Гай Гэвриел Кей «Гобелены Фьонавара»
- Жанры/поджанры: Фэнтези («Классическое» фэнтези | Эпическое фэнтези | Артуриана )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Тёмный властелин | Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Обитатели мира Фьонавар тысячелетие назад в Великой Битве одолели силы тьмы и заключили их властелина Ракота Могрима в подземную темницу. Но время покоя делает стражей беспечными, и Ракот находит путь к освобождению. Однако, маг Лорин Серебряный Плащ приводит с собой с Земли тех, кому судьбой предначертано встать на пути Тьмы и плечом к плечу с новыми друзьями принять бой.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— условный цикл «Миры Фьонавара»
Номинации на премии:
номинант |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1987 // Мифопоэтическая премия фэнтези цикл | |
номинант |
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 1987 | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2000 // Переводная книга фэнтези (Канада) |
- /языки:
- русский (9), английский (10)
- /тип:
- в планах (1), книги (17), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Ибрагимова (5), И. Тогоева (7)
В планах издательств:
Издания:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 10 октября 2023 г.
Признаюсь: я очень многого ждал от «The Fionavar Tapestry».
Слишком многого.
Во первых, это классическое «Высокое Фэнтези», то самое, которое я люблю. Романтичное, светлое, печальное, эпическое — каким оно и рождено когда-то.
Во вторых, это Гай Гэвриел Кей — один из лучших мифотворцев современности, чей «The Sarantine Mosaic» крепко осел в числе моих любимых книг. Его тексты отличают глубина, невероятная поэтичность и красота. Что я мог ожидать от его дебютных романов, вошедших в списки лучших представителей жанра? Наивности, искренности и красоты. Той юношеской «нечёсанности», которая зачастую украшает дебюты талантов, неповторимой печали первых разочарований и робкой надежды на будущее, не отравленной цинизмом и релятивизмом.
С моей точки зрения цикл почти не получился. Почему именно «почти» — объясню под конец. Да, Кей попытался написать высокое фэнтези, отталкиваясь, с одной стороны, от мифопоэтики кельтской мифологии, включая «Артуриану», с другой же опираясь на традицию, порождённую Толкиеном. Но он подошёл к делу излишне механистично, попытавшись не просто выплеснуть на страницы своего дебютного романа свои чувства и переживания, выразить в нём своё мировидение, но совершив попытку сделать это «правильно». И этого точно нельзя было делать — молодому таланту не хватило профессионализма, чтобы выверить текст «как положено», что и исказило всю поэтику романа.
Гай Гэвриел Кей хорошо чувствовал, что он должен написать — но его разум и руки не смогли этого сделать, не смогли перенести на бумагу душу и сердце.
Всё начинается с мира, который не имеет чётких очертаний, у него мало истории, его пейзажи не встают перед нашими глазами буйством красок, он не привязывает к себе, как Средиземье, как Земноморье, как Амбер. Он условен, и это лишает его жизни — абстрактное королевство людей, степи кочевников, леса альвов, горы гномов, даже ракотовый Старкаш — не более чем антураж, причём поверхностно сделанный.
Другое, что меня смутило — само собой, герои. Когда на первых страницах появились несколько молодых людей, будущих «попаданцев» — это смотрелось интересно, каждый из них был личностью. Позже они все растворились в сюжете, и в этом нет ничего удивительного, ведь автор ещё не научился создавать характеры, и едва ли не все жители Фьонавара представляют из себя бродячий картон, к которому приклеены сюжетные характеристики, и не более того. Чаще всего персонажам не удаётся выразить себя, слишком много Кей наплодил сюжетных линий, и слишком они все обрывисты и как бы незакончены. Позже автор научится разбавлять сюжетные линии вставками, отступлениями и экскурсами, что будет дивно расцвечивать его романы, пока что же — увы! — всё достаточно невыразительно, и ни одного героя, за исключением, быть может, Диармайнда, мы не можем представить в лицо. Я уж молчу о привязанной грубой ниткой линии короля Артура, Ланселота и Джиневры, которая здесь не нужна от слова совсем, просто молодому автору хотелось продолжить и завершить историю одного из самых легендарных персонажей Средневековья.
Короче говоря, Гай Гэвриел Кей здесь учится писать, но, нужно признать, пока не умеет. Не умеет создавать мир, не знает, как писать персонажей, не понимает до конца, как излагать на бумаге свои страсти и фантазии. Поэтому мы не привязываемся ни к миру, ни к персонажам, нам не захочется прогуляться по лесам Данилота, и степи дальри не тронут наше сердце. Слишком много искусственного пафоса, напыщенного, излишне приторного драматизма, механистической и ненужной поэтики, которые делают текст каким-то неживым.
Но последняя сотня страниц — да, она окупает много. Завершая свою трилогию, Гай Гэвриел Кей наконец-то нашёл свой стиль, и смог достойно и красиво завершить начатую историю, свести, наконец-то, водянистые линии сюжета в одну мощную и полноводную реку, и именно эта, последняя, сотня стала для меня истинной наградой, тем, что я искал в это трилогии. Поэтому я и говорю — «The Fionavar Tapestry» почти не удались, ткач только под конец своей работы стал мастером, едва не испортив весь узор.
Сейчас Гай Гэвриел Кей работает в совсем ином жанре. Во Фьонавар он возвращаться не желает, да и не может, ведь тот опытный мастер, автор-художник и философ должен будет полностью перекроить свой мир, и он уже будет совсем другим, не тем, что прежде. Дело даже не в том, что он вырос из своего юношеского стиля, просто Фьонавар — слишком «сырой» мир, чтобы в него можно было вернуться.
Так что да, лично я — разочарован. Ждал большего. Ждал, что у меня захватит дух, будет петь сердце, охватит светлая грусть и ностальгия... Увы.
Тимолеонт, 6 марта 2024 г.
Что больше всего радует в этой трилогии — автор быстро учился и развивался. Каждая последующая книга только лучше предыдущей, рассказывая одну большую историю, Кей не расслаблялся и явно думал, как поведать её интересней.
Ну а что сказать в целом? Я тоже не назвал бы это плагиатом, но всё же нельзя не признать, что Толкиен был кумиром автора и он явно восхищался «Властелином колец». Но в эпигонство, повторюсь, Кей не скатывается и изо всех сил пытается рассказать собственную историю, насколько у него это получилось — вопрос отдельный. Всё же «Гобелены» откровенно хуже написаны — это проявляется и в излишних словесных и образных конструкциях, и в перегруженности ненужным символизмом (у Профессора он был намного органичней и естественней), да и в целом не таком увлекательном сюжете. Тем не менее, сильная сторона Кея — персонажи, вот они удались на отлично. Атмосфера тоже удалась — кельтский грядущий апокалипсис внушает настолько, что в некоторые моменты я даже надеялся, что хеппиэнда не будет. Да и то, что автор не стеснялся учиться и развиваться, даёт мне надежду и заставляет взяться за последующие книги.
Deliann, 15 декабря 2023 г.
Открыл «Гобелены Фьонавара» и отчётливо ощутил дух «Властелина колец» с «Сильмариллионом». В этом нет ничего удивительного, так как незадолго до написания трилогии Гай Гэвриел Кей помогал Кристоферу Толкину разбираться в черновиках отца. Однако поразительно, насколько сильнó творчество Профессора, что оно вдохновляет начинающих авторов и помогает им открывать двери в собственные вселенные. Так Ник Перумов вдохновился на создание Упорядоченного, сделав свои первые писательские шаги на ниве вольного продолжения «Властелина колец». Или вот Гай Гэвриел Кей, который скрестил «Властелина колец» с кельтской мифологией, благодаря чему смог подарить читателю 15 добротных фэнтезийных романов про Фьонавар.
Но это будет потом, а в 1984 году «Гобелены Фьонавара» стали дебютом Кея. И, к сожалению, большинства проблем пробы пера автору избежать не удалось. Главная из них – это вторичность.
Перед нами очень типичное фэнтези с Тёмным Властелином, эльфами, гномами, высоким седобородым волшебником и спасением мира. Правда, местный Гэндальф приезжает не в Шир за хоббитами, а в Торонто за пятью студентами, дабы сделать из них бравых попаданцев в мир приключенческого фэнтези. Но сути дела это не меняет.
И хоть написана трилогия профессионально, автор неплохо владел языком уже тогда, но в книгах не хватает какой-то искры, чего-то особенного. «Тигану», «Сарантийскую мозайку» и «Львов Аль-Рассана» я хорошо помню спустя годы после прочтения, а «Гобелены Фьонавара» выветрились из памяти уже через неделю.
Книги рекомендую, только если вам очень нравятся стандартные фэнтези-приключения и ничего другого вы у Кея не читали. Иначе невольные сравнения могут изрядно подпортить впечатления.
Iriya, 8 ноября 2022 г.
«Она видела, как возникали миры — сперва Фьонавар, а затем и все остальные — в том числе и ее собственный, возникновение которого было похоже на мгновенный промельк времени. И Боги являлись ей, и она знала все их имена, и прикасалась — да только не могла удержать, ибо этого не может ни один смертный, — к самой сути того невероятно сложного рисунка, что ткал на своем станке великий Ткач...»
Знакомство с творчеством Кея у меня началось с романа «Тигана», который оставил после себя только хорошие впечатления. Поэтому я решила продолжить чтение работ автора с самых первых книг цикла «Миры Фьонавара», принесшего ему мировую известность. А именно — с трилогии «Гобелены Фьонавара», которая включает в себя следующие части: «Древо жизни», «Блуждающий огонь» и «Самая темная дорога». Не могу сказать, что переворачивая последнюю страницу трилогии, я была в восторге от прочитанного. Однако обо всем по порядку.
О чем произведения? Все начинается с того, что однажды пятеро студентов Университета Торонто на кельтской конференции знакомятся с необычным человеком и вскоре обнаруживают, что их втягивают в конфликт между Тьмой и Светом. Все дело в том, что где-то в волшебном королевстве Расплетающий Основу угрожает уничтожить великий Гобелен жизни и стремится скрыть грядущее первого из миров Вселенной в своей черной зловещей тени. Героям предлагают присоединиться к возродившейся войне.
Несомненно, данная трилогия — это грандиозная дань уважения «Властелину колец». Кей затягивает читателя в историю, сильно напоминающую шедевр Толкина как развитием многих событий, так и особенностями самого фантастического мира под названием Фьонавар. Буквально с первых глав отважные молодые люди присоединяются к магам, альвам (аналогам эльфов), гномам и силам Верховного короля, чтобы сразиться с коварным Ракотом Могримом, вырвавшемся из своей горной тюрьмы. При этом в полотно сюжета были вплетены мотивы кельтской, нордической и тевтонской мифологии. В том числе присутствовали и персонажи легенд о короле Артуре, что на мой взгляд, оказалось лишним. Да простят меня поклонники артурианы.
«Некоторые поступки — независимо от того, во имя добра или зла они совершаются, — находятся так далеко за пределами нормального человеческого поведения, что заставляют нас, когда мы о них узнаем, перестраивать все свое восприятие действительности, чтобы подыскать им в этом восприятии соответствующее место.»
Первая книга, особенно ее вступительные главы, была довольно интригующей. Мне хотелось побольше проникнуться персонажами, впитать прелести окружающего их фантастического мироздания, погрузиться в пучину происходящего действа. С каждой страницей я благодарила автора за его поэтический стиль письма — витиеватость фраз, глубину мыслей, образность выражений и наличие стихов. Казалось, что я попала в сказку, где шепчут деревья в лесу, звенит серебряными переливами озеро, а чувства людей понятны даже луне, беспрепятственно заливающей своим сиянием ночные просторы королевства. Но со временем герои, антураж и тем более происходящие события перестали производить на меня должного впечатления — все оказалось очень поверхностным. И даже народ степных кочевников, за которыми изначально интересно было наблюдать, не спас положения. Дальше была вторая книга с необъяснимым обилием драматизма, эмоций и неутолимых сексуальных порывов. Я окончательно остыла к этому произведению и читала третью книгу лишь с целью узнать, чем автор решил ознаменовать финал.
«Мы — лишь сумма собственных желаний.»
Несмотря на то, что Фьонавар полон достопримечательностей, а его прошлое бурлит именами героев, все рассказанное автором виделось размыто. Не было четкой картины мира — ни в его структуре, ни в конформации территорий, ни в истории прошлого, события которого хронологически следовали друг за другом на протяжении эпох, чтобы мироздание стало таким, каким мы его видим в книгах. Тоже самое можно сказать и об упомянутых героических фигурах минувшего, которые не выделялись чем-то интересным, а их имена так и остались только именами. Другой проблемой стала неправдоподобность описанного. Люди из 20-го века попали в волшебную страну, чтобы принять участие в войне на стороне мифического мира, пожертвовав собой. Мне оказалось сложным представить себя на их месте. При этом на каждого Избранного каким-то чудесным образом нисходили знания — не было никаких проблем находиться в реалиях средневековья без электричества, техники и привычных благ современности. Все им удавалось сделать настолько легко, что в некоторые повороты сюжета совсем не верилось.
«А потом любовь, любовь — самая глубокая пропасть в последовательности дней его жизни.»
Самое большое впечатление на меня произвело появившееся в самом начале произведения Древо Жизни, образ которого был непосредственно заимствован в кельтской мифологии. Остальное изобилие чудес и фантастических существ лишь заставляли пожимать плечами, поэтому в какой-то миг мне стало все равно, кто найдет магический Рог и вызовет многочисленное воинство божеств. Идея Избранных тоже была созвучна с древними легендами и производна от них. Но эти образы оказались совсем не уникальными в контексте этой истории, потому что каждый из них оказался предсказанным каким-то волшебным пророчеством и предопределен для каких-то великих целей. Конечно, история героев более сложна, а их путь более запутан, чем может показаться на первый взгляд. Да и автор постарался дать им какую-то психологичность, но мне до последней страницы казалось, что о подобных людях и судьбах я уже много где читала. Наличие же действующих лиц, сошедших сюда со страниц цикла о короле Артуре, как я уже говорила ранее, мне вообще показалось абсолютно лишним.
«Когда блуждающий огонь
Ударит в сердце Камня,
Последуешь ли ты за ним?
Оставишь ли свой дом?»
На примерах действующих лиц автор постарался раскрыть злободневные темы всех времен и миров: о любви и судьбе, о свободе и искуплении. Эти вопросы звучали мощно на страницах произведения, однако их пояснение было абсолютно непоследовательным. Иногда казалось, что в этих книгах слишком много стрел купидона, любви с первого взгляда и счастья до конца жизни. Я была абсолютно не готова к таким банальностям. При этом некоторые важные события в повествовании были не совсем конкретизированы. Мне сложно называть категорию читателей, которым понравится или, наоборот, не понравится данная трилогия. Лично я немного устала от героев, мотающихся по всему фэнтезийному миру, в котором на разных землях появляются уникальные магические существа, чтобы найти уникальные магические предметы и выполнить уникальные магические ритуалы... и так до бесконечности, а точнее до финала. Получилось немного вторично. И все же я обязательно продолжу знакомство с творчеством Кея. Впереди меня ждет «Мир Джада» и «Сарантийская мозаика». Всем добра!
«Всегда хотя бы частично отказываешься от собственной независимости, когда с кем-то делишь свою жизнь. Но при этом связи между людьми становятся только глубже.»
Нойкед, 23 ноября 2016 г.
Прочитав во время оно, да ещё и с удовольствием, «Песнь Арбонны» и пролистав в оригинале «Сарантийскую мозаику», немыслимо обрадовался переизданию, да ещё и в омнибусе, «Гобеленов». С трепетом открыл её в начале Августа и с тех пор на протяжении уже нескольких месяцев честно пытаюсь найти в этом неповоротливо — затянутом повествовании со своеобразным переводом миллионы тех восторгов, которые описываются на задней части обложки...
Готов принести тысячи извинений тем, кому «Гобелены Фьонавара» понравились по настоящему, но мне, к сожалению, ничего особо положительного про это произведение сказать нечего. Достаточно заурядный мир, скомпилированный из Артурианского цикла смешанного слегка с кельтской мифологией, с основой в виде классического, почти толкиеновского, противостояния добра и зла. Пускай и «попаданцы» (Господи! тогда и слова то такого, наверное, ещё не было) не совсем типичные, и есть своеобразная ( пускай и, преимущественно вторичная) мифология, но в целом трилогия оставляет весьма неоднозначное впечатление. Начиная от картонных аборигенов, поступки которых достаточно часто просто лишены какой то логики и заканчивая приторно — тяжёлым пафосом, который пропитывает каждую вторую страницу. Если это такой авторский приём, то готов признаться в том, что не воспринял его.
Если бы не было периодических полу — эротических сцен, то могло бы сложиться впечатление, что в руки попалась рукопись некоего подражателя Морриса начала 20 века.
Вместо эпической фэнтези, получился, на мой взгляд эпик, если и не фэйл, то что то похожее. Т.к. книжка, очевидно, пользуется популярностью, с удовольствием обменяю свой экземпляр на что то более примитивное и близкое мне по духу.
ufc4gfh, 18 ноября 2017 г.
Что тут скажешь! Правильно автор поступил, что впоследствии ушел от мира фэнтези к исторической фантастике.Там все получилось. А это можно прочесть только постоянно напоминая себе, что это дебютное произведение.
Самое ужасное — это начало: Можно ли назвать адекватной реакцию, точнее отсутствие реакции, наших современников на встречу с представителями параллельного мира и предложение куда-то там с ними отправиться? А для них это выбор типа куда пойти вечером: В Макдональдс или в Бургеркинг...
То что я после этого не бросил читать — это заслуга Сарантийской мозаики и Поднебесной. И в-общем-то, дальше пошло лучше. Временами даже увлекало.Автор уже освоил технологию создания образов и сюжета и неплохо справился с их развитием. Но, наверное, замах на эпопею типа ВК, был все же преждевременным: слишком одномерные характеры, слишком много штампов и заимствований.
Главное, что хочется сказать в итоге:Если Вы никогда не читали Кея, не начинайте с этой трилогии: рискуете не добраться до его НАСТОЯЩЕГО ТВОРЧЕСТВА!
Dantist1, 8 октября 2018 г.
Крайне слабо. С первых строк не покидает ощущение неестественности всего, начиная с героев и их реакций, заканчивая миром в целом. Так и хочется сказать: « Не верю!».
Из недостатков ещё можно отметить практически полное отсутствие магии
Может другой цикл будет интереснее.
Shean, 2 мая 2015 г.
Гобелены Фьонавара — ОЧЕНЬ традиционное фэнтези.
То есть, строго говоря, его надо читать либо уж очень неискушенному читателю (и, я уверена, как подростковое чтение — это отличный вариант), либо идти путем сравнений.
Ну, как бы, вот например существует некоторая всем известная песня. «Кукушка», Виктор Цой. И ее каверы: Земфира, Анита Цой, Полина Гагарина. Если вы вообще любите эту песню, вы, разумеется, послушаете новый кавер. Не потому, что вы ожидаете каких-то новых аккордов или гармоний, новых слов — вам интересна версия.
Традиционный фэнтези сюжет сегодня — это каверы «Кукушки» в исполнении Шнура, Prodigy, Дмитрия Хворостовского, Риханны, полностью диджитальной яой-команды и Валаамского мужского хора.
Интересно? Конечно.
Вот и Фьонавар, то же самое.
Так-так, и сколько у нас народу, вошедших в шкаф, выйдет из шкафа назад? И, раз уж они не сибсы, кто-нибудь из них с кем-нибудь поженится? А какие тут эльфы? А кто за орков? И как именно уклондайкают Главного гада? А сколько тут мифологий? Целых три? Хм... и что, Тень снова останется жив после Дерева? А Пак, значит, сын Кернунноса? Он же Талиесин? Интересно. А на ком после всего-всего женится Возрожденный Дракон — на Мин, Илэйн или Авиенде?... Кто-кто лежит в Келед Зараме?
Ну, я смеюсь, конечно, но это же был совершенно откровенный пасьянс — накидать традиционных карт, и раскладывать по сторонам света — на кого что ляжет.
Всех инноваций — вонючий черный лебедь. Очень клевый, впечатляющий, интересный черный лебедь, о котором толком так ничего и не узналось, что за зверюшка, кто ее так...
Ну и, простите великодушно, но Атрайю на розовом суперпони — это было уже чуть-чуть слишком.
Ashenwail, 30 апреля 2017 г.
Сразу скажу: купил омнибус АСТ, который теперь лежит на полке. И выбросить жалко — издание-то хорошее, и место занимает.
Второе скажу: я, в принципе, всегда готов излить накопившуюся, за время прочтения романа, у меня жёлчь, но это — если в принципе роман интересный, а разные вещи напрягают. Тут же, увы, всё грустно.
1. Малая группа стандартизированных американских подростков — слега ударенных на голову.
2. Мир, стандартизированный под стандартизированного американского подростка.
3. Американские Боги — политкорректная, дехрианистизированная система мира (богов over 9000, а Творца аврамической традиции нет).
4. Нью-Йорк — город контрастов. А у нас «Гобелены» — мир контрастов.
5. Много патетики. Я люблю патетику, но когда она — живая, с трагизмом и комизмом, а не пустая, как здесь.
6. А вот магии нет. Жалкие потуги, там описанные, это — не магия.
Возможно, при переводе были потеряны неуловимые стилистические и смысловые параллели, понятные среднестатистическому американцу, но ИМХО — слабо.
Тем, кто хочет прочитать — прочтите сначала в электронке, и, если понравится, покупайте омнибус АСТ. Тем, кто читает ТОЛЬКО печатные книги — не покупайте (отдам свою)
SofiiaFh, 11 декабря 2021 г.
Прекрасное подростковое фэнтези, которому адски не повезло с переводом и изданием. О самом переводе достаточно сложно судить, но то, что готовый текст нужно было вычитать и отредактировать — без сомнений. Не понимаю, как могли выпустить настолько «грязную» версию. Просто в голове не укладывается. =(
ДИР, 5 июля 2015 г.
Интересно, никто не считал, сколько раз повторяется в книге «слезы», «плач» и все такое прочее?
Пятерых наших современников магическим образом перетаскивают в свой мир, чтобы... Ну, не знаю, зачем. Чтобы попраздновать что-то там. Главное — перетаскивают. Там, в том мире, все как надо. Есть эльфы-альвы, есть гномы, есть маги, есть всадники, кочующие на Равнине, есть два государства — а зачем больше-то? Боги, духи, дети богов, всякая нечисть, чудеса и мысленная связь...
И тут освобождается самый черный и самый гадкий, цель которого — уничтожить все. То есть, совсем все.
Все объединяются и хором гасят этого черного.
С плачем и слезами гасят. Потому что — то от радости плачут, то от горя. Море крови, кучи трупов, смерти, смерти, смерти... Дикая охота, драконы, черные зубастые лебеди, воняющие падалью, предатели — в общем, увлекательно и очень, очень, очень слезливо.
Логику искать в книге не надо. Это чистое и незамутненное фентези.
Но в конце наши всех победили, и двое даже из тех пятерых, что в самом начале помянуты, возвращаются домой. Да еще и назначают друг другу свидание на ближайшую пятницу. Не зря, значит, слетали.
В общем, дочитал, утирая слезы.
Любителям фентези в самом чистом виде — очень даже должно понравиться.
Latte, 10 мая 2019 г.
Я думаю, если бы она попалась мне лет в 12... Я бы скорее всего был в восторге.
Но сейчас это выглядит сверхпафосной графоманией. И я не понимаю тех, кто сравнивает это с «Властелином Колец» Толкина.
Corey, 13 июня 2016 г.
Возможно я чего-то не допонял. Возможно, я просто мал возрастом. Но... Роман-эпопея?
Начитавшись отзывов, я со сладким предвкушением приготовился погрузиться, а потом и забыться в мире Фьонавара. Прочитав с десяток страниц, я нахмурился. Дойдя до середины первой книги, я решил, что первая часть — прелюдия, нужно лишь перетерпеть. Терпел, терпел, бросил на середине второй книги.
Мнение мое хотя и субъективно, но все же:
Написано все это весьма поверхностно. Читаю и не ощущаю глубину текста. Впрочем, может переводчики халтурили.
Персонажи? Картонки с придуманными страданиями. Вообще не прочувствовал героев. Ни одного.
Мир? Магия? Да тьфу, эзотерика да язычество разных народов(кельты, англосаксы, галлы, кто там еще? Викинги?)
Сюжет? Пф. Большой и страшный бяка проснулся именно тогда, когда гг появились в его мире (уверен, что половина героев поляжет в борьбе с бякой, но все же неимоверными усилиями победят). Миров куча, а заперли у себя под боком, наивно полагаясь на камушки, которые в конечном счете подвели.
Магия... Та.. Опять язычество какое-то. Шаманство даже. А настоящие маги весьма скованы по изветным причинам. То есть магии почти нет.
Интрижки при дворе слабые. Любовные игры богов? Да! Именно то, чего мне не хватало все эти годы.
Не знаю, честно признаюсь — НЕ ЗНАЮ я отчего и почему вокруг трилогии такая движуха. Столько вздохов и рукоплесканий вокруг данного романа-эпопеи, а толку.
И снова же — это лишь мое субъективное мнение.
P.S. Кто знает, а вдруг оно совсем и не субъективны?
От 20.04.2017
Эхехехе, думал, роман-эпопея — признанный роман, набравший популярность и тд. Вот узнал, что это такое на самом деле.
Ну, ничего, пусть висит. В назидание.
Silent Knight, 29 сентября 2013 г.
Лебединая песня НАСТОЯЩЕГО высокого фэнтези. Не «приключений а-ля Говард в декорациях а-ля Толкин», как написали на лурке, а возвышенно-романтической, сказочной литературы, где Добро всегда побеждает Зло, где воины — храбрые и беззаветно преданные своему долгу, короли — благородные и милосердные, маги — могущественные и мудрые, а принцессы — прекрасные и обаятельно-женственные. Литературы о том, чего так не хватает в нашем блёклом, сером, пошлом мире.
После «Гобеленов» ничего такого в мировом «толкиенистском» фэнтези уже не будет. Штампованные «приключаловки» в мирах класса «сеттинг фэнтезийно-ролевой типовый № 1, эльфогномий» — сколько душе угодно. Литературы, как книги Толкина, Андерсона, Бигля, Дансени — не будет; девяностые и двухтысячные — эпоха расцвета тёмного фэнтези (Кук, Сапковский, Крес, Пекара, Камша, Мартин, Бэккер, Аберкромби и многие другие) — качественного, интересого, достойного своих корней, но — не такого. Мне кажется, это понимал и сам Кей — поэтому уже в следующем своём произведении, «Тигане», и сменил стиль на более реалистичное псевдоисторическое фэнтези, в котором и создал позднее свои шедевры вроде «Сарантийской мозаики» и «Песни для Арбонны».
«Гобелены Фьонавара» — дебют гениального писателя, да такой, что всякие Джорданы и в зрелом возрасте написать не могут. Романтика, философия, сюжетный драйв — в этой книге есть всё. Рекомендация — высокая, а для неопытных любителей фэнтези, особенно подростков — вообще must read, эта кнга покажется им шедевром уровня «Властелина колец». Они и поставят трилогии про Фьонавар высший балл, я же, как читатель умудрённый, прочитавший эти книги последними из Кея аж в 19 лет, ставлю только 9 :)
SGRAY, 4 января 2012 г.
Как-то мне захотелось накупить хороших фантастических и фэнтези книг. Залез на сайт, нашел вкладку серии «Шедевры Фантастики» и стал изучать рецензии. Составил список, и стал постепенно собирать, что мне приглянулось. В список попал и Кей. Спустя некоторое время я смог достать Сарантийскую мозаику и Львов Аль-Рассана/Тигана. Спустя еще какое то время я стал читать Мозаику. Книгу я проглотил, был очарован, и действительно, она замечательна, перечитаю еще обязательно. Т.к. автор себя положительно зарекомендовал, я стал с упорством искать остальные книги, на что ушло много времени, и вот, наконец-то все книги автора у меня на полке, короче ура... Некоторое время назад я решил продолжить чтение автора, и, начитавшись отзывов, засел за его первую книгу.
Это была присказка, а теперь и сказка.
Сразу скажу, мое мнение больше подойдет, неверующим, циничным людям. Будут спойлеры, если не готовы-не смотрите.
«Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.» (с) Неправ был дядька Шекспир, не те имена он написал, а вот Гай Гэвриел Кей открыл нам на правду глаза, оказывается речь идет о короле Артуре и его жене. Ну да ладно.
Книга, скажу честно, читается тяжко. Т.к. такое впечатление, что автор не знал, в каком ключе писать ее, или это красивая, романтично-печальная сказка-легенда, или это фэнтези ближе к темной и «реалистичной». Герои странные ну и... эээ опять я с конца начал...
Как писали уже ниже, 5 студентов попадают в другой мир, причем, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ И ПЕРВЫЙ. Често, что меня покоробило в книге, это то, зачем понадобились люди за нашего мира. Т.к. о нашем мире говорится всего 3-4 раза, упоминается институт, поездка на машине, поход к Стоунхенджу, воспоминание о боевых подвигах отца одного из героев, все. Герои попадают в иной мир, сразу говорят на том же языке, ездят на лошадях, махают мечами-топорами, и никак не оговаривается, почему это происходит, никто из героев ничему не удивляется особо. Да, восторгаются, но они как то спокойно воспринимают, что есть куча каких-то там богов, есть Ткач (замена нашего Бога), и нет самого Бога, что мы знаем, не сказано, правда, верующие они или нет. Потом, попав в другой мир, они ни разу не пытаются воспользоваться опытом своего мира, придумать катапульту, например, чтобы сбить «самолеты» противника. Ну и это ладно. Как я сказал, мне совершенно не ясно, зачем ввели в историю наших соплеменников, чтобы, в последствие, ввести легенду о короле Артуре? Зачем??? Можно было бы взять людей с другого континента, измерения, а вместо имен, Артур, Дженевра, Ланселот, поставить любые... У Толкина в «ВК» свой, обособленный мир, со своей историей, своими легендами и все выглядит естественным, тут же, из-за ввода наших современников и «наших легенд» это впечатление ломается. Да, такое впечатление , что в мире 2-3 государства, на одном материке, а других и нет, так же как и в том же «ВК».
Ну и почему это самый первый мир то? Другой мир ушел далеко в прогрессе, а тут, да, есть боги, есть эльфы-альвы, есть 2-3!!! мага. Почему первый мир застрял в феодализме и средневековье? Почему там такой застой?
Пара слов о героях. 5 героев взяты из одного института, все знают друг друга, и все, как на подбор, будут ключевыми звеньями в войне за все миры. Почему в том институте такое сосредоточение героев? Как то не верится. В другом мире с ними происходят сами или с ними устраивают метамарфозы, не спрашивая, хотят они эого или нет, да они и не возражают, удивляет эа покорность.
Их всех приглашают на увеселительную прогулку, на недельку, после которой, одного
Сами герои очень странные, их пытались сделать живыми, дать им чувства и переживания, свои горести. Их позвали, и они бравой толпой ломанулись на этот праздник, но 1 раздумал и отбился от экскурсии и чуть не погорел. Складывается впечатление, что герои попадают не в иной, чуждый мир сказок, а за границу, причем ближнюю, типа Финляндии. Ну приехали, ну поглазели. В это время у каждого в голове варится своя каша, ползают свои тараканы. Один развлекух ищет, другой пытается всеми способами забыться от постигшего его год назад горя. Одну просто, не спрашивая, хочет — не хочет, изменяют под свои прихоти, т.к. это им надо, а вторая героиня проявит себя после, под конец первого тома, а далее, после встречи с Легендарным Рыцарем, станет мне совершенно непонятным персонажем. Далее, в книге почти все пойдут на убой, в прямом смысле этого слова, как на закланье, непонятно ради чего, ради ЧУЖОГО мира и чужих людей, о которых и знать не знал, потому то в ночи, что-то щелкнуло в голове, причем, именно ночью, это и происходит в книге. Взял и пошел на самоубийство, причем довольно мучительное. И при этом почти все
Книгу переводили женщины, и это чувствуется. В первой меня вообще коробила фраза «АХ», от всех кого не попадя, во второй это случилось 2-3 раза, в третьей 1 раз, слава богам. Читать вообще тяжко, с моим циничным взглядом на вещи, т.к. в книге, как будто все на постройке пирамиды, каждый тащит свой камень тоски/горечи/грусти/печали и т.д. Если кто-то радуется, что бывает редко, или страдает, обязательно плачет, наверно это так принято. Если идет рассказ о легенде, то она САМАЯ трагичная. Если любовь, то САМАЯ печальная/романтичная/грустная/трагичная... в общем ясно. Книга вообще, построена на контрастах, тут нет серого, обязательно или самое светлое или самое темное. 5 героев нашего мира, сразу начинают нести бремя ответственности за все трагедии этого мира, они чувствуют ту же печаль, боль и НЕСТИ ВИНУ за все это, да и за то, что там произошло 1000 лет назад. Такое впечатление, что они попали в этот мир из Рая, где небыло Второй Мировой, Хиросимы, инквизиции и т.д.? Может прав был Сталин, когда говорил «Смерть одного человека — трагедия. Смерть миллионов — статистика.» В моменты, где автор начинает рассказывать о поступках положительных героев, то там идут потоки этих самых розовых, извините :shuffle:, а вот если о отрицательных, то спокойный, расчетливый прагматизм, к героям начинаешь испытывать уважение, они становятся объемными, в них веришь и недоумеваешь, как же они могли проиграть. Я не пытаюсь язвить, в книге так и есть. Причем, некоторые моменты нам повторяют и повторяют, и повторяют по многу раз. В конце, вообще, на 2 страницы рассказ, что произошло во всей книге, это чтобы не забыли.
В книге идет речь о Злодее, с большой «З», который, если победит, то уничтожит все миры. Ну не знаю, в запасе у него не так много типов зяб, и в нашем бы мире его уничтожили бы ракетами в считанные минуты. Да и тут, ну да
Говорить о критике можно еще долго, да не охота.
Не все в книге слащаво-приторно. Есть и замечательные моменты, вот ради них и стоит книгу читать. И чем дальше, тем их больше. Причем, последний том я прочитал в поезде за 1 день, и даже, с удовольствием :glasses:
Вот некоторые из них.
Рассказ о дереве Жизни
Поход Дьярмуда за розами (вообще, как уже писали, один из самых замечательных персонажей, за которого радеешь)
Эпилог праздника для Джэн
Отношения жрицы Джаэль и Пола
Поездка на Остров
Про кочевников и их быт, хорошо и интересно написано
Про поход к гномам, даже волновался
Тайна куда плывут все альвы. Привет Серым гаваням Толкина, может и у него тоже самое... :gigi:
Повелитель волков неплохо выписан, а так же история лебедей
Драка Первого Рыцаря с лесной зябой
Драка одного из самых лучших героев книги с «Урук-Хаем» :weep:
Битвы (2 штуки) читаются с удовольствием, есть и кровь, и жертвы, и мужество и отвага. :beer:
Книга о выборе между добром и злом, для всех и для каждого героя в отдельности, о нахождении мира в себе и себя в мире, для некоторых героев. И, причем, неожиданно, некоторые так и не смогли найти этого мира. И на мой взгляд, хоть книга о выборе, у героев самого выбора и не было, только между большим и меньшим злом, т.к. свою плату пришлось платить все равно, за любой поступок.
В общем, несмотря на слабое начало, нескладности, неувязки, приторность и т.д. и т.п. под конец , книга оставила довольно приятное впечатление, и я рад, что ее, наконец то закончил. :wink: Читать, ради интереса, как начался отличный писатель стоит.