fantlab ru

Александр Беляев «Человек, потерявший лицо»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
1136
Моя оценка:
-

подробнее

Человек, потерявший лицо

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 106
Аннотация:

Тонио Престо — великий артист. Тонио Престо — жалкий урод. Гений с лицом идиота, человек, приговорённый к телу шута.

Справедливо ли это, чтобы человек был приговорён к уродству, как к каторге? Ответ на этот вопрос в клинике доктора Цорна...

Примечание:

Впервые опубликовано в журнале «Вокруг света» (Ленинград) №19-25, 1929 г. с подзаголовком «роман». В книгах произведение не перепечатывалось до 1958 года, когда одновременно вышло в нескольких издательствах в сборнике «Остров погибших кораблей», составленном Б.В. Ляпуновым. Другой вариант того же сюжета и даже с теми же героями Беляев реализовал в романе «Человек, нашедший своё лицо» (1940), который публикуется как совершенно самостоятельное произведение.


Входит в:

— журнал «Вокруг света (Л.) 1929`19», 1929 г.

— журнал «Вокруг света (Л.) 1929`20», 1929 г.

— журнал «Вокруг света (Л.) 1929`21», 1929 г.

— журнал «Вокруг света (Л.) 1929`22», 1929 г.

— журнал «Вокруг света (Л.) 1929`23», 1929 г.

— журнал «Вокруг света (Л.) 1929`24», 1929 г.

— журнал «Вокруг света (Л.) 1929`25», 1929 г.


Похожие произведения:

 

 


Остров погибших кораблей
1958 г.
Остров погибших кораблей
1958 г.
Остров Погибших Кораблей
1959 г.
Остров погибших кораблей
1959 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 4
1963 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
1985 г.
Борьба в эфире
1991 г.
Замок ведьм
1991 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1992 г.
Избранные произведения в четырех томах. Том 2
1993 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 5
1993 г.
Чудесное око
1993 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1996 г.
Небесный гость
2001 г.
Александр Беляев. Избранное
2003 г.
Александр Беляев. Избранное
2003 г.
Том 3. Чудесное око
2005 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 5
2007 г.
Избранное
2008 г.
Продавец воздуха
2009 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Властелин мира
2016 г.
Властелин мира. Вечный хлеб. Человек, потерявший лицо
2017 г.
Человек, потерявший лицо. Человек, нашедший свое лицо
2017 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 5
2018 г.
Homo alius
2018 г.
Властелин мира. Вечный хлеб. Человек, потерявший лицо
2020 г.
Человек, потерявший лицо. Человек, нашедший свое лицо
2020 г.
Властелин мира. Продавец воздуха. Человек, потерявший лицо
2021 г.
Homo alius: Человек-амфибия. Последний человек из Атлантиды. Человек, потерявший лицо
2021 г.
Последний человек из Атлантиды
2023 г.
Научно-фантастические произведения
2023 г.

Периодика:

Вокруг света (Л.) 1929 № 19 (13 мая)
1929 г.
Вокруг света (Л.) 1929 № 20 (19 мая)
1929 г.
Вокруг света (Л.) 1929 № 21 (26 мая)
1929 г.
Вокруг света (Л.) 1929 № 22 (31 мая)
1929 г.
Вокруг света (Л.) 1929 № 23 (9 июня)
1929 г.
Вокруг света (Л.) 1929 № 24 (16 июня)
1929 г.
Вокруг света (Л.) 1929 № 25 (23 июня)
1929 г.

Издания на иностранных языках:

Людина, що знайшла своє обличчя
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

ГОЛОВА МОЯ МАШЕТ УШАМИ

«Черный человек! Ты прескверный гость!

Это слава давно Про тебя разносится».

Я взбешен, разъярен, И летит моя трость

Прямо к морде его, В переносицу...

...Месяц умер, Синеет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.

Я один... И — разбитое зеркало...

(Сергей Есенин «Чёрный человек»)

С удовольствием прослушал аудиоверсию романа «Человек, потерявший лицо». Т.е. именно тот вариант, который был задуман автором изначально и исполнен с мастерством. Второй роман, переделанный и переименованный, читать не буду — и потому, что читал его ранее (впрочем, первый роман тоже уже читал когда-то в отрочестве), и потому, что мне не слишком понравилось, как и куда привёл автор своего героя во второй книге.

Железы и гормоны, ими вырабатываемые — на самом ли деле они так всемогущи, или автор допустил преувеличение? Вопрос этот, конечно, повисает в воздухе уже при чтении книги. А, ответ, я думаю, ясен, ибо если бы всё дело было только в гормонах, то медицина уже давным давно гребла бы гульдены, исполняя прихоти богатеньких и капризных граждан и гражданок.

Однако на тот момент, когда роман задумывался и создавался, надежды такого рода, видимо, были сильны, и потому Беляев взял на себя смелость пофантазировать на эту тему. Однако, помимо вот этого фантдопа писатель раскрывает ещё не менее важную тему : что является нашим настоящим лицом — наша внешность, или то «Я», которое сидит внутри нашей физиологической оболочки? Как говорится, встречаем по одёжке, провожаем по уму. Как пел Высоцкий «Но тот, который во мне сидит, изрядно мне надоел!» — и это ещё вопрос кто кому больше надоел — тот умник, который сидит в теле и якобы управляет им, или тело, капризно требующее регулярного выгуливания, кормления, сексуальных удовольствий, отправления естественных надобностей и сна.

Понятно, что на самом деле всё одинаково важно и равновелико, опять же поговорка учит, что в здоровом теле и дух здоровый. Однако ведь и в самом деле, когда встречается перекос в ту или иную сторону — телу не нравится образ жизни, ему навязываемый, или дух неудовлетворён своими внешними статями, формами и размерами, — то начинаются болезни всех мастей и страдания как психического и психологического рода, так и физиологические.

А ответ прост: мир не добрый, мир не злой — он просто есть, такой, какой есть. И себя нужно принимать таким, какой ты есть, а если что-то не слишком нравится, то помаленьку переделываем, перестраиваем и переоформляем, но всё-таки лучше без ножа хирурга, а за счёт собственных ресурсов и упорного труда.

А возвращаясь к роману — он явно делится на две части. И если первая часть посвящена драме человека с некрасивым телом и лицом, страдающего от этих своих особенностей, то часть вторая превращается в приключенческую авантюрную историю мести. И если в части первой ты сострадаешь Престо и сопереживаешь с ним, то в части второй он, по сути, становится неким своеобразным «Зорро», а до Робин-Гуда не дотягивает, ибо прихваченные денежки не раздаёт обездоленным, а тратит по своему усмотрению. И тут хотя и понимаешь Престо, но уже не радуешься всему тому, что он проделал и сотворил. Вор у вора дубинку украл.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти что биопанк! Местный гений-изобретатель ещё недалеко зашёл, ведь таким способом можно было б создавать и сверхсолдат с супербронёй, сверхсильных и быстрых, или натурально наводящих панику монстров. Замысел — хорош, очень. Но опять же — всё это лишь фон для трагедии человека в жёстком капиталистическом обществе, где у него почти нет шансов вырваться из очерченных ему финансовых рамок. Правда, на определённом этапе серьёзная драма ВНЕЗАПНО прекращается и сменяется весёленьким балаганом, где ГГ лихо мстит обидчикам и гордый уплывает в закат. Это не то, чтобы портит историю, автор имел полное право на такой финал, но всё равно как-то не отвечает духу и настроению остальной книги.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писать отзыв на книги А.Беляева для меня сложно. Это — все равно, что исповедоваться, что признаваться в любви. Книги этого писателя, прочитанные в детстве оказали одно из самых сильных влияний на мою жизнь. Во многом под влиянием этих замечательных книг, среди которых «Человек потерявший лицо», пробудился во мне интерес к медико-биологическим наукам, которые и стали для меня делом жизни. Помню, как в детстве сострадал я несчастному и благородному уроду Тонио Престо, как восхищался доктором, который могуществом своей науки возвращал людям радость жизни. Страстно хотел стать похожим на этого доктора. Кстати, именно эта книга впервые столкнула меня с проблемами эндокринологии и гормонально-гуморальной регуляции в целом. А написана она была на отличном для того времени научном уровне, что, вообще для А.Беляева характерно (и чему я всегда удивлялся и неизменно восхищался). Ну а уж огромный этический заряд, который лежит в основе книги, вовсе не подлежит сомнению.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Научная фантастика.

Влияние на рост, физиологию гипофиза и эпифиса.

Казалось бы...

Но это история человека,

история его жизни, его чаяний, его Судьбы (Рок, Фатум, Карма).

Надежды и разочарования, болезнь и здоровье, мысли и действия —

у каждого человека.

Но не о каждом напишет книгу Писатель.

Об этом — написал.

Он — достоин.

Читал повесть ещё подростком,

а интерес к биологии сохранил на всю жизнь.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безвестная красота — это ещё хуже, чем прославленное безобразие.

Испокон веку люди приспособились узнавать друг друга по чертам лица. Знакомого человека мы способны выделить из толпы лишь мазнув по ней мимолетным взглядом, потому как наш мозг способен быстро проанализировать и сопоставить черты лиц многих людей. Но стоит знакомому человеку слегка изменить свою внешность, хотя бы отрастить усы или, если он женщина, сменить прическу, как природная программа начинает сбоить. В последнее время были разработаны специальные компьютерные программы для опознавания лиц, основанные на антропометрических закономерностях в строении лицевого скелета, которые не меняются с годами. И то, при желании, есть способы, основанные на применении силикомовых накладок на лицо, чтобы обмануть эти хитроумные программы. А что уж говорить про пластические операции, способные неузнаваемо изменить человека. То есть, меняя лицо, человек буквально становится незнакомцем и может спокойно начать новую жизнь. Но что делать, если изменив лицо и тело ты всё так же хочешь жить «своей» жизнью? Как доказать всем окружающим, что это именно ты? Именно с такой проблемой столкнулся Тонио Престо, главный герой романа Беляева «Человек, потерявший лицо».

В двадцатых годах прошлого века американский кинематограф переживал небывалый расцвет, как раз в это время окончательно сформировался тот образ Голливуда, который знаком нам и поныне. Крупные кинокомпании, способные вкладывать большие деньги в съемки фильмов были заинтересованы любыми путями «отбить» затраченные на производство деньги да ещё и получить какую-никакую прибыль. Одним из проверенных способов обеспечить новому фильму приличную кассу была съемка в нём на главных ролях уже полюбившегося зрителям актера, а лучше нескольких. Популярные актеры стали цениться всё больше, гонорары их росли в геометрической прогрессии — так появились суперзвезды. Одной из таких суперзвезд был комик Тонио Престо, который, по признанию критиков заткнул за пояс и Чаплина, и Китона. Тонио, а точнее Антонио, родился в горах Италии, мальчиком, дабы не умереть с голоду, он был мусорщиком в Неаполе, «потом поездка с бродячим цирком в Германию, неожиданный успех на ярмарках, случайное участие на съемках в кино, ещё более неожиданный успех — и волшебный поворот судьбы» приведший его в Голливуд. Играл он роли исключительно трагические, но прославился как величайший комик своего времени. А всё дело было в его внешности, мягко говоря нестандартной: «наружность молодого человека невольно привлекала внимание. Очень короткие руки и ноги, непомерно большая голова, большие отвислые уши и нос. Нос поражал больше всего: у корня нос западал, а к концу расширялся и даже загибался немного вверх «туфлею»... Он никак не мог быть причислен к красавцам». А если быть откровенным, то он был довольно уродлив. Но не только внешность была основой его успеха у зрителей. «Комизм Тонио Престо был в противоречии и положений, и обстановки, и даже его внутренних переживаний с его невозможной, нелепой, немыслимой фигурой, с его жестами паяца». И может быть всё бы и продолжалось своим чередом, но тут в дело вмешалась любовь — Тонио влюбился страстно и безнадежно в Гедду Люкс, свою партнершу по фильму. Она же оставалась безразлична ко всем его признаниям, считая, что публика не простит ей, если она, несравненная красавица, свяжет себя узами брака с таким уродцем, пусть даже богатым и знаменитым. От отчаяния он решает обратиться к практиковавшему в то время в Америке русскому врачу Сорокину, который прославился тем, что мог сделать из любого урода красавца.

Александр Беляев в своём творчестве периодически касался темы переделки или усовершенствования человеческого тела. В «Человеке-амфибии» он рассказал о дышашем жабрами Ихтиандре, в «Ариэле» — о человеке, способном летать без всяческих механических приспособлений, в «Человеке, потерявшем лицо» он поведал читателю историю гениального киноактера, который, изменив свою внешность навсегда изменил свою судьбу. В те времена пластическая хирургия находилась в зачаточном состоянии и рассказ о перемене лица воспринимался как однозначная фантастика, к тому же Беляев описал в романе не хирургический, а, если можно так сказать, эндокринный способ коррекции всего человеческого организма. Каково же было изумление главного героя, когда он понял, что вместе с уродливой внешностью он потерял и всё то, что составляло смысл его жизни. Оказалось, что весь его талант, все актерские данные — это ничто без его внешности, ведь именно за неё он и был любим, именно в раскрутку её были вложены масса сил и денег: «Талант — дело второстепенное. Главное — реклама. С талантом люди погибают под забором, в неизвестности, никем не оцененные и не признанные, а реклама может возвести бездарность на вершину славы». Поняв, что он был ценим лишь за амплуа шута и всем теперь глубоко на него наплевать, он резко меняется сам и меняет своё отношение к обществу: «Люди беспощадны к безобразию, пусть же и безобразие будет беспощадно к красоте». По большому счету все его усилия оказываются напрасны, потому как та, ради которой он решился на столь серьезный поступок, всё так же отвергает его чувства, предпочтя выйти замуж за другого. Положение усугубляется тем, что получив приятную внешность он так и не может избавиться от комплекса неполноценности, терзавшего его все эти годы. Дальнейший его бунт является лишь слепым бунтом, способом доказать себе свою неординарность.

Общество, показанное автором в романе состоит практически из одних отрицательных персонажей, что, впрочем, не удивительно, ведь автор, наряду с основной линией сюжета, посвященной трансформации души достигаемой трансформацией тела, старается показать читателю всю порочность и бездуховность капиталистического мира. Вот только сейчас многие из этих строк вдруг приобрели совершенно иной смысл, а текст романа дает повод заподозрить Беляева в провидческих способностях: «Воры и бандиты были великолепно организованы. Весь город был поделен между отдельными бандами на участки. Во главе каждой банды стоял «староста», на обязанности которого лежало распределять «работу», делить добычу и иметь сношения с полицией. Бандитская бухгалтерия была поставлена образцово. Все поступления заприходовались в книгах, которые время от времени проверялись полицией. Со всех доходов полиция получала довольно высокий процент». Откуда он мог знать, что почти через век в России будет всё в точности так, как он написал? Единственным однозначно положительным персонажем является русский доктор Сорокин, что, впрочем, тоже не удивительно. Считается, что основой для этого персонажа послужил реально существовавший человек — известный ученый-физиолог С. А. Воронов, получивший широкую известность благодаря опытам по омолаживанию. Для Сорокина нет неосуществимых дел и недостижимых целей: «Неумолимая судьба» для нас, современных людей, — всего только закон причинности. Поэтому мы больше не умоляем судьбу. Мы сгибаем её в бараний рог». Но, попадая в Америку, он, на деле помогая людям, очень скоро начинает подвергаться гонениям, как человек, разрушающий своими действиями сами основы западного общества. В итоге Сорокина вынуждают покинуть США.

Итог: ещё одно подтверждение тонкого психологического чутья автора, позволившего ему рассказать эту драматическую историю поиска человеком самого себя. «Косность человеческая переживает века...», а ранимую душу артиста так легко уничтожить, так легко стереть в порошок и смешать с грязью. Однозначно рекомендую. Читайте классиков!!!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма неплохой авантюрно-фантастический роман. В подростковом возрасте, когда увлекался Беляевым, читал и перечитывал эту книжку, благо в доме было 8-ми томное собрание сочинений с прекраснными иллюстрациями.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение мне почему-то напомнило современного актера Д.Кэрри, который прославился своими ужимками на экране, которые принесли ему всемирную славу. Но стоило ему сыграть серьезные роли, без кривляний, и все сказали, что это бездарность. Не зря Беляев говорит: «А безвестная красота – это еще хуже, чем прославленное безобразие Престо». Начало произведения просто великолепно, но вот концовка, где автор сбивается на некий романтический бандитизм, просто убивает, исчезает психология... а появляется пистолет...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших романов Беляева. Хорошо показан талантливый человек, мучающийся от комплекса неполноценности и готовый отдать все, чтобы стать нормальным, таким же как и все. Здорово отображено и то, что сам по себе человек никому не нужен, и вся его популярность строилась только на уродливой внешности. запомнились метания главного героя и его поиск своего нового «Я». Читал роман с оптимистичной концовкой, которая мне понравилась. Все-таки за Тони Престо искренне переживаешь и желаешь ему счастья.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поучительная история про то, что и урод может быть гением. Тут срабатывает уже давнишнее бытийное правило: либо ноги прямые, либо лицо красивое...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман словно пропитан печалью, ведь только представьте себя на месте Тонио Престо, как тяжело смириться с тем, что люди никогда не будут относиться к тебе серьезно только лишь из-за того, что ты не такой, как они. Драма, разыгравшаяся в этом романе не сможет оставить равнодушных. Правильно ли Престо поступает в этом романе? А нам ли его судить? Вполне возможно, что бандитизм единственный способ для Тонио продемонстрировать всю свою серьезность, какая бы жестокая она не была...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема эксплуатации уродства, выведенная Беляевым, продолжает волновать как читателей, так и писателей. У нас был опубликован любопытный рассказ Кэрри Ричерсон «Художественная вольность» о художнице, способной менять пластический облик людей, которая сама, тем не менее, предпочла вернуть свой отнюдь не совершенный образ, поскольку в ином себя не ощущала той же личностью.

А этот роман Беляева в сопоставлении с «Человеком, который смеётся» Гюго произвёл в детстве неизгладимое впечатление.

Есть там, кстати, и комичные сцены — порой фантастам не хватало чувства юмора, а тут всё было на месте.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек потерявший- нашедший свое лицо. Я читал 2 варианта. В одном Тони Престо становится гангстером — бандитом, и мстит всем обидчикам, во втором открывает свою кинофабрику. Замечательный приключенческий роман, основанный на допущении возможности изменения организма под действием эндокринных вытяжек — гормонов. Роман — предсказание. Мы врачи сейчас активно используем гормоны для приведения в порядок различных уродств и патологий. Один нюанс — взрослых уже не изменить. Немного навиная, но не потерявшая интереса книга.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, немножко наивная книга, но, учитывая, в какое время и в каких условиях жил и работал Беляев, можно только преклониться перед ним.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек талантлив, но нужен ли он кому-нибудь, вернее интересен ли он публике своим талантом или внешностью? такие вопросы задает себе ГГ...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На Савелия Крамарова похоже. Та же судьба комика мечтавшего о серьезных ролях.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх