fantlab ru

Анджей Сапковский «Владычица Озера»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
6852
Моя оценка:
-

подробнее

Владычица Озера

Pani jeziora

Роман, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Единороги помогают Цири бежать из Страны Эльфов. Но им не удалось помочь девушке вернуться домой — Цири затерялась в лабиринте миров, разбросанных во времени и пространстве.

А в ее собственном мире по прежнему идет война. Короли, преодолев внутренние противоречия и объединив усилия ради общей цели, сумели переломить ход войны — после выигранного ими сражения остатки Императорских легионов бегут на юг.

Вернувшись в свой мир, Цири снова попадает в руки врагов. На этот раз ей на помощь успевает Геральт. Он спасает Цири и Йеннифер, но теряет в жестоком бою всех своих друзей. Геральт, Йеннифер и Цири снова вместе. Жаль, что ненадолго...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Польский роман года

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Неанглоязычная переводная книга (Польша)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Фэнтези (Польша)

Номинации на премии:


номинант
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 1999 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Зарубежная книга (Польша)

номинант
Серебряный Глобус / Srebrny Glob, 2000 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Владычица Озера
1999 г.
Владычица Озера. Дорога без возврата
2001 г.
Цири
2004 г.
Цири
2004 г.
Владычица Озера. Дорога без возврата
2008 г.
Ведьмак
2012 г.
Цири
2013 г.
Владычица Озера
2013 г.
Ведьмак. Владычица Озера
2017 г.
Владычица Озера
2020 г.
Ведьмак
2020 г.
Ведьмак. Владычица Озера
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Ведьмак Геральт. Том 3
2017 г.

Аудиокниги:

Владычица Озера
2020 г.
Владычица Озера
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Pani Jeziora
2001 г.
(польский)
The Lady of the Lake
2017 г.
(английский)
Відьмак: Володарка озера
2017 г.
(украинский)
The Lady of the Lake
2018 г.
(английский)
The Lady of the Lake
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  44  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ставлю 100 из 10.

Лаборантов-критиков читать тут нельзя вобще. снобы еще те :abuse:

Просто к великому циклу каждый хочет чтобы был конец «как он хочет», а так не бывает.

И вот лезут-лезут критики с их «О, это слабая концовка», «О, ну Вы знаете это все за уши притянуто», «Я чертоффски начитан и ставлю неуд автору».

Это все замечательно, но с такими мерками только Букварь выдерживает критику.:glasses:

Хах зашол на страничку на следующий день после коментария. Уже -3 за отзыв. Критики такие критики ;D Но это только еще раз доказывает их несостоятельность и непоготовленность к критике собственного отзыва ^^

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этой сагой знакомился больше года, полностью проникнувшись в атмосферу мира Ведьмака. Заключительный том очень порадовал, довольно живо, динамично, реалистично написано. Что понравилось больше всего:

!) Битва под Бреной. Описание сражения, госпиталя, ужасов боя глазами разных людей — всё это нисколько не уступает «Войне и миру».

2) Сражение в замке Вильгефорца. Такого накала страстей, динамичности сюжета я не встречал ещё нигде. Как же жалко было раставаться с любимыми героями!

3) Концовка была весьма необычной, на какое-то время даже испугался, что Геральт и Йеннифер погибнут

4) Нравится сюжетный ход: что Цири попадает в мир, связанный с мифологической историей( Камелот, маг Мерлин). Даёт понять, что пепельноволосая девочка повлияла на судьбы нашего мира

5) Тронула фраза: «что-то кончается, что-то начинается»

6) Юмор, хоть его и немного, присутствует в книге. Несколько оживляет атмосферу чтения)))

Не совсем осмыслил линию Предназначения, философские идеи. Будет весомый повод перечитать эту великолепную сагу!

Из минусов: некоторая затянутость всё же ощущается. Но, с другой стороны, хотелось подольше не раставаться с героями книги, очень уж привык к ним)))

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только что, буквально несколько минут назад я прочитал последнее слово в этой саге и хлопнул переплетом книги. Это была настоящая сага, это была самая длинная, интересная и цепляющая сага о фентези из всех, которые я прочитал. Она уже заслужила уважение, потому что интересна и занимательна, с претензиями на глубокую философию, критику человеческих поступков и предназначения, как истинного фатализма и одновременно волюнтаризма героев, их действий и стремлений к лучшему.

Здесь можно очень долго ловить недостатки книги: нелогичные поступки героев и антагонистов, перегруженность сюжета, лишние куски текста и лирических отступлений, нелепый для кого-то сюжет или наоборот слишком «хэпиэнд». Нужно смотреть глубже, нужно понять одну простую вещь: это была единственная неповторимая нигде история, уникальная и захватывающая для каждого, кто был неравнодушен к фентези и фантастике. Она цепляла, заставляла думать и удивляться, умиляла и возможно разочаровывала, но не отпускала читателя, и он всегда возвращался к последней закладке. Потому что в этой истории есть что-то очень важное, есть какая-то фишка, особенность, которую не затмит ни один изъян. Эпичность средневекового мира, обаяние главного героя, его цели, желания, поступки, достойные уважения, его друзья, их смерть и их жизнь.

Сапковский очень смело любит управлять временем, очень смело лезет в душу героям, даже тех, кого читатель видит впервые на середине книги, автор готов разложить ему его по полочкам, показать во всей красе и убить, а потом перейти к другому персонажу, которого ждет более ужасная кара.

История закончена, и естественно оставила кучу вопросов. Так и должно быть. Если она вам понравилась, то обязательно оставила за собой вопросы. Это значит вы тянетесь к ней и хотите еще хотя бы пол абзаца, чтобы понять для себя все окончательно. Какие-то сюжетные ходы или события, возможно, покажутся нелогичными, но в нашей жизни все гораздо не логичнее, а некоторые наши поступки мы не в силах объяснить сами, так и тут. Почему Цири сама сдалась Вильгефорцу, почему Вильгефорц не боролся с Геральтом магией, почему Цири не телепортировалась в прошлое. Ответ на все эти, возможно, мучающие вас вопросы один: история была такой какая была, и все поступки героев были такими какими должны, именно поэтому Сапковский хотел избавить свою сагу от этакой идеализации, чрезмерной логичности. Герои должны поступать так, как поступили бы в силу своих убеждений, заблуждений, особенностей характера. Это реализм, друзья, обрамленный романтикой фантастичности: полета мыслей, заставляющих уйти из нашей загаженной жизни..Все здорово..10 из 10

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень важным в написании длинных циклов является концовка. Можно написать несколько прекрасных произведений, но очень легко все испортить невнятным финалом. К счастью, пан Сапковский нашел правильное решение и постарался сделать все возможное, чтобы даже самый взыскательный читатель остался доволен.

Автору предстоит свести воедино все нити, которые были начаты в предыдущих книгах. Охота на Цириллу продолжается, попытка спастись в другом мире, оборачивается еще большими проблемами, так как везде ее ждут только, как орудие Предназначения. Учитывать ее интересы никто не собирается, девушку хотят просто использовать и выбросить, когда в ее услугах не будет необходимости. Сколько обмана, лжи, предательства, двуличия и откровенного цинизма, стоит ей увидеть и испытать на себе? Сколько ей нужно перенести боли, издевательств, побоев и ненависти? За что ей уготовлена такая судьба? Не удивительно, что пройдя через все это, Цирилла озлоблена и ожесточена на весь мир, и видит в любом человеке только врага. У нее есть только два родных и близких человека — Геральт и Йеннифер, но их еще необходимо найти.

Одной из самых ярких сцен в этой книге, станет масштабная битва между двумя армиями. Все что вы читали до этого, меркнет перед талантом Сапковского. Он настолько подробно и точно описывает происходящее, что перед глазами стоит полная картина кровопролитного сражения. Переданы все кошмары и ужасы войны, множество кровавых подробностей, каждая сцена прописана и выверена. Отдельного упоминания заслуживает медицинская служба, которая проводила операции в полевых условиях. Сколько им всего удалось сделать в тяжелейших условиях, практически на передовой боевых действий, умудряясь спасать раненых солдат. На мой взгляд, эти моменты станут ключевыми в романе, хотя и самыми страшными.

Путешествие по миру пана Сапковского подошло к концу. Сняты маски, известны все злодеи, но у каждого читателя останется осадок, неужели погоня за властью может настолько уродовать человеческую душу? Хотя, что я говорю, у власти может быть только одно лицо и это лицо Зверя. Прекрасное завершение цикла, очень жаль, что все закончилось, потому что проводить время за чтением книг о Геральте — лучшее занятие для любителя качественного фэнтези.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга одновременно может быть и самым большим потрясением, и самым большим разочарованием. Временами думаешь, что автор не просто гениален, а гениален настолько, что достоин стоять в одном ряду с классиками. А временами приходит мысль: и зачем все это? Самый лучший момент книги — это битва под Бренной. Написана так, что иной раз ловила себя на мысли: а ведь это нисколько не хуже Бородинской битвы у Толстого. И, да простят меня блюстители чистоты классики, возможно где-то и лучше. Потому что написать так о несуществующем мире, о несуществующих не скажу людях, поскольку были не только они... Изобразить и масштаб, и самое нутро. Заставить задуматься о ценности каждой жизни, о чести и предательстве, о патриотизме и о том, что любая война — на самом деле грязь и боль, и отстаивание чьих-то, не понятных гибнущему народу, интересов. О страхе — совершенно естественном и о бесстрашии — тоже совершенно естественном.

А самым большим разочарованием становятся события в замке Стигга. Эта бессмысленная резня у Вильгефорца. Бессмысленные поступки Цири, бессмысленное преследование ее Бонартом и смерти, смерти, смерти...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда, то, как погибают Мильва и Кагыр, возврат в их прошлое, «Я люблю тебя, папочка»... И... Нет, сейчас опять заплачу

Интересным образом затронута тема о роли личности в истории. Пусть даже эта личность такая невзрачная как Надя Как-то там, ставшей спичкой на ривийской бочке пороха.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конец печален, нельзя не признать.:weep: Но при этом это именно тот конец, который нужен. Пан Сапковский просто мастер. После прочтения «Ведьмака» даже не знаю, что почитать, чтобы так же зацепило.:confused:

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что можно сказать, хорошее завершение отличного цикла. Правда, перед глазами так и вырисовывается образ Сапковского, который сидит за своим письменным столом и, пробегая глазами написанное, алчно выискивает, какого бы еще грохнуть героя. Да, героев действительно полегло много. Но по-другому и быть не могло.

Это-то мне и нравится в Сапковском — его мир реален. Убрать из него магию, и получится наш. Он жесток, но разве наш мир не таков? Война довольно правдоподобно описана, без лжепатриотизма, чем грешат многие писатели. Финал — туманный и грустный, но в принципе, я довольна.

Единственное, что мне не понравилось — битва в замке у Вильгефорца, точнее, ее окончание, как-то неправдоподобно местами было. Но ведь это все-таки фэнтези...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Финальная часть приключений Геральта, Йеннифер и Цири стала самим солидным по объему романом саги, и немудрено, ведь автору нужно было свести воедино множество сюжетных линий, раскрыть судьбы не только ключевых, но и второстепенных персонажей, которых за всё время накопилось изрядное количество. Помимо этого автор не прекращает экспериментировать, и этот том можно назвать самым экспериментальным, новаторским, выбивающимся из общего ряда предыдущих частей цикла. Стираются рамки между прошлым, настоящим и будущим, да что там — даже между жизнью и смертью. Забегая вперед, можно сказать, что у автора всё задуманное получилось блестяще. После первого прочтения к этому роману я отнёсся с долей критичности, но перечитав весь цикл заново, спустя годы, всё встало на свои места, и можно по праву сказать, что чтение доставляет несказанное удовольствие, несмотря на то, что уже точно знаешь, что случится с героями и какова будет финальная развязка.

После того как в предыдущем романе Цири прошла через портал легендарной башни Ласточки, спасаясь от следующего по её пятам охотника за головами Бонарта, начинается её длительное путешествие по временам и различным мирам, но в первую голову ей нужно сбежать из мира эльфов, намеревающихся с её помощью исполнить древнее пророчество. В данных эпизодах автор проясняет свою концепцию космогонии и открыто заявляет о действии в своей вселенной теории мультиверсума, что очень многое объясняет. Мир Ведьмака — это одна из альтернативных реальностей, параллельный нам мир. Хаотически перемещаясь по мирам, Цири являет нам как совсем сказочные и фантастические локации, так и вполне реальные места и времена. Её главная цель — вернуться в свой мир и своё время, чтобы придти на помощь близким людям и исполнить свое предназначение, но сделать это без посторонней помощи окажется крайне проблематично.

Если говорить о недочётах, то, на мой взгляд, минусом можно отметить затянутый эпизод зимовки Геральта со товарищи в опереточном рыцарском королевстве Боклер. Малособытийность, низкая достоверность того, что Геральт вдруг забывает о спасении Цири и погружается в мутную рутину своих подзабытых ведьмачьих профессиональных обязанностей, делает чтение этого отрезка романа скучноватым. К тому же ключевая поворотная точка сюжета, прерывающая вялую зимовку Ведьмака, и сподвигающую его всё же продолжить свою эскападу по спасению своей возлюбленной воспитанницы-ведьмачки, на поверку является увесистым «роялем», который невозможно было бы замаскировать даже в чаще брокилонского леса. Спутники Геральта, с которыми он пропутешествовал уже через несколько книг, ставшие читателю знакомыми и почти родными, хитрым движением авторских рук вдруг превращаются в безликих пешек, чья участь вообще не важна и их можно слить в любой момент.

Кульминационную роль в описании военного конфликта Нильфгаардской империи и королевств Севера становится эпическая битва под Бренной. Мне она почему-то напомнила бородинское сражение, хотя в романе описана эпоха еще до изобретения пушек и пороха. Автор показывает нам боевые сцены со всех возможных ракурсов и приближений. Часть событий подается через мемуары, которые в будущем напишет участник битвы, воспитанник храма Мелитэле Ярре. Фокус повествования выхватывает то шатёр военачальника, то разъезд разведчиков, то гонца, спешащего на передовую с важным донесением. Интересно вставлены в общую картину сцены в полевом лазарете, где в поте лица спасают жизни как своих, так и чужих, знакомые всё лица. Автору удается показать хрупкость человеческой жизни, гибель живых людей в мясорубке войны, не безликих юнитов, которые двигают по карте руки полководцев. Да и общий план выглядит эпично и достоин кисти лучших батальных мастеров.

Экспериментальным следует признать ведение повествования в будущем, примерно через 150-170 лет после описанных в цикле событий. Здесь главным действующим лицом становится чародейка Нимуэ, которую мы встречали ранее в небольших эпизодах. Раньше она была ребенком, девочкой, желающей стать чародейкой, теперь же мы видим её в расцвете лет и магических сил. Она посвятила жизнь прояснению белых пятен в легенде о ведьмаке и Цири. Для ликвидации пробелов она пользуется услугами сновидицы, которая, концентрируясь на известных образах, может во сне увидеть то, что не вошло в исторические хроники или было намеренно вычеркнуто из официальной историографии. Именно в этом романе наиболее чётко видна параллель между сагой о Геральте и артурианским мифом. Нимуэ и Цири прямо называют титулом «Хозяйка озера», у Нимуэ есть даже свой Король-рыбак и некое подобие Авалона, а Цири может запросто встретить Галахада, скитаясь по разным мирам.

Перенося действие в будущее, автору удалось сделать Нимуэ не сухой статисткой, нужной лишь как предлог, для раскрытия пробелов цикла, но вписать её как важного персонажа в саму легенду, заставив сыграть ключевую роль в одном из эпизодов в реальном времени. Заключительный том важен ещё и тем, что даёт шанс вновь встретиться с ранее знакомыми персонажами, даже с теми кто играл эпизодическую роль. Преодолевая устойчивый штамп героического фэнтези — дойти в точку Х и победить «тёмного властелина», после чего насладиться хэппи-эндом — автор не выбрасывает эти эпизоды, описывая их подчеркнуто гротескно и штампованно, но там где стандартный фэнтези-роман уже бы закончился, Сапковский завершает лишь главу повествования, впереди ещё четверть романа, где автор продолжает расставлять точки над i, а в итоге выдает и окончательную развязку, которая может показаться спорной, но по некому размышлению — логичной, лирической и в чем-то даже светлой.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что между прочтением «Владычицы озера» и предыдущим произведением у меня прошел значительный период времени, где то более 2 лет.

За этот период я честно знакомился как с новыми произведениями любимых авторов, так и наиболее популярными книгами выходившими у ранее мне незнакомых лиц.

Однако, спустя пару десяток страниц «Владычицы озера» я реально оценил... хм.. наверное просто блаженство. Великолепный стиль и слог, динамичные сцены (особенно понравилась хирургическая бригада во время сражения) и целый букет других нюансов позволили мне быстро освежить всех действующих лиц и сюжетные линии ранее прочитанные мною. Некоторое ощущение опустошения возникает довольно быстро

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
трагичная судьба спутников Геральта в замке
, но живо прописанная встреча с Эмгыром позволяет быстро отойти от потрясения. Особенно сильно прописана
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
жизнеутверждающая обреченность и готовность Геральта покинуть этот мир ради Цири, без капли грусти в глазах
. Вообщем я не разочарован, получил большое удовольствие от прочтения и похоже буду перечитывать весь цикл позже.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самая лучшая книга цикла. Удачное завершение всех сюжетных линий, обозначенных в предыдущих томах; причем книга ценна сама по себе. Глубокое переосмысление легенды о короле Артуре заставило задуматься.

Война — нигде еще не встречал столь мощного антивоенного заряда в книге. Предпоследняя глава(про цинтрийский мир и про его последствия) — просто шедевральна.

Десятка. Не меньше.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор просто беспощаден в этой книге! Беспощаден к героям главным и второстепенным, положительным и отрицательным. Беспощаден к жителям придуманного им мира. Беспощаден к читателю. Но при этом просто великолепен!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящее завершение блестящей саги....невероятная по подаче битва сложенная из мелких сцен, от рядового солдата до военного госпиталя...

Геральт из Ривии..с тобой не хочется расставаться)))

*слеза в уголке левого глаза*)))

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Финальная точка (?) в похождениях ведьмака

***

Вот и заканчивается цикл эпического приключенческого фэнтези мэтра польской литературы пана Анджея Сапковского. «Владычица озера» — книга, которая нужна, чтобы собрать все разбросанные ранее камни. Так, например, это была возможность узнать историю наемника Лео Бонарта. Или посмотреть на империя Нильфгаарда изнутри. Но всё оказывается местами прозаичнее, а местами даже хлеще, чем можно было представить.

Роман вновь поделен на несколько частей, которые рано или поздно соединятся воедино. Йеннифэр еще в прошлой книге попала в плен Вильгефорца. Её участи сложно позавидовать. Цири, как было понятно из «Башни ласточки», прошла через портал. Её ждут долгие путешествия

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
между мирами, в том числе в нашем времен артурианы.
Лично мне больше всего не понравилась именно эта линия – еще первая треть, пока Цири
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отбивалась от вожделеющих эльфов. Да и конёк…хм… Раньше можно было надеяться, что это мираж. Сейчас же такая надежда едва теплится
. Наконец, третья линия сюжета касается Геральта. Он с друзьями просиживает штаны вы Туссенте. Вроде ведьмак и рад бы отправиться на поиски Цири, да вот все концы утеряны, увы. Но волею случая
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он узнает то, что ему требуется – местоположение Вильгефорца
. И тогда мало кто способен удержать Геральта на месте.

С точки зрения стиля роман довольно близок к прошлой книге. Но в «Башне ласточки» была ретроспектива от самих ПОВов, тогда как тут – это ретроспектива от одной лишь Цири. К ним добавляются видения юной магички, которая по просьбе Нимуэ пытается восстановить истинное положение дел. Прием вполне неплохой, он позволяет обыгрывать некоторые моменты, особенно по части легенды о Ведьмаке и Ведьмачке. Но это слишком увеличивает объем произведения. Подобные перебивки между линиями и растянутый объем особо не идут на пользу книге. Вместе с этим в книге практически не остается юмора, зато добавляется мрачность и депрессивность. Некоторые моменты и вовсе можно было бы отнести к гримдарк фэнтези. Я говорю о том, что произошло с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отрядом Геральта, да и с самим Геральтом и Йенни
.

Многие ругают финал романа. Речь не только о

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гибели ведьмака и магички, но так же и о том, что случилось с Цири
. Действительно, конец книги получился весьма минорным, сперва даже кажется, что Сапковский не смог дотянуть до чего-то эпатажно-эпохального, ведь на протяжении всего цикла Анджей ловко закручивает интригу, усложняет повествование и мотивы. Однако под более трезвым взглядом финал выглядит очень сильным. Ведь у Меча Предназначения две стороны. И именно эта мысль вьется красной нитью через весь цикл.

Заключение: Сапковский завершил повествование о Ведьмаке и Ведьмачке весьма достойно. Книга мрачная, сильная. Остались кое-какие вопросы, но в целом ружья выстрелили громко и в цель. Повторное чтение романов (как и этого) заставило меня поднять рейтинг с 9 до 10. Считаю, что вполне заслуженно.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закончил читать последнюю книгу про ведьмака! Просто супер, сильный конец, глубокое понимание автором жизни и мастерский перенос своих мыслей на бумагу; сама книга оказалась очень многослойной: с окутанным туманном ведьмаком, Йенифер, Цири; с золотыми и платиновыми вкраплениями битв, интриг, снов, дружбы и предательств; с брильянтами и сапфирами чувств и переживаний героев!

Это стоить читать всем, шедевр однозначно!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

достойное завершение серии, моей самой любимой, пристально рассмотрены сцены битв, показана жестокость войны, Сапковский хорошо пишет в стиле мрачного фэнтези. Трогает смерть спутников Геральта, я их повальной гибели не ожидал, также то что Цири победит Бонарта. Книга интересно заканчивается, хотя немного поспешно, но это не омрачает факт завершения великого цикла.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх