fantlab ru

Ричард Морган «Тёмные ущелья»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Оценок:
206
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмные ущелья

The Dark Defiles

Роман, год; цикл «Страна, достойная своих героев»

Аннотация:

Рингил Эскиат, герой поневоле, которого считают выродком даже те, кто требует его помощи, отправляется в далекие края на поиски Иллракского Подменыша — бессмертного воителя-чародея, взращенного бывшими владыками этого мира. Рингил рискует своей душой, чтобы овладеть смертоносной магией и бросить вызов могуществу Подменыша. В то же время Арчет и Эгар Драконья Погибель вступают на тропу крови и слез, которая приведет их к давно забытой тайне. Слишком поздно они поймут, что некоторые секреты не просто так скрыты от людских глаз. Грядет время испытаний, само мироздание висит на волоске, и от смерти не застрахован никто.

Входит в:

— журнал «Grimdark Magazine, Issue #2», 2015 г.



Темные ущелья
2020 г.
Темные ущелья
2022 г.

Электронные издания:

Grimdark Magazine, Issue #2
2015 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Dark Defiles
2014 г.
(английский)
The Dark Defiles
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тёмные ущелья» — книга, которую мы ждали очень долго. Она уже давно была написана автором, а российскому читателю так и оставалась доступной лишь первая книга трилогии — тогда ещё в прежнем переводе (неплохом, но хуже нынешнего) под названием «Сталь остаётся». И вдруг — прорвало! После выхода «Стальных остатков» 2-я и 3-я книги были изданы по-русски менее чем за один год (и это — несмотря на внушительную толщину 3-го тома). Хочется спросить — что же раньше мешало?!

Так вот — ждать пришлось аж с 2008-го, но это того стоило.

Яркие персонажи (главных героев, собственно, трое — выше в другой рецензии сказано, что их двое, но автор оной явно позабыл про Драконью Погибель). Они представлены читателю столь ярко и убедительно, что их начинаешь воспринимать как живых, реальных людей, сочувствовать, испытывать печаль.

Однако и второстепенные персонажи не картонны. Произведение объёмное, многофигурное, глубокое, местами жестокое — какой и должна быть «тёмная фэнтези». Замечательный, яркий, образный язык (не могу не отметить прекрасный перевод). Отсутствие всяческих табу.

Кстати, об этих самых табу: крайне не рекомендую читать трилогию людям, для которых моральные нормы замёрзли где-то на уровне 19 века, а сокращение ЛГБТ является ругательным словом. Гомосексуальные сцены во всех трёх книгах представлены широко, разнообразно, выписаны крайне чувственно, а вот гетеросексуальные почти всегда сводятся к той или иной разновидности изнасилования. Короче, господа пуристы, карманные наши савонаролы, вас тошнить будет.

Какое счастье, что из всех книжек наши депутаты читают только сборники собственных речей (ну и сборники выступлений орла нашего бункерного, полагаю...) — иначе эту трилогию уже отовсюду изымали бы под вопли соловьёвых и милоновых...

А нормальным людям — читать обязательно! Как я вам завидую — я-то уже...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Страна, достойная своих героев» как цикл выглядит несколько странно: почти самостоятельная первая часть и неразрывно связанные вторая и третья. Более того, финальная книга не похожа на предыдущие ни структурой, ни настроением.

«Тёмные ущелья» начинаются спустя несколько месяцев после завершения «Хладных легионов». Рингил, Арчет и Эгар вместе с остальными членами экспедиции рыщут по задворкам мира, пытаясь отыскать захоронение мифического Иллракского Подменыша. Пытаются безуспешно, теряя в рутине дней надежду на успешный исход всей миссии.

В романе две основные сюжетные линии, вместо привычных трёх. Если раньше читатель имел возможность понаблюдать за каждым из основных персонажей отдельно, то теперь собственную линию сюжета сохранил только Рингил, а Арчет и Эгар занимались исключительно совместной деятельностью. Темп тоже изменился: на раскачку не тратится половина книги, читателя просто вводят в курс дела за первые несколько глав и пошло-поехало. Событий очень много, и большинство из них описаны с большим драйвом, начиная схватками с пиратами, и заканчивая эпичнейшей битвой с драконом. Если не считать некоторого затишья в середине, весь роман представляет собой череду сменяющихся сражений. И это здорово.

Ричард Морган две книги подряд занимался внутренним развитием персонажей, и теперь пришла пора показать, к чему же они пришли. В итоге финал истории получился сильным, слегка открытым, и оставляющим часть вопросов на откуп читателям. Особенно порадовал здесь Таковач, его диалог с Арчет – это лучшая сцена во всей трилогии.

Отдельно хотелось бы отметить перевод. Редко в какой книге встретишь такое количество уместного мата, еще и хорошо переведенного и адаптированного. Наёмники, каперы, солдаты – это явно не тот люд, который будет изъясняться высоким штилем. И круто, что их речь в романе выглядит естественно и достоверно.

«Тёмными ущельями» автор всё-таки смог поднять планку и вытащить свой цикл на ступень выше среднестатистического фэнтези. Для цельности картины позже обязательно перечитаю всю трилогию разом.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я уважаю и люблю Моргана как автора. Но, увидев эпиграф из постмодернистского «Моста» Бэнкса, другого любимого британца-фантаста, я совсем растаял.

«Тёмные ущелья» — самый длинный роман, что я читал! Почти тысяча страниц! На две сотни толще «Имени ветра» Ротфусса и на полсотни больше, чем «Чёрный человек» того же Моргана.

Очень не хочется ни спойлерить, ни рекомендовать, ни отговаривать.

Чтение заняло ровно неделю. Не скажу что было легко.

Первая четверть тома прочиталась влёт! Особенно впечатлила «естественная» непредсказуемость сюжета. Герои что-то планируют, готовятся, но всё как будто самом собой поворачивается совсем не так, как они планировали. Очень похоже на реальную жизнь, тем и подкупило.

Середина несколько провисает, но и в ней хватает приключений и сражений.

По прочтении двух третей книги меня ждал шок. Я даже отложил книгу и пошёл покурить.

Ближе к концу темп и накал увеличиваются. Сюжет продолжает быть непредсказуемым! Восторг!

Несмотря на объём, сюжетных линий две — Рингил и Арчет плюс Эгар.

Язык. Много мата. Вообще, герои выражаются и ведут себя как лондонский криминалитет. Даже не как местами карикатурные персонажи Гая Ричи, а как по-настоящему опасные, накачанные пивом футбольные хулиганы из рабочих кварталов Лондона. Морган и переводчик мастерски передают угрозу и безбашенность говорящих. Кайф!

Внутренние же монологи персонажей местами напоминают интонации токсичного психопата, ложно-ласково обращающегося к своим жертвам.

Мир. Ну, это же третий том трилогии. Реалии понятны. Но и тут автор умудряется несколько расширить наши знания о мире, не говоря уж о финальных откровениях.

Финалы мощные, несмотря на то, что я сторонник большей конкретики. Два эпилога-коды добавляют сумятицы и заставляют пересмотреть некоторые события трилогии совсем с другой стороны.

Деликатные отсылочки к Элрику продолжаются.

Непростое, необычное фэнтези с потрясающими антигероями. Лично для меня, прочитавшего всего Моргана — событие в жанре.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга цикла несколько отличается от первых двух. Она подлиннее, и автор будто бы уже не смог удержать единый стиль на всём её протяжении. Минус тут в некоторой сбивчивости, а плюс — в более свежем взгляде на продолжение истории.

Могу выделить три части произведения, несколько разнящиеся по стилю: героические приключения, не совсем героические приключения (эта часть явно провисает) и тёмный эпик (как в прошлых книгах). Провисающая часть сюжета в целом небольшая, но то что на каком-то моменте становится скучновато — всё же минус автору. Если не удалось выдержать саспенс, то можно было бы и подсократить повествование.

Героика порой смотрится странновато: в какой-то момент каждая глава начинает заканчиваться клиффхэнгером. Как в сериалах категории Б, где перед рекламой показывают крупный план и драматическую музыку, а после рекламы — общий план и ситуация разрешается вполне рядовым путём. Тут местами получилось особенно странно: когда сначала нам в начале главы описывают героя, обретающего чуть ли не всемогущество, а в конце главы ему случайно проламывает голову кирпич.

Тёмный эпик в целом хорош, хотя с таким размахом иногда не хватает приземлённых горестей прошлых книг. Зато пикировки с местными божествами весьма хороши.

Концовка немного открыта, хотя вряд ли намекает на продолжение. Максимум — на другую серию в том же мире. И может быть бы и стоило — учитывая, что не все его секреты нам в итоге раскрыли. Впрочем, почти всё получило хотя бы намёк.

В итоге, книга серию завершает неплохо, хотя лично я ожидал от неё чуть большего. В целом — всё также можно рекомендовать всем любителям тёмного фэнтези, которых не смущают геи.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну сразу с козырей, чтобы не рассусоливать на пустом месте, что совсем в духе рассматриваемой книги.

«Темные ущелья» («Тьма оскверняет») входит в число лучших романов Моргана. Наравне с «Рыночными силами», «Пробужденными фуриями» и «Черным человеком». Это беллетристика, которая имеет глубокий философский фундамент и богатую идейную подоплеку. Я рассмотрю только три аспекта романа, которые мне сразу бросились в глаза и показались весьма любопытными.

Первое. Трилогия у Ричарда Моргана получилась чистым «героическим фэнтези». Не «дарк» и не эпик. Как по форме, так и по содержанию. Рассказ сосредоточен на трех персонажах-героях ,которые в составе небольшой группы поддержки меняют жизнь людей к лучшему и бьются с самыми могущественными врагами, что только могут встать на пути человека в любом из миров. А войны, разрушающие целые планеты, и бесчисленные армии сражающихся цивилизаций — только фон, задник и антураж. Это форма. По содержанию персонажи Моргана, что главные, что второстепенные, тоже герои. Они высоконравственные, одухотворенные личности, совершающие подвиги. Или злодейские злодеи с неутолимой тягой к разрушению и уничтожению на своем пути всего доброго и светлого. в них нет морального релятивизма, характерного для модного нынче «темного фэнтези». (Даже Клитрен. Он просто выбрал вначале не ту сторону). Да, они сложные личности ,с противоречиями, но ведь на то Ричард Морган и большой писатель, чтобы рассказывать истории живых настоящих людей, а не кукол деревянных. За ними интересно наблюдать, ими восхищаешься или ужасаешься, но ассоциировать себя с ними не получается.

Но это и не главное. Потому что при всем умении автора создавать живых и ярких персонажей, не в этом его основная задача и не тут бьется главная жилка произведения. Он, по известной метафоре Джорджа Мартина, архитектор, а не садовод. Создание особого мира, в котором будет разворачиваться борьба и судьба идей — основные его пафос и задача.

Моргану удалось создать интереснейшую технофэнтезийную реальность. Многомерную вселенную с различными альтернативными реальностями (совершенно в духе современной космологии и физики), в которой изощренные физические законы и технологии, прямо по завету Кларка, неотличимы от магии и волшебства. Поэтому и герои тут могут совершать свои подвиги — в их руках сосредоточено могущество нескольких цивилизаций, накапливавшееся сотни тысяч лет.

Но и этот богатейший мир не самодостаточен. Это поле битвы идей. Потому что лучшие романы Моргана — идеологические, прямо как у Федора Достоевского. И «Темные ущелья» прежде всего роман политический. Он изучает вопрос, какое устройство человеческого общества наиболее эффективное и гуманистическое.

Я параллельно с романом читал много нашей поэзии первых лет Революции — Маяковский, Есенин, Мариенгоф, Ахматова — поэтому, видимо, так хорошо для меня высветился этот слой. В метафорическом смысле можно вот как «раскидать» соперничающие политические силы в книге. Олдрейны-двенды — это олигархическая власть финансового капитала, долгое время безраздельно владеющая человечеством, управляя им хищнически, жестоко и только в своих узкогрупповых интересах. Даже их происхождение соответствует такой трактовке. Не инопланетяне какие-то, а плоть от плоти, так сказать.

На запрос человека о свободе пришел ответ в виде кириатов — революционной партии троцкистского толка, которая не руководит, и не направляет пассионарный взрыв масс, а пытается управлять и командовать, потому что лучше всех знает как надо жить, и что этой массе нужно. Есть еще и «охранители», любители статуса кво — так называемые боги Темного Двора, — боящиеся «как бы чего не вышло». Как и все охранители, они неизбежно превращаются в простых оппортунистов, действующих себе во благо и двигающихся только по ветру истории. Ричард Морган, отдадим ему должное, очень убедительно критикует как местный олигархат, так и противостоящих им сектантов-революционеров. Также он убедительно опровергает благостные «меньшевистские» мечты полукровки Арчет о поступательной эволюции общества к светлому будущему, показывая, что подобная эволюция очень легко скатывается в дурную бесконечность неразрешимых противоречий.

Свои рецепты эффективных социальных преобразований Ричард Морган не предлагает, но от одного человека, даже очень умного и с дипломом Кембриджа такого ждать, конечно, не стоит. Правильная постановка вопроса о самых сущностных и важных вещах для всего человечества — это уже великое достижение!

И как же много там еще всего, в этой трилогии! Обилье мыслей, половодье чувств, конфликты, невероятные локации и приключения. О самых сложных вещах автор может говорить просто, ясно, доступно. Отличным пластичным и образным языком.

По совокупности достижений Ричард Морган подтверждает, что является одним из лучших современных писателей-фантастов. И даже просто писателей, без жанровых рамок.

Да, я готов к тому, что следующая его книга — судя по отзывам — будет послабее. Но ваять одни шедевры могли всего несколько человек за четыре тысячи лет существования литературы.

А Ричарда Моргана можно рекомендовать всем думающим людям, любителям самой высококлассной литературы.

П.С. И конечно низкий поклон и большая благодарность Наталии Осояну за блестящий перевод этого замечательного романа.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это был шикарный финал столь неоднозначной трилогии. Темп, конечно, мог быть чуточку быстрее, но история все равно была хороша. И хочу заметить, что на самом деле немало важно, Моргану все-таки удалось сохранить баланс между жесточайшими и мрачными сценами, где читателю приходилось переживать за героя и не превратить все это в неуклюжее порно, которое преследует современный жанр темного фэнтези.

Если сказать о книге в целом, то сюжет в ней продолжается с того места, где остановился ранее. Рингил, Арчет и Эгар отправляются на задание, чтобы найти могилу подменыша. Дела у них само собой идут гладко, поскольку ходом их действий продолжает руководить темный двор и все остальные загадочные силы, которые стремятся продвигать собственные планы.

Повторюсь, но история меня действительно заинтересовала, чем то даже поразила. С точки зрения жанра троица героев абсолютна и во всем гармонична. Я не скажу, что они всегда приятные люди, но они были всегда мне интересны, за ними большую часть времени было легко наблюдать, а это, скорее всего ключевой фактор заинтересованности. Многие авторы упускают подобный момент при написании книг.

Конец этой трилогии, пожалуй, дал более чем достаточно в своих масштабах ответы на большинство появившихся вопросов. И все те объяснения, которые мне удалось получить при чтении, более чем оправдались. За исключением одного недостатка. На мой взгляд, слабое место у этих книг все же есть и заключается в построении мира. Он не кажется прочным в отличие от других книг Моргана. Книгам как я вижу, вредят такие вещи как «Серые края» и другие потусторонние вещи, которые остаются настолько расплывчатыми, что их просто трудно представить. Не знаю, таких проблем ранее у меня не возникало, при чтении других работ автора, поэтому мне кажется, что он намеренно сделал этот контент трудно проходимым.

В общем, этот цикл мне запомнится как один из лучших в своем жанре. В нем было колоссальное количество различной цензуры, жестокости и просто насилия, при этом все это не скатилось в какой-то заунылый депресняк. Даже большинство тем, затронутых в этом сюжете, были темами, которые Морган также затрагивает в своих других проектах. И они по-прежнему кажутся достаточно свежими. Вероятнее всего, этому способствует моя солидарность с автором в сторону социальной критики.

Ты спросишь. А почему тогда 9, а не все 10? Отвечу так. Что на полпути, я просто потерял весь имеющийся энтузиазм к чтению. Виню в этом то, что третью книгу я прочел после трехмесячного перерыва после второй и поэтому она меня частично утомила.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Финальная книга цикла гораздо больше первой и второй книг. И это ожидаемо, так как финалу предшествовало множество событий, которые автор постарался закончить логично.

По-прежнему перед нами две сюжетные линии – Рингила и Арчет с Эгаром. И если про Рингила мне было очень интересно читать, так как его сюжетная линия все же, на мой взгляд, основная, то про Арчет с Эгаром читать было менее интересно. Я думаю, здесь дело в том, что у Рингила постоянно происходили серьезные сражения либо исследования Запределья с магическими изысканиями, и это всегда подогревает интерес читателя, то вот у Арчет много разговоров, рассуждений, перемещений, но именно того, что заставит сердце читателя вздрогнуть, очень мало. Самые яркие моменты, пожалуй, – это посещение места черного народа и столкновение с драконом. Даже ее финальная битва на фоне аналогичного события Гила просто блекнет. Как персонаж, она безусловно получилась яркой, интересной, но вот раскрывалось это в событиях, которые не слишком этому способствовали. Из-за чего и вышел диссонанс в восприятии сюжетных линий главных героев.

В книге, безусловно, много крови, жести, по этому любителям более мягкого повествования книга не придется по душе. Хотя такие читатели дальше первой книги и не продвинутся, а до финала дойдут лишь любители более жесткого чтива.

Все же автор постарался осмысленно завершить цикл. Сюжетные линии закончены, финальные битвы сыграны. Четвёртый том про дальнейшие судьбы героев уже был бы искусственным раздуванием цикла. И респект автору, что не стал этого делать.

В целом роман сильный, интересный, не раз пощекочет нервы, если вы переживаете за героев. Предыдущие два романа так же имеют схожие сильные стороны, но третий их «переплюнул». Достойный финал и достойное завершение цикла.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ричард Морган ударно закончил свою трилогию «Страна, достойная своих героев» — роман «Тёмные ущелья» получился очень цельным и ярким, и писатель сполна воспользовался своими сильными сторонами, пусть и не скрыл все недостатки.

Все три главных персонажа — Гил, Арчет и Эгар — прошли свой путь, каждый получил свою судьбу, жаль только, что Драконья Погибель так и не смог выйти из тени своих друзей и не вышел на первый план (это было проблемой для Моргана с самой первой книги, Эгар получился замечательным ярким персонажем, ему больше всех сочуствуешь, но в общем сюжете он так или остался sidekick'ом),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но зато получил яркую, пусть и предсказуемую, концовку.

«Тёмные ущелья» — не всегда ровная книга, иногда темп повествования провисает, экспозиционные объяснения кажутся путанными — видимо, Морган до конца хотел сохранить интригу, и ради этого напустил очень много тумана. «Сеттинг» трилогии раскрылся в неожиданную сторону элементов технологии и научной фантастики, и этот нюанс получился очень изящным и наводящим на размышления о том, чем является этот мир.

Ричард Морган — настоящий мастер по части экшена, все боевые сцены читаются на одном дыхании, схватки оживают перед глазами, и это притом, что я совсем не поклонник боевиков. Думаю, от слишком больших доз боевой составляющей я бы устал, но писатель очень грамотно расставляет столкновения клинков между интригами, трагедиями и божественными вмешательствами.

У каждого персонажа есть своё лицо, свой язык, своя трагедия, каждого можно понять, но не всегда простить. Все нужны сюжету и истории, все приходят к какому-то логичному заключению. Очень яркими получились два эпилога — один неожиданно раскрывает подробности прошлого, второй даёт понять, что ждёт в ближайшем будущем.

Отличная, пусть и не идеальная трилогия. Блестящий перевод Наталии Осояну — никогда не устану рассыпаться в комплиментах её работе.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарное завершение трилогии.

Огромный том, но, история ни сколько не затянутая.

Опять три главных героя:

— Аристократ Рингил, мастер меча, теперь ещё и колдун.

— Полукровка Арчер, последняя из могущественной расы.

— Варвар Эгар, старый, но, могучий наёмник.

Главы про приключения каждого из этой троицы чередуются, и, на мой взгляд, это позволяет избежать однообразия.

Центральные персонажи — достаточно неприятные (опять же, как мне кажется), но, автору удалось заставить читателя сопереживать им.

Отличный язык, которым написана книга. Удачный перевод.

Получилось качественное «темное фэнтези», достаточно сложное сюжетно, и, вместе с этим, очень легко читается, много ярких боевых сцен.

Кому-то, может не понравится эротические моменты — герои нетрадиционной ориентации, поэтому, такие моменты шокируют. Впрочем, к третьему тому я уже перестал обращать на это внимание.

Самая удачная и сильная книга данной трилогии, как мне кажется.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман, великолепно выписанные главные герои, отличный перевод. Браво, Н.Осояну!

Прощай, Эгар Драконья Погибель. Прощай, боевой п...ас Рингил Эскиат. Прощай, Арчет Индаманинармал. Мне будет Вас не хватать.

После «Тёмных ущелий» начал читать «Сроки службы» М. Клооса. Примитивный язык, картонные герои. Серый, плоский мир. Увы...

Р. Морган и Н. Осояну подняли планку очень высоко.

10 баллов

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот заключительная часть у Моргана получилась на славу. Cюжет не разочаровал, финал потряс, всем сестрам было роздано по серьгам — вот это Морган, которого я люблю.

Оценка отлично.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения «Ущелий» стало окончательно понятно, откуда черпал вдохновение Люк Скалл для написания «Грозного отряда». А вот Морган, как мне показалось, набрался вдохновения от Муркока. Почему то такое пришло на ум при после прочитанной концовки. Ну то такое...

Что же можно сказать о третьей части да и о цикле в целом? В принципе не плохо, даже хорошо, ведь Морган как автор довольно силен: сюжет интригующий, с неожиданными поворотами, интересными, хотя и очень спорными героями (не все останутся в живых), и хочется узнать чем же это безобразие закончится. Кроме того, нужно отметить, что большую роль, по моему мнению, сыграл перевод. Если бы переводила не Наталия Осояну, я скорее всего не добил бы этот цикл. И плюс значительный объем — люблю пухлые томики. Ну а теперь о негативе:

1. Самый главный — наличие гомотемы, причем в мерзких подробностях. Из трех ГГ — два с отклонениями. Причем если для Арчет можно было сделать скидку — тетке лет за 200, могла и пресытится нормальными отношениями, то с Рингилом беда полная. Причем, как по мне, это сделано необоснованно, в угоду толерантности. Прием с отыгрыванием роли «изгоя» или «не такого, как все» можно было без особого напряга обыграть с помощью других сюжетных ходов.

2. Не совсем понравился уход от фэнтези к технофэнтези, пусть и к темному))). Уже ко второму тому становится ясно, что автор к этому и идет, но мне больше по душе более «классическое» темное фэнтези (Аберкромби рулит!).

Как итог, на раз — пойдет. Семерка с небольшим минусом.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх