fantlab ru

Ярослав Гжендович «Таксидермист»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.99
Оценок:
54
Моя оценка:
-

подробнее

Таксидермист

Wypychacz zwierząt

Сборник, год

Аннотация:

Палач во времена Французской республики встречается с воплощением смерти. Немецкая подлодка отправляется на встречу с непостижимым. Новорождённые младенцы предрекают людям грядущий конец света, а искусство таксидермии приводит к самым неожиданным результатам. Здесь не стоит раскрывать некоторые кулинарные секреты, под Рождество происходят самые неожиданные встречи, а желание построить лучший и справедливый мир оборачивается кошмаром наяву. То, что кажется естественным и безопасным, может неприятно удивить, люди становятся перед чудовищным выбором, и само время порой восстает против тех, кто решил с ним поиграть. Это миры Ярослава Гжендовича, создателя «Владыки Ледяного сада», и в них возможно всё.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.38 (88)
-
3 отз.
6.61 (78)
-
3 отз.
6.09 (75)
-
3 отз.
6.51 (75)
-
5 отз.
6.61 (71)
-
2 отз.
7.26 (107)
-
7 отз.
6.17 (68)
-
3 отз.
7.05 (62)
-
4 отз.
6.01 (71)
-
3 отз.
6.55 (72)
-
3 отз.
6.90 (65)
-
4 отз.
6.37 (66)
-
3 отз.
7.71 (181)
-
12 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (3)

Таксидермист
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Wypychacz zwierząt
2008 г.
(польский)
Wypychacz zwierząt
2013 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Таксидермист» Ярослава Гжендовича оставляет смешанные впечатления. Большинство историй здесь относятся к мистике или научной фантастике ближнего прицела, во многих рассказах присутствуют сатирические нотки, а на фоне проглядывает антиутопия, но в то же время в книге есть произведения, стоящие особняком, благодаря своей жанровой принадлежности. Сложно ожидать от автора «Владыки Ледяного Сада» и «Гелия-3» реализм или сказку. Впрочем, обо всём по порядку.

• «Хобби тетки Констанции». Мистический анекдот. У главного героя умерла тётка, завещав ему квартиру. Увы, но в унаследованной недвижимости творится какая-то чертовщина. Хорошая остроумная зарисовка, написанная ради последнего абзаца.

• «Часовщик и охотник за бабочками». Шпионский хронотриллер. Главный герой отправился в прошлое, дабы не допустить изменений таймлайна. Однако задача оказалась сложнее и опаснее, чем ему казалось. Понравилась идея, позабавили отсылки на «Терминатора», но оставили равнодушным персонажи и слегка разочаровал финал.

• «Премия». Социальная сатира с мистикой. Зарисовка о людях, чётко разграничивающих работу и остальную жизнь. Они отличные специалисты, для которых на первом месте не бизнес и дела компании, а семья, хобби и личные интересы. Конечно, корпоративным менеджерам это не нравится, и они решаются на необычные методы воздействия. Идея забавная, но не особо впечатляющая. А кроме неё в рассказе ничего и нет.

• «Буран метет с той стороны». Фантастика о параллельных мирах. Корпалов спасает человека от голодной и холодной смерти. Вокруг буран, связи нет, остаётся только ждать, отогреваясь на даче и коротая время за разговорами. Вот только спасённый говорит странные вещи… Идейно повесть пересекается с «Часовщиком и охотником за бабочками», но понравилась мне меньше. Хотя фантазии на тему «Что, если…» получились занимательными.

• «Необходимая оборона». Реализм. Пятеро друзей вот уже пятнадцать лет не могут собраться вместе, дабы культурно отдохнуть. Решив исправить дело, они отправляются на дачу без жён и мобильных телефонов. Вот только дружеские посиделки приведут к неожиданному финалу. История в духе «Баек из склепа», лаконичная и с мрачной иронией.

• «Поцелуй Луазетты». Смесь мистики, триллера и исторического детектива. История палача с глубокой профдеформацией и даром заглядывать в души обвиняемых. Он ездит по городам Франции со своей женой и гильотиной и делает своё дело. По большей части отстранённо, хотя нынешняя поездка будет сопряжена с изрядными потрясениями. История мрачная, с депрессивной и гнетущей атмосферой, хорошим слогом и неприятными, но запоминающимися персонажами.

• «Деликатесы восточной кухни». Мистический триллер. Двое деловых партнёров отправляются в экзотический ресторан с очень необычной кухней. Ещё одна история в духе «Баек из склепа». И хотя финал в этот раз оказался предсказуем, благодаря небольшому объёму рассказ не успевает наскучить.

• «Farewell Blues». Фантастика на тему контакта. Однажды младенцы по всей Земле внезапно заговорили. Они сказали, что Солнце скоро взорвётся, но людям не следует беспокоиться, так как им помогут Иные. Вскоре Иные прилетели, а главный герой как раз ощущал безмерную усталость от нашей планеты. Рассказ понравился своей меланхоличной атмосферой и финальным финтом, который не столько неожиданный, сколько необычный, переводящий историю в несколько иную плоскость.

• «Празднество в Венеции». Мистика. Вацек заблудился в Венеции. Это его сильно раздражало, но настроение несколько скрашивал карнавал, бурлящий на улицах. Вацек ещё не подозревает, насколько его жизнь изменится после этой ночи. История в духе классических историй о привидениях. Неплохо, но не более.

• «Таксидермист». Фантастика ближнего прицела. У главного героя умер кот. Понимая, что его жена и дочка этого не перенесут, он отправляется в довольно специфичное место, чтобы исправить смерть питомца. У Стивена Кинга из подобной концепции получился отличный хоррор, Ярославу Гжендовичу же удалось написать научную фантастику с долей юмора. Что-то в духе Шекли.

• «Выходные в Осэкозе». Социальная антиутопия, доведённая до полного гротеска, с примесями сатиры и научной фантастики. Норман – успешный человек. Закрыв очередной проект, он едет на выходные в свой родной город. Вот только выглядит это так, словно он попадает в другой мир. На его малой родине царят тотальный контроль и радикальный феминизм. И читать о злоключениях Нормана было не только неприятно, но ещё и утомительно. Однако финал рассказа сглаживает негатив, дата написания вызывает удивление, а от послесловия автора становится грустно.

• «Третий Николай». Рождественская сказка. Вот-вот наступит Сочельник, но у Томека совершенно нет праздничного настроения. Его сестра тяжело больна, а мама и папа часто ругаются. Но этой ночью к ним домой наведаются неожиданные гости… История простая, но идея мне понравилась.

• «Волчья буря». Смесь мистики с мифологическим фэнтези. Экипаж немецкой подлодки во времена Второй Мировой Войны получает неожиданное задание взять на борт странных пассажиров, в числе которых оперная певица и пара оккультистов. Естественно, это не приведёт ни к чему хорошему. Написано хорошо, смесь военной прозы со скандинавской мифологией оказалась удачной, да и финал произвёл впечатление.

Из тринадцати рассказов мне больше всего понравились три: «Хобби тётки Констанции», «Часовщик и охотник за бабочками» и «Волчья буря». Остальные оценил чуть выше среднего, так что совсем провальных для себя вещей не встретил. В сборнике много «социалки», идеи зачастую ставятся выше проработки персонажей, а общая атмосфера скорее мрачная. Лично я ожидал несколько иного, но о прочтении не жалею, хоть и не уверен, что когда-нибудь решу какой-нибудь из рассказов перечитать. В этом году ещё должна выйти «Книга осенних демонов» того же автора, посмотрим, насколько порадует она.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Таксидермист» – сборник повестей и рассказов Ярослава Гжендовича. Примечательно, что это первый подобный сборник в серии «ШФ», но точно не последний – на подходе второй, тоже за авторством Ярослава. Гжендович – один из самых продуктивных и интересных авторов серии. По крайней мере, книги Ярослава выбиваются из общего числа, в том числе благодаря стыку и смешению жанров. Тем интереснее посмотреть на сборник «Таксидермист» в приближении.

Рассказ «Хобби тётки Констанции». Личная оценка 7 из 10.

Короткий рассказ с твистом в конце (таковых в сборнике будет много). Мистика, призраки и немножко ведьмовства.

Повесть «Часовщик и охотник за бабочками». Личная оценка 7 из 10.

Достаточно объёмная история, суть которой раскрывается (ярко) в конце, хотя ещё в середине (сжато) всё объясняется. Пространно, замысловато, серовато. Тот пример, когда стоило снизить объём воды, сделать рассказ, тогда получилось бы лучше.

Рассказ «Премия». Личная оценка 7 из 10.

Снова короткий рассказ с твистом. Гжендович немного поиздевался над злобой дня – над офисным планктоном и зомбированием.

Повесть «Буран метёт с той стороны». Личная оценка 8 из 10.

Эта история интересна тем, что место действия – Россия. Нельзя сказать, что поляки с распростёртыми руками жалуют нашего брата. Здесь же не только Россия, не только русские, но и достаточно терпимо. Гжендович нашел место для сатиры. В целом же, получилось лаконично – два героя, две локации, неспешный темп и взрывная концовка, которая весьма предсказуема. Хотя это отнюдь не является минусом.

Рассказ «Необходимая оборона». Личная оценка 8 из 10.

Очередной короткий рассказ с твистом. Мораль простая: синька – зло.

Рассказ «Поцелуй Луазетты». Личная оценка 9 из 10.

Настоящая изюминка сборника! Атмосферный, нуарный рассказ. Сразу несколько пластов нарратива. Здесь и судьба палача в Средневековой Европе, и взаимоотношения со смертью, и маниакальный исследователь.

Рассказ «Деликатесы восточной кухни». Личная оценка 8 из 10.

Гастрономический рассказ с твистом в конце. Гжендович поиздевался над восточной кухней и над снобами.

Рассказ «Празднество в Венеции». Личная оценка 8 из 10.

Короткий рассказ с твистом. Италия, раздолье, мистика с претензией на криптоисторию. Неуютная, но интересная история.

Рассказ «Таксидермист». Личная оценка 8 из 10.

Короткий рассказ с твистом. Финал читаемый, но от того он не становится плохим. Немного грустный, основная тема прямо по Кингу из «Кладбища домашних животных».

Повесть «Выходные в Осэкозе». Личная оценка 9 из 10.

А вот это пример того, когда хотелось бы роман вместо повести. Дело в том, что в «Выходных» очень занятный образ будущего. Сперва кажется, что главный герой – выходец из тоталитарного государства (оставим за скобками неймдроппинг). Но чем дальше в лес, тем больше деталей. В итоге Гжендович намешал правое с левым, тоталитаризм с крайней терпимостью. Получился занятный меш ап. В одной истории автор поиздевался над всем – правыми, левыми, приверженцами терпения и ортодоксами.

Рассказ «Третий Николай». Личная оценка 7 из 10.

Святочная зарисовка, выглядит немного нелепо на фоне всего сборника. Сама по себе история неплохая.

Повесть «Век волков». Личная оценка 8 из 10.

Длинная повесть на военную тематику. Гжендович сыграл на пограничном поле, о чём сам же и сказал в послесловии. Ход смелый, дерзкий. Если опустить подробности действующих лиц, то на выходе получается сплав фэнтези (скандинавские боги) и мистики (с обыгрыванием тропа «летучий голландец»). Судя по рейтингу на фантлабе, это лучшее произведение Гжендовича, если убрать за скобки дебютный роман Ярослава.

Заключение: «Таксидермист» – занятный сборник. Есть действительно достойные истории, некоторые хотелось бы увидеть в крупной форме. Есть проходные рассказы-зарисовки. Сборник почти не воспринимается цельным – общих тематик почти нет. В целом, много социальщины, много иронии и сатиры, много мистики.

8 таксидермистов из 10.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудеса и диковины. Передай дальше

«О пространстве и времени, и о полете, о большом человеке в большом пути, о долгой полночи и о холоде космоса. О скитаниях вечных и о Земле.

Брэдбери.»

Время со скрежетом захлопывает перед нами двери, еще недавно широко открытые, и от плеяды новых польских фантастов, которых мы восхищенно открывали для себя несколько лет назад в придачу к каноническим Лему и Сапковскому: Збешховский, Комуда, Майка, Орбитовский, Дукай — остался один Ярослав Гжендович. И то хорошо, хотя ни одну из вещей сборника, которым порадовала Аудиокнига АСТ, шедевром не назову, общий уровень неизменно высок.

Конечно, маркетологи не могли отказать себе в удовольствии обозвать книгу заглавием самого незначительного из рассказов, зато уж с тонким намеком на толстые обстоятельства невыносимой жестокости, которые невольно придут на ум вскормленному млеком триллеров читателю. Но в остальном «Таксидермист» отличный сборник с ярким и яростным социальным звучанием. чего прежде за Гжендовичем не замечалось, он был скорее аполитичен: много приключений, чуть философских обобщений, толика негодования по поводу корпораций, глобализации и всякого такого. Коротко охарактеризую отдельные новеллы.

«Хобби тетки Констанции». Самый бедный из родственников состоятельной тетушки наследует ее дом вместе со всей обстановкой, вызвав негодование прочих родственников. Однако ликование молодого человека оказывается преждевременным. В доме увлекавшейся при жизни оккультизмом дамы творятся совсем не благостные дела.

«Часовщик и охотник за бабочками». Изобретенная в середине нынешнего века хрононавтика оказывается вовсе не возможностью смотаться в Древний Египет и поглядеть, при помощи каких блоков или катков несчастные рабы тягали эти блоки. Миры, куда попадали резиденты, оказываются сильно отличными от нашего прошлого и в целом вовсе даже не такими, какими мы знаем их из истории. Более разумными, гармоничными и уютными для человека. В целом мир оказывается здоровым деревом. данная нам в ощущениях ветвь которого — порченый привой, которого стремится не допустить герой, в то время, как другие засланцы из будущего пытаются «можем повторить».

«Премия» Креативный сотрудник крупной корпорации, который не желает вписываться в рамки корпоративного этикета, внезапно получает отначальства путевку в тропический рай. О том, что было дальше, есть в «Пиноккио» и «Незнайке на Луне».

«Буран метет с той стороны». Гжендович посвятил повесть Киру Булычеву, но в целом она скорее калька «Попытки к бегству» Стругацких, с той разницей, что действие перенесено из будущего в альтернативную реальность, где не было Первой Мировой и Революции.

«Поцелуй Луазетты». Палач во времена Великой Французской Революции и Террора казнит среди сотен невинных одного аристократа, которого по праву можно назвать исчадьем ада, понимая, что всемирного зла невозможно ни искоренить, ни даже уменьшить, уничтожив физического носителя.

«Деликатесы восточной кухни». Юмореска на грани допустимого, впрочем, окно Овертона, в отличие от окна в Европу, открыто достаточно широко. Да и кто не посочувствовал бы героям, угодившим в рабство к ушлому законнику.

«Farewell Blues». Снова «прогнило что-то в Датском королевстве», Земля понемногу разделилась на зоны: в Первом мире умягченный вариант «1984» с удушающей заботой государства и вторжением во все личные сферы, в Третьем — жуть анархии. И в это время младенцы беззубыми ртами предрекают взрыв солнца, предлагая людям эвакуацию в иной, безопасный и дивный новый мир. Герой считает себя первопроходцем, и он готов.

«Празднество в Венеции». История свадебного путешествия преуспевающего молодого поляка, убежденного. что все цветы мира существуют исключительно для того. чтобы он сорвал их. «Отольются кошке мышкины слезки» и «если ты думаешь, что самый умный, так тут все такие» Ну, такое, отчасти травелог, частью мистика.

«Таксидермист» Титульная новелла сборника, скорее простенькая, чем наделенная глубиной смысла, впрочем довольно обаятельная. У мужика умирает любимый кот жены и дочери, опасаясь их расстроить, он находит умельца, проделывающего с усопшими любимцами примерно то, что «Кладбище домашних животных», но без демонической ноты последнего.

«Выходные в Осэкозе» Еще одна повесть, отражающая неприятие автором всего «социалистического». Парень, которому удалось выбраться из особой экономической зоны (аббревиатура в заглавии) и нормально интегрироваться в нормальную человеческую жизнь современного западного мира, едет навестить оставшихся там родственников, что едва не стоит ему свободы и жизни, но в итоге позволит спасти многих.

«Третий Николай». Рождественская история о трех Святых Николаях, встреченных мальчиком из бедной семьи в Сочельник. Понятно, что лишь один из них настоящий. Трогательный и милый рассказ, Гжендович все-таки, несмотря на мрачность, оптимист, за что и любим.

«Волчья буря». Осень сорок четвертого. Немецкая подводная лодка «Волки атлантики» дрейфует по Северному морю в состоянии, близком к аварийному. Чудо германской инженерной мысли в полевых условиях проявило себя не лучшим образом. Нет, боевые столкновения с противником ни при чем, попросту переломалась куча всего: множественные протечки и деформации, к тому же вытекли восемь аккумуляторных батарей, горючее и жратва на исходе. Вонь стоит такая, что хоть топор вешай, системы жизнеобеспечения тоже вышли из строя, помыться можно холодной соленой водой, но желающих не находится. Команда ждет приказа о возвращении, вместо него приходит шифрограмма, предписывающая встретиться с судном обеспечения «Окфольт», оставить на нем членов команды, не являющихся истинными арийцами и продолжить плавание, поступив в распоряжение пассажиров, которые перейдут с него на «Волков»

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Таксидермист.

Антология рассказов Ярослава Гжендовича.

До того, как судьба связала меня с данной книгой, с произведениями автора я был прежде не знаком. И вообще не собирался читать данную антологию, но на совместных чтениях была выбрана именно она. Разочаровался ли я этим выбором? Не совсем, но обо всем по порядку.

Сборник состоит из тринадцати рассказов, семь из которых очень коротки. Это рассказы: «Хобби тетки Констанции», «Премия», «Необходимая оборона», «Деликатесы Восточной кухни», «Празднество в Венеции», «Таксидермист» и «Третий Николай». Специфика этих рассказов обуславливалась тем, что они написаны для журнала «Факт», где были необходимы коротенькие истории с неожиданным концом. Расписывать каждый нет особого смысла. У каждого одна и та же концепция: завязка и неожиданная развязка. Исключением будет «Третий Николай»: он написан как добрая сказка для рождественского номера журнала.

Данные рассказы играют злую шутку для антологии, ибо, когда ты читаешь первый рассказ, концовка тебя удивляет и забавляет. Но начиная со второго ты уже знаешь, что ожидать от других. Всем коротким рассказам я бы поставил 7 из 10.

И к более крупным рассказам:

«Часовщик и охотник за бабочками». В будущем поняли, как путешествовать во времени и открыли для себя что с таймлайном что-то неладно. Его, попросту, как будто бы и нет. Главного героя отправляют в прошлое заниматься восстановлением, однако не всё так просто. Рассказ имеет пару ярких персонажей: это еврей, детектив с характерным акцентом и киллер Абацкий. Главный герой не запомнился вообще. Концовка вышла смазанной и пахнет роялем в кустах, как будто бы автор не «дожал» историю. Сам писатель упоминает, что рассказ у него никак не получался, пока он не придумал двух вышеуказанных персонажей. 6 из 10.

«Буран метет с той стороны». Рассказ, концепцию которого я уже видел у братьев Стругацких. Два человека. Из двух разных непохожих и одновременно похожих миров. Их невозможная встреча состоялась, и они ведут диалог, пытаясь понять где они и не сошли ли с ума. Упоминание ГУЛАГа и присутствие Зон на каждом шагу, в пространстве размером с Францию, присутствует. Если абстрагироваться от натянутых диалогов, рассказ вышел неплохим, на тему «Что, если…». Рассказ посвящен Киру Булычеву, в момент смерти которого рассказ и писался. Далее цитата автора: «Это рассказ о хороших русских. В фантастической среде их очень много. Встречи с ними всегда заканчиваются водкой и долгими разговорами, а потом на ум приходят размышления: как общество, порождающее столь симпатичных людей, одновременно способно породить столь неприятное государство? Появляется тоска о России, такой, какую мы хотели бы иметь в качестве соседа. Великой и богатой, но дружественной, без имперских амбиций. В чем-то похожей на Канаду. Я встречал немало хороших русских, но прежде всего – Кира Булычева. Как раз тогда, когда я заканчивал «Буран…», пришло известие о его внезапной смерти. У меня не было иного выхода, кроме как посвятить ему этот рассказ. Надеюсь, что, где бы он теперь ни был, ему понравилось. Отряхнув по прошествии многих лет рассказ от пыли, я обнаружил, что достаточно зашпаклевать самые большие щели, подкрутить винты – и он как-то работает и дальше.»6 из 10.

«Поцелуй Луазетты». Действие происходит во время одной из Французских Революций. Палач с семьей ездит из города в город и казнит людей своей любимой гильотиной по имени Луазетта, названной в честь какой-то умалишённой маньячки. Рассказ об одержимости своим ремеслом и содержит одну интересную мысль, что зло неискоренимо, даже если ты его физически уничтожаешь. Правда, эта мысль абстрактна и более глобальна. Рассказ мистический. Наш палач не так прост — он умеет видеть вину виновного, переживая некоторые события или чувства виновника. И этот дар с ним сыграет злую шутку. Для написания этого рассказа, автор, как он сам пишет, погрузился в матчасть устройства гильотин и всего подобного, однако в рассказе он подробно устройство машины не расписывает. Сцена в замке безумного аристократа самая запоминающаяся.8 из 10.

«Farewell Blues». Тут уже фантастика про визитеров. Прилетели инопланетяне и предлагают куда-то людям улететь в хорошее место, и они им в этом помогут. На Земле правит антиутопический режим, где людям многое запрещено. Герой от этого страдает и соглашается улететь. Сам автор указывает, что во время написания этого рассказа, образ поляка ассоциировался с эмиграцией — все уезжали или собирались. Отсюда и весь мотив ложится под «прощальный блюз». Концовка, зная уже специфику антологии, предсказуема, но путь к ней был весьма хорош. Сцена драки с соседом — моё почтение. 6 из 10.

«Выходные в Осэкозе». Хм. Социалистическая антиутопия, доведенная до абсурда с ЛГБТ, радикальным феминизмом и ему подобными веяниями. Осэкоз — это особая экономическая зона, откуда родом наш герой, который приезжает навестить мать и сестру из более развитой экономической зоны (капиталистической или просто адекватной), в которую слинял в свое время. По сути, Осэкоз существует ради дешёвой рабочей силы, которая работает на производстве для других зон. В Осэкозе правит бал всё то, что мы называем «повесточкой»: мужчин там документально нет, есть мужские особи, которые поголовно геи и так далее. Переизбыток толерантности к одним и жесткое неприятие других. Трудовые лагеря так же присутствуют. Задумка хороша, исполнение тоже. Рассказ вызвал неподдельные эмоции. Отдельно можно сказать, что более отталкивающего персонажа как брат ГГ, я давно не видел. 7 из 10.

«Волчья буря». Я бы сказал, амбассадор данной подборки, хоть она и называется не в честь данного рассказа. Рассказ о хороших немцах и не очень на подводной лодке времен Второй Мировой войны. Скорее повесть, чем рассказ. Действие начинается в сентябре 1944 г. Первую половину рассказа я бы сократил: человек, который не особо понимает принципы действия многих элементов подлодки, прошел бы несколько моментов стороной. Но те, кто интересуется, мимо не пройдут. Зачем было изучать гильотины в рассказе, где ты особо ничего о них не рассказал и расписывать матчасть о подлодке, где многие элементы тебе неизвестны? Зачем кочегары на подводной лодке, образца 1944 года? В любом случае, если пройти первую половину рассказа, дальше начинается самое интересное, но каждое слово будет спойлером. Скажу лишь то, что концовка становится ясна ближе к концу, а для данной антологии это уже плюс. Как говорится, наци и хтонь присутствует.7 из 10.

Итог. Я не разочаровался. Хоть многие рассказы были предсказуемы, но если бы я их встретил в разное время и не в рамках сборника, то они явно принесли бы больше удовольствия. Ярослав Гжендович пишет очень хорошо, язык замечательный. Но вот сюжеты из разряда «начал за здравие, закончил за упокой». И вряд ли я буду знакомиться с произведениями этого автора далее.

Если оценивать, то 6 из 10 или 3 из 5.

Спасибо, что дочитали.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня этот сборник оказался первым прочитанным из всего, Гжендовичем написанным. То есть, знакомством с автором.

Поскольку я уже довольно немолод, то довольно быстро решаю — читать дальше или не тратить время.

«Таксидермиста» я прочитал до конца, и с большим удовольствием. Есть несколько маленьких, но милых рассказов, с твистом в сюжете, есть несколько больших — почти повести. Все читается с интересом.

Во-первых — прекрасный слог, выражаясь старомодно. Во-вторых — оригинальность сюжетов, хотя даже там, где фабула не слишком оригинальна, исполнение, качества текста это компенсирует.

Особо отмечу «Буран метёт с той стороны» и «Выходные в Осэкозе», как самые значительные рассказы из сборника.

В общем — читать советую.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я в очередной раз соблазнился творчеством Ярослава Гжендовича и только поэтому взялся за его сборник рассказов, написанных на стыке фэнтези и фантастики. Но на сколько я понял эту антологию почему-то часто в упоминаниях стараются больше причислять к жанру ужасов. В целом да, есть в этом немного объективной правды тем более что видно, как автор пытается передать тексту похожую атмосферу, хоть и выходит у него это со средним эффектом.

Написано на самом деле не плохо, идеи используются интересные, но как они представлены читателю оставляет желать лучшего. Многие из продолжительных рассказов по содержанию имеют слишком много ненужных деталей и вещей из-за чего сюжет теряет смысл, поэтому к ним при прочтении быстро пропадает интерес. А вот короткие оказались немного лучше. Благодаря их скоротечным историям они сами по себе напоминают сжатый пересказ, рассказанный возле костра в уютной компании напоминая собой некую легенду или проще говоря выдумку. Единственный их минус в том, что они до жути банальны, а концовка вполне предсказуема. Вот по всем этим изложенным причинам меня стиль автора по-прежнему не устраивает. Как по мне он слишком сухой и не столь реалистичный, чаще всего слишком поверхностный, хоть и при этом у него получается достаточно точно описать события придавая тексту глубину.

На обложке издания есть цитата, в ней указано что «напряжение нарастает с каждой страницей, в финале достигая громогласного крещендо». А эта речь точно для этой книги планировалась? Например, меня только одна история заставила задуматься и побудила к некоторым размышлениям. Этим рассказом оказался — Буран метет с той стороны. Остальные даже в моей памяти не задержались. Да я о них просто забыл, сразу после прочтения.

Вполне не плохо, но не для меня.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник рассказов и повестей. Довольно неровный по исполнению и затрагиваемым темам.

Отчасти это объяснимо — собранные здесь под одной обложкой истории изначально были написаны в разное время, в разные антологии и с разными целями. Проще говоря — они действительно очень разные. Так что этот сборник не избежал крайне распространённой проблемы — неоднородности.

Но я вынуждена признать, что проблема не только в этом. Чисто субъективно, но меня не впечатлили эти рассказы и повести (за редким исключением). И это жаль, ведь для меня часть осени в этом году прошла под знаком Гжендовича и очарования от особой осенней атмосферы многих его историй. А в этой книге ничего такого нет, никакой общей атмосферы, тем более чарующей. Просто сборник. К тому же не слишком удачный.

В числе наиболее понравившегося: «Farewell Blues» и «Третий Николай».

Наименее понравившееся: «Поцелуй Луазетты».

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой в целом сборник жаль только что лучший из рассказов (про волков подводных) последний и я его уже когда-то читал. Остальным рассказам я бы не стал ставить 8-ки особенно такой вторичной ерунде как «Буран» но это дело вкуса. Многим по-прежнему нравится читать про лагеря и кровавую гебню. А вот «Осекоз» повеселил особенно при чтении отзывов что мол это критика социализма. Ага, с геями, трансами, фемками и прочими либеральными ценностями доведёнными до абсурда. То есть вот те тенденции которые проявились при переходе к рынку и бедному Гжендовичу не пришлись по вкусу. И карточная система там не от социализма а с другого бока — от заботы о здоровье и запрета вредных продуктов вроде красного мяса, сахара и соли. Прощальный блюз тоже кстати о том же. Что европейская свобода оказалась не такой уж и свободной те самые ценности насаждаются отнюдь не уговорами. А к примеру разорительными штрафами. Жаль рассказ неприлично затянут (до размеров повести) а финал его весьма предсказуем «бойтесь пришельцев дары приносящих», а эмиграция это не всегда здорово. Часть рассказов пустышки, вроде «необходимой обороны» или «николая» но это и с другими сборниками случается. Однако они ранее не издавались на русском и уже этим интересны.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел вторую книгу автора- восхищён! Относительно этой- автор в Послесловии дал характеристику каждому произведению, повторяться не буду. Чем меня увлёк сам писатель — неповторимостью сюжетов! Они разнообразны и каждый несёт интригу, финалы в основном неожиданные. Есть некий шарм в изложении. И они непривычные — что самое главное. Взгляд автора на исторические события и прогнозы будущего ошеломляют и часто радуют.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поставил бы 9,5 но так нельзя)

0,5 балла за множество аллюзий,оммажей,схожестей, почти копий уже прочитанного... сборник похожь на «Любовь,смерть и роботы», на известные фильмы и отсылки к ним (спасибо за Чужих😍) или «Хижена в лесу».

Все рассказы хороши, вот прям честно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх