Олег Дивов «Саботажник»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое | Приключенческое | Военное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Генетические эксперименты, мутации | Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Раньше он гонял чертей — теперь изгоняет бесов! Уволенный из десанта по инвалидности, капитан Причер вернулся в строй армейским священником. И однажды судьба забросила его на планету, где по небу летают крокодилы, а под ногами течет эликсир бессмертия. И ни малейшего шанса выбраться живым. Затерянная в джунглях военная база, ожидающая неминуемого конца — воистину место, забытое Богом. Предыдущий священник здесь просто сошел с ума. Так что же — время молиться?..
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 199
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2998 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 68% — на редкость выше среднего (37%)!
Награды и премии:
лауреат |
Странник, 2002 // Крупная форма |
Номинации на премии:
номинант |
Урания, 2002 // Большая Урания (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2002 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2002 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Мечи, 2003 // Меч в зеркале |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lans, 6 июня 2023 г.
Это произведение Дивова — один из шедевров юмористической фантастики.
Писать заумные произведения с кучей философствования — легко, а вот сделать шедевр в развлекательном варианте крайне сложно. Аналогом тут можно упомянуть разве что первую книгу про Билла-героя Галактики Г.Гаррисона (что все так на Неукротимую Планету накинулись непонятно. Разве что антураж похожий, смысл совсем другой).
По уровню юмора могу сравнить разве что еще с Шерифом В.Ильина.
Тем более нужны такие книги в наше непростое время.
lammik, 31 декабря 2022 г.
Бывший капитан-космодесантник с говорящей фамилией Причер, уже было списанный по инвалидности, возвращается к несению службы, но уже как армейский священник. Приказ забросил Причера на планету Клякса, где идут ожесточённые боевые действия с флорой и фауной этого мира. На кону индивидуальное бессмертие, поэтому умрут многие.
Третий раз подряд перед новогогодними празднествами читаю Олега Дивова. Видимо, настроение его книг соответствует моему в конце декабря. Умная и глубокая по содержанию, она облачена в грубую, хулиганскую, разухабистую форму. И вот эта амбивалентность отталкивает от неё как любителей трэшовых боевиков (те чувствуют, что вместо «Балтики 9» им подсунули «Балтику 0», так и умствующих эстетов (тем вместо миндального молока налили натуральное, что ещё совсем недавно находилось внутри живой коровы). Так что читать Дивова стоит только тем, кто способен настроиться на соответствующую волну.
Что касается собственно «Саботажника», то в нём показано столкновение истинной живой веры с капиталом, а тот как известно, тоже своего рода религия и не из милосердных, а с регулярными жертвоприношениями. Так что прогноз для Кляксы скорее негативный. В тексте много шуточек «для своих», разнообразных примет времени, дивовских армейских баек. При этом перечитывать «Саботажника», в отличие от «Выбраковки» и «Ночного смотрящего», у меня желания не возникнет.
Неудивительно, что многие вспомнили «Неукротимую планету» или даже вышедший гораздо позже кэмероновский «Аватар», но почему-то никто не обратил внимания на сходство сюжета с рассказом сэра Артура Конан Дойла «Когда Земля вскрикнула».
Читать строго тем, кто воспринимает юмор Олега Дивова и не шарахается от мата в тексте.
eldozavr, 8 ноября 2020 г.
Самое странное, что за 15 лет отзывов о «Саботажнике» Дивова никто не подметил в одной особе повести писателя-фантаста Михаила Тырина. В главе 6 (пожалуй, самой смешной в книге) в качестве собутыльника отца Причера выступает русский прапорщик Майкл Воровский, образ коего списан с Тырина (стырить = своровать). Воровский и внешне, и проскальзывающими частностями его биографии — просто слепок с Тырина. Тем паче, речь Воровского пересыпается названиями книг Тырина: «Тень покровителя», «Дети ржавчины», «Фантомная боль».
Русский же психолог Эйб Кронштейн несёт в себе определённые черты Льва Рэмовича Вершинина. Опознать Вершинина также не сложно. Забавно!
Демьян К, 27 марта 2019 г.
По прочтении некоторое недоумение вызывает настойчивое сравнение данного романа с «Миром смерти». По мне, кроме декораций, между текстами нет вообще никакого сходства. В наше время гариссоновский детский пацифизим-экологизм разлива 1960 года ничего, кроме смеха, уже вызывать не может. Как и его абсолютно «фантастический», нелепый герой — профессиональный игрок, который вдруг заделался «спасателем» планет. В смысле правдоподобности Дивов Гаррисона делает только так. Его герои похожи на людей, хоть и несут в массы, конечно же, мощную идеологическую нагрузку — ну а через кого ещё может толкать идеологию писатель, кроме как через речи разного рода героев? Но самое главное различие не в героях, не в «фантастических допущениях» и прочих «литературных достоинствах». Если пафос Гаррисона касается вещей крайне приземлённых — «давайте жить дружно и уважать братьев наших меньших» (в своём предисловии к сборнику рассказов «50х50» он чётко обозначил своё кредо: «должен быть обязательно моральный урок»), то Дивов ставит «последние» вопросы и отвечает на них совсем не в оптимистическом ключе — моральный урок в его исполнении весьма нелицеприятен. Человечеству предоставлен шанс обрести бессмертие — и на главный вопрос «а достойно ли человечество бессмертия» — ответ прямой и недвусмысленный: нет. Человечество, поджавши хвост, бежит оттуда, где ему этот шанс предоставили. И центральная проповедь, вложенная в уста ГГ, здесь ничего не меняет. Если нам недоступно реальное бессмертие (конкретной души, связанной с конкретным телом), никакие костыли в виде веры в «выход человеческой души после смерти тела на высший уровень после её слияния с высшим разумом» не помогут. Всё те же христианские «старые песни о главном», только несколько модернизированные. Человек смертен — и да здравствует человек! А не зверюшки, цветочки и «неукротимые планеты» — хоть Дивову муравьеда и жалко, но из его книги следует жёсткий вывод: человеку на «окружающий мир» глубоко наплевать. В этом смысле, как мне кажется, Дивов-идеолог проиграл Дивову-писателю — правда жизни просочилась сквозь идеологические построения и дала о себе знать. Человечество недостойно бессмертия, ну так оно ему на самом деле и не нужно. Вспоминается другой классик: «Человек вовсе не хочет жить вечно — он просто не хочет умирать». И в конечном счёте большинство людей (как и герои Дивова) делает выбор не в пользу бессмертия «потом», а в пользу жизни «здесь и сейчас».
ivan2543, 30 июня 2009 г.
Многие почему-то сочли «Саботажника» римейком «Мира Смерти» Гарри Гаррисона и обвинили автора чуть ли не в плагиате. Следует смотреть глубже: Дивов – далеко не попсовый автор боевиков (не смотря на то, что публиковался в популярных сериях), а настоящий представитель литературного «мейнстрима». Поэтому и «Саботажника» следует рассматривать в первую очередь с точки зрения идейного содержания, а не новизны фантастического допущения. Ибо на самом деле роман является своего рода литературной игрой, но заигрывание с образами американской фантастики – не самоцель.
В этой книге, собственно, важен не столько сюжет, сколько ситуация. Важно, как поведет себя каждый из героев, как он переживает идиотизм происходящего, сопротивляется или играет по навязанным правилам. Дивов, как человек знакомый с армией, не случайно поднимает проблему использования армейских сил для достижения корыстных целей государств или корпораций. В современном мире основным катализатором вооруженных конфликтов стали именно деньги и ресурсы, эти цели уже практически не прикрываются политическими или религиозными оправданиями. В романе именно такая сюжетная ситуация: на планете обнаружена биологическая субстанция, потенциально обеспечивающая живым организмам высокоэффективное омоложение тканей, а значит – бессмертие. Но вот незадача: биосфера планеты неожиданно, словно единый организм, сопротивляется захватчикам, постоянно совершенствуя средства нападения. И для защиты отправляется натовская армия и наемный российский (Российской Империи!!!) флот. Солдаты превращаются в заложников планеты: монстры все сильнее и живучей, снабжение боеприпасами все хуже, официально на планете все нормально, отступить нельзя, помощи не будет.
На базу прибывает новый священник, бывший десантный офицер, боец по характеру, но истово верующий. Как настоящий ветеран, он мгновенно понимает, куда именно попал и принимает решение: вместо того, чтобы проповедями своими уговаривать парней идти на верную смерть, попытаться любой ценой прекратить бессмысленную бойню и вывезти людей с планеты.
Интересно, что здесь автор рисует героя, не похожего на него самого. Для Дивова это рискованный шаг: все его герои так или иначе были автобиографичны. Джон Причер, главный герой «Саботажника», мало того, что профессиональный военный (Дивов служил в армии, но лишь по призыву), да еще и католический священник. Автор отлично справился с задачей, персонажи книги вообще отличаются индивидуальностью и проработанностью психологии.
Сопоставляя романы Гаррисона и Дивова, хотел бы отметить абсолютно разную проблематику. Если «Мир Смерти» — о том, что людям нужно прекратить считать себя хозяевами природы и научиться уважать ее, смирив гордыню цивилизации, то в «Саботажнике» причины упорства людей строго упираются в деньги и стремление к бессмертию. Пирряне борются за выживание своей нации, они считают Пирр родиной и не намерены сдаваться. Войска на Кляксе – заложники денег, они бы рады вернуться на Землю, но, к сожалению, это не выгодно концессионеру. Героям Гаррисона не хватало понимания происходящего. Герои «Саботажника», в особенности простые солдаты, прекрасно осознают причины, но решения за них принимают богатые и влиятельные люди на Земле и продавшиеся командиры в штабе.
Интересный художественный прием – повторяющаяся ситуация с разными персонажами. Причер задает всем на базе один и тот же вопрос: зачем вам бессмертие? Ответ на этот вопрос – мера человечности. Штабные офицеры благоговеют перед перспективой вечной жизни, она для них – самоцель. Некто, назвавшийся Харитоновым, обвиняет Причера в защите интересов Церкви, заявляя, что бессмертие физическое развенчает миф о бессмертии духовном. Но обвинение это беспочвенно – Причер радеет не о сохранении популярности христианства. Его страшит то, что человек может потерять суть своей природы, что отсутствие страха перед смертью убьет в нем Страх Божий и превратит его в расчетливое чудовище, не способное к милосердию. И процесс уже начался – в погоне за креатиновой химерой штабные готовы перегрызать друг другу глотки.
Положительные персонажи смотрят на перспективу бессмертия по-разному. Лейтенант Тэйлор считает, что бессмертные люди станут больше дорожить жизнью – ведь им будет что терять. Он считает, что это прекратит войны и конфликты. Одобряет идею физического бессмертия и прапорщик–писатель Воровский. Для него, человека творческого, бессмертие – шанс использовать свой талант полностью, не боясь, что творческий путь будет прерван смертью. Однако что делать, когда ресурс будет выработан? Ведь может настать момент, когда пресыщенному жизнью человеку уже нечего будет сказать.
Полностью поддерживает Причера лишь психиатр Кронштейн. Он, исходя из материалистической логики, приходит к тем же выводам, считая, что бессмертие приведет к безумию. Несмотря на все различия во взглядах он лучше всего понимает главного героя.
Фактически, затея с креатином была обречена и без Причера – он всего лишь не дал погибнуть людям. Но в глазах хозяев шахты он – саботажник. Далеко не святой, простой солдат, он готов стать мучеником за свои идеи. Хочется верить, что друзья смогут спасти его.
Хочется отметить, что эта, в общем, невеселая история изложена иронично, без пафоса и драматизма. Роман полон хлесткого юмора, сатирических зарисовок, скрытых отсылок к другим произведениям. Армейская жизнь показана живо и убедительно, характеры удивительно реалистичны и после прочтения остается чувство, что знаешь этих людей лично. Однако роман намного серьезнее упоминаемого некоторыми «Билла, героя Галактики» и намного добрее. Роман высмеивает и обличает многие идиотизмы военщины, но воспевает настоящего солдата. Радует и настоящий патриотизм автора, не лишенный критичности, зато неподдельный. Сначала герой видит в русских воплощение расхожего зарубежного мифа – пьянство, раздолбайство, злоупотребления полномочиями. И лишь познакомившись поближе обнаруживает в своих собутыльниках мыслящих людей, не испорченных американской погоней за обогащением. У них есть главное, что ценит священник – душа, которую они не намерены продавать за креатин. Конечно, образы Кронштейна и Воровского ироничны (чего стоят одни фамилии!), но далеко не уничижительны. Еврейское происхождение русского психиатра, странное поведение русских, принадлежность их к гипотетической Империи – все это отчасти отражает американские мифы о русских, образ русских в американском фольклоре. Впрочем, и американцы в романе достаточно лубочные – взять хотя бы языковые нестыковки, на которые и сам автор указывает в примечаниях, подчинение священника и борделя одному ведомству и т. п. Упоминание об Империи имеет и еще один смысл – подчеркивание консерватизма, патриархальности русского мышления, его отличия от американского менталитета.
Несколько разочаровало, что не Дивов является автором проповеди. Но роман из-за этого ничего не проигрывает. В конце концов, если автор вставил проповедь в свое произведение, подвергнув литературой обработке, значит, она отражает его мысли и ему нечего к ней прибавить.
Итог: замечательная книга о противостоянии человека и бездушного общества, в котором всем правят деньги. Причер не просто солдат и священник. Прежде всего, он – человек.
P.S.: Что касается концепции разумной планеты… Ну почему же сразу Гаррисон? Подобное допущение есть в рассказе Рэя Брэдбери «Здесь могут водиться тигры» (разумная планета сначала убивает дельца-параноика, входящего в экспедицию, а затем изгоняет высадившихся людей), в одной из повестей Кира Булычева об Алисе Селезневой (планета-курорт Пенелопа неожиданно наполняется хищниками – когда на ней начинает орудовать браконьер-контрабандист). И наверняка это не полный список.
А.Гаврилин, 29 октября 2014 г.
Наши пьют лучше всех и пьянство совершенно не мешает им быть круче всех. Коварные пиндосы, понятное дело, тоже пьют, но в своих подлых интересах. А те пиндосы, которые неплохие (и тоже пьют) всегда могут рассчитывать на помощь наших пьющих чекистов. Или я что-то еще пропустил в «мессидже» произведения?
azimut, 25 ноября 2018 г.
Великолепный рассказ. Единственное — мне не нравится слово «Саботажник», рассказу больше подошло бы название «Ренегат». У меня чёткая ассоциация этого рассказа с циклом игр Renegade, Target Renegade и др. на Sinclair ZX Specturm. Хотя там как раз никакой магии не было, обычный мордобой)
mka, 9 августа 2018 г.
Если эта книга была бы первой прочитанной в жизни, в лет так 5, то я бы выучил всё наизусть. Это впечатлит даже самого искушонного ребёнка. Более образованного подростка уже вряд-ли. А после сотен книг от классики до фантастики, такой примитив читать вообще сложно. Даже Гарри Гаррисон со своей неукротимой планетой отдыхает. Очень похожи.
Александрович, 9 марта 2015 г.
Потерявший ногу десантник возвращается на службу полевым священником и получает назначение на планету где небеса бороздят травоядные крокодилы, морской воздух пьянит лучше спирта, а по джунглям шастают черти — зелёные и чашуйчатые. На базе творится полный бардак, священники сходят с ума, солдаты беспробудно пьют, к тому же русский мичман Харитонов устраивает американцам пьяные диверсии... И ради чего гробить людей на этом куске камня?
Если абстрагироваться от места и времени действия, то перед читателем предстанет картина гарнизонной жизни любой армии мира со всеми своими плюсами и минусами. Абсурдная, весёлая и грустная одновременно. Хорошая вещь, чтобы скрасить вечер другой.
А муравьеда жалко.
radivoy69, 22 мая 2015 г.
Дивов стал для меня настоящим открытием, «Саботажник» четвертая подряд книга прочитанная мной за считанные часы. Просто не возможно оторваться! Интересный сюжет, интересные герои. Возможно желчный юмор Олега Игоревича не всем подходит, но мне бальзам! Армейский юмор это вам не это. Буду Дивова дальше читать!
P.S.«Русские могут и бесплатно стрельнуть, просто от широты загадочной души»
tapok, 25 июля 2013 г.
Это немного странно — читать «старого» Дивова. Автор разительно меняется в своих романах, но узнать об этом можно лишь тогда, когда ознакомляешься с олд скулом Олега.
Итак, вымышленная планета, где всё идет кувырком. Русские постоянно пьют и поют очень «русские песни», Помимо этого они не любят американцев, которые не любят русский. Круговая порука, короче говоря. И вроде существует между ними мир, да всё не так просто. Не спасает даже общая цель — добычая креатина — таинственного вещества, которое, возможно (!), даст бессмертие владельцу. Пожалуй, это одна из центральных тем — отношение к вечной жизни. Причем чуть ли не мгновенно разочаровывается в людях, когда узнает у них о том, что те будут делать с бессмертием. А ведь он чертовски прав...
Понравился монолог Причера о бессмертии. Не сказал бы, что согласен. Но красиво ведь!
Не менее важной оказалась тема, подобная той, что была в «Аватаре». А именно — захват, оккупация людьми территории, которая им не принадлежит. Именно человек решил покорить Кляксу, планета лишь действовала в ответ. Всё выглядит так, словно Клякса живая. Есть ведь подобная теория и про нашу с вами Землю.
Дивов избрал нелегкую форму. Очень много диалогов, мало описания и экшена. Читать нетрудно, но как-то туманно. Картинка перед глазами выстраивается неясная, нечёткая. Собственно, это и есть главный минус, на мой взгляд. Второй недостаток — безвкусные герои-картонки. Не прочувствовал их я. Совершенно. Ричер, вроде как, и дововский герой (против системы и всё такое, сами знаете), но не дотянул его Олег, ох не дотянул.
Не могу назвать этот роман главной работой Олега Дивова. И лучшей не назову. Как и худшей. Интересная форма, любопытное содержание. Но вот честно — никакой знаковости. И есть ощущение, будто сыровата книга.
darkina, 1 февраля 2012 г.
Каждый раз, когда я говорю, что мне нравится творчество О. Дивова, находятся люди, которые скептически замечают: «Вот подожди, ты еще мало читала, вот прочтешь… (далее следует название), тогда поговорим». Поэтому открывая очередной роман, каждый раз замирает сердце: а вдруг, это именно то самое произведение, после которого я разочаруюсь и одним любимым автором в моем списке станет меньше?
Слава богу, пока этого не произошло. «Саботажник» не разочаровал ни одним эпизодом, ни одной страницей, ни одним абзацем, ни одной строкой. Более того, впервые за многие годы я вспомнила старую привычку, открыла блокнотик, чтобы выписать понравившиеся мысли, потому что так хочется ими поделиться, да и осмыслить чуть позже.
В данном романе автор выбрал непростого героя — священника, да еще такого, который очень любит Бога, хотя и понимает Его не всегда в рамках ортодоксальной церкви. Несмотря на то, что книга пронизана юмором, смеемся мы в очередной раз над собой, а не над верой или святынями. И это притом, что в книге наличествуют и очень симпатичные атеисты.
В романе нет ни одного женского персонажа, но при этом я часто угадывала себя, свои мысли и сомнения, а в этом и есть настоящее мастерство — написать книгу, которая зацепила бы всех, независимо от пола и возраста. Автор в который раз берет спорную, но часто обсуждаемую тему, и показывает неожиданный ее ракурс. Но тот, о котором хочется воскликнуть: «Да-да, все именно так. Я именно так думала и чувствовала, только сформулировать так красиво не смогла».
Резюме. «Саботажник» — философский, юмористический, психологический, местами сюрреалистический роман, который открывает нам нас самих и делает нас чуть-чуть лучше.
konst1959, 15 августа 2014 г.
Вообще-то мне нравится «весь Дивов». И «Лучший экипаж Солнечной», и «Выбраковка» и «Мастер собак»... да все, все!
Уж простите за пафос, но Олег Игоревич — классик нашего времени.
Но если бы кто-то спросил меня, что бы в первую очередь у него прочитать, то, конечно же — «Саботажник».
Хотя, и «У Билли есть хреновина» тоже отличная вещь...
be_nt_all, 27 марта 2010 г.
Талантливая христианская проповедь в странной оправе из армейских анекдотов, персонажей российского фэндома и доведённого до абсурда «Мира смерти» Гаррисона. Да-да, и огромного количества алкоголя, используемого как средство от сумасшествия в окончательно свихнувшемся мире. (Кстати, хотя я по жизни человек, испытывающий к алкоголю отвращение, читать было совсем не противно).
Символом вышеупомянутого абсурда являются, разумеется, пресловутые летающие крокодилы (и принцип воздухоплавания по-крокодильи, разумеется). Они, крокодилы, ещё сыграют свою роль в сюжете.
Да то, что многим кажется недостатком, определёно является, как мне кажется, достоинством книги. Процитирую отзыв [user=13240]С.Соболева[/user]
«Капитан Причер [...] на первой же проповеди закатил такую проникновенную речь о бессмертии человеческой души, что солдатам разом расхотелось гробиться непонятно за что. Капеллан объявляется неблагонадежным, а потом и вовсе — саботажником. Вот тут бы сюжету завертеться волчком и ринуться по немыслимым ухабам и кочкам гарнизонной жизни! Но у Дивова на этом-то как раз все и обрывается. В результате от книги кроме летающих крокодилов да великолепной проповеди Б.С.Бакулина о бессмертии души ничего в памяти не остается.»
Нет здесь ожидаемого «лихого» сюжета. Есть только военно-полевой абсурд с летающими крокодилами, та самая проповедь о бессмертии души ну и планета Клякса с её абсолютно бесчеловечным вариантом бессмертия тела.
Ну и плюс пресловутый вопрос «зачем вам бессмертие», и замечательный именно своей неопределённостью, открытостью финал.
А всяческие наслоения лихого сюжета лишь испортили бы высокий контраст между божественным и абсурдным, составляющим нерв книги.
biguho, 16 марта 2012 г.
Достаточно сложно, как мне кажется, написать цельное произведение используя одну лишь половину человечества. Всегда с каким-то наверное даже странным вниманием я относился к книгам, в которых из героев (любых — и главных, и второстепенных) присутствуют лишь мужчины. Согласитесь, сложно писать вообще не используя никаких межполовых отношений. Этим, автор осознанно очень сильно себя ограничивает в инструментах и приемах. К счастью я не читал литературных проризведений, где совсем обошлись без героев мужчин, боюсь это оказало бы на мою психику излишне деструктивное воздействие.
Так или иначе Дивову используя ограниченный писательский инструментарий удалось написать отличное произведение. И причём я даже армию посетить не удосужился, а как мне кажется что-то понял. В том числе благодаря авторскому талланту. Книгу рекомендую всем. Как минимум из-за хорошего юмора, а как максимум за интересный религиозный подтекст, хотя на мой взгляд и недоработанный. Кстати с автором я далеко не со всем согласен и все равно — отлично!