fantlab ru

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и Кубок Огня»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Оценок:
8290
Моя оценка:
-

подробнее

Гарри Поттер и Кубок Огня

Harry Potter and the Goblet of Fire

Другие названия: Гарри Поттер и огненная чаша

Роман, год; цикл «Гарри Поттер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 263
Аннотация:

Кубок Огня — приз за победу в Турнире трёх волшебников, который состоится в Хогвартсе при участии учеников-волшебников из других стран. Гарри ждут испытания и состязания. Завяжутся новые отношения, найдутся новые друзья. Но цена за обретённый Кубок может быть очень высока. Ведь Тёмный Лорд ждёт встречи с Мальчиком, который выжил, готовится к ней.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2001 // Роман

лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2001 // Переводной роман

лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 2001 // Роман для подростков (Великобритания)

лауреат
Международная книжная премия "Корина" / Die Corine – Internationaler Buchpreis, 2001 // Детско-юношеская литература (Великобритания)

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2000 // Подростковое произведение

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2000 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 5-е место

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2001 // Переводная книга фэнтези (Великобритания)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Фэнтези (Великобритания)

номинант
Мраморный фавн, 2002 // Переводная книга

Экранизации:

«Гарри Поттер и кубок огня» / «Harry Potter and the Goblet of Fire» 2005, США, Великобритания, реж: Майк Ньюэлл



Похожие произведения:

 

 


Гарри Поттер и Кубок огня
2002 г.
Гарри Поттер и Кубок огня
2003 г.
Гарри Поттер и Кубок огня
2004 г.
Гарри Поттер и Кубок Огня
2008 г.
Гарри Поттер и Кубок Огня
2014 г.
Гарри Поттер и Кубок Огня
2019 г.
Гарри Поттер и Кубок Огня (Вранзор)
2020 г.
Гарри Поттер и Кубок Огня (Гриффиндор)
2020 г.
Гарри Поттер и Кубок Огня (Слизерин)
2020 г.
Гарри Поттер и Кубок Огня (Хуффльпуфф)
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Гарри Поттер. Том 2
2015 г.
Гарри Поттер и Кубок Огня
2016 г.

Аудиокниги:

Гарри Поттер и Кубок огня
2009 г.

Электронные издания:

Harry Potter and the Goblet of Fire
2000 г.
(английский)
Гарри Поттер и кубок огня
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Harry Potter and the Goblet of Fire
2000 г.
(английский)
Harry Potter and the Goblet of Fire
2000 г.
(английский)
Harry Potter und der Feuerkelch
2000 г.
(немецкий)
Harry Potter and the Goblet of Fire
2002 г.
(английский)
Harry Potter and the Goblet of Fire
2004 г.
(английский)
Harry Potter and the Goblet of Fire
2005 г.
(английский)
Harry Potter and the Goblet of Fire
2010 г.
(английский)
Гаррі Поттер і Келих Вогню
2011 г.
(украинский)
Harry Potter & the Goblet of Fire
2013 г.
(английский)
Harry Potter and the Goblet of Fire
2013 г.
(английский)
Harry Potter and the Goblet of Fire
2014 г.
(английский)
Harry Potter and the Goblet of Fire
2014 г.
(английский)
Harry Potter and the Goblet of Fire
2018 г.
(английский)
Гаррі Поттер і келих вогню
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказка кончилась. Тот-Кого-Нельзя-Называть вернулся, и принес с собой леденящее дыхание реальности.

Нет никакого смысла сравнивать эту книгу с предыдущими. С первых же страниц, пронизанных ужасом, становится ясен подлинный масштаб кошмара, постигшего мир волшебников; он здорово напоминает события 1939-1945 гг. И Роулинг недвусмысленно подчеркивает эти параллели. Из умеренно опасных хулиганов а-ля поздний Ку-Клукс-Клан, Пожиратели Смерти превратились в точное подобие нацистов. А потрясающая драматизмом сцена суда над ними живо напоминает знаменитый Нюрнбергский процесс.

Словом, цикл резко перешел на новый уровень серьезности, сохранив при этом добрые традиции первых книг. Так, опять появляется множество новых интересных персонажей, которых я здесь перечислять не буду, упомянув лишь отвратительную журналистку Риту Скитер. Вот где Роулинг отвела душу, дав смачного пинка паразитической ''желтой прессе'' — и это понятно: нет произведения, на котором паразитировали больше, чем на ГАРРИ ПОТТЕРЕ. Кроме того, эта линия позволяет писательнице раскрыть тему борьбы Гарри с преследующей его дешевой популярностью.

Также, в романе присутствует задел на романтическую линию нашего героя с китаянкой Чжоу (к которой я с самого начала отнесся со скепсисом и, разумеется, оказался прав). Детективная линия, по традиции, тоже имеется, и закручена она великолепно. А еще — замечательный юмор (в последующих книгах с этим будет похуже, что вполне понятно). Чего стоит хотя бы движение Гермионы за освобождение домашних эльфов, под уморительно-неприличными аббревиатурами ГАВНЭ и ВЗАДЭ! (Хотелось бы знать, как оно в оригинале...)

Юмор и трагизм, любовь и ненависть, верность и предательство, трусость и отвага, жестокость и милосердие — все это в четвертой книге цикла, которую многие считают даже лучше седьмой. Они в чем-то правы, ибо именно в КУБКЕ ОГНЯ зародились темы, поднявшие цикл на уровень настоящей Литературы.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертый роман и четвертый год приключений героев в мире меча и магии. В какой то степени данный роман можно назвать вершиной всего цикла, самым лучшим и интересным романом из семикнижия. Первые два были еще утрированно детские, третий был интересен но минусом его был поттерацентризм, но вот четвертая книга наиболее увлекательная и интересная для молодого читателя.

Во первых надо отметить что сюжет книги достаточно интересный – вместо очередного расследования трио что крутится исключительно в стенах Хогвартса, идет описание достаточно глобальных событий в масштабе авторского мирка основанного на старобританских легендах и сказаниях – а именно – Мирового Кубка квиддича и престижного Трехмагового турнира – турнира магических искусств среди молодых волшебников. Впервые (и в последний раз) ситуация такова что Поттер стал участником событий благодаря посторонним обстоятельства а не пародоксальной способности в обязательном порядке оказываться в нужном месте и времени и действовать именно так как необходимо. Естественно тема всяческих турниров весьма интересна для читателя, особенно если все это продуманно, хорошо, а в данном случае именно такая ситуация. Во вторых мир волшебников здесь раскрывается более чем в какой либо иной книге и дается целый веер героев – чиновники, иностранные гости, студенты и пр. В третьих тема подростковых отношений и молодежных увлечений здесь раскрыта по полной – балы, первые свидания, ревность и любовные треугольники присутствуют в полной мере и собственно удивляться почему книга пользовалась бешенной популярностью не стоит после этого. В четвертых – шокирующий финал. Во всех смыслах – после первых трех книг где никогда никто не умирал, а здесь внезапная смерть, и при этом смерть положительного героя – подростка, и смерть абсолютно не героическая, картина хладнокровного устранения ненужного свидетеля, и последующая после этого сцена возрождения Темного Лорда которой на этот раз никто и не что не смогли помешать. К слову финал книги это в некой степени и конец первой качественной части цикла потому последующие книги несмотря на хороший почин вышли откровенно говоря скучными и неяркими, а последняя книга так и вовсе коммерция.

Главные герои немного но изменились. В образе Мери – Сью Гермионы Ро на этот раз отошла от совсем уж картонного образа девочки – всезнайки и заучки. Автор вспомнила что ее героиня – девушка и как следственно ей не чужды самые обычные для девушки – подростка интересы, во всяком случае учеба отходит на второй план, в целом в развитии образа главной героини можно поставить плюс. Однако этого не скажешь о Роне Уизли. От относительно симпатичного героя первых двух романов, который и вправду был опорой для друзей и мог выдавать умные мысли не осталось и следа. Роль Рона начинается скатываться к баласту в трио, и законченного неудачника и тупицы. Поведение в высшей мере некрасивое в данной книге – первое предательство в первой половине книги (предательство конечно же громко сказано, но друга он оставил в трудную минуту и спокойно наблюдал со стороны как того «лошили» остальные), слабое «раскаяние» и роль пустого места к финалу. В последующих книгах Ронни окончательно деградирует и даже какие то «успехи» никак не смогли смыть с героя образа неудачника и предателя. В данной книге частично приоткрылась и история еще одного героя что позднее будет играть немаловажную роль – Невилла Лонгботтома.

Здесь немного хотелось поделиться мнением о том почему же все же последующие книги в целом вышли не слишком удачными. Все же тема войны среди волшебников у Роулинг весьма удачно не получилась. Одной из причин как я уже ранее писал была причина того что из за возрастного рейтинга книг автор не смогла развернуть тему как следовало, и поэтому даже в масштабах волшебного мира в итоге получилась не война а «буря в стакане» — т. е. война лилипутского масштаба с ничтожным значением и последствия для магобритании. Вторым фактором является факт того что Ро упорно не хотела вовлечь в повествования не волшебников. Ну и естественно главным фактором является то что главный антагонист и двигателя сюжета – Темного Лорда Волдеморта – «самого ужасного Темного Мага в истории». Точнее главным моментом почему же тема войны в итоге так и не задалась являются цели и мотивы Волдеморта, а точнее их отсутствие.

Начать бы с того что у Темного Лорда как и у любого уважающего себя злодея должны быть две вполне логичных цели а именно достижения всемогущества и бессмертия. Данные цели Волдеморт смог достичь еще будучи Томом Риддлом, учась еще в Хогвартсе. Уже к концу обучения Волдеморт стал могущественным благодаря чтению книг из школьной библиотеки и бессмертным благодаря созданию первого хоркракса по инструкции из книги все той же библиотеки (мир ГП удобен. Хочешь стать всемогущим и бессмертным? Сходи в школьную библиотеку!) Далее Темный Лорд решил создать военно – политическое движение и естественно стать во главе такового прикрывшись лозунгом «бей грязнокровных, спасай чистую кровь!». Собственно такое движение и появилось – Упивающиеся Смерти (УПсы). Но далее все из за логики автора стало скатываться в браваду. Начать бы с того что логика и мотивы Волдеморта так и остались непонятными. Нет конечно же понятно что Темный Лорд должен быть плохим и гадким, но тем не менее должны были и еще что сверхэтого. Наиболее логичными бы были достижения двух задач – завоевание власти и порабощения неволшебников, и захват власти над волшебниками. Первая казалось бы очевидная цель была замята изначально. Ненавидящий маглов Волдеморт который имел вполне реальную возможность уничтожить свое государство, и парралелно вести войну с волшебниками, тем не менее не делает абсолютно ничего в этом направлении. Мало того Волдеморт – человек что перешел все границы добра и зла как и остальные волшебники по джентельменски соблюдал Статус Секретности… В плане захвата власти над волшебниками Волдеморт не смог достигнуть НИЧЕГО! Абсолютно ничего. Только подумайте – «величайший темный маг» при помощи нескольких десятков головорезов что собрались под его знаменем на протяжении 2 десятилетий (60 – 70 гг.) не мог даже дестабилизировать ситуацию в магобритании (гетто/секте людей с ненормальными способностями в числе 4 – 5 магов что играют в ролевую игру «Мир Волшебников»). В годы «ужасного террора» Волдеморта – работало Министерство Магии, Хогвартс, банк Гринготс, магазины, учреждения, и работало в штатном режиме. Из Азкабана не сбежал ни один заключенный. В эти годы Министерство продолжало вербовать маглорожденных (да та же Лили Эванс) а в семьях магов произошел всплеск рождаемости (одни Уизли – семья «маглолюбцев» родили 7 детей – вот вам и война). Про достижения Волдеморта во время второго возращения и говорить смешно. УПсы терпящие поражения в схватке с детишками (при численном и качественном превосходстве) и операция Волдеморта что закончилась полным (!) пленением целого отряда УПсов. Тому подтверждени.

Вообще непонятно каким это образом волшебники боялись и считали «самым ужасным Темным Магом» такое убожество? Темные маги мира ГП на фоне этого просто обязаны были собраться и на общем собрании единогласно лишить своего коллегу титула «самого великого» и аннулировать все его предыдущие достижения как порочащего звания темного мага.

Естественно в книге не обошлось и без минусов. Одним из них является чудесное спасение главгероя в финале. Если в начале книги черным по белому написано что портал может быть использован всего лишь один раз, то в финале в случае с Гарри портал внезапно сработал во второй раз и Гарри телепортировался назад в Хогвартс. Почему так случилось является по сей день загадкой и автор ничего не пояснила. То что Гарри после смерти Седрика не смог увидеть фестралов – так здесь уж ляп точно, ляп который автору пришлось объяснить отговоркой «про неосознание Гарии случившегося (ну да Гарри – тормоз). Непонятным является и то что команды по квиддичу на Кубке выступают под флагами государств. Как это спрашивается волшебники что не имеют никакого отношения к государствам на территории которых они живут, тем не менее выступают под их флагами?

Но в целом книга вышла не плохой, и стоит прочтения как последнее приличное произведение в цикле.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно четвертая книга серии, на мой взгляд, является переломной в долгом и сложном процессе взросления Гарри Поттера. На всем ее протяжении происходят мрачные события — от нападения Пожирателей смерти до воскрешения Темного Лорда. Мирное время сменяется беспощадной войной, в ней появляются первые жертвы и Гарри с друзьями оказываются на передовой этой войны, решительно и окончательно, где-то даже против своей воли (как все это напомнило мне «Братство кольца») И даже интереснейшие соревнования — турнир трех волшебников — отходят на второй план по сравнению со столь серьезными бедами. И это несмотря на то, что сам турнир очень необычен, а испытания, которые проходят герои — сложны и увлекательны. А уж финальное столкновение Гарри и Воландеморта действительно вызывает мурашки по коже. Н а мой взгляд, это один из самых впечатляющих моментов в книге.

Но есть в бочке меда и пару ложек дегтя. На мой взгляд, Роулинг переборщила в этой книге с подчеркнутой политкоррректностью (можно было и обойтись без девушки — китаянки), а вот образы милых француженок и суровых северян показались мне несколько карикатурными. И все же удачных моментов в книге гораздо больше, а сильная концовка перевешивает все недостатки.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В чем твоя сила, мальчик, который выжил?

Роулинг в цикле о Гарри Поттере прогрессирует с каждой книгой. При наличие некоторых неизбежных самоповторов (обучение в школе, etc) автор умудряется менять кое-какие моменты, создавая новое полотно. В этом плане «Кубок Огня» — вообще прорыв. Но обо всем по порядку.

…на носу 4ый год обучения Гарри в школе Хогварст. Но перед заездом в школу состоится чемпионат мира по Квиддичу. И мистер Артур Уизли умудряется достать билеты. Поэтому Гарри учебный год начинает с мажорной ноты. Но пока друзья не доехали до школы, они постоянно слышат намеки о том, что в новом учебном году их ждет большой сюрприз. Но какой же? Узнают они в первый же день от Дамблдора. В школе Хогварст пройдет Турнир Трех Волшебников. Это знаменитый турнир, который проходит между тремя школами – Хогварстом, Шарбатоном и Дурмстрангом. Участвовать, правда, опасно для жизни. Говорят, многие чемпионы до этого умирали… Поэтому в Кубок Огня свое имя (то есть претендовать на участие) опустить могут только лишь старшекурсники. Гарри, конечно, мечтает о победе, но это наивные мечты, не более. И как же будет удивлен Гарри, когда Кубок выбросит в воздух четвертый пергамент с именем Гарри Поттера…

Давайте традиционно пройдется по двум важным пунктам – по персонажам и по миру. Благо много интересного есть по обоим пунктам.

Персонажи. Ранее мы видели конфликт между Роном и Гарри с одной стороны, с другой стороны выступала Гермиона. Так вот в «Кубке Огня» конфликт тоже будет. Что опять же показывает, что наши герои – дети. И обиды у них детские, но серьезные. В плане развития каждый тут тоже хорош. Добавляются легкие романтические линии. Они совсем не портят книгу. По части Гарри самое интересное – его принятие ситуации. Если до этого Гарри либо сам искал неприятности на свой зад, либо неприятности активно искали его, то в этом романе Поттер вовлечен в серьезную схему. И никакого пути назад. Эдакий фатализм. Помимо старых героев (Снегг тут снова молодец, Хагрид тоже удивляет, если что!), есть множество новых. Пожалуй, столько новых не было еще ни в одной прошлой книге. Во-первых, это участники Турнира. Флёр, Крам, Седрик (до этого он был статистом) хороши каждый по-своему. Флёр – высокомерная француженка, но она рано или поздно поймет свое место. Крам – жесткий, беспринципный, сильный. Но даже его сердце может растаять. Седрик – благородный, он впервые выходит в хедлайнеры, но справляется он уверенно. Во-вторых, это такие герои, как Каркаров, Грюм, Крауч, Бэгмэн. Каждый из них очень неплохо прописан. Больше всех тут выделяется, конечно же, Грюм. В общем, по этому пункту Роулинг получает полный зачёт.

Мир. И снова Роулинг удивляет. В этом романе мы узнаем очень многое. Будут как глобальные моменты, так и локальные. Среди глобальных стоит выделить чемпионат мира по квиддичу. Тут расскажут даже про организацию. Небезынтересны мракоборцы, сам Турнир Трёх Волшебников, Пожиратели смерти. А что говорить про новые школы волшебства? И пусть тут остается момент для вопроса (ну как так школы не знают о местоположении других школ, если турниры проходили и раньше?), все равно получает колоритно. Из локальных моментов любопытна история родителей Нэвилла, мы так же узнаем о старших братьях Рона. Много новых заклинаний, прошлое Волан-де-Морта. В общем, по этому пункту снова полный зачет.

Но есть множество вопросов к изданию от РОСМЭНа. Оно реально слабое. Множество ошибок (Нэвилл то Долгопупс, то Лонгботтом, Сычик то Сыч, то Воробушек; Грозный Глаз вдруг становится Зоркусом. Список этот далеко не весь). Есть и стилистические ошибки, но их чуть меньше. В общем, удивляет, что на 4ой книге цикле мы получает такую слабую редакторскую работу.

Заключение: прекрасный роман. Здесь чуть больше воды, но зато много нового по части мира и персонажей. Самое удивительное – это то, как Гарри принимает неизбежное. Он и сам понимает, а потом ему и прямо говорят, что его участие в Турнире – фарс. Он правда этого не достоин. К счастью, Поттер не задирает нос. Задел на будущие книги большой. Многие карты сброшены, впереди уже более взрослые романы.

10 Поттеров из 10.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга наравне с «Гарри Поттер и Принц-полукровка» является для меня любимой в цикле. Попробую объяснить Почему. В этом романе Джоанн Роуллинг кроме оригинального сюжета, смогла внести много новаторских идей, которые я не читал в других фэнтезийных книгах. Это и «омут памяти» при помощи которого мы можем наблюдать, что происходило с персонажами за много лет до описываемых событий и Международный Чемпионат по квидичу, но самая большая находка автора-это Турнир Трех Волшебников. Роуллинг расширила наше представление о мире волшебников.Кроме школы чародейства Хогвартс существует еще как минимум две подобные школы- это Шармбатон и Дурмстранг, команды которых приезжают в Хогвартс для участия в турнире. Кроме того существуют Департаменты Международного магического сотрудничества. В этой книге мы увидим возрождение Темного Лорда во плоти, объединения вокруг него его приспешников- Пожирателей Смерти. Грядет Великое противостояние Добра и Зла. Итог: замечательное произведение, заслуженно получившее награду Хьюго.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, четвертый в серии и первый, ориентированный в большей степени на внешний мир волшебников за пределами Хогвартса, в результате по объему книга почти в два раза больше, чем каждый предыдущий том. Кубок огня, как символ возрождения древнего сотрудничества между тремя магическими школами, это прежде всего суровый чемпионат по колдовскому мастерству. Но безусловно, при всей своей увлекательности, соревнования и подготовка к ним, это только вуаль над мрачными замыслами Того-кого-нельзя-называть-а-то дадут-по-башке.

Гарри в очередной раз выступает игрушкой в руках темных сил, с кровью и болью обретая право свое. С другой стороны, возраст требует наличия и реализации естественных желаний, разного рода романтицким отношениям, конечно в пределах 12+, автор уделила достаточное внимание.

В общем, почти по анекдоту: «пацан то вырос, надо бы купить ему мотоцикл». Но опять же, растут и силы тьмы, окоянной лорд уплотняет свое присутствие, и снова Гарри столкнется с порождением зла лицом к лицу.

Не обходится и без косяков, как пример, Гарри Поттер дико удивляется, что в его ВП (волшебную палочку) вмонтировано перо Феникса, при этом на склероз нет намеков, хотя этот факт ему был сообщен при покупке сего аксессуара, в первой книге. Хватает и других логических нестыковок, роман большой, событий много, за всем редактору не уследишь.

Тем не менее, марка выдержана, роман интересный, и в рамках возрастной категории очень даже хороший вариант.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертая книга вместе со второй делит звание наименее любимой части серии про юного волшебника. Даже причина моего более холодного отношения к ним одинакова — это смущающие моменты. Видимо, в силу возраста, когда я впервые знакомилась с Кубком огня, мне было так же неловко читать про романтические чувства Гарри, как и ему самому пытаться их проявить. Боже, теперь-то с колокольни моего возраста все кажется скорее смешным, чем смущающим.

А еще я до сих пор не могу спокойно читать моменты, когда Гарри незаслуженно обвиняют в обманных действиях, строят из него неженку и чокнутого парня. Ух как бушует мое обостренное чувство справедливости! Ух как хочется подойти ко всем недоброжелателям и надавать по шее! Но тем не менее, я ни за что не согласилась бы убрать эти сцены из книги. Ведь именно из-за них вся история становится более живой.

Мне нравится, как «взрослеет» сюжет. С каждой частью Гарри взрослеет и окружающий мир все более критично начинает к нему относиться. Он перестает быть некой мифической легендой для многих людей. Конечно, разве можно было писать и говорить всякие гадости о бедном малыше, который сумел победить темного Лорда? Теперь же Гарри перерастает в живого человека, который совершает какие-то поступки, высказывает какое-то свое мнение, и из-за всего этого с ним можно ругаться, ссориться и выставлять того в неприятном свете. И знаете, Дамблдор в самом деле очень мудро поступил, отправив осиротевшего ребенка жить среди магглов. Магическая защита это одно. Но кроме этого Гарри оказался закаленным от звездной болезни, и начавшие на него валиться критика с негативом не добили наивного ребенка.

Хорошо было перечитать книгу. Как бы банально не звучало, но в самом деле удалось выяснить для себя кое-что новое. И теперь книга уже не будет значиться среди наименее любимых частей.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, на мой взгляд, самая интересная книга из серии и последняя мирная книга, далее книги получат военный уклон, жизнь будут как на военном положении, от книги к книге сюжет станет все мрачнее, в общем следующие книги уже точно для взрослых, да и эту, учитывая первое убийство в серии, я думаю не стоит давать читать детям младшего возраста. В общем, конец данной книги покажет каким в дальнейшем будет развитие сюжета.

А пока, в начале книги, все только интересно и волнительно. Первое событие, которое происходит в книге, это посещение Гарри и его друзьями финала чемпионата мира по квиддичу, такое событие бывает раз в четыре года, но оно в конце было омрачено появление хулиганов под масками Пожирателей смерти, которые устроили погром в лагере, где остановились волшебники, собравшиеся посмотреть на игру. Как оказалось, волшебники в таких ситуациях ведут себя как простые люди, которых они так презирают. Вопят, бегут в разные стороны, бросая все и не оказывая сопротивления. В общем, совсем забывая про свои волшебные палочки и как ими пользоваться, позволяя вандалам крушить и ломать.

Но, какое замечательное событие проходит в мире волшебников – турнир, где школьники выпускных классов школ волшебства разных стран могут проявить себя и показать кто лучший. Им предстоят различные испытания, различные состязания, они должны будут проявить смекалку и знания в различных областях, а также продемонстрировать свою смелость. Конечно, у Гарри, который сейчас учится в школе только четвертый год из семи не было шансов попасть на данный турнир в качестве участника. Да он и не стремился к этому, ведь для этого он должен был обладать большими знаниями, может он, конечно, как и все окружающие мальчишки и девчонки, которые по возрастным критериям не могли принимать участие в турнире, мечтал о том, чтобы быть старше и иметь такую возможность. Но мечтать и попасть это разные вещи. Но судьба или чей-то злой умысел распорядились иначе и Гарри стал одним из участников состязания за Кубок огня. Гарри ждет много испытаний, он испытает на себе и враждебность лучшего друга и презрение школьников Хогвартс, его опалят языки огня дракона, и он будет какое-то время очень одинок. Да, конечно, Гарри для этого турнира был еще не подготовлен и без подсказок и помощи друзей и, как позже выяснилось врагов, Гарри не смог бы не только победить в данном турнире, но и пройти хотя бы один тур, порой задача Гарри сводилась к тому, чтобы просто уцелеть. Со временем вокруг Гарри сплотились его друзья и поддерживали, и не давали ему унывать.

Финал турнира вышел не таким радостным как рассчитывал читатель и вместо радостных фанфар прозвучала поминальная панихида, а мир был извещен, что зло вернулось.

Мне книга очень понравилась, конечно, я не хотела бы, чтобы автор кого-нибудь убивал, я не ассоциирую убийства с детской литературой, это противоестественно для меня. Мне кажется было бы более правильным и естественным, если бы в волшебной сказке мальчик бы не погиб, а был заколдован и расколдовался после победы над злом. В книгу автор все больше вносит обычной человеческой жизни, но с волшебными палочками. Все, что будет происходить в следующих книгах о Гарри будет напоминать книги о концлагерях, временах прихода к власти фашистов или определенных политических режимов в разных странах и нашей в том числе. Конечно, автор такими примерами показывает, что это плохо, но я хотела бы, чтобы в детской книге было меньше политики и больше волшебства. В общем концовка данной книги оставила несколько гнетущее впечатление, которое держалось достаточно долго.

Но несмотря на это я считаю данную книгу лучшей из серии, после этой книги детство Гарри закончилось, и началась борьба сначала с системой, а за тем за выживание и победу над злом, которое стало просто всеобъемлющим.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвёртая книга о Гарри Поттере вышла ещё более мрачной, чем предыдущая, цикл вышел из разряда детской фэнтези, перейдя в фэнтези подростковую — в книге есть тяжёлые моменты, которые некоторые дети воспринимали бы тяжело. У романа есть несомненные достоинства, хватает и недостатков — но обо всё по порядку.

Сюжет прост, хотя и не таков, как в предыдущих частях. Учёба окончательно уходит на задний план, уже нет чемпионатов по квиддичу, но есть «Турнир трёх волшебников», в участники которого попадает и наш «мальчик-с-логотипом-опеля». Но почему его участие вызывает такую тревогу у учителей? Ответ прост: интриги Волан-де-Морта и его зондер-команды «Пожирателей смерти», которые непосредственно являются только на страницах этого романа. Цель их также не из разряда высшей математики — возродить могущество Тёмного Лорда и уничтожить его главного противника... сами знаете кого.

Мир волшебников становится чётче, и — как мне кажется – он не совсем реален. Он отделён от мира маглов, и чародеи не особенно стараются с ним соприкасаться. Они превосходят людей во многом, но в тоже время не стараются это превосходство проявить на практике, что кажется сомнительным — в любом случае это общество стало бы проявлять своё превосходство, а не прятаться. Перед нами — картина неспокойного, «смутного» времени. Министерство магии слепо и слабо, чародеи разобщены, многие не желают видеть очевидного — что грядёт возвращение Тёмного Лорда. На этом фоне и являются Пожиратели смерти. Должен сказать, что они совершенно не выглядят грозными, или опасными — скорее напоминают обычную банду — слишком мелки их злодейства. Но факт — в окружающем их хаосе даже такие ничтожества могут получить свою долю власти.

Раскрываются границы — и мы понимаем, что «Хогвартс» не одинок. Мы встречаем учеников «Шарбортрона» из Франции, и «Друмстанга», расположенного в восточной Европе. Можно было бы показать уникальные, самобытные черты этих школ, но Роулинг пошла по более простому пути — сыграла на шаблонах и представлениях британского читателя о других нациях. Так, шамбортронцы — утончённые девы, а дурмстрангцы — суровые болгарские мужики. Что характерно, оплотом тёмной магии является опять же Восточноевропейский Дурмстранг — такая игра на ассоциациях читателей не очень-то пришлась мне по нраву. Но главное — мир уже не замкнут, и мы понимаем, что восстание Волан-де-Морта — не просто локальное дело Англии, но роблема всего мира: недаром мелькают в романе славянские фамилии пожирателей — Каркаров и Долохов.

Персонажи, к сожалению, не порадовали. Да, проблемы взросления и первой любви, конечно, подняты, но почему, Бога ради, Гарри Поттер остаётся таким же, каким и был? Он по прежнему, разинув рот, глазеет на чудеса мира волшебников, поражая своим невежеством, по сути мало зная и о мире маглов, и о мире волшебников. Несмотря на некую жёсткость, которая в нём появилась, он остаётся в общем и целом таким же, как и в первой книге. Куда заметнее эволюции характера Гермионы, которая в силу раннего переходного возраста бросается из одной крайности в другую. И ярких персонажей в романе нет – по настоящему интригует только фигура Снега – его взаимоотношения с Дамблдором и Волан-де-Мортом остаются за кадром, остальные же… Даже Рита Скиттер является просто карикатурой на «жёлтую прессу», не очень яркой и запоминающейся… в отличие от Златопуста Локонса. Линия Аластера Грюма тоже показалась натянутой – как мог Пожиратель с крайне неуравновешенной психикой изображать на протяжении целого учебного года старого друга Дамблдора, не вызывая у него подозрений? Вопрос…

Итог: неплохо, но всё-таки весьма существенные недостатки есть. Несмотря на довольно вялое начало, концовка (действительно реалистичная) вытягивает рома на твердую четвёрку.

Но… господа, «Хьюго» — это, пожалуй, перебор…

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, Гарри Поттер и Ко перешли на следующий курс обучения. Теперь история балансирует на грани сказки и триллера, а значит на этот раз без жертв, увы, не обойдется. Наиболее яркие моменты книги выделить несложно:

1) Турнир Трех Волшебников. И все сопутствующие этому явления, как то: нечестное судейство, мошенничество, глупость и героизм, победители и проигравшие, обман, поддержка и зависть.

2) Рита Скиттер, которая умудрилась спалится в своем анимагическом образе перед всей школой.

3) Святочный бал, который очень хорошо иллюстрирует прописную истину: девушки взрослеют раньше парней. Гермиона взрослеет вообще раньше всех.

4) Финал чемпионата мира по квиддитчу. (без комментариев)

5) Стереотипные магические школы других стран и их не менее стереотипные представители. (Болгары все дремучие, суровые мужики, а французы — утонченные барышни).

6) Первая смерть, непосредственно показанная нам.

7) И, конечно же, возрождение Темного Лорда, а вместе с этим и окончание первой — сказочной — половины истории.

Итог: книга очень сильно набрала в динамике сюжета, язык и стиль повествования стали лучше, психология героев по прежнему на высоте. Эту книгу многие называют лучшей в серии, потому что она содержит в себе совокупность почти всех элементов серии. Однако для меня лучшая книга серии еще впереди.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

После крайне предсказуемого и поэтому откровенно скучного Узника Азкабана Роулинг кажется спохватилась и решила вывалить столько идей и сюжетов, что этого хватило бы на несколько книг. Подобное расточительство даже можно было бы назвать недостатком книги, но язык не поворачивается. История явно перестает быть камерной, множество колоритных персонажей очевидно живут уже не для Гарри, я сами по себе, сюжетные линии пересекаются и ветвятся, количество ружей, повешеных на стену или выстреливших превосходят самые радужные ожидания. Фирменные обманки Роулинг продолжают срабатывать, хотя казалось бы ко всему привыкли — но нет, крючочки связаные с Грюмом и Бэгменом цепляют как надо. Кубок Огня очевидно перезагружает цикл, выводя его на новый более мрачный и сложный уровень: Волан-де-Морт наконец-то обретает плоть и кровь, становясь из жупела реальным врагом, многие персонажи вроде Снегга или Фаджа получают новое наполнение... В общем Роулинг выдала новый шедевр в ситуации когда от неё этого было трудно ожидать.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то настоящее подростковое фэнтези! С интригами, преодолением страхов, взрослением героя и началом противостояния с Тёмным властелином. Увлекательная книга. Увы, с предыдущих детских сказок в роман перетекли прошлые ошибки, нелепости и несуразицы. Насколько лучше бы выглядел описанный мир без современной немагической цивилизации в качестве подложки. А так...

Даже не касаясь мелких огрех вроде непонятно зачем стоящего в поле маггла, который собирает плату и которому каждые несколько часов стирают память, эта современная подложка сыграла и более неприятные вещи с книгой. Например, я так и остался в недоумении о структуре власти в магическом мире. С одной стороны автор использует обычное разделение на страны, народы, языки, и даже есть таможенные барьеры (ковры-самолёты), стандартизация (котлы), международное сотрудничество (чемпионат мира по квиддичу), но при этом поимкой Волан-де-Морта и его сторонников занимается исключительно английские магические власти, в их же ведении находится и единственная тюрьма для преступников. Как же так? А где же аналоги Интерпола, Страсбургского суда, ООН и трибунала по военным преступлениям? Или Тёмный властелин — это исключительно местечкое, английское, явление?

Второй вопрос, оставшийся для меня загадкой, это неиспользование современного оружия магами. Уж если есть баллистические ракеты, космические спутники наведения и ядерные арсеналы сверхдержав, то что-то Волан-де-Морт совсем слабенько выглядит на их фоне.

Нет, зря Роулинг тянет реальный мир в своё фэнтези. Работать с ним она не хочет и, судя по непонятной структуре органов мировой власти, не умеет. Да, в детской сказке (книги о ГП 1-3) реальный мир смотрелся забавно, он служил скучным серым фоном для яркой жизни волшебников, но для глобального противостояния...

Кстати, насколько я помню, Великобритания располагает ядерным боезапасом, достаточным для уничтожения Хогвартса раз 40. Кроме того, страна входит в блок НАТО, где также участвуют США. Согласно доктрине НАТО любая угроза одной из стран-членов блока автоматически приводит к вхождению в конфликт всех остальных стран. Так что единственный шанс Волан-де-Морта избежать уничтожения, это представить начинающуюся магическую войну как внутренние беспорядки в Англии.

Впрочем, думаю, Роулинг о таком и не задумывалась.

Но если реальный мир с его заморочками выкинуть, если представить на миг, что есть только Англия и маги, что кругом серое средневековье с электричеством и телевизорами на батарейках, то читается роман на ура! Отличное фэнтези!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Куча спойлеров.

Вот я и дошла до четвёртой части «Гарри Поттера», и сразу хочу написать о наболевшем: это самая кривая книга. Не могу судить о литературном мастерстве самой Роулинг, но переведён «Кубок огня» просто отвратительно. Примеры приводить не буду, ими пестрит вся книга (перевод от Росмэн, естественно). Текст настолько безграмотный, что хочется плакать кровавыми слезами.

Что же касается самой книги, то она, пожалуй, самая неоднозначная из всех семи частей. Границы мира продолжают расширяться, общество волшебников обрисовывается чётче, появляются новые персонажи. Роулинг снова демонстрирует читателям удачные находки — плод её богатого воображения: кубок мира по квиддичу, турнир Трёх волшебников, новые школы, новые волшебные существа и так далее.

Тучи сгущаются, атмосфера накаляется, и в воздухе буквально витает предчувствие чего-то недоброго. Атмосфера — однозначный плюс. Новые персонажи — тоже, каждый по-своему интересный, яркий и запоминающийся. А вот со старыми творится что-то очень странное.

Гарри, в «Узнике Азкабана» проявивший себя как человек с характером и получивший определённый личностный рост, словно замер на месте, а то и откатился назад и превратился в такой же безынициативный, скучный, плоский схематичный набросок, каким был в первых двух книгах. Я только-что дочитала книгу, но уже не могу вспомнить никаких ярких моментов, где Гарри проявил бы себя хоть как-то. Он плывёт по течению и не делает вообще ничего. Даже его сопротивление заклятию Империус — это не итог кропотливой работы, как было с Патронусом, а очередное проявление его сьюшности. Само получилось. А в конце он успевал думать о том, что деньги ему не принадлежат (что логично), но почему-то и секунды не потратил на то, чтобы подумать обо всём турнире и задаться вопросом: на что он, как волшебник, вообще способен, если своими силами не достиг ни-че-го. И возраст — не оправдание. Если он в четырнадцать лет настолько одарённый и талантливый, каким его позиционирует Роулинг, то и требования к нему соответствующие.

Рон из хорошего друга превратился в озлобленного, полного чёрной зависти подростка. И если его слепая, пока ещё неосознанная ревность Гермионы вызывает только умиление, то ситуация с Гарри просто отвратительна и глупа. Кому, как не Рону, лучшему другу, знать, что Гарри постоянно, с самого первого курса, угрожает опасность, которой он вовсе не рад? И кому, как не Рону, знать, что Гарри даром не нужна слава, он от своей-то не знает, куда деваться, зачем ему новый прилив внимания?

Гермиона совершенно без каких-либо ранних предпосылок ударилась в борьбу за равноправие. Раньше за ней как-то не замечалось особого стремления навязывать посторонним своё видение мира, а тут она вдруг воспылала и решила, что лучше знает, как целому народу нужно жить. Но, по крайней мере, в отличие от Рона, она осталась верным другом. Порадовало и поддержание её репутации самой умной студентки — она таки уела Риту Скитер, не утонув в своём ГАВНЭ.

Зато получил развитие Северус Снейп. Роулинг перестала перегибать палку с мерзотностью его характера, копнула вглубь, раскрыла некоторые детали его биографии и грамотно заинтриговала. Порадовал и профессор Дамблдор — в финале книги. Умный человек не на словах, а на деле.

Сюжет — самая слабая сторона книги, из-за чего я и считаю весь роман в целом довольно неоднозначным. Потому что, несмотря на массу интересных образов (сюда не вписывается Рита Скитер, ибо это не персонаж, на мой взгляд, а карикатурная пустышка без продуманной личности), центральная линия книги — турнир Трёх волшебников — абсолютно скучна и пресна. Да, я прекрасно понимаю, что Роулинг сознательно показывала турнир как некую силу, которая завлекла щепку-Гарри, и тому не оставалось ничего иного, кроме как покориться. И даже его глупость и неспособность самостоятельно справиться хоть с одним заданием обоснована и аргументирована. Но мне было совершенно неинтересно читать целую книгу про героя, который палец о палец не ударил для своей победы, к тому же, исход каждой части турнира был предрешён заранее. И если в том же квиддиче часто бывают непредвиденные обстоятельства, и Гарри то с метлы падает, то падает с метлы, то снова падает (но по разным причинам, да) и продувает матч, то здесь заранее известно: Гарри пройдёт в следующий тур. Не могу сказать, что это очень плохо, ибо такой фатализм и неизбежность даже по-своему немного добавляют мрачноватости, но всё равно это невероятно скучно.

Сцена с воскрешением Волдеморта тоже очень... неоднозначная. Роулинг удаётся заинтриговать, напустить мрачности, но мрачность эта моментально с пшиком растворяется, как только Волдеморт открывает рот и начинает нести неведомую околесицу. Море смешного пафоса. Да и непонятно, как такой человек стал величайшим тёмным магом, если его свои же до одури боятся. Лидер должен внушать страх, но своей непредсказуемостью, как мне кажется, он бы только распугал всех сторонников или вдохновил бы кого-нибудь другого, более уравновешенного, составить себе конкуренцию. А Приоре Инкантатем — очередной роялище в кустах; такими грешила «Тайная комната». Конечно, Роулинг заложила основу для этого рояля ещё в первой книге, когда Гарри купил свою палочку, но выглядит всё равно очень глупо.

Были какие-то и логические нестыковки, но за потоком событий, коими насыщена книга, они как-то потерялись. Кроме очевидной странности некоторых крупных сюжетных ходов. Например, как Дамблдор мог за год не заметить, что Грюм какой-то не Грюм? И зачем вообще вся эта кутерьма с турниром, если выцепить Гарри из Хогвартса можно было десятком других, более простых способов? Пожиратели Смерти не ищут лёгких путей.

Тем не менее, книга всё равно понравилась — за счёт множества интереснейших идей, атмосферы, прописанного мира волшебников и персонажей.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Течение реки Хронос, кажется размеренным и неспешным, но оно стремительно и неумолимо. Меняются вкусы, мода, окружение, взрослые стареют, а дети становятся взрослыми. Последнее обстоятельство поставило перед Джоан Роулинг серьёзную проблему во время работы над четвёртой книгой о Гарри Поттере. К моменту, когда «Гарри Поттер и кубок огня» должен был поступить в продажу, первые читатели её дебютного романа превратились из детей в подростков, а в их жизни появились новые интересы и проблемы, которым надо было найти отражение в четвёртой книге, чтобы сохранить интерес у читателей.

Первое, что бросается в глаза — рост во всех смыслах.

Во-первых, герои книги стали взрослей, а с возрастом пришли новые интересы и проблемы — первая любовь, зависть и ненависть окружающих из-за успеха. А так же изменение умственных способностей. В ряде случаев главные герои ведут себя глупее, чем в предыдущих книгах цикла. От части это можно объяснить проблемами переходного возраста, но что-то подсказывает мне, что в случае с Гарри и Роном читатель наблюдает женскую интерпретацию поведения мальчиков-подростков. Больше всего бросаются изменения в Гермионе. Она проявляет очень большую общественную активность и, иногда становится невыносимой.

Из второстепенных персонажей больше всего заслуживает внимания Северус Снейп, неоднозначное прошлое которого вновь приоткрыло свои тайны.

Во-вторых, расширил границы мир волшебников. Читатель узнаёт о магах из других стран и школах где они учатся, новых магических существах и традициях тех, кто появлялся ранее. Из рассказанного Роулинг не совсем понятно почему волшебники стараются отгородится от мира людей, но суть уловить можно — они просто не хотят проблем.

В-третьих, по объёму «Гарри Поттрер и кубок огня» вполне сопоставил с тремя первыми книгами истории.

Серьёзные изменения произошли в построении сюжета. Учёба отходит на второй план, уступая место интригам, заговорам и сражениям, наступают тяжёлые времена и готовы к этому не все.

Значительная часть текста посвящена серьёзным проблемам общества. Ограниченности людей, недальновидности и глупости власть предержащих, социальной несправедливости и многому другому.

В целом, взросление цикла произошло вполне успешно, но не без проблем, которые свойственны переходному возрасту.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

хорошее: сюжет динамичен, мир — необычен.

плохое: сюжет схематичен, мир — пустая бутафория, не выдерживающая критики. это недостатки всего цикла в общем (во всяком случае, тех книг, что я уже прочитал). автор обьясняет это тем, что это — книга для детей. ответ действительно весомый, но в данном случае он неуместен. ибо я не был бы в восторге, если б мой ребенок решил прочесть эту книжку. а если бы это случилось — пришлось бы постараться, чтобы очистить детскую голову от всего того мусора, коим полна эта книга, на коем она вся и строится (я преимущественно о стереотипах).

эта книга слишком категорична. она не вызывает в детском уме вопросов, она императивно на них отвечает. книга совершенно НЕ для детей. у детей нет того опыта, что позволяет отличать ханжество от чистой монеты, нет устойчивости чтобы не поддаваться этому агрессивному проекту. герои ужасно схематичны, безлики, (странно было читать в отзывах о психологичности в этом романе — так как его нет здесь и капли. видимо, авторы таких отзывов просто мало читали действительно качественной лит-ры), даже для себя они не обосновывают своих поступков. они не размышляют — они только действуют. герои, слишком плоские и искусственные, бесхитростно делятся на «добрых» и «злых». это все — канон детской лит-ры, скажете вы? да, согласен, он уместен в сказках, где все просто. сказке эта простота придает оттенок притчи, здесь же, в обрамлении многочисленных подробностей и бытовых обстоятельств, эта простота превращается в пошлость.

чудовищны в своей императивности взгляды гермионы на социальный статус эльфов. вот это — уже тот вред, который даже не стали маскировать никакой идеологической штукатуркой. и — хуже того — даже взрослые люди (судя по комментариям) не в состоянии углядеть в этой лошадке троянского коня. эльфы несчастны, но просто не знают об этом! давайте им обьясним что к чему! думаю комментарии излишни. я рад, что роулинг дала тихо потухнуть этой теме.

лично мне занимательно было прочесть книгу, оторваться от обыденности и т.д. — но вред, наносимый такими книгами в формирование детской личности просто громадный. подобная литературная мишура взращивает целые поколения, которые можно называть «потерянными». и разница между ней и настоящей хорошей литературой такая же, как между современными русскими «мыльными» сериалами и греческими трагедиями времен софокла и еврипида. не понимаете о чем я? ну так бросайте эту муть и возьмитесь за что-то стоящее.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх