Морис Дрюон «Железный король»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: С множеством интриг | Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
1314 год, подходит к завершению семилетнее расследование дела ордена Тамплиеров. Также это последний год жизни железного короля Филиппа Красивого и относительно благополучной жизни Франции эпохи позднего средневековья.
Входит в:
— цикл «Проклятые короли»
— журнал «Букинист, № 1», 1984 г.
- /языки:
- русский (33)
- /тип:
- книги (31), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Л. Ефимов (2), Н. Жаркова (29)
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
МаксХаронКаргин, 13 июня 2023 г.
Лучше поздно чем никогда!
Наверно настал в моей жизни период, когда, наконец, дойдут руки до всех тех книг, что годами откладывались на потом, в силу самых разных причин, и терпеливо ждали своего часа на полках или пребывают растворенными в цифровом океане, дожидаясь запроса в поисковой строке.
Дрюон. Проклятые короли. Железный король.
Для людей читающих имя и названия знакомые если не с детства так с юности, для старшего поколения может быть позже, все таки издали первый роман этого цикла в году 1979. Однако, кратко пробежав отзывы, я не без удивления понял, что знание о столь знаменитом цикле не означает поголовное прочтение. Нет, такое понимание у меня было всегда, но в этом случае как-то оно помогло утешить внутренние ворчание на себя.
Что ж, по итогу прочтения первого романа, можно сказать, что он по праву может считаться избранной классикой историко-приключенческого жанра в юности и молодом возрасте вообще зашедший бы на «Ура», причем в не зависимости от пола, ибо в нем не столько стали сколько любовных переплетений, и мне лично трудно сказать, кому бы я отдал предпочтение: Дрюону или Дюма.
В связи с последним хочу отдельно отметить язык повествования. При чтении у меня было вот прямо стойкое чувство, что написанные строки принадлежат писателю века 19-го, когда подобный жанр переживал свои расцвет, а представление об истории были в духе романтизма и авантюризма. В общем браво автору и переводчикам!
Замысел сюжета всего цикла и первого романа в частности вызывает уважение. Один из сложнейших периодов в истории Франции, со множеством действующих лиц, интриг, событий, которые надо не просто упоминать или вводить в канву сюжета, но и соблюдать при этом историческую достоверность, а неизбежные допущения делать логичными и органичными если не с исторической точки зрения, то хотя бы согласными с представлениями об истории.
Тут можно, наверное, и выделить тот момент, который все-таки снизил мою оценку романа. Авантюрно-приключенческой составляющей у Дрюона все же больше чем исторической, которая описана , мне кажется, чересчур широкими мазками, хотя временной отрезок в который происходят события не велик, а объем текста не большой. Но , опять-таки , это чисто субъективное чувство или , может, желание чуть-чуть другого более взрослого человека не чуждого исторической науке.
Я не буду много писать об романе, мне хочется быстрее сравнить его с продолжением, а это для меня одна из лучших возможных характеристик.
Уверен, что и продолжение цикла вызовет желание поделится своими мыслями и впечатлениями.
До скорой встречи, история и приключения ждут))))
Автор, 18 июля 2023 г.
1. Ценность романа в стилистике и большой исторической точности.
2. Неожиданных поворотов сюжета не будет, но всё равно увлекательно.
3. «Никому и в голову не могло прийти, что поцелую, которым обменялись влюбленные возле ржаного поля, суждено в один прекрасный день изменить историю Франции и привести...» — прерываю цитату во избежание спойлера. Впрочем, даже полная цитата не спойлерит ни-че-го, ведь это великолепное, яркое обещание в романе не исполняется. «И эти двое, беседовавшие на закате мартовского дня 1314 года в Вестминстерском дворце, не могли себе даже представить, что в силу стечения обстоятельств, в силу собственных действий они дадут толчок войне между...» — и снова роман только обещает, оставляет с чувством неудовлетворённости. Для читателя может стать неприятной неожиданностью, что весь цикл надо читать как одно произведение, и авансы одной части оправдываются лишь в следующих.
4. Слабость композиции проявилась и в другом. Финал разваливается на несколько несвязанных сюжетных линий. История про ломбардцев никак не связана с неверными невестками короля.
Хитрый Дрюон. Придётся читать продолжение.
P.S. ...И оно вознаграждает.
Да, именно в свете первых трёх романов (если считать их единым произведением) композиция 1-го романа уже не вызывает нареканий, а выглядит крепкой «главой».
Shab13, 30 апреля 2021 г.
Я где-то читал, уже и не вспомнить где, что помимо прочего, Джордж Мартин вдохновлялся циклом «Проклятые короли» Мориса Дрюона, когда писал «Игру престолов». Тогда я сделал себе зарубку на память – обязательно прочитать цикл Дрюона. Годы шли, Дрюон иногда всплывал в памяти, потом забывался, чтобы напомнить о себе позже. И вот я, наконец-то (!), прочел первый роман серии – «Железный король», и могу поделиться своими впечатлениями.
Год 1314 от Рождества Христова. Седьмой год идет суд над орденом тамплиеров, остается лишь вынести приговор великому магистру Жаку де Моле и еще трем старейшинам. Тем временем, в Вестминстере, королева Англии Изабелла хочет доказать блуд своих невесток.
Сюжет очень часто переключается на разных персонажей, открывая широкий угол обзора на происходящие события. Читатель видит, как Робер Артуа плетет интриги против своей тетки Маго, узнает, насколько Изабелла несчастна в браке, и что король Филипп Красивый хочет только хорошего для Франции, побывает в темнице магистра тамплиеров и на его казни, с принцессами-прелюбодейками пройдет путь от блаженства до позора, глазами молодого Гуччо Бальони увидит весну и первую любовь.
История всегда была моей, кхм, не очень сильной стороной, поэтому мне сложно судить «историческую» составляющую, но вот «художественная» часть на высоте. Дрюон отлично выстраивает художественный роман на исторических событиях, время от времени вбрасывает факты о незначительных, на первый взгляд, вещах, который повлияют (а они повлияют) на дальнейшее развитие. Здесь нет такого, что ружья не выстрелят – они уже выстрелили более семисот лет назад, и за продолжением можно сходить на Википедию, но стоит ли?
Мартина с Дрюоном роднит то, что вот те, маленькие детали, вроде случайной встречи или короткого разговора, очень сильно влияют на сюжет в дальнейшем. В случае с Мартином, читатель понимает это, оглядываясь назад, замечая тот самый камешек, обрушивший лавину на Вестерос. С Дрюоном все немного интереснее – условный читатель (пусть он не знает истории Столетней войны) видит начало истории, и узнает от автора ее конец. Интрига не пропадает, просто вместо вопроса «чем все это кончится?» звучит другой — «как до всего этого дошло?». И это очень хороший вопрос.
«Железный король» — прекрасный роман о средневековой Франции, полной интриг и коварства.
koudiarov, 20 мая 2024 г.
Денег нет, но вы держитесь — возьмем у тамлиеров, возьмем и у ломбардцев (откуда ломбард произошел?) насильно или добровольно, возьмем еще у горожан за право красиво советовать королю по поводу Фландрии (за деньги, да!); распродажа конфискованного имущества — ну, конечно, что-то у кого-то прилепает и дается расписка! Отсрочка долгов за секс с молодой девушкой — конечно, да; передарить любовникам подарки — конечно, да — деньги тратить не надо — а любовники довольны; героиням 18 и 21 год — но уже про секс и деньги все знают; королевский суд — скор и беспощаден; чужими руками убрать дорогу к тетке и деньгам — конечно, да — граф Робер.
Как историческое полотно — вполне хорошо! Много исторических деталей, читается легко, только моментами очень коротко — прямо выдержками
werana, 3 ноября 2023 г.
Если честно то это скорее любовный роман с примитивными интригами и немного исторических моментов, есть хорошие главы, но добрая половину книги о том как вздыхают дамы и кавалеры клянутся в любвы, возраст для чтения 15-20 лет ) спасибо
tapok, 10 марта 2015 г.
Никогда не считал себя поклонником жанра «исторический роман», хотя ценю историзм в фэнтезийном мире (тут и Мартин, и Аберкромби, хотя многие будут спорить, но я отношу их к этому жанру). Однако Дрюон меня покорил.
С первых страниц я жадно вчитывался в текст. Я был очень удивлен тем, что Дрюон в такой краткой форме (в романе очень мало страниц, сейчас это уже «не модно» писать так мало), при большом количестве героев и ПОВов (вспомните год написания книги!) умудрился не скатиться до «газетного стиля» написания.
«Железный король» — книга с плавным, интересным текстом, который погружает нас в Англию и Францию 14го века. Дрюон успевает описать не только интриги вокруг престола и ордена Тамплиеров, но не забывает о нравах того времени, об окружающей обстановке. Этот роман представляет собой не подобие учебника по историю, а хорошо переделанную, сдобренную подробностями главу этого самого учебника по истории. Если вы в школе любили этот предмет (заметьте, я не упоминаю век и страны в этом конкретном предложении), то «Железный король» — это лучшее, что вы можете найти в этом жанре.
Заключение: «Железный король» — прекрасный роман, погружающий нас в средневековую Францию, претендующий на достоверность и увлекательное чтение.
kerigma, 23 августа 2020 г.
Все, кажется, читали Дрюона в юности, но как и многое, он прошел мимо меня, так что только сейчас «догоняю». Что сказать, его популярность понятна: вполне годное околоисторическое чтиво с лихим сюжетом и небанальным историческим периодом. Филипп Красивый, процесс тамплиеров, магистр произносит на костре проклятие королю, что может быть лучше в качестве основы для серии лихих исторических романов.
Недостатки, впрочем, тоже довольно очевидны, но это недостатки «легкого» популистского жанра: вымученная любовь, вымученная торжественность и пафос. Король Филипп вызывает если не симпатию, то уважение, а больше — никто. Впрочем, следить интересно за всеми, не считая юного племянника банкира: он какой-то совсем картонный, человек без черт, а только нагромождение банальностей, присущих его возрасту и положению. Остальные тоже, конечно, но в меньшей степени, и идиоты — братья короля, и еще большие идиоты — его дети. Вполне вероятно, что дело так и было, все-таки Дрюон, как я понимаю, следует в основных событиях за исторической канвой, лишь «ускоряя» где нужно сюжет и упрощая объяснения для среднего читателя, которым нужно не историческое исследование, а скорее мистический детектив. Политические вопросы затрагиваются по крайней мере в этом романе ровно настолько, чтобы хоть поверхностно объяснить действия ключевых лиц, которые на самом деле были лишь далеким и не самым важным следствием этих политических причин (я имею в виду претензии Франции в Нидерландах и описывающийся в романе план погрома ломбардских банкиров, чтобы наполнить казну).
Забавная, кстати, получилась параллель между казнью верхушки ордена тамплиеров — не за дело, а исключительно наживы ради — и казнью двух молодых повес за шашни с женами принцев — ничем не примечательные люди и, в общем, за дело. Все-таки меня удивляет: век был жестокий, молодые люди должны были понимать, чем они рискуют. И нормальный человек не пошел бы на такой риск, а они то ли правда были такие дураки, то ли опять же жестокость века предполагала несколько более равнодушное отношение к мучениям и смерти, хоть в это и трудно поверить.
В коротком романе довольно персонажей и много действия (не считая нескольких занудных страниц про чувства юного банкира). Читается на раз, хотя и выветривается из головы так же быстро.
EvilCritic, 1 сентября 2019 г.
И ЭТО БЫЛО НАПИСАНО ЕЩЁ В 1955 ГОДУ!
Вот так вот, а вы говорите — ИГРА ПРЕСТОЛОВ! Нет, точнее это я говорю и повторяю всякий раз, причем слишком постоянно, и сравниваю со всеми с чем можно и нельзя, а тут как бы и не приходиться, так как это и есть главный вдохновитель нашего всеми известного автора престоловских интриг. Никогда бы и не услышал об этой книги и всего цикла в целом, если бы не рекомендаций Мартина с громким лозунгом — это и есть «Настоящая игра престолов». Вот прям взял и заинтриговал, ну как же, ведь это САМ — Король Неторопливый, как я его теперь буду называть за его долгое написания книг.
Но дело даже не в этом, ну да посоветовал, да вдохновило, и ведь понятно почему — история то всегда будет похлеще этих ваших выдумок про фэнтезийные миры. Поэтому и читается с интересом, люди то настоящие были, и судьбы их тоже. Да, язык и стиль непривычен, иной раз так и подмывает самому конвертировать на современный лад, но всё же это не сильно мешает в восприятие.
Ну вот, добро пожаловать в Европу позднего средневековья Франций времён правления Филиппа Красивого со всеми вытекающими особенностями того времени, где Морис Дрюон даст шанс взглянуть на реальные исторические события с художественной точки зрения. Проклятия, интриги, заговоры. Куда же без этого, ведь основная суть власти не меняется — победа или смерть, и пусть история всех потом рассудит.
Спасибо за внимания.
URRRiy, 19 марта 2020 г.
Удивительно, каким боком историческую серию «Проклятые короли» посчитали прообразом сугубо потребительской «Игры престолов» (при всем уважении, к тому же автор — Джордж Мартин упоминал в качестве прообраза события войны Йорков и Ланкастеров, а это как известно Англия и другой исторический период), на мой взгляд, эта серия Мориса Дрюона в такого рода рекламе абсолютно не нуждается.
«Железный король» — это владыка французского королевства Филипп Четвертый, известный под прозвищем «Красивый». Его конфликт с орденом Тамплиеров, отнюдь не так однозначен, как указано в книге. Что касается денег рыцарей, их либо хитро спрятали, либо не нашли, в казну Франции они не попали. На выплате долгов конечно король сэкономил, но это не повод резать курицу.
Однако особенность книги все же не в событиях, а в том, как они поданы — исторические персоны как живые люди, со своими слабостями и пороками, постыдными секретами и открытой жестокостью. Ну и конечно интриги любимого героя автора Робера Артуа весьма украшают уже интригу сюжета.
Рекомендую.
Gytha Ogg, 25 июня 2017 г.
Прекрасно проработанный с исторической и стилистической точки зрения исторический роман, который будет интересен даже тем, кто не слишком увлекается историей.
Дрюон сумел вложить в такое малое количество страниц не только суть политической обстановки в западной Европе первой половины 14 века, но и быт того времени, и раскрытие характеров персонажей, которые реально существовали.
Если считать историю, изложенную на страницах учебника, двумерным миром, то смело можно сказать: Дрюон подарил событиям прошлого третье измерение. Он сумел раскрыть характеры могущественных людей того времени, взглянув их глазами на происходящее в эпоху позднего Средневековья. Из весомых, значимых фигур на карте мировой истории могущественные мира сего вдруг превратились в людей, чьи страхи, притязания и желания приобрели человечность.
Однако не все герои раскрыты одинаково хорошо. Образ тамплиеров, которых было не так уж и много в книге, производит намного более сильное впечатление, чем тот же образ Ногаре, возможно, потому что Дрюону не хватило для него страниц, но, возможно, потому что Ногаре на самом деле к моменту окончания процесса уже не было в живых.
Вывод: читать стоит, но не стоит забывать, что книга эта всё-таки художественная, а не документальная, что, впрочем, не отменяет того факта, что Дрюон мастер слова.
Kuznetsov_V_A, 17 декабря 2018 г.
Проклятіе короли — эпопея, которая во многом стала почвой для многих современных авторов, не в последнюю очередь — фэнтезийных. Очевидно приходящий на ум Мартин сам сожалел, что не успел при жизни маэстро встретиться и пожать ему руку. И надо сказать, Мартину есть чему поочиться у Дрюона (и не только мартину). Франция 14-го века в книгах мастера — живая, невероятно глубокая. демонстрируя каждый ее кусочек, Дрюон не скупится на подробности, живописуя быт, нравы, повадки и ментальность. Ближайший из современных авторов, кто отображал эти моменты с равной глубиной — это Умберто Эко в «имени Розы» и «Баудолино», хотя великий итальянец и предпочитал живописать ключевые фигуры эпохи не главными персонажами, а фоном, описывая и деонмтрируя их в ретроспективе, на передний план же выводя персон внешне менее масштабных. Дрюон же берет столпы эпохи и выставляет их напоказ во всем величии — и вовсей неприглядности.
Прекрасная книга, великолепный старт серии, которая, впрочем, воспринимаэтся цельным произведением, которое не отпускает даже по завершению. Едиснтвенное что может смутить современного читателя — это несколько выспренное изложение, явно сделанное в подражание историческим романам 19-го века. Сегодня оно может показаться слишком неестетсвеным и даже устаревшим. Впрочем, это скорее вопрос вкуса, енжели объективная претензия.
Angvat, 16 октября 2017 г.
Решил немного освежить в памяти Дрюона, который в последнее время потиху снова входит в моду, так как его книги продают под броским ярлыками вроде «Настоящая игра престолов».
Филипп Четвертый за свою жизнь дел наворотить успел, и как от современников, так и от потомков получил помимо «Железного короля» еще множество эпитетов различной степени лестности. Книга сосредоточена на финале его правления и самом печально известном его эпизоде – овеянной легендами ликвидации ордена тамплиеров. Так что с сюжетом тут все более-менее ясно и предсказуемо, так как это исторический роман, изменения небольшие по сравнению с реальным события, так что, скажем, Жак дэ Молэ чудесным образом не спасется. Зато тему с его проклятьем автор развернул по полной, по сути, оно даже название всему циклу дала. Вторая важная тема романа – дело о супружеской измене жены Людовика Десятого лично для меня не столь интересна.
В итоге имеем неплохой роман о средневековой Франции, в художественной форме дающей общие представления о событиях и нравах злополучного 1314 года. Правда, как я уже сказал, в связи с тем, что на переднем плане здесь исторические личности первой величины, никаких неожиданностей в сюжете ждать не стоит.
Ishamael, 23 июля 2012 г.
Интересуюсь историей в особенности Средними веками. Конечно, узнав о серии книг “ Проклятые короли” за авторством известного французского писателя Мориса Дрюона решил прочитать, ведь в ней рассказывается об одном из интереснейших противостояний в истории средневековой Европы, а именно Столетняя война.
Итак, серия начитается с книги “Железный король”. Сразу же хочу уточнить, что данная книга и вся серия основана на реальных событиях, произошедших при Французском дворе 14 века, но определённые спорные моменты Дрюон решил изложить со своей точки зрения. Получилось прекрасно. В книге нам описывается жизнь во Франции времён правления Филиппа IV Красивого, бывшего на то время одним из величайших европейских монархов. Сильный, умный, жестокий, он пытался сделать свою страну сильнейшим государством, но, добившись этого, народ Франции стал несчастнейшим. У него было всё, но, как известно людям мало того, что они имеют, вот и Филипп решился на беспрецедентный шаг. Засудить богатейший и влиятельный орден Тамплиеров. В итоге этот древний орден был расформирован, а эпилогом этого суда стало проклятия главы Тамплиеров Жака де Молэ. По сути, вокруг этого проклятия построена не только книга, но и вся серия. Автор старается разнообразить повествование, добавляя новые сюжетные линии, не относящихся к французскому двору, других лиц, но в итоге все они внесут свою лепту в жизнь Европы 14 века.
Написано произведение качественным и доступным языком. Редкий шанс прочитать отличный роман и узнать о реальных исторических событиях. Интересно были следить за мыслями и переживаниями главных действующих лиц. У каждого свои цели, слабости, проблемы и желания. В итоге получилось произведение подкупающее как легкостью повествования, так и возможностью узнать и представить себе жизнь в Европе в описываемое время. Читать будет интересно, как детям, так и взрослым.
toniTot, 30 июня 2018 г.
Отличный роман! Дает старт всей серии «Проклятые Короли». Думаю нам тоже нужен свой тамплиер, современный, который смог бы... я уверен ;-)
Интересные, не вымышленные герои, от того еще более живые, словно из ящика их достали и вам тут устроили спектакль на 7 книг.
Всем советую прочитать! Т. к. про наших писать не будут, не интересно, а вот про Французских королей, получилось даже очень хорошо!
У нас вроде как никого не проклинали, а зря! Ну да ладно.
SilenM, 17 января 2015 г.
По-моему скромному мнению «Проклятые короли» — лучшая историческая серия. А роман «Железный король» пожалуй ее вершина. Что же делает этот роман одним из моих любимых исторических произведений? В первую очередь сила и глубина характеров, начиная от самого железного короля Филиппа до простого ломбардца Гуччо. Во-вторых, сочетание исторической правды и художественного вымысла, придающего новые краски противостоянию могущественного короля и богатейшего ордена. Ну и конечно, трагическое переплетение людских судеб; сгорающие в костре эпохи тамплиеры и непредсказуемые поступки героев, обрекающие их близких и врагов на боль и страдания.