Джордж Р. Р. Мартин «Путешествия Тафа»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Терраформирование | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Серия рассказов о космическом торговце (он предпочитает название — Экоинженер). Группа авантюристов находит около одной из заброшенных звезд — супердревний звездолет. В процессе освоения из группы остается один человек (недаром его имя Таф), который и становится владельцем корабля со всеми сокровищами (биотехнологии за последние века пришли в упадок. Война, однако). И вот, путешествует он по планетам и всюду насаждает свою мораль, пользуясь правом сильного.
Культовая «космическая сага».
В состав цикла входит легендарная «Чумная звезда», – повесть, которая в свое время стала любимой для сотен тысяч отечественных поклонников фантастики!
Перед читателем – мир далекого будущего и межпланетных странствий, мир веселых и опасных приключений, выпавших на долю «космического бродяги», неудачливого бизнесмена и страстного любителя кошек Хэвиланда Тафа!
Хэвиланд Таф странствует по мирам, преследуя самую невинную цель – заработать на жизнь, – а в результате снова и снова становится настоящим героем!
Он не ищет приключений.
Приключения САМИ находят его!
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Тысяча миров»
Награды и премии:
лауреат |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1989 // Научная фантастика - Роман (США; сборник) |
Номинации на премии:
номинант |
Sky Awards, 2010 // Самое популярное переводное произведение - Крупная форма (США; сборник) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 13 апреля 2012 г.
Недоверие, Сомнение, Враждебность, Неблагодарность и Глупость — так главный герой называет своих котят, в память о том, как его встречают на одной из планет. И именно об этих неблаговидных чертах человечества цикл «Путешествие Тафа». Это всего несколько небольших историй об экологе-самоучке , но какой срез пороков человечества, приводящих порой к необратимым последствиям!
Мы часто воспринимаем экологическую фантастику, как нечто заранее скучное или слишком «идейное», не стоящее внимания на фоне приключений героев «Песни льда и пламени» и других многочисленных саг и космооопер. Но Мартин смог поговорить о сложных отношениях Человека и Природы в лаконичной, но столь занимательной и завуалированной форме, что его мастерство вызывает настоящее восхищение.
Цикл начинается с рассказа «Чумная звезда» почти как космический боевик, где Таф — незадачливый торговец -выступает как наемник для искателей сокровища — боевого корабля давно сгинувшего Общества экологов и генетиков, способных создавать новые организмы и управлять временем. И каждый желает получить себе это мощное оружие: для власти, денег, удовлетворения мелких личных интересов. И неудивительно, что такой Приз достается умному и мягкому Тафу, который решает бросить торговлю, посвятить себя изучению экологии и отправиться в путешествие по Галактике.
И далее — каждый рассказ — занимательная история о том, как Недоверие, Сомнение, Враждебность, Неблагодарность и Глупость разрушают хрупкий мир вокруг нас. Касается ли это жителей Намории, жадно потребляющих ресурсы своей планеты и не видящих под своим носом представителей древнего народа философов, или обитателей Норна, превративших живых существ в средство для утверждения своего статуса и оплачивающих их кровью свое благополучие. И, конечно, же планета Сатлэм, где все — образ жизни, технологии, религия, культура — направлены на разрушение природы ради поддержания непомерно растущего населения и перед проблемами которой пасует ученый -эколог.
Устами Тафа — умного, ироничного, преданного не просто выбранной профессии, а любому проявлению Жизни — Мартин говорит о том, что если Недоверие, Сомнение, Враждебность, Неблагодарность и Глупость не будут побеждены, то только один Бог сможет решить создавемые нами самими проблемы. Или не сможет. Ведь, как известно, перед Глупостью и сами Боги бессильны.
arimanr, 1 апреля 2014 г.
Прочитал, сборник. Почитал отзывы. Знаете, иногда мне кажется, что, подобно Хэвиланду Тафу, я один в этой огромной холодной вселенной. В чем же причина? О, вам это вряд ли интересно, однако я воспользуюсь своим правом зарегистированного пользователя и расскажу об этом.
Во первых, о чем все эти рассказы? О космическом корабле? Об инопланетянах и диковинных существах и растениях? Будь мне лет десять, я бы так и сказал. Может быть эти истории, соединенные в хронологическом порядке — это такая аллюзия на библейские мотивы? Космогоническая интерпритация библейских чудес? Притча о лживых и лицемерных «церковниках», которые проповедуя жизнь, тем не менее убивают все живое на родной планете, либо, проповедуя освобождение, заковывают в цепи рабства? Будь я подростком, так бы и считал.
Тем не менее, я все же несколько старше, потому помимо очевидных вещей вроде развлекательно-авантюрного сюжета и символических отсылок к библии или истории о Гамельнском крысолове; филосовских набросков о том, что хаос и паника рождают сомнения и пр. привязок символов к персонажам, мне удалось разглядеть людей.
Космос. Множество планет, жители которых разделены многими световыми годами, разной внешности, характера, культуры, наконец. И тем не менее... таких похожих.
С самой первой истории о главном герое отзываются, как о человеке «мягком и снаружи, и внутри». Яркие лозунги, эмоциональные выкрики резко контрастируют с безэмоциональным и бесцветным Тафом. Но таковым он является только снаружи. Для тех, кто не понимает этого, в последних историях ярко показана реакция котов телепатов, для совсем уж слепцов герой проявляет явную эмоциональную реакцию на последних страницах.
Есть замечательная поговорка: «больше всего делает тот, кто меньше говорит».
Пока одни кричат о морали, Таф ей следует. Пока одни декларируют благие намерения, белая «ворона» Таф печется о всеобщем благе. Пока одни кричат о своей силе, инопланетянин с фамилией Хэвилэнд, двух с половиной метрового роста, больший, чем большинство в галактике; способный лично в мгновение ока сломать человеку две руки, либо опосредованно (с помощью своего корабля) уничтожать целые миры... сносит оскорбления и держит в себя в руках. Слабый и мягкий?
Бог — есть любовь, созидание (жизнь) и милосердие. (Вы же не считаете названия культов, планет, организаций случайными?) Правда такова, что любящий родитель не только балует детей, осыпая благами, но и наказывает. Это называется воспитание, и говоря о благе людей, человечества глупо думать о жителях одной планеты, континента, страны, культуры, забывая о всех прочих. На протяжении книги лишь один человек, всего один! старается действовать честно. Доказывает делом, что забота о собстанном народе для нее важнее личных амбиций, заботе о собственной шкуре. «Власть развращает», сказала стальная вдова, и добившись этой власти примеряет на себя ношу главного героя. Принимает тяжелое решение во благо, чтобы быть оплеванной за любовь к людям, подобно владельцу ковчега, древнего библейского или менее древнего космического.
Путешествия Тафа эта история о людях, о борьбе «я» и «мы» в их сердцах. О стальной паучихе — единственном человеке в галактике, кто сумел победить свои страсти и вырасти духовно (и физический рост у нее много больше, чем у низкорослых с'атлемцев, ох уж этот символизм), спуститься из парения в невесомости грез на землю с ее, тянущими к земле, проблемами, ответственностью. О Хэвиланде Тафе — человеке совершенно невероятных размеров, доброты и силы духа; человеке, что брезгует прикасаться к другим, навязывает свои правила и мораль. Хорош он или плох, но главное — не равнодушен.
Я не претендую на всезнание, не буду утверждать, будто знаю, что хотел сказать этим произведением Дж. Мартин и хотел ли вообще (быть может все это просто бред моего воображения?). Так или иначе, иногда я чувствую себя одиноким человеком на огромном корабле жизни, когда не встречаю ни единого проблеска понимания в рецензиях на подобные произведения. Неужели я один увидел глубину в истории? Сомневаюсь. Каждая книга — игра между читателем и автором, но что делать если одна из сторон заранее капитулирует? Как читатель со стажем, прошу вас, коллеги, об одном — думайте. Думайте, тогда сможете получать гораздо большее удовольствие от книг.
Этому сборнику ставлю высший балл. С удовольствием перечитаю его через годик-другой, в конце-концов хороше произведение можно читать снова, и снова, и снова...
kamino, 22 октября 2017 г.
Далеко не каждый роман может похвастаться развитием персонажа в течении повествования, а для циклов занимательных рассказов такой ерунды вообще не используют, персонаж наоборот, используется как константа. Но только не в путешествиях Тафа.
Вообще, логичнее было бы назвать этот цикл «Хозяин «Ковчега» или что-то в этом роде. И в первой повести именно и определяется кто станет его повелителем. Тысячелетний корабль смерти и жизни, как древний артефакт развалившейся Империи, что уже символично, столетие за столетием продолжает выкашивать жизнь на планете бывших врагов. И вот каждый из команды исследователей едва увидев Ковчег уже представляет как тот исполнит все их мечты, даст славу, власть, деньги. Еще не ступив на корабль они уже готовы были убить друг друга. Из-за названия цикла интрига конечно уходит, но от этого сюжет лабиринта смерти не теряет увлекательности.
По отдельности весь цикл довольно увлекательная одиссея по небольшой горстке Тысячи Миров, которую непременно хотелось бы продолжить. Но вместе, это можно назвать законченным романом в котором не малую часть занимают рассуждения и применение на практике власти подобной божественной, ответственности за принятые решения, ответственности за не принятые решения, развращает ли эта власть или является бременем, какие решения делают тебя Богом, а какие Чудовищем...
DrinkFromTheCup, 25 февраля 2023 г.
Совершенно невостребованная в наши дни серия фантастических притч о неразделённой любви.
О любви к профессии.
К народу.
К «спорту».
К кошкам.
И, немного, к людям. Человекам «разумным».
Меланхолия, неравный бой с очевидным, хитрые планы и довольно добротные поучения прилагаются.
Carn, 27 января 2010 г.
Джордж Мартин — довольно глобальный автор, но это его произведение (если брать все рассказы в целом) нельзя назвать эпическим, героев в нём не так много, а миры на удивление логичны и необычны.
Философия главного героя и мораль автора — не то, от чего можно бездумно отмахнуться. По меньшей мере такой взгляд на мир и такие выводы и экстраполяции нашей жизни заслуживают рассмотрения.
Лично я купался в личности главного героя, настолько симпатично мне то настроение, в котором он предпочитает пребывать и тот стиль общения, который он избрал.
Это настроение и философия не изменятся, поэтому если вам не понравился первый рассказ — нет особого смысла переходить к следующему. Постепенно сюжеты становятся более масштабными, а проблемы более острыми.
Очередной раз поставленная последним рассказом дилемма в выборе между устойчивостью и развитием, может быть, будет в своей материальной части настолько же актуальна, как сейчас актуальны расчёты загрязнённости улиц отходами гужевого транспорта, но в части морального выбора, думаю, долгое время останется нерешённой.
romanpetr, 14 октября 2010 г.
Захватывающий цикл! Вкупе можно дать 10 за идею. В памяти осталось,что 4 произведения очень сильные,а остальные 3 послабее....
Лучшим было произведение «Чумная звезда«!!!
eugozaychik, 11 марта 2014 г.
Книга супер! Значительно отличается от цикла «Песнь льда и огня». Такая позитивная! Таф просто неотразим в своей философии! Жаль, что цикл завершен, от книги только приятные ощущения.
Sola, 20 июня 2008 г.
Очень интересный цикл. Жаль что небольшой, идея Ковчега весьма и весьма хороша. На первый взгляд рассказы могут показаться однообразными, но стоит только вчитаться, и это чувство проходит. Конечно, Таф не может оставить читателя равнодушным. Всегда сохраняя свою нечеловеческую невозмутимость на фоне бушующих страстей, он выглядит своего рода монолитом, который выдержит все. Сюжетное ядро серии — проблема Сатлэма. Несмотря на технологические достижения, его население остается в плену предрассудков. Может быть и неплохо, что человек не перестает верить в бога, но к чему подчас приводит вмешательство религии мы увидели. И поступок Тафа в конце можно оценивать по-разному, но я его поддерживаю на все сто. Книга наводит на мысль, что человечество в мире Мартина еще не доросло до того, чтобы владеть Ковчегом. Вероломно, да и просто непорядочно ведут себя клиенты Тафа.
Лучшая книга — «Хлеба и рыбы». Самая динамичная и красивая, и образ «паучихи» очень хорош. Но Таф — лучше всех, и Дакс вместе с ним!:glasses:
Тимолеонт, 20 октября 2023 г.
Никто и никогда не сумеет разубедить меня в том, что Таф — это Варрис. Да, с другим прошлым и опытом, которые значительно влияют на характер и поведение, но общий образ, реплики и многие манеры поведения явно его. Бывший космический торговец получился настолько яркой и колоритной личностью, что неудивительно желание Мартина не дать пропасть такому удачному образу и переработать его.
Таф хоть и строит из себя наивного простака, но на самом деле это запредельно хитрая, предприимчивая личность с мощнейшим разумом и фантазией. Когда надо — он смел и отважен, но предпочитает осторожность и дипломатию. Не чужд благородства, гуманизма, чести и принципиальности. Достаточно способен, чтоб едва ли не с нуля в совершенстве освоить сложнейшую науку генной инженерии. Вплоть до последнего рассказа, когда Таф зашёл слишком далеко, он вызывал у меня искреннее восхищение.
Да и сами рассказы прекрасны — в них мало экшена, но полно интересных ситуаций, размышлений и историй. Образцовая научная фантастика. А уж «Ковчег» вполне достоин войти в число самых эпичных космических кораблей художественной культуры.
Teland Eamor, 3 июля 2008 г.
Неординарный и очень интересный цикл повестей о экоинженере Тафе с возможностями и замашками бога. От повести к повести герой изменяется, что не может не радовать (жаль, конечно, что он изменяется в худшую сторону). Половина цикла посвящена попыткам Тафа спасти планету Сатлэм от перенаселения, и лично мне понравилось, как он это сделал. В общем, читать можно и даже нужно!
ZiZu, 26 июля 2007 г.
Красивый и познавательный цикл. Таф показался совсем не отвратительный персонажем, а довольно интересным. Любовь к кошкам ради которой он готов терпеть лишения вызывает глубокое уважение.
Nog, 27 мая 2005 г.
Отличный цикл. Хорошо, что я решил с ним познакомиться, когда случайно в магазине увидел. Повести, имхо, неодинаковые по уровню, но большей частью очень и очень хороши.
mihail, 15 января 2010 г.
Очень понравились приключения Тафа, одни интереснее, другие не такие захватывающие,но вцелом прекрасное прозведение
tapok, 29 января 2018 г.
«Путешествия Тафа» — это сборник веселых и поучительных повестей и рассказов об экоинженере Тафе. Поистине цикл «Тысяча миров» — это много всего непохожего друг на друга. Если сравнивать «Тафа» и «Умирающий свет», то они больше напоминают черное и белое, нежели что-то другое. «Умирающий свет» был хорош с психологической точки зрения, в нём были интересные образы и идеи, при этом роман получился в меру депрессивным и упадническим. «Приключения Тафа» же заставляют читателя не раз и не два улыбнуться происходящему, настолько всё легко и беззаботно.
Сборник включает в себя пять повестей и два рассказа. Все они рассказывают об одном герое, который попадает в разные условия. Таф — человек-загадка, порой его действия не поддаются поверхностной логике, а его прошлое и вовсе покрыто завесой тайны. При этом Хэвиланд (имя Тафа) вызывает стойкую к себе симпатию. Это обусловлено, прежде всего, чертами его характера – добротой, честностью, проницательным умом. Иногда Таф выглядит наивным, но это определенно не так. Я бы даже сказал, что он хитер, когда это необходимо, он обстоятелен и независим. Правда, вместе с этом Таф бывает тщеславен, жаден до денег. И не раз за сборник его можно попрекнуть за стремление к деньгам. Вот только это слишком поверхностно. Хэвиланд так общается с людьми по простой причине – люди привыкли расплачиваться деньгами, а не чем-то другим. Мне кажется, что Таф устал ждать обычной благодарности, обычного самопожертвования от людей, он говорит с ними понятным языком – языком выгоды и валюты. Так же Хэвиланд приковывает к себе внимание за счёт своей профессии экоинженера. В руках Тафа находится мощнейшее биооружие, а он использует его для подтягивания слабых цивилизаций, для баланса. Многие на его месте уже скатились бы до убийственного господства… Привлекает и симпатия Тафа к кошачьим. Это достаточно милая зависимость, которой никак нельзя попрекнуть героя. А чего стоит его манера общения! Да, в ней много пафоса и самолюбования, однако, насколько же Хэвиланд харизматичен!
«Приключения Тафа» сложно назвать полноценным романом. Многие повести не связаны какими-то мелкими деталями, кроме Тафа и Ковчега. От этого создается ощущение рваного повествования, между кусками сюжета не хватает каких-нибудь интерлюдий. Видимо, в конце 80ых Мартин еще не дорос до такой проработки деталей. От этого еще интереснее выглядят его более поздние произведения (речь, конечно же, о «ПЛиО»). Пожалуй, кого-то и оттолкнёт эта сырость. Другие же станут кидать камни в огород автора за религиозный подтекст произведения. Не раз и не два Таф мнит себя богом, а то и действует как бог. Так же его называют некоторые другие персонажи. Вместе с этим сам текст отнюдь не духовный, это лишь аллюзии, а не полноценный фундамент.
Отдельно хотелось бы отметить повесть «Чумная звезда». В ней Таф ещё предстает перед нами тёмной лошадкой, а сам сюжет достаточно оригинален (относительно всего сборника). Рассказ «Зверь для Норна» вышел очень ироничным и умным. В нём Хэвиланд раскрывает свою склонность к хитрости и проницательности. А вот «Повторная помощь», «Манна небесная» и «Хлеба и рыбы» — по сути копии самих же себя. А точнее копии «Хлебов и рыб», так как они являются первоосновой. Вот эти три паззла из общей канвы мне понравились менее всего.
Заключение: хороший, легкий сборник, заставляющий улыбаться. «Умирающий свет» мне показался поинтереснее, но в целом «Путешествия Тафа» — вполне интересная вещь. Правда, особо фантастику Мартина не замечают, покуда гремит на экранах «Игра престолов»…