Чарльз Стросс «Аччелерандо»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Киберпанк | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Экономическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа ) | Вне Земли (Открытый космос | Сатурн, спутники и кольца Сатурна | Планеты другой звёздной системы | Юпитер, спутники Юпитера ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Близкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Контакт | Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Сверхразум
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
История будущего человечества, в которой события развиваются очень быстро. И вот уже нельзя отличить реальность от вируальности, живое от неживого, и нет конца ускорению преобразования реальности, запущенному когда-то одним компьютерным пиратом.
• Время написания: июнь 1999 года – апрель 2004 года.
* Поскольку это роман в рассказах, ниже в качестве основных указаны названия глав из перевода Г. Шокина, а в качестве альтернативных — из неофициального сетевого перевода. Исключение составляет рассказ «Ореол», так как он издавался на русском языке отдельно.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Аччелерандо»
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2006 // Роман НФ | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2010 // Зарубежный роман года | |
лауреат |
"Сталкер" / Stalker, 2010 // Переводной роман (Великобритания) | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книга года | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги — Научная фантастика года | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги: Самая долгожданная книга |
Номинации на премии:
- /языки:
- русский (3), украинский (2)
- /тип:
- книги (3), самиздат (2)
- /перевод:
- И. Лавренов (2), Б. Стасюк (2), Г. Шокин (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Solonchik, 16 декабря 2020 г.
Как-то так вышло, что однажды я защитил кандидатскую диссертацию по фантастике (точнее, антиутопиям) и футурологии. Практически случайно. Черт побери, мне бы в 2009 г. да знание об этой книге (ну и умение бегло читать по-английски в те годы пригодилось бы). Так вот, как не совсем самопровозглашенный специалист по темам, затронутым в романе, я могу лишь хрипло выдавить из себя: «ЧЕРТ ПОБЕРИ!»
Название романа — стопроцентное попадание в то, что вас ожидает: непрерывно ускоряющийся поток событий, смыслов, изменений человеческой цивилизации. В определенном смысле, Чарльзу Строссу удалось в одном толстом томе сделать то, что сделал Лю Цысинь в трех и даже лучше: дать научно-достоверную (окей, окей, футурологически достоверную) картину среднесрочного будущего: ИИ, сингулярность, машины созидания, серая слизнь, мозг-матрёшка, квантовая телепортация и т.д.
Книга является буквально художественной энциклопедией ожидаемых технологий XXI в.
Стоит добавить, что автор слабее, но все еще на невероятно высоком уровне смоделировал и социокультурные изменения: юридические тонкости банкротства загруженных сознаний, чьи физические прототипы умерли в реальном мире, превращение личности в объект венчурных инвестиций и рынок персональных опционов, автономизацию и фрагментацию права вплоть до появления личных правовых систем и т.д. В целом социокультурная картинка победнее технологической, но зато если технологическое прогнозирование просто «слизано» с экспертных научно-технических прогнозов и затем плотно утрамбовано в один пухлый том сай-фая, то вот социокультурные прогнозы, насколько я могу судить — заслуга самого Стросса. И хотя их гораздо меньше, они гораздо более ценны. В том числе благодаря авторской смелости.
С определенного момента следить за повествованием становится интеллектуально тяжело — уж слишком непривычен и оторван от нашего дня моделируемый Строссом мир.
При этом сам нарастающий темп изменений сохраняется — аччелерандо! аччелерандо! В итоге перед нами масштабное и эпичное футурологическое полотно постнедосингулярной цивилизации, которое по значимости не уступает подзатянувшимся мхом «Дюне» Херберта, «Основанию» Азимова, «Песням Гипериона» Симмонса и свежей, но куда менее научной «Трилогии в память о прошлом Земли» Лю Цысиня.
Теперь о грустном. Увы, литературный уровень и интересность сюжетной композиции падают прямо пропорционально тому, как взлетает техническая фантазия автора.
Читать «Аччелерандо» становится тяжеловато и скучновато начиная со второй части, а к началу третьей книга превращается в коктейль из конспекта значимых событий и диалогов... едва ли не в духе Джорджа Лукаса (это не похвала. Верные старбои не дадут соврать: фраза «Глубокие диалоги, написанные Лукасом» является отличной — но грустной! — шуткой-оксюмороном). Сам сюжет скатывается, как справедливо было отмечено в соседнем отзыве, на уровень смеси ибероамериканского сериала и «Ста лет одиночества» Маркеса (тоже в каком-то смысле слова ибероамериканский сериал, от культурного контекста, так сказать, не убежишь).
Концовка... Ну что ж. А-БА-ЖА-Ю, когда автор пытается прикрыть сюжетную наготу вот-это-сюжетным-поворотом и клиффхэнгером одновременно (НЕТ). Стросс наступил одновременно на обе кучи этого д..., обляпавшись по самую поясницу. С другой стороны, нас ожидает вторая часть и, надеюсь, завершение цикла, хотя у меня все больше сомнений, что Стросс сумеет превозмочь и превзойти самого себя.
Итог: Букварь футурологических концепций для благородных девиц. 11 ниловстивенсонов из 10. Образец гик-фикшн (каюсь, термин я только что придумал)... и весьма посредственная в литературном смысле вещь, сюжет которой вертится на уровне смеси Санта-Барбары и Дикой Розы. Поэтому по итогам 8 из 10 и пометка «Обязательно к ознакомлению. Перед прочтением обновить прошивку мозгов».
P.S. В последнее время среди писателей посткиберпанк-волны стало модным красть, грызть, глотать, переваривать и вы...кхм... выдавать обратно читающей публике старые вещи да на новый лад, объявляя их исконно-авторскими и самостоятельными. Хорошо, когда Коркоран открыто объявляет о том, что «Державы Земные» — оммаж «Луне — суровой хозяйке» Хайнлайна. Плохо, когда Стросс в «Палимпсесте» делает вид, что не в курсе о «Конце вечности» Азимова, а в «Аччелерандо»... Не берусь и не стремлюсь обвинять, но... Знаете, есть такая история: когда Френка Херберта спросили, не кажется ли ему, что в «Звездных войнах» Лукаса многовато общего с «Дюной», он ответил: «Не будем говорить о плагиате, но ящик пива Лукас мне должен». Так вот, не будем говорить о плагиате, но ящик пива Чарльз Стросс явно задолжал Пирсу Энтони с его «Макроскопом». Кстати, не смотря на старомодность — отличный роман, советую почитать. По крайне мере, Пирс Энтони умеет и может в сюжет, в отличие от Стросса, хотя и у него он вертится вокруг пубертатных соплей в ванильном сахаре.
xdma, 15 октября 2020 г.
Очень неоднозначные впечатление от этого произведения.
Вначале роман читается с огромным интересом. Бурная фантазия автора на высоте, сюжет развивается стремительно, читатель буквально ощущает мир созданный автором и все происходящие в нём изменения. Это мир человечества, поглощающего информацию всё более и более ускоряющимися темпами, начинающего жить ради неё и довольно быстро становящегося просто частью этой самой информации. Как и следует из названия романа, эволюция ускоряется с бешеной скоростью. Трансформация человечества способна поразить (и — даже ужаснуть) любое, самое богатое воображение. В течении довольно небольшого отрезка времени пост-человечество уже имеет очень мало общего с человечеством в традиционном(нынешнем) значении этого слова, настолько велики изменения.
Но уже к середине романа интерес к произведению начинает уменьшаться со скоростью, пропорциональной развитию сюжета, возможно мозг уже не в состоянии переварить нагромождение фантазий автора. Но основная проблема, на мой взгляд — в бытовой(социальной) или правильнее сказать — в художественной составляющей романа. Всё происходящее в романе подаётся через группу персонажей и их взаимоотношения. Небольшая группа людей взаимодействует во всевозможных комбинациях, в различных временных континиумах и в различных инкарнациях. И эти взаимоотношения, уровня самого низкопробного мексиканского телесериала, совершенно нелепо смотрятся на фоне невероятно изменившегося человечества. Читать это становиться просто невыносимо, порой кажется что потрясающая фантастическая составляющая является всего лишь антуражем убогой мыльной оперы. А ещё социально-экономическая структура сообщества — невзирая на глобальнейшие изменения самого человечества, она остаётся практически неизменной, на уровне начала романа ( начала 2-го тысячелетия н.э.). Получается, писателю хватило фантазии и способностей нарисовать невероятную картину возможного развития человечества / постчеловечества и даже научно обосновать её, но при описании структуры общества и взаимоотношений внутри него, эти его способности(или фантазия) уже иссякли. Ближе к окончанию романа появляются околорелигиозные мотивы и автор, по-моему, теряет меру и уже сам запутывается в дебрях своей фантазии...
В итоге — потрясающие, грандиозные идеи и допущения, весьма актуальные для нашего времени, когда информационный потоп грозит затопить умы людей, однако угробленные бестолковой реализацией.
Nik21, 25 марта 2024 г.
Очень спорное произведение. Не могу назвать книгу плохой или не качественной но и хорошей тоже.
К научной фантастике я бы отнес ее с натяжкой, на мой субьективный взгляд мало напихать в книгу футорологических идей. Надо их раскрывать, прописывать мир, раскрывать противоречия и зависимости. Ничего этого нет.
Главный герой Марти Сью планетного масштаба, очень картонный. Да ему пытались добавить индивидуальности через сексуальные предпочтения, но как персонаж реалистичнее или плотнее он не стал. Он декорация, как и весь мир вокруг, который автор создал для того что бы вывалить на читателя весь ворох накопившихся у него в заметках собственных идей и публикаций из научно популярных журналов.
Появилось оно на волне техно оптимизма и расцвета IT индустрии, но как мы видим прогнозы автора ни в одном случае не оправдались. Потому что капитализм и общество потребления внесли свои коррективы.
В итоге то идей как бы много, но они все там ради количества, пусты, не имеют адекватного развития и адекватной связи с окружающей действительностью.
Язык вроде легкий, но осложняется обилием терминов которые автор сам придумал и обьяснять не намерен. По задумке это должно быть стильным, но на выходе дает лишь фрустрацию.
При этом читается легко, но в силу фантасмагоричного аттракциона происходящих с персонажами событий оторванных от реальности я не смог воспринять все это всерьез. Большинство ситуаций такие натянутые и не реалистичные, что иногда смотришь в книгу, и хочется сделать ряд фейспалмов...
То гениального, гения заставили обманом обсеменить свою БДСМ госпожу, которая каким то особым образом выбивает налоги с бизнесменов в пользу правительства США, то нашего гения гения лишают памяти украв его умные очки на оживленной улице и многомиллиардные схемы рассыпаются потому что гений, гений не мог предвидеть преступное посягательство и обеспечить себе охрану от мафии и уличного гопника.
То гения гения, который нагибает целые корпорации с помощью адвокатов нагибает его жена/бдсм госпожа.
И вся эта возня настолько далека от серьезной НФ, что воспринимать написанное глубоко лично у меня не получается.
Sph, 14 мая 2023 г.
Пожалуй, это самая паршивая НФ, которую мне довелось прочесть за последние лет 5-10.
Изначально я пробовал ее читать в любительском переводе, но дальше середины не осилил, т.к. было невыносимо скучно.
Потом вышло официально издание и я пошел на штурм во второй раз. И чего? И ничего. Автор полнейший ноль. Он не умеет писать интересно, он не умеет увлекать. У него даже каких-то оригинальных идей я не увидел.
Весь сюжет — полнейшая муть про какие-то внутрисемейные терки приматов на фоне научного прогресса. Судебные процессы унылейшие, мусульмане в космосе (это вообще что за дичь?), возможность убийства инопланетятами виртуальных копий людей на их территории (никак автором не объясняется) и прочая чушь.
Я уже сейчас даже не вспомню про что вообще книга и о чем там была речь. Это постараться надо было так написать — обо всем и ни о чем. Чистой воды галиматья.
Я реально дочитывал с одной лишь мыслью «ну вот сейчас может какая-то новая идея будет? Или страниц через 50? Ну хоть что-то? Откуда у этой книги премии? Почему ее вообще издали?».
Где хоть что-то? Где хоть какие-то интересные находки? Все это было уже тысячу раз у других и гораздо интереснее.
Мой вам совет — обходите за километр. Даже если уже начали читать и прочли сто/двести страниц и вам не нравится — бросайте тут же. Лучше не станет, там дальше все точно такое же.
VadimGK, 1 февраля 2021 г.
Мне — не понравилось, дочитывал каким-то совершенно титаническим усилием. Масса интересных идей. Но, нет.
Не пойму даже, перевод ли виной, иль сам авторский стиль — в оригинале этого автора я не читал.
А взялся я за книгу эту, потому как, по мнению журнала «Мир фантастики», это Книга года, Научная фантастика года и и Самая долгожданная книга года (за 2020 год). Первый раз у меня такое с журналом несовпадение.))
Возможно Иэн М. Бэнкс меня избаловал....
neli mustafina, 19 июля 2024 г.
В поисках научной фантастики переворошила отзывы фантлаба и нашла Чарльза Стросса.
Такой огромный разброс оценок: от 2 до 10, — подумала я; значит, — надо читать. И, признаюсь, читать было тяжело (я не специалист в IT )
Век ускоряющегося познания предстаёт перед нами во всей своей стремительной красоте.
Не сказать, что она непривычная: (Уоттс и Виндж, Иган, Райанниеми и Тэйлор, а еще раньше Стерлинг и Гибсон писали об ускорении техноцивилизации).
Но для того, чтоб уложить весь сюжет в голове, вот несколько пояснений:
1. Клонирование обрело общедоступность, но возникло много противоречащих ему законов.
2. Открыто и осуществлено копирование сознания, а значит — смерти нет. Но есть рабство, когда скопированное можно украсть или подчинить, — интересное изречение о «проклинающих копирование пенсионных фондах», т.к. люди должны умирать.
3. Компьютеризация всего — в том числе и мозгов человека. Человек улучшенный имплантатами. Мало того, создано сообщество «мозгов», которое осваивает не только интернет, но и космос, в том числе первые из них — омары))).
4. Искусственный интеллект создан. В произведении он предстаёт кошечкой по имени Айнеко (самый загадочный персонаж)
5. Космос не только осваивается так же быстро, пополняя энергетические потребности Земли, но и обживается.
6. Когда-то давно посланное сообщение в космос нашло получателя.
7. Надо читать ВСЕ книги Стросса, ибо миры взаимосвязаны.
Книга буквально ошарашивает своей стремительностью, осыпает ворохом гаджетов будущего мироустройства, а панорама времён предстаёт с 21 по 30 век. И описание семейных дрязг главного героя Манфреда Макса, его дочки, жены и любовницы вовсе здесь не главное.
Для футурологов эта книга должна стать настольной или хотя бы изучаемой, — здесь тысяча идей.
Манфред Макс — альтруист и антимонополист типа Ассанжа, который озабочен «неожиданными, странными и откровенно эксцентричными, но жизнеспособными идеями, он отдаёт их людям, которые потом сделают на них состояние...»
Не зря упомянула тут Ассанжа, им восхищаются наверное все, но есть и один — мало известный неспециалистам Линус Торвальдс, который хотел чтоб его операционная система была в свободном доступе. Однако ему это не удалось — его быстро «прибрали к рукам». Но Манфред Макс же гениален!
Здесь тоже в борьбе с государствами, налоговой службой США, Манфред пытается освободить людей от денежной зависимости (является ли это ступенью к коммунизму — не знаю, но обращается он за помощью к коммунистам Италии)
Итак, далее Макс выдаёт идею освоения космоса с помощью не биологических тел, а «компьютрония, которого полно в космосе» и самопроизводящейся робототехники и принтеров.
Уже опробованы «выгрузки» сознания в сеть омаров, на очереди — кошки, а потом и человек. На фоне борьбы за независимость от государства, корпораций, желающих наложить лапу на его идеи, а еще и жёнушки, с садистскими наклонностями, Макс делает прорыв в технологическом освоении космоса.
Потом вступает в борьбу за независимость его дочь, естественно такая «Мэри Сью».
Амбер отправляется в космос, обживая один из спутников Юпитера. Объявляет себя королевой и создаёт своё государство. Далее уже когда копирование мозга освоено, многие создают копии копий копий. А виртуал позволяет выживать в длительном полёте, экономить энергию. Впрочем энергии хватает на всех.
Весьма расплывчато рассказано о возможностях черпать энергию, раскидывая сеть по всей солнечной системе, поддерживающих все эти копии разумов, которые еще к тому же способны действовать как и вместе, так и раздельно (интересный момент — считать ли их отдельными личностями?)
Амбер (вернее ее копия) отправляется навстречу как она считает — маршрутизатору, расположенному в 3 световых годах от Солнца, чтобы найти новые знания.
В книге слегка сбивают с толку вкрапления будущего — 3 тысячелетия, помещенные в веке 21. Не знаю зачем Стросс так делал, — чтоб запутать? Или писалось урывками? Но к концу повествования эти противоречия нарастают: дочь умирает, не оставив копий, а мать её старухой прибывает на бал устроенный внуком...жив и отец, вернее его копия, жившая 20 лет в стае голубей (!), хорошо хоть вернулась экспедиция с маршрутизатора , короче вал нестыковок всё больше, и есть даже ошибки, то ли автор сам запутался, то ли не знал чем закончить книгу, а может это у него такое чувство юмора...
А затем слова Памелы запутывают совсем, и не понятно реален ли мир: «Возможно, это……всего лишь одна из симуляций в паноптикуме какого-нибудь генератора древней истории, который миллиард триллионов лет спустя прогоняет заново все возможные пути возникновения разума...»
P.S. Семейная сага анархо-коммуниста, бога компьютерного пиратства, алиментщика, вложившего все идеи в дочь и общество интернета, вселенских разумах, крючкотворстве законов, философское эссе на фоне переломного момента в истории человечества, вышедшего в бескрайние просторы космоса.
По мнению автора всё случится в 21 веке, но на мой взгляд, копировать сознание — это ещё очень долгая история, т.к. мы до сих пор не знаем как работает наш мозг.
А космос? Что ж, нам — поколению 21 века уже понятно, что космос осваиваться будет именно роботами и ИИ. Или же «выгруженными» сознаниями.
Представляете? Летит такая фиговинка размером с камушек, под завязку нагруженная интеллектом...
И да, это эпитафия, реквием биологическому виду...
P.P.S. Может есть более верное развитие сверхцивилизации чем то что предложено Строссом?
Хотя, о чём я...разве есть дело детям до родителей?
Neradence, 19 сентября 2022 г.
Это, наверное, одна из самых захватывающих книг, которые я прочитала за последние несколько лет. Несмотря на то, что она была написана больше пятнадцати лет назад, она и сейчас воспринимается как глоток свежего воздуха.
И удар битой по черепу, не без этого — уж что-что, а называть её простой для восприятия я бы точно не рискнула. Зато с эффектом футурошока, описанного в последней трети, полный порядок, можно легко испытать его на себе, пережив полное погружение в происходящее.
«Аччелерандо» — книга не просто насыщенная, она чудовищно перенасыщенная идеями, количество плотненько упакованных рядом тем и философских размышлений иногда натурально роняют мозг в BSOD. В не меньшей, а то и в большей степени, чем художественное произведение, книга — один большой философский трактат о том, как человечество достигает сингулярности, но по своей старой привычке понятия не имеет, что делать с собственной цивилизацией. Это попытка представить неизбежную цифровую революцию и осмыслить её до того, как она станет необратимой, и создание карманных виртуальных вселенных, где каждый — сам себе творец, у Стросса здорово соседствует с теологическими рассуждениями. Здесь и текст зашкаливающей сложности, изобилующий ссылками на научные труды, известных личностей, философские концепции, масс-культуру и старую фантастику, и всё это органично ссыпано в один плавильный котёл, откуда восстаёт в виде новом, но совершенно узнаваемом. Одних сносок и авторских примечаний больше сотни.
В «Аччелерандо» настолько много тем, что сложнее найти ту, которую автор не затронул: он играет с представлениями пост-киберпанка о человеке как о составной личности между реальным физическим миром и виртуальным хранилищем памяти, представляет цифровую выгрузку лангустов, которая обрела самосознание и сбежала за край Солнечной системы, создаёт собственную сферу Дайсона и оживляет корпоративные инструменты зарабатывания денег, которые порождают Экономику 2.0, вообще несовместимую с человеческим мозгом, а сам человеческий мозг тем временем походя изобретает новые принципы индивидуальности и разветвлённых на несколько физических тел единых разумов в виде борганизмов. В наличии полный набор из экзотической физики, big data, криптографии и эволюционной биологии, чьи принципы переложены на небелковую жизнь. В дополнение, как будто этого ещё не хватило, чтобы утопить читателя, есть ещё одно решение парадокса Ферми и вся вселенная, населённая трансцендентным чем-то, которому вообще нет никакого дела до вялого трепыхания человечества с его превращением в цифровую форму жизни.
И всё это мчится со скоростью и неотвратимостью сверхзвукового поезда, создавая картинку пост-человечества, в котором жить не то, чтобы хотелось, но которого нет возможности избежать. Потому что смерть человечество тоже переиграло и оставило в досингулярной эре, ведь она бесполезна и мешает прогрессу.
Возможно, называть «Аччелерандо» романом и вовсе не совсем правильно: несмотря на то, что формально в нём есть главы, объединённые как бы в одно целое, по факту это скорее набор повестей. Каждую главу можно рассматривать как отдельное явление, причём зачастую они не схожи не только временными промежутками и главными действующими лицами, но и жанром. Сюжет в них в некотором смысле и сквозной, и отдельный у каждой, под разными углами рассматривающий сингулярность.
Забавно, что книга скрещивает в себе потрясающий размах футуризма и одновременно является ничем иным, как семейной сагой, которая жанрово вышла из моды ещё примерно в XX-ом веке.
Центральная фигура повествования — Манфред Масх, которого его первая жена презрительно именует «неокоммунистом», информационный гений, апологет цифровых свобод, генератор идей, способный смотреть в будущее и его видеть, техногик и мечтатель, предвестник сингулярности. Он то появляется в истории человечества, двигая очередную технологическую революцию — или катастрофу, то снова исчезает, выгружаясь в стаю голубей и развлекаясь тем, что наблюдает за собственными потомками.
Его жёны, его дочь, его внук и его правнук, который является им самим, по уровню творимого безумия мало чем отличаются, и снова странное переплетение их взаимной неприязни и очень своеобразной любви тесно связано с прогрессом, когда вся эта династия техногиков то губит человечество, то, наоборот, спасает.
Ещё здесь есть кошка, которая играет огромную сюжетную роль, медленно, но неотвратимо превращаясь в deus ex machina. Или, может, просто наконец переставшая притворяться, что она когда-то не была инопланетным божеством с плохим характером. Кошка — чуть ли не самый загадочный персонаж всего повествования, и он, кстати, единственный, кто появляется в каждой главе и кто на самом деле всегда демонстрирует свободную волю с непредвзятостью суждений.
По-моему, о кошке можно сложить больше непостижимых конспирологических теорий, чем о всех членах семейки Масха разом. И какие-то из них всё равно окажутся недостаточно безумными для того, чтобы соответствовать авторской реальности.
Однако при всём этом персонажи здесь вторичны, первичен — сам мир, нанесённый одновременно большими штрихами и с огромной тщательностью. Далеко не все события, которые упомянуты, расписаны подробно, некоторые исторические перспективы и перерождения цивилизации Стросс просто подаёт тезисно: Меркурий разобрали на компьютроний, а из анализа старых произведений собрали нового Лавкрафта в виде цифровой личности и закинули в поселение на Сатурне. За парой кратких абзацев тут регулярно скрывается ещё какая-то технологическая бездна, радостно мчащаяся по кривой прогресса.
И читатель мчится вместе с ней, потому что удержаться ему не за что.
Несмотря на то, что у «Аччелерандо» вроде как есть продолжение цикла, конкретно эта часть истории постчеловечества в лице её отдельных представителей явно представляется законченной: и все её участники, включая кошку, свои судьбы так или иначе привели к логическому финалу. Который в новом пост-сингулярном мире совершенно не является смертью.
Книга оставила меня в полном восторге и, возможно, я когда-то её даже перечитаю, потому что концентрированность текста позволяет предположить, что там остался ещё второй миллиард отсылок, которые я не заметила сразу. Чистый восторг, единственное, о чём жалею — что не прочитала раньше.
ааа иии, 19 сентября 2022 г.
Сначала плохо всё.
Центральный персонаж, Манфред — картон (парадокс: разговоры, вкусы и половая жизнь делают его более плоским, чем типаж НФ-гениев из первой половины ХХ), а фамилия Масх заставляет задуматься о культе бизнесменов в 1990-х. Остальные.. оказывается, можно сделать киберпанк в котором уважение вызывают лишь игрушечная кошка и шариатский судья.
Диссонансы смысла. Вот, концепция «Аччелерандо» базируется на идее ничем не ограниченного роста и прогресса. А сюжет — на полной стабильности.
Омолодители, теоретическое бессмертие. Серая слизь, ядерные войны, биоинженерия. Разумы окружают себя мыслящим эфиром. Материал планет переделывают в вычислительную среду. Биосфера вымирает вместе с банками, корпорации становятся личностями... это только первые 50 лет сингулярности. И всё это время мать судится с отцом и дочкой. Непрерывный нудеж про право, права, адвокатов, юрисдикцию, приставов, иски да банкротства — третью фракцию от социальных условностей и методов производства.
Что весело перекликается с названием книжки — accelerando суть музыкальный термин для темпа, а ускоряющийся темп бывает и у полной лажи.
Конечно, следовало б учесть время написания, инерцию фантазий зари Интернета. Но уж очень много заявлений без содержания. Например, чудный ребенок, в три года набитый мамой имплантами, к 8 в совершенстве знает 9 языков... А что это значит — в 8 лет «знать язык», на котором не говоришь? Далее, ее отправляют осваивать окрестности Юпитера нанопринтером. Забудем, что Эмбер из «золотой молодежи», но только что был показан дефолт «расширившего возможности» после кражи умных очков — а тут у зашедшей куда дальше забирают всю Сеть. И даже Лукьяненко, пока британец творил «Аччелерандо», задумывался, что «железо» бывает разных поколений, преимущество которых быстро обнуляется... Кстати, ЖЖ Стросса удален.
Экономику автор полагает алгоритмом распределения ресурсов. Упоминает проблему сброса тепла от вычислений — но, похоже, преобразования материи у него имеют КПД 200%. Нарисовать, значит, сделать, виртуальный револьвер уничтожит вирус и т.п. и т.д. Вопросы источника всеобщего всеведения и качества информации игнорируются. Куда делась власть, мафия, лидеры, только что остановившие конфликт Индия vs Пакистан спутниками? Кто обеспечил загрузку миллиардов клерков, батраков, шахтеров, врачей и рыбаков без работы? И куда деться от родовой травмы жанра, к первым работам Гибсона восходящей: тот, кто может всё, реконструирует тухлую забегаловку ХХ века, станет косплеить нравившееся автору кино, слушать его музыку.
О плохом сказано достаточно.
Хорошо, что с 291 стр. начинается умеренно любопытная НФ. В которой Контакт и проблемы эффективности таковы, что ясно: сам Стросс на треп постгуманистов не купился и считает, что экспонента однажды загнется, скорее всего, глубоко, а выжившим придется иметь дело с одичавшим разумным инструментом. К финалу автор расписался и отмахивается от упреков первых частей чужими галактиками, постоянной Планка, роутерами, боевыми привычками детей Красной площади и топологией малых миров на вполне приличном бойцовском уровне. Почему-то, конспект событий с парой ярких эпизодов ему дается лучше масштабных панорам.
Что, совместно с художественным уровнем «Прачечной» и дает надежду: возможно, «Glasshouse» будет поумнее и поядовитей.
Перевод уже отлично проанализирован до меня, полиграфия в норме.
Рекомендации: тем, кто видя фейерверк, никогда не думал о порохе.
majj-s, 18 октября 2020 г.
Добро пожаловать на дальний склон кривой всплеска прогресса
«Большинству людей принять смерть тупости оказалось даже сложнее, чем смерть смертности.»
«Аччелерандо» не восторг ценителя фантастики, не-ет, это бомба. Неважно, что написан роман в две тысячи пятом, он и сегодня воспринимается как вспышка сверхновой. У фантастов теперь общее место сетования, что ничего свежего в части перспектив дальнейшего развития уже невозможно придумать, водоносные пласты мировой фантазии истощились, а океан коллективного бессознательного выносит на берег лишь обломки и осколки уже былого (и Doom).
А вот и нет, господа. В этой книге Чарльз Стросс один генерирует количество идей, какого хватило бы на десятилетие скромной жизни небольшой национальной фантастике (да и большой хватило бы, российская большая?) Делая это в нон-стоп режиме фейерверка и, в полном соответствии с заглавием — постоянно ускоряющемся темпе.
Выбирая для романного воплощения, словно в насмешку над принципами современной интеллектуальной литературы, которая в большинстве чем дальше, тем страньше — форму замшелой замшевой семейной саги. В центре повествования, в девяти главах и довольно солидном для НФ количестве страниц, под семь сотен, гений Манфред Макс. Его женщины, его потомки, его проекты и их дальнейшее развитие. И, в общем, влияние личности на историю мира.
Но по порядку. Макс, чтобы понятнее, это такой Илон Маск цифрового континуума. Не знаю, было ли уже имя космотуриста на слуху в начале века, сама я о нем года три назад впервые услышала. Но даже если и было, уверена, не в нынешних объемах, тем удивительнее созвучие имен. А впрочем, совпадение — всего лишь неосознанная закономерность. Кроме того, между ними серьезное различие, герой Стросса не встраивается в существующую экономику, становясь ее становым хребтом и штатным стригалем купонов. Нет, его цель — подточить глиняные ноги колосса и возможно более бескровно обрушить, с тем, чтобы на обломках создать Экономику 2.0, базирующуюся на совершенно иных принципах.
Гений и сверхгенератор идей, он попросту раздает их, способствуя обогащению самых разных людей и мировому прогрессу. Принципиально не патентует изобретений. Практически не пользуется деньгами, заменив их в повседневной жизни статусными показателями кредита доверия. Непонятно? Ну вот смотрите, можно расплачиваться за пиво в крафтовом баре наличкой или по карте, а можно предъявить бармену сертификат пивного блогера с высоким рейтингом. Можно платить за авиаперелет традиционной валютой, а можно рассчитываться бонусными милями или удостоверением VIP-гостя, дающим право перелета в любую точку.
У великого человека, который отчасти странноватый фрик, две женщины. Нет, не одновременно, сначала безупречной красоты топ-чиновница налоговой службы Памела, жена. Отношения с которой практически исчерпаны к началу романа — середине две тыщи двадцатых. Но ее жесткие требования и необычные методы манипулирования при разводе станут основной сюжетообразующей деталью. По крайней мере, дочь героя Амбер появится на свет без его ведома и практически, хм, без его участия. Что не помешает ей стать иконой стиля сингулярного мира и практически императрицей собственной вселенной, но это сильно потом.
А пока, самое начало, Манфред знакомится с француженкой Аннет, умной, очаровательной и забавной, которая станет его второй женщиной и достойным партнером во всех начинаниях «сладенькой девкой твоего отца» (Пэм). Проводит изящную комбинацию по спасению от бракоразводных ужасов. И все-таки единственным существом, которое можно счесть подлинно для него близким, мы назовем электронную кошку Айнико (и близким его близким, это подчеркну особенно, потому что именно зверь подлинный становой хребет книги, который будет играть ключевую роль на всем ее протяжении).
«Аччелерандо» невероятно интересная штука, хотя воспринимать водопад идей, который буквально выбивает почву из-под ног, очень сложно («чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее»). В лучших традициях модернистской литературы книга насыщенна аллюзиями, из которых для меня самыми ценными были те, что к Пратчетту, хотя кто-то другой больше оценит Желязны, Ле Гуин, Лема etc.
Огромная благодарность за перевод Григорию Шокину, это было восхитительно. Часто смешно, всегда обаятельно и практически все понятно. Кроме шуток, для такой революционной книги это большой плюс
serpe, 2 февраля 2021 г.
Важная книга, которую нужно прочитать тем, кому интересна футурология. Шикарный прогноз эволюции разума во Вселенских масштабах. В том числе и внеземного.
Художественная часть представляет из себя малоинтересный сериал про какую-то семью)) Ей-бо, можно было и побольше жути нагнать. Оно, конечно, понятно, что это иллюстрация из жизни — все эти разумные судебные иски, самоосознающие нейросети, экономика-2.0 — и хорошая иллюстрация, надо сказать — но, к сожалению, сюжетная линия вовлекает с некоторым усилием. И вот, автор красочно и с чувством рисует картину будущего, но на вовлеченность в сюжет, видимо, его уже не хватает. И это огорчает, ведь можно было перевернуть этот мир)
Тут вот сравнивали с Уоттсом, Райанеми и Иганом. Можно было бы сравнить с Уоттсом или Райанеми, но... Нет здесь и холодной поэтики Уоттса (sic!): « Представьте себе, что вы машина... « Нет и мифологичности Квантового Вора. И хардкорщик Грег Иган интригует больше своими концепциями. Можно ли было оформить свои мысли в виде эссе, типа Суммы Технологий? Да, конечно, но еще важен ведь вопрос популяризации, ведь Стросс — это не Лем.
Заканчивается книга шикарно, честно говоря, не представляю себе другой концовки. Это открытый финал. Ну а что вы хотели? Человек и так заглянул за край) Нужно иметь смелость на это, сделать красиво.
Надеюсь, я убедил вас прочитать эту книгу)
Vramin, 25 февраля 2016 г.
Наконец одолел этот давно уже сидящий в планах роман. Первые попытки делал давно, но дальше первой главы не продвинулся. Прочёл краткое содержание в Википедии и отложил в долгий ящик. Но вот недавно решил сделать вторую попытку. Начал с переведённого на русский «Ореола» (перевод оказался сокращенным, по крайней мере в сравнении с романной версией), продолжил «Роутером» уже в оригинале и так с четвёртой главы дошёл до финала и после этого вернулся к первой части. Необычный способ чтения, что тут сказать, ну так и книга не совсем обычная.
Общее впечатление — Accelerando стоит затраченных усилий (о них чуть позже). Такой концентрации идей на квадратный сантиметр текста я не встречал ещё ни у одного автора, в том числе и у самого Стросса в других его книгах. Новые подходы к экономике, решение парадокса Ферми, мозги-матрёшки, распараллеливание личности, виртуальное рабство, небесные города на Сатурне, память предков, хранящихся в оцифрованном виде (знакомо? Райяниеми участник того же эдинбургского Writer's Bloc, что и Стросс). Обессмысливание демократии в обществе, интеллектуальная пропасть между членами которого может быть колоссальна, а возможностям манипуляции сознанием позавидовали бы любые правители современности и прошлого. Технологическая сингулярность, высшей формой интеллекта в которой становятся... экономические инструменты, а безнадёжно устаревшие хомо сапиенсы вытолкнуты в буквальном смысле на обочину прогресса. Роман в каком-то плане можно рассматривать как капиталистическую антиутопию — прогресс в нём ведёт к полной дегуманизации цивилизации во всех смыслах. Но тем не менее главные герои, и прежде всего сетевой гений Манфред Макс (никакой он не пират), ищут решения в новых подходах, так как обратно в прошлое возвращаться бессмысленно. Идеи — на 10 баллов.
В сюжетном плане роман задуман как иллюстрация истории XXI века на примере одной семьи (интересно, что один из героев как раз и занимается составлением истории своей семьи, хоть и не совсем привычными для нас методами). Средняя часть немного выпадает из общей схемы, потому что посвящена межзвёздной экспедиции и оставляет происходящее на Земле за скобками. Каждая из глав — отдельная история с законченным сюжетом (они и публиковались поначалу отдельно, в лучших традициях Золотого века фантастики, см. например «Основание» и «Пасынки Вселенной»). Герои достаточно любопытны, хотя большинство из них трудно назвать обычными людьми. Сюжет и персонажи — 8-9 баллов.
И вот тут приходится поставить запятую, потому что есть у романа один серьёзный изъян, и заключается он в стиле. Нет, я не хочу сказать, что стиль плох — Стросс автор талантливый и словом владеет, но владеет он им, как бы это сказать... очень своеобразно. Каждая фраза у него забита под завязку научными, экономическими и компьютерно-гиковскими терминами, употребляемыми к месту и не к месту, причём многие из них им же придуманы. Словарь помогает далеко не всегда, в отдельных случаях не спасает и Гугл. Да что говорить, даже англофоны пишут в отзывах о плохой усвояемости языка. Со временем приспосабливаешься, хотя трудно окончательно привыкнуть к фразам вроде «Tipsters are warning of an impending readjustment in the overinflated reputations market, following revelations that some u-media gurus have been hyped past all realistic levels of credibility. The consequent damage to the junk-bonds market in integrity is serious.» Справедливости ради, это не из основного текста, а из авторского отступления, в которых Стросс периодически даёт обзор просходящего в мире, но тем не менее... Параллельно с Accelerando перечитывал «Эхопраксию», и каким же простым и человечным (я бы даже сказал, человеческим) казался по контрасту язык Уоттса ) Впрочем, порой спасал фирменный строссовский юмор, особенно в первой части — в паре моментов хохотал в голос. Тем не менее по общему впечатлению стиль тянет только на 7 баллов.
Итого по сумме ставлю 9 баллов, прежде всего из-за фантастических идей и мира, хотя и литературная составляющая небезынтересна.
Aoeiu, 2 апреля 2022 г.
Одна из очень немногих книг, которую я недочитал.
Читать это нагромождение идей, понятий, отсылок, намеков на самом деле не очень сложно, но скучно и не совсем понятно зачем. Я често осилил первые три рассказа и понял, что особого смысла продолжать нет. Как таковой сюжет отсутствует, автор чрезмерно избыточным и витиеватым слогом пытается донести до читателя картину будущего, которая с позиции современника выглядит уже архаично. Идеи ради идей? Бессмыслица.
Как в той китайской поговорке про изучение тысячи ударов и изучении одного удара тысячу раз. Стросс пошел по первому пути и получилось ожидаемо плохо.
П. С. Взял себя в руки и дочитал. Мнение не изменилось. Автор не умеет рассказывать истории. Небольшой факт для захотевших прочитать роман: книга объемом в 381 страницу имеет 20-ти страничный глоссарий и 495 приметок. Естественно, ни о каком цельном и стройном повествовании речи не идет. Роман выглядит как нагромождение идей, выраженных сугубо субъективным способом. Это выглядит , как минимум, как неуважение к читателю и не должно быть коммерческим текстом.
Deliann, 28 января 2021 г.
«Аччелерандо» в нашей стране ждали довольно долго. Со времен первого анонса в серии «Сны разума» до фактического выхода в «Звёздах научной фантастики» прошло года четыре минимум. Но стоило ли ожидание того? Вопрос, конечно, неоднозначный.
Книга представляет собой сборник из девяти рассказов, складывающихся в роман и разделенных на три группы. И если проводить параллели, то от первых трех рассказов сильно веет «Трансметрополитеном» Алана Мура, вторые три рассказа напоминают облегченную версию «Идеального несовершенства» Яцека Дукая скрещенную с «Квантовым вором» Ханну Райаниеми, ну а последняя тройка к ассоциациям с Дукаем и Райаниеми примешивает еще и Игана. И получается так, что пока «Аччелерандо» играет на поле киберпанка, читается книга влёт, но как только приходит черед посткиберпанка и суровой НФ, процесс чтения сразу начинает буксовать. Это иронично, ведь название означает постепенное ускорение темпа музыкального произведения, особенно в его конце. И сюжет действительно развивается всё стремительнее, вот только ткань повествования таких темпов не выдерживает и легко рвётся, тормозя собою читателя.
Перед нами история семьи Манфреда Масха в трёх поколениях. Так что готовьтесь пробежаться по всем значимым событиям ХХI века, начиная с первого робкого шажка в сторону сингулярности, и заканчивая глобальной перестройкой вселенной под нужды постсингулярного человечества. Катализатором событий становится Манфред Масх – человек-загадка международного масштаба, способный сгенерировать десятки гениальных идей, но не желающий прилагать усилия для их воплощения. Как персонаж Манфред обаятелен, жесток и очень похож на Спайдера Иерусалима. Постепенно фокус читательского внимания смещается на его дочь и внука, но они уже менее занимательны. Однако главная прелесть книги и не в персонажах.
Огромнейший плюс «Аччелерандо» – это высокая концентрация идей развития общества в самых разных аспектах, начиная с научных и культурологических, и заканчивая юридическими, экономическими и психологическими. Бонусом всё это дело ещё и приправлено авторской иронией, что добавляет книге обаяния.
В итоге книга дарит интересный читательский опыт, но перечитывать её я вряд ли соберусь. Хотя если у нас выпустят продолжение, постараюсь вернуться к этой истории еще раз.
lammik, 4 февраля 2023 г.
Начинается книга с того, что некто с домена KGB.ru звонит Манфреду Масху с просьбой о помощи. Впоследствии окажется, что это омары-лангусты, выгруженные в виртуальность, которые хотят сбежать с Земли пока не началось, точнее не началась... Сингулярность. Если осилите первую главу этого весёлого безумия, то потом затянет. Дальше — больше. Грань между виртуальностью и реальностью напрочь стирается, планеты Солнечной системы превращаются в материал для Сверхразума, который намертво запечатан у Солнца, ибо пропускной способности не хватает. Люди выжили, но они уже не столько биологические объекты, сколько информационные пакеты, именно в таком виде и можно перемещаться от звезды к звезде, благо кто-то заранее раскидал систему порталов-роутеров.
Некоторые абзацы приходилось перечитывать дважды, дабы понять авторские мысли, и это не проблема перевода. Видимо, Чарльз Стросс скорее программист нежели инженер, поэтому фантазию свою не сдерживал, просто не заморачиваясь глубиной сложностей, с которыми неизбежно столкнулся бы показанный им путь в реальности. Впрочем, прошло уже почти двадцать лет с момента написания книги, а на Земле так и не появился щедрый на идеи Манфред Масх, раздающий их направо и налево. Более того, сам Чарльз Стросс не хочет писать продолжение цикла, ибо «Оранжерея» плохо продавалась, а жить на что-то надо. Сингулярность подождёт.
deepnight79, 9 декабря 2019 г.
Это было круто. По-настоящему круто.
Роман (или сборник?) — сверхзвуковая гонка на острие технического прогресса.
В книге, конечно, есть персонажи, и они участвуют в повествовании от первой страницы до последней, они толкают сюжет и вовсе не являются пассивными наблюдателями, а напротив — прямо воздействуют на происходящие в мире перемены. Но при этом их личные взаимоотношения и переживания находятся не на самом первом плане (зачастую, за ними сложновато следить). И это, определенно, издержки, положенные в жертву «глобального» слоя этой истории.
Главными действующими лицами здесь в большей степени являются процессы, бурлящие на гребне волны-цунами экспоненциального развития человечества, что сметает на своем пути до основания буквально всё, включая планеты и звезды. Давно, пожалуй со времен Артура Кларка, фантастическая книга не заставляла по-настоящему поверить в реалистичность изложенного в ней сценария. Причины и следствия сухи, логичны и доходчивы — драйвером тектонических сдвигов общечеловеческой истории является прежде всего экономика. Прагматично, без всяких пафосных соплей вроде штурма вершин или героического завоевания космоса непонятно зачем. Здесь ясно изложено, почему происходит так, а не иначе, почему история направлена именно в эту, а не в иную, сторону. Этакая разложенная по полочкам космическая геополитика.
Плюс к этому, Стросс буквально разжевал и положил в рот множество существующих (и сколько-то своих) теорий и допущений. Например, в небезызвестной научпоповской книжке Шкловского о набивших оскомину сферах Дайсона, цивилизациях 2-го типа и прорве потребляемой ими энергии, я нашел всех этих «как» и «почему», получивших свой ответ, гораздо меньше, чем в «Акселерандо».