fantlab ru

Станислав Лем «История бит-литературы в пяти томах»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
121
Моя оценка:
-

подробнее

История бит-литературы в пяти томах

«Historia literatury bitycznej»

Эссе, год; цикл «Библиотека XXI века»

Аннотация:

Предисловие к коллективной монографии, посвящённой возникновению и развитию литературного творчества компьютеров. Описаны периоды компьютерного словотворчества, подражательного творчества (между прочим, рассказывается, что творчество любого писателя-человека можно изобразить в виде многомерной фигуры в семантическом пространстве и даже заполнить имеющиеся в этой фигуре пробелы, «дополнив» таким образом, скажем, сочинения Достоевского) и «зачеловеческого» творчества, уже не целиком доступного пониманию людей и носящего в основном философский, а впоследствии даже теологический характер.

Входит в:

— цикл «Библиотека XXI века»  >  сборник «Мнимая величина», 1973 г.


Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в 10 томах. Том 10. Насморк. Абсолютная пустота. Мнимая величина. Голем XIV. Провокация
1995 г.
Библиотека XXI века
2002 г.
Библиотека XXI века
2004 г.
Мнимая величина. Голем XIV
2010 г.
Мнимая величина. Голем XIV
2010 г.
Мнимая величина. Голем XIV
2010 г.
Библиотека XXI века
2021 г.
Провокация
2023 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Апокрифи
2002 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своей «Истории бит-литературы» С. Лем предвидел ажиотаж, который сейчас возник вокруг нейросетевого творчества: «Опасались, что возникнет индустрия «креативных услуг» и культура станет кошмарным раем: коль скоро первый встречный по первому своему капризу получает шедевры, мгновенно создаваемые машинными «суккубами» или «инкубами», которые безошибочно окукливаются в духов Шекспира, Леонардо, Достоевского... то рушатся все иерархии ценностей, ведь пришлось бы бродить по колено в шедеврах, как в мусоре. По счастью, подобный апокалипсис мы можем причислить к сказкам.

Мимезис, поставленный на промышленную основу, действительно повлек за собой безработицу, но лишь среди поставщиков тривиальной литературы (НФ, «порно», авантюрное чтиво и т.п.); там он и впрямь вытеснил людей из сферы интеллектуального производства; но вряд ли это особенно огорчит добропорядочного гуманитария.»

Апокалипсис, о котором он пишет, уже начался, а вот насколько будет огорчен добропорядочный гуманитарий — покажет время...

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хе-хе, круто. Вы думаете, пройти тест Тюринга — это высшая ступень развития ИИ? Нет, по-настоящему мир изменится в тот день, когда тест Тюринга не сможет пройти человек, а спрашивать будет машина! В самом деле, обладает ли человек сознанием с точки зрения компьютера?

Чёрт побери, Лем между делом вбрасывал идеи, к которым НФ подбирается лишь сейчас. Совсем недавно Уоттс ошарашил мир «Ложной слепотой», в которой поставил вопрос, никому до того не приходивший в голову: разум и сознание — это одно и то же? Но даже он не посмел усомниться, что человек обладает сознанием. Лем обошёл его на повороте ещё полвека назад (не первый раз, впрочем. Тот же Уоттс признавался, что хотел написать книгу о разумном океане, пока не узнал, что такая книга уже написана Лемом).

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предисловия к этому пятитомному труду собственно истории, то есть хронологического расписания текстов не-человеческого происхождения, не касаются. Скорее, это почти несвязанные между собой размышления о том, в каких направлениях может развиваться битистика. То есть своеобразные прикидки технического задания программистам, которые возьмутся реализовывать компьютерных авторов. Зато этих прикидок – много, и они безумно интересны. Коснусь лишь мимезиса, идеи перевода текста в «n-мерное тело отражений» – «внутренне концептуальное пространство», а также возможности это «тело отражений» представить в виде «сложной, многослойной, апериодической и переменно-асинхронной фигуры, созданной из „пылающих нитей” – то есть из миллардов „значащих кривых”».

Здесь целый веер расходящихся практических применений этого «тела отражений»: рекомендации по организации процесса машинного перевода; визуализация текста как такового («Тут видно, что качество оригинального текста имеет отчётливое соответствие в геометрической „красоте” семофигуры!»), использование семофигур для представления общей картины творчества отдельного автора и (!) «восстановления» недописанного этим автором. Заметим, что и тут Лем не удержался от того, чтобы не лягнуть НФ: «Мимезис, поставленный на промышленную основу, действительно повлёк за собой безработицу, но лишь среди поставщиков тривиальной литературы (НФ, „порно”, авантюрное чтиво и т.п.); там он и впрямь вытеснил людей из сферы интеллектуального производства; но вряд ли это особенно огорчит добропорядочного гуманитария».

Небольшой по размеру текст предисловий густо насыщен подобного рода предложений (или предположений). А в разделе моноэтика можно позаимствовать ряд неологизмов: словопийца (читатель), словотяп (графоман), словоришка (плагиатор), словнюк (грубиян) и т.п.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Господа писатели, критики, рецензенты! Трепещите, на сцену выходит новый игрок, а именно компьютер. Машины создают почти всю развлекательную литературу: фантастику, фэнтези, порно, любовные романы, люди пишут только серьезную литературу. А рецензируют произведения так, что писатели считают их самыми верными и искренними читателями, которые полностью понимают, что хотел донести писатель в своем опусе.

Конечно, это все пока фантастика, но кто знает, что произойдет лет так через 200?!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мыслящие машины сомневаются в том, что человек мыслит. Логично...

Тут говорится не только о «нечеловеческой литературе», тут присутствуют и антиматика, и терафизика, и прочие красивые идеи-чудовища.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх