, чем в реальности.

- Заигрывания с религией. Я их просто не люблю как факт.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный парадокс: как правило, для хорошего восприятия цикла необходим яркий положительный герой. Ну, во всяком случае, вызывающий симпатию (в случаях с авантюристами-мошенниками, пиратами и прочими господами сомнительных занятий). Здесь же никак не скажу, что Таф вызывает у меня симпатию. Некоторые черты характера — безусловно, но отнюдь не общий облик. Тем не менее — цикл вполне и даже не без удовольствия читаемый. Здесь хватило именно яркости образа. Потому что сюжетно пости все истории не очень интересны, на мой вкус.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сам по себе образ Тафа не оригинален. Этакий Ниро Вульф времен космических полетов. Полюбивший путешествия, и сменивший орхидеи на котов.

Но ещё, Таф, стал для меня воплощением «дядюшки Сэма». Со всеми плюсами и минусами американских воззрений и ценностей. И если воспринимать его всерьез, то довольно не приятный тип. Вот только создалось у меня впечатление, что Мартин и сам считает Тафа этаким воплощением американских взглядов на окружающий мир. И иронизирует над этим. Иронизирует над взглядами, над определенной нечистоплотностью поступков, над желанием переделать окружающие под свои взгляды. Иронизирует над самим «дядюшкой Сэмом». Может это мне это и показалось, но зато сильно примерило и с Тафом и с частью его поступков, и с определенной долей мании величия.

А в целом повести добротные, легко читаемые. Не шедевры, но хороши.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подумал и все-таки решил написать отзыв только на весь цикл в целом а не по отдельности на каждую повесть.

Сразу отмечу, не надейтесь найти в книге что-то похожее на Песнь льда и огня. Это совсем другой Мартин. Мне например в этом цикле он показался на Шекли чем-то похожим.

Главный плюс этой серии — это прикольный главный герой и его жуткий космический корабль. Вообще вот с этим космическим кораблем можно было придумать кучу всяких историй, но Мартин ограничился пятью:

Первая — непохожая на все остальные — прочитав ее не рассчитывайте, что дальше будет нечто такое же. Все будет в совершенно в другом ключе.

Вторая про ненастыное и непрерывно размножающееся население одной планеты — растянута на протяжении всего цикла, на мой взгляд самая неудачная из всех. Очень жаль, что Мартин уделил ей так много места.

Третья про сложности колонизации некоторых планет — самая интересная, с неожиданным концом и здоровской идеей.

Четвертая про арены бойцовых животных и пятая про борьбу с лживым пророком — из цикла не выпадают, но и особенного впечатления не производят.

В целом все повести за исключением первой строятся по одной схеме: некая вымышленная логическая загадка, которую Таф пытается решить используя беграничные возможности совего супер-корабля, попутно он разводит кошек и отращивает пузо :)

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх