fantlab ru

Глен Дункан «Последний вервольф»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.62
Оценок:
21
Моя оценка:
-

подробнее

Последний вервольф

The Last Werewolf

Роман, год; цикл «Последний вервольф»

Аннотация:

Если вас увлекает мистика, если вы любите интеллектуальные тексты, черный юмор и оборотней, — эта книга для вас. Глен Дункан вышел за рамки жанра и создал атмосферный и многоформатный роман, исполненный смыслов и философии. Зверски красивые сцены насилия, бешеная эротика, блестяще разыгранный классический сюжет — и главный вопрос: откуда в человеке чудовищное? И как ему с этим жить?

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Лорда Рутвена / Lord Ruthven Award, 2012 // Художественная проза

Номинации на премии:


номинант
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2011 // Роман

номинант
Премия журнала SFX / SFX Awards, 2012 // Роман

номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2013 // Переводной роман фэнтези (Великобритания)

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2013 // Роман (Великобритания)


Последний вервольф
2012 г.

Электронные издания:

The Last Werewolf
2011 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Last Werewolf
2011 г.
(английский)
The Last Werewolf
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу не сравнивать книгу с «Я, Люцифер» этого же автора. Просто потому что больше не с чем из прочитанной литературы сравнивать. Ну и потому что некоторые моменты явно перекликаются. Написана книга хорошо. Точнее, так, как и надо писать о жизни оборотня от лица этого самого оборотня. Соответственно, тут уже можно сравнивать. Как и в «Я, Люцифер», главный герой пишет о своей жизни, рассказывая о настоящем и делясь различными воспоминаниями. Представленная нам часть дневника начинается с момента, когда герой выясняет, что он последний выживший оборотень. Кстати, героя зовут Джейкоб, и лично я в этом вижу намёк на пресловутые «Сумерки». У нашего оборотня есть престарелый друг Харли, который помогает ему укрываться от Охотников, сотрудников организации ВОКС (Всемирной Организации Контроля за сверхъестественным). Но проблема в том, что Джейк не очень-то уже настроен сбегать. Ему двести лет, он много повидал, он одинок, он устал. Жить не хочется. Но у жизни на Джейка свои планы.

В своём дневнике главный герой предельно откровенен. Читателю представят подробности не одного убийства и не одной постельной сцены. Причём, если в первом случае моё мнение было «Фу, кошмар», то во втором не всё так однозначно. Некоторые ощущения и действия Джейк описывает очень чувственно, и читать было, в общем-то приятно, другие же эпизоды вызывали у меня скорее неприязнь. Но не они являются главной составляющей романа. Ею являются размышления и воспоминания героя. На этом нужно остановиться поподробнее. Я так до конца и не определилась в своём отношении к главному герою. Он убивает и ест людей каждое полнолуние, он давно принял свою вторую сущность и не особо страдает по этому поводу, потому что, по его же словам, став оборотнем, ты либо убиваешь себя, либо живёшь и убиваешь других. Третьего не дано, как не дано оборотням утолять голод нечеловеческой плотью. Однако, по его же признанию, Джейк в свободное от звериной формы время помогал людям: имея в своём распоряжении приличный капитал, он тратил деньги в гуманистических целях, том числе и во время Второй Мировой и некоторых военных конфликтов. Упомянутый выше Харли был спасён Джейком от компании агрессивных парней. Джейк начитан, любит поострить на тему «Что бы произошло, будь я в романе [вставить фамилию]/голливудском фильме». Кстати, юмора в книге на порядок меньше, чем в «Я, Люцифер», что довольно печально, но всё-таки он есть. Слоганом романа могла бы стать фраза «Бог, может, и умер, а вот ирония жива», которую не единожды употребляет герой.

Подведу итог. Роман увлекает, авторское представление вервольфов немного отличается от встречавшихся мне прежде, авторская ирония проскальзывает то тут, то там, а сюжет, как ему и положено, совершает повороты, не давая заскучать, хотя и не особенно интригует. Рекомендую тем, кто 18+, не боится описаний жестокости и не самых аппетитных подробностей. И тем, кто любит читать про оборотней, конечно.

И помните. Оборотни есть. Они не могут не есть.

P.S. Однако «Я, Люцифер» мне понравился намного больше.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В фантастической литературе оборотни всегда были на положении младших братьев: не обладая ни харизмой, ни разносторонностью вампиров, они либо служат им фоном, либо остаются пленниками ограниченного круга собственных сюжетов. Объемы «вампирской» и «вервольфской» литературы несопоставимы. И все же время от времени находятся авторы, готовые восстановить попранную справедливость.

Чувствуется, что Джейкоб Марлоу для его создателя – не чисто литературный конструкт, а нечто более личное, интимное, и автобиографические нотки в романе не случайны. Между увлекательным сюжетом и проработкой персонажа Дункан выбирает последнее. Особый аромат книге придает интонация героя – ироничная и печальная одновременно; этому голосу легко сочувствовать и верить, даже если речь идет о пожирании человеческих кишок (а читательских чувств здесь никто не щадит). Сказываются мощные литературные корни «Последнего вервольфа»: уже сама фамилия «Марлоу» отсылает к классике нуара и знакома даже непосвященным.

Вместе с тем, увлеченно анатомируя душу своего протагониста, Дункан то и дело пренебрегает интригой. Традиционное для жанра столкновение спецслужб, вампирских кланов и героя-одиночки занимает его постольку, поскольку заполняет пробелы между психологическими, лирическими и эротическими пассажами. По сути, «Последний вервольф» – редчайший пример мелодрамы, созданной исключительно для мужчин. Ядро этой истории – в переживаниях и чувствах (это подчеркивается и трагическим финалом), но насилие и жесткий секс гарантированно отпугнут романтически настроенную половину аудитории.

В итоге имеем умеренно удачную попытку углубиться в психологию оборотней. При всех своих достоинствах, роман найдет понимание далеко не у всех.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время, вампиры, являются одним из самых популярных трендов. Многочисленные волшебные школы, паразитировавшие на успехе “Гарри Поттера”, теряют свою сиюминутную популярность. Вампиры же, безбожно испохабленные недрогнувшей рукой миссис Майер, к сожалению, продолжают зверствовать на воле, обращая невинных монстров в свою, гламурную веру. Самыми частыми жертвами становятся оборотни, а точнее – вервольфы. И, хотя понять любовь к ним еще можно (они хотя бы живые), радостнее от этого не становится. Как произошло и с вампирами, некогда светлый лик беспощадных монстров, надежно омрачен тенью “Сумерек” иже с ними. Совершенно очевидно, что необходимо принимать какие-то меры.

Вот Глен Дункан, у которого на русском выходила книга “Я, Люцифер” (по ней, кстати, снимается фильм), и решил принять меры. Взял и написал роман с верфольфом-протагонистом, абсолютно не гламурный. Другое дело, насколько хорошо ему это удалось? Посмотрим на книгу поближе.

Первый, и самый главный плюс книги – то, как она написана. Автор цитирует Набокова и Шекспира, мягко подстебывает Голливуд, устами героя размышляя, как та или иная сцена выглядели бы в фильме, и рассуждает о мотивах движущих человечеством. Единственный минус – стиль его довольно тяжеловесен. Над книжкой расслабиться не получиться, стоит держать это в уме.

Противоречива фигура протагониста – Джейкоба Марлоу. Он, как следует из названия – последний оборотень на Земле. Все его сородичи были истреблены Мировой Организацией по Контролю Сверхъестественного (МОКС). Тут вплетается любопытная перекличка с ролевой игрой “World of Darkness”. Как и там эти современные охотники эволюционировали из Католической церкви времен Инквизиции, которая, по сути, превратилась в гигантскую, мультинациональную корпорацию, которой сверхъестественные элементы мешают править миром. Но, в отличие от WOD, охотники здесь очень даже не против пойти на уступки, к примеру, вампиры постоянно жертвуют немалые деньги на нужды церкви, и ограничивают свою популяцию до пяти тысяч на планете, за что получают индульгенцию. Коррупция – она повсюду.

Но ближе к телу нашего героя (исключительно образно, во избежание). Вервольфы не бессмертны, в отличие от вампиров, они могут жить всего лишь четыреста лет. Джейк родился в 1808, стал оборотнем в 1842, и счастливо живет на планете Земля уже 201 год. Да, на дворе 2009 год, и Джейк, вовсю издевается над Обамой (ну и над человечеством, в целом). Он – типичный маргинал, уставший от долгой жизни и сосуществования со Зверем. Радует то, что Джейк не пытается себя оправдать. Он прекрасно знает, что он монстр и вынужден пожирать людей, и никаких терзаний совести по этому поводу не испытывает. За двести лет он увидел все, что можно, и поэтому ко всему “новому” и ко всем человеческим переживаниям он относится с цинизмом, его уже ничего не может удивить. Даже новость о том, что он последний и скоро придут и за ним, не может его расшевелить. Но из этого вытекает минус – автор, довольно быстро начинает повторяться, снова и снова делая упор на том, какой же Джейк все-таки монстр. Особенно он переборщил с сексуальными сценами. Ладно, мы поняли, что оборотни постоянно хотят, но зачем же напоминать об этом каждую главу? Причем, я не для красного словца говорю. Если в первой половине книги, сексуальные похождения довольно редки, то затем, когда он обнаруживает еще одного вервольфа – женщину, они буквально вытесняют собой сюжет, который и так не блещет. Все хорошо в меру, и эпатаж тоже. Поучиться бы Глену у Нила Геймана, который в “Американских Богах” перемежал жуткие и извращенные сцены (куда там бедному вервольфу, который просто постоянно занимается сексом) с редкими по своей красоте и умиротворенности моментами.

Если отстраниться от противоречивой фигуры Марлоу, еще, как минимум один персонаж очень любопытен – Эллис, один из охотников преследующих Джейка. Не соглашающийся с радикальной политикой МОКС, жаждущий перемен (хотя и не из самых благородных побуждений), время от времени помогающий Джейку, пытающийся его спасти – он, пожалуй, самый интересный персонаж в книге.

Самый главный минус романа – это его сюжет. Мне продолжают попадаться книги, в которых сюжет присутствует лишь для галочки, в данном случае, как фон для размышлений героя. Конец читается буквально с первой страницы, и автор даже не пытается это скрыть. Возможно, в том и суть, показать логичность выбранного автором финала, но удалось, на мой взгляд, не очень. Каких-то интересных поворотов и моментов тоже не наблюдается, разве что, когда герой узнает о своей важности для вампиров, но это всего лишь один случай на всю книгу. Более-менее на уровне выполнены экшн-сцены, в которых герой обычно выступает наблюдателем/заложником обстоятельств, что довольно забавно, учитывая его природу. Вроде бы большая часть романа происходит в Лондоне, но он какой-то искусственный. C тем же успехом мог бы быть и Париж, и Москва, и даже Жмеринка.

В итоге, роман выходит слабее, чем мог бы быть. Автор написал мейнстримовый роман в рамках жанра с предсказуемым результатом: литературные снобы удивляются и восхищаются, читатели фантастики пожимают плечами.

Резюме – любителям оборотней это читать стоит однозначно. Все-таки не так много правильных оборотней появляется в книгах в последнее время. Всем прочим – скорее не рекомендуется.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх