fantlab ru

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.99
Оценок:
620
Моя оценка:
-

подробнее

Музыка, звучащая в крови

Blood Music

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 98
Аннотация:

Его звали Вирджил Улэм, он был ученый и работал над изготовлением необычных микроорганизмов, первых биочипов — крошечных электронных схем, состоящих из белковых молекул. По сути это были электрохимические компьютеры со способностью самообучаться. Но начальству, где Вирджил работал не понравились такие опыты и лабораторию закрыли и все данные уничтожили. Тогда Вирджил, чтобы не потерять все свои исследования, ввел эти микроорганизмы себе в кровь...

И это стало началом конца человечества...

© ceh
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые опубликован в «Analog Science Fiction», июнь 1983.

На основе рассказа написан одноименный роман 1985 г.


Входит в:

— антологию «The 1984 Annual World's Best SF», 1984 г.

— антологию «The Nebula Awards #19», 1984 г.

— антологию «The Year's Best Science Fiction: First Annual Collection», 1984 г.

— сборник «Tangents», 1989 г.

— антологию «The New Hugo Winners», 1989 г.

— антологию «Обратная связь», 1990 г.

— журнал «Квант 1991'5», 1991 г.

— журнал «Квант 1991'6», 1991 г.

— журнал «Квант 1991'7», 1991 г.

— антологию «Discoveries», 1995 г.

— антологию «Visions of Wonder», 1996 г.

— антологию «Cyber-Killers», 1997 г.

— антологию «Future on Ice», 1998 г.

— антологию «Nanotech», 1998 г.

— сборник «The Collected Stories of Greg Bear», 2002 г.

— антологию «The Ultimate Cyberpunk», 2002 г.

— антологию «The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction», 2005 г.

— антологию «Novel Ideas: Science Fiction», 2006 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.

— антологию «Visions of the Future», 2015 г.

— антологию «Созвездие Льва», 2015 г.

— сборник «Just Over the Horizon», 2016 г.

— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.

— антологию «Ноябрьский марафон Научной Фантастики 2021», 2021 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1984 // Короткая повесть

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1983 // Короткая повесть

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1984 // Короткая повесть

номинант
Великое Кольцо, 1990 // Малая форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Обратная связь
1990 г.
Схватка
1998 г.

Периодика:

Квант 1991'5
1991 г.
Квант 1991'6
1991 г.
Квант 1991'7
1991 г.

Самиздат и фэнзины:


Аудиокниги:

Созвездие льва
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Science Fiction: First Annual Collection
1984 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: First Annual Collection
1984 г.
(английский)
The 1984 Annual World's Best SF
1984 г.
(английский)
The 1984 Annual World's Best SF
1984 г.
(английский)
The Nebula Awards #19
1984 г.
(английский)
Tangents
1989 г.
(английский)
The New Hugo Winners
1989 г.
(английский)
The New Hugo Winners
1991 г.
(английский)
Discoveries
1995 г.
(английский)
Cyber-Killers
1997 г.
(английский)
Future on Ice
1998 г.
(английский)
Cyber-Killers
1998 г.
(английский)
Nanotech
1998 г.
(английский)
Nanotech
1999 г.
(английский)
Tangents
2000 г.
(английский)
The Ultimate Cyberpunk
2002 г.
(английский)
The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction
2005 г.
(английский)
Novel Ideas: Science Fiction
2006 г.
(английский)
The Mammoth Book of The Best of The Best New SF
2008 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
Visions of the Future
2015 г.
(английский)
The Big Book of Science Fiction
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткая история, пробирающая до мурашек. И этим она восхитительна. Я никогда не страдала от отсутствия фантазии и с визуализацией образов у меня тоже вроде как все в порядке, поэтому предложенные автором новые формы существ, их возможности перестраивать организм-носитель, выстраивать связи — все очень живо представилось в голове. А момент, когда один из героев принимает ванну в розовой воде и говорит, что тут миллиарды отправленных в неизвестность «астронавтов», осваивающих пространство и финал истории с трансформацией главного героя и его жены — это запомнится мне надолго. При всех этих нарисованных образах, эта всеж история об ответственности и о том, что важно не заиграться в экспериментах и опытах даже, если подопытный ты сам.

Отзыв получился занудным, но я до сих пор под впечатлением и шутить пока не хочется.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды учёного Вёрджила Улэма уволили из компании «Генетрон корпорейшн». Однако Улэм так любил свою работу, что забрал её на дом, прямо в себе.

Один из хитов сборника «Обратная связь», сумевшего поразить меня в начале 90-х. «Музыка» восходит к традиции, заложенной ещё Гербертом Уэллсом, ибо рассказывает о безответственном учёном, возомнившем себя равным Богу. За столь явное проявление гордыни жизнь наказала не только Улэма, но и весь биологический вид, к которому тот принадлежал. Понятно, что сам по себе Улэм безответственный инфантил, но куда смотрели окружающие? Исследования давно уже не ведутся в одиночку, а подобные, очевидно, должны производиться в условиях 4-го класса биологической безопасности. Так что вопросы к достоверности имеются, но Биру удалось настолько здорово передать ощущение надвигающейся неостановимой общепланетарной катастрофы, что на них хочется закрыть глаза. Опять же, подобный оригинальный подход к достижению сингулярности помимо всего прочего сумел заодно объяснить парадокс Ферми.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Программа обязательного чтения для всех ценителей фантастики. Сильно, чертовски сильно. Классика.

И очень актуально — тут Маск недавно обезьяну чипировал....

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лауреат Хьюго 1984 года и Небьюла 1983 года.

Произведение -предостережение. 37 лет назад прозвучало, хотя тогда только начинали мечтать о таких технологиях, а сейчас, как известно, полным ходом ведутся разработки нановрачей. Может ли человечество контролировать с гарантией 100% компьютерные технологии? Как показывает опыт борьбы с вирусами в программах- нет!!! Поэтому опасность настолько велика, что и представить невозможно. Автор убедительно и очень подробно описывает сам процесс захвата тела человека нановрачами кажется бы с благой целью и что из этого вышло. И ещё одну мысль заложил в сюжет и отобразил в финале — как сообщество индивидов цивилизация обречена в стратегическом плане, только единый организм может далее пойти по просторам Галактики с благой целью. Но будет ли эта цель благой для остальных цивилизаций? И почему до сих пор нас не посещают инопланетяне?

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательный рассказ, разве что в начале перегружен специальной терминологией. Я сначала пытался читать, потом откровенно пропускал абзацами.

Не будучи специалистом в области микробиологии, сделаю предположение, что исходные «биочипы» могли развиваться не обязательно в человеке. Подошли бы любые более-менее крупные организмы. А если пойти в дилетантских предположениях ещё дальше, то и в сточной канаве или той же канализации — была бы хоть какая-то пища.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если подумать об этом, исчезает драматизм идеи трансформации человечества в некий глобальный сверхорганизм. И нет никакого суперчеловечества — есть вышедший из под контроля лабораторный эксперимент Верджила Улема, в результате которого искусственно выведенные твари сожрали всё живое на планете (включая людей) и установили своё безраздельное господство.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вероятно, это один из первых (если вообще не первый) рассказ о возможном сценарии технологической (по сути — квазибиологической) сингулярности.

Присутствует любимая тема Лема о невозможности понимания между представителями различных разумных цивилизаций.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кому как, а меня рассказ продрал до печенок. Пугает именно реальность угрозы. То, что сейчас видится как нестыковки, неубедительность легко объясняется годом написания. Чуть подправить с точки зрения современных нано-, ИИ, биотехнологий и вуаля — практически завтрашнее будущее. Самое страшное то, что достаточно малости: чьей-то беспечности, тщеславия, заботы о прибылях, неумения и нежелания заглянуть дальше одного шага. Страшный суд, в котором человечество за свои пороки приговаривается хуже, чем к смерти.

Огорчило вначале, что самый главный виновник легко отделался — просто умер. Но, на самом деле, надо задуматься всем: чья вина в том, что решения принимаются безответственными людьми. «Да, я обыватель, я мало на что могу повлиять. Не могу, не хочу... Пусть решают за меня.»

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

История одного эксперимента. Друг-учёный обращается к другу-врачу с небольшой проблемой в виде сверхсилы и сверхразума. Тот решает помочь, а в результате всё происходит как в детективе. Расследование, преступление и наказание.

Развитие новой цивилизации и некая месть или новая ступень в конце рассказа схоже с “Наблюдателями” Рэя Брэдбери, а идея нового сверхчеловека – с “Понимай” Теда Чана.

Прочитав этот рассказ, Вы узнаете, что не нужно самому вводить себе неизвестные препараты и лучше проводить опыты не на людях.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недавно прочитал данное произведение. До этого откладывал его до лучших времен, так как возлагал на него огромные надежды в плане «духовной пищи»,

Так вот, ожидал я качественной твердой фантастики, интересную идею, немного плоских персонажей (рассказ все таки).

Получил же я (помимо всего этого) очень много «пищи» для размышлений, и сам рассказ не слабо так напугал меня.

Как по мне, очень яркое и качественное произведение, если вникать в которое, пугает не хуже (а возможно и лучше) трудов Лавкрафта и антиутопий Оруэлла, и захватывает не хуже Азимова или Вэнса.

Конечно же, есть неточности, но как мне кажется, если вы не генетик или биолог, вы их не особо то и заметите.

Читал на одном дыхании и потом долго был под впечатлением. Высший бал, однозначно.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хм... Классная идея про организм как вселенную, но остальное не слишком научно. В особенности тот момент, где говорится что клетка (пусть и модифицированная чипом) обладала разумом воробья — это же все таки не квантовый компьютер! Да и главный герой забавный — в особенности то, как равнодушно и безэмоционально между делом он прикончил своего лучшего друга. Тут даже эмоций у персонажей нет, не то что характеров. Но за идею 8/10 всяко ))))))

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный рассказ в числе прочих, раскрывающих потрясающий «мир человека», до конца непознанный и неизведанный. Кстати, человечество вплотную подошло к созданию «капсулы, перемещающейся по кровеносной системе». Глотайте хирурга, как провозгласил Г.Гуревич в свое время.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жутковатый рассказ. Мастерски сделанный, жестко закрученный, очень атмосферный. Одно из лучших описаний типажа, которого я бы назвал нервным ученым с уклоном в параноидальность.

Вот только довольно странный момент, очень похожий на ляп — то, что элементы прошли через кожу раньше, чем через гематоэнцефалитический барьер. Хотя возможно, что я чего-то не уловил — тогда оценку придется изменить, так как все остальное просто превосходно.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое и единственное, что прочитал у автора. Понравилось, хотя и пришлось на многое закрывать глаза: на неубедительное описание самообучающихся «микроорганизмов» (хотя оно и растянуто автором для пущей правдоподобности), к тому же персонажи меня никак не зацепили — ни Улем, ни рассказчик.

Вообще, несмотря на то, что на сам сюжет я не «купился» (не поверил в него), на меня произвела впечатление сама идея — то, что от нее остается, если отбросить всю «шелуху»; и то какую реакцию она во мне вызывает. Даже такая двусмысленная пугающая перспектива потери самой человеческой сущности не выглядит полностью отторгающей при прочтении. Даже самые шокирующие и жестокие вещи в мире (реальном, а не только вымышленном) можно считать частью естественного хода вещей, единого эволюционного потока. С одной стороны, это позволяет спокойнее смотреть на некоторые вещи. С другой стороны такая легкость приятия «противоестественных» событий пугает и завораживает одновременно. И насколько чуждыми мы можем оказаться самим себе на пути естественного развития!?...

PS: Хотя нет, ошибся — еще читал «Планета-бродяга».

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В аннотации к этой короткой повести писалось, что Бир подвергает инверсии взгляды Стэплдона о том, что цель сверхразума – звезды. Вполне может быть, только вот идеи для сюжета он черпал совсем из других источников: теорию «макрокосма-микрокосма», вытекающую из нее идею о боге и его творении, как внутренне присущему ему, предложили еще античные и средневековые философы, великие мистики Востока; она отразилась и в многих работах их более современных последователей, в частности поэта Уильяма Блейка, — фраза из его стихотворения закрывает финальным аккордом это произведение.

Но давайте детальнее. Сознаюсь, после сереньких «Касательных», я подошел несколько упрежденно к прочтению еще одной обласканной наградами истории Бира. И поначалу мои худшие ожидания только подтверждались: сколь шаблонны там персонажи, столь и диалоги не блещут остроумием; да и строго научный язык, казалось, обедняет столь поэтическую и вдохновляющую воображение идею. Но с раскрытием темы и развитием сюжета эти минусы совсем нивелировались грандиозностью и двусмысленностью происходящего. Все процессы реальности, смоделированные на одном, абсолютно чуждом нам уровне, с точностью, но в уменьшенном временном масштабе копируют эволюцию жизни и цивилизции (в т.ч. в будущее) и на другом, более близком нам. Развязка поражает своей тематической многоплановостью и символизмом, ведь пусковой механизм развития – такое знакомое нам стремление к познанию и обучению — неизбежно приведет к пересечению этих уровней. Тогда выход к новым горизонтам кому-то принесет совершенно невероятные плоды, а кому-то — участь, равнозначную гибели или забвению…

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень понравился, образец классики НФ. Отцами-основателями жанра «киберпанк» принято считать Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга, но их знаковые романы «Нейромантик» и «Схизматрица» возникли не на пустом месте. Почва для них была подготовлена, в том числе такими блестящими рассказами, как «Витки» Саберхагена и Желязны» и «Музыка, звучашая в крови» Грега Бира.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх