fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Путешествия Тафа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Оценок:
1310
Моя оценка:
-

подробнее

Путешествия Тафа

Tuf Voyaging

Роман, год; цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Серия рассказов о космическом торговце (он предпочитает название — Экоинженер). Группа авантюристов находит около одной из заброшенных звезд — супердревний звездолет. В процессе освоения из группы остается один человек (недаром его имя Таф), который и становится владельцем корабля со всеми сокровищами (биотехнологии за последние века пришли в упадок. Война, однако). И вот, путешествует он по планетам и всюду насаждает свою мораль, пользуясь правом сильного.

Другая аннотация:

Культовая «космическая сага».

В состав цикла входит легендарная «Чумная звезда», – повесть, которая в свое время стала любимой для сотен тысяч отечественных поклонников фантастики!

Перед читателем – мир далекого будущего и межпланетных странствий, мир веселых и опасных приключений, выпавших на долю «космического бродяги», неудачливого бизнесмена и страстного любителя кошек Хэвиланда Тафа!

Хэвиланд Таф странствует по мирам, преследуя самую невинную цель – заработать на жизнь, – а в результате снова и снова становится настоящим героем!

Он не ищет приключений.

Приключения САМИ находят его!



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


  • Пролог / Prologue
7.95 (1423)
-
38 отз.
7.75 (1068)
-
17 отз.
7.68 (1170)
-
20 отз.
7.50 (951)
-
14 отз.
7.53 (1175)
-
24 отз.
7.29 (888)
-
17 отз.
7.82 (896)
-
18 отз.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1989 // Научная фантастика - Роман (США; сборник)

Номинации на премии:


номинант
Sky Awards, 2010 // Самое популярное переводное произведение - Крупная форма (США; сборник)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Путешествия Тафа
2000 г.
Путешествия Тафа
2002 г.
Путешествия Тафа
2013 г.
Путешествия Тафа
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Tuf Voyaging
1986 г.
(английский)
Tuf Voyaging
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никто и никогда не сумеет разубедить меня в том, что Таф — это Варрис. Да, с другим прошлым и опытом, которые значительно влияют на характер и поведение, но общий образ, реплики и многие манеры поведения явно его. Бывший космический торговец получился настолько яркой и колоритной личностью, что неудивительно желание Мартина не дать пропасть такому удачному образу и переработать его.

Таф хоть и строит из себя наивного простака, но на самом деле это запредельно хитрая, предприимчивая личность с мощнейшим разумом и фантазией. Когда надо — он смел и отважен, но предпочитает осторожность и дипломатию. Не чужд благородства, гуманизма, чести и принципиальности. Достаточно способен, чтоб едва ли не с нуля в совершенстве освоить сложнейшую науку генной инженерии. Вплоть до последнего рассказа, когда Таф зашёл слишком далеко, он вызывал у меня искреннее восхищение.

Да и сами рассказы прекрасны — в них мало экшена, но полно интересных ситуаций, размышлений и историй. Образцовая научная фантастика. А уж «Ковчег» вполне достоин войти в число самых эпичных космических кораблей художественной культуры.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное» (кот Матроскин)

Со времён чтения «Стальной Крысы» считаю, что всякое прочее космоприключенческое просто инварианты на тему. Кроме твёрдой НФ, естественно, да и просто НФ. Т.е. чаще всего мы имеем главгероя, который в силу ряда обстоятельств является центром притяжения разного рода космических приключений и происшествий. Из которых он, как правило, находит выход (а иначе цикл нужно заканчивать). Причём выход в свою пользу.

Если такого рода книга имеет какую-то НФ-идею, то это совсем хорошо, но чаще всего мы имеем приключения, которые приключаются.

Наш сборник-роман примерно к такого рода увлекательно-развлекательным книгам и относится. Сначала мы знакомимся с неким не слишком удачливым космическим торговцем Тафом, который оказывается центральной фигурой всей книги. В первой повести Таф становится обладателем последнего в своём роде космического корабля, наследием исчезнувшей цивилизации. Которая мастерски владела искусством биоинженерии и принесла это своё искусство на «Ковчег» — так называется этот чудо-корабль. Собственно, борьба за владение этим кораблём и составляет всё содержания стартовой повести «Чумная звезда». А дальше в каждой последующей повести и рассказе Таф оказывается в новой острой ситуации и вынужден (чаще всего не вынужден, а сам вляпывается в новое приключение) решать непростые биоинженерные задачи. Причём порой высшего порядка, затрагивающие интересы целой планеты и её экосистемы.

Вот примерно всё, что можно написать про книгу не пересказывая содержание и не раскрывая интригу. Любители этого жанра, безусловно, получат немалую толику удовольствия.

Что касается самого главного героя, то для меня Таф скорее фигура отрицательная. Уж слишком чересчурно в нём выражен вот этот шаблонный американский дух — стяжательство и личный героизм, эгоцентризм вкупе с некоторым высокомерием и пренебрежением по отношению к другим. Понимаю, что смешно всерьёз говорить о книжно-фантастическом персонаже, но из песни слов не выкинешь, привкус остался.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно невостребованная в наши дни серия фантастических притч о неразделённой любви.

О любви к профессии.

К народу.

К «спорту».

К кошкам.

И, немного, к людям. Человекам «разумным».

Меланхолия, неравный бой с очевидным, хитрые планы и довольно добротные поучения прилагаются.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Таф уже не может быть плохим человеком, поскольку он — кошатник. Но он — завзятый эгоист и, получив в своё распоряжение чудесный звездолёт, ничуть не меняется. Он живёт и действует так, как ему приятно и выгодно, и на род человеческий смотрит сквозь призму собственного могущества, доставшегося ему почти случайно.

Я так и не определился, как относиться к этому странному персонажу. Большой симпатии к нему у меня нет. Антипатии тоже. Книга написана хорошо, автор — Мастер, но сама по себе книга средняя. Раз прочёл — реально в кайф. Второй раз не захочется. Это не « Умирающий свет».

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не нахожу Тафовы похождения веселыми, разве что действительно поучительными.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Таф — болезненно зациклен на своем основном противоречии — отрицанию востребованности у людей и страдальческой потребности быть ими востребованным.

«Хлеба и рыбы», «Повторная помощь», «Манна небесная» — это такое «золотое кольцо», т.е. «кататься не больше трёх раз», а Таф катается, упорно, обреченно, человечно. Надо ж спасти этот «человейник», размножающийся со скоростью безмозглой массы. Планета имеет конечные параметры, и способность планеты воспроизводить пищевые массы — тоже конечна, но давайте множиться во имя там бога, идеальной идеи, да хоть во имя дырки в небе.

И нельзя сказать, что Таф — дурак. Догадаться путем научных рассуждений, что морские организмы могут оказаться нацией телепатов — это еще надо обладать определенным разумом и высоким интеллектом, и тут же выбивающийся из серии песен про гуманность рассказ «Зверь для Норна» — тотальное практически уничтожение биологических ниш и систем на отдельной взятой планете. И тут у меня в голове никак не уляжется выбор Тафа кого именно уничтожать — надо уничтожить людей, создавших индустрию развлечений убийств животными друг другом, но нет! Таф уничтожает экосистемы, одновременно уничтожая этих животных. Ни в чем не повинных, разве что в том, что природа создала их в процессе эволюции очень удобными для самых наших низменных инстинктов.

Если люди действительно такие... я тоже выберу кошек.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Путешествия Тафа» — это сборник веселых и поучительных повестей и рассказов об экоинженере Тафе. Поистине цикл «Тысяча миров» — это много всего непохожего друг на друга. Если сравнивать «Тафа» и «Умирающий свет», то они больше напоминают черное и белое, нежели что-то другое. «Умирающий свет» был хорош с психологической точки зрения, в нём были интересные образы и идеи, при этом роман получился в меру депрессивным и упадническим. «Приключения Тафа» же заставляют читателя не раз и не два улыбнуться происходящему, настолько всё легко и беззаботно.

Сборник включает в себя пять повестей и два рассказа. Все они рассказывают об одном герое, который попадает в разные условия. Таф — человек-загадка, порой его действия не поддаются поверхностной логике, а его прошлое и вовсе покрыто завесой тайны. При этом Хэвиланд (имя Тафа) вызывает стойкую к себе симпатию. Это обусловлено, прежде всего, чертами его характера – добротой, честностью, проницательным умом. Иногда Таф выглядит наивным, но это определенно не так. Я бы даже сказал, что он хитер, когда это необходимо, он обстоятелен и независим. Правда, вместе с этом Таф бывает тщеславен, жаден до денег. И не раз за сборник его можно попрекнуть за стремление к деньгам. Вот только это слишком поверхностно. Хэвиланд так общается с людьми по простой причине – люди привыкли расплачиваться деньгами, а не чем-то другим. Мне кажется, что Таф устал ждать обычной благодарности, обычного самопожертвования от людей, он говорит с ними понятным языком – языком выгоды и валюты. Так же Хэвиланд приковывает к себе внимание за счёт своей профессии экоинженера. В руках Тафа находится мощнейшее биооружие, а он использует его для подтягивания слабых цивилизаций, для баланса. Многие на его месте уже скатились бы до убийственного господства… Привлекает и симпатия Тафа к кошачьим. Это достаточно милая зависимость, которой никак нельзя попрекнуть героя. А чего стоит его манера общения! Да, в ней много пафоса и самолюбования, однако, насколько же Хэвиланд харизматичен!

«Приключения Тафа» сложно назвать полноценным романом. Многие повести не связаны какими-то мелкими деталями, кроме Тафа и Ковчега. От этого создается ощущение рваного повествования, между кусками сюжета не хватает каких-нибудь интерлюдий. Видимо, в конце 80ых Мартин еще не дорос до такой проработки деталей. От этого еще интереснее выглядят его более поздние произведения (речь, конечно же, о «ПЛиО»). Пожалуй, кого-то и оттолкнёт эта сырость. Другие же станут кидать камни в огород автора за религиозный подтекст произведения. Не раз и не два Таф мнит себя богом, а то и действует как бог. Так же его называют некоторые другие персонажи. Вместе с этим сам текст отнюдь не духовный, это лишь аллюзии, а не полноценный фундамент.

Отдельно хотелось бы отметить повесть «Чумная звезда». В ней Таф ещё предстает перед нами тёмной лошадкой, а сам сюжет достаточно оригинален (относительно всего сборника). Рассказ «Зверь для Норна» вышел очень ироничным и умным. В нём Хэвиланд раскрывает свою склонность к хитрости и проницательности. А вот «Повторная помощь», «Манна небесная» и «Хлеба и рыбы» — по сути копии самих же себя. А точнее копии «Хлебов и рыб», так как они являются первоосновой. Вот эти три паззла из общей канвы мне понравились менее всего.

Заключение: хороший, легкий сборник, заставляющий улыбаться. «Умирающий свет» мне показался поинтереснее, но в целом «Путешествия Тафа» — вполне интересная вещь. Правда, особо фантастику Мартина не замечают, покуда гремит на экранах «Игра престолов»…

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

А что, мне одному Хэвиланд Таф напомнил Язона динАльта Гаррисона??? В том плане, что что целые миры не в состоянии справиться со своими же проблемами, пока не появляется такой себе (совершенно левый) варяг и не решает ВСЕ их проблемы одной левой же. Да, написано хорошо, читается легко. Из всего цикла выделил бы «Зовите его Моисеем» — может, и не очень оригинально, но красиво реализовано; и «Чумную звезду» за саму идею планеты, до того момента, как появляется, собственно, ГГ...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не спешная, размеренная, но довольно интересная фантастика, громадный корабль Тафа в несколько километров в высоту и длину с биологическим оружием на борту поражает воображение. Его любовь к кошкам, да и присутствие самих котов в романе довольно умиляет, особенно Дакса с его способностью к телепатии. Самая лучшая конечно первая новелла, она и самая главная в книге, к концу книги новеллы сбавляют обороты, но сама книга, как цельное произведение, довольно хороша.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не раз слышал мнение, что, мол, Джордж Мартин взявшись писать ПЛиО, убил в себе талантливого фантаста. Потому и захотелось, не веря на слово, ознакомится с этой стороной его творчества. Для начала был рассказ «Короли-пустынник» — понравилось, не сказать, что очень, но совсем неплохо. Знакомство с фантастикой Мартина решил продолжить сборником «Путешествие Тафа» и был слегка разочарован. Слишком уж простенько получилось, я бы даже сказал, заурядно.

История о находке и присвоении гигантского корабля-сеятеля под названием «Ковчег», принадлежащий канувшему в лету «Обществу Экологической Генетики», рисовала радужные перспективы, в плане дальнейших похождений весьма колоритного персонажа. Но, к сожалению, надежды не оправдались. Возможности у реликтового корабля были и впрямь божественные. Огромный банк генетических образцов из разных миров в купе с ускорителем времени, позволял вести биологические войны, спасть и уничтожать целые планеты, решать не тривиальные задачи. Но вместо этого мы получаем скучноватые похождения продавца, хоть и бывшего, но не изжившего привычки к бесконечным и нудным торгам. Три раза Таф посещает планету под названием Сатлэм, страдающей от перенаселения, которое в свою очередь грозит экологической катастрофой. И только с третьего раза Тафу пришло в голову очевидное решение, которое напрашивалось с самого начала. Удивляет в этой линии и то, насколько в далёком и развитом будущем оказывается недальновидные люди, притом не рядовые граждане, а политики управляющие планетой. Может для более ранней или детской фантастики такие допущения в отказе здравомыслия, и прокатили бы, но для взрослого читателя 80-х годов это должно казаться весьма наивным. Такая же непритязательность к сюжету присуща и остальным повестям «Путешествий...». Все миры не блещут оригинальностью, финалы уныло предсказуемы, заключительные аккорды историй раздаются не под аплодисменты, а под лёгкое, сонное зевание уморенных скукой читателей.

Извините, но если говорить об эколого-социальной фантастике, то Гарри Гаррисон, лет так на двадцать ранее, написал более продуманный и интересный, по всем параметрам, цикл «Мир смерти». «Несомненно, так» (с)

Дополнительная линия, которая могла бы внести небольшую порцию свежего воздуха в приключения, это псионические способности кошек Тафа. Но и тут, чувствуется если не халтурное исполнение замысла, то поверхностное уж точно. Чтение мыслей благодатная почва для фантастики, но и тут Автор не стал использовать эту возможность на полную, что называется, катушку. Жаль.

Что, всё-таки, по-моему мнению, удалось Мартину, так это главный герой. Далёкий от литературных стандартов, он вызывает противоречивые чувства. Наряду с чопорностью, высокомерием, манерностью он порой вызывает некоторую симпатию, ведь его помыслы чаще всего были окрашены лучшими намерениями. На протяжении всего цикла, как не странно, я всё время думал о том, сколько в Тафе от самого Автора. Сдаётся мне, одним лишь сходством любви к хорошей кухне это не ограничивается. Но это всего лишь мои домыслы, утверждать наверняка я не берусь.

Ещё один герой рассказов, который доказывает, что Джордж Мартин может писать лучше, когда захочет — это Толли Мьюн, по прозвищу «Стальная вдова». Персонаж получился объёмным в прямом и переносном смысле и наверняка запомнится надолго. Их нелёгкие взаимоотношения с Тафом, пожалуй, самое интересное во всём цикле.

В заключение отзыва, скажу, что выбор книги, для знакомства с Джорджем Мартином — фантастом, был не очень удачен. «Путешествия Тафа» это проходная книга, с колоритными героями, лёгким слогом, но не слишком оригинальным и глубоким сюжетом. Но, тем не менее, писательский потенциал чувствуется и придётся мне дать фантастике этого Автора ещё один шанс.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далеко не каждый роман может похвастаться развитием персонажа в течении повествования, а для циклов занимательных рассказов такой ерунды вообще не используют, персонаж наоборот, используется как константа. Но только не в путешествиях Тафа.

Вообще, логичнее было бы назвать этот цикл «Хозяин «Ковчега» или что-то в этом роде. И в первой повести именно и определяется кто станет его повелителем. Тысячелетний корабль смерти и жизни, как древний артефакт развалившейся Империи, что уже символично, столетие за столетием продолжает выкашивать жизнь на планете бывших врагов. И вот каждый из команды исследователей едва увидев Ковчег уже представляет как тот исполнит все их мечты, даст славу, власть, деньги. Еще не ступив на корабль они уже готовы были убить друг друга. Из-за названия цикла интрига конечно уходит, но от этого сюжет лабиринта смерти не теряет увлекательности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И вот наш победитель отправляется в первое путешествие и сталкивается с первой проблемой, которую он успешно решает (ну или так ему кажется). За первым путешествием следует второе, и в нем Таф решает следующую проблему, хотя ему и мешают, что приводит только к лишним жертвам. А ты сидишь и думаешь о том как жаль, что путешествий осталось не так уж и много. Потом идет... первое путешествие? А люди не очень сообразительны. Кругом так и шныряет Глупость, Сомнение, Враждебность, Подозрение и Неблагодарность. Таф вновь решает старую проблему и отправляется к новым мирам. И что же он видит? Его называют звероторговцем и пытаются купить у него не кого иного как чудовищ для кровавых игр, но Таф уже не так наивен и доверчив. В следующем мире его обвиняют в том чего он и не думал совершать и ему не остается ничего другого как уподобиться и пророку и Богу. И ты уже сидишь и понимаешь, что это уже не такие веселые приключения какими были в начале. Даже наоборот, с некоторым содроганием открываешь ты последнюю повесть и не так уж и удивлен где оказывается Таф в своем финальном приключении.

По отдельности весь цикл довольно увлекательная одиссея по небольшой горстке Тысячи Миров, которую непременно хотелось бы продолжить. Но вместе, это можно назвать законченным романом в котором не малую часть занимают рассуждения и применение на практике власти подобной божественной, ответственности за принятые решения, ответственности за не принятые решения, развращает ли эта власть или является бременем, какие решения делают тебя Богом, а какие Чудовищем...

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал, сборник. Почитал отзывы. Знаете, иногда мне кажется, что, подобно Хэвиланду Тафу, я один в этой огромной холодной вселенной. В чем же причина? О, вам это вряд ли интересно, однако я воспользуюсь своим правом зарегистированного пользователя и расскажу об этом.

Во первых, о чем все эти рассказы? О космическом корабле? Об инопланетянах и диковинных существах и растениях? Будь мне лет десять, я бы так и сказал. Может быть эти истории, соединенные в хронологическом порядке — это такая аллюзия на библейские мотивы? Космогоническая интерпритация библейских чудес? Притча о лживых и лицемерных «церковниках», которые проповедуя жизнь, тем не менее убивают все живое на родной планете, либо, проповедуя освобождение, заковывают в цепи рабства? Будь я подростком, так бы и считал.

Тем не менее, я все же несколько старше, потому помимо очевидных вещей вроде развлекательно-авантюрного сюжета и символических отсылок к библии или истории о Гамельнском крысолове; филосовских набросков о том, что хаос и паника рождают сомнения и пр. привязок символов к персонажам, мне удалось разглядеть людей.

Космос. Множество планет, жители которых разделены многими световыми годами, разной внешности, характера, культуры, наконец. И тем не менее... таких похожих.

С самой первой истории о главном герое отзываются, как о человеке «мягком и снаружи, и внутри». Яркие лозунги, эмоциональные выкрики резко контрастируют с безэмоциональным и бесцветным Тафом. Но таковым он является только снаружи. Для тех, кто не понимает этого, в последних историях ярко показана реакция котов телепатов, для совсем уж слепцов герой проявляет явную эмоциональную реакцию на последних страницах.

Есть замечательная поговорка: «больше всего делает тот, кто меньше говорит».

Пока одни кричат о морали, Таф ей следует. Пока одни декларируют благие намерения, белая «ворона» Таф печется о всеобщем благе. Пока одни кричат о своей силе, инопланетянин с фамилией Хэвилэнд, двух с половиной метрового роста, больший, чем большинство в галактике; способный лично в мгновение ока сломать человеку две руки, либо опосредованно (с помощью своего корабля) уничтожать целые миры... сносит оскорбления и держит в себя в руках. Слабый и мягкий?

Бог — есть любовь, созидание (жизнь) и милосердие. (Вы же не считаете названия культов, планет, организаций случайными?) Правда такова, что любящий родитель не только балует детей, осыпая благами, но и наказывает. Это называется воспитание, и говоря о благе людей, человечества глупо думать о жителях одной планеты, континента, страны, культуры, забывая о всех прочих. На протяжении книги лишь один человек, всего один! старается действовать честно. Доказывает делом, что забота о собстанном народе для нее важнее личных амбиций, заботе о собственной шкуре. «Власть развращает», сказала стальная вдова, и добившись этой власти примеряет на себя ношу главного героя. Принимает тяжелое решение во благо, чтобы быть оплеванной за любовь к людям, подобно владельцу ковчега, древнего библейского или менее древнего космического.

Путешествия Тафа эта история о людях, о борьбе «я» и «мы» в их сердцах. О стальной паучихе — единственном человеке в галактике, кто сумел победить свои страсти и вырасти духовно (и физический рост у нее много больше, чем у низкорослых с'атлемцев, ох уж этот символизм), спуститься из парения в невесомости грез на землю с ее, тянущими к земле, проблемами, ответственностью. О Хэвиланде Тафе — человеке совершенно невероятных размеров, доброты и силы духа; человеке, что брезгует прикасаться к другим, навязывает свои правила и мораль. Хорош он или плох, но главное — не равнодушен.

Я не претендую на всезнание, не буду утверждать, будто знаю, что хотел сказать этим произведением Дж. Мартин и хотел ли вообще (быть может все это просто бред моего воображения?). Так или иначе, иногда я чувствую себя одиноким человеком на огромном корабле жизни, когда не встречаю ни единого проблеска понимания в рецензиях на подобные произведения. Неужели я один увидел глубину в истории? Сомневаюсь. Каждая книга — игра между читателем и автором, но что делать если одна из сторон заранее капитулирует? Как читатель со стажем, прошу вас, коллеги, об одном — думайте. Думайте, тогда сможете получать гораздо большее удовольствие от книг.

Этому сборнику ставлю высший балл. С удовольствием перечитаю его через годик-другой, в конце-концов хороше произведение можно читать снова, и снова, и снова...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая цикл о Тафе, не мог не вспомнить о таком факте: во время его написания Мартин как раз трудился в Голливуде сценаристом, — подозреваю, именно поэтому весь цикл производит впечатление сценарной разработки для мини-сериала — ходульные сюжетные ходы, картонные герои, не очень убедительные мотивировки поступков как отдельных героев, так и целых планет, и при этом довольно забавные диалоги и оставленные для визуальной разработки художниками заготовки типа массы разного рода монстров — как животных, так и растительных, — или разных монстроподобных космических кораблей. Однако при всей художественной слабости текстов цикла нельзя не отметить, что своё кредо Мартин-социолог, Мартин-философ, Мартин-гуру обозначил весомо и зримо уже тогда, в далёкие 80-е. Главный пафос цикла явлен в последней, ударной повести: если кратко: «многовато людишек нарожали — надо бы подсократить».

Потом Мартин этот самый пафос подробно, с большой выдумкой и даже местами не без блеска разрабатывал на протяжении нескольких тысяч страниц ПЛиО — уж там-то людишек сокращают все кому не лень, регулярно и со вкусом. С одной стороны, художник имеет безусловное право на полную независимость взглядов, но с другой, — вот у меня совершенно стойкое ощущение, что те, кому это всё было надо, в своё время прочитав «Тафа», пришли к Мартину и сказали: «чувак, а нельзя ли вот то же самое — в смысле чтобы людишек подсократить — но подлиннее и поубедительнее?» Товарищ Мартин на это почесал немного репу и сказал — «отчего же?» И продолжает уже 20 лет регулярно людишек сокращать... пусть всего лишь на страницах своих книг... ну что поделаешь, ну не очень он любит людишек, кошки ему как-то ближе... имеет право. Только при прочтении всех его опусов, как мне представляется, данный факт нужно учитывать.

Оценка: 7
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недоверие, Сомнение, Враждебность, Неблагодарность и Глупость — так главный герой называет своих котят, в память о том, как его встречают на одной из планет. И именно об этих неблаговидных чертах человечества цикл «Путешествие Тафа». Это всего несколько небольших историй об экологе-самоучке , но какой срез пороков человечества, приводящих порой к необратимым последствиям!

Мы часто воспринимаем экологическую фантастику, как нечто заранее скучное или слишком «идейное», не стоящее внимания на фоне приключений героев «Песни льда и пламени» и других многочисленных саг и космооопер. Но Мартин смог поговорить о сложных отношениях Человека и Природы в лаконичной, но столь занимательной и завуалированной форме, что его мастерство вызывает настоящее восхищение.

Цикл начинается с рассказа «Чумная звезда» почти как космический боевик, где Таф — незадачливый торговец -выступает как наемник для искателей сокровища — боевого корабля давно сгинувшего Общества экологов и генетиков, способных создавать новые организмы и управлять временем. И каждый желает получить себе это мощное оружие: для власти, денег, удовлетворения мелких личных интересов. И неудивительно, что такой Приз достается умному и мягкому Тафу, который решает бросить торговлю, посвятить себя изучению экологии и отправиться в путешествие по Галактике.

И далее — каждый рассказ — занимательная история о том, как Недоверие, Сомнение, Враждебность, Неблагодарность и Глупость разрушают хрупкий мир вокруг нас. Касается ли это жителей Намории, жадно потребляющих ресурсы своей планеты и не видящих под своим носом представителей древнего народа философов, или обитателей Норна, превративших живых существ в средство для утверждения своего статуса и оплачивающих их кровью свое благополучие. И, конечно, же планета Сатлэм, где все — образ жизни, технологии, религия, культура — направлены на разрушение природы ради поддержания непомерно растущего населения и перед проблемами которой пасует ученый -эколог.

Устами Тафа — умного, ироничного, преданного не просто выбранной профессии, а любому проявлению Жизни — Мартин говорит о том, что если Недоверие, Сомнение, Враждебность, Неблагодарность и Глупость не будут побеждены, то только один Бог сможет решить создавемые нами самими проблемы. Или не сможет. Ведь, как известно, перед Глупостью и сами Боги бессильны.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что в плюс? Книга легко читается, персонажи — настоящие и запоминающиеся личности, мир большой и интересный. Хорошая книга, чтобы занять два-три неспешных домашних вечера

Что в минус? Давайте по пунктам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Главный герой чудовищно, нечеловечески везучий. Посмотрите сами — он попадает на корабль, забитый монстрами, и случайно натыкается только на одного. На того, от кого легко спрятаться и кто слишком туп, чтобы устроить засаду. Спасся бы Таф от адских кошек или какого-то-там вампира? Нет, там у него не было бы не единого шанса. А потом он совершенно случайно находит ещё и пушку, которая как раз настроена так, чтобы спасти ему жизнь!

А потом? Если бы какие-нибудь недоброжелатели решили напасть на него на любой планете и убили бы? Ну да, им пришлось бы потом с трудом ломать защиту корабля, но это вполне решаемая задача. Почему никакие алчные преступники ещё не попытались поймать его в тёмном переулке — огромная загадка для меня.

На люблю везучих героев

- Автор всё пытается провести идею, что его Таф «хороший», а все остальные — «плохие». Агрессивные, алчные, подозрительные и неблагодарные. А он, получается, идеален, справедлив и нежен? Когда он убивает невинных людей ядовитыми жабами или уничтожает поля и луга целого государства какими-то «прыгунчиками» — он что-то не напоминает миролюбивого и справедливого человека. А уж когда стерилизует пол-планеты....

- Ну и обратная сторона — все остальные люди — идиоты.Профессиональный дрессировщик покупает животное и не интересуется его циклами размножения. Жители планеты с чудовищами не могут эвакуироваться на орбиту или другие планеты и молча страдают. А живущие в нищете и на полу-голодном пайке безостановочно рожают детей.

Не люблю идиотов. Но их в книге как-то сильно больше, чем в реальности.

- Заигрывания с религией. Я их просто не люблю как факт.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, состоящий из семи повестей и рассказов. Как самостоятельные произведения, его части выглядят сильнее, поскольку целостнее и завершённее. А вот в роман они укладываются плохо, так как имеют место постоянные повторы.

Некоторые повести чисто приключенческие, а другие написаны с упором на социальный уклон.

Главный герой неординарная личность. Сначала, он предстаёт перед читателем неким простаком, чудаковатым, добродушным. У него свой кодекс чести, и героя можно назвать великодушным и благородным человеком.

Но с каждым рассказом «экологический инженер» Таф меняется. Вернее, он просто предстаёт перед читателями с другой стороны. И из симпатичного толстячка, превращается в циничного и жестокого властелина человеческих судеб. Порой, он неприятен, вызывает антипатию.

А все-таки, Таф мне интересен. Хотя, порой предсказуем, иногда, раздражающе упрям. Но личность он незаурядная.

Произведение получилось интересное, увлекательное. Читается, как и все вещи Д. Мартина легко, хотя и имеет ряд недостатков.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх