fantlab ru

Анджей Сапковский «Башня Ласточки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Оценок:
7239
Моя оценка:
-

подробнее

Башня Ласточки

Wieża Jaskółki

Роман, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Приближается время Великого Хлада... Геральт со своей компанией продвигается на юг в поисках друидов. На их пути войска Нильфгарда, Лирии, охотящиеся на них пособники чародея Вильгефорца. Цири в бессознательном состоянии, убегая от преследования Бонарта, Риенса и Скеллена, попадает на болото к отшельнику Высоготе, а Йеннифер начинает поиски Цири.

Наступили новые времена — Цири не ждёт помощи, а сама отправляется на выручку своему Предназначению и чародейке, заменившей ей мать.

© gaid
С этим произведением связаны термины:
Для этого произведения есть карта:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1998 // Книга года

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1998 // Польский роман года

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Неанглоязычная переводная книга (Польша)

Номинации на премии:


номинант
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 1997 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Фэнтези (Польша)


Башня Ласточки
1998 г.
Крещение огнем. Башня Ласточки
2000 г.
Башня Ласточки
2002 г.
Цири
2004 г.
Цири
2004 г.
Крещение огнем. Башня Ласточки
2008 г.
Ведьмак
2012 г.
Башня Ласточки
2013 г.
Цири
2013 г.
Ведьмак. Башня Ласточки
2017 г.
Ведьмак
2020 г.
Крещение огнем. Башня Ласточки
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Ведьмак Геральт. Том 3
2017 г.

Аудиокниги:

Башня Ласточки
2020 г.
Башня Ласточки
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Відьмак: Вежа Ластівки
2017 г.
(украинский)
The Tower of Swallows
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот же ж! Цикл про ведьмака ближе к концу ругают, а мне что-то нравится. Особенно, само собой, когда много Геральта и история его бесшовна. По сути, 6-я часть не дает ничего более, чем продолжения истории, закончившейся вот-вот в 5-м томе.

В самом начале романа ожидает роскошнейший подарок — драка Бонарта с крысами. А потом и с Цири. Блин, как же это умело выписано. Бонарта нам показали харизматичным, зловещим, таким, знаете, натуральным маньяком, которого начинаешь бояться от одного вида. Само сражение Сапковским передано умело, напомнило лучшие романы Роберта Сальваторе про темного эльфа — я тогда с таким же упоением следил за боевкой. Только у Сапковского покровожаднее, конечно, и более щедро на физиологические подробности.

Еще одно зрелищное сражение — когда Цири на арене в одном из городков билась против наемников. Как же это было чернушно и жестко!

Цири, к слову, спешно взрослеет — наркотики, татуировка в паху, любовь к девушке из банды. Переходный возраст пришелся незаметно и мощно, отчего дитя Старшей Крови предстает едва ли не новым человеком.

Геральт обрастает хорошим таким крепким отрядом, все притерты друг к другу, разговоры смелее и откровеннее. Они объединены все той же целью — спасти Цири из лап Нильфгаарда, не зная, что…

Знаете, во время чтения этого романа меня окатило паникой — скоро ж конец саги! А я так привык к героям, к отряду Геральта, сформированному еще в пятом томе, где каждый персонаж имеет свои особенности, индивидуальности и действительно живет, без тех психологических перекосов неврастеника, кои мы наблюдали у ведьмака в «Крещении огнем». У его компании по-кинговски честные разговоры, без купюр и цензур, без эвфемизмов, здесь и физиология, абсолютно по-честному передан быт путешествующих. А впереди только седьмой том и вбоквелл… Грустно!

Мы пройдем через множество локаций, нам предстоят непростые разговоры, локальные квесты, но мы по-прежнему будем охвачены главным желанием и целью — спасти Цири!

Повествование в этот раз автор выбрал уж слишком изощренное: флешбеки, флешфорварды, когда одно событие обсасывается, простите, и спереди, и сзади, то есть, и в будущем, и в прошлом. Иногда нам сразу говорится об исходе, а потом, чередой множества перемещений и смены фокуса и корреспондентов (читай — второстепенных и эпизодических персонажей) мы будем выстраивать паззл, пусть и не слишком сложный, но порой занудный и надоедливый в своем художественном исполнении. Небольшой перебор с точки зрения приема. Но иногда это сделано прям умело, когда повествование льется, подобно воде в сообщающихся сосудах, из одних уст в другие, затем в третьи, и всё это таким узором и мозаикой.

По-прежнему есть дисбаланс во времени, отведенном каждому из героев — 50 % романа читаем про Геральта и КО, 30 % про Цири, 20 % про Йеннифэр. И это с перебитиями на микро-интерлюдии, призванные расширить наш взгляд на события. И выходит так, что это подано пластами, и герои, кроме основного в данный момент, забываются и становятся будто бы ненужными. Благо, Сапковский почти всех сделал интересными, а с точки зрения раскрывающихся и назревающих глобальных событий это даже полезно.

В итоге это все еще ладно сделанный роман, не без небольших недостатков, но, как и в случае с «Темной Башней» Кинга, я вкушаю мелочи, наслаждаюсь живостью героев и их диалогами и бытом, познаю условный мир, двигаюсь вместе с героями к цели и наслаждаюсь мастерством автора. Как промежуточное звено — отлично.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предпоследний роман саги предполагает кульминацию, близость развязки, но на деле автор оставил все главные ответы на последний том. Этот роман по объему больше предыдущих частей, но событийность невысока, действие развивается очень медленно, описания чересчур многословны, количество ненужных деталей зашкаливает, такое ощущение, что автор поставил себе планку достичь нужного объема текста и набивает количество слов просто для того «чтобы было». Эксперименты со структурной композицией, с подачей материала продолжаются. Действие скачет постоянно — от одного второстепенного персонажа действие перепрыгивает к другому и обратно, часто 1-2 страницы отводится на одно действующее лицо, потом происходит смена плана. Задумка показать картину с разных сторон — хорошая, но реализация не радует, рваный темп, довольно сложно уследить за всеми скачками и это сильно раздражает, некоторые фрагменты хочется перелистать, чтобы поскорее добраться до сути.

Тяжело раненая Цири оказывается на болотах Переплюта и попадает в дом к отшельнику-философу Высоготе, который занимается лечением девушки. Попутно Цири рассказывает свою историю своему новому другу, читатель узнаёт о событиях постфактум. Период странствий с бандой Крыс подошёл к завершению естественным путём. Именно в этом томе на сцену выходит охотник за людьми Бонарт, о котором ранее лишь вскользь упоминалось. Бонарту временно приходится играть роль главного антагониста, ведь чародей-недоучка Риенс на эту роль не тянул с самого начала, а подлинный главзлодей цикла — чародей Вильгефорц из Роггевеена продолжает оставаться в тени, удостаиваясь лишь редких, фрагментарных упоминаний по ходу развития сюжета. Линию Цири и Высоготы автор насыщает философскими рассуждениями о природе зла и борьбе с ним, каждый эпизод истории Цири завершается повторяющимся рефреном, напоминающим нам, что она пребывает в домике Высоготы на болотах.

В целом же, наблюдая за злоключениями Цири, у меня возникла забавная параллель с героем другого автора. По сути Цири — это Конан-киммериец наоборот. Судите сами, герой Р.И. Говарда, следуя за своим предназначением, последовательно проходит путь от раба, гладиатора, вора и разбойника, до искусного воина и командира, а в финале — короля крупного и могущественного государства. Цири начинает свой путь как принцесса небольшого (но гордого) королевства, затем становится ведьмачкой — искусной воительницей (правда, с приставкой недо-, ведь процесс трансмутации с эликсирами она так и не прошла), выходит на большую дорогу в амплуа безжалостной разбойницы, а к финалу примеряет роли гладиатора и носит рабский ошейник. Такова ирония Предназначения и удёл «избранных», кстати, наконец-то Цири прямо называют «избранной» в этой части саги, но вряд ли кому-то захотелось бы побывать в её шкуре и испытать все те тяготы, выпавшие на долю этой юной девушки.

Странствия Геральта и компании, идущей на выручку Цири продолжаются. Если историю цинтрийской принцессы автор подавал через беседы с Высоготой, то приключения Геральта в этой части подаются через призму эпической монографии трубадура Лютика, под названием «Полвека поэзии». Раньше из этого вымышленного произведения автор иногда заимствовал лишь небольшие эпиграфы, предваряющие главы, теперь же в ход пошли многостраничные цитаты, излагающие развитие событий от первого лица с соблюдением авторского стиля и синтаксиса. В целом очень даже неплохо получилось, фирменный стиль Лютика доставляет, его ирония, бахвальство и эгоцентризм не раз заставят читателя улыбнуться, жаль, что надолго автора не хватило и через некоторое время изложение истории Геральта вновь начинает подаваться классическим способом. Короткий экскурс в будущее проливает свет на дальнейшую судьбу этого важного исторического источника вымышленного мира.

Раздумав идти в Нильфгаард, Геральт и К направляют свои стопы в Каэд Дху, где обретаются друиды, с целью заручиться их помощью и получить информацию об истинном месте нахождения воспитанницы Геральта. По дороге к геройскому пати присоединяется юная разбойница Ангулема, чья роль сводится к временному замещению в отряде Цири, которую ведьмаку Ангулема очень сильно напоминает. В то время как Цири пытается избавиться от преследования Риенса и Бонарта, Геральту подкидывают гораздо менее значительного антагониста в лице полуэльфа Ширру, принимавшего непосредственное участие в ликвидации юридической конторы Кодрингера и Фэнна. В качестве реальной угрозы Ширру представить сложно, хоть автор и старается сделать его источником проблем, прибавив полуэльфу часть бандитской шайки, говорящей с явным нильфгаардским акцентом. Попутно Геральту выпадает возможность задуматься о соотношении свободы и безопасности, то есть привычные «философии» на месте.

Очень небольшая доля сюжетного пространства отводится в этой части чародейке Йеннифер, которая появляется непосредственно на страницах книги лишь ближе к концу. Большую часть сюжетного времени она благополучно считается погибшей, хотя читатель знает, что ей удалось сбежать с чародейского конвента на северные острова Скеллиге. Йеннифер предстоит пройти своего рода личную инициацию, постичь жизненную мудрость, уподобившись одноглазому скандинавскому Одину, распявшему себя на ясене. Иронично, что реально одноглазым оказывается оппонент Йеннифер — опальный чародей Вильгефорц, получивший сию травму в результате бегства Цири с острова Танедд, закончившегося взрывом башни Чайки. Концовка романа порадовала, Цири, преследуемая по пятам врагами ищет мифическую башню Ласточки, кульминация получилась довольно эпичной и напряженной, а финал оставляет мегакрючок, заставляющий немедленно перейти к чтению заключительного романа.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая весь цикл, и до сих пор так и не ощутив тех позитивных впечатлений, восторга, которые так и льются с большинства отзывов, на предыдущей части — Крещение огнем — я окончательно устал, выдохся и разочаровался. Но, так как книга куплена, я мужественно решаю продолжить чтение сразу, без перерыва (на этот момент просто особой альтернативы на руках не было), а заодно решаю писать свои впечатления тут же в отзыв, дабы все впечатления и несуразности не успели выветриться, исходя из опыта предыдущих нескольких частей, пока я их таки осиливал до конца.

Буквально сначала Башни Ласточки обращают на себя внимание 2 вещи: очередная смена стиля повествования и продолжение смысловой линии (скорее такое же отсутствие) предыдущей части. Что касается стиля, то это скорее плюс — ну нужно же вносить во все это хоть какое разнообразие, тем более, что стиль напыщенного Лютика, осознавая реальный его вклад и его ценность для компании, весьма любопытен и может рассматриваться в несколько юмористическом ключе. А вот энное описание огонька в окне полуразвалившейся хижины на болотах, которая если бы.. то все равно никто не увидит, как литературный прием — уже тоже начал задалбывать. Метание же от одного рассказчика к другому, потом от третьего лица, потом опять от какого-то рассказчика приводит к достаточной рваности и неоднородности повествования. Хотя, надо признать, результат читался таки не плохо и сюжет не терялся. Это даже имело определенное влияние на оценку, в плане, что выставить ее стало тяжелее, поскольку роман долгий, повествование рваное, одни куски интересней, другие противней, а оценку нужно дать какую-то суммарную. Но даже и тут не обошлось без существенных смысловых проколов. Лютик именно тут начинает писать труд сделавшим его известным и знаменитым — Полвека поэзии. И все бы было классно, если бы это был отдельный роман, а не часть цикла — ведь еще с первых рассказов про Геральта, мы уже знали про Лютика, как про ЗНАМЕНИТОГО трубадура, а тогда еще и Цири в помине не было на свете (кто забыл — теперь ей 16 лет). И только теперь Лютик оказывается НАЧАЛ писать труд, сделавший его знаменитым... ой, девочкиии, это абзац...

Теперь по пункту 2, по смысловой линии, которая изначально стартует линией Цири и сходу вызвала во мне все ощущения, в конец разочаровавшей меня предыдущей части. С***, б***, убийца, так его перетак, Бонарт убил невинных молодых в расцвете сил крысят; убийца, убийца, бездушный и подлый охотник за головами. С какого дуба упал рассказчик? А кем были крысеныши? невинными подростками? По моему кем бы не был Бонарт и в какой стране — он сделал доброе дело, избавив мир от кровавых малолетних садистов. При чем не пугая и не сжигая все на своем пути в лице деревень и местных жителей. Подобно Ведьмаку — санитару, избавляющему мир от кровожадных монстров, Бонарт тут — тот же санитар, избавил мир тоже от кровожадных монстров. Зачем весь этот апломб и гневные выкрики «убийца» от зарвавшейся и кровожадной Фальки? — совсем чтоль ум потеряла, если Бонарт убийца, то она тогда кто?, невинная жертва, которая зла на весь мир и всех огульно обвиняет, в том что ее бросили? Я все понимаю, эффекты битвы, красивые театральные сцены, но должна же быть хоть капелька здравого смысла!

Идем дальше, на сценах малолетней кровожадной лесбиянки-предназначения автор не останавливается и дальше пытается поразить своего читателя тем, как Цири возбуждается видом лошади и сценой попытки первого гетеро опыта нашей трогательной героини, правда почему-то с остывающим трупом Хоггеса. На этом месте мне пришлось остановиться и заняться осмыслением, правильно ли я все таки определил жанр произведения... Сам Хогес тоже вызывает вопросы к смыслу, ведь он тут показан приближенным к тем, кто дергает за веревочки, а не шестерка какая-то. С какого дуба, он полез сам в гущу событий, своими руками жар выгребать?

Далее, правда, я прервал фиксацию своих впечатлений, так как читать стало несколько интересней (или я втянулся?), а сюжет стал осмысленней. Автор вспомнил, что уже маячит конец саги, а значит пора делать героев более позитивными. В один момент Цири перестает быть извращенным манияком, правда обзаводится ужасным шрамом через все лицо, одумывается, становится позитивной девочкой, зачем-то учит видавшего виды старца правде жизни, жалеет убивать на арене вооруженного беспринципного охотника за головами, хотя несколько десятков страниц перед тем получала извращенное удовольствие убивая охрану мирных дилижансов, начинает подумывать, что ее могли и не бросать, вспоминает дорогих людей и начинает осознавать, что и им может требоваться помощь, а не только ей. В общем решает завязать с лезбийским прошлым зверствующей разбойницы, а стать примерным защитником угнетенных, тем более подругу — усладу ночей суровых все равно убили. Сила приди! — и сила пришла. Теперь этот уже позитивный ведьмаче-магический монстр гремучих возможностей устремляется к выбранной цели. В концовке правда, оставляет в живых часть плохих дядей (вот к убиваемым солдатам, селянам, купцам жалости не было, а тут проснулась), наверно, чтоб от души поубивать их в финальной части. Автор в этом неотразимо оригинален:). Но вынужден признать, что если за первую половину произведения я бы не поставил больше предыдущей части, то вторую, уже хотелось оценить несколько выше, дилемма однако.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая унылая часть из книг серии. Еле заставила себя дочитать.

Цири — эдакий мини-терминатор, внезапно выявленная

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Владычица Миров
выносящая всех и вся, умеющая всё и всегда, но при этом не имеющая ни капли логики. Автор выставляет ее всю из себя белой и пушистой, хотя на деле, если подумать, можно поспорить, кто их них большее «зло» Цири или Бонарт. Особенно это смешно, когда
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бонарта зовут злодеем и убийцей за то, что он вырезал банду Крыс (на секундочку, банду буйных грабителей и убийц). Ведь, по сути, он сделал исключительно благое дело.

Вообще Цири теперь для меня является идеальным примером так называемой Мэри Сью. Никаких позитивных эмоций данный персонаж не вызывает, а надежда на то, что она помрет как всегда обламывается благодаря «чудесным случайностям».

Геральта и Ко критически недостает, хотя то, что о них есть — прекрасно. Также плюсом политические интрижки и заговоры, мне такое по душе.

Если и буду читать продолжение, то когда-нибудь потом, ибо возвращаться к восхвалениям и всеобщему поклонению сьюхе Цирилле нет никакого желания.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После Битвы на Мосту Геральт узнает, что друиды, встречи с которыми он ищет, откочевали к югу, в сторону гор Амелл. Маленький отряд ведьмака вынужден вступить на вражескую территорию и с риском для жизни продвигаться к своей цели. Меж тем сама цель (Цири) попадает в большую переделку, и ее жизнь повисает на очень тоненьком волоске...

Очередной роман цикла сохраняет стиль предыдущего («Крещение огнем»), только теперь автор снова смещает все акценты в сторону Дитя Предназначения. Ее похождениям уделяется большее внимание, нежели похождениям других героев (Геральта, Йеннифэр и Трисс). Даже когда речь идет о последних, их дела и стремления так или иначе связаны с принцессой Цинтры. Это и понятно: близится Час Презрения, в котором Цири суждено сыграть главенствующую роль. За влияние на нее борятся три стороны разгоревшегося конфликта — Нильфгаард в лице императора Эмгыра, Конклав волшебников в лице предателя Вильгефорца и Союз нордлингов в лице правителей Редании и Темерии. Кроме того, в поимке беглянки заинтересовано несколько независимых групп, преследующих самые разные цели: эльфы — чтобы спасти, а наемники — чтобы убить. В такой путанице очень сложно разобраться, кто тебе друг, а кто — враг. В этом и состоит прелесть интриги шестой части: неизвестно, в какую сторону повернет колесо Судьбы и чья лошадь придет к финишу первой. Ставки на удачу очень высоки, и игра начинает приобретать глобальный характер. А приключения Цири становятся всё более и более эпичными. Дело тут даже не в количестве людей, которые с ней контактируют, а в изменении ее внутреннего естества: теперь она уже не рассчитывает на помощь со стороны и полностью предоставлена сама себе. Это не только закаляет ее характер, но и в корне меняет ее отношение к другим людям: она перестает чувствовать себя жертвой и пробует стать настоящим охотником. Как всегда, ключевой момент наступает в самом финале — во время стычки у Башни Ласточки (этот момент как раз и изображен на форзаце книги). К большому моему облегчению, на этот раз автор не переборщил с патетикой — сцена сражения весьма неплохо продумана и еще лучше описана. Это и в самом деле настоящая кульминация всего романа.

Что касается других действующих лиц, то среди них чемпионом по уделенному автором вниманию является, конечно же, сам ведьмак. Подобно Фродо из «Властелина Колец», он ведет свой маленький отряд вглубь враждебной территории, натыкаясь на разного рода недоброжелателей и потенциальных противников. Однако, несмотря на все старания, он с каждым днем все больше и больше отдаляется от своей цели. Связь с Цири слабеет, а потом и вовсе исчезает. Геральт нервничает и начинает подозревать, что с его подопечной случилось самое худшее. Интрига заключается в том, что мы не знаем, какая роль уготована ведьмаку в пророчествах Лары Доррен. Продолжая параллели с «Властелином Колец», если Геральт — это Фродо, то Цири — это то самое Кольцо Власти, что полурослик нес в Мордор, чтобы утопить в недрах Роковой горы. Не так просто определить, кто из них в этом мероприятии был более важен. И, хотя автор всё больше акцентирует внимание на принцессе, совсем не факт, что именно она сыграет ключевую роль в последнем романе. Вполне возможно, что роль Гендальфа тут может сыграть уже подзабытая читателем Йеннифэр: Цири относится к ней, как к матери, и, судя по последним строкам, собирается придти ей на помощь.

К недостаткам романа, как и в предыдущем случае, следует отнести преувеличенно «сяльповский» слэнг второстепенных «народных» персонажей, а также сильный уклон в сторону эротики (а временами — чуть ли не порнографии). Практически любой разговор сводится к этим двум крайностям (а когда говорят кметы — то к обоим сразу). Создается впечатление, что все местные мужчины находятся на пике пубертатного периода, когда гормоны контролируют все их рефлексы, либо же все местные женщины — форменные стервы, не желающие вступать в интимные отношения с противоположным полом. Имеется, впрочем, и третье объяснение. Но, поскольку оно связано с самим автором цикла, я пока воздержусь от слишком смелых гипотез.

---------------

РЕЗЮМЕ: продолжение саги о ведьмаке и его подопечной, всё действие которой разворачивается на территории, оккупированной Империей Нильфгаарда. А, между тем, объявленный в пророчествах Конец Света становится всё ближе и ближе...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

К большому сожалению после интенсивного предыдущего романа цикла, пошло очень размеренное повествование. Опять почти все внимание уделяется Цири. Она то боится как мышонок зажавшись в углу, по превращается в подобие робота убийцы. Только часть истории идет в виде рассказов ее отшельнику Высоготе, и считай почти каждая глава заканчивается « Если бы кто то заглянул в эту избушку то увидел бы как юная особа всхлипывает, а старец ее утешает». Сентиментальность романа порой бьет через край, и это касается не только Цири но и других героев романа.

Есть и другая сторона медали у этого романа. Кровавые разборки криминалитета и банд формирований. Одна банда налетела на другую банду, у кого то личные счеты, старые обиды, кому то нажива, кому то власть, а у кого то принципы как у того же Бонарта или Бореас Муна.

К сожалению очень мало опять Геральта, считай после половины романа его вообще больше не будет. Зато осчастливил нас Сапковский длиннющей главой про Дийкстру и всякие тайны королевского двора. Ужасно скучная глава, с кучей ненужных третье сортных лиц, очень много воды.

Вызывают также вопросы касательно образа Цири. Иногда описывается такая картина, что юная девушка предстает в виде матерой опытной ведьмачки, в тоже время и магички, чего только стоит сцена ее побега из плена Скеленна, ну и каким то сверх человеком, старшая кровь, предназначение и тд Прям местами даже напоминает будто образ списан Мерлина из Хроник Амбера.

Цири часто по ходу романа себя называет Ведьмачкой, демонстрируя при этом сверх скорость, гибкость, реакцию. В тоже время во многих источниках говорится что «Ведьмаки — это собирательное название для группы искусственно созданных мутантов, прошедших специальную подготовку и обладающих сверхъестественными способностями и возможностями, чьё изначальное предназначение — истреблять чудовищ.» Насколько помню по Крови эльфов, у Цири не было превращения в Ведьмачку, которое причем проходит не каждый многие вовсе не выдерживают и помирают.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно этот роман мне показался самым тянучим и громоздким. Да, событий много. Да, герои развиваются. Но герои давно вышли из точки А, и никак нет даже намёка на то, что герои дойдут до точки В. Скажу более — их линии все еще идут параллельно. В каждой саге наступает момент, когда ты сидишь и думаешь «Ну когда же это закончится?» В принципе, пан Сапковский сам все понял и начал завершать сагу (к его чести и нечести Карда, Мартина и других).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читайте роман «Башня Ласточки» и вы узнаете: как на самом деле зовут Лютика, сколько на самом деле лет Йеннифэр, и многое другое...

Если попытаться определить, чем этот роман отличается от остальных частей цикла, то можно сказать, что он более, чем предыдущие романы может быть отнесён к жанру криминального фэнтези-боевика. Тут мы видим большое количество «бандитских разборок» с участием различных грабителей, убийц и головорезов. Естественно, криминал оказывается связан с государственными службами, поэтому наряду с разбоем есть место дипломатическим интригам и шпионажу.

Жизнь Цири постоянно оказывается на волоске, несмотря на её выдающиеся способности. Геральт продолжает свои поиски. Йеннифэр также проявляет активную деятельность в попытках спасти Цири. Автору удаётся нагнетать напряжение перед кульминацией, которая ждёт нас уже в последнем романе цикла.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Затишье перед бурей

***

Пан Анджей продолжает оттачивать писательское мастерство. С каждым произведением автор всё больше работает над стилистикой, приемами и техниками. И «Башня Ласточки» — это отличное тому подтверждение. Роман написан нелинейно – история по-прежнему подается с разных точек зрения (Цири, Геральт, Йеннифэр), вот только некоторые части общей истории выполнены в ретроспективе. Так, например, линия Цири – это почти всё время «взгляд в прошлое», кроме финального апогея. До последнего штриха мы знаем только то, что произошло с ведьмачкой – тяжелое ранение, но как произошло – это лишь предстоит узнать. Сам по себе прием не нов, но для Сапковского он именно такой. Еще один отличительный знак «Башни Ласточки» — это книга сразу о нескольких героях. Так, например, «Кровь эльфов» — это роман о Цири, «Час презрения» — роман о магичках, в частности, он многое дает про Йеннифэр, «Крещение огнём» — про Геральта, его друзей и военное положение. Так вот «Башня Ласточки» — это книга про Цири и про Геральта. Покуда Ведьмачка продолжает справляться с осознанием своих проблем (одиночество, анти-эгоцентризм и так далее), Ведьмак в это время продолжает работу со своим отрядом, бьется с сопротивлением Предназначения – Оно будто бы против того, чтобы Цири была жива.

В плане персонажей роман всё так же хорош. Во-первых, хотелось бы отметить Кагыра. Его стало больше, он, наконец, предлагает отряду свою Исповедь. Конечно, кое о чём можно было бы и самостоятельно догадаться, но с прошлой книги Сапковский задолжал историю нильфгаардца, теперь же долг выплачен. Ангулема придает отряду легкость и наивность, поскольку пара Геральт-Кагыр всё дальше уходит в мрачные тона. Во-вторых, Бонарт. Лео Бонарт – охотник за головами. Уже стареющий, но с колоссальным опытом. Да, его характер пока что прописан слабо. С другой стороны, Лео весьма эпатажен. А его действия в конечном счете помогают сделать предположение, что Бонарт – жутко невротичный тип. Подобное оружие по-чеховскому стандарту должно выстрелить. Впереди будет еще роман для этого. Наверняка Сапковский выплатит и этот долг.

Стоит отметить, что вырос объём романа относительно прошлых книг. Прирост составляет примерно 20-30%. И ведь автор всё равно выдерживает заданный ранее темп экшена – его много, он весьма сочный, но стал более мрачным. Чего стоит ранний слив

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Крыс. Их действительно жалко. Да, они не образцы, но и Робин Гуд вряд ли был идеалом
.

Заключение: и вновь пан Анджей продолжает удивлять. Его мастерство писательского слога обрастает новыми элементами. Книга читается интересно (даже повторно, пусть и почти 10 лет спустя). Уровень интриг растет. Затишье перед бурей заметно – книга хорошо, но дальше будет еще лучше. С нетерпением приступаю к финальному слову Саги о Ведьмаке и Ведьмачке – к «Владычице озера».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не устаю восхищаться Сапковским, его мастерством и разносторонностью. В шестой книге он упражняется в технике лоскутного одеяла, если позволите так выразиться, сшивая сагу про Ведьмака и Ведьмачку из кусочков от разных персонажей. И вроде действие происходит в разное время, прыгая то назад, то вперед, но основная история вертится вокруг одного конца лета и последующей аномально холодной осени. Если создатели нашумевшего сериала дали себе труд ознакомиться с литературным первоисточником, то тогда понятно, откуда у них возникла идея изнасилованного таймлайна. Однако, на бумаге историю это совершенно не портит.

И пусть здесь наше герои опять не встретились, продолжая идти каждый своим путем, но уже на горизонте видны многообещающие башни завершения саги... В Башне Ласточки больше внимания было уделено именно истории Цири, причем с её стороны, её словами. Ребенок, вокруг которого всё вертелось ранее, становится полноценным действующим лицом.

Отдельное спасибо хочу сказать за острова Скеллиге и скандинавскую мифологию, а так же за эльфа Аваллак'ха и его взгляд на Сопряжение Сфер.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго, очень долго, практически всю книгу идет Ведьмак за своей Цири и... ничего не происходит. На заднем плане эхо событий с Йеннифер, что-то интересное и загадочное, но очень мало и вскользь, не раскрывая подробностей, как бы в противовес всем подробностям похода Геральта.

История Цири — это отдельная тема. Персонаж, к которому раздражение росло еще со времен Каэр-Морхена, который реабилитировался ненадолго после путешествия по пустыне, скатился в какой-то испанский стыд. Королевская кровь, ведьмачка, девочка высшей крови с потрясающей силы даром, оказывается на деле абсолютно эгоистичным, инфантильным, лишенным всякой морали существом, которое от непонятной обиды на весь мир, который, кстати, был к ней вполне лоялен в лице большинства людей, если задуматься, становится членом банды, знаменитой своей жестокостью и беспощадностью. Девочка ведет

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
абсолютно аморальную жизнь, грабит, убивает, разбойничает, наркоманит, но при этом автор хочет заставить нас сопереживать ей, когда внезапно её банде и её преступной деятельности приходит конец. Странно полагать, что жестокая расправа с бандитами отменяет тяжесть их преступлений.
Сочувствия к Цири нет, даже несмотря на
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все последующие издевательства Бонарта.

Книга проходная, в ней нет ни одного ответа, однако сюжет отлично нагнетается, особенно под конец, так что хочется читать дальше, чтобы как минимум узнать, чем же это все закончится.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я нашёл его сидящим под огромным дубом. Любая вероятность ошибиться отброшена сразу: роскошный камзол с вышитым узором, огромный красный берет на голове, лютня, струны которой он пытался перебирать замерзающими пальцами, и множество лежащих на траве перед ним листков бумаги, частично исписанных, но большей частью вымаранных каракулями либо пустых. Стараясь не мешать, я подошёл совсем бесшумно. Он поднял на меня глаза, в которых застыла будто бы тоска, странная жалость, горесть о ком-то.

Компанией большой-всего лишь вшестером

Отправились они, исход был предрешён.

Заставил музыку играть,

Им лишь осталось…

– Они… Все её друзья... Понимаешь?

Я понимал. История с печальным концом. Но она, как оказалось, служила лишь началом другой истории, а потом интерлюдии в интерлюдии, монолога в воспоминаниях, мемуаров в хронике, перескоков от прошлого к настоящему и обратно.

Княжна спешит вперёд.

Коньки помогут ей,

Где будет тонок лёд,

Они всего острей.

– Поэт, а знаешь ли ты, что такое спойлер?

– Сопряжение сфер знаю. Общение близкое, которое кличут совсем уж, курва мать их, некрасивым словом – секс, тоже знаю. Спойлер, видать, совсем чудище какое, незнакомое.

– Да такое, от которого бегут, а того, кто о нём пытается поведать, врагом считают до конца жизни. Поостерегись его в будущем, да в виршах своих не описывай.

Жил-был один ведьмак

И жил бы не тужил,

Но с дочкою своей

Не встретится никак.

Мы долго ещё ходили с ним, вспоминали, что происходило так давно и так недавно. Расстались с некоей недосказанностью, но и с надеждой. Ведь где-то там в тумане ещё ждала она. Озёрная хозяйка.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

... На моих глазах спорили огонь да лёд

Кто кому судья и кто кому прервёт полёт.

А над этим всем ветер поднимал свой флаг

Выше всех вершин! Вот так!

Самость Сапковского, — здесь трактовать только в глубоком аспекте психосинтеза, — в «Башне Ласточки» достигла своего творческого и авторского апогея. Автор целостен, вдумчив, осмыслен и гармоничен в изображении всех своих персонажей. И он не наделяет их сверх чертами якобы «всезнайства» и «всепобедительства», а скорее наоборот: их человеческая уязвимость делает авторский концепт (и по умолчанию посыл) беспредельно интересным, чистым, увлекательным, стильным и мощным. Этот предпоследний том саги  держит в таком сильном читательском напряжении и так сильно автор спрессовывает потенциальное предательство и двуличность своих ключевых персонажей... Накручивая плотно все мыслимые интриги одна на другую, постепенно сжимая их в тугую спираль замысловатого экшн детектива, — Сапковский буквально тянет магнитом своего верного читателя по всем последующим главам, предлагая ему разгадать очень болезненный и щемящий душу «сканворд»: на чьей же соб-но стороне стоИт автор и кому стремится отдать ключи сохранения своего мира. Накачивая каждый второй абзац этой книги вязкой и липкой плазмой интриг и предательства, — Сапковский очень сильно электризует этот высокотемпературный сгусток своего повествования именно в «Башне Ласточки». Что касается главных узнаваемых персонажей, — их поступков и мотиваций, — по моим личным ощущениям автор донельзя срезает прежние углы адекватных поступков и взвешенных окончательных выводов.

Геральт... Геральт... Геральт... Вот за него становится реально больно и страшно с того самого момента, когда Ведьмак начинает подозревать в двуличной измене самых надёжных и родных ему людей. Захлёбываясь в своей отчаянной холодной ярости и не в силах принять ни единого до конца осмысленного решения, — он вероятно пропал бы совсем, если б не его разношёрстная, дружная и крепко сбитая компания из простодушного Лютика; неожиданно искреннего в своих мотивациях Кагыра; брутальной и донельзя смышлённой Мильвы и всепонимающе мудрого вампира Региса. Которую (компанию) Ведьмак в силу своего авторитарного мышления, — и здесь, положа руку на сердце, стОит скромно заметить: долгосрочный стратег Геральт так себе, — ведёт бог его знает куда ещё со времён прежнего тома «Крещение огнём». Персонажа Геральта заносит из одной крайности в другую. Он отчаянно и любой ценой желает найти и спасти родную и любимую Цири, словно негласно подчёркивая свою зыбкую человеческую суть... Да только понятие этой самой  «любой цены» приобретает в его глазах весьма сомнительный «резус-фактор»: его брутальная ведьмачья кровь на определённый отрезок времени уже более ни с кем не совместима. Тотальная подозрительность и авторитарная жёсткость в словах и мыслях делают Геральта похожим на дикого зверя, по неосторожности угодившего в капкан. И пытаясь с болезненной силой из него выскочить, Ведьмак начинает рвать совсем не с той стороны... И всё чаще мелькает по главам этого тома весьма устойчивый фразеологизм «Геральт устыдился»... Сапковский сжимает ему горло сонмом мучений и подозрений, выбивает почву из-под ног, с силой раскачивая его модифицированную суть и магические таланты. И словно в тон некой аллегории теряя именно на страницах «Башни Ласточки» свой серебряный волчий амулет, — маловерный, измождённый и выпитый до самого пустого дна всеми прежними неудачами, — Ведьмак уже более ничего не умеет... Ну или почти ничего... Его мысли — отрава; подозрения — мелочны; поступки — сумбурны.

И в определённом смысле в «Башне Ласточки» пан Анджей искусно расширяет зону «некомфорта» для своего читателя, заставляя болеть, страдать и мучаться в сомнениях вместе с уже давно полюбившимися персонажами. И связь с тонким миром на уровне вещих снов и сакральных переживаний осталась здесь далеко не у всех. Как ни странно призрачную эстафету верных предчувствий перехватил у Ведьмака именно Кагыр, — вероятнее всего именно от того, что его прежде аскетичный персонаж нильфгаардца/чёрного рыцаря затеплился глубокой и взрослой любовью к давно разыскиваемой всеми Цири. -Которую читатель (ещё с самых первых глав «Башни Ласточки») находит истерзанной, искалеченной, ожесточённой и вовремя спасённой в заброшенной на болотах ветхой избушке отшельника Высоготы.

Изумительной аллегорией всего происходящего на сцену кровопролитных баталий эльфов, нильфгаардцев и всего прочего простого люда, — незримо, но осязаемо, — выходит древняя трёхликая богиня ключей и перекрёстков Геката. Ужас, страх и отчаяние; искус и соблазн громить/убивать/четвертовать; жгучее и неуёмное желание победить там, где победителей по умолчанию быть не может... По всем лесам, рудникам и постоялым дворам багровой рекой льётся кровь; задыхаются в пепле и в руинах искалеченные пилигримы; мучительно вздыхают предречением времён Хлада и Забвения маги и ортодоксы...

Отдельное уважение и некое идейное Переосмысление, — хотя на мою читательскую интуицию это легло уже сразу и буквально с первых томов этой саги, — вызвал персонаж Йеннифер. Жёстко замотивированная вырвать родную Цири из гибельных когтей падения мира, — она решительна и хладнокровна, но не сумасбродна; сильна и упряма, но не вероломна и отнюдь не эгоистична; свободна в выборе своих решений, но не мстительна; чиста перед своей совестью как единственным верным лекалом её тщательно обдуманных поступков и взвешенных тайных замыслов; способна на время унизиться и покориться воле обстоятельств, дабы позже выйти из оных победителем. В аллегории её распятия мега одарённый Сапковский словно вновь раскручивает и обыгрывает на новый лад бессмертный сакрал: «Сила наша в немощи нашей».

Яркие и эффектные флешбеки воспоминаний ключевых персонажей + стильные и ёмкие диалоги, в контексте которых ни один персонаж Сапковского не выглядит откровенно слабым, — всё это являет собой безупречно красивую и виртуозно выточенную архитектуру словесности одарённого поляка.

Tor Zireael... Врата Времён, врата Надежды и Возрождения, — и для непосвящённых — врата кошмара... Двери, которые нужно открыть не только мечом, но ещё верой, милосердием и вечной мудростью... Хрупкий, худенький и едва различимый силуэт в курточке из ондатровых шкурок... -Волевым усилием преодолев свои прежние обиды, Цири отчаянно, мужественно и решительно всё-таки пошла на помощь своим родным людям. И концепт мужественности мудрый и вдумчивый Сапковский безусловно не рассматривает именно здесь с позиции вероломной силы. А скорее на звонкой и красивой ноте расцвечивает финал «Башни Ласточки» вечной сакральной истиной:

PS ... А корень красоты — отвага,

И это тянет нас друг к другу. (c)

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие, действие и еще раз действие...В этот раз автор немножко изменил стиль повествования. Перед нами прокручиваются воспоминания Цири, Веды, Лютика уже после свершившегося. Вначале я негодовал, например, нам рассказывается о Цири, но как так получилось, как она выбралась из рук наемного убийцы удается узнать далеко не сразу, постоянно находишься в напряжении, в ожидании раскрытия событий, но...после прочтения всего романа я становлюсь в ряд тех, кто аплодирует пану Сапковскому за такой необычный ход.

Ведьмак двигается к цели, Йеннифер двигается цель. Цель у них одна, но вот средства. Если Йеннифер ищет Цири с позиции (вначале) хитрости, уловок, тайных планов, то Геральт, как несколько раз язвила Йеннифер в разговоре с Краахом, все делает напролом. Ну не совсем напролом, как обычно, ведь у него в компании оказались мудрые советчики, а можно так сказать один очень мудрый — Регис. Вампир, любящий пофилософствовать, «поумничать», но в его рассуждениях есть разумное зерно и все его предложения идут «на ура». Как не любит Геральт все решать сам, ну иногда вместе с Лютиком, в последних двух частях именно «друзья» поддерживают его в трудную минуту и не раз спасают ему жизнь.

Отмечу некоторые моменты. Первый — наемный убийца Бонарт. Это что-то с чем-то. Такой прям не несокрушимый, непобедимый, хитрый наемник. Интересно, если бы они встретились с Геральтом чья бы взяла? Хотя Геральт уже не тот, после травмы, полученной на Таннеде, но все-таки.

Второй — встреча и разговор короля Ковира Тиссена и шпиона из Редании Дийстры. Один король, другой шпион, но мысли одни — процветание и развитие их государств. Методы? Они разные, возможности тоже, но помыслы. Я бы добавил к этим двум краснолюда Золтана, который так же рассуждал, правда в гораздо меньших масштабах.

Все близится к своей развязке, даже трудно представить чем все это закончится.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман из цикла «Ведьмак Геральт». Предпоследний. Что удивляет и восхищает меня в цикле, так это его ровность. Нет на мой взгляд слабых и сильных произведений. Все одинаковы сильны своим разнообразием приключений и психологией. В героях не идеалы, а очень тяжёлые по характерам люди, можно сказать убийцы, которые не останавливаются перед размышлениями о жизни противника. Хотя Автор и такие сюжеты описывает. Никогда не ожидаешь, что будет на следующей странице -это непредсказуемость сюжета. Можно критиковать Автора — то не так, сё не так, но книга ведь пишется для читателя, а не для критиков.Ещё раз подчёркиваю -Автор -Великий мастер и эпизода, и эпопеи. Штрихами, штрихами и слепил картину иного мира.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх