fantlab ru

Чайна Мьевиль «Шрам»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.41
Оценок:
1287
Моя оценка:
-

подробнее

Шрам

The Scar

Роман, год; цикл «Нью-Кробюзон»

Аннотация:

На палубе океанского лайнера в новую «Нью-Кробюзонскую» колонию под названием «Нова Эспериум» перевозятся заключенные и рабы, их тела переделаны в необычные гротескные формы и подобия по прихоти своих хозяев. Но на палубе лайнера находятся не только они, в новую колонию плывет так же и группа путешественников. Хотя, может быть и не просто путешественников. Каждый из них имеет свои собственные причины убегать и скрываться из «Нью-Кробюзона».

Но «Вздутый Океан» не так прост, лайнер ждет в пути много опасностей. В том числе и пираты...

Хотя это и не совсем простые пираты...

© ceh
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2003 // Роман фэнтези

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2003 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2004 // Книга года (Великобритания)

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2005 // Лучший зарубежный роман

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2007 // Зарубежный роман года

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2002 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2002 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 2-е место

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2003 // Роман

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2003 // Роман

номинант
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 2003 // Лучшая НФ-книга в США. Особое упоминание

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2003 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2003 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2004 // Фэнтези (Великобритания)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2004 // Научная фантастика (Великобритания)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2008 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Портал, 2009 // Переводная книга

FantLab рекомендует:

Чайна Мьевиль «Шрам»


Похожие произведения:

 

 


Шрам
2008 г.
Шрам
2014 г.
Шрам
2017 г.
Шрам
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Scar
2002 г.
(английский)
The Scar
2002 г.
(английский)
Jizva
2004 г.
(чешский)
Les Scarifiés
2005 г.
(французский)
Blizna
2006 г.
(польский)
Les Scarifiés
2008 г.
(французский)
The Scar
2011 г.
(английский)
Шрам
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, уж эти мне «новые странные», ох, уж этот мне Чайна Мьевилль… Ну опять (ничего не могу с собой поделать)) завлек, злодей, поначалу — в дебри красивых слов и образов, а потом, к сотой-двухсотой странице текста — заворожил, заморочил, снова заставил собой восхищаться и… ну почти что лишил дара речи. «Шрам» — это роскошная масштабная фантасмагория в стиле почти что «викторианского» стимпанка, щедро – нет, не щедро… наотмашь избыточно — переполненная всеми возможными и невозможными мрачными красивостями декораций, гигантскими морскими чудовищами, искаженными «переделанными» телами людей и нелюдей, шрамированными лицами и душами. Признаюсь честно, меня не слишком увлек около-детективный сюжет, да и суховатый образ главной героини не слишком убедил. Спорить не буду, что роману не помешали бы еще пара капель юмора и иронии. Немедленно соглашусь, что сумасшествие и хоррор местами кажутся не столько искренними, сколько тщательно и сознательно изготовленными автором-умницей.

Но… ряд второстепенных героев, живых и настоящих, как-то умудряющихся жить в этом извращенно-прекрасном гротескном мире, словно отраженном в цепочке кривых зеркал, всё же заставил где-то — улыбнуться, а где-то – буквально задохнуться от боли сопереживания. Да, я знаю, что это — филигранно-искусственно-запрограммированные автором эмоции, но их всё равно испытываешь, и это здорово. Основные же достоинства романа – преимущественно «визуального» свойства. Это фонтан грандиозных мрачных фантазий, окрашенных во все возможные темные цвета – Гигер, Босх и немножко Эрнста Фукса. Эти картины – нет, почти что диорамы — видишь в цвете, в объеме и в динамике… Да, конечно, слишком чувствительным и брезгливым имеет смысл с осторожностью браться за такое чтение, всем же остальным – допускающим и любящим в литературе «разное» и «всякое» — ну как не восхититься?)

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне давно не было ТАК интересно ))

Нет, я, конечно, уже по первому роману поняла, что фантазия у Мьевиля работает так, как ни у кого больше из всех, кого я могу припомнить из создателей своих миров. И при этом сами его миры получаются необычайно наполненные, живые, многообразные, но ничуть не фантастические по сути — ни в одном моменте нельзя сказать, что здесь «очень сильное колдунство», а не объективное действие неких законов реальности. То есть да, мир наполнен разной степени невероятности фантастическими существами — но при этом описаны они не как нечто волшебное, а как еще один биологический вид, со своими физическими и психическими особенностями, сильными и слабыми сторонами. Да, помимо Нью-Кробюзона есть еще множество неизведанных, полулегендарных городов и стран — но все они расположены в рамках существующей географии, связаны торговыми и политическими взаимоотношениями.

«Шрам» сюжетно — это отчасти продолжение «Вокзала». Главная героиня, Белис Хладовин — бывшая любовница и друг дер Гримнебулина, которая вынуждена уехать из Нью-Кробюзна в колонию, опасаясь преследования нью-кробюзонских властей после событий «Вокзала», для которых надо было найти виноватых. Но добраться до колонии, спокойно там поселиться и тихо-мирно сидеть несколько лет, пока все не уляжется, Беллис не суждено. Потому что на пути у нее встречается сначала странный пассажир, заявляющий от имени Нью-Кробюзонских властей права на судно, а потом и вовсе пираты. В результате Беллис оказывается пленницей-гражданкой плавучего пиратского города, который, в свою очередь, направляется по морю с вполне определенной целью.

«Вокзал», если угодно, был более детективным романом. Вся цель сюжета сводилась к тому, чтобы найти и обезвредить преступников, в данном случае — жутких мотыльков. «Шрам» по своей сути роман приключенческий. Сюжет движется небольшими рывками, очередное приключение (очередная цель путешествия) — небольшое затишье, подготовительная стадия. И так далее.

Чем ближе к концу романа, тем чаще я вспоминала, как ни странно, христианско-романтическое «Повелитель зари, или Плавание на край света» Льюиса. Пиратский плавучий город, Армада, тоже по сути движется на край света. Точнее — к загадочному разлому в реальности, оставленном столь же загадочными пришельцами из иной вселенной. Выясняется, это, конечно, не сразу, вожди проекта открывают гражданам ровно столько информации, сколько нужно, чтобы не допустить бунта. Есть в городе и ученые, готовые жизнь положить во имя удовлетворения своего любопытства, и преданные сторонники вождей, и оппозиция, b и рядовое население, которому вроде не все равно, но которое ничего не понимает. Героиня, как ни странно, относится именно к такому населению — она не глупа, не эгоистка, но не выделяется ничем настолько особенным, чтобы сыграть некую собственную роль, не случайную. При этом Мьевиль так ловко прописал ее линию, что она не вызывает никаких эмоций, кроме абсолютного приятия — ее глазами смотришь, как собственными. Ее поступки безупречно логичны из ее шкуры. При этом с точки зрения сюжета в целом она совершает иногда фатальные ошибки, но четко осознаешь, что будучи собой, она не могла бы их не совершить.

Зато перед глазами героини проходит целая плеяда великолепных характеров и образов. Увлеченный ученый, хитрый шпион, простой парень из работяг, фанатики-правители и их идеальный телохранитель, который по какой-то загадочной причине решил сделать ее своим конфидентом. Самое потрясающее в романе — что все фигуры, от главной героини до второстепенных — очень живые, очень разные и очень понятно (применительно к своему статусу и ситуации) действуют. Понятно, в смысле, логично и по-человечески естественно. При этом, как ни странно, большинство действующих лиц вызывает огромный, буквально нездоровый интерес — большинство как раз из тех, кто решает судьбы остальных армадовцев. Утер Доул, к примеру, который при первом появлении кажется бессмысленным рубакой, а в итоге оказывается чуть ли не главным специалистам по полумистическим-полунаучным тайнам, на которого персонально и завязана вся экспедиция. Корбюзонский прокуратор, сумевший похитить у враждебной расы некие секреты и не постеснявшийся устроить в Армаде войну, чтобы передать их своему городу. Любовник и Любовница, безымянные правители Армады, одержимые друг другом и сумасшедшей идеей. Мы знаем о них едва-едва больше, чем видит Беллис, а это слишком мало, чтобы понять, что это за люди и что ими движет. Все они — очень яркие и сильные характеры, и их взаимодействие производит как раз необходимый детонирующий эффект, который, собственно, и двигает сюжет. При этом каждый поворот событий, каждый их шаг с одной стороны вполне логичен, а с другой — совершенно неожиданен для читателя. Поэтому все время сидишь и гадаешь, что же будет дальше.

Никого не слушайте. Это просто невероятно интересно.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не могу сказать, что в восторге от предыдущего романа Мьевиля, «Вокзала потерянных снов». Конечно, это было очень удивительное произведение, крепко сбитое, достойное похвал, мне очень понравилось, но в то же время в нем не обошлось без ряда недостатков, что мне не пришлись по вкусу. А вот «Шрам»… «Шрам» для меня стал одной из тех немногих книг, в которых меня, как читателя, устраивает абсолютно все без какого-либо исключения. Я даже специально пытался найти что-нибудь, чем бы я остался бы недоволен: какой-нибудь несуразный эпизод, неправдоподобное действие кого-нибудь из героев или что-то еще подобное – безрезультатно. Все идеально.

Главным героем «Шрама» станет Беллис Хладовин, переводчица, стремящаяся убежать из Нью-Кробюзона в новосозданную колонию Нова-Эспериум. По пути корабль, на котором плыла Хладовин, захватывают пираты, и теперь она вынуждена присоединиться к жителям Армады – гигантского плавучего города из тысяч судов. Армада, как и Нью-Кробюзон, многогранна в своем обличии, ее также населяют десятки самых разных существ, начиная с уже знакомых жукоголовых хепри и заканчивая вампирами. Но Армада – свободный город, и каждый ее житель, даже переделанные, которых в Нью-Кробюзоне считают за рабов и нелюдей, имеют равные права. Здесь каждый квартал имеет своего собственного правителя, свою собственную структуру правления от полуанархических пиратских Саргановых Вод до Сухой Осени с вампиром Бруколаком во главе и обязательным кровесбором. В итоге получается яркая картина, разве что лишь чуть уступающая Нью-Кробюзону по красоте.

А что дальше? Дальше приключения, загадки, тайны… Куда движется Армада? Что задумали ее правители – Любовники? Что здесь делает лучший охотник на Бас-Лаге Тинтиннабулум со своей командой? Что за существо – аванк? И, самое главное, что такое Шрам…

В отличие от «Вокзала потерянных снов», который можно было назвать стимпанковским городским триллером, «Шрам» тяготеет в сторону морского приключенческого романа. Следовательно – океанские просторы, пираты, малоизведанные земли и морские сражения. Все это у Мьевиля присутствует в достаточном количестве. Действие уже не ограничено рамками городских окраин, перед читателем на сей раз предстанет не один удивительный уголок Бас-Лага, а то, что этот мир полон загадок и чудес, ясно было еще в предыдущей книге. Часть из них откроется непосредственно из путешествия Армады, часть – благодаря таким героям, как Сайлос Фенек с его рассказом о странствии в Дженгрис, город кошмарных гриндилоу. Как мне кажется, именно этот простор действия и стал одной из причин, почему «Шрам» выглядит лучше первого романа о Бас-Лаге. Он сделал «Шрам» свободнее, раскованнее и просто интереснее. И все равно – мало. У созданного Мьевилем мира просто неисчерпаемый потенциал для нескончаемого количества историй. Искренне жалеешь, что Армада не способна передвигаться по суше и не может навестить такие места, как Великий Кромлех с населяющей его нежитью.

По-прежнему восхищает фантазия Мьевиля, а «Шрам» окончательно доказывает, что среди писателей-фантастов мало кого найдется с таким же неиссякаемым воображением. Хотя кое-какие параллели с уже знакомыми вещами просматриваются: гриндилоу – мотыльки, кризисная энергия Гримнебулина – энергия вероятностей. По-прежнему воплощает эти фантазии в жизнь талант Мьевиля собирать слова в захватывающие образы (здесь надо выразить благодарность и переводчику). Отдельные сцены можно перечитывать бесчисленное число раз, как например высадку на остров анофелесов, один из моих самых любимых моментов в книге. Не могу удержаться и не привести цитату: «И наконец первая из самок анофелесов выскакивает из под прикрытия деревьев и бежит. Она похожа на женщину, согнувшуюся пополам, а потом еще раз, в противоречии с законами природы, перекошенную, закрученную узлом так, что это вызывает недоумение. Ее шея сильно вывернута, длинные костлявые плечи отведены назад, кожа мертвенно бледная, огромные глаза широко распахнуты, тело исхудало донельзя, груди – пустые кожистые мешки, распростертые руки – как сплетения проводов. Ноги ее безумно мельтешат на бегу, и наконец она падает вперед, но не ударяется о землю, а продолжает вплотную к ней двигаться в сторону высадившихся, неуклюже и кровожадно размахивая руками и ногами, и тут (боги, Джаббер и трах небесный ) у нее раскрываются крылья за спиной, принимая на себя ее вес, это гигантские комариные крылья, перламутровые лопасти дрожат, приходят в движение и издают высокий дребезжащий звук, вибрируют с такой скоростью, что пропадают из виду, и эта жуткая женщина, кажется, устремляется на них под полосой мутноватого воздуха». Великолепно!

В заключении хочу только добавить, что «Шрам» полностью самостоятельный роман и для понимания происходящих событий в нем читать «Вокзал потерянных снов» нет никакой необходимости. Но на мой взгляд это все-таки неплохо было бы сделать, хотя бы для того, чтобы узнать, что же за город этот Нью-Кробюзон, который так тянет к себе Беллис Хладовин и одновременно пугает.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркая, сочная книга. Повествующая о том же мире, что и «Вокзал потерянных снов» только с более приключенческим стартом. Книга начинается с отплытия из известного города, и далее жестокие пираты, плавучий город, тайны, интриги, жуткие монстры, война и бунт.

Но упомяну главный и единственный недостаток, который впоследствии мутировал и стал подчеркивать достоинства. Затянутость. Между абордажем вначале, первым знакомством с гордом, путешествием к острову комаров и финальной мясорубкой есть тихие главы тревожногог покоя. И если в первей книге о мире страшный ужас от чудо-летунов поддерживает искренний интерес, но здесь обычная жизнь пиратского года в ожидании великих свершений. Середина читалась с вялым интересом.

