fantlab ru

Дэн Симмонс «Мерзость»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.95
Оценок:
424
Моя оценка:
-

подробнее

Мерзость

The Abominable

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 44
Аннотация:

В 1924 году гонка за то, чтобы подняться на самую высокую гору в мире, была приостановлена из-за шокирующего исчезновения Джорджа Мэллори и Сенди (Эндрю) Ирвина на одном из уступов Эвереста. К следующему году трое альпинистов — британский поэт и ветеран войны, молодой французский гид и молодая американка-идеалистка — нашли способ добраться до вершины благодаря финансированию скорбящей леди Бромли, чей сын также исчез на Эвересте в 1924 году. Юный Бромли наверняка уже мертв, но мать отказывается в это верить и оплачивает расходы тройки, чтобы они вернули его домой.

В глубинах Тибета, высоко на Эвересте, трое альпинистов в сопровождении кузины пропавшего юноши, обнаруживают, что ночью их преследует кто-то… или что-то. Этот кошмар становится самым главным препятствием для выживания на высоте 28 тысяч футов. Но какую цель он преследует? И что стоит за исчезновениями в 1924? По мере того, как поднимаются всё выше и выше, друзья раскрывают отвратительную тайну этого существа…

© Перевод аннотации WiNchiK

Номинации на премии:


номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2014 // Историческая проза

номинант
Премия Грэма Мастертона / Prix Graham-Masterton, 2020 // Переводной роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Мерзость
2015 г.
Мерзость
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Abominable
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

1924 год, экспедиция Ирвайна-Мэллори исчезла на Эвересте, группа сочувствующих энтузиастов альпинизма отправляется на выручку. Учитывая климатические условия в районе квеста, легко определить главный источник самоцитат Симмонса: да-да, тот самый «Террор» (обложка в этом окончательно убеждает), вот только сверхъестественных элементов в «Мерзости» будет еще меньше (прочитав книжку под определенным углом зрения, их можно не заметить совсем). Кроме того, от «Утехи падали» в качестве загустителя взяты злобные нацисты.

Как всегда, текст под завязку набит историческими деталями и прочими элементами прошивки, создающими эффект погружения. Как обычно, плачевный (в английском есть хорошее словечко futile) исход криптоистории известен заранее:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Адольф Шикльгрубер не взял планку, заданную Вильгельмом Завоевателем, а как раз наоборот, сам получил неотразимый выпад в тыл после переговоров в нормандском формате.

Проблема в том, что с каждым годом тексты Симмонса становятся все килобайтнее, в очевидном смысле слова, и подчас развязка вырождается в собственную противоположность --- anti-climax. Однако нельзя отрицать, что после мучившей в начале 2000-х депрессии и ее литературного продукта --- ужасного троянского цикла --- Дэн немного оправился и даже прибавил как профессиональный автор.

Остается вспомнить замечание Геймана о том, что начинающих и успешных авторов преследуют разные проблемы. Начинающего автора заботит, как бы опубликоваться. Успешного автора --- как бы случайно не протолкнуть в печать суррогат.

Кстати, отсылка к «Доктору Кто» (The Abominable Snowmen) удовлетворительно спойлериста.

Оценка: 5
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лет 15 назад замечательный Леонид Каганов опубликовал на своем сайте рецензию, в которой поделился ощущениями и переживаниями от просмотра советского фильма про шпионов. Желающие могут найти этот шедевр критики самостоятельно, а мне он вспомнился по прочтению «Мерзости» Симмонса прежде всего из-за последней фразы той рецензии: «Я плакал».

Но все по порядку. Придется спойлерить, но иначе никак не передать ту гамму чувств, которая захлестнула меня. Я реально ожидал чего-то сопоставимого с «Террором» — вещью спорной, мрачной, но однозначно талантливой и цепляющей. Ан нет! Все оказалось гораздо круче.

Книга объемом почти в 700 страниц разделена на три части. Итак, по порядку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Часть 1. 1924 год. Три британских экспедиции по покорению Эвереста потерпели крах. Без вести пропали несколько знаменитых альпинистов, в том числе отпрыск знатного рода лорд Персиваль Бромли. Его богатая семья нанимает для его поисков трех друзей (далее — «Трио»): суровый британский офицер, герой Первой Мировой; туповатый, но физически развитый и надежный американец; слегка экзальтированный, но ловкий и героический француз (чем-то напоминает гайдаевскую троицу). Всю первую часть мы читаем довольно нудное описание альпийских и валлийских вершин, которое покорило Трио, подробнейше знакомимся с особенностями альпинистского снаряжения почти столетней давности и разнообразными техниками скалолазания. Оживляет весь этот «Справочник юного альпиниста» только красочное описание поездки в Мюнхен, где Трио в знаменитом пивняке «Бюргер Брой» встречается со своими немецкими коллегами, дабы уточнить некоторые подробности трипа. По странному стечению обстоятельств 9 из 10 присутствующих на встрече лучших германских альпинистов оказываются убежденными нацистами, а десятый – и вовсе Рудольфом Гессом.

Часть 2. 1925 год. Трио прибывает в Индию, где к ним для восхождения на Эверест присоединяются сестра пропавшего лорда (ну куда же в горы без бабы-то!), ее телохранитель-индус и три десятка шерпов-носильщиков. После долгих споров, кому из них лезть на Эверест, всем табором они трогаются в путь. Тут автор, очевидно, забывает, что 200 страниц до этого рассказывал обо всех хитроумных альпинистских штучках и вторично дает их красочное описание приблизительно теми же словами. Из новинок – описание жуткой гималайской погоды, причем поскольку она особо не меняется, то и приходится читать раз десять снова одно и то же: ветер, мороз, метель, разреженный воздух. Бесспорным украшением второй части является очень подробная и явно с любовью выписанная автором сцена похорон погибшего шерпы. Оказывается (как утверждает м-р Симмонс) это происходит так: усопшего прямо в тибетском монастыре, в присутствии родных и близких разрезают на мельчайшие кусочки и скармливают специально обученным воронам-падальщикам. Делается это с благословения Будды и разрешения ламы. Вот такой этнографический экзерсис.

Часть 3. На лагерь шерпов кто-то нападает и вырезает половину. Оставшиеся в живых утверждают, что это шалости семейки йети в количестве семи штук, постоянно проживающей на Эвересте. У убаюканного читателя появляется интерес. Но не тут-то было! Буквально через пару страниц мы узнаем, что никаких йети нету, а есть подлые фашисты-альпинисты (те самые, из пивняка, только без Гесса), вознамерившиеся всех поубивать и самим найти тело лорда Персиваля, у которого с собой была ихняя главная фашистская тайна. Сразу вспоминается Индиана Джонс, начинаешь гадать, что же это – чаша Грааля? «Некрономикон»? карта объектов Шамбалы? И вот тут-то…

...Оказывается, в молодости Гитлер очень любил еврейских детей, особенно мальчиков. Прознав про это, британская разведка в начале 20-х годов внедрила в число тех самых мальчиков своего агента, юного патриота из Вены Карла. Непосредственно внедрением занимался лорд Персиваль, а руководил всем сам Уинстон Черчилль (!). Он-то еще в начале 20-х, когда нацики представляли из себя кучку мюнхенских маргиналов, предвидел, что именно они через 20 лет будут главной угрозой Британской короне. Поэтому решил заранее озаботиться компроматом.

Так вот, этот самый юноша из Вены умудрился поставить в спальне (!) у Гитлера (!!) скрытую фотокамеру и заснять одну из оргий (!!!). Прознавшие неведомо как про это фашисты, пока их лидер загремел на кичу, начали гоняться за юношей. Его непосредственный начальник лорд Персиваль не нашел ничего лучшего, как забить Карлу стрелку на Тибете. Преследуемые фашистами, они чуть с перепугу не покорили (первыми!) Эверест, но погибли метров за 400 до вершины.

Короче, книга кончилась хорошо. Всех гадов поубивали, при этом погибла часть главных героев и все до одного второстепенные. Суровый офицер с англичанкой вдвоем таки залезли на Эверест, после чего спустились с другой стороны и ушли в Непал искать просветление. Именно поэтому об их рекорде до м-ра Симмонса никто не знал.

Бравый янки (ну а кто же еще?) добрался до Англии, был принят Черчиллем за обедом, на котором также присутствовали дети сэра Уинстона и Лоуренс Аравийский (я не шучу!). Фотки были переданы по назначению и сыграли свою роль в мировой истории: именно их в 1940 году Черчилль пригрозил опубликовать, если Гитлер нападет на Англию. Тот испугался и напал на СССР.

А американский альпинист прожил долгую и счастливую жизнь и написал про это роман, который случайно попал к м-ру Симмонсу, и тот опубликовал его под своей фамилией.

Так вот, возвращаясь к Каганову и его рецензии: «Я ПЛАКАЛ»!!!

PS. А если серьезно, то очень обидно, что отличный писатель (а я продолжаю считать Симмонса таковым — за «Гиперион» и «Террор») втюхал нам всем откровенную халтуру с тошнотворным сюжетом. Я просто попробовал очистить многостраничные излияния от альпинистской «шелухи» и получить сухой остаток. И оценка моя — не за язык. он по-прежнему хорош, а за попытку прикрыть этим языком полную ахинею сюжета. У нас про «попаданцев» иногда лучше вещи попадаются. чем эта «мерзость» — во всех смыслах.

PPS. Кстати, огромная просьба к модераторам: ну не вводите людей в заблуждение, уберите аннотацию к книге авторства WiNchiK!!! Ибо это описание какого-то другого романа! Иначе как объяснить, что почти двухметровый громила-янки превратился у нее в «молодую американку-идеалистку», а группа из 20 фашистов, палящих налево-направо и скачущих по гималайским ледникам при свете дня — в «таинственное существо», преследующее героев по ночам...

Оценка: 2
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение пугающе массивное, напитанное множеством информации и самой разной. Сама история начинается как бы издалека, но тем не менее — это цельное повествование с определенным посылом, интригой и атмосферой. Оно талантливо написано, под ним чувствуется некий упругий надежный каркас, тонна контекста (в основном исторического), который учтен до мелочей. Автор явно долго искал тему для своей очередной книги, посему нарративная формула, к которой он таки пришел, довольно уникальная и оригинальная. А что, если взять тему покорения чего либо, тему борьбы со стихией, определенную атмосферу уникального природного ландшафта, погрузиться с головой в предметную область альпинизма и совместить это с конкретным историческим периодом, учесть тот исторический контекст, вокруг которого выстроить основную фабулу и смысл всего происходящего в сюжете. Поэтому я очень завидую тем, кто, не нахватавшись спойлеров, с чистыми и не предвзятыми мыслями, очаровавшись мистическими обещаниями в кратком описании к книге, вдруг заметит ближе к концу повествования, как остросюжетное покорение вершины Эвереста превращается в шпионский политический триллер в преддверии второй мировой войны. И ведь подобный прием с разрушением определенных предвзятых ожиданий — это неотъемлемая часть данной книги, ее уникальная особенность, которую нельзя упускать, если хотите проникнуться ей полностью. Посему хочется рассмотреть отдельно основные аспекты данного произведения, которые, как ингредиенты изысканного блюда, совмещаясь в синергии вкусов, наполняют голову все возможной пищей для ума.

1. О покорении гор. Тема борьбы со стихией хороша сама по себе, особенно, если это покорение горных вершин. Описание природных ландшафтов и пейзажей, уникальных уголков нашей планеты, недоступных большинству, суровый климат и условия, с которыми способен справится человек, из последних сил отвоёвывая и превозмогая каждый метр на головокружительной высоте — все это в произведении имеет наибольший приоритет, максимально глубоко черпая в предметную область. Тема альпинизма со всеми вытекающими определениями, терминами, явлениями, событиями и подлинными личностями, фигурирующими в сюжете — раскрыта более чем. Причем это не какие-то сухие факты или скучные сюжетные отступления ради культпросвета, это грамотно поданный и художественно обрамленный материал, важный для основного сюжета, логично в него вплетенный и неотделимый от него, без чего невозможна сама история. Если при этом вы и сами знаете контекст об истории покорения горы Эверест, о том, кто такие Джордж Мэллори и Сенди Ирвин, при каких обстоятельствах они пропали, пытаясь взойти на вершину, как в принципе развивался в то время альпинизм, как вид спорта, то это поможет вам еще глубже вникнуть в происходящее и не потерять нить повествования. В противном случае узнаете много нового. Если художественная литература не только развлекает, но еще и образовывает — это вдвойне приятно.

2. О культурных особенностях. Но ведь не только горной красотой или превозмогаем стихии хороша тема о покорении самой высокой точки на планете Земля. Есть еще люди, формирующие уникальную культуру той местности, на которой развернутся основные события книги. И снова приходится усваивать целый пласт информации о том, кто такие шерпы, каков их быт, обычаи, философия и религия. Вы буквально сможете поприсутствовать на определенном ритуале, который вас точно шокирует, если вы не подкованы в данной области знания (что ни разу не постыдно). Конечно же в глаза сразу бросится мистика, чем будут пугать местные жители, а автор какое-то время будет им подыгрывать, накаляя обстановку и бередя воображение легендами о грозных Етти, следы которых якобы не раз фиксировали на склонах этой проклятой горы. Это тоже часть культурного кода, без которого невозможно обойтись, как и автору невозможно не сыграть с читателем в «кошки-мышки». Но даже если вам будет недостаточно этой игры (ведь перед нами всё таки жанр в пределах сурового исторического реализма), то для увеличения градуса заинтересованности есть кое-что еще.

3. Об историческом и политическом контексте. А вот тут кроется основной посыл произведения, его подлинная фабула и смысл происходящего, из-за чего история приобретает значимый вес в глазах читателя (какой бы выдуманной она ни была). В начале сюжета читателя сразу окунают в 20-тые года XX века, когда уже отгремела первая мировая, а на политической арене зарождается новая угроза для всей Европы и континента в целом, когда силами буржуазного правого спектра поднимает голову самая жестокая идеология в истории человечества. И этот аспект наиболее важен для сюжета, так как после подробнейшей экспозиции о покорении Эвереста, о культуре народов Тибета, об искусстве альпинизма в целом — наконец появляется интрига, которая не была бы такой убедительной без всего предшествовавшего исторического контекста. У главных героев появляется дополнительная цель (кроме основной цели — взойти на вершину), события принимают внезапно крутой оборот, интрига продолжает возрастать, так как начинается остросюжетная гонка за неким макгаффином (ключевой для сюжета элемент, суть которого не всегда важна) со множеством шпионских откровений в декорациях все того же горного ландшафта с теми же самыми проблемами выживания и преодоления. Сам макгаффин — та еще мерзость (собственно отсюда и название книги), но по сравнению с тем, что из истории XX века и так известно об глав. гаде (и его политической деятельности), с которым эта мерзость связана, она как-то сразу меркнет, да и в сути не является настолько важной для сюжета подробностью (понятно, что эта мерзкая подробность выдумана, но я бы не удивился, если бы так было на самом деле). В конечном итоге сюжет перерастает в некую спасательную шпионскую операцию, о чем в последующем в самом конце в краткой сводке читатель узнает о её результатах. В купе с историческим контекстом, которым обрамлен весь сюжет, финал выглядит немного не уместно, — тут автор явно специально отошел в сторону ради триумфа нарратива книги, а он действительно тут громкий и смелый.

В общих чертах исторический контекст учтен довольно грамотно, но обидно конечно, что на затронутой книгой политической арене (а это предвоенное, военное и послевоенное время) автор умудрился ни разу не упомянуть Советский Союз, что тоже важно, особенно для данного исторического периода. В целом же создается впечатление, что перед нами некая потерявшаяся в истории цепь событий, которая могла произойти в реальности, и осознать, что всё таки она выдумана, становится трудно, так как в ее основе лежит целый пласт относительно правдивой информации и учтенных мелочей из той или иной предметной области, которые автор изучал долго и досконально. Да и сама подача тут тоже особенная: перед нами дневник альпиниста (участника всех этих событий), оставленный специально для Дэна Симмонса (автора). Да и сам автор продержал эту иллюзию до самого конца книги, рассказывая об Джейкобе Перри (о главном герое повествования и авторе дневника), как о реальном человеке.

P. S. Справедливости ради всё таки стоит упомянуть, что не весь исторический контекст является правдивым. Где-то автор приводит не те даты произошедших событий, где-то искажает сами эти события, и, видимо, делает это намерено, в попытках остаться на плоскости художественного вымысла. Это такие авторские намеки, ведь разрушить иллюзию прямо в лоб нельзя — сломаешь весь нарратив. К примеру, происхождение жумаров (альпинистское снаряжение) автором искажено наиболее искусно — самый явный намек, бросающийся в глаза (особенно тем, кто в теме), который проверяется за считанные секунды поиском в интернете. Но все эти искажения нисколько не мешают основному посылу и ярким впечатлениям после.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга для вас, если

- вам охота слушать 15 часов (не преувеличение), как люди пакуют сумки для похода в горы.

- спустя 30 часов аудиокниги (не преувеличение) понять, что это совсем никакой не триллер, уж тем более не фантастика или ужасы, да и мерзости тут никакой нет.

- вам охота в последней главе почувствовать, как все это муторное реалистичное путешествие превращается в фанфик о гее-Гитлере.

Но если вы нормальный человек, потратьте время на что-нибудь другое. Это вам не Террор

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увидев аннотацию к «Мерзости», я поначалу подумал, что наконец нашел удачного преемника так полюбившегося мне «Террора». Когда-то подобные ожидания я возлагал на «Голод» Алмы Катсу. В тот раз, как впрочем и сейчас, моим мечтаниям не суждено было сбыться. Но обо всем по порядку.

В центре сюжета экспедиция Джорджа Мэллори и Сенди Ирвина по покорению Эвереста, трагически оборвавшаяся в 1924 году. На фоне гибели двух именитых альпинистов осталось практически никем незамеченным исчезновение ещё одной экспедиции, которую возглавлял молодой лорд Персиваль Бромли. Скорбящая леди Бромли отправляет на поиски пропавшего сына спасательную экспедицию. Надежды практически нет, но женщина готова на многое, лишь бы найти хотя бы тело сына.

Симмонс с присущей ему скрупулезностью описывает мельчайшие детали подъёма на вершину Эвереста. Постепенно мы все больше узнаем об альпинистском снаряжении, терминологии, методах подъёма и даже быта. Все это помогает проникнуться духом происходящего. В чем всегда был силен автор, так это в создании нужной атмосферы. Постоянный холод, огромные физические нагрузки, разреженный воздух, опасность, идущая по пятам, помогают проникнуться приключениями персонажей. Одновременно с этим, Симмонс иногда излишне углубляется в терминологию, отвлекаясь от основного сюжета. Во всем должна быть золотая середина, и порой автору не удается ее придерживаться.

По стилистике роман выдаётся автором за мемуары главного героя, записанные перед смертью. Главный герой, Джейк Перри, предстает в романе молодым американским скалолазом, мечтающим о новых вершинах. Под конец жизни он обитает в доме престарелых, пребывая в мире воспоминаний о прошлых приключениях. Дэна Симмонса он встречает случайно и с самого начала поражает своей харизмой и силой характера. На момент экспедиции 1925 года он проходил подготовку в горах Европы вместе со своими друзьями. Так как повествование ведётся от первого лица, автору удается хорошо передать внутренний мир героя. Он жаждет славы и приключений, не страшится опасностей и тягот высокогорного восхождения.

Руководит экспедицией по спасению Перси Бромли Ричард Дикон – ветеран войны и поэт. Это чрезвычайно целеустремлённый человек, грезящий первым покорить Эверест. Ни для кого не секрет, что именно восхождение на самую высокую точку планеты является истинной целью экспедиции. Дикон показан в романе сложным человеком с богатым прошлым. Ещё один участник экспедиции, Жан-Клод Клэру, является членом альпинистского сообщества «Гиды Шамони». Несмотря на молодость, Жан-Клод является опытным альпинистом и часто выступает автором нестандартных решений при подъёме. Именно он предложил использовать многие из новшеств, использованных в экспедиции. Уже в Индии к экспедиции присоединяются ещё два участника. Леди Реджи Бромли-Монфор, родственница погибшего Перси, не является новичком в восхождении. Несмотря на предвзятое отношение коллег-мужчин, она ничуть не уступает им в мастерстве скалолазания. Ее помощник, Пасанг, играет роль своеобразного сверхчеловека. Все, за что бы он не брался, у него получается лучше всех. Он необычайно силен и вынослив, безупречно образован, воспитан, имеет прекрасные навыки врача и альпиниста. При этом его характер не прописан абсолютно – персонаж функция.

Хотелось бы отметить несоответствие аннотации содержанию. Нам с самого начала намекают на мистику, которой по факту тут нет. В этом кардинальное отличие от «Террора», который не играется с ожиданиями читателей. А ведь сколько было у «Мерзости» возможностей стать прекрасным мистическим триллером в интересном антураже.

Минусом для меня стала и сама идея с компроматом на Гитлера. Слишком уж она вымученная и неправдоподобная. Шпион, косящий под гомосексуалиста, развращение еврейских мальчиков, карательная экспедиция преданных нацистов – все это непроработанно и выпадает из общего сюжета.

Итог: На мой взгляд, роман получился спорным. У него очень затянутое начало и невыразительный конец. Заметно, что Дэн Симмонс пытался вернуться к успеху «Террора», но при этом избежать самоповторов. В данном случае ему не удалось ни то, ни другое. Название «Мерзость» отсылает нас к мерзости человеческой, а не потусторонней, как можно было бы предположить из аннотации. Рекомендовать роман всем однозначно я не могу, слишком уж он противоречивый.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После великолепного «Террора» я, увидев «Мерзость», тут же кинулся читать, ведь все слагаемые здесь должны быть — вновь криптоистория, тем более что Дэн уже в прологе даёт «стране угля» — ибо протагонистом там... выступает он сам! Да-да, типа он, имея в голове наброски рассказа про застрявшую в Антарктиде экспедицию на которых внезапно начинает нападать какая-то чучундра, отправляется в дом престарелых, где обитается старик, некогда проведший несколько месяцев в «хижине Шеклтона»(база для исследований, названая так по фамилии лидера экспедиции), чтобы узнать «чё там, да как там, в этой вашей далёкой Антарктиде». Собственно этим стариком и оказывается протагонист книги — Джейк Перри, в прошлом профессиональный альпинист, который сначала изрядно удивился «Кто там нападать на них будет? Пингвины что ли?» Ну и постепенно, в беседе, Перри рассказывает Симмонсу про свои приключения в Антарктиде, в частности покорение вершин Эребус и Террор, названых так по именам кораблей, рассказывает про капитана Френсиса Мойру Крозье и наталкивает на идею сделать рассказ о неудавшейся экспедиции Франклина! Просто шикарно, если спросить меня. Ну и, всё в той же беседе, Перри спрашивает Симмонса — а как ему самому что-то написать? Симмонс же подарил ему блокнот и ручку и сказал — просто пишите, друг мой. И, после смерти Перри, блокнот(и ешё десяток вдобавок) передан Симмонсу и перед нами предстаёт суровая документалистика! Хе-хе-хе...

Ну ладно, подумал я, почему бы не придать этому ещё большей реалистичности? Мокьюментари весьма неплохой жанр, если делать с умом. Итак, к сюжету. 20-е годы 20-го века, совсем недавно отгремела Первая Мировая Война. Американец Джейкоб Перри живёт по обмену в Европе и занимается любимым делом — горным альпинизмом. Вместе со своими друзьями — англичанином Диконом, ветераном войны и французом Жаном Клодом, они покорили пик Маттерхорн и никого не трогали, как из газеты, в которую завернули им обед, узнали о трагичной кончине Мэллори, в попытке покорения Эвереста, так же там упоминают о гибели некоего английского лорда Бромли. И Дикон предлагает друзьям пустится в авантюру всей их жизни — под предлогом поисков лорда покорить Эверест! Ух, подумал тогда я, что намечается то...

Правда вот... Результат получился не совсем тем, чего я ждал. Воды тут налито просто море, простите за тавтологию, но иначе не сказать. Нам тут покажут небольшую историю Европы, медленно восстанавливающейся после войны, занесёт нашу троицу и в Германию, где они накатят пивчанского с членами НСДАП, покажут весь трешак, который творится в Индии, побывают они и в чопорной Швейцарии, а так же нам дадут просто чудовищную дозу всевозможных альпинистических терминов. Забавный факт — после прочтения «Мерзости» довелось мне смотреть фильм «Эверест» про катастрофу 96-го года, так все звучавшие термины мне были знакомы.

Ну и то, чем нагнетали большую часть книги а именно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
йети
, а получилась
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
шутка из старого фильма ДМБ.

Но при всём при этом, Симмонс не умеет писать плохо, то есть я не был разочарован вот прям совсем.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучше бы это была история о йети…

В прошлом году состоялось мое знакомство с Дэном Симмонсом. Все три произведения — «Террор», «Друд, или человек в чёрном» и «Лето ночи» произвели колоссальное впечатление, и мистер Симмонс довольно легко сумел занять своё место в моём читательском сердце.

Но дальше мой восторг начал угасать.

Расстроила «Песня Кали», которая явно не дотянула. Винить Симмонса я не стал — дебютный роман всё-таки. Он не так уж и плох, но и на звание шедевра, к сожалению, не претендует.

Далее настал черёд «Мерзости». Я-таки дождался переиздания книги, но три месяца роман простоял на полке, чтобы быть прочитанным под занавес 2022 года.

Да, я читал отзывы на историю покорения Эвереста в поисках пропавшего молодого лорда Персиваля Бромли. Но не подозревал, насколько катастрофически неудачной окажется «Мерзость». Дочитав роман, я задался вопросом: а зачем Симмонс её вообще написал? Как к рассказчику, к автору претензий нет, но сюжет и содержание…

Почти 500 страниц сплошь дотошных, очень скрупулёзных описаний снаряжений, процесса восхождения на гору, трудностей, с которыми могут столкнуться отчаянные смельчаки. А интрига?.. Скажу сразу, к 300 странице интерес к книге был утрачен, далее я читал по диагонали. Большего внимания удостоились эпизоды, о которых автор повествует с 460 странице. Я был в предвкушении, ждал — вот оно, сейчас что-то будет!..

И лучше бы это был йети, господа.

Овчинка выделки, как оказалось, совсем не стояла.

«Мерзость» оказалась не такой уж «мерзостью», чтобы раздувать историю в такой объемный роман! Это было совсем необоснованно. Ничем. И в первую очередь, сюжетом. Уполовинь Симмонс книгу, выиграла бы она?.. По крайней мере, не пришлось бы перелистывать страницы, чего я очень делать не люблю.

Подведем итог:

- 10 баллов — за талант рассказчика;

10 баллов — за реалистичность и достоверность, описываемых событий (я о восхождении, скалолазании, но никак не о Гитлере и его… кх-м… пристрастиях);

1 балл — за идею, таким образом, общая оценка — 7.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Умный в гору

«Парня в горы тяни — рискни,

Не оставь одного его.

Пусть он в связке одной с тобой.

Там поймешь, кто такой.»

Тут герои «Мерзости» с Владимиром Семеновичем не согласились бы им брать в горы непроверенного человека было бы смерти подобно. Потому что, если гора, которую вы собираетесь штурмовать, Эверест, то любое непродуманное решение может стоить жизни не только тебе, но и всем членам экспедиции.

Но по порядку. Книга построена как «рукопись, найденная в бутылке», в предисловии автор рассказывает, как, будучи молодым писателем, и собирая материалы для романа об Антарктике (мы все помним, что в результате он таки написал о полюсе, правда не южном а северном), узнал об участнике антарктической экспедиции полувековой давности Джекобе Перри. Этот человек в доме престарелых, но он в здравом уме и твердой памяти.

Автор увлекается альпинизмом слишком серьезно, чтобы это можно было назвать хобби, но до профессионального уровня ему далеко. Перри оказывается не только арктическим зимовщиком, но и альпинистом. Его мемуары, завещанные рассказчику, утраченные и чудом найденные через двадцать лет и стали этой книгой. Найденная рукопись идеальна, когда нужно описать событие резонансное и масштабное, упоминания о котором отчего-то не остались в хрониках — рассказчик ненадежен в глазах архивиста, но мы безоговорочно ему доверяем.

Разумеется, история «Мерзости» вымышленная, но воспринимается как документальный роман. Дэн Симмонс колоссален, и объемы книг тут не основной критерий (хотя меньше восьмисот страниц у него трудно что-то найти). Я сейчас о том. что если уж берется о чем-то писать, то это всегда подробно, скрупулезно, со вниманием к мельчайшим деталями — всеохватно. Интересно, что нудного академизма ему удается избегать, если Симмонс рассказывает об альпинистском снаряжении, то это слушается как самый захватывающий триллер.

Особенно в исполнении Игоря Князева. Обычно сетую, если книгу разбивают на несколько частей, чтобы продать дороже, но в случае «Мерзости» такая разбивка кажется оправданной. Я теперь переслушиваю роман, читала его давно, еще в оригинале, и вот эта часть предварительной подготовки к экспедиции, она сама по себе прекрасна, а пауза между ней и основным действием. уместна. Если бы еще дополнительно не платить за это, было бы вообще хорошо, но: «Нет, сынок. это фантастика».

Первая часть «Альпинисты» включает подготовительный этап экспедиции, номинальная цель которой поиск останков юного лорда Персиваля Бромли, пропавшего на Джомолунгме без вести. Его мать, леди Бромли взяла на себя расходы Перри и двух его старших товарищей, чтобы совершенно убедиться в гибели сына, в глубине души надеясь на возможность его чудесного спасения. Компаньоны, конечно, не верят, что удастся найти хоть что-то, но для людей, одержимых страстью к горам, такая возможность покорить Эверест бесценна.

Описание бесчисленных тренировок, поездки по Европе для консультации и закупки необходимого оборудования, само это снаряжение, описанное со всем возможным тщанием, технологические новинки, которые увеличивают шанс не только выжить в предполагаемом восхождении, но и успешно завершить его, сэкономив время , а значит и ресурсы. Обстановка в Европе между двумя Мировыми Войнами, закат Веймарской Республике и события, предшествовавшие приходу к власти в Германии национал-социалистов — все это замечательно интересно.

И еще один нюанс: в этой части романа много говорится о событиях 1922 года. хотя основное действие романа приходится на более позднее время. Однако от обаяния ретро вековой давности и магии цифр трудно быть вполне свободной.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трагическое широкоформатное полотно. Роман сильно напоминает “Террор”, с той разницей, что на каком-то этапе автор всё же призывает “Капитана Очевидность”.

Так ли иначе, захватывающий роман о трагической истории покорения Эвереста. Истории, которая, фактически, продолжается и в наше дни, почти в том же формате.

Сюжетная линия, связанная с восхождением, выглядит роскошно. Автору удалось показать колорит местной природы, жестокий и равнодушный. Технику восхождений, с огромным количеством технических деталей, причём в развитии.

Лучше всего вышли образы персонажей. Характеры глубокие, объёмные и динамичные. Хорошо видно, как эго и адреналиновая наркомания побеждаю благоразумие и какой-либо инстинкт самосохранения.

Линия политического триллера, и боевик со стрельбой показались совершенно лишними, и напрасно загромоздили сюжет.

В целом, не смотря на приличный размер, роман прочёлся на одном дыхании, и доставил удовольствие.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не любил альпинизм, считаю его верхом индивидуализма: залез на вершину, я крут! Но, прочитав книгу Симмонса «Мерзость», я мнение переменил. Я реально задыхался от гипоксии и замерзал от холода (как раньше мёрз и хотел жрать , читая «Террор» летом и при полном холодильнике еды, всё-таки в создании атмосферы Симмонс просто гений). Сама концепция (секреты Третьего Рейха (а конкретней, одного из руководителей (хотя и довольно забавные в итоге)), какие-то шпионские встречи на Эвересте), весьма сомнительная. Но описания гор и всяких альпинистских приспособлений очень интересны (кто бы мог подумать!) И песня Высоцкого «Здесь вам не равнина» иллюстрирует это лучше всего (на ютюбе отличное видео, просто трейлер к этой книге).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключенческий триллер, в котором жути хватает с избытком.

Через год после знаменитой трагической попытки британцев взойти на Эверест в 1924 году, команда из трёх друзей альпинистов — британский поэт и ветеран войны, молодой французский горный гид и молодой американец-студент – планирует экспедицию на великую гору. Их основная цель — разумеется, успешное восхождение. Экспедицию финансирует скорбящая леди Бромли, чей сын также исчез на Эвересте в 1924-ом году. Её условие — в приоритете должно стоять не восхождение, а поисково-спасательная операция, и к ней обязательно должен присоединиться Реджи Бромли, чему команда совсем не рада.

Судя по оценкам и отзывам, книга не особо популярна даже среди поклонников творчества Симмонса и это можно понять. Симмонс и так очень многословный автор, но тут он просто превзошел самого себя: практически две трети очень толстой книги занимают описания альпинистских штучек, техники скалолазания, подготовки экспедиции, сборов и даже изобретения оборудования, новой одежды, веревок, кислородных баллонов и ледорубов. Понятно, что такой производственный роман не всем пришёлся по душе, особенно после прочтения в аннотации «В глубинах Тибета, высоко на Эвересте, трое альпинистов <...> обнаруживают, что ночью их преследует кто-то… или что-то.» Обманутые ожидания. Но мне эта часть безумно понравилась, прекрасная книга об альпинизме.

И только в последней трети книги команда прибывает на Эверест и начинается основное действие. Сразу могу сказать, что аннотация сильно врёт: ничего такого в ночи альпинисты не обнаруживают и никто их не преследует. Во всяком случае в таком плане. Автор лишь немного дразнит читателя перспективой встретить йети, но довольно быстро становится понятно, что будет источником внешних проблем восходителей. А намёки на это были ещё раньше, во время подготовки к экспедиции.

Главным героем книги является тот самый молодой американец и вообще вся книга — это его мемуары и рассказ о тех событиях. Это прекрасная альпинистская история, очень детальная и напряженная. Описаны и тяжелые условия на горе, и прокладка маршрута, и установка лагерей, и физиологические проблемы, с которыми сталкивается человек на такой высоте, и штурм вершины. И несчастные случаи, конечно.

Под конец книга превращается в

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
шпионский боевик,
который сам по себе мне тоже очень понравился.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поиски тела Бромли и всё, что с этим связано, очень здорово описаны. Самая сомнительная часть романа — это собственно то, ради чего Бромли так нужно было найти и как найденное было использовано. Последующая встреча с Черчиллем — интересные размышления на тему шпионажа и того, как государство использует людей ради своих целей.
Думаю, для многих вся эта тема показалась слишком уж альтернативщиной и может даже слегка кощунственной )

В книге был и по-настоящему хоррорный момент: сцена ритуального воздушного погребения с помощью птиц-падальщиков, свидетелями которому становятся главные герои. Кому хочется больше такого — рекомендую «Песнь Кали» этого же автора.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замах на рубль, удар на копейку. Всё, что относится к альпинистской части — великолепно и атмосферно. Да, это занудная повторяющаяся рутина, но в этом и вся соль.

Последняя треть романа — полное безобразие, скверно написанный и набитый шаблонами трэшак категории «С», как небрежно сляпанный фанфик с Мэри Сью, инфернальными злодеями и чудесными спасениями. Полное ощущение, что ближе к концовке Симмонс всё сильней маялся животом, а роман дописывала бригада литературных афроамериканцев, причем как знаменитые «Большие пожары», методом буриме.

Очень, очень слабо. Возможно, слабейший роман Симмонса, что я читал. Объективно оценка где-то на тройке по 10-балльной, но за тщательно прописанную часть, посвящённую подготовке и альпинизму как таковому — ну пусть будет стыдная пятёрочка. И от этого ещё грустней — ведь могла получиться Вещь.

(И да, уже в одной из первых рецензий отмечали: смените вы аннотацию, в самом деле, главный герой — двухметровый здоровяк с руками Шварценеггера — наверное был бы в некотором шоке, узнав про себя, что он, оказывается, юная идеалистка).

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новый роман, рассказывающий об экспедициях в Гималаи и попытках взойти на Эверест в 20-е годы. Еще одна книга в понравившемся Симмонсу жанре криптоистории или якобы мокумьентари, вроде «Колокола по Хэму» (который намного интереснее). Очень много написано о технике альпинизма и скалолазания, что, признаться, утомляет тех, кто не в теме (хотя бы меня). Постепенно обрисовывается модный в последние времена сюжет о противостоянии в Гималаях английских и немецких альпинистов (которые все выведены отъявленными нацистами). Иногда у меня создавалось впечатление, что автору явно изменило чувство меры — так, подчеркнуто, что ГГ все время задыхается и еле двигается на высоте, что не мешает ему успешно влезать на скалы у самой вершины Эвереста. Поскольку словом «abominable» часто называют снежного человека, я подозревал, что как раз в духе Симмонса, любящего вмешивать в развязку некие высшие силы, к концу книги альпинисты столкнутся с какими-нибудь супер-йети. Однако финал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

оказался совсем другим и я бы не сказал, что успешно придуманным. Ужасно натянутая и неправдоподобная по логике событий концовка, ИМХО, вызывает только раздражение.

Впрочем, описания собственно Гималаев, жизни буддийских монахов и шерпов весьма познавательны. Я не могу рекомендовать эту книгу к обязательному прочтению — только для больших поклонников Симмонса.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Атмосфера — согласен, присутствует. Сюжет — слаб и абсурден до невозможности. Убогая попытка из явной лажи, правящей миром, соорудить очередную тайную ложу, предвидящую в 1924 г. возвышение Гитлера и использующую такие американские методы компрометации последнего... В следующем романе Сталина/Муссолини/Пол Пота будут пытаться скомпрометировать зоофильскими фото. А что, Мерзость 2... Денежка же капает! Ну да это просто от непонимания природы привязанности масс к диктатору. Ее конвертом с фотографиями (любыми) не порвешь, увы((

Не могу назвать себя фанатом Симмонса, хотя весьма удачный Террор прочел с интересом — историк как-никак... Но вот за Мэллори и Ирвина по-настоящему обидно. Не заслужили они, чтобы в поисковиках появляться в связи с этим «шедевром». Хотя. с другой стороны. лишний повод вспомнить их появился для читателей 21-го века...

Оценка: 2
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Гипериона», «Террора» и «Песни Кали» Симмонс для меня, что называется, маст рид. Но вот уже которая его книга — после «Флэшбэка» и «Черных холмов», которая повергает меня в грустное недоумение.

Когда я писал рецензию на «Флэшбэк» я уже упоминал, что у книг два измерения. Первый — это непосредственно действие, второй — это система координат, в которой это действие разворачивается. Первое — это приключения, переживания, лишения, радости героев в постраничном, так сказать, измерении; второе — то, ради чего все это затевается, что движет книгой, с чего все начинается и к чему все итоге приводит.

С первым у Симмонса никогда не было проблем, он хорош и хорош весьма. Альпинизм и альпинисты, что гонит их в горы, что им приходится преодолевать и ради чего они все это преодолевают — описано здорово. Скалы, холод, ветер, нехватка кислорода, страх, ярость, торжество — все это описано так, что влезает в тебя и пробирает до самых печенок. Описания подготовки экспедиции, самого Эвереста, подступов к нему, ежедневного напряжения сил — все это хочется перечитывать, ибо написано сильно, сочно, со всеми подробностями, которые позволяют почувствовать себя в шкуре штурмующего высочайшую вершину мира. Со времен «Террора» не читал ничего подобного.

И все бы хорошо, если б в книге было только это. Прочитав книгу на четыре пятых я был в полном восторге. В цельном и мощном полотне был всего один — очень маленький — изъян. Правда он был одной из основ сюжетной интриги и как-то на него нужно было ответить.

И Симмонс ответил. Да так, что лучше бы, блин, не отвечал. Финал книги — это буквально нагромождение одной нелепости на другую, концовка (что в итоге спасло Англию) вообще за гранью моего понимания. Будто начинал писать и большую часть написал один человек, а концовку быстро застрогал совсем другой.

Честно сказать, я даже в некоторой растерянности. Книга могла бы стать одной из любимейших — так уж вышло, с альпинизмом меня связывает очень многое. Но не стала и не станет — за каким чертом автору понадобился этот дикий треш в финале я никогда не пойму.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Представьте себе, что «Террор» идет себе и идет как шел в реальности, но на последних ста страницах вдруг выясняется, что экипажи убил не страх, не холод, не голод и не человеческое безумие, а спецназ японского императора.

Оценка — среднее арифметическое за все части.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх