Урсула К. Ле Гуин «Бизоны-малышки, идите гулять…»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
При крушении самолета девочка падает на склон горы и встречает там Койотиху… Прелестный рассказ об отношениях Человека и Природы.
Входит в:
— сборник «Buffalo Gals and Other Animal Presences», 1987 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, November 1987», 1987 г.
— антологию «Millemondinverno 1988», 1988 г.
— антологию «The Year's Best Fantasy Stories: 14», 1988 г.
— антологию «The Year's Best Fantasy: First Annual Collection», 1988 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Fifth Annual Collection», 1988 г.
— антологию «The Best from Fantasy & Science Fiction: A 40th Anniversary Anthology», 1989 г.
— антологию «Future on Fire», 1990 г.
— антологию «The New Hugo Winners Volume II», 1992 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 3-4, 1996», 1996 г.
— антологию «A Century of Fantasy: 1980-1989», 1997 г.
— антологию «Modern Classics of Fantasy», 1997 г.
— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.
— журнал «Если 1999'10», 1999 г.
— антологию «The American Fantasy Tradition», 2002 г.
— сборник «Volume One: Where on Earth», 2012 г.
— сборник «The Found and the Lost», 2016 г.
— антологию «Погружение», 2018 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1988 // Короткая повесть | |
лауреат |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1988 // Повесть | |
лауреат |
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1991 // Зарубежный рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 1988 // Лучшее произведение малой формы. 2-е место | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1987 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (5), английский (16), итальянский (1)
- /тип:
- книги (17), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Р. Валла (1), В. Кулагина-Ярцева (3), М. Ошурков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergu, 11 января 2018 г.
Ещё одна история о Маугли, ещё одна интерпретация в волшебном исполнении Ле Гуин.
Едва не погибшая в авиакатастрофе девочка оказывается за гранью нашей реальности и попадает в магический мир тотемных духов американских индейцев, мир удочеривших её тотемных животных. К древнему народу, по выражению автора. А есть ещё новый народ — пришлое человечество.
Древний мир очень прост. Это простота Природы, само её естество. Простота самой жизни. Новый мир — мир цивилизации, индустрии, калейдоскоп благ и сверхзвуковой спешки. И кому, как не ребёнку, быть символической цепочкой между этими двумя мирами — между древним народом Тотема и новым народом Технического Прогресса. Именно ребёнок — чистый источник жизни, не превратившийся ещё в омут цивилизации, — остаётся последним мостком между ними.
И этому ребёнку не легко решить, где остаться: прежний мир властно зовёт обратно.
Извечная проблема старого и нового.
Всё уходит. Уходит навсегда. Сначала свободный народ прерий, затем фауна: бизоны, гризли, лосось...
Теперь, похоже, и койоты (О, как рада была Койотиха «жертвоприношению» — столько веков забытому, но оказавшемуся обманом, смертью, как и всё, что принёс с собой новый народ в этот край). Растёт техническая сторона цивилизации, исчезает духовная. На смену одной культуре приходит другая. Хуже? Лучше? Кто знает: может быть, всё это только разные стороны одного и того же, сплетённого Бабушкой-Паучихой.
Единственный выход или решение — это сосуществовать. Так видят его герои рассказа.
Такую мудрость и должен принести ребёнок, найдя обратно дорогу в наш глупый и жестокий мир.
Ведь мы с тобой одной крови...
vam-1970, 8 января 2019 г.
Рассказ -лауреат и номинант ряда престижных премий -Хьюго, Небьюла и других.
Пронзительный и чарующий рассказ об экологии окружающего мира.Глазами ребёнка мир видится всегда другим -неиспорченным отношениями взрослых.По мнению автора человечество, чтобы и далее жить, должно жить настроениями и моралью детства. А вот как этого достичь?Что придёт раньше? -гибель мира или изменение нашего сознания? Вопрос к современникам.
primorec, 2 ноября 2012 г.
Вот он — настоящий Талант. Коротенький рассказ, но в нём создан целый оригинальный мир с традициями, верованиями и колоритными деталями образа жизни. Без сотен страниц нудных подробностей, без длинных описаний — только отдельные, но такие ёмкие слова и небольшие фразы, которых вполне достаточно, чтобы оживить для нас юрких малышей Бурундучихи, весело играющих в полутьме её норки-домика, неряху — Койотиху, бесстрашную до безрассудства и преданную друзьям, молодого Коня — гордого юного Принца, мечтающего о свободном беге по прериям. Удивительный Мир Старого народа — зверей и птиц, которые, оказывается, живут по-прежнему рядом с нами по древним законам Природы.
Маленькая героиня, выжившая в авиакатастрофе, попадает в этот сказочный мир, где живёт Старый народ, постепенно исчезая из-за безумного истребления Природы Новым народом — людьми. Оказалось, что не надо много времени для юной горожанки, чтобы понять: всё в Природе взаимосвязано миллионами незримых нитей, каждая жизнь, даже самого малого создания, вплетена в общее полотно, значима и бесценна.
Это очень грустный рассказ: печальная сказка о людях, забывших о своих корнях и с безумной беспощадностью уничтожающих Природу, а вместе с ней — себя самих. Как грустно слушать песенку Койотихи: «Бизоны-малышки, идите гулять, Гулять вечерком, гулять вечерком» и знать, что нет уже никаких огромных стад могучих бизонов, а их малышам не бегать на свободе. Все поглотили распаханные поля, серые, бездушные громады городов и закатанные в асфальт дороги.
Удался Ле Гуин этот маленький шедевр — грустная и поучительная, тревожащая совесть сказка. Но ведь, есть ещё где-то он — мир Старого народа с последними тенистыми лесами, вольными степями и гордыми горными вершинами! И наши связи с ним до сих пор не разорваны до конца. Мы ещё можем увидеть этот Мир и его скрытую Жизнь: волшебный глаз, данный нам самой Природой, всё ещё с нами. Мамаша-Паучиха по-прежнему сплетает паутину Жизни, а Старый народ со смирением и надеждой терпеливо ждёт нашего возвращения.
Seidhe, 27 ноября 2015 г.
Не всегда понимаю, за что то или иное произведение получает престижные премии, но в случае с этим рассказом «Хьюго», на мой взгляд, вполне заслуженна. У Ле Гуин получилась отличная, пронзительно-грустная история о разнице в восприятии мира индейскими племенами Северной Америки и европейцами. Чтобы это прочувствовать, необходимо хотя бы в общих чертах быть знакомым с космогонией и мифологией индейцев, тогда и многие вещи, шокирующие некоторых читателей, станут намного понятнее. Особого очарования истории добавляют намёки на шаманские практики и этнографические подробности, до которых Бабушка Урсула всегда была большая мастерица =))) В общем, для знакомства с творчеством автора — сложновато, но почитателям многогранного таланта Ле Гуин — обязательно к неспешному и вдумчивому прочтению.
Bizon, 15 апреля 2014 г.
Рассказ более чем странный, что характерно для Ле Гуин. Общая идея понятна: показать как влияет человек на природу, нарушает баланс, вносит свои коррективы. Непонятно зачем было внешне изображать животных как людей, тем более возникает какая-то путаница в тексте: сначала Койотиха в виде койота описывается ее желто-серая шерсть, запах и т.д. и тут же в следующем предложении она уже женщина с босыми ногами. Ладно бы это происходило после того как девочке вставили глаз, тогда трактовка укладывается в сюжет и смысл не размывается. Новый глаз — возможность видеть животных как людей, способность видеть Древний народ в ином обличье., т.е. родной глаз девочки позволяет видеть животных как обычному человеку, а глаз который сделал Сойка позволяет видеть животных в виде человека. Этот момент прописан плохо, хотя понятен.
Не понятна стена тумана и запах кислоты рядом с территорией людей и сложность проникновения туда для девочки. Исходя из сюжета она занимает промежуточное положение между мирами Древних и Новых людей, так почему ей сложно вернуться? Автор противоречит сам себе: девочка принадлежит обоим мирам, значит ее перемещения должны быть свободны до тех пор пока она не сделает выбор.
Наконец нигде не объяснено, почему девочка — Бизоненок? Единственное что приходит в голову, бизоны истреблены Новым народом, а девочка последняя кто видит Древний народ, т.е. она относится к вымирающему виду, но есть у меня подозрение что аллюзия заключалась не в этом.
Далее хотелось бы отметить классификацию. Это не сказка и не мифологическое (анималистическое) фэнтази, это самый настоящий сюрреализм и психоделика. Поэтому те кто не читал и видят в классификации сказка сделайте выводы: прочитайте сами и лишь потом подумайте любому ли возрасту это подойдет.
В качестве рекомендации: категорически не советую детям и подросткам — будет непонятно и скучно. Порекомендовать можно любителям натуралистического сюрреализма, поклонникам фестиваля «Радуга» и хиппи.
Гвардеец, 19 ноября 2010 г.
Маленький шедевр! Всего двадцать восемь страниц и раскрыт целый мир со своими законами, своей историей, со своей абсурдной для человеческого мышления логикой..Мир одновременно сказочный и не по сказочному жестокий.
У Ле Гуин есть одно качество, которое делает просто шахматиста Гроссмейстером и просто фантаста Мастером, а именно парадоксальное мышление.Придумай ты хоть мыслящий кристалл, хоть существо о трёх ногах, с хоботом и телескопической антенной на макушке, но если ты не сможешь придумать их логику и побудительные мотивы, то вести они себя будут как люди, а это уже фальш, которую читатель непременно заметит.Лучше даже и не заморачиваться, а сразу идти строчить многотомную опупею про Ричарда-Длинные руки, отрока-управленца и тому подобную жвачку.
К Ле Гуин это, к счастью, не относится — выпавшая из нашего времени девочка, выпала и из человеческой системы координат, правил и морали, отсюда и беседы с
Однозначно 10 баллов!
ispovednica, 11 сентября 2010 г.
Правда хорошая и добрая история с грустным концом, сказка для взрослых...
be_nt_all, 27 ноября 2007 г.
Необычная, по настоящему волшебная и, как уже писал tevas — грустная сказка. Для взрослых, по видимому.
Ну а насчёт другого угла зрения — так это то новое, которое хорошо забытое старое (очень старое). Это мир индейских мифов и того, чем были когда то детские сказки. И он всё ещё рядом с нами, вот только попасть в него может только ребёнок, да и то побывав на грани жизни и смерти.
Vendorf, 10 февраля 2009 г.
Может показаться, что это детская сказка, но мораль произведения очень даже не детская. Единственное, что очень напрягало, это многоразовоу повторение туалетных подробностей. думаю это лишнее и не особо влияет на основную линию произведения...
tevas, 18 августа 2007 г.
Грустная и волшебная история, которая окунает читателя в животный мир природы. Очень необычная и интересная попытка автора взглянуть на этот мир совершенно под другим углом зрения...