Последние 200 страниц практически лишили сна. Дочитывая пришлось даже опоздать на работу. Очень достоверно описанный мир разбавляется крайне интересными, трагическими событиями. Ранее скучные, обыденные дни в движени города к великой цели вспоминаются с искренней грустью. Ярко описанные смертоубийства в том числе с участием основных персонажей будоражат.

А физика мира от Мьевиля. Научная магия и магическая наука. Странные создания разной степени разумности, чудные природныя явления. Книгу пожалуй сравню с «Имаджикой» Баркера, но только с более конкретным псевдо-научным обоснованием и не скатывающуюся в банальщину и скуку. Или даже с книгами Дика, только с меньшим уровнем психоделики. Убитого книгой времени совсем не жаль.

Отмечу авторский стиль, последовательность развития сюжета. Постепенное окрытие истины автором, который не хочет писать детектива, но заставляет пересмотреть ранее усвоенный сюжет. Причем даже обычные события могут быть связаны с основной тайной, которую ищут пираты.

Это сильнейший восторг. Торопился прочитать, а теперь жалею о содеянном. Мозг и сейчас работает под впечатлением от книги. Перед глазами меняются картинки из романа. Крайне хорошо описанные, они беззвучно двигаются. Мьевиль — молодец. Громадный художник.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман — вторая глава в истории Нью-Кробьюзона .) История, практически ничем, кроме места действия, не связанная с первой книгой о Бас-Лаге, «Вокзалом потеряных снов».

И вновь, бесподобно, удивительно, потрясающе — Мьевиль не просто поднимает планку по сравнению с предыдущим романом, он переносит все повествование в совершенно новую ипостась.

Теперь перед нами приключение в чистом виде, шпионаж, обман и хитрые замыслы тугой паутиной оплетают сюжет от начала до конца. Есть в этом что-то давно забытое, чарующее, запомнившееся еще с детства.

Полулегендарный город пиратов бросает вызов Нью-Кробьюзону и тот принимает его.

Если говорить о Нью-Кробьюзоне, который сам по себе является полноправным персонажем , здесь нам впервые показывают могущество города-государства, способного вести полномасштабную войну.

[А я то до этого честно полагал, что нью-кробьюзонская армия горазда лишь громить издательства подпольных газет, да демонстрации разгонять .) ]

Образ Армады не менее масштабен и насыщен, нежели образ Нью-Кробьюзона. Она живет, дышит и существует во всем многообразии существ, ее населяющих.

Однако, как и в случае с Нью-Кробьюзоном, мне не хотелось бы жить в подобном месте .)

Многие скажут, что роман ничуть не потерял бы, лишись он пары сотен страниц. Чтож, возможно. Лично я без ума от авторского стиля и страшно доволен такой длинной историей. К тому же здесь, по сравнению с «Вокзалом» гораздо больше действия.

Считаю его лучшим во всей серии о мире Бас-Лаг и ставлю ему десятку.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга является непрямым продолжением романа «Вокзал потерянных снов», входящего в цикл «Нью-Кробюзон». Название циклу дал город, в котором происходит действие первого тома. На мой взгляд Нью-Кробюзон является гротескной и фантасмагоричной пародией на Лондон, а государство, столицей которого он является очень похоже на Британскую империю времен колониального рассвета. Но похожесть эта весьма условна — нет никаких прямых аналогии, как в пеховском «Пересмешнике», всё на уровне тонких ассоциаций. Этот обласканный критиками цикл принадлежит к жанру стимпанка, точнее к его фэнтезийной разновидности. Здесь наряду с различной магией, часто причудливой и необычной, присутствуют паровые броненосцы, нефтедобывающие плавучие платформы, дирижабли, даже какие-то аналоги химии и электричества, названные хемической и иликтрической силами, известен порох и бензин. Но мир, нарисованный Мьевилем, поражает своей оригинальностью, причудливостью и непохожестью ни на что, читанное мною ранее. Такой мир мог бы получиться, если бы Говард Лавкрафт жил бы в наше время и, начитавшись Муркока, решил бы сочинить фэнтези. Если в первом томе автор ограничился описанием столицы и окрестностей, то «Шрам» раскрывает перед читателями весь мир Бас-Лага — мир населенный странными существами, которые живут в странных условиях и создают странные государства. Здесь есть какты — живые кактусы, свободно перемещающиеся и обладающие разумом, здесь в глубине океана существует город Салскриталор, населенный креями, на далеких островах существуют осколки Малярийной империи анафелесов — людей-комаров (кстати, вот откуда растут ноги у пеховских хаплопелм и тропаелл), на гористом побережье живут гриндилоу — амфибии, а так же жукоголовые хепри и мутанты-переделанные — люди, которые за свои преступления подверглись карательному морфингу путем сращения их тел с механизмами или различными частями животных и нелюдей. Здесь викторианская реальность нашего мира тесно переплетается со средневековыми легендами о людях с драгоценностями вместо глаз или с песьеми головами. Мир этот, несмотря на всю его сказочность и причудливость, описан до предела натуралистично. Автор намеренно избегает в тексте светлых красок и позитивных образов, более полагаясь на темные и мрачные картины, рисуемые его воображением. Книга, в целом, несет в себе заряд отрицательных эмоций, здесь большое внимание уделено темам предательства и манипулирования, обмана и разочарования, тщетности усилий и непредсказуемости жизни. Общая атмосфера текста рождает чувсто тревоги и обреченности, которая просто давлеет над всеми действующими лицами. «Шрам» один из тех романов, где практически нет положительных действующих лиц, даже его главная героиня Беллис Хладовин не может похвастаться тем, что вызывает симпатию. Она бежит из Нью-Кробюзона и устраивается переводчицей на корабль, отплывающий в одну из дальних колоний. В дальнейшем именно её знание языков, а в особенности верхнекаттайского, и станет причиной всех основных событий романа. На пути в колонии корабль берет на борт странного пассажира, который приказывает развернуть судно и отплыть назад в метрополию. На обратном пути корабль захватывают пираты. Так в жизнь Беллис приходит Армада.

В творчестве Чайны Мьевиля и многих других авторов, причисляющих себя к поколению «новых странных» описанию города традиционно отводится много места. Это, как правило, очень экзотическое место, филигранно выписанное, фактически являющееся одним из главных героев. Таким странным местом и является Армада — составленный из тысяч и тысяч судов плавучий пиратский город. Это место где «трупы судов вписаны в пейзаж. Бакштаги, комингсы, фишбалки и кат-балки вкраплены в скопище изъеденные солью корпусов. Засохшие цветы и сорняки тянутся к слабому свету из трещин в стенах, из выбоин в бетоне и дереве... Армада молча покачивается на волнах, словно всплывший труп, тронутый разложением».

Именно здесь, сгорая от желания вернуться домой Беллис становится невольной причиной событий, которые унесут тысячи жизней, станут причиной огромного горя и не меньшей радости. А всё дело в том, что она с подачи Саймона Френча, известного так же как Сайлас Фенек, — её знакомый, ставший причиной большого переполоха в Дженгрисе (на родине гриндилоу), ввязывается в совершенно секретный проект, разрабатываемый одной из влиятельных группировок Армады. Проект который поражает своим размахом, ужасает своим безумием и восхищает своей смелостью.

Автор подошел с высочайшей ответственностью к делу построения образов главных героев. Каждый из них получился самобытной личностью, имеющей свою, зачастую нелицеприятную историю, которую писатель старается поведать нам с максимальной натуралистичностью, часто шокирующую некой экзальтированной откровенностью. Он не пугается использовать в речи своих персонажей мат, периодически выводит перед читателем физиологически подробные сцены. Его книга, и так крошащая непривычными образами мозг, как ледоруб лед, зачастую начинает просто фонтанитовать отвратительными сценами и тошнотворными описаниями (особенно ему «удалась» сцена битвы флота Нью-Кробюзона с армадской пиратской флотилией). Тяжело читать столь сильно заряженный отрицательными эмоциями текст. Тяжело, но безумно интересно. Ведь нигде больше не встретишь таких описаний, таких созданий и таких событий. Я, на протяжении всего романа, тщетно пытался найти в нем хоть что-нибудь, что я встречал уже в других книгах, пожалуй только образ Армады напомнил мне «Остров Погибших кораблей» Александра Беляева, хотя Мьевиль навряд ли когда-нибудь читал это произведение.

Итог: сложный, разноплановый роман, открывающий пугающие глубины авторского сознания. Фантазия творца заводит столь далеко, что потом трудно найти дорогу обратно в нашу реальность. Этот текст обязателен для прочтения всем, кто любит нестандартные, умные и неожиданные истории, которые, показав все тайники человеческой души, помогут нам с вами хоть немного понять нас самих. Лицам впечатлительным или легко впадающим в депрессию читать крайне не рекомендую. Так же текст противопоказан любителям бездумного приключалова. Книга произвела на меня достаточно сильное впечатление и, если она не отпугнет своей тяжеловесной атмосферой с первых страниц, желаю вам совершить с её героями то путешествие, которое я уже с ними совершил.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это вторая книга, которую я прочитал от Чайны Мьевиля. Специально сделал перерыв после прочтения «Вокзала», чтобы немного отдохнуть от фантасмагорических миров автора. Честно говоря, когда я начал читать «Шрам», то ощутил легкую ностальгию за этим миром и по-новому оценил всю притягательность созданного фантазией писателя бескрайнего океана Бас-Лага.

«Шрам» -совершенно другая история, которая не имеет никакого отношения к «Вокзалу» и это имеет вполне определенные плюсы. Никакой связи между ними нет, ни в героях, ни в описании событий. Тем читателям, кто плохо переносит авторские описания подробностей жизнедеятельности его героев, можно успокоиться, в этом романе все вполне пристойно.

В этом произведении есть несколько довольно необычных сюжетных линий. Никогда бы не подумал, что мне может быть настолько интересно следить за взаимоотношениями персонажей, которые иногда даже не является людьми в привычном понимании. Вообще, автор делает упор на героев, которые созданы с поистине фантастической фантазией и часто поражают даже самое взыскательное воображение. Наверное, только Мьевиль может смешивать в безумный коктейль отношения молодого человека с женщиной имеющей нижнюю часть в виде печки с угольной топкой. Переделанный человек-амфибия обладает безграничной преданностью и любовью к друзьям, причем, бескорыстно и беззаветно. Не знаю, кто еще смог бы все это преподнести в такой форме, чтобы это не выглядело кичем или прихотью, а вполне органично вписывалось в общий сюжет.

Основной сюжет будет построен вокруг невероятного путешествия на край мира, за чем-то имеющим неслыханное могущество и дарующее практически все. И опять же, писатель увлекает читателей массой тайн и загадок, создает массу таинственных линий, уходящих в далекое прошлое этого мира. Конечно, это настолько увлекательно и захватывающе, практически полный эффект нахождения на палубе флагмана Армады, вплоть до океанских брызг на лице и вкус соли на языке. Как Чайна это делает? Не могу сказать, но он настоящий Мастер в создании и миров, и персонажей.

«Шрам» — великолепная история, которая обязательно понравится читателям имеющим вкус. Это история о мечте, за которую можно отдать все и всего себя без остатка. Головокружительные приключения, жестокие сражения и схватки, чудовищные создания живущие в этом мире с незапамятных времен, извращенная любовь и безумная страсть, это совсем небольшой экскурс в мир Мьевиля, созданный в данном произведении. Обязательно читать, даже если вы и не любите этого автора, потому что «Шрам» этого точно достоин.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что скрывать? Я в восторге от этого романа. Я в восторге от этого писателя.

Мьевиль фантастически интересно пишет: мир Нью-Кробюзона (я имею в виду весь мир, в котором происходят события романа Мьевиль, а не только сам город) со всеми его странами и мегаполисами, социальными построениями, множеством рас, культур, разнообразных особенностей захватил меня с самого начала чтения романа и не отпускает даже, когда книга прочитана. Я не перестаю удивляться, как писатель все это смог придумать и не пожалеть, что бы включить все в одну книгу. Я знаю, что это второй роман трилогии о Нью-Кробюзоне. В каждой из книг прочитанных мной: в «Шраме» и «Вокзале потерянных снов» есть идеи на несколько десятков книг.

Для Мьевиль фантастика не затмевает человечность героев, и главными героями писателя являются простые люди — не супер-герои с фантастическими способностями — а, в хорошем смысле, простые обыкновенные люди. «Шрам» — это роман о человеческих чувствах, страхах, проблемах, жизненных путях, выборе человека и испытаниях которые приходиться переживать героям романа, уроках жизни которые приходиться им учить, событиях которые изменяют человека, делают его другим. Да роман жесткий (все-таки не столько жестокий, сколько именно жесткий), и все-таки книга для меня очень человечная.

Я просмотрел некоторый отзывы на этот роман на этом сайте, и у меня возникает такой чувство, что люди побаиваются поставить этому роману высшую оценку. :smile: Так вот я ставлю 10 со спокойным сердцем. Этот роман — значимый роман в фантастической литературе этого десятилетия. Да, вот так. Значимый роман. Он может не нравиться и нравиться. Просто люди будут на него равняться в литературном и в фантастическом плане. Если вы себя считаете любителем фантастики, вы должны прочитать «Шрам», так же как и «Вокзал потерянных снов» и «Железный консул», когда его наконец-то напечатают.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие тут явно не догоняют творчество Мьевиля...В начале книги написано же — В своем творчестве писатель сознательно смешивает жанры – хоррор, фэнтези и научную фантастику, что породило новое направление «new weird fiction», или «новых странных», призванное спасти литературу «из тисков КОММЕРЦИИ и жанровых КЛИШЕ». И казалось бы сочини ты продолжение про Айзека и других из «Вокзала...», но нет-это как раз клише и коммерция. Что в первой книге, что во второй книге -«Шрам»- истории от начала и до конца цельные, но так написаны, что не хватает и мозг требует продолжения, а продолжения нет :) Сколько хороших фэнтези с продолжениями и сколько из них не дописанных — либо автор исписывается, либо помирает... А тут вполне себе хорошие истории, а то что не хватает продолжения-ну, значит хорошо пишет чертяга))

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В вокзале колоритные персонажи (с идеей лишения выбора-круто описано на примере человеческого понимания преступлений) и гг такой мужлан учёный извращенец, тут его бывшая девушка Беллис, ну прям самая обычная из самых обычных девчёнок, которая волею судеб попала в жестокий замес и выжила! Тут тоже хватает колоритных персонажей -Любовники, Доул, вампир Брукколак и т.д. Ну и главная фича с идеей добычи возможностей, добыча судьбы и изменения её, ну крутотень же!!! Или флора на «Армаде»-растения за многие года так заманались мотаться по планете в разные климатические условия, что перестроились под эту среду)) По-моему эти выдумки и многие многие другие на протяжении всей книги очень даже подходят под определения жанра! Как у людей рука поднимается на оценку 3 например?!Очевидно-недопонимают...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

О боги. О боги и маленькие розовые саламандры.

Идиотская на первый взгляд идея – склеить корабли в плавучий город – нашла совершенное воплощение в мьевилльской Армаде. Он выстроил все настолько искусно, что фантазия проникала во сны, практически ощутимы были ниточки, протянувшиеся между кораблями, через мостки и переходы; живой и дышащий на свой сумбурный лад пиратский город завораживал настолько, что раскрытие интриг ударяло внезапно и беспощадно, хотя догадаться о них можно было чуть раньше – если бы только Армада не растворяла в себе полностью. Я кляла себя, когда в очередной раз плавно раскручивался клубок тонких манипуляций, а я не могла ухватиться за ниточку до того, как правда вышла на поверхность.

В книге полным-полно уродцев всех мастей, смертей, мерзостей, отвлеченных описаний – все в духе «Вокзала потерянных снов». Но если «Вокзал» – это скорее рынок, где толкутся разнообразные персонажи, то «Шрам» – безбрежный океан возможностей. Он обширнее, глобальнее, и идеи в нем высказываются далеко за гранью здравого смысла. Пиратам – отчаянным мечтателям, разбойникам и ворам, ученым и наемникам, – ведомым парой идейных вдохновителей, суждено пережить за год такие испытания, что прежней Армаде и не снились. Целеустремленные лидеры, откликающихся на имя Любовники, проведут плавучий город сквозь сражения, докажут существование монструозных существ из детских книжек, подчинят себе морские просторы, отправятся на край света, и.. кто знает, может быть, даже смогут управлять миллионами возможностей, каждую секунду проскальзывающих по кромке реальности.

Утер Доул и Бруколак заинтересовали крепко, с самой первой встречи я жадно ловила крохи знаний о них, чувствуя, что каждый из них в меру своего темперамента еще устроит локальную катастрофу в пределах Армады. На пути ли к революции, величию, власти – да черт побери, до сих пор не знаю. К концу, когда новый виток интриг послушно раскрутился перед изумленной публикой, Доул стал мне безразличен. Так же, как и их дуэт-противостояние с Бруколаком. Словно игры закончились, и игрушки пылятся теперь в шкафу, все такие же загадочные, но осточертевшие до ужаса.

Беллис, ведущая читателя вслед за собой – жертва обстоятельств, которой удалось не потерять ясность ума во всей этой вакханалии. Мне крайне импонирует, что персонажи, выступающие у Мьевилля на первый план, всегда умны и эмоционально сконструированы на славу. Судьба у нее непростая, последствия решений отзываются как минимум болезненно, местами ею просто манипулируют. А может, вовсе не манипулируют, и обвинение это есть бесплодная попытка придать смысл некоторым событиям. Но Армада сделала для нее гораздо больше, чем просто причинила боль и перевернула сознание – она закалила ее.

Концовка чудесна, и в отличие от «Вокзальной», не разочаровывает. Там я еще могла свести все к тому, что мир сложнее, чем кажется, и не всякая история заканчивается хэппи-эндом. Финал «Шрама» я принимаю безоговорочно. Море возможностей открыто для Армады и для Беллис, и ковать свою реальность у них получится на ура. Даже не сомневаюсь.

Всплески незамутненного восторга настигали меня дважды. Сначала Любовники осуществили первую часть своего плана и совершили то, на что способны только безумцы, не знающие когда надо остановиться. Сумасброды и мечтатели, одержимые идеей построить лестницу в небо. В тот момент время замерло в предвкушении, за ним последовал краткий миг разочарования – чтобы тут же взорваться криками радостного неверия. Потрясающие по своему накалу выдох и следующий за ним судорожный вдох.

И второй раз – когда наконец значение слова, давшего книге название, раскрылось в полной мере. Упоминания о шрамах мелькают постоянно – начиная с изукрашенных лиц Любовников, заканчивая путешествием к неизведанной топографической аномалии на теле Бас-Лага. А ведь если подумать, то вся рассказанная история составлена из бессчетных проявлений Шрама; самое занимательное его воплощение можно найти на первых же страницах, но понять всю прелесть – только к концу, когда финальное крещендо вступает в свои права, бьется вытащенной на сушу рыбой и проливается дождем понимания. И одновременно непонимания.

Чудно же.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если открыть книгу и источник света будет падать сверху , то книга по периметру начинает сиять, как конфетка в яркой обертке. Конфетка. Вот и содержание конфетка — очень вкусная и захватывающая. «Вокзал..» достаточно интересное произведение, необычное, а вот «Шрам» вышел много, много лучше. Если первая книга эдакий городской триллер(детектив), то масштаб «Шрама» гораздо больше.

И хоть мир Бен-Лагоса невероятен и необычен, автору на мой взгляд, удалось создать завораживающую панораму мира. Панораму рваную, неполную, но очень интригующею. В книге много чего, но главное там — захватывающая история ,от которой трудно оторваться. За последнее время , только «Террор» оставил столь приятное впечатление. Достойный кандидат , по моему мнению, в «FantLab рекомендует».

С нетерпением ждем третью книгу

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд это лучшая книга цикла. Я поражаюсь сколько у человека фантазии, мир просто кипит и от различных совершенное оригинальных видов разумных и от фейерверка различных социальных структур и от географических и физических излишеств. Хочется остаться в этом мире, читаешь и думаешь ну автор ну напиши еще о Призрачниках о стране мертвых о соседях Нью-Корбюзона, ну не возвращайся к к сюжетной канве тут должно быть интересно!!!!!!!! Я не знаю столько идей и возможных сюжетных ходов сколько засунул автор в эту книгу другим хватило бы на жизнь и еще внукам осталось бы!

И, что для меня самое странное несмотря на слабую главную героиню (вот вызывает раздражение и все тут), и очевидную невозможность существования армады (первый бы штормик расплющил бы этот город в лепешку), при чтение ты не замечаешь этого, а я зануда редкая.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отличии от «Вокзала потерянных снов», где все события происходили в одном городе, в «Шраме«действия разворачиваются тоже в городе, но движущемся, а от того вторая книга дает хоть какое-то географическое представление о мире Бас-Лага. А мир Чайна придумал настолько огромный, поразительный, с таким числом загадок и неизвестного, что я рассчитываю, что автор будет еще много и много писать в этом цикле.

Книга является достойным продолжением первой, с сохранением всех традиций языка писателя. В ней больше интересных героев, за которыми хочется следить. Правда главная героиня меня жутко раздражала. Она получилась какая-то никакая. Постоянные жалобы, нытье и в то же время никакой самостоятельности. Вечно все за нее кто-то делал или доделывал. Самым приятным моментом было:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
наказание Беллис кнутом
. В этот момент, мне стало хорошо, наконец-то ей воздалось по заслугам за ее бесхарактерность.

Может быть я просто не понял, что именно хотел показать автор этим героем, а может ,как раз-таки, понял, но суть от этого не меняется, и гг мне не понравился. В остальном же, все увлекательно, интересно, сбалансировано в хорошем Мьевилевском стиле.

Вообще автор радует. Его книги из цикла «Нью-Кробюзон» позволяют по-другому смотреть на фантастику и фэнтези, а все благодаря его безудержной и талантливой фантазии.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я понимаю, в общем океане восторгов мой скепсис по поводу «Шрама» может смотреться несколько неуместно, но не высказать его я не могу.

Вот правда, большую часть книги было откровенно скучно. А большая часть такого толстого тома – это очень много страниц, через которые я продирался через силу, вставляя спички в слипающиеся глаза, заваривая кофе и с тоской посматривая на то, сколько страниц еще впереди. Конечно, не все так плохо.

Во-первых, эпическое морское сражение наличествует. Мне его рекламировали чуть ли не как лучшее в фантастической литературе, но у Мартина в «Битве королей», по-моему, лучше было. Но это не отнимает того факта, что сражение в «Шраме» впечатляющее и эти тридцать пять-сорок страниц пролетают как одна.

Во-вторых, аванк восхищает. У меня вообще есть некоторая слабость к китам и китовым, и загадочная, мощная, таинственная сила аванка приводит в трепет.

В-третьих, люди-комары. Точнее, комарихи. Дичь, конечно, редкая, но как написано… Пожалуй, эти самые комарихи и впечатлили меня больше всего в тексте.

А в остальном. Ну да, ну Армада, ну плавает. Не зацепило. Ну да, ну Любовники со своей странной любовью. Ну, Шрам мира. Глаза равнодушно скользили по этим образам, по этим строчкам, ни один из героев не вызывал симпатии… На мой взгляд, Мьевилю не хватило какого-то стержня, позвоночника, вокруг которого бы и плясали все эти образы. А так они свалены в кучу и лениво дрейфуют по тексту, как Армада по морям-океанам.

Простите, не мое.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Леди и джентльмены,

Пожалуй, это лучшая книга, которую я читал до сего момента. Естественно, чересчур ранимым персонажам, предпочитающим жизнь в аквариуме и радужных пузырьках, читать «Шрам», как и всё у Мьевиля, крайне не рекомендуется. Безусловно, некоторые черты того или иного героя автор делает гротескными, кое-где, наоборот, смещает акценты, но, если приглядеться к Бас-Лагу, понимаешь, что это мир, в котором мы живем, и который выплескивается на нас каждым утром, сразу после пробуждения...

Такие дела.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх