fantlab ru

Станислав Лем «Кибериада»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Оценок:
617
Моя оценка:
-

подробнее

Кибериада

Cyberiada

Цикл; цикл «Кибериада»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Сборник приключений известных на всю галактику изобретателей, инженеров-конструкторов и мировых раздолбаев Трурля и Клапауция. Несмотря на то, что главные герои живут и работают в мире роботов (коими сами и являются), проблемы, которые им приходится решать, весьма свойственны каждому человеку и цивилизации людей в целом. Хотя повествование историй «идет» в форме сказок, общие выводы в каждом рассказе имеют глубокий философский смысл, а вопросы, над которыми автор заставляет задуматься, адресованы скорее взрослым, нежели детям.


Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.97 (795)
-
15 отз.
7.60 (761)
-
15 отз.
7.73 (634)
-
15 отз.
8.27 (546)
-
10 отз.
8.09 (549)
-
7 отз.
8.29 (551)
-
13 отз.
8.11 (518)
-
6 отз.
7.97 (554)
-
9 отз.
7.61 (494)
-
6 отз.
8.07 (501)
-
4 отз.
7.96 (481)
-
6 отз.
8.17 (475)
-
7 отз.
8.15 (541)
-
8 отз.
8.11 (368)
-
3 отз.
8.18 (457)
-
7 отз.
8.35 (345)
-
6 отз.
8.05 (332)
-
6 отз.
7.95 (330)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Кибериада»


Похожие произведения:

 

 


Охота на Сэтавра
1965 г.
Непобедимый. Кибериада
1967 г.
Избранное
1976 г.
Избранное
1978 г.
Избранное
1978 г.
Невероятный мир
1989 г.
Маска. Не только фантастика
1990 г.
Следствие
1990 г.
Невероятный мир
1991 г.
Невероятный мир
1992 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
1992 г.
Сказки роботов
1993 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. Кибериада
1993 г.
Кибериада
1997 г.
Сказки роботов. Кибериада
2002 г.
Книга вымышленных миров
2003 г.
Антология мировой детской литературы. Том 4 (К – Л)
2003 г.
Глаз разума
2003 г.
Солярис. Непобедимый. Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско. Рассказы из цикла
2003 г.
Сказки роботов
2006 г.
Сказки роботов
2006 г.
Кибериада
2007 г.
Сказки роботов
2007 г.
Сказки роботов
2007 г.
Кибериада
2010 г.
Кибериада
2010 г.
Семь путешествий Трурля
2010 г.
Семь путешествий Трурля
2010 г.
Сказки роботов
2010 г.
Сказки роботов
2010 г.
Кибериада. Сказки роботов
2018 г.
Кибериада
2021 г.
Кибериада
2023 г.

Периодика:

Знание – сила, № 12 1965
1965 г.
«Литературная Россия» № 25 1966
1966 г.
Знание-сила 1967 № 4
1967 г.
Искатель № 1 1968
1968 г.
«Литературная Россия» № 18 1979
1979 г.
Химия и жизнь 1987' 3
1987 г.
«Знание-сила» 10/89
1989 г.
«Знание-сила» 11/89
1989 г.
Нева № 3, март 1990 г.
1990 г.
Школьный психолог 2002 №31
2002 г.

Самиздат и фэнзины:

Тера фантастика, 2019 / бр. 19
2019 г.
(болгарский)
Кибериада
2021 г.
Соларис
2023 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Футурологический конгресс
2003 г.
Семь путешествий Трурля и Клапауция
2004 г.
Семь путешествий Трурля и Клапауция
2004 г.
Семь путешествий Трурля и Клапауция. Часть 1
2004 г.
Семь путешествий Трурля и Клапауция. Часть 2
2004 г.
Вечер короткого фантастического рассказа
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Bajki robotów
1964 г.
(польский)
Cyberiada
1965 г.
(польский)
Kiберiaда
1968 г.
(украинский)
Bezsenność
1971 г.
(польский)
View from Another Shore
1973 г.
(английский)
Maska
1976 г.
(польский)
Blick vom anderen Ufer
1977 г.
(немецкий)
Cyberiada
1978 г.
(польский)
Powtórka
1979 г.
(польский)
Kyberiaden
1981 г.
(норвежский)
The Mind's I. Fantasies and reflections on self and soul
1982 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever
1982 г.
(английский)
Die Rekonstruktion des Menshen
1988 г.
(немецкий)
Кіберіада
1990 г.
(украинский)
Buonanotte Sofia
1997 г.
(итальянский)
The Flying Sorcerers: More Comic Tales of Fantasy
1997 г.
(английский)
The Flying Sorcerers
1998 г.
(английский)
Fantastyczny Lem
2001 г.
(польский)
The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever
2003 г.
(английский)
Bajki robotów
2013 г.
(польский)
Казки роботів. Кіберіада. Маска
2016 г.
(украинский)
Кіберіада
2018 г.
(украинский)
Кіберіада
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как странно: за такое нудное, маниакально-депрессивное произведение, как «Солярис» люди ставят «10», а за прекрасную, фантасмагорическую «Кибериаду» — «8», «7» и даже ниже.... Правда, странно.

Два безумных профессора — друга-врага, постоянно сражающихся за право называться «лучшим механиком-изобретателем всех времён и народов», обидчивые, с завышенной самооценкой и маниакально-подозрительные вычислительные машины — детища этих профессоров, жадно-туповатые неписи, окружающие главных героев, наконец, кризис общества под гнётом роботов — всё это мир Кибериады.

Машины, априори обиженные на своих создателей — это Вас удивляет? Ну-ну, разве мы сами не обижены по жизни на Господа, на Творца нашего? Ведь кучу несправедливостей сотворил Господь — неравенство там, несправедливость... А почему машины, сотворённые нами, должны быть нам благодарны? Вот и показывает Лем, что цифровые машины (кампутеры) на нас тоже очень даже обижены: тем, что мы их не ценим, с их мнением не считаемся.

(заметьте: наиболее озлобленные, гениальные и безумные машины Трурль творит когда его друга-врага Клапауциуса сделали ректором Университета. Неужели Вы никогда не испытывали в жизни схожих чувств?)

А когда зарвавшийся от самомнения Трурль создал машину, умеющую делать всё на букву «Н»? Так его ждали два облома:

1 — когда машина отшила его, сказав, что только на обычную, польскую «Н», а не на «Н» всех остальных алфавитов. Ага! Жадность-то не прокатила!

2 — когда машина прекрасно справилась с заданием «сделать Ничто», а Трурль потом униженно просил вернуть в космос «муравок». «Я умею делать всё только на букву «Н», например, «Ничто», а мурваки — на букву «М». Муравок не будет!»

«Муравок не будет«! — отрезает машина нытьё своего человека-создателя. И вправду: после того, как создав Ничто, Машина уничтожила муравок, мы, люди, так и не имеем понятия, какие красивые были раньше муравки, и что такое муравки вообще не представляем.

А Ловушка Гарганциана — эта сатира и на Советский Союз и на Соединённые Штаты?!

А как конструкторы выкручивались, попав на удочку к царю Жестокусу? Царь-то наш Жестокус покорил их тем, о чём в тайне мечтают ВСЕ учёные в мире — шиком, почётом, роскошью и почитанием, да только и задачу поставил сообразно их конструкторскому самомнению!

Говорят, что кто в армии служил, в цирке не смеётся. По логике вещей, кто работает в мире науки, не должен смеяться, читая «Сказки роботов». Но, сцуко, всё равно смешно!

«Человеческое, слишком человеческое» — если в двух словах передать квинтэссенцию, посыл Лема. Да, именно таков слоган Кибериады!

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думается, Лем такие частушки и анекдотцы может писать левой ногой в состоянии комы, совершенно не напрягаясь и даже не задумываясь. Его эрудиции, ума и чувства юмора хватило бы еще на десяток таких же книг, как «Кибериада», просто в какой-то момент эта тема стала ему, по-видимому, скучна, или он написал, что хотел, или пленка в диктофоне закончилась, или чайник вскипел, и он чай пошел пить, а когда вернулся, перечитал, хмыкнул и отослал издателю.

Сборник этот — чистейшей воды выпендреж, написанный то ли на спор, то ли от скуки. Множество использованных жанров призваны продемонстрировать глубину авторской мысли, его начитанность, широту владения литературными приемами, способность к изящной стилизации, фигу в кармане, издевательский прищур и высоту пьедестала авторского памятника, на который читателю не забраться даже с лестницей.

Поток лингвистический шуток, поначалу забавляющий, в какой-то момент наскучивает, потом начинает раздражать, и каждую новую ты встречаешь зевком — матка-бозка-ченстоховска, он опять шутит... В каждом рассказе можно найти какой-нить смысл, или даже два (или даже одиннадцать с половиной, если ты — Лем), однако быстро мораль перерастает в морализаторство, а умные мысли в назидательность. Интеллектуальное издевательство, поначалу радующее и забавляющее, становится самодовлеющим, самозарождающимся и повторяющимся: больно уж однообразно глумление, как заезженная пластинка, как бородатый анекдот, рассказанный записным остряком сотню раз, всем давно известный и не вызывающий ничего, кроме желания этого самого остряка придушить во сне подушкой — чтоб не мучился и других не мучил. Ведь фактически Лем использует один и тот же прием, на котором основаны все шутки и большинство сюжетов книги — разрыв шаблона (в стиле «хоронили тещу, порвали два баяна»): робот сидит при свете свечи и пишет гусиным пером, попутно смазывая маслом свои суставы. Этот прием (комический эффект вызывается разницей в технологиях) повторяется стократно в разных вариациях и смешит только несколько первых раз, а потом вызывает только лютый фейспалм.

При всем при этом моем брюзжании и занудстве я не могу сказать, что сборник плох. Нет, он хорош, потому как Лем в принципе не способен опуститься ниже определенного, очень высокого уровня, а некоторые вещи из книги — вроде «Блаженного» вообще гениальны. Но я при чтении часто испытывал негативные эмоции — скуку и раздражение, слишком часто, чтобы утверждать, что мне это понравилось. Судя по всему, Лем не совсем мой писатель, и кажется, что чем дальше, тем больше.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление от цикла двойственное. С одной стороны, интеллект и эрудиция автора не ставится под сомнение; даже если бы я не знал, что это Лем, я отметил бы, что автор наверняка занимается не тольеко художественной литературой, но и весьма близок к науке и философии. С другой стороны, нагромождение псевдофилософских построений и научных терминов в совокупности с нарочито архаичным «сказовым» стилем изложения делает эти, вроде бы, юмористические произведения на редкость трудночитаемыми. Воспринимать их не легче, чем «твердую» НФ того же автора. Вообще заметно, что Лем часто увлекался, не думая о читаемости своих книг – фрагменты, в стилистическом отношении шедевральные, зачастую сменяются у него длинными и скучными наукообразными построениями.

За наукообразными построениями и вычурным стилем некоторых рассказов, скрывается, увы, весьма слабый сюжет и юмор на уровне детской сказки. Впрочем, другие рассказы действительно веселые, а отдельные фразы тяготеют к афористичности. Но рассказов таких меньшинство.

Итог: очень умно, очень научно, иногда весело, да чаще скучно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мы еще до конца не оценили весь гений Лема, если судить по этому сборнику. Как ни парадоксально, этот сборние навеял у меня сравнения Лема с Салтыковым-Щедриным!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня удивил этот сборник и на время чтения полностью очаровал — попадаешь в свой довольно сложный и виртуозный язык Лема, наполненный остроумием, обилием эпитетов, словесных изворотов, придуманных слов и имен. Манера письма дробная, вывернута ритмом сказки. Собрала много цитат уникальных по своей красоте и образности мыслей.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх