fantlab ru

Артур Конан Дойл «Отравленный пояс»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Оценок:
1472
Моя оценка:
-

подробнее

Отравленный пояс

The Poison Belt

Другие названия: В ядовитом поясе; Предсказание профессора Челленджера; Мир в столбняке

Повесть, год; цикл «Профессор Челленджер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 158
Аннотация:

Собрав в своем доме своих товарищей по экспедиции в Затерянный Мир, профессор Челленджер объявляет им о своем новом открытии. В ближайшее время Земля должна пройти через полосу отравленного эфира, способного, по-видимому, погубить на ней все живое. Он предлагает друзьям укрыться в доме, загерметизировать его и попытаться пережить катастрофу...

© Nog
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация:

Журнал «The Strand Magazine», 1912, Vol. xlv: No. 267, March, pp. 243-255; No. 268, April, pp. 363-373; No. 269, May, pp. 483-493; No. 270, June, pp. 603-612; Vol. xlvi: No. 271, July, pp. 66-72.

Подпись: A. Conan Doyle. Подзаголовок: Being an account of another amazing adventure of Professor George E. Challenger , Lord John Roxton, Professor Summerly, and Mr. E. D. Malone, the discoverers of «The Lost World».

Иллюстрации Harry Rountree. В публикации свыше 20 рисунков, 4 из которых на вклейках в начале ежемесячных номеров перед текстом романа.

Первые русские публикации:

  • 1913 — журнал «Аргус» (СПб.) № 4, стр. 2-18; № 5, стр. 2-14; № 6, стр. 3-15; № 7

  • 1913 — журнал «Новое слово» № 8 (август), стр. 61-80

  • 1913 — журнал «Волны» (перевод З. Журавской)


  • Входит в:

    — журнал «Аргус 1913`4», 1913 г.

    — журнал «Аргус 1913`5», 1913 г.

    — журнал «Аргус 1913`6», 1913 г.

    — журнал «Аргус 1913`7», 1913 г.

    — журнал «Новое слово 1913`8», 1913 г.

    — журнал «Robur 8», 1985 г.

    — антологию «Франсис Карсак, Артур К. Дойл», 1992 г.

    — антологию «The End of the World: Classic Tales of Apocalyptic Science Fiction», 2010 г.


    Похожие произведения:

     

     

    
    Мир в столбняке
    1924 г.
    Предсказание профессора Челленджера
    1927 г.
    В ядовитом поясе
    1928 г.
    Затерянный мир
    1956 г.
    Маракотова бездна
    1956 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 8
    1966 г.
    Затерянный мир
    1975 г.
    Затерянный мир
    1981 г.
    Затерянный мир
    1986 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс
    1986 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс
    1987 г.
    Затерянный мир
    1989 г.
    Затерянный мир
    1989 г.
    Затерянный мир
    1990 г.
    Затерянный мир
    1990 г.
    Маракотова бездна
    1990 г.
    Его прощальный поклон. Архив Шерлока Холмса
    1991 г.
    Затерянный мир
    1991 г.
    Затерянный мир
    1991 г.
    Научно-фантастические произведения
    1991 г.
    Открытие Рафлза Хоу. Затерянный мир. Отравленный пояс. Маракотова бездна
    1991 г.
    Франсис Карсак. Артур К. Дойл
    1992 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс
    1992 г.
    Маракотова бездна
    1992 г.
    Собрание сочинений в 8 томах. Том 8
    1992 г.
    Его прощальный поклон. Архив Шерлока Холмса. Отравленный пояс
    1993 г.
    Затерянный мир
    1993 г.
    Затерянный мир: Фантастические произведения
    1993 г.
    Маракотова бездна
    1993 г.
    Собрание сочинений 8 томах. Том 8
    1993 г.
    Туманная земля
    1993 г.
    Собрание сочинений 10 томах. Том 7
    1994 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 8
    1994 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 8
    1994 г.
    Том 8
    1994 г.
    Собрание сочинений в 13 томах. Туманная земля
    1995 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс. Рассказы о профессоре Челленджере. Туманная земля
    1998 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс. Когда земля вскрикнула. Маракотова бездна
    1999 г.
    Затерянный мир
    2000 г.
    Затерянный мир
    2001 г.
    Затерянный мир
    2002 г.
    Затерянный мир
    2002 г.
    Затерянный мир
    2003 г.
    Затерянный мир
    2003 г.
    Затерянный мир
    2003 г.
    Затерянный мир
    2005 г.
    Дезинтеграционная машина
    2008 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс. Когда мир вскрикнул
    2008 г.
    Приключения профессора Челленджера
    2010 г.
    Затерянный мир
    2010 г.
    В ядовитом поясе
    2010 г.
    Затерянный мир
    2011 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс. Когда Земля вскрикнула
    2011 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс. Когда Земля вскрикнула
    2012 г.
    Затерянный мир
    2013 г.
    Затерянный мир
    2013 г.
    Затерянный мир
    2015 г.
    Маракотова бездна
    2017 г.
    Удивительные приключения профессора Челленджера
    2018 г.
    Затерянный мир и другие удивительные приключения профессора Челленджера
    2018 г.
    Отравленный пояс
    2020 г.
    Затерянный мир
    2020 г.
    Затерянный мир. Отравленный пояс
    2022 г.
    Затерянный мир
    2024 г.

    Периодика:

    Новое слово 1913`8
    1913 г.
    Аргус апрель 1913 г. № 4
    1913 г.
    Аргус май 1913 г. № 5
    1913 г.
    Аргус июнь 1913 г. № 6
    1913 г.
    Аргус № 7 июль 1913
    1913 г.
    Robur 8
    1985 г.
    (венгерский)

    Аудиокниги:

    Отравленный пояс
    2016 г.

    Издания на иностранных языках:

    Trujące pasmo
    1959 г.
    (польский)
    The End of the World: Classic Tales of Apocalyptic Science Fiction
    2010 г.
    (английский)




     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва


    – [  4  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Долгожданное продолжение необыкновенных похождений английской четверки авантюристов, написанное через год после «Затерянного мира», явно по следам популярности последнего. Уже не так свежо и оригинально, как раньше, но по-прежнему прилично по слогу. Только теперь опасность угрожает не только отчаянным путешественникам, а всей планете, ибо в своем вечном движении по небу она вступает в таинственный Отравленный Пояс.

    Не вдаваясь в словоблудие и излишние подробности, отмечу, что в повести выглядит хуже в сравнении с первым произведением. 1. Сам сюжет уже не столь реален, как путешествие в Амазонию — как-никак дела космические! Про космос в начале 20-го века знали многое, но во многом и ошибались. Например, насчет эфира — мнимого вещества, заполняющего мировое пространство. Причина его появления банальна: астрономы считали, что в абсолютно пустом пространстве свет не может распространяться из-за отсутствия среды для передачи колебаний. Тогда еще не знали о корпускулярно-волновом дуализме света, а до формулирования Гейзенбергом принципа неопределенности оставалось 14 лет. Поэтому эфир был для физиков своеобразным спасением от кризиса веры в теории волновых колебаний. Он не определялся никакими приборами, а просто позволял распространяться в космосе электромагнитным волнам. Правда, за 7 лет до написания повести американский физик Майкел(ь)сон, используя гипотезу «твердого» эфира, попытался измерить относительную скорость движения Земли. И потерпел неудачу, ибо его интерферометр уверенно показал, что Земля относительно эфира не движется. Этот факт стал решающим доводом для отказа физиков от столь уникальной в своих свойствах среды. Конан Дойль был еще не в курсе таких веяний. Так что его идея «отравления эфира» полностью несостоятельна с научной точки зрения. В этом смысле, в произведении довольно много ошибок и неточностей, которые бросаются в глаза тем, кто хоть немного знаком с физикой (например, зависимость степени отравления от высоты над уровнем моря). 2. Состояние каталепсии, которое якобы постигло всех жителей планеты, также похоже на промашку автора: за те 17 часов, что она длилась, у многих пострадавших могла бы наступить вполне настоящая смерть от разных причин (в зависимости от места, где они лежали). Да и глаза в таком состоянии открытыми быть никак не могут: при потере сознания автоматически срабатывает рефлекс расслабления мышц века. К тому же, для введения человека в состояние кататонии требуются высокоорганичные химикаты — барбитураты или бензодиазепины — которые легко идентифицируются по своим спектрам. Никакого «помутнения фраунгоферовых линий» при этом наблюдаться не будет. А к описанному писателем эффекту, скорее всего, причастно сильное магнитное поле: в нем все спектральные линии расщепляются, «размываясь» по шкале частот. Но большой опасности для населения такое расщепление не несет — у Земли имеется свое собственное магнитное поле, которое будет нивелировать подобное возмущение. В наше время такие события называют «выбросами солнечной плазмы» или «солнечной бурей». Они наблюдаются каждые 11 лет в периоды «активного Солнца». 3. Если не считать сцены в поезде, то диалоги главных персонажей сухи, отвлеченны и слишком многословны, что вызывает желание прочитать их «по диагонали». У меня сложилось впечатление, что автор умышленно разбабахал объем произведения, чтобы «выйти в тираж». Тем более что большой философии в рассуждениях героев нет — только обычная констатация жизненных ценностей среднего англичанина и запоздалые мысли о том, что они жили недостаточно ярко. 4. Характеры персонажей раскрыты в повести не так хорошо, как это было в «Затерянном мире». Например, Рокстон без ружья начисто лишился своего нативного имиджа, превратившись в необразованного лондонского денди, счастливого лишь тем, что в его карманах звенят обширные массивы фунтов стерлинга. Почти нет в произведении и фирменного спора двух профессоров, который придавал «Затерянному миру» специфический колорит. 5. Финальные строки повести выглядят слишком оптимистично для того времени, когда они писались: через год начнется Первая мировая война, которая отравит политическую атмосферу Европы на целое десятилетие. Так что заверения писателя, что человечество станет «мудрей и скромней, ... воздвигнув новый, более достойный храм», звучат как-то издевательски.

    --------------

    РЕЗЮМЕ: второе приключение четверки исследователей на сассекских лугах уже не поражает своим масштабом, а, скорее, ностальгией по прошлому. Автор не успел как следует обмозговать новый сюжет, выдав «на гора» тривиальный саспенс апокалиптического толка. Наверное, редакторы газеты очень хотели за счет повести увеличить свой тираж...

    Оценка: 8
    – [  2  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    После прочтения сей повести я был в неописуемом гневе. И это Конан Дойль, которого миллионы уважают и перечитывают?

    Повествование ведётся вновь от 1-го лица, как это было и в «Затерянном мире» и во всём цикле «Шерлока Холмса». Чёрт, он как минимум таким образом создал «чтива» на 40 часов. Кто-то скажет, что это фишка, стиль, а я скажу, что стиль обычно выражается в манере написания, а не в манере повествования. Ладно, не в этом суть, опустим.

    Стоит упомянуть, что это произведение входит в сборник «Приключения профессора Челленджера». Следовательно, нам предстоит «лицезреть» приключения, которые, по крайней мере, были в «Затерянном мире».

    В этой повести Дойль разыгрывает драму: мир в опасности, нет ни единого шанса спастись, всё пропало. Ну, что же, в начале 2-го десятилетия ХХ в. эта идея не была массово заезжена: оставалось её лишь реализовать.

    Если вы строите иллюзии, что в этом произведении наши верных 4 друга отправятся в приключение, может прямиком в этот ядовитый пояс, то спешу вас расстроить: их нет.

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    Герои в 1-й главе оказываются в гостях у Челленджера, где находятся там до предпоследней.
    Спросите: «А как это так? А зачем нам тогда эта повесть?» Она не раскрывает персонажей с других сторон, не поднимает насущные проблемы, на даёт пищи для размышлений. Это произведение нужно лишь для «галочки», если вы собрались прочесть весь цикл про Челленджера или даже всего Дойля.

    Самое противное, что

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    проблема, которая остро существует до предпоследней главы, попросту пропадает, словно её и не было. Дойль создаёт на страницах ужасающую катастрофу, а в конце её убирает, всё обнуляет.
    Это схоже с тем, как авторы возносят героев в своих романах, показывая, что всё окружение создаётся лишь вокруг них, что они — связующие звено между писателем и читателем, а после эти герои пропадают: их вышвыривают, как растрёпанную куклу.

    Итак, я потратил 2-3 часа на чтения пустой как по содержанию, так и по смыслу повести, которая не вносит ничего нового и не преукрашает ничего старого в мире, где живёт профессор Челленджер.

    Для себя я сраниваю Дойля с Беляевым и Уэллсом. Думаю: почему их обожаю, а его нет? Мне кажется, дело в том, что они словно пересказывают различные фантастические события и расставляют приоритеты над тем, что нужно раскрыть с научной точки зрения, а что можно и опустить. Дойль раскрывает всё: он брызжет терминами, порой ошибаясь и часто преувеличивая. Он мечется от одной мысли к другой, разрушая весь баланс и гармонию произведений. Персонажи, от лица которых он ведёт рассказ, являются молчаливыми недотёпами с амбициями, ибо пока вне диалога мы узнаем все мысли рассказчика, его собеседник должен потерять всякое желание продолжать разговор.

    Оценка: 3
    – [  11  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Скоро годовщина экспедиции в затерянный мир... «Здесь и снаружи все серо и печально. Восход солнца — этот страшный солнечный восход, который наполнят своим сиянием вымерший мир. Род человеческий исчез, вымер в один день, но планеты продолжают кружиться, шепчутся ветры, и природа живет своей жизнью вплоть до амебы, и вскоре не сохранится никаких следов пребывания на земле тех созданий, которые считали себя венцом творения...» Масштабная и оригинальная идея с удивительной философией, одна из сильнейших вещей, одна из первых книг-катастроф, в ходе, которой герои рассуждают о человечности, жизни и смерти и многом другом. Читается очень легко, занимательно, держит в постоянном напряжении.

    «Боюсь, вы не дождетесь читателей, пока не подрастет сестренка Амеба, которая покамест недостаточно, кажется, интересуется происходящим…»

    Читать всем!

    Оценка: 9
    – [  3  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    В этой небольшой повести перед нами вновь предстают уже знакомые и полюбившиеся герои, первооткрыватели Затерянного мира во главе с эксцентричным профессором Челленджером. С момента прошлого грандиозного путешествия прошло 3 года, наших героев ждет новое приключение.

    История об Отравленном поясе довольно сильно отличается от истории открытия нового мира. В данном произведении мало приключений и мало динамики, почти все действие разворачивается в одной комнате. В связи с чем, повесть читается немного медленнее Затерянного мира. Но эта история совсем другого толка, это уже не задорная приключенческая книжка, а настоящий роман-катастрофа. Место описания приключений заняли переживания и мысли героев, в повести много рассуждений о жизни и смерти, описаний происходящего вокруг ужаса. Атмосфера умирающей жизни на планете и бессилия человека перед природой передана великолепно, написано мастерски.

    Оценка: 9
    – [  4  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Пережив массу приключений на южноамериканском континенте, великолепная компания из пары ученых, лорда и журналиста просто-таки была обречена на продолжение своего общения в рамках какой-либо проблемы или задачи никак не меньшего, чем ранее характера и масштаба. И вот такой случай представился…

    Пусть и короткая, но от этого отнюдь не менее живая, яркая и захватывающая история очередных приключений уже известной нам компании, которая говорит о том, что Конан Дойл не потерял навыка опытного и очень интересного рассказчика, даже будучи выжатым как лимон после создания знаменитого Затерянного мира.

    Вновь перед глазами читателя сочное повествование, изрядно сдобренное прекрасными натурными описаниями, непрекращающимися перепалками между учеными и ощущениями молодого отважного журналиста, которые полны мудрости, чувств и, конечно же, любви. Любви к своему времени, своей работе, Лондону… да всему окружающему его в начале прошлого века.

    Еще одно отличное произведение сэра Артура Конан Дойла, которая читается на одном дыхании и точно напомнит о себе спустя некоторое время, когда его вновь захочется перечитать.

    Оценка: 8
    – [  19  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Никак не ожидал от Конан Дойла апокалиптики! Чего стоит хотя бы описание пустынного вымершего Лондона со звоном колоколов, разносящимся по обезлюдевшим улицам. Нужно сказать, что «Отравленный пояс», несмотря на то, что входит в цикл о Профессоре Челленджере, с «Затерянным миром» ничего общего помимо героев не имеет.

    Одно из основных отличий -- «Затерянный мир» в первую очередь развлекательный роман, «Отравленный пояс» же дает серьезную пищу для размышлений (хотя читается так же легко). Упор сделан на психологический эффект, важную роль играют диалоги, внутренние переживания персонажей.

    Кроме того, «Отравленный пояс» если можно так выразиться, более глобальное произведение, как в масштабе описываемых событий, так и в затрагиваемых идеях. Главная из них, с моей точки зрения, -- человек даже не представляет насколько беззащитен перед внешними силами. Природа не раз щелкала человечество, по носу, указывая людям на их место (один из последних примеров извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии). Любопытно, что перед смертью все испытывали, как выразился автор, взлет мысли, как будто каждому специально давался шанс осознать свои проступки.

    Концовка, с моей точки зрения, подкачала.

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    Уж слишком она получилась гуманной. Вот если бы никто не воскресал, а главные герои так и остались в одиночестве на опустевшей планете…

    P.S. Кстати, «Отравленный пояс» не относится к числу первых романов катастроф. Подобная идея, например, фигурирует в поэме «Последний человек», написанной Жаном-Батистом Кузеном де Гренвилем, и увидевшей свет в 1805 году. Подробнее об этом можно прочитать (где бы вы думали?) конечно же в «Википедии». Статья называется «Апокалиптика».

    Оценка: 8
    – [  4  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Я ожидал от романа большего. Но, после великолепного «Затерянного мира», это был напрасный труд.

    Встреча со старыми друзьями, героями предидущего романа, конечно, оказалась приятной. Но их характеры,манеры, шутливые диалоги и перебранки — все это уже было в «Затерянном мире». И повторение несколько утомляет читателя.

    Но идея романа новая, атмосфера конца света создана правдоподобно. Мастерски прописаны диалоги и чувства героев. Ну и конечно, великолепный и непредсказуемый финал!

    Оценка: 7
    – [  16  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Мне кажется, для правильного понимания этой повести следует обратить внимание на год написания «Отравленного пояса» — 1913-й. Конан Дойл мог не разбираться в тонкостях международной политики, но приближение глобальной Катастрофы, после которой мир уже никогда не будет прежним, он, безусловно, чувствовал. В «Отравленном поясе» это ощущение возникает с первых же строк. И наверное, фантастика как таковая интересовала Конан Дойла здесь гораздо меньше, чем в «Затерянном мире». Хотя центральные герои те же — профессора Челленджер и Саммерли, журналист Мелоун, лорд Джон Рокстон. Характер Челленджера раскрывается глубже и по-новому. Жена профессора мелькнула и на страницах «Затерянного мира», но в «Отравленном поясе» их отношениям уделено больше места. Вообще характеры героев удались в данном случае куда больше «научных» идей. Постулаты об «всепроникающем эфире», о превосходстве арийской нации над другими, по-моему, и в 1913-м не были верхом научной мысли, а уж в начале 21-го века их и обсуждать не хочется. Зато сама атмосфера доброй старой Англии, яркие образы любимых героев — бесспорное достижение Конан Дойла. Таким героям хочется сопереживать, они очень нужны и в 21-м веке. Потому что выше всего они ценят дружбу и взаимовыручку, а в случае глобальной катастрофы не полезут грабить банк, а будут искать выживших...

    Оценка: 8
    – [  12  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Данное произведение с полным правом должно быть отнесено в категорию лучших фантастических произведений с абсолютно оригинальной фантастической идеей. Это то произведение, которое должно быть прочитано в числе самых первых и, с которым потом должно сравнивать все остальные прочитанные произведения.

    Оценка: 9
    – [  8  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Очень интересно было прочитать о том, в какой ситуации оказались герои старого-доброго «Затерянного мира». Я бы не стал сравнивать эти две книги, цикл о профессоре Челленджере вообще разнообразен, как идейно, так и художественно. Насколько я понимаю это первый роман-катастрофа (не считая «Войну миров» Уэллса, где была затронута лишь Англия), где бедствию подвергается всё человечество. А концовка оставляет положительное впечатление. Людям действительно нужно быть менее агрессивными. Не случайно на начальной стадии отравления люди становятся вспылчивыми...

    Оценка: 10
    – [  5  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    До сих пор вспоминаю эту книгу, вот когда человечество «доиграется», попадем в свой отравленный пояс и мне кажется конец будет совсем иным нежели в книге...

    Оценка: 9
    – [  6  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Мне история о яде в воздухе понравилась очень. На мой взгляд очень тонкое повествование о людях, их отношениях, связях, о ценности жизни и ценностях в ней самой. Этот путь к профессору: ссоры, обнажившие проблемы взаимоотношений, очень змечательно погружают в мир людей, реальных событий. А история с всеобщим отравлением через воздух — фон для истории о людях, их мечтах и чувствах, их страхах и поступках. И счастливое спасение как шанс начать всё с чистого листа: без обид, без ненависти, без страха.

    А вот опасность смерть вдохнуть — в современном мире более, чем актуальна.

    Оценка: 10
    – [  5  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    По правде говоря, меня этот роман разочаровал. После «Затеряного мира» я ожидал значительно большего. Этот опыт автора в жанре «катострофа», оказался... мм... не очень удачным. Плохим то его не назовешь, безусловно мастерство Конан Дойла в сфере написания литературных произведений заслуживает огромной похвалы. Даже в не самых лучших произведениях.

    Перед взором читателя предстает апокалиптичная картина неотвратимой катострофы. Люди мрут как мухи, и этот процесс нельзя никакими силами остановить. Главные герои, понимая, что преодотвратить собственную гибель нельзя запираются в почти герметичной комнате миссис Челленджер в надежде хоть чуток отсрочить неминуемое.

    Описание получилось довольно жуткое, поведение героев тоже выписаны с должной тщательностью. Герметичная (вернее с очень малой воздухопроницаемостью) комната — очевидный «рояль в кустах», но в сюжет вписывается более менее нормально. Вот только не могу понять — откуда автор взял эту идею об эфире. 1913 год же — физики к этому времени почти полностью отказались от «эфирной» гипотезы. Сэр, вы немножко отстали от времени. =)

    Оценка: 6
    – [  7  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Если я не ошибаюсь, это одно из первых (если не первое) произведение в фантастической литературе, описывающее глобальный катаклизм. :glasses: Конечно, сейчас, нас, перекормленных Голливудом всякими катастрофами, уже не сильно удивишь подобным рассказом, но для того времени, думается мне, это было выдающееся фантастическое произведение! Да и сейчас «Отравленный пояс» читать очень интересно, ибо написано очень хорошо!

    Оценка: 9
    – [  7  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Этим романом автор продолжил цикл о профессоре Челленджере, но использовал в нем совсем другую идею, чем в Затерянном мире. В итоге получился масштабный роман-катастрофа, описавший страшное бедствие, постигшее человечество. По сравнению с Затерянным миром, Отравленный пояс заметно слабее, но, в целом, написан на весьма высоком уровне. Отдельные моменты запомнились надолго. Потрясает сцена поездки по мертвому Лондону и попытка героев найти выживших во время катастрофы. Мастерски описаны приступы раздражительности героев под воздействием яда. Удивила концовка романа, которую трудно было ожидать после всего случившегося. Определенный минус романа — ошибочность его главного фантастического предположения с научной точки зрения.

    Оценка: 8


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх