Стивен Кинг «Пляска смерти»
«Пляска смерти» — книга о развитии и жизни horrora в США в период с 1950 по 1980 гг. Книга охватывает самые выдающиеся и бездарные фильмы ужасов, десять самых лучших по мнению Кинга писателей horrora. Здесь Стивен Кинг делится своим личным опытом.
В произведение входит:
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 1982 // Публицистика | |
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1982 // Нехудожественное произведение | |
лауреат |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1997 // Критическая работа |
Номинации на премии:
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1996 // Критическая работа |
- /языки:
- русский (6), английский (1)
- /тип:
- книги (4), другое (3)
- /перевод:
- А. Грузберг (3), О. Колесников (3)
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
baroni, 14 января 2008 г.
Великолепный документальный роман-исследование С. Кинга, посвященный истории возникнования и развитию такого популярного жанра как «хоррор». Кинг не просто рассказывает о наиболее заметных явлениях, созданных в этом жанре — книгах и фильмах, а органично вписывает их широкий контекст американской истории и культуры. Он пытается дать ответ на весьма интересные вопросы: «почему «хоррор» является столь популярным среди самых разных социокультурных слоев»? «отчего явные всплески в развитии «хорро-жанра» наблюдаются после завершения обеих мировых войн, после окончания вьетнамской войны?» «какая связь существует между детской/сказочной литературой и современными романами ужасов?»
В «Пляске смерти» Кинг анализирует и подробно разбирает книги и фильмы не только таких «классиков жанра», как Р. Брэдбери, Х. Эллисон, Р. Блох, У. Фридкин, но и уделяет значительное внимание наиболее массовому явлению «хоррора» — так назывваемой «pulp-литературе». «Заранее отвергать пальп литературу — все равно, что отвергнуть девушку только за то, что она родилась в семье с сомнительной репутацией...» И Кинг наглядно демонстрирует, как можно обнаружить настоящие жемчужины в невзрачных журнальчиках и книжках, напечатанных на тонкой, дешевой бумаге.
Для отечественных читателей «Пляска смерти» вообще может служить ценнейшим справочником по литературе и фильмам, созданным в жанре «хоррор» — ведь значительная часть произведений, о которых пишет Кинг, остаются до сих пор для нас некоей «terra incognita» — «неизведанной землей».
Следует отметить еще одну вешь — в своих оценках того или иного произведения Кинг пристрастен, пристрастен подчернуто и демонстративно. Не во всем, наверное. можно с ним соглашаться, но как любой крупный художник, Кинг имеет право на собственное мнение и совсем не считает нужным его скрывать. Вот пример одного из далеко не самых безспорных высказываний Кинга:
»...если вы хотите узнать, как будут работать ракеты в гипотетическом будущем, обратитесь к Л. Нивену или Р. Хайнлайну; если вам нужна литература...о том, что может ждать нас в будущем, вы должны читать Р. Брэдбери и, может быть, К. Воннегута. Что движет ракетами — это темя для «Популярной механики». Тема писателя — что движет людьми». Наверное, его можно оспорить, но вот лично я с ним полностью согласен.
Charly, 17 января 2011 г.
Это эссе наряду со «Сверхъестественным ужасом в литературе» Г.Ф. Лавкрафта даёт обширный пласт информации о «готическом», и каждый любитель «литературы ужаса» найдёт в данных работах очень много ответов на интересующие его вопросы. Лавкрафтовское эссе охватывает больший временной период, собственно, в нём идёт речь о зарождении жанра. Эту вещь можно назвать отправным пунктом в изучении истории развития «готической литературы».
«Пляска» местами попахивает субъективизмом (у Лавкрафта, на мой взгляд, его куда меньше). Есть и биографические отступления, очень яркие и нужные. Вообще в этой книге Стивен немало говорит о детях, о своём детстве, о детском воображении – бесценном сокровище, которое с годами вылетает в трубу у большинства людей.
Так много западных реалий, и здесь уже честь и хвала переводчику за проделанную работу.
Кинг всё разложил по полочкам: кинематограф, радио, литература. Отдельные главы о любимых произведениях с вкраплениями информации о лучших их лучших: Джексон, Кемпбелл, Финней, Страуб etc. История радиоужасов повергла в восторг. Так подумать, никакие декорации и костюмы с молниями на спине и рядом не стояли со СКРИПОМ открывающейся тёмной ночью двери. Интересны рассуждения о аполлониевом и дионисиевом. Всё на своём месте.
P.S.
Купил «Пляску» в первую очередь в надежде больше прочесть и узнать о творчестве Ширли Джексон из уст автора. Вознаграждён был лишь отчасти – это анализ «Призрака дома на холме»… О «Лотерее» что-то там проскользнуло в темноте. Остальные рассказы даже не упоминались.
Но и на том Стивену большое человеческое спасибо.
vbredu, 18 декабря 2014 г.
Для меня эта книга была своеобразным путеводителем по жанру ужаса и частично фантастики, как в кино, так и в литературе. Параллельно с чтением смотрел фильмы, рекомендованные Кингом, и отмечал книги, которые нужно будет прочесть в дальнейшем. Очень интересное чтиво, если Вы любитель жанра.
Была бы ещё вторая часть, где автор охватил бы 80-ые и 90-ые, тогда я был бы очень рад:)
evridik, 1 ноября 2010 г.
На мой взгляд, эссе замечательное. Кинговский юморок присутствует в той мере, в которой мы обычно видим его в романах, поэтому читается эссе почти что как роман. Надо отдать должное и информативности эссе — прочитавший его столько почерпнет из американской истории развития жанра ужасов, что ему будет о чем думать в течении продолжительного времени.
В эссе рассмотрены книги, фильмы и радио-передачи жанра ужасов. В некоторых местах анализ дается достаточно полный, но есть вещи, затронутые лишь слегка, и потому создается впечатление, что автору просто не хватило места (а не потому, что ему не хватило терпения). Если с поиском фильмов, анализируемых в эссе, может возникнуть проблема, то с поиском книг (для ознакомления, конечно!) все должно быть легко. Лично у меня возникло желание преобрести половину исследованных произведений.
Та часть эссе, в которой разбираются радио- и телепередачи, несколько тяжеловата для восприятия. Я думаю, это происходит из-за незнакомого нам пласта американской истории, который избран автором для анализа. Намного проще дела обстоят в части, где разбирается литература. Мы в любом случае либо слышали об этих книгах, либо даже читали их. А если даже ни то, ни другое нас пока не постигло, Кинг так лихо расписывает книги перед нами, что не купить и не прочитать было бы странно.
+10
Gwynnblade, 9 марта 2006 г.
Кинг как публицист превзошел самого себя. Впечатлило. Многие вещи из списка в конце книги действительно стоит прочесть или посмотреть. К тому же, начинаешь по-новому воспринимать и понимать феномен мистики в частности и фэнтези в целом.
Lost, 28 июня 2007 г.
Замечательнейшее исследование литературы «хоррор«! Все , что вы хотели узнать об ужасах, но боялись спросить:smile:
montakvir7511, 8 января 2018 г.
Эта книга стала тогда открытием для меня, да. Столько незнакомых имён и названий книг, фильмов, сериалов, фэнзинов и сценаристов, столько рекомендаций от самого Короля Ужасов. Переводческие закидоны, не все, но многие, коробили мозг, само собой, но оглушительный пласт информации о истории и лучших (а иногда и худших) представителях жанра «хоррор» с лёгкостью загнал недовольное серое вещество в самый дальний угол моего восприятия.
Такого тогда вообще не издавали, да и сейчас как-то совсем не густо с фантастиковедением в печатном виде. И пусть позже я выяснил, что для Стивена Кинга само понятие этого жанра довольно размыто, многое из им перечисленного к ужасам не имеет никакого отношения (та же «Сумеречная зона» с большой долей научной фантастики), на мои ощущения поклонника всяческих списков и библиографией это уже никак повлиять не могло.
Лучший литературоведческий обзор, который я читал. А были ли другие, вот в чем вопрос? Сапковский? Скучно было, так, размышления в основном. Воспоминания наших о своём творчестве и фантастике — Прашкевич, Крапивин, Булычев? Это наши, это я знаю.
«Пляска смерти» гораздо информативнее и обьемнее, она открывает нам глаза на практически неизвестных ни тогда, ни сейчас, западных писателей, многие из которых и по сей день не удостоились сольной книги на русском, а иногда даже и простого перевода.
А жаль. Списки по ходу книги и в конце её вызывали у меня инстиктивное слюноотделение.
Сейчас то я уже наелся литературы, но некоторых авторов ну очень хотелось бы увидеть у нас.
Клован, 7 июня 2018 г.
Немного странно писать отзыв на эту книгу. Получается как бы отзыв на отзыв Стивена Кинга на теле- и радиопостановки, фильмы и литературу ужасов за тридцатилетний период с 1950-го по 1980-й. По большей части — американской.
Конечно, это не так. «Пляска смерти» — далеко не отзыв. Это достаточно серьёзное исследование с большой исходной базой всех проявлений этого «низкопробного» жанра. Разработка основных архетипов героев, действующих в этих произведениях, с множеством примеров. Описание воздействия на зрителя-читателя и объяснение причин, почему так тянет на «ужастики». Тщательный анализ десятков образцов жанра — многие стали уже частью американской, да и мировой культуры, а многие мне были совершенно незнакомы.
Интересное чтение. Помимо непосредственного разбора искусства пугать, узнаёшь некоторые факты из биографии самого Кинга, рассказанные, как всегда, с юмором, его личное отношение к некоторым событиям и людям (и собственным книгам). Ну, и приличное количество книг и фильмов, поставленных мной в очередь к прочтению-просмотру.
Тимолеонт, 11 августа 2019 г.
Достаточно противоречивые чувства вызвала эта книга. Во-первых, признаюсь, что прочитал её едва ли на половину — очень уж много здесь описывается творений, мной непрочитанных, а Кинг принципиально не говорит о них, не пересказывая детально сюжет. Так что нужно быть предельно осторожным, чтоб не нарваться на зверские спойлеры. Правда, читатель предупреждён и сам виноват.
Во-вторых, это во-многом, почти что «список необходимого к просмотру-прочтению», можно читать с карандашом в руках, но можно и просто обратиться к списку в конце книги.
В-третьих, необходимо учитывать время написания «Пляски смерти» — естественно, что уже за почти что сорок лет вышла бездна новых творений «ужаса», без которых современный подобный разговор будет бессмысленным. Не говоря уже о том, что появился отдельный гигантский пласт «ужасающего» — компьютерные игры-хорроры, лучшие из которых прекрасно сочетают литературные приёмы с кинематографическими и по степени наведения ужаса могут легко соперничать с лучшими из описанных Кингом творений.
Но серьёзных претензий к книге нет и быть не может — помимо описания и пересказывания сюжетов, Кинг проводит достаточно глубокую аналитику и весьма остроумно и толково рассуждает о теории ужаса как такового, объясняя, зачем оно нам вообще надо и как лучше испугать зрителя-читателя. Естественно, что документальная часть написана предельно прекрасно и увлекательно, постоянно чередуясь лирическими вставками в нужных местах. Особенно прекрасен эпизод, где автор описывает, как он узнал о советском Спутнике).
В общем и целом — обязательно к прочтению не только поклонникам автора, но и всем интересующимся жанром «ужаса».
Journalist, 9 октября 2006 г.
И кто теперь кинет камешком в Стиви, мол он поганый беллетрист, и только и умеет, что писать чтиво?
ergiev, 9 апреля 2008 г.
После этого понимаешь, что писатели хоррора не есть поголовно сумашедшие (во всяком случае далеко не все). Их творчество — это один из вариантов фантазии, пусть страшной, пугающей, мерзкой, но фантазии...
kaiten, 17 декабря 2017 г.
Caveat emptor, как сказал бы персонаж «Необходимых вещей» Стивена Кинга. Будьте осмотрительны при покупке нового издания 2017 года. Хотя в книге (И тут, на фантлабе) указан переводчик с внушительным послужным списком А.Грузберг, на самом деле это старый, ранее публиковавшийся, перевод Колесникова. Все так же, как и 15 лет назад, изобилующий расхождениями в названиях произведений («Невероятный Неуклюжий» вместо уже привычного нам «Невероятного Халка») и откровенными ляпами (упомянутый в самом начале Риган из «Изгоняющий дьявола» на самом деле девочка).
Что это — случайная ошибка издательства или умышленный ввод покупателей в заблуждение, с целью еще раз продать замшелый и даже не отредактированный текст — предстоит выяснить следствию.
Yazewa, 8 ноября 2009 г.
Наконец-то я закончила чтение этой книги. Несколько месяцев она лежала в стопке читаемых, и читалась- таки, только как-то пунктирно. При том, что написана она очень узнаваемым кинговским языком, при том вполне ярко, личностно, интересно.
Главная (если не единственная) проблема — практическое незнание всей той массы литературно-кинематографического материала, которое автор вываливает на читателя. И если читатель родной американский в большинстве случаев (раз уж он взялся читать такую работу) знает, о чем (точнее, о ком) идет речь, то я, пожалуй, адекватно могла реагировать лишь на 5% фамилий и названий. Навскидку вспоминается Брэдбери и Лавкрафт; ну, еще Хичкок. Уиндэм. Голдинг. Еще несколько фамилий. Поэтому оценить по достоинству написанное невозможно.
Конечно, вызывает уважение объем материала, широта знаний, заинтересованность в теме. Любопытно и заглянуть в писательскую «кухню», что Кинг позволяет сделать, пусть и всего одним глазком.
Хорошая, крепкая публицистика, к сожелению — «очень-для-американская».
Kriptozoy, 2 января 2008 г.
Жанр «хоррор» — неотъемлемая часть фантастики в целом. И настоящему ценителю очень любопытно проследить историю его развития от основания, от классиков, от истоков с последующим развитием. Лично я читал с упоением, хотя читается действительно тяжеловато. Всё-таки это не художественное произведение.
Кстати, именно из этой книги я узнал многие названия произведений и имена авторов, с которыми в последствии познакомился и которые оценил и полюбил.
А Стивен Кинг, согласитесь, имел полное право на такое исследование и такой оригинальный труд.
solomoni, 6 августа 2013 г.
Освящена классика жанра — лучшие книги и фильмы. Лично я после её прочтения сразу же прочитал несколько рекомендованных Кингом классических произведений. Рекомендую эту книгу всем тем, кто уже познакомился с творчеством С.Кинга, прочитав с десяток романов.