Стивен Эриксон «Увечный бог»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система ) | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира | Жизнь после смерти | Фантастические существа (Драконы | Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Кульминация эпической «Малазанской книги павших» определит будущих властителей мира. Охотники за костями движутся в Коланс. Армия на грани мятежа. Адъюнкт Тавор же хочет бросить вызов богам — если ее собственные войска не убьют ее первыми. Форкрул Ассейлы, Законные инквизиторы, используя чудовищную силу, готовятся очистить человечество, чтобы построить мир заново. А три Древних Бога готовятся освободить Корабас, Отатаралового дракона, из вековечного плена. Она восстанет как сила разрушения, против которой не устоит ни один смертный.
Эпический роман о войне, мести, неминуемом апокалипсисе и обновлении.
Входит в:
— цикл «Малазанская империя» > роман-эпопею «Малазанская «Книга Павших»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 4-е место | |
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 2-е место | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2012 // Фэнтези или хоррор (Канада) |
- /языки:
- русский (2), английский (3)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- А. Андреев (2), П. Кодряной (2), М. Молчанов (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
oman, 23 марта 2011 г.
Мне кажется любому автору достаточно сложно закончить такой цикл, как Книга Павших. Слишком много истории, линий, персонажей. Но Эриксону удалось очень многое — связав во едино большинство из них, как всегда удивив своих поклонников. Удивил он и целостностью серии — проведя четкую линию от GotM до tCG, как по поступкам, персонажам, идеям, сюжету, даже можно сказать закольцевал серию. Мы наконец-то познакомимся с главными «плохишами, но намеки на них были раскиданы с самого начала.
В последней книги нашлось место и время практически всем героям серии, кому-то правда всего по небольшому отрывку в станицу-две. Многие из них нас удивят как всегда, возможно даже поменяют наш взгляд на них на противоположный. Но в целом мотивы многих прошлый их действий и поступков станут более понятны, хотя местами и будет казаться небольшая натянутость.
Приятно понимать, что вся идея данной серий была с самого начала в голове у автора и намеки на нее были раскиданы по всем произведениям цикла. Большинство развешанных по всей серии ружей выстреливают и выстреливают очень удачно.
Многие на зарубежных форумах в сильный минус относят излишнюю счастливую мелодраматичность, обычно несвойственную автору. Он не только оставил в живых многих любимчиков, но даже и возродил некоторых. И если некоторые из этих возрождении были заранее подготовлены автором, то другие.. гммм... наверное даже меня неприятно удивили, хорошо хоть они вообще не влияли на сюжет, добавив только некоторый неожиданный хэппи энд по линиям. С другой стороны например лично моих любимцев автор конкретно так не пожалел, что в целом произошло со многими второстепенными ( хотя тут немного спорный вопрос ) персонажами. Но на мой взгляд все таки многие из этих событий не заставляют сопереживать, как, например, было с «собачьей упряжкой» Кольтейна.
В tCG наверное самое большое количество пояснений по миру Малазана, здесь автор перестал давать полунамеки и дал четкие ответы, правда, они в большинстве случаев связаны именно с основным сюжетом Книги Павших. Но хватает и полунамеков, которые только порождают за собой новые вопросы. Почти все они конечно связаны с расой Тисти Анди, Эриксон во всю подогревает интерес читателей к дальнейшим обещанным книгам.
В конце концов мы получили хорошую, логичную и четкую концовку с небольшой счастливой алогичностью в завершении, не влияющей на сюжет в целом=)
tapok, 30 июня 2019 г.
Финал масштабной эпопеи
***
«Увечный бог» — заключительный том декалогии Стивена Эриксона «Малазанская Книга Павших». Как заявляет сам автор, «Пыль Грёз» и «Увечный бог» — это один том, для удобства разбитый на две части. Надо сказать, что Эриксон не покривил душой. А ещё он всей душой надеялся завершить «МКП» самостоятельно. Эриксон прекрасно понимал (и понимает сейчас), что дроп циклов – тренд в современном мире литературы (и фильмов, к слову). А ведь у Эриксона есть друг – Эсслемонт, с которым они придумали Малазан на пару. То есть при самом плохом (к счастью, плохой исход нас миновал!) раскладе Малазан было бы кому завершать. Это характеризует Стивена как профессионала своего дела и доброго малого, за что ему честь и хвала!
…армия Тавор едва пережила страшное сражение, но боль от утрат только разгорается новыми цветами. Внутри армии зреет раскол, а союзные силы могут вот-вот отколоться. Шайхи Йан Товис готовятся защищать новообретённую родину, они не смеют надеяться на помощь, какой бы она ни была. Боги думают, что играют в свои игры по своим же правилам, но они оказываются всего лишь фигурками на шахматной доске совершенно других игроков. В центре Коланса назревает сражение, которое может стереть всё живое с лица земли…
Герои. В этом романе их так же много, как и в других работах по Малазану. Центральным звеном (наконец-то!) выступают малазанцы, по традиции, даже их состав трудно назвать однородным (по мотивам, задачам, по степени раскрытости). Выделяется здесь адъюнкт Тавор, хотя её линия сюжета всё время подаётся глазами других героев. Это же касается и Скрипача, который уже давно ушёл на вторые роли. Зато большее влияние теперь за вернувшимся Валом, Поресом и Добряком, Гуддом. Много внимания уделяется и Ганосу Парану. Другие стороны конфликта тоже представлены весьма ёмко. Это и боги-заговорщики (Сечул, Странник и Кильмандарос), и линия к’чейнов, и форкрул ассейлы. Помимо них есть множество небольших сюжетных линий, которые автор подтягивает к финалу эпопеи. Короткие сцены есть даже у Круппа, смеет заметить Крупп! В общем, по части персонажей, автор вроде и не показал какого-то особого прорыва, но позволил читателю вспомнить былых героев, порой даже ушедших, но вернувшихся на страницы произведения. Особая благодарность Стивену за Сакув Ареса.
Мир и пластичность. Практически всё произведение задействует две крупных локации: это Стеклянная пустыня и Коланс. Стеклянная пустыня – жуткое место. Чем-то по безысходности она напоминает Рараку или И’гхатан. Не сказать, что обе локации получились запоминающимися. Это не герметичные Капастан или Даруджистан. Не Малаз. Так же здесь упоминается Харканас, хотя сцен в нём не так уж много. А вот по части пластичности… Что ж. Это финал, который просто обязан иметь огромное внимание на цикл, тем более, что впоследствии Стивен написал (вернее, пишет) продолжение. Да и Эсслемонт не отстаёт. Итак, автор углубился в мир форкрул ассейлов, навёл там шороху. Многие непримиримые фракции оказались сведены лицом к лицу. Многие союзные силы, которые боялись\не могли сойтись лицом к лицу, наконец-то это сделали. Список потерь среди героев и пантеона богов впечатляет. Джордж Мартин на фоне такого количество смертей – абсолютный собственник. И всё же самый главный вопрос – вопрос Увечного бога – это отдельная тема. Эриксон просто обязан был раскрыть Скованного. И он это сделал.
Финал. Финал «Увечного бога» – это практически четверть романа. Локальные и крупные сражения, поединки, убийства и предательства, воссоединения, признания в любви, раскрытие интриг, развешивание новых ружий и мощнейшие твисты. Всё? Как бы не так. От финала читатель всегда ждёт взрыва, апогея, квинтэссенции. Какого-нибудь блестящего сражения, неизменной победы сил добра над злобным злом. Ожидания перед финалом – частое место преткновения между ожиданием и реальностью. И Эриксон не мог этого не знать. Поэтому читатель получает финал, который может показаться выбивающимся из канвы эпопеи. И всё же это не так. Финал у Эриксона получился драматичным, даже мелодраматичным. Стивен накидал столько тоски, что читатель забывает об оборванных линиях сюжета, холостых выстрелах. Читатель на минорной ноте прощается с декалогией, которая – суть искусство. И подтверждает это кольцевая композиция с флигелем. Наитончайшее решение, важность которого поддержал Эсслемонт в своём дебютном произведении – в «Ночи Ножей», где присутствует тот же флигель. И та же кольцевая композиция.
Отдельного упоминания достойна идея насчёт названия цикла. Книга Павших. Это лишь подтверждает сиюминутность сюжетных перипетий, ведь вся декалогия (да и вес цикл «МИ») – это масштабное полотно, рассказанное в лицах и лицами. А посему читатель получает историю с ненадёжным свидетелем (повествователем). И забывать об этом не стоит. Оба автора (Эриксон и Эсслемонт) не раз обыгрывали этот приём. Порой случайно, порой намеренно.
Что сказать о минусах? Конечно, они есть. Часть сюжетных линий автор оборвал так резко или раскрыл так слабо, что может возникнуть вопрос – а зачем вообще…? Тут, конечно, нужно сделать небольшое пояснение. Дело в том, что Эслемонт закрывает кое-какие вопросы Эриксона. «Романы Малазанской Империи» прекрасно дополняют «МКП», но и Иан игнорирует многие вопросы. Тот же тандем Икарий\Маппо у него отсутствует вообще. Ещё одна претензия к автору – это динамика произведения. Первая часть, до пустыни, тащится еле как. В самой же пустыне сюжет вязнет, хотя иначе и быть не могло. Всё же Стеклянная Пустыня – та ещё дыра. Некоторые эпизоды раскрываются по-эриксоновски скупо, будто автор и не стремится помочь читателю, оставляя ему процесс «додумывания». К примеру, речь о Корабас, о Т’иам, о Геборике. С другой стороны, а чего ещё ждать на десятой книге? Что автор изменит свой подход?
Заключение: вот и подошла к концу «Малазанская Книга Павших». Грустный финал (не от исхода, а именно тональность) оставляет послевкусие и неизбывное желание вернуться сюда ещё раз. Или два. А то и больше. Вернуться, чтобы понять больше, увидеть глубже, открыть для себя что-то новое. К счастью, Стивен Эриксон не стоит на месте, он не просто вернулся в мир Малазана, но и написал ещё кучу книг – про некромантов, про славный Харканас за тысячи лет до событий «МКП», про Карсу Орлонга. И останавливаться Стивен не намерен. В плане тональности все вышеназванные произведения-камбеки в мир абсолютно другие. Возможно, поэтому тот же «Бог не желает» и кажется лучшим во всём Малазане? Кто знает.
10 книг павших из 10.
Deliann, 23 мая 2022 г.
Выкупая второй том «Увечного бога», испытываешь странное чувство. Эта эпопея длилась так долго, что даже не верится в её завершение. И я сейчас не cтолько о сюжете, сколько об издании цикла. Ладно, не будем тянуть, чем там нас порадовал Стивен Эриксон в финале «Малазанской книги Павших»?
Последний том, по идее, должен закрыть все текущие сюжетные линии и прояснить дальнейшую судьбу персонажей. Это, по большей части, выполнено. Понятно, что ответить вообще на все вопросы было бы невозможно, да и не особо нужно. Потому что, во-первых, одним только этим десятикнижием Малазан не ограничивается, и часть загадок уехала в другие циклы. Во-вторых, читать «Увечного бога» и так было довольно тяжеловато.
Про сюжет сложно сказать без спойлеров. Почти вся книга – масштабная битва всех со всеми, при этом у каждого своя правда, и лично у меня набралось поровну любимчиков в каждой стороне конфликта. В Коланс подтянулись и Охотники за Костями, и Т’лан Имассы, и К’Чейн Че’Малли, и Форкрул Ассейлы, и Яггуты, и летерийцы, и Ганос Паран со своей армией, и Старые боги, и драконы, и много кто ещё. Не забыл автор и про Карсу, Калама, Крокуса, Тисте Анди, Тисте Лиосан и Великих Воронов. Даже тайну Неффария Бреда раскрыл. Короче, масштабному циклу, масштабный финал. Самый масштабный финал, что я когда-либо читал. За одну только глобальность происходящего хочется горячо поблагодарить автора.
Да, «Малазанская книга Павших» читается нелегко. Да, сюжет несколько провисает в районе восьмой книги. Да, разобраться в перипетиях этой истории и запомнить всех персонажей очень даже непросто. Да, временами сюжет срывало с катушек и начинала происходить какая-то ерунда. Но, закрыв последний том, я понимаю, что оно того стоило. Ни в одном фэнтезийном цикле я не встречал так много самобытных персонажей, необычных приключений, драматичных моментов и трогательных взаимоотношений. Надо будет как-нибудь повторить.
Ну и напоследок, хотелось бы отметить, чем же запомнилась «Малазанская книга Павших» лично для меня. Но не в плане сюжета, о нём я уже в десяти отзывах писал, а в плане проблем, с которыми я столкнулся, собирая цикл. Поехали:
• своеобразный перевод «Садов луны», в котором WhiskeyJack был Бурдюком (в новом переводе он – Скворец);
• неуловимые «Врата Мёртвого Дома», которые если не купил сразу, то по адекватной цене уже было не найти;
• два бракованных вторых тома «Памяти льда» (в одном не хватает страниц, во втором лишние);
• смена переводчиков на середине пути, в результате чего, например, Ян Товис (Мгла) стал(а) Йан Товис (Сумрак);
• ШМУТЦТИТУЛ;
• недоделанная карта в «Увечном боге».
Про всякие мелочи, типа опечаток, ошибок, отсутствия отступов между подглавками в девятом томе и прочее расписывать уже не буду. Несмотря на всё вышеперечисленное, мне удалось собрать «Малазанскую книгу Павших» в более-менее вменяемом виде, прочитать её и проникнуться этой историей. За что спасибо всем причастным к изданию цикла. И я поздравляю себя, и всех читателей с завершением этой эпопеи.
П.С. Простите за возможный сумбур, отзыв пишу по свежим следам, буквально десять минут назад дочитав книгу.
Cravenger, 23 августа 2017 г.
Огромная почва, подготовленная автором в предыдущих частях по большому счёту осталась...не засеянной. Многие линии (Грантл, Маппо, Икарий, Карса, Сжигатели Мостов из Даруджистана и некоторые другие) обрываются весьма бессмысленно и резко,а о других не сказали и слова (кто читал, тот поймет.) вызывая массу вопросов в стиле — а для чего вообще был этот персонаж? Или, во всяком случае, для чего этот персонаж сделал А и Б, чтобы закончить вот так бездарно? Очень четко прослеживается намёк на продолжения. Икарий жив, Карса и вовсе полон энтузиазма. Мир пришел в движение, многие боги (Эрастрас тот же) так и остались непоняты и оставлены в мире.
Да, большинство конфликтов решилось и линии основных персонажей, хоть и бедно(привет, Крокус), но закончены и завершены. Раскрыли, наконец, увечного бога. Хотя мне непонятно, почему автор так долго намекал, что это был тот самозванец из предыдущей (8ой) книги. Счастливый ли конец? Во многом да. Раскрыты ли мотивы *злодеев* этой книги? Нет, в целом нет. Автор показал Форкрул Ассейлов эгоистичными фанатиками, преследующими некую высшую цель, при всех их сверхвозможностях и интеллекте — они так и не смогли скоординировать свои действия и дать достойный отпор или даже понять своего противника. Прямо скажем, не чувствуется конфликт сторон, какой, например был в тех же *Память льда* или цикле про Летерийскую Империю.
Книга полна приятных сюрпризов, которые автор, однако, очень быстро подает и забывает. Нам раскрывают все карты очень быстро — хотя до этого много книг давали лишь намёки. Непонятны так же действия многих персонажей (Тавора, зачем мучить людей, если могла напоить пораньше?). Самый логичный персонаж книги, пожалуй, это Паран. Его действия понятны и опережают врага, он упреждает его атаками и неожиданными ходами, он видит цель и следует ей не жертвуя жизнями своих солдат без надобности.
Огорчил персонаж Сеток (Дестриант Волков). Зачем она нужна была? Нет, серьезно. Она ничего не сделала важного, просто размышляла всю книгу...ни о чем. А в конце и вовсе