Роджер Желязны «Мост праха»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Луна )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Роман, который заставляет читателя задуматься о судьбе и предназначении человека и человечества.
Роман посвящён неким Салли Тёрнер (Sally Turner) и Салли Элбо (Sally Albaugh).
- /языки:
- русский (6), английский (1)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- В. Гольдич (6), И. Оганесова (6)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 6 июля 2024 г.
Роман «Мост праха» основан на той же идее, что и известный рассказ Теодора Старджона «Скальпель Оккама». Что если изменение климата, загрязнение планеты, разрушение биосферы и экологические катастрофы происходят потому, что это хитрый план инопланетян, которым нужно изменить Землю, переделав её для себя?
В этом романе инопланетянам противостоит телепат, настолько сильный, что может подключиться к личности любого человека живущего сейчас или жившего когда-либо.
(Произведения о телепатах, так популярные в то время, я не очень люблю. Наличие телепатии кажется менее вероятным, чем межзвёздные путешествия, поэтому телепатия это что-то сродни магии и она сразу делает научную фантастику намного менее научной.)
Роман состоит из четырёх частей.
Первая часть — как раз вариация рассказа «Скальпель Оккама».
Вторая — остросюжетная история о том, как при помощи телепата ловят эко-террориста.
Третья — психологическая история о том, как ребёнок, самый сильный в истории телепат, учится выстраивать свою личность, становясь самим собой.
И, наконец, в четвёртой части появляются долгожданные инопланетяне.
При всей остросюжетности этого романа, в нём нет отрицательных персонажей, и он содержит в себе вопросы психологии и экологии.
nworm, 8 апреля 2016 г.
Читал и начиная со второй части не мог поверить, что это Желязны. Последнее время натыкался у него лишь на сложные и заумные вещи, а тут внезапно простой и лёгкий, но не уходящий в сознательное упрощение язык. Сама подводка сюжета не понравилась — всегда проще всего валить на то, что злые враги кругом против тебя — именно поэтому так плохо. С другое стороны, Смуглый человек в конце произносит сакральную фразу «Винить за последствия некого, кроме самих себя», так что всё встаёт на круги своя. Опять же — сцена встречи Денниса Гиза с инопланетянами: я ждал её не меньше чем сам Гиз. Точно также меня влекло к концу произведения. Однако я, в отличии от Гиза, ни удовлетворения, ни ответов в конце не получил. Мне показалось, что момент оценки Гиза инопланетянами был не проработан и вышел так вот поверхностно. Я ждал каких-то больших разоблачений, откровений, противостояний. Не такого простого отступления когда и цель вроде достигнута (втяните носом воздух — ну разве не достигнута?!) и столько времени и усилий затрачено на процесс, тысячи лет нешуточное время для любого процесса. Констатирую, что средняя часть произведения произвела наилучшее впечатление.
Тем не менее, за последние несколько лет это произведение единственное из всей прочтённой фантастики произвело на меня такое же впечатление как в детстве — ощущение, что некое откровение входит в голову, лёгкая дрожь от предвкушения развития событий. Оценка за это.
P.S. После «Моста праха» я случайно взялся перечитывать Адамса... С улыбкой вспомнил полузабытый мотив, что Земля — это большой искусственно созданный компьютер, для разгадки Главного вопроса... Как необычно совпало.
primorec, 19 сентября 2012 г.
Он — охотник, сражающийся с древним чудовищем, первый учитель, принесший огонь. Архимед, умирающий на пляже в Сиракузах. Флавий Клавдий Юлиан, взывающий к старым богам. Леонардо да Винчи, следящий за полетом птиц. Терзаемый сомнениями Руссо. Активист радикальной экологической организации Родерик Лейшман, видящий в терроре последнюю возможность привлечь внимание к проблемам планеты. Он -все люди Земли, любящие, ненавидящие, страдающие. Все те, кто воспринимает проблемы окружающего Мира, как свое личное дело.
И еще он — Денни Киз, юный телепат, наделенный необыкновенным даром проникать не только через пространство — сквозь время, становится каждым из живших когда-либо людей. Даром строить хрупкие мосты через Время, готовые в любой момент рассыпаться прахом, пеплом былых мыслей, идей, событий.
И еще он — оружие в вечной войне против неизвестных Захватчиков, которые по своей воле создают цивилизации и рушат их, меняют и уничтожают целые миры. Не спеша, «чужими руками». И эта война идет во многих Мирах и во многих временах, незаметная для быстротечной людской жизни. И только Денни может собрать армию способную победить врага: из всех живших и живущих, в своей памяти. Армию из тех, кто «потерпел поражение во имя человека», собрать тех, кто пережил грандиозные или совсем маленькие неудачи, хотел, но не смог, изменить отношение людей к родной планете, объединить «сломанные судьбы гениев и таланты, уничтоженные при взлете».
Признаюсь, эта часть романа оказалась для меня самой противоречивой. Почему надо винить в своем варварском отношении к природе каких-то пришельцев? Мы и так в делах разрушения и уничтожения неплохо справляемся сами...И если были инопланетяне такими могучими, что покорили и пространство и время, зачем им нужны были люди? И не такими уж они оказались плохими, эти Пришельцы, если, изучив человечество через Денни Киза, оставили планету в покое, обратив свой гнев на старых врагов — Смуглолицего и его подругу.
Но это, пожалуй, единственная претензия к сюжету. Остальное действие — блуждание Денни по мостам Времени, обретение себя и цели — выше всяких похвал. И концовка, возвращающая к началу... Война за Землю не закончилась, выигран только первый бой. «Земля снова принадлежит нам?- Похоже, что так, винить за последствия некого, кроме самих себя».
ivminin, 10 марта 2011 г.
В данном произведении Желязны поднимает масштабную проблему человечества. Тем не менее всё выглядит достаточно не шаблонно: некий разум следит за человеком, помогает ему развиваться, отсеивает ненужные элементы, но также ставит это развитие ребром, обрекая человечество на гибель. Импонирует создание организации по борьбе с экологическими проблемами, может она и следует по пути террора, но цели её довольно-таки определённы – защита Земли. Интересен взгляд автора на телепатию, по-видимому, он вводит эти способности, чтобы ярче выразить противостояние хозяевам, следящим за человечеством.
Весьма интересный роман, Желязны снова затрагивает глобальные проблемы, показывает пути их решения, заставляет читателя соглашаться с теми или иными вопросами.
Mandor, 27 марта 2009 г.
Снова и снова Древнее Чудовище пронзает бок Прометея...
Умереть на руках у любимой и пройти по Мосту из Праха...
Противостояние — и Поражение неизбежно...
Вернуться и заступиться за этот Мир...
Мост Праха — дорога спасения...
Мост в будущее, мост в прошлое...
МОЩНО, КРАСИВО, ИЗЫСКАНО...
ВЕЛИЧАЙШАЯ ВЕЩЬ МАСТЕРА!
duke, 23 апреля 2009 г.
А мне роман понравился. Конечно, шедевром я его назвать не могу, но и «проходным» — язык не поворачивается. Первая попытка прочитать «Мост» была совершена в юности, когда я начал собирать полярисовское собрание сочинений. Она оказалась неудачной. Прочитав несколько десятков страниц, почти ничего не поняв и абсолютно не увлёкшись историей, книгу с раздражением закрыл и поставил на полку. А нынче прочитал за пару часов. Не без удовольствия, надо заметить.
Сама по себе тема противостояния «злобных» пришельцев и землян большого интереса не вызывает. На эту тему написано, наверное, тысячи книг. А вот то, каким способом этот конфликт разрешается, мне показалось чрезвычайно оригинальным. И вкупе с фирменным желязновским языком, интересными персонажами и великолепным финалом эта заезженная тема засверкала новыми красками. А любопытные детали, касающиеся мировосприятия телепатов (заставляющие вспомнить диковский «Убик»), или, скажем, экологические «заморочки» «Детей Земли» добавили картинке яркость, а повествованию объём.
Тем не менее рекомендовать книгу я бы стал всё же не среднестатистическому любителю фантастики, а прежде всего — поклонникам писателя.
Oswald, 1 апреля 2009 г.
Этот роман Желязны — своеобразный суд над человечеством в ходе которого на одну чашу весов помещается глупость и безответственность людей, на другую же — весь духовно — нравственный опыт, накопленный многими поколениями людей на протяжении всей их истории.
Соответственно, носителем этого бесценного опыта является один — единственный мальчик, воплотивший в себе личности всех самых выдающихся представителей рода людского. Его антипод — дракон, воплощает в себе все самые худшие качества человека. В качестве беспристрастных судей выступают пришельцы. Как всегда у Желязны, все густо приправлено философизмом.
olvegg, 5 октября 2008 г.
Хороший роман. Не шедевр, но цепляет необычной композицией и хорошо прописанными отдельными эпизодами. Один Леонардо да Винчи на Луне многого стоит! Понравился лаконизм стиля, все безупречно выверено, ничего лишнего. Основная идея напомнила «Скальпель Оккама» Старджона, немного пафосной показалась, одна из причин, почему высшую оценку все же не поставил. Но читать безусловно стоит.
GBV, 15 марта 2009 г.
Когда начал читать было трудно, признаюсь, не сразу осилил я эту книгу. Но основная её идея и концовка стоят того, чтобы прочитать роман полностью. Автор взялся за сложную тему и сумел её всё таки раскрыть, хоть первая половина романа получилась от этого несколько непонятной для читателя.
Solvejg, 15 ноября 2007 г.
Многие несерийные романы Желязны на мой взгляд демонстрируют некий дефицит определенных свойств м — возможно тонкой эстетики и волшебства, как будто статуя из недостаточно отполированного камня, на первый взгляд грубовата. Но вглядевшись повнимательнее можно обнаружить в ее изгибах и формах больше эстетики и смысла, чем в самом четком и завершенном творении, будто набросок картины,способный сказать больше, нежели она сама.Финальный аккорд — тот самый неповторимый образ.Очаровательно!
Vargnatt, 3 июня 2007 г.
Загрязнение воздуха, исчезновение озонового слоя, аномальные температуры, слепая выработка природных ресурсов, всё это, лишь часть грандиозного инопланетного плана по превращению Земли в подходящее место для своей жизни. Теория любопытна, и в наше время довольно актуальна, и даже с некоторым оттенком реальности.:dont::wink:
Желязны не был бы мастером, если пошёл бы по более лёгкому пути, — борьба с паразитами посредством оружия и военной силы, специальные агенты, фантастические изобретения, межзвёздные битвы. Нет, его выбор сложнее и глубже, погружённый в философию и человеческую психологию.
Маленький мальчик, рождённый в семье телепатов, становится орудием борьбы с чужаками в руках древних как сама земля. Пройдя сквозь мучения, трудности, мальчик обрастает десятками личностей причастных к противостоянию, и превращается в армию в одном лице.
Как часто бывает у Желязны, начало романа очень малопонятно и туманно, но чем дальше, тем шире раскрывается занавес тайны, приковывая нас незримыми узами к страницам, и подготавливая к сильному финалу с грустной, эмоциональной развязкой.
квинлин, 21 июня 2007 г.
За одну концвоку стоит поставить десятку: Юлиан, последний защитник, повел воинство своё... В котором воинами были старик Архимед, гениальный изобретатель Леонардо, Руссо..
Но кроме концвоки. есть еще множество идей, связанных с защитой природы..Не обошёл Желзяны и тепаптию...
Читать, читать и ещё раз читать, товагищи!
Ruddy, 13 января 2007 г.
Философское произведение о нашей судьбе на планете Земля — ею нельзя руководить и ею командовать, можно помочь в ее становлении и развитии. Иначе же дело будет решаться совсем на другом уровне.
Странник, 23 февраля 2006 г.
Интереснейшая концепция завоевания Земли пришельцами: никаких взрывов, супреоружия и прочего хлама. Доведение Земли до экологической катастрофы, создание на ней таких условий в которых сами они смогут обитать. Причем осуществляется это руками людей.