fantlab ru

Джин Вулф «Книга Нового Солнца»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
338
Моя оценка:
-

подробнее

Книга Нового Солнца

The Book of the New Sun

Другие названия: Severian of the Guild

Роман-эпопея; цикл «Брия»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В неизмеримо далеком будущем технология, как и было предсказано, стала неотличимой от магии. Старые звездолеты давно превратились в неподвижные башни гильдий. Геология, археология и горное дело слились воедино — ведь невозможно копнуть землю, чтобы не наткнуться на артефакт далекого прошлого. Луна заросла лесами, а наша планета получила название Урс (Urth — не только искаженное «Earth», «Земля», но и «Урд» — имя одной из богинь судьбы в скандинавской мифологии).

Урс полнится странными существами — продуктами генной инженерии или пришельцами с других планет, — а в небе даже днем видны звезды. Старое Солнце умирает: червь, иными словами — черная дыра, точит его сердце.

Но говорят, что некогда, тысячу лет назад, по Урсу ходил Миротворец, совершая чудеса, исцеляя и даже воскрешая мертвых. Говорят, что однажды он вернется и принесет древнему, уставшему миру Новое Солнце — гибель и возрождение.

Северьян, подмастерье Гильдии Взыскующих Истины и Покаяния, воспитанник палачей, начинает свой путь, не задумываясь над древними пророчествами. Он и не подозревает, какие силы наблюдают за ним и какая высокая судьба ему назначена.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Карту Содружества можно посмотреть в издании 2022 г. Она составлена на основе фанатских работ, поэтому может не вполне соответствовать авторскому замыслу.



Содержание цикла:


7.53 (685)
-
33 отз.
7.78 (431)
-
10 отз.
8.04 (345)
-
6 отз.
8.09 (312)
-
6 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Брия»


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Китайская премия «Галактика» / 银河奖 / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2014 // Лучшая зарубежная книга (США) вся тетралогия?

лауреат
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2015 // 3арубежная книга (США) вся тетралогия?

Номинации на премии:


номинант
Мраморный фавн, 2000 // Переводная книга

номинант
Сигма-Ф, 2001 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2004 // Переводная книга НФ (тетралогия; США)

Похожие произведения:

 

 


Меч ликтора
2000 г.
Пыточных дел мастер
2000 г.
Тень и коготь
2022 г.
Меч и Цитадель
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Книга Нового Солнца. Том 1
2018 г.
Книга Нового Солнца. Том 2
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Shadow of the Torturer
1980 г.
(английский)
The Claw of the Conciliator
1981 г.
(английский)
The Shadow of the Torturer
1982 г.
(английский)
The Sword of the Lictor
1982 г.
(английский)
The Citadel of the Autarch
1983 г.
(английский)
Nebula Award Stories Seventeen
1983 г.
(английский)
Nebula Award Stories 17
1985 г.
(английский)
The Shadow of the Torturer
1986 г.
(английский)
The Book of the New Sun, Volume 1: Shadow and Claw
2000 г.
(английский)
The Book of the New Sun, Volume 2: Sword and Citadel
2000 г.
(английский)
The Book of the New Sun: Shadow and Claw
2011 г.
(английский)
Shadow And Claw
2021 г.
(английский)
Sword And Citadel
2021 г.
(английский)
Shadow & Claw
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга нового солнца — это цельный роман, очень условно поделённый на 4 книги (в наше время только на 2). Поэтому писать какие-то отдельные обзоры на части линейного приключения героя я не буду. И ещё скажу сразу — обзор этот скорее для тех, кто как и я, в изнеможении от вязкой структуры романа ищет оправдание среди отзывов тому, чтобы роман бросить недочитанным. Если кратко — бросайте! Я бросил роман на середине второй книги первого тома, затем этот том дочитал. После сделал перерыв в месяц, но один нюанс меня сильно подтачивал — много 10-балльных оценок (и 5-балльных на goodreads) от людей, которые (!) прочитали целиком книгу (!), и много 1-2 балльных оценок от тех, кто признался, что бросил. Это меня заинтриговало, и я снова приступил к чтению. Иногда чтение увлекало, поэтому отдельным книгам я поставил более высокие оценки, и потому смог дочитать все книги до финала — хотя часто это и было «через не могу».

Итак. Не смотря на то, что это не первое опубликованное произведение автора, и даже не первое получившее премию, я склонен видеть индульгенцию роману в том, что это одно из первых произведений начинающего на тот момент писателя, но уже — вполне состоявшегося в интеллектуальном плане человека. Прошедшего войну и бывшего на тот момент редактором журнала (правда, не литературного). История написания объясняет и большинство проблем — сначала это была повесть, содержавшая кусочек прелюдии первой книги и событие из второй с ложной запиской якобы от умершего человека. Затем это был роман о 4-х книгах. И после все части романа были дописаны, чтобы увязать концовку и подбросить дров в то, за что, как я понял, любят Вулфа его почитатели — литературный ребус.

Так вот, моё мнение/предположение — сначала была написана большая фэнтези книга про странствия пыточных дел мастера (первый перевод названия на русский, но не верное, т.к. это понимание к главному герою — что он не палач, а пыточник — приходит в конце, и это как бы часть его «взросления»), а затем в последних главах к произведению, которое сам Вулф (так же «возможно») не считал откровением, была приписана глава «Воскресение», которая белыми нитками объясняла все развешанные ружья различными «путешествиями во времени» и прочими роялями. И две главы, которые я рекомендую прочесть, если вы всё-таки решили бросить читать книгу — «Песчаный сад» и «Ключ к мирозданию» — где ко всем вполне фэнтезийным и местячковым событиям внезапно пристыковывается Большой Смысл в виде космической чуть ли не божественной фантастики. Эти две главы и будоражащие воображение идеи отдельно тянули бы на 8-10 баллов, если их опубликовать. Как рассказы Тэда Чана.

Но мы всё-таки имеем около 1400 страниц. И страницы эти — недопечённый кусок теста с вишенкой, изумително вкусной вишенкой в виде перечисленных глав, до которой вам придётся продираться через весьма посредственное фэнтези. А что не так с фэнтези?

Тут стоит разобрать книжки по отдельности. Первая книга, выросшая из рассказа, повествует о маленьком мальчике, который растёт в гильдии палачей. Шикарное начало, очень и очень многообещающе, роман становления — обожаю. Отдельно можно было бы издать как YA, в наше время. Заканчивается изгнанием (это указано в синопсисе, посему не спойлер) в другой город. Но к концу книги герой дойдёт лишь до ворот столицы. Где-то начиная с изгнания повествование превращается из осмысленного рассказа мальчишки в пересказ своих снов человека с высокой температурой, своих горячечных снов, замечу, где часто сочетаются внезапные переходы «сюжета» с общей бесцельностью событий на фоне постоянной тревожности больного организма. И далее таким же ходом до конца книги, где будут встречаться сотни латынизированных (простите, от «латынь» а не от Латынина) неологизмов, карикатурные инопланетяне с кожей зелёного цвета, женщины-кошки, плазмаганы и всяческие зверолюди, мельтешащие в процессе бесцельного road-movie героя, которого носит по небольшому участку в устье реки промеж двух городов, двух замков и очень условной размытой границы с северным соседом, который является карикатурным (упс, я повторяюсь) приветом на коммунистические страны.

Нет, там натурально есть «женщины-кошки»!

Вторая книга, на мой взгляд, содержит всё худшее и ничего из лучшего — герой встречает одного-двух новых персонажей, моментально образовывает с ними некий «отряд», выполняет все их совершенно не вяжущиеся с его целью поручения, так же внезапно расстаётся. И так — до конца всей тетралогии. Каждое новое приключение тянет либо на остросюжетное, но весьма мультяшное действо — в духе Тарзана или Конана, либо нас ждёт глава с размышлениями главного персонажа, которые никуда не приведут и никаких тайн не откроют. Сами приключения настолько внезапны и не связаны друг с другом, что выглядят как цепочка рассказов, слепленных искусственно вокруг «мачо-персонажа», мужчины с мечом, который умея лишь пытать (вроде бы, по истории), оказывается и прекрасным фехтовальщиком, и необоримым нинзя (использует точки на теле для обездвиживания), и героем любовником (отдельная тема — все дамы моментально хотят отдаться герою, и отдаются, что я списывал на эффект «неправдоподобного рассказчика», но как оказалось в конце — это «чистая монета»). Ух! То что я люблю. Будь книга вся такая, прочитал бы как Геммела, поставил 7 и забыл.

Нет, увы, такие внезапные островки старого героического фэнтези редки, в основном нас ждёт тягучее бормотание себе под нос (роман написан от первого лица и нарочито в куртуазной манере 17-18 века, если объединить с постоянно «дающими» герою дамами, выглядит точь в точь как хвастливые Жизнеописания Казановы, автобиография, которую я читал в детстве). Ещё нас ждёт ощущение полной нереальности мира, потому что все персонажи, как в доброй старой Санта Барбаре (это такой бесконечный сериал был когда-то, для более молодой аудитории — как в Анатомии Грейс), оказываются друг другом, так что если бы тут снимали фильм, каст вполне мог ограничиться 6-7 актёрами и небольшой массовкой. Джон Малкович бы обзавидовался.

Второй роман, да, основная тема там — наш беглый палач внезапно даёт представление на сцене. Зачем вообще это представление было совершенно непонятно даже в конце книге, исходя из трагической роли его участников. Тут неадекватность зашкаливает, тут же появляются инопланетяне, роботы, какие-то шекспировские ведьмы и требующие на скорую руку сочинённых объяснений в конце книги события и встречи.

Третий роман — герой наконец-то прибыл в город. Где ему готово тёплое местечко, рядом любимая женщина, уважение и почёт. Нет, шило мешает нашему герою спокойно рубить головы и вешать каторжников, мы опять в дороге. Тут самые необычные приключения, ненашедшие объяснения даже в конце книги — кто такой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
двухголовый гигант
в горах с учётом откровений фантастического характера? Было почти не скучно.

Четвёртая книга тянет героя к границе, там много описаний военных действий. Возможно я просто не люблю такие описания, но было очень скучно. И тут самое большое засилье постмодернистских аллюзий, которые автор запаковал в «сказки». В этой части мы выслушаем 3 сказки. В предыдущих книгах мы прочитаем пересказ Маугли и Гомера. Ах, эти аллюзии, оружие начинающих сетевых писателей, которые хотят стать знаменитыми и писать Большую Литературу! Ну и всё. А под конец у нас будет «возвращение Фродо и Сэма в Хоббиттон», то есть мирные главы, где наш главный герой снимет со стены оставшиеся ружья, принесёт мир и покой забытым на страницах бывшим спутникам.

Сейчас перечитываю написанное, и даже кажется что не поругал, а похвалил. Столько всего! Но основная мысль моя будет такая — стоит прочесть плохую книгу, особенно плохую книгу, написанную умным автором, чтобы научиться отличать от них книги хорошие. И если у вас не вызывает тошноту манера изложения автора — в путь, вы познакомитесь с одним из самых неоднозначных произведений в фантастической литературе. Ну а я же помечу себе «Горменгаст», который выглядит по отзывам тоже чем-то таким, попыткой в большую прозу, изданную неразборчивым издателем под видом фэнтези, как сбережённые часы моего утекающего с каждым днём времени. Спасибо за прочтение!

p.s.

Да, забыл основной спойлер «люк я твой отец», правда он становится известен уже во второй книге — в книге если

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
съесть человека и запить съеденное вытяжкой из местного и довольно интересного монстра «алзабо», то ты будешь помнить события из жизни человека, а то и станешь им отчасти, привет Билли Миллиган! Этот рояль объясняет добрую половину встреч героя с «дружелюбными» ему неписями.

p.p.s

Забыл совсем, очень хотел начать отзыв с такой мысли, а в итоге ей закончу: В некоторых обзорах некоторых (не только этого) произведений я видел фразу «это не для всех». Как всякий уважающий себя читатель, я каждый раз думал: «Не для всех — это не для «тех», но а я-то из «этих»». Так вот. Иногда стоит признаться, что всё же из «тех».

Оценка: 4
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здравствуй, любезный мой читатель. Память моя порой вне зависимости от желания моего хранит много всякой дичи, как например данный цикл.

Помню я чудной мир. Мир далекого будущего, где причудливо переплелись минувшее и грядущее, где члены гильдии палачей все ходят с мечами, а аристократы летают к звездам и палят из бластеров. Создав такой мир, его творец в какой-то мере облегчил себе задачу по наполнению его. Потому что в него под эгидой «это далекое будущее, там все бывает» принялся он помещать в него все, что в голову взбредет – зверей говорящих, тварей инопланетных, клинки ртутные, великана, чудесные артефакты, робота, замаскированного под человека… Что придумал только что, то в мир и втиснул.

И пустил по этому миру творец гулять палача Северьяна, вложив повествование в уста его. Только вот плохенький рассказчик из палача нашего вышел. Тот, не смотря на вроде бы мрачную профессию оказался душой ранимой, что истории лирические и заунывные, к сюжету особого отношения не имеющие, любил. И язык изложения у него не самый простой. К концу этих лирических отступлений становится столько, что повествование какую-то «Тысячу и одну ночь» напоминать начинает. Терпение немалое нужно, чтобы через все эти измышления да отступления по тропе сюжета продираться. А тропа эта со временем петлять и вилять всячески начинает, герой просто начинает наобум ходить по миру и сталкиваться со все новыми вывертами фантазии творца.

Так стоит ли тебе, любезный мой читатель, браться за цикл сей? Право же, не могу сказать однозначно. Если мира необычного хочется тебе, вроде Numenera (слыхал о такой?), получишь ты его. Но если же за повествованием увлекательным и связным пришел ты, то можешь поостеречься. Прочти глав несколько и подумай, стоит ли тебе идти тропой муторной с палачом Северьяном к его возвышению (это не особо сюжетное откровение, он сам об этом постоянно поминает).

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ужасно многословный автор. То ли не знает другого способа растянуть повествование, то ли просто нравится подавать каждую фигню так, словно от нее зависит судьба Вселенной. Вроде и язык автора неплохой и судьба героя поначалу интересна, но все это тонет в таком количестве малозначащих подробностей, что следить за сюжетом становится почти невозможно. Зато можно насладиться килотоннами описаний, если конечно имеется к этому склонность. Детально прописанный мир и вот это вот все. Увы, подобный перк у меня не прокачан. Пришлось отложить пир духа до лучших времен. Вдруг последователи Фаренгейта сожгут все книжки кроме этой, а тут хоба! такой и Джин Вулф. Вот карта тогда и попрет — начну читать только дым из ушей.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уникальный сериал, по форме представляет собой записки автарха (самодержца) планеты Урс (Земли в далёком будущем), по имени Северьян, по первой профессии — палача. Записи этот много повидавший персонаж выводит перед отлётом в центр галактики на высший суд, чтобы лично доказать право своей цивилизации на жизнь и получение нового солнца взамен умирающего старого (астрономический аспект расширения звёзды, перед тем, как стать «черной дырочкой», то есть, поглощения всех планет системы вплоть до Юпитера, автор отметает как несущественный). Вот такие ставки на кону, хотя все очень непросто с этим процессом, поскольку и время, и пространство автором переплетены весьма причудливо.

Тексты романов эпопеи уплотняются по сложности по нарастающей, много философских размышлений, разных сказаний — аллюзий, переделанных из сказок и мифов народов мира, много непонятного как в описаниях мира, разноплановых героев — от самостоятельных роботов — киборгов до мутантов, страшных существ, завезенных со звёзд до людей, добровольно ставших животными после операции. Чудеса технологии былых эонов сочетаются с почти полной деградацией общественной жизни и ремесел.

Собственно на мой взгляд именно причудливость и красочность описаний, напоминающих яркие видения глюколова, вероятно и заставляют читателей пробиваться через весь этот поток событий, обрисовывающих путь Северьяна от юного подмастерья гильдии палачей до самой ответственной должности на планете.

Хватает мерзких сцен касающихся каннибализма и пыток, видимо нарушение общественного «табу» было одним из стимулов и характерных придумок Вулфа, хотя сама идея сделать главным героем профессионального мучителя это уже своеобразный вызов.

Но в целом книги сделаны вполне гармонично, и хотя логика поведения главного героя и многих «неглавных» кажется абстрактной, внутренняя логика событий все же присутствует.

В общем рекомендую, хотя если есть возможность, лучше попытаться освоить цикл на языке оригинала.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Cвоё истинное отношение к этим книгам я, как бы это удивительно не прозвучало, выражу словом «ГУАЗАХТ!». Представьте себе удивление читателя, ошеломлённо перечитывающего это слово, слово, напечатанное большими и на редкость жирными буквами. Вот именно с этим чувством вы и будете читать романы. Ценителям и гурманам этого драгоценного ощущения советую немедленно закрыть рецензии и открыть книгу, прочих же приглашаю под спойлеров таинственную сень.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Непредсказуемость сюжета заключена как в чуждости обычаев и традиций, так и в непредсказуемости героя-рассказчика. Он возносится к вершинам власти и низвергается в застенки, чтобы немедленно начать беседу о вдове Форса и шатлене Леокадио – и это только верхушка айсберга!
И, чтобы дать вам понять стиль автора, я наконец-то попытаюсь изобразить его самим стилем своего текста. Хотя обычно большая часть айсберга скрыта под водой, случается, в тёплых морях он быстрее тонет под водой, чем над водой. Когда такое случается — айсберг переворачивается. Порой он переворачивается не один и не два раза, но множество раз, всё уменьшаясь и уменьшаясь. Таковы же и ожидания читателя, поскольку наш опыт приучил нас к книгам с более предсказуемым сюжетом и антуражем. События и действия происходят вполне естественно и закономерно, пробуждая в рассказчике соответствующие случаю размышления, которые как раз и придают совершенно неожиданным для читателям вещам естественный вид. Шаблон трещит и рвётся, открывая место новому видению, новому пониманию особенностей фантастического мира. Особенно хороша же в сюжете внезапная связь между самыми разными событиями. Ведь тающий айсберг, перевернувшись раз и ещё раз, вернётся в исходное состояние относительно зеркала вод, и, хотя вид его причудливо изменится, наблюдателя скорее удивило бы иное. Но, чем внимательнее он будет вглядываться, тем больше закономерностей он сможет подметить в таянии айсберга, и хотя большинство их будет ошибочными, тем выше будет удовольствие наблюдателя при выявлении истинной картины протекающего. Всю первую половину первой книги я пребывал в убеждении, что автор взялся за удивительно интересный сюжет и с сеттингом фантазия не подкачала. Утратив это убеждение с треском, я приобрёл иное… потеряв его – третье, и так несколько раз. У вас не будет ни малейшего понятия о том, что впереди — и это прекрасно!

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Книга Нового Солнца» — цикл примечательный уже потому, что для его характеристики придется задействовать практически весь фантлабовский классификатор. Он как будто специально создан для пресыщенного и искушенного читателя, побывавшего уже в сотнях фантастических мирах и уже потерявшего всякую надежду, что есть нечто, способное удивить.

В этих четырех романах Вулф нашел место практически для всех фантастических сюжетов и поджанров. Для любителей «классики» здесь есть инопланетяне, благожелательные и не очень, роботы, путешествия во времени, пространственные врата и флаеры, и даже Высший Разум, наблюдающий и судящий деяния Человечества. Тем, кто жаждет Постапокалиптики, предложат для изучения целый Мир бывшей Земли, а теперь всего лишь доживающего последние дни Урса, с древними развалинами и тайнами прошлого, теряющегося в невообразимой дали веков.

Тому, кто скучает по мрачной атмосфере Средневековья, предложат сложную систему орденов, среди которых не последнее место занимает сообщество палачей, сражения на мечах, темницы и склепы. Любитель «боевого направления» найдет здесь многочисленные битвы на флаерах и конях, мечах и лучеметах, сцены пыток и казней, в достаточном количестве для того, чтобы удовлетворить самые кровожадные наклонности.

Для поклонников детективного жанра будет, где разгуляться: все четыре тома придется поломать голову над историей противостояния Агии и Северьяна, а сторонники мистики и психоделики также найдут для себя много чего интересного. И даже любители фэнтези при желании отыщут любимые мелодии меча и неотличимой от магии науки будущего, к примеру, в виде зелий, способных возродить к жизни сознание усопших.

И при этом «Книга Нового Солнца» не легкое развлечение. Для тех, кто любит глубокое и многослойное содержание, это настоящий праздник души. Здесь есть и глубокие философские идеи о добре и зле, путях развития всего Человечества и предназначении отдельных его представителей, социальные и религиозные проблемы, психологическое напряжение и множество загадок.

Очень тяжело не потеряться в этом многообразии событий, фактов, сочных описаний. Иногда все происходящее напоминает кошмарный, болезненный сон, наркотический бред или игру измученного сознания, когда невозможно отделить реальность от воображаемого, а недостающим кусочком мозаики может оказаться с виду незначительная деталь или вскользь брошенная фраза.

И все это многообразие — всего лишь история нескольких лет жизни молодого палача Северьяна, отправляющегося в долгое странствие по умирающему Миру в поисках собственного места в жизни. История, поданная через излюбленный вулфовский прием «личного дневника», только еще больше запутывающего читателя. Ведь невозможно со 100-процентной уверенностью утверждать, что все описанное — реальность, а не плод фантазий рассказчика, приукрашивающего свои приключения.

Теперь, если Вы не испугались выше изложенного и все же решили прочитать этот цикл, примите небольшой совет. Выбросьте из головы все опасения, не заморачивайтесь попытками сложить мозаику из загадок и намеков, просто погрузитесь в этот великолепный и чарующий мир Урса, пройдите с Северьяном вместе его путь от темного склепа на старом кладбище до Цитадели Автарха, полностью отдаваясь потоку повествования. Я завидую Вам, поскольку у Вас все еще впереди.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джину Вулфу удалось невозможное. Он написал не просто книги, его цикл — это чуждый мир, заключенный в литературную темницу. Несчастным читателям дозволено лишь безучастно взирать глазами главного героя на то отталкивающие, то притягательные, а местами и вовсе абсурдные картины иной реальности, подчиняющейся собственным законам и логике. Но именно благодаря взгляду на события через призму восприятия центрального персонажа Вулфу и удается достичь столь поразительного эффекта материальности описываемого. Северьян, чей дневник мы по сути и читаем, не объясняет ровным счетом ничего, что представляется очевидным ему и является обыденными деталями окружающей его действительности. Да и странно было бы ожидать иного. Однако погружение в чужой универсум не состоялось бы в полной мере, если бы нам самим не было позволено, улавливая легкие намеки и косвенные упоминания, со временем прийти к пониманию его мироустройства и природы вещей.

Сюжет непредсказуем в равной степени как для читателя, так и для главного героя: Северьян не преследует постоянной цели в своем бесконечном странствии, она постоянно меняется под давлением обстоятельств. С ходом повествования преображается и сам герой: в начале он предстает нам в образе неопытного подростка, подмастерья палача, в конце же достигает таких высот, о которых не мог и мечтать. Казалось бы — давно избитая фабула, но Вулф так умело обыгрывает ее, что слово «тривиально» не удается применить ни к одной строчке написанного. Фантазия автора поистине не исчерпаема, он с равной легкостью живописует дуэль на цветах и поединок со зверем, разговаривающим голосами умерших людей. И главное, о чем не стоит забывать при чтении, — многие вещи здесь являются совсем не тем, чем кажутся изначально, а явления, чья суть, казалось бы, давно постигнута, зачастую предстают совсем в ином свете.

Пытаться вычленить какой-то определенный стиль или жанр, в котором написаны романы, дело столь же неблагодарное, сколь и бессмысленное. Повесть о взрослении здесь переплетается с романом-поиском, вкрапления мистики соседствуют с фантстической составляющей, приправленной фэнтезийными элементами, а над приключенческими мотивами довлеет философская притча. Сверх того, цикл о Северьяне буквально насыщен отсылками и аллюзиями на другие произведения, начиная с «Алисы в стране чудес» и заканчивая легендой о Големе. И все это великолепие завернуто в оболочку непревзойденного писательского мастерства автора, признанного одним из лучших англоязычных стилистов современности.

Вулф смог создать летописи мира, которого никогда не было, но от этого не становящегося менее реальным.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

По поводу данного цикла сказано вполне достаточно, поэтому не вижу смысла много рассуждать о палачах, автархах, загадках технологий, времени, калейдоскопе мест и персонажей.

Зато могу сказать, что действие оживляется в цикле постепенно, динамика происходящего нарастает от книги к книге.

А еще читателю нужно быть достаточно внимательным. И читать книги цикла одну за другой, без длительных пауз между ними. Иначе отсылки последующих книг к предыдущим могут быть непонятны, т.к. ряд деталей могут забыться. Да и при этом условии для лучшего осмысления цикл лучше перечитать еще раз.

После окончания чтения цикла, кроме собственно сюжетных перипетий, локаций Урса и прочего остаются еще какие-то мелочи, за которые цепляется память. Мне вот почему-то еще запомнился подход к воспитанию палачей. Палач не должен получать удовольствие от работы. Его удел — повиноваться, и делать ровно то, что необходимо, ни больше, ни меньше. Человек, не обладающий необходимыми качествами, здесь даже подмастерьем не сможет стать.

Интересна концепция автарха со своим множеством личностей в одном теле. У меня создалось впечатление, что в описываемых реалиях, наверное, только такой человек и способен справиться с управлением Содружеством, да и, в перспективе, с Урсом. Кстати, автархи имеют возможность пройти некое испытание, с тем чтобы попытаться принести народу Урса Новое Солнце. Но вот если автарх его проваливает, то, извините, он больше не мужчина (это здесь называется «лишением мужественности»).

А еще в финальной книге цикла меня, помимо всех этих парадоксов времени, удивило, что, оказывается, Вулф умеет красочно описывать сражения. Единственное крупное сражение, участником которого становится Северьян, описано весьма и весьма увлекательно.

Народ асциан, разговаривающий клишированными фразами-лозунгами, тоже остается в памяти.

Из немного раздражающих факторов, по сути, имеется только один — много всего (в том числе и различные термины) подается без объяснений. Но это, в принципе, преодолимо.

А так, пройденный вместе с Северьяном путь был интересен и я нисколько о нем не жалею.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

В дополнение к предыдущим отзывам:

Чем «Книга Нового Солнца» отличается от большинства (если не от всех) «умирающих земель» в истории фантастики ХХ века?

Осмысленностью. Ощущение немыслимой древности мира — не новинка (но Вулф блестяще воплотил его в самой материи языка, в сети аллюзий и цитат); однако роман — отнюдь не только поклон К.Э.Смиту и Дж.Вэнсу.

Вулф написал странный, завораживающий, раздражающий, беспокоящий роман воспитания; а поскольку все события мы видим глазами Северьяна, то и не сразу понимаем, насколько он изменился за время пути. Северьян Хромой, Миротворец, — «не Христос, но христианин», как не раз повторял автор в интервью. Человек, который пытается стать лучше, чем он есть. Палач, воспитанный палачами, которому _суждено_ возродить мир и который _свободно_ выбирает свой путь: парадокс, на котором строится всё.

Замысел романа возник, когда Вулф понял: единственная вещь, о которой мы точно знаем, что Христос ее сделал своими руками, — это бич. Тот самый, которым торговцы были изгнаны из храма. Бог с бичом; палач как спаситель.

«- Невыносимо, что хорошие люди вынуждены всю свою жизнь причинять боль.

- ...Вам дали плохой совет, Автарх. Невыносимо как раз то, если эту работу станут выполнять дурные люди».

Роман — об этом; и о многом другом.

Не соглашусь с теми, кто называет «Книгу Нового Солнца» шедевром — но другой такой точно нет.

И, напоследок, советы для тех, кто еще только присматривается к роману: не бойтесь пресловутых «загадок», которые якобы таятся на каждой странице. Все, что нужно знать, рано или поздно будет сказано прямо; непроясненные тайны ответов не имеют вовсе; не все эпизоды важны для сюжета, но на символическом уровне работает каждый; «Цитадель Автарха» — подлинный финал, а «Явилось Новое Солнце» — лишь эпилог, заметно уступающий четырем томам «Книги»; последняя фраза романа повторяет первую, что, к сожалению, пропало в переводе.

А теперь — в путь.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга не терпит суеты и спешки. Чтобы осознать, что в ней может быть заключено, нужно быть терпеливым и внимательным, нужно уметь забывать о том, что за долгое время стало привычным и при этом быть готовым раскрыться. Ведь чтобы преобразиться, Книге Нового Солнца нужен только ваш отклик. И пусть ничто не изменится внешне; будут те же слова, те же краски и путь, который нужно пройти, как бы ни было это трудно. Восприятие станет иным, и это уже опыт, и это уже та ценность, благодаря которой понимаешь, что все мучения были не зря. Впрочем, вопреки всему сказанному, я не склонен думать, что для понимания книги необходимо что-то вроде просветления. Но как иначе назвать тот сдвиг восприятия, который произошел со мной, когда я столь упорно и поначалу тщетно вгрызался в плоть этой книги? Между скукой и признанием поразительной реальности происходящего, ощущением обыденности чуждого и столь далекого мира пролегла целая пропасть.

Четыре романа – четыре неразрывные части единого целого, наделенные лишь условной самостоятельностью. Но при этом для каждого романа характерен свой условный цвет, свой оттенок, выражающийся в том, как расставлены акценты, какие интонации повествования господствуют и какие с романом связаны образы.

В «Пыточных дел мастере» на первом плане обыденность, монотонность окружающего Северьяна мира, которую только подчеркивают нечаянные проблески вроде ночной встречи с Водалусом и золотой монеты, которая мгновенно становится символом мира вовне. Встреча с шатленой Теклой и последствия этой встречи коренным образом изменяют жизнь Северьяна, привнося в чуждую нам обыденность элементы фантастики и чуда. И все же происшествия в городе и городском ботаническом саду, как бы ни были они странны, неуловимо связаны с неосознанными воспоминаниями. Читателя ли, героя или самой Умирающей Земли, а может быть, и некогда посетившего ее Миротворца. Здесь нет новизны, и пока еще нет той причудливости и эклектичности, что возьмет свое на страницах «Когтя миротворца» и «Меча ликтора».

«Коготь миротворца» представляет собой первое и наиболее существенное смещение акцентов тетралогии. Обыденность перестает быть обыденной, картина мироздания становится все более и более эклектичной, не теряя при этом, впрочем, изначально присущей ей стройности и законченности. Недомолвки, неясности восприятия героями мира в сочетании с укоренившимися в сознании читателя штампами порождают восхитительные моменты вроде определения моряка; структура повествования окончательно приобретает характер калейдоскопа встреч и расставаний, сопровождающихся неожиданным изменением точек зрения. Сказочные мотивы переплетаются с классическими темами научной фантастики, и все это выдержано в единой тональности и преподносится в меру серьезно. Что касается используемых автором образов, их характера и системы, то они изысканны, зрелы, продуманны и вызывают тем самым ассоциации с хорошим выдержанным вином или полотнами старых мастеров реализма. Порознь ни безудержная хаотичная импровизация, ни простой сдвиг реализма в область неведомых, странных палитр не позволяют получить такой эффект. Нужно что-то третье. Необычное мастерство? Гениальность?

Те тенденции, что наметились в предыдущем романе, развиваются в «Мече ликтора». Не раз повествование подойдет опасно близко к той грани, за которой располагается иная, абсурдная для читателя реальность. Появление Тифона, столкновение с альзабо и воспоминания Доркас тому примеры. В то же время есть в романе место и чувствам, и обычным человеческим страстям – словом, всему тому, на что находилось время и место и в предыдущих романах.

Но все возвращается на круги своя. В «Цитадели автарха» будут расставлены все точки над i, и акценты вновь сместятся, знаменуя тем самым переход к новому витку спирали и позволяя взглянуть на мир под новым углом. В зоне военных действий рациональное видение мира непоколебимо, и никакие чудеса такому видению не помеха. Они просто существуют в другой реальности. Несомненная удача автора – это то, каким образом сцены в госпитале, не имеющие, казалось бы, никакого отношения к основной сюжетной линии, включены в повествование. Эти сцены до боли знакомы и легко узнаваемы. Эти притчи определяются лишь человеческой природой и не зависят ни от мира, ни от времени. Стоит увлечься ими, и ты легко потеряешь ориентацию в сюжетном пространстве. Проходит все, пройдет и ощущение потерянности, и вместе с Северьяном мы дойдем до нового статуса, который не станет для нас неожиданностью. Композиция книги такова, что итог странствий мимоходом раскрывается еще в первом романе. И тем лучше для понимания книги!

Книга Нового Солнца многогранна, как сама жизнь. В ней есть место чувствам и страстям, размышлениям и действиям, жесткости и даже шоку. Многие писатели выдавали свои творения за рукописи, пришедшие со звезд, но только Джину Вулфу хочется верить. Его игра ума и воображения – это игра высшего порядка.

И пусть книга закончена, пусть перевернуты последние страницы… В моей памяти теперь тоже горят два символа: странная гробница со звездолетом и памятная монета, обещающая открыть новый мир, повести за собой. Теперь все это – не только собственность сознаний Северьяна.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересное начало. Интересный конец (постольку, поскольку подводятся итоги). А середина безнадёжно затянута. Герои ходят по сцене и читают свои роли, сами не веря в них. Создаётся впечатление, что автор составил план (что хорошо), но при этом не прислушивался к своим героям. В итоге переходы от события к событию выглядят просто как вычёркивания задач в списке «надо сделать», необоснованно, несвязанно, нелогично.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любили ли вы в детстве диафильмы, как любил их я? По вечерам, в темной-темной комнате, их можно было смотреть час или даже целых два. И не важно, были ли это сказки, повествования об исследованиях космоса или приключениях в духе «Затерянного мира». Главное заключалось в сакральном духе самого действа. Зажечь волшебный фонарь и медленно разглядывать во тьме одну светящуюся картину за другой. Лишь много позже я узнал об истории проекционного аппарата, Laterna magica, фантаскопа, с помощью которого еще в XVII-XVIII вв. бойкие демонстраторы развлекали знать и горожан. Проецируя в темных залах образы на клубы дыма, они создавали, в том числе, движущихся призраков, фантасмагории.

Именно это слово более всего подходит для описания жанра, в котором написана «Книга нового солнца». Какое-то время после начала чтения я никак не мог «попасть в ритм» повествования. Он мне казался очень рваным – длинные описания перемежаются с короткими динамичными сценами, и одно действие наслаивается на другое. А потом все встало на свои места. Я понял — это причудливые картины странного будущего сменяют одна другую. Они, конечно, связаны общим героем и то исчезающими, то появляющимися, то виртуальными персонажами, но это совершенно не важно. Надо просто смотреть, окунаясь с головой в атмосферу священнодейства.

Нет здесь никакого квеста, да и есть ли вообще сколько-нибудь целостная нить повествования? Ну, движется герой по миру, только движение это сродни броуновскому – то в одну сторону, то в другую, то какие – то немотивированные скачки вообще невесть куда. А Урд вдруг оживает, тоже начинает играть призрачными гранями – Абсолют, Цитадель, города, меняющиеся и со временем, и от угла зрения. И вот она, кружевная вязь «мировых линий» перед нами, со всеми висящими на стене ружьями, которые стреляют.

Потом, уже очнувшись, я все думал – откуда он, технолог из Иллинойса, взял все эти яркие светящиеся фантомы Урcа? Неужели катализатором этому могла служить работа в журнале, как бишь его, «Plant Engineering»? Даже сходил на страничку журнала, посмотрел списки победителей ежегодных конкурсов «Продукт года». Действительно, они настолько разнородны, от программного обеспечения для тестирования на вибрацию до эффективных способов утилизации газоразрядных ламп, что вполне могли научить кого угодно рождать футурологические вымыслы. Но отчего-то не хочется разрушать тайну. Может, прав был Гейман? Может, натолкнулся тех. редактор на работе на какое секретное изобретение секретного чудака, типа того же волшебного фонаря, только показывающего иные времена и реальности, и что-то там подглядел?

Ведь почему-то я верю автору. Пока единственному из всех, кто описывал умирающую Землю. Хотя здесь нет ни Уэллсовских или Бакстеровских морлоков, ни Вэнсовских Туржанов Миирских. Только ожидание нового солнца.

Перечитывать буду. Как пересматривал диафильмы. Хочется ведь иногда чувствовать себя ребенком и верить в несбыточное. Да и нравится мне эта броуновская тень, скрывающая свет под мантией.

P.S. В процессе размышлений над циклом сам собой родился каламбур: «Чтобы создать фантасмагорию, нужен хороший plan(t)». Так и стоит перед глазами товарищ Жуков.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, необычная вещь. Не буду анализировать содержание, напишу про ощущения при чтении.

Книга — описание жизненного пути молодого палача Северьяна, которому суждено стать правителем.В течение первых двух книг описание это какое-то расплывчатое, как будто Северьян произвольно выбирает картинки из прошлого, достойные его описания. Эти картинки мало связаны между собой, да еще и разнообразные отступления, воспоминания, рассказы, сценарии. Кажется, что Северьян, выбирая эти картинки, совершенно не думает о том, кто будет все это читать (обратите внимание — я сказал, не автор не думает, а Северьян не думает — в хороших романах, написанных от первого лица, так и бывает, герой идентифицируется с автором, но здесь — фантастика, совершенно непривычный мир, но мы видим его глазами Северьяна и верим ему — это реальный мир и рассказ Северьяна — реальные приключения в реальном мире). Но постепенно выясняется, что Северьян действительно ничего не забывает — практически любое приключение оказывается выбранным не случайно, оно имеет какие-то продолжения, какой-то смысл, что-то помогает понять, и в конечном счете занимает в сюжете положенное ему место, что не всегде дает разгадки, скорее добавляет загадок.

Роман можно назвать феноменальным уже только за то, что, несмотря на то, что читать его неинтересно, нудно, трудно, почему-то все равно читать хочется, хотя уже и понятно, что не будет здесь ни великого раскрытия тайн, ни захватывающих приключений, ни чудес, ни трогательных душевных движений. Вот нет этого, ничего нет, и концовка ничего особенного не добавляет, но уже с середины книги понимаешь, что ее захочется перечитать.

Да, эту книгу не за что хвалить, ее бесполезно ругать, но не прочитать ее нельзя. Совершенно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мощная, стильная, местами жуткая, но эмоционально слишком холодная вещь. Очень мешают восприятию католические инсигнии, хотя понятно, что Вулфа следует изучать только через призму его религиозных убеждений.

По многочисленным намекам и кросстекстуальным отсылкам (альзабо = медведь-трупоед и так далее), понятно, что действие происходит в той же вселенной, в какой разворачивалась «Пятая голова Цербера».

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ни говори, хорошая была серия «Знак единорога» — в ней впервые вышли новые романы Бигля, благодаря «Знаку» мы познакомились с Кеем и Вулфом... «Книга Нового Солнца» — совершенно неожиданная вещь. Да, Вулф работал в традиции, заданной Вэнсом и другими «умирающеземельниками», но _как_ он это делал! Здесь вам и необычный, яркий антураж, и лихо закрученный сюжет, и смысловое наполнение. Как и в «Рыцаре/Чародее», финал многое меняет; по-хорошему, книгу надо перечитывать и переосмысливать минимум пару раз. Жаль, что её с тех пор так и не переиздавали. В тех же «Шедеврах» одним бы томом...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх