fantlab ru

Дэл Ховисон, Джефф Гелб «Вкус ужаса. Книга 3»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.03
Оценок:
56
Моя оценка:
-

подробнее

,

Вкус ужаса. Книга 3

Dark Delicacies III: Haunted

Антология, год

Аннотация:

Древний вампир оказывается в ловушке на тонущем «Титанике», но рано или поздно он вновь увидит лунный свет... Лучший друг человека превращается в его самый страшный кошмар... Исполняя последнюю волю умершего отца, сын проводит ночь в склепе и попадает в водоворот дьявольского ритуала... С того света не возвращаются, но, если тебя лишили жизни на потеху публике, ты вернешься, чтобы отомстить...


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


5.90 (52)
-
5.90 (53)
-
6.70 (96)
-
1 отз.
6.26 (81)
-
1 отз.
6.61 (79)
-
1 отз.
6.21 (85)
-
1 отз.
6.09 (80)
-
1 отз.
6.93 (136)
-
2 отз.
6.35 (75)
-
1 отз.
5.81 (74)
-
1 отз.
5.70 (76)
-
1 отз.
5.94 (73)
-
1 отз.
6.97 (82)
-
2 отз.
6.17 (74)
-
2 отз.
6.78 (97)
-
3 отз.
5.74 (86)
-
1 отз.
5.79 (77)
-
1 отз.
7.24 (85)
-
2 отз.
7.49 (93)
-
2 отз.
5.55 (148)
-
3 отз.
8.27 (141)
-
5 отз.
5.56 (83)
-
5.80 (55)
-
  • Об авторах / Contributor Biographies

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— серию антологий «Вкус ужаса», 2005 г.



Издания: ВСЕ (2)

Вкус ужаса. Коллекция страха
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Dark Delicacies III: Haunted
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любое изысканное пиршество требует достойного завершения в виде десерта. Последний, третий том антологии хоррора «Тёмные деликатесы» от Д. Ховисона и Дж. Гелба особых сюрпризов не принес, хотя удержаться на уровне второй книги, на мой взгляд, удалось. Чувствуется, что запал составителей немного иссяк после того, как предыдущий сборник не смог повторить успех первой книги «Вкуса ужаса», получившей премию Брэма Стокера. На этот раз авторы проекта выбрали в качестве основной темы «Одержимость», рассказы подобрали соответствующие, но опять же немного подстраховались широтой трактовки термина. Нас ожидают не только истории о призраках, демонических сущностях и проклятых местах, но и одержимости иного рода — профессиональная, одержимость любовью, местью и т.п. По субъективным ощущениям стало больше «мясных» историй, хотя жанровое разнообразие по-прежнему широко представлено — наравне с привычной мистикой есть социальные, философские, лирические работы.

По авторскому составу вновь делается ставка на перспективных молодых авторов, хотя в качестве усиления задействованы и такие мастера, как Ч. Паланик, Д. Моррелл и К. Баркер. Традиционно составители оснастили антологию вступлением и послесловием, на этот раз Гелб и Ховисон высказались довольно лаконично, каждый попытался раскрыть своими словами общую концепцию сборника. В качестве автора дополнительного вступительного эссе привлекли С. Вебера, который признался в своей любви к жанру, но кроме общих фраз ничего нового не сказал. В конце книги есть опять же ожидаемая справка по авторам, только вот некоторые участники упоминаются буквально в двух предложениях, если в случае с Палаником можно оправдаться отсылкой на его личный сайт, то менее известные писатели требуют большего раскрытия, нежели простого перечисления пары-тройки их романов, которые на русском не издавались ещё пока, к тому же. Ну это так, небольшие субъективные придирки, пора переходить к основному контенту.

О людях искренне увлеченных свои делом читать всегда интересно. Разговор об одержимости профессиональной начнем с ученых. Рассказ С. Кларка «Дети воронки» переносит нас на о. Рюген, где после распада Советов осталась не только секретная база подлодок, но и кое-что пострашнее. Небольшая группа спецагентов направляется на остров с целью найти подземную базу, где проводились эксперименты над человеческим сознанием, исследовались техники внушения. Идеология большевиков обещала явить миру новый тип человека — человека советского, что получилось в итоге — во всех красках покажет автор данного рассказа. Здесь есть атмосфера страшной тайны, медленное нагнетание ужаса в антураже тотального распада и запустения, а то что ожидает в конце пути, не знаю как героев, но читателя уж точно не разочарует.

Проникнуть за завесу смерти, лучше познать человеческое тело люди стремились с давних времен. Рассказ А. Кэролин «Воскрешение» перенесет нас в атмосферу викторианской Англии, где любознательный патологоанатом в своих исследованиях готов фанатично добывать объекты для вскрытия. После смерти циркового гиганта он решает любой ценой завладеть его трупом, но проблема в том, что покойный не желал попадать на хирургический стол и предпринял серьезные меры, чтобы себя обезопасить. Ни один гробокопатель не соглашается вскрыть его могилу и профессору придется взяться за лопату собственноручно, чтобы развеять или подтвердить все жуткие слухи.

Желание стать самым крутым ганстой на районе движет 16-летним героем рассказа Э. Реда «В миксе». Паренек пишет примитивный рэп на убогом оборудовании, но при этом уверен, что если его записи выйдут на лэйбле местной знаменитости, скрывающейся под кличкой Микшер, то успех и слава ему обеспечены. Миксы известного продюсера невероятно популярны, но не все обращают внимание на жуткие биты, в которых слышится что-то отдаленное похожее на стоны и хруст костей. Рассказ короткий, персонажи шаблонные, а сюжет ни для кого не станет откровением, кроме нестандартной темы история ничем не запоминается.

От музыки перейдем к литературе. Некоторые писатели любят делиться с начинающими коллегами профессиональными секретами мастерства, пишут эссе и руководства, проводят семинары. Р. К. Матесон в рассказе «Как редактировать» решил над этим постебаться и получилось вполне неплохо. Рассказ стилизован под такое вот производственно-обучающее эссе, главный герой увлеченно работает над своей книгой и уверен, что каждое слово можно отшлифовать до идеала, главное, чтобы от процесса творчества ничто не отвлекало. Матесон показал постепенное превращение увлеченности в одержимость, и хоть финал немного предсказуем, но оригинальная форма и черный юмор делают эту историю достойной внимания, даже если вы никогда не пробовали изложить свои мысли на бумаге в художественной форме.

Лучшим рассказом антологии необходимо признать «Снежную архитектуру» Д. Моррела. Времена меняются и бизнес вытесняет с рынка подлинную литературу. После увольнения старый редактор трагически погибает, а его молодой коллега получает анонимную посылку с рукописью гениального романа. По всем признакам этот шедевр вышел из-под пера известного писателя, ушедшего на покой в 1961 году. Чтобы подтвердить свои догадки главный герой отправляется в провинциальный городок, где некогда обосновался писатель, но найти его будет непросто — жители словно соблюдают некий заговор молчания, не желая выдавать информацию о местонахождении знаменитости. Рассказ проникнут искренней болью и переживаниями о современных литературных процессах, о классиках, уходящих в забвение. Доля магического реализма в истории незначительна, но рассказ очаровывает и затягивает, а сам Р.Дж. Вентворт — пример писателя вдохновенного и, в хорошем смысле, одержимого своей работой.

По мнению М. Гарриса интернет убивает кино и телевидение, герой его рассказа «Третий акт Тайлера» после долгих попыток найти работу и вернуть себе звание успешного сценариста обращается к блоггерству. Однако современная публика жаждет самых эксклюзивных и непотребных развлечений, поэтому темой своего блога Тайлер выбирает трансляции ампутаций собственных органов в прямом эфире. В социальном плане история продолжает развивать мысли, высказанные в «Премии за риск» Р. Шекли и «Торговцах болью» Р. Силверберга, но в соответствии с духом времени автор не чурается душераздирающего натурализма, подробности прямых эфиров за кадром повествования не останутся. Рассказ очень мрачный, временами отталкивающий, но при этом не лишен критического посыла в отношении современного социума, а это очень хорошо.

Небольшая зарисовка С. Грина «Пища богов» тематически перекликается с «Третьим актом Тайлера», но здесь уже нет социального элемента. Скандальный журналист ищет для интервью таинственного гурмана по прозвищу Эпикур, который ест только самые великолепные блюда. Кто ищет, тот находит, как известно, поэтому сюжет вполне предсказуем, хотя автор держит в рукаве один интересный финт, закольцовывая повествование и тем самым вводя читателя в заблуждение.

Влюбленность, страсть — порой эти сильные чувства граничат с одержимостью избранным объектом внимания, а иногда и переходят эту грань. 18-летняя героиня рассказа Дж.В. Хартлауба «Старлетки и Спейсбои» в жизни видела мало хорошего — мать-алкоголичка, похотливый отчим, ни денег, ни жизненных перспектив. По этой причине случайное знакомство на фестивале воздушных шаров с привлекательным менеджером рок-группы «Старлетки и Спейсбои» Ником стало для неё лучиком надежды. Даже странные капсулы после приёма которых в голове начинает играть музыка не вызвали у девушки никаких вопросов, ведь за своим мужчиной она готова последовать даже на край света.

Безответная любовь может приносить страдания не только несчастному влюбленному, но и объекту его воздыханий, в случае если влюбленный буквально одержим своей страстью, как например в рассказе Д. Джеймса «Пахнут ли подсолнухи?». Героиня страдает от домогательств своего поклонника, который постоянно ей звонит, шлет письма и подарки. Молодой человек отказывается понимать, что его старания бессмысленны — типичная бытовая драма, но для финала автор подготовил раскрытие важного факта, заставляющего взглянуть на происходящее в ином свете и ещё глубже понять меру отчаяния измотанной девушки.

Вторая группа рассказов, которую можно условно выделить в рамках антологии — истории о сверхъестественных проявлениях одержимости, т.е. призраки, демоны и прочие сущности и мифические создания, осложняющие жизнь обычным людям. Х. Грэм в «Тумане над рекой» переносит нас в Новый Орлеан, где предприимчивые партнеры открыли круглогодичный аттракцион ужасов на месте старой усадьбы плантаторов, где некогда творились жуткие вещи. Очередная группа туристов готовится к экскурсии, а главный герой, выполняющий функции гида, очарован юной блондинкой, которая, кажется, принимает элементы шоу за чистую монету.

Люди рождаются и умирают, но как же тяжело прощаться с любимыми... Старик из рассказа Дж. Конноли «Одержимость» спустя год после смерти жены приезжает в отель, где они останавливались на каждую годовщину свадьбы. Заселившись в привычный номер главный герой замечает, что здесь уже находятся вещи некой молодой особы и уже готов идти разбираться с администратором, когда в номер возвращается юная красотка. Рассказ лиричный, вдумчивый и настроенческий, автор заставляет задуматься о бренности сущего, но в то же время дает надежду, что настоящее чувство существует вечно, вне временных и пространственных рамок.

Священник из рассказа К. Андерсона «Церковные службы» на пару с женой путешествует по Дикому Западу. После встречи с бродячим торговцем в руках пастора оказывается древнеегипетский артефакт, ловушка для демонов, позволяющая заключать внутри бесов, изгоняемых во время ритуалов экзорцизма. Вдохновленный проповедник стремится основать новый город, где не будет места ненависти, злу и несправедливости, но все мы знаем, куда в итоге ведут все благие намерения...

Порой призраки могут быть безвредными, а иногда даже помогать людям. Действие рассказа А. Майхар «Худший способ умереть» разворачивается в американской глубинке в эпоху Депрессии и последующие годы Второй мировой. Главный герой выполняет обязанности шерифа, кроме обычной бытовухи расследовать ничего не приходится, но вот семейство Пиндар, проживающее на отшибе, всегда доставляло массу проблем и их бесконечные дрязги ни к чему хорошему привести не могли. Простенькая спокойная история в духе сельского детектива, где мистический элемент незначителен и совсем не обязателен.

А вот у Ч. Паланика в рассказе «Принеси!» призрак ведет себя гораздо активнее. Главный герой играет на кладбище с друзьями и псом, бросая теннисный мяч, в какой-то момент он замечает, что мячик ведет себя странно и не подчиняется законам физики. Следуя за этим аналогом нити Ариадны герой обнаруживает ценную вещь и теперь ему предстоит решить, как следует распорядиться находкой, но надо учесть, что мячик лежать в стороне тоже не будет. Привычные атрибуты произведений Паланика на месте, стиль узнать можно без проблем, хотя немного непонятно зачем автор написал эту мистическую историю, сюжет-то довольно бесхитростный, а глубины нет, как нет.

Такое ощущение, что перед тем, как сесть за написание рассказа «Дрожь» М. Ботман пересмотрел «От заката до рассвета « и «Блэйд». Перед нами типичный криминальный боевик, отягощенный элементами мистического хоррора. Главный герой — в прошлом боксер-тяжеловес — берется за выполнение поручения криминального авторитета. На первый взгляд дело плёвое — найти и привести к заказчику эффектную стриптизершу, укравшую у мафиози нечто крайне ценное. Повествование довольно динамичное, много драк и кровищи, но сюжет простенький, как для сценария фильма категории В или даже отдельного эпизода какого-нибудь второсортного сериала.

А вот В. Салва судя по всему нашел вдохновение в компьютерных играх, совместив Wolfenstein с первой частью Diablo. Рассказ «Бродячие нечестивцы» состоит из заезженных штампов чуть менее, чем полностью. Небольшой отряд немецких солдат под руководством не много, не мало фельдмаршала (!) отправляется к зловещему аббатству, затерянному в снегах. В дороге воинов Рейха ожидает встреча со своими бывшими товарищами, превращенными в зомби,а в пункте назначения — с чем-то ещё более страшным. Автор вообще имеет очень приблизительное представление о религиозных взглядах в Германии того времени, да и вообще сложно идентифицировать место действия, о логике поведения персонажей лучше молчать. Все сцены и персонажи скроены из махрового картона и вызывают ассоциации с бездарным опереточным действом, короче, очень слабо.

В первую очередь рассказ М. Александер «И пусть бледны уста...», исполненный в жанре темного фэнтези, выделяется сеттингом позднего средневековья. Автор предлагает взглянуть на классический сюжет европейского фольклора с необычной стороны, добавив реализма и чернухи. Молодая дочь богатого графа отправляется на собственную свадьбу в карете с эскортом из солдат. Вскоре девушка замечает, что вместо заявленной Нормандии кортеж углубился в зловещие леса Пьемонта, о которых ходит дурная слава. Довольно интересная трактовка красивой (в классическом изложении) легенды, но вот финал оставляет ощущение незавершенности, таков уж авторский замысел.

Всегда страшно, когда вследствие нелепой случайности гибнут дети. В рассказе Дж. Р. Литтла «Медленная охота» один из близнецов в возрасте 10 лет случайно застрелил своего брата, но после смерти тот остался со своим убийцей. Вроде бы типичная история о взрослении, дружбе и первой любви, но для финала автор приготовил интересный сюжетный поворот, который изрядно встряхнет убаюканного неспешным повествованием читателя, за финал можно ставить однозначный плюс.

Ещё одна трагедия с нелепой гибелью ребенка описана в «Человеке с мешком» Г.А. Бронбека. Этот рассказ хочу отметить особо, очень добрая и философская история про Хэллоуин, которая заставила вспомнить финал «Кануна всех святых» Р. Брэдбери. После гибели подруги, жившей по соседству, главный герой замечает тень странного человека с мешком, который что-то ищет в куче осенних листьев, где находился труп. Поначалу мальчик списал всё на последствия шока, однако ночью он заметил этого же человека, в мешке которого нечто светилось голубым призрачным светом. Рассказ очень грустный и в то же время светлый, это история о самопожертвовании и человечности.

Завершает сборник коротенькое стихотворение К. Баркера «И с криком...» — может, конечно, тут вина перевода, но ни рифмы, ни версификации в стихотворении нет, да и сюжет про детей тьмы, низринутых во ад ничем не поражает. Такое чувство, что составители поместили стишок Баркера с одной целью — завлечь читателя громкой фамилией на обложке, других объяснений подобному странному решению я просто не нахожу.

Как итог, если вам понравилась вторая книга «Вкуса ужаса», то скорее всего вы благосклонно примете и третью, но какого-то качественного прорыва ждать не стоит, на мой взгляд, второй том даже чуточку поинтереснее вышел. В очередной раз составители просят любителей «ужас-ужаса» не беспокоиться, страшных рассказов в сборнике нет, есть грустные, ироничные, вызывающие отвращение, всё что угодно, кроме страха и паники. Как и при обзоре предыдущих томов выделю троицу личных симпатий. Особо отметить хочется «Снежную архитектуру» Д. Моррелла — вдумчивый и грустный магический реализм для тех, кто любит хорошую литературу. Очень важно уметь совмещать экстремальный хоррор с остросоциальным посылом, т.е. использовать шок-контент не в качестве «вещи в себе», но как острую приправу для важных мыслей. С этим удалось справиться М. Гаррису в «Третьем акте Тайлера». Острый коктейль из безнадёги и трагичности, смешанных с добротой, человечностью и подлинной любовью предлагает «Человек с мешком» Г.А. Бронбека, как мне показалось, автор работает в традиции Р. Брэдбери, и это у него хорошо получается. Все три книги «Вкуса ужаса» можно смело рекомендовать широкой аудитории совершеннолетних читателей — для расширения горизонтов, понимания того, что в любом литературном жанре найдутся свои жемчужины, которые необходимо отделять от плевел, возможно, даже благодаря этим книгам кто-то откроет для себя новую страсть — темную прозу разных оттенков.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом как и предыдущий сборник. Есть рассказы, которые цепляют, есть, которые прочитав забываешь. В целом доставил удовольствие, с учетом того, что читал строго по одному рассказу перед сном.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх