Джеймс Хоган «Звёзды в наследство»
Произведение в жанре космической археологии. На Луне обнаружены артефакты, возраст которых намного больше возраста всех известных человеческих цивилизаций. Их изучение приводит к неожиданным открытиям.
Входит в:
— цикл «Giants»
— сборник «The Minervan Experiment», 1982 г.
— сборник «The Giants Novels», 1991 г.
— сборник «The Two Moons», 2006 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第12回 (1981) // Переводной роман |
Номинации на премии:
номинант |
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2022 // 3арубежная книга (Великобритания/США) |
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Voyual (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neli mustafina, 15 января 2024 г.
Книга написана в 77 году и является первым опытом автора.
Сюжет такой: недалёкое будущее (по мнению автора к 2020 люди вовсю летают на Луну).
Однажды одна из экспедиций обнаруживает в пещере на Луне человека в скафандре. Умершего 50 тысяч лет назад. В связи с этим начинается расследование причин его смерти, да и вообще — придётся пересмотреть все взгляды на развитие человечества.
Почему-то планета, которую все остальные называют Фаэтон, у автора носит название Минерва. Да, да — это та что между Марсом и Юпитером.
И здесь — ещё одна версия её уничтожения. А также много: криптографии, сравнительной археологии, технологий.
Очень понравилось. Хоть автор и переоценил нас. Мы до сих пор на Луну не можем даже луноход посадить...И, кстати, у него СССР как ни удивительно для англо-американского фантаста, — очень даже неплох и жив-здоров...
Мало того, — Хогану удалось побывать на самом последнем фантконе СССР, который прошёл в Волгограде.
Очень хорошая, качественная НАУЧНАЯ фантастика, которой сейчас так мало; между прочим описан прибор, который мы сейчас называем томограф.
Что не понравилось: чувство недосказанности. Как могла цивилизация, владеющая «сворачиванием» пространства для передвижения в космосе просто так вот исчезнуть?! Еще — нет главного героя. Ну и конечно так смешно читать про «столовые и рестораны в космической ракете»...
osipdark, 2 февраля 2023 г.
И как всегда хочется поблагодарить Voyual за перевод очередной книги, неизвестной русскоязычному читателю.
«Звезды в наследство» Хогана — первая проба пера. А первый блин, как известно, порой комом. И в предисловии переводного издания с биографией и библиографией автора видно (да и без него тоже бросается в глаза), что Джеймс Хоган вдохновлялся «Одиссей...» Кубрика и Кларка. Притом больше Кубрика, и та книга, на которую я сейчас пишу отзыв — больше свободная (фанатская) новеллизация фильма, чем роман на основе сценария. Поэтому, конечно, роман Артура Кларка превосходит творение Джеймса Хогана.
В чем именно неудачность романа? Начнем с того, что создать интересную НФ в стиле космической археологии вообще сложно. Одно дело рассказ в таком жанре, а другое — целая романная форма. Первым в память бросается одноименный цикл Макдевита. Кларкианская же «Одиссея...» все же не про археологию, а про ситуацию Странного Контакта. Гораздо более любимый мною поджанр НФ, где требуется еще больше искусства, чем в космоархеологии.
Так вот, этой попытке своеобразной производственной фантастики не хватает... действий. «Наследство...» слишком описательно. Просто до ужаса, излишне, не для читателей детализировано. Явно для раскадровки. А диалогов-то почти нет. Описания вместо разговоров. И череда открытий и их переинтерпретаций вместо сюжета.
Хогану явно не хватает какой-то сюжетики в виде соревновательности, конфликта или игры в произведении. Быков в «100 лекциях...» верно заметил, что открытием советской производственной литературы стало введение игрового элемента в сюжет. Соревнование оживляет производственный жанр. А именно его подвид — это космоархеология. Здесь прямо напрашивалось введение либо соперничества за первенство в раскопках и добычи технологий древних между Советами и Штатами. Либо же более серьезной и перерастающей из борьбы идей в попытки захвата дискурса, так сказать, между соперничающими группами историков, археологов и других героев-экспертов романа. Эта линия лишь косвенно намечается, но не до конца реализуется у Хогана.
Я не буду рассказывать про сами события романа — указананную мной выше череду открытий и их пере- и просто интерпретаций. Ибо спойлеры. Скажу лишь, что для поддержания постоянного интереса у меня как читателя эти события слишком далеко постранично друг от друга отдалены. И порой их пере-интерпретации — слишком регулярно «пере» — уже казались элементами юмористической, а не серьезной фантастики. Да и не даром, смотря на них, Хогану нравились некоторые квазисторики конспирологического толка.
В любом случае первая попытка все же удачная, чем нет. Тем более что потом она разовьется в великолепный «Кодекс Жизнетворца». И, самое главное для меня, в нем космоархеология сменяется Странным Контаком. Очень качественным в исполнении и крайне интересным. Это уже настоящий роман, а не средненькая новеллизация.