fantlab ru

Евгений Лукин «Педагогическая поэма второго порядка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Оценок:
189
Моя оценка:
-

подробнее

Педагогическая поэма второго порядка

Повесть, год; цикл «Лыцк, Баклужино, Суслов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

Люди играют в разные игры. Кто-то в ролевые по произведениями, кто-то в ролевые по жизни. Но что будет если игра будет стоять во главе политики государства?..

© Kons

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2013 // Средняя форма (повесть)

лауреат
РосКон, 2013 // Повесть, рассказ. 1 место («Золотой РОСКОН»)

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2013 // Средняя форма

номинант
АБС-премия, 2013 // Художественное произведение

номинант
Филигрань, 2013 // Малая Филигрань (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Тело, которому ты служишь
2014 г.
Game and...
2016 г.
Бытиё наше дырчатое
2017 г.
Алая аура протопарторга. Абсолютно правдивые истории о кудесниках, магах и нечисти самой разнообразной
2023 г.

Периодика:

Если № 7, июль 2012
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Время обламывает всех. Вспомним стихи Лукина, написанные в те времена, когда он сам учительствовал. Насколько «Педагогическая поэма второго порядка» мягче и исполнена понимания. Тут уже не сатира, тут самая жизнь. И только завучиха — вот проклятое племя! — остаётся прежней, как то мы видели в прошлом тысячелетии.

Замечательная повесть о нашей жизни. Если вам довелось быть учителем, если вам посчастливилось быть ролевиком, вы поймёте и оцените своих учеников, свою команду и повесть Евгения Лукина. И только если вы никогда не выбирались из-под листов гербария, где вас засушило бытие, вам останется корчить рожицу и не признавать.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Гоблине, бывшем райцентре, к власти пришли любители ролевых игр. Нет, не те, что «я твоя белая рабыня, а ты мой хозяин — турецкий султан». Любители Толкина, Сапковского и т.д., но при этом не чуждые здоровому отдыху на природе в среде единомышленников. Полагаю, что многие посетители Фантлаба гораздо лучше владеют темой, нежели я. Сначала ролевики провели отличную игру в демократические выборы, распределив роли наблюдателей, членов комиссий и рядовых избирателей. А затем, взяв власть в свои руки, радикально изменили школьную программу, изгнав из неё Толстого, Лескова и Салтыкова-Щедрина, участие в ролёвках сделали обязательным, раздачей повесток занялись бывшие райвоенкоматы. Короче, жизнь в Гоблине вошла в новое русло. Как водится, бывшие борцы с ролевыми играми стали самыми ярыми их фанатами.

«Педагогическая поэма второго порядка» имеет много уровней, как та самая игра, что описана во второй её части. Во-первых, на поверхности лежит мысль, что любое сообщество единомышленников-энтузиастов можно использовать для прихода к власти, важно только правильно давить на правильные кнопки. Во-вторых, когда что-то становится утверждённой сверху идеологией, всегда найдутся неформалы, что её не воспримут и утопят в саботаже и безразличии. Как те советские пионеры, что срывали галстуки сразу за порогом школы и их старшие товарищи, что с трибун говорили правильно звучащие речи, лицемерно держа фигу в кармане. В-третьих, запретный плод, известно, сладок. И даже полузапрет на что-то вызывает к нему обширный и массовый интерес. В-четвёртых, утверждается довольно банальная мысль, что вся наша жизнь — это такая многоуровневая Игра, в которой человек отыгрывает множество ролей не только с другими людьми, но даже и с самим собой, желая выглядеть лучше, чем есть, или хотя бы иначе.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

[Читал «Педагогическую поэму второго порядка» в палатке на ролевой игре. Шел дождь. Хорошо, что захватил с собой новый номер журнала «Если», скоротал пару часиков и удивился тому, как Лукин написал о ролевиках. Наверное, лучших сопутствующих обстоятельств для этой повести не придумаешь.]

О ролевиках кто только и как только не писал. Чаще всего ролевиков отправляют во вторичный мир, где они становятся великими героями, могущественными чародеями и прочее на ваш вкус. Авторы, конечно же, редко задумываются о лингвистическом барьере и прочих языковых и культурных трудностях. А про враждебные вирусы вообще забывают. У таких вот ролевиков-в-другом-мире никогда не случится банальной акклиматизации. И число попаданцев не поддается исчислению.

Реже магический мир сам врывается в повседневный быт заигравшихся толкиенистов. Но и здесь удачные книжки можно пересчитать на пальцах одной руки. Например, «Хомячки в Эгладоре» Галиной были всем хороши, кроме того, что сама Галина очень плохо понимает внутреннюю кухню ролевых игр. Но удачных находок, тем не менее, в этом романе много. А вот «Полигон» Алексея Федорова и Дмитрия Безродного был феерически ужасен. Правда, эти авторы с повседневной жизнью ролевика знакомы несоразмерно лучше.

Еще реже попадаются книжки просто про жизнь РИ-сообщества. Наверное, единственный образец такого рода литературы – мемуары знаменитых в узких кругах Грибных Эльфов. Вот они-то точно знают как и что устроено. Только у неподготовленного читателя этот текст может вызвать оторопь. И почему его только не опубликовали в оранжевой «Альтернативе»?

Лукин же придумывает неожиданный поворот. Ролевики у него обычные, таких на каждом шагу в рощах встретишь. Есть, правда, одна закавыка: они существуют в альтернативной реальности, где с ними происходит совершенно неожиданные события.

Сперва ролевиков преследуют на государственном уровне как сектантов и мракобесов. А потом они оказываются у власти – и вот уже «Властелина колец» проходят в школе, по Перумову пишут выпускные сочинения. Полевые игры становятся общегражданской обязанностью. Короче, дежурная шутка РИ-сообщества сбылась.

В тексте Лукина подкупает многое: то, что он хорошо представляет жизнь ролевиков, нигде не перегибает палку; то, что сами ролевые игры его занимают в меньшей степени, чем общечеловеческие проблемы и истины; то, что нетривиальный сюжет служит лишь опорой для рассуждений о запрещенном и разрешенном, об играх и реальности; о формировании, скажем так, национальной идеи. Стоит что-то запретить, и все этого хотят. Стоит что-то сделать обязательным, все сразу же это разлюбят. Мы сами формируем нашу жизнь, ведь наша жизнь – это многоуровневая игра.

Политика, ролевые игры, проблемы образования, цензура как химера современной культуры – гремучий коктейль. Тут мало развлекательного, это вот она – проблемная литература. Тем более, интересно, что автор реализует свой замысел не на самом очевидном материале.

[ИМХО. К сожалению, персонажи повести меня не заинтересовали. Не хотел я им сопереживать. Вроде бы и живые. Вроде бы и чуток, как и полагается, гротескные. Но… Не срослось у меня с ними.]

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная попытка подвести философско-психологический базис под феномен ролевых фэнтезийных игр. За основу логики взят тезис, что когда человек «ищет себя» — он на самом-то деле ищет куда бы ему спрятаться... и от самого себя, и от окружающей его действительности. Вот и ролевики «бегут от унылого вранья жизни в яркое враньё игры»... Ну а уж если в это ещё и включается государство с его любимой «заботой о человеке», которого надо «тащить и не пущать» — то тут во всей красе начинает работать старый (ещё до библейских времён) тезис, что запретный плод всегда сладок.

Я не возьмусь оценивать как Лукин «прошёлся» в этой повести по аллюзиям и иллюзиям, бытующим в движении ролевиков, но читать повесть было по настоящему интересно. Особенно — по поводу идеи и техники «включения в игру» совершенно посторонних «проходящих мимо» людей и (через массовое такое их включение) структурирование самой игры в политическую жизнь всего государства в целом и в современные избирательные технологии в частности. И совсем уж порадовал авторский прогноз во что такой симбиоз может вылиться лет, эдак, через десять.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роскошный подарок не только всем поклонникам Евгения Лукина, но и любителям живых ролевых игр!

Повесть настолько актуальна (особенно — финальный абзац!), даже страшновато за автора становится...

Лукин уже обращался к теме ролевого движения (с которым знаком не по наслышке), но в новой повести превзошёл сам себя.

Среди персонажей «Педагогической поэмы...» есть и чиновники, готовые использовать «ролевой ресурс» в своих политических игрищах, и ролевики, поневоле ставшие чиновниками, и вечно страдающие интеллигенты, нашедшие смысл жизни в сопротивлении любой системе.

Юмор, граничащий с сарказмом, никуда не делся. А меткость авторского слова по-прежнему такова, что новое произведение вскоре обязательно разойдётся на цитаты!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне понравилось!

В чем Лукину не откажешь — в остроумии, знании человеческой психологии и великолепной фантазии! Сюжет тоже весьма оригинален — страна, где участие в ролевом движении является священной обязанностью каждого гражданина. Ну, понятно, что «обязаловка» ведет к саботажу... Запрет, который порождает повышенный спрос... И интеллигентный преподаватель русского языка и литературы, в душе оказавшийся «злокозненным» интриганом и диверсантом! ))))

При этом вначале название меня удивило, а вот по мере прочтения я не могла бы подобрать для повести более точное.

Как-то так... Герои здесь — именно функции, раскрывающие всю комичность ситуации, сложившейся в славном Гоблино, при чем читателю предлагается рассмотреть события в хронологическом порядке — от зарождения, до весьма остроумной развязки.

10 баллов!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что это? Вторичность? Нет, просто повторение приема, раз за разом приносящего успех. Называется «гротеск»: подметить что-нибудь эдакое, выпятить на грань абсурда — и надсмеяться. Подобные приемы очень удобны и даже порой необходимы для привлечения внимания публики. Ведь публика нынче пошла искушенная, избалованная, занятая, шустрая. Сколько не обещай ей откровение в отдельно взятом тексте, отмахнется, отвлечется — и не догонишь. Но если красиво крутануть сальто и крикнуть «хоп!» — люди обратят внимание, заинтересуются, подойдут поближе... и вот тут уже можно сдернуть покрывало с шедевра, которым они теперь могут с чувством полюбоваться, а иначе ведь прошли бы на автомате мимо, не разглядев и даже не заметив.

Хороший прием, чего уж там. Требующий немалого мастерства. Плохо только, когда он обретает самодостаточность, становится «приемом ради приема». Сальто есть, «хоп» тоже есть, а чем любоваться — нет. В итоге вместо восхищенного «ах!» на язык просится ехидное «ха!»

И не то чтобы автору нечего было сказать. Жизнь подкидывает темы без устали, только успевай гиперболизировать. Тем более наша российская жизнь сама уже давно в жанре гротеска. Ну и на фига, спрашивается, всякие там психологии с философиями, переживания и мучения? Нравится это народу? Не-а. Народу нравится срач. Посему умелый сарказм не требует глубокого смысла, он заманит слушателей и сам по себе. Ну вот представьте холст, на котором изображен мужик с пенисом до ушей. Смешно, правда? Иные кайф словят. И уж никаких сомнений, что за подобную картинку, умело исполненную, заплатят куда охотнее, чем за какой-нибудь натюрморт. Перфоманс продается лучше искусства...

Ну что ж, если мэтру нынче важнее стала прибавка к пенсии — остается пожелать ему успехов и на этом поприще. Немного обидно, но ничего страшного. Есть и другие книги.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«A с гномосексуализмом мы будем бороться беспощадно» Е. Лукин

Повесть Евгения Лукина получила 2 высшие престижные фантастические награды: Золотой Роскон2013 и 1-е место на Интерпрессконе. Книга, как и всегда у Лукина, написана замечательным слогом, полна фирменного «лукинского» юмора, переходящего в сарказм. В общем замечательная повесть в жанре социальной фантистики. Достойная выданных наград.

В книге автор ставит социальный эксперимент, что было бы если бы к власти пришли ролевики. Если бы в школьной программе изучали не Пушкина и Достоевского, а Толкина и Мартина. Участие в ролевых тусовках становится обязаловкой, как военные сборы, а чтение классики становится полулегальным.

Но, к сожалению, я не очень люблю социальную фантастику. И далек от ролевых игр. Мне не нравится политика в книгах. Так что это просто не моя книга.

Лукин остается одним из моих любимых писателей, надеюсь следующее что выйдет из под его пера будет менее политизированным, ну типа любимой «Андроиды страха не имут», или «Ё»...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх