Роберт Хайнлайн «Имею скафандр — готов путешествовать»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос | Луна | Плутон, спутники Плутона )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
Динамичный, с неожиданными поворотами, роман о космических приключениях.
Молодой паренек, живущий в провинциальном американском городке, мечтает полететь на Луну. Шансов на это практически нет, но он не сдается. И, благодаря своему упорству, оказывается в нужном месте, в нужное время и в нужном виде.
А далее — полет на Луну, встреча с космическими пиратами и с чужеродными агрессорами, спасение земной девочки и межгалактического патрульного, посещение другой галактики и спасение своей собственной планеты от уничтожения…
• Знаменитый роман Р. Хайнлайна «Имею скафандр — готов путешествовать!» считается одним из шедевров жанра «научная фантастика для юношества», в 1961 г. он получил специальную «Книжную премию детей Секвойи». Научные размышления и захватывающие приключения, космические бандиты и инопланетные друзья — в этом произведении есть все.
• Книга посвящена Гарри и Барбаре Стайн. Джордж Гарри Стайн (1928-1997) был автором научной фантастики, который также публиковался под псевдонимом Ли Корри, а Барбара Стайн — его жена. Гарри Стайн жил в Колорадо-Спрингс, опубликовал в 1950-х годах несколько книг в жанре детской научной фантастики, выступал перед Конгрессом с докладами о необходимости будущих космических программ и читал лекции о космических войнах. (из авторской колонки bellka8)
Входит в:
— условный цикл «Скрибнеровский» (юношеский) цикл»
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, August 1958», 1958 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, October 1958», 1958 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, September 1958», 1958 г.
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1959 // Роман | |
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1959, ретроспективная (вручалась в 2008) // Роман |
- /языки:
- русский (15), английский (4)
- /тип:
- книги (16), периодика (3)
- /перевод:
- Е. Беляева (6), Ю. Зарахович (9), А. Митюшкин (6)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 25 марта 2024 г.
Детскую книгу надо писать так, чтобы было интересно и взрослому. Чтобы она несла в в себе добро и некий смысл. Хороший пример — Кир Булычёв-Можейко, который явно создавал некоторые реалии мира Алисы Селезнёвой, в частности, пиратов, с оглядкой на Хайнлайна, и «Have Space Suit — Will Travel», однако в данном случае вторичность сыграла иную роль. Булычёв пишет талантливо и душевно, его американский коллега, в данном случае — нет.
Дело вовсе не в том, что этот роман наивен, что он детский, не нужно делать скидку на целевую аудиторию. Начало было более-менее остроумным, с отцом-внесистемщиком и выигранным скафандром в конкурсе на обёртках мыла, но, простите, дальше это выливается в череду бессмысленных и беспощадных приключений. Дело не в том, что они наивные, как я уже сказал, а в том, что они именно дурацкие. Если бы в романе было больше хорошего юмора, это бы спасло его, если бы были захватывающие сюжетные повороты и яркие эпизоды — это компенсировало бы общую унылость повествования — даже галактический суд не помогает, слишком он глуп и абсурден. Но самое главное — у Булычёва была душевность и доброта, этот же текст пуст. Причём Хайнлайн может писать с душой, мы это прекрасно знаем по его произведениям.
Это самый плохой роман Хайнлайна из всех, читанных мною.
SeverianX, 14 декабря 2023 г.
В продолжение знакомства с творчеством замечательного американского фантаста Роберта Хайнлайна прочитал роман «Есть скафандр – готов путешествовать». Мне он понравился несколько меньше, чем прочитанный ранее «Туннель в небе». Все-таки поздновато я взялся за этот роман – в подростковом возрасте он, думаю, понравился бы мне несколько больше. Тем не менее, несмотря на подростковую направленность, присутствуют в нем и проблемы более интересные для взрослого читателя. О них подробнее далее.
Главный герой, Клиффорд (Кип), – шестнадцатилетний подросток с необычной мечтой. Он хочет ни много ни мало – полететь на Луну. По характеру Кип очень напористый, целеустремленный и самостоятельный. Немалую роль в этом сыграл его отец – в прошлом выдающийся учёный, а ныне примерный семьянин. Он с детства учил Кипа добиваться всего своим упорным трудом. Чтобы попасть на Луну, необходимо отлично учиться, за что юноша и берется с необычным рвением. Он самостоятельно учит физику, высшую математику, языки и прочие сложные, но необходимые, предметы, которые, к сожалению, не изучают в обычной школе. Однако для поступления в колледж нужны ещё и деньги, поэтому Кип устраивается в аптеку на подработку. Тут ему предоставляется интересная возможность выиграть в конкурсе полет на Луну, и Кип со всем рвением хватается за этот шанс. К сожалению, выиграть он не смог, но стал финалистом и получил утешительный приз – самый настоящий скафандр. Было очень интересно наблюдать, как Кип изучает необходимую литературу в попытках отремонтировать и даже улучшить свой приз. Ему это удается, и однажды, прогуливаясь по полю в скафандре, он ловит сигнал бедствия от неизвестного космического корабля. Ответив на призыв, Кип оказывается похищен космическими пиратами. Так начинается его космическое приключение.
Чем отличается роман Хайнлайна от стандартной подростковой фантастики, так это твердой научной составляющей. Да, это не просто развлечение для детей, а самая что ни на есть твердая научная фантастика. Исследованиям и самообразованию Кипа посвящена немалая часть книги. Думаю, юным читателям она может показаться излишне затянутой, но мне было очень интересно об этом читать. При этом написано не заумно, чему способствует яркий выразительный язык. Есть проблема – Кип старается ее решить, и чаще всего ему это удается. И причина этому не пресловутая удача или рояли в кустах, а упорство юноши, которому могут позавидовать многие взрослые. Мне очень понравилась идея, что полет к далёким галактикам – это не счастливое стечение обстоятельств, а результат упорной работы. Если бы Кип не работал так над улучшением скафандра, он бы не принял тот сигнал бедствия и не попал бы на космический корабль. По ходу сюжета находчивость и решительность не раз спасали ему жизнь и помогали выбраться из самых опасных передряг.
Еще одна интересная мысль романа – это критика современной американской системы образования. В разговоре с отцом Кип понимает, что все его школьные знания никак не подготовят его ни к поступлению в колледж, ни к реальным жизненным проблемам. Как преподаватель, сам я понимаю, что наша система школьного образования, как бы ее не ругали, имеет ряд преимуществ перед американской. По крайней мере наши дети уже в школе получают немалый багаж знаний в области естественных наук. Про высшее образование лучше не упоминать – там все не так безоблачно. Эта система заметно устарела и нуждается в доработке.
Присутствует в романе и космический аналог Организации Объединенных Наций, который следит за порядком во Вселенной. Он как раз-таки не столь «беззубый» и способен на обдуманные решительные поступки. Вопрос агрессии человеческой расы, рассмотренный на галактическом суде, на мой взгляд, не совсем обоснован. Некоторая доля агрессии лежит в основе эволюционного процесса и практически неотделима от прогресса. Естественный отбор никто не отменял, в этом я больше согласен с Лю Цысинем (Трилогия «В память о прошлом Земли»).
К плюсам романа я бы отнес хорошую выверенную динамику и ярких персонажей. Талантливая и решительная девочка Чибис, кроткая и справедливая Мамми, мудрый отец Кипа – все эти герои запали мне в душу. Они живые, объемные и реалистичные.
Итог: Хайнлайна заслуженно считают мастером фантастической литературы. В своих произведениях он пишет больше не о космических кораблях и далёких планетах, а о людях. Фантастика – лишь антураж, лучше раскрывающий человеческие характеры. А они у героев сильные и выразительные. В данном романе что-то новое для себя найдут как юные читатели, так и искушённые любители литературы. Рекомендую роман к прочтению юношам и девушкам – он очень выгодно отличается от огромной массы низкопробного уoung adult, которым переполнены полки современных книжных магазинов. «Есть скафандр — готов путешествовать» прививает правильные ценности подрастающему поколению, и это, на мой взгляд, просто прекрасно.
stas-no, 25 января 2022 г.
Хотя многих отзывиков смущает подростковая направленность книги, я не могу разделить их скепсис и соответственно низкую оценку. Черты «литературы для юношества» (а не для детей 10 лет) здесь присутствуют, но нас же не отталкивает «детскость» книг о Карлссоне или Винни-Пухе. Тем более, что автор не сюсюкает и не держит читателя за дебила. Я не технарь и для меня подробности об устройстве скафандра не лишены занимательности и новизны. Уместный юмор балансирует некоторую пафосность и общую приподнятость текста, особенно если учесть время его написания — а это самая заря космической эры, только год назад запустили советский спутник, а до первого космонавта еще несколько лет. Само название романа — прекрасный девиз той поры, когда «все мечтали быть космонавтами». Начинается книга с будничной жизни юного мечтателя о Луне (есть упоминание и товарища по цеху — Азимова, правда, как автора популярных книг о химии) и завершается тоже прозаической сценкой, но между этими точками — полет на Луну, Плутон, к далеким звездам, приключения, испытания в суровых инопланетных условиях, и наконец судилище над человечеством. Автор иронически обыгрывает штампы фантастики (и комиксов) своего времени, но при этом сохраняет главный свой посыл о «науке, которая творит чудеса». Ведь самая важная и нужная вещь для юного космонавта — это логарифмическая линейка! Ну, разумеется, после скафандра.
Molekulo, 23 июня 2022 г.
Хороший подростковый приключенческий роман, в котором, как и положено, главный герой вместе с соратниками стоически преодолевает все трудности и приходит к успеху. Такой книга остается до Плутона. Дальше повествование все дальше и дальше отдаляется от законов жанра.
Примерно с этого момента традиционная самостоятельная борьба и путь к победе сменились на путешествие по сценарным рельсам в качестве пассажира: тут нам помогает добрый пришелец, потом прибывает кавалерия, затем мы посещаем родной мир доброй цивилизации, а в конце попадаем на судебное заседание высокоразвитой межгалактической цивилизации, которая рассматривает дела опасных для сообщества цивилизаций рангом поменьше.
Суд — это какой-то цирк, хоть и без коней. Сначала судятся злобные инопланетяне, их цивилизацию приговаривают к переносу родной планеты из нашего пространства, причем звезду оставляют здесь. Как долго в таком случае сможет эта цивилизация выжить? Вопрос риторический. Дальше все тот суд рассматривает дело человечества на основе анализа четырех (!) представителей: первобытного человека, в дальнейшем оказавшегося побочной ветвью эволюции и потому не игравшего в заседании роли, римского легионера и двух ребят из современности. На резонное замечание главного героя, что идея об оценке целой цивилизации по трем случайным экземплярам выглядит полнейшим бредом, судья (состоящий между прочим из искусственного интеллекта и сотни живых экспертов) заявляет, что все нормально, а такой анализ вполне математически обоснован. Неужели так выглядит сверхразвитая могущественная цивилизация?
Единственное разумное объяснение этого действа у меня такое: Хайнлайн сначала подводит читателя к тому, что нормально судить агрессивную злобную цивилизацию по одному ее экипажу, а когда читатель это проглатывает, показывает ему, что с человечеством можно поступить абсолютно так же. Может, в этом и задумка? Впрочем, в этот раз людей ожидаемо оправдали.
А вот концовка мне понравилась — читателя снова спустили на Землю и отправили вместе с главным героем решать вполне посильные задачи. Если бы я мог указывать автору, на чем делать акцент, а на чем нет, я бы вообще убрал глобальные проблемы, оставив лишь преодоление трудностей и твердую научную фантастику. Идеи о модификации скафандра и героический побег по поверхности Луны от похитителей — это хорошо, а спасение цивилизации — хуже.
lammik, 28 марта 2023 г.
Клиффорд Рассел, выпускник американской школы не из лучших, однажды осознал, что хочет побывать на Луне. Для этого приходилось выбирать из двух вариантов — накопить денег и отправиться туристом, либо получить соответствующую специальность и участвовать в освоении нашего спутника. Клиффорд выбрал третий — принять участие в конкурсе на лучший слоган для мыла, главным призом в котором и был полёт на Луну. Главный приз достался кому-то ещё, а у Расселов в доме появился настоящий скафандр, с этого всё и началось...
Несколько моментов хотелось бы уточнить. На Луне компас может указать разве что на залежи магнетита. Неандертальцы всё же являются нашими предками, если речь об европейцах, и лоб у них был далеко не узкий.
Подростковая сказка с ксеноцидом и с положенной моралью — удаче нужно помогать, приходит она к достойным. Роман способен вдохновить всех тех школьников из небольших городков ставить цели повыше и планомерным трудом в стиле Кипа их добиваться.
Что до ксеноцида, то общая сказочность всей истории с межгалактическим судом заставляет воспринимать его примерно так же серьёзно, как убийство охотниками Волка в финале «Красной шапочки».
mputnik, 23 апреля 2022 г.
Своеобразная помесь совершенно, казалось бы, разнородных текстов. Спешу упредить возможные возмущения твои, уважаемый потенциальный читатель: стилистическая помесь, то бишь — ассоциативная, отнюдь даже не тематическая, хотя какие-то сюжетные совпадения имеют место, Но тексты — совершенно разноплановые: «Приключения Алисы», «Чёрный свет», «Винни-Пух», «Дом скитальцев» и, наверное — «Голубые люди Розовой Земли».
И я бы добавил сюда и ещё один текст — самого Хайнлайна — «Звёздный десант». И опять же — не по тематическим ассоциациям. Есть у автора таковая особенность — как у Уэллса с его вторжением марсиан в радиоспектакле — создавать настолько бытовую, что называется, реалистичность происходящего, что как-то даже сомнения возникают, а фантастика ли это в чистом виде, может быть это просто пока ещё не случилось. Пока просто не случилось.
Короче, уважаемый потенциальный: это — специфическое фантЧтиво, для Души, для Сердца, для Рассудка. Не стандартный товарный ряд Жанра («эротика, агрессия, снобизм»), не лютый драйв забойного космического боевика, не фантасмагория эльфо-гномьего царства, НО — несомненно, фантастика. Несомненно. Несколько наивная, несколько наигранно театральная, НО… почему-то западающая в эту триаду — Душа, Сердце, Рассудок. Может просто потому, что это Хайнлайн. Может быть
VovaZ, 8 февраля 2023 г.
Здесь Хайнлайн конечно силён. Вроде бы космическая фантастика, с умеренным уровнем насилия, предназначенная вероятно для детей и подростков. Но уровень…
Стройный и увлекательный сюжет, с массой фантазии и неожиданных поворотов. Сцены с высоким драйвом и завораживающим антуражем. Причём это антураж не только знакомой автору американской глубинки, но и мест, где Хайнлайн мог бы побывать лишь в писательском воображении. Вообще, уровень достоверности в пейзажах Луны и Плутона, в законах физики и космической механики достаточно высок, для середины 20 столетия. Здесь автор бьёт большинство современных фантастов.
Персонажи яркие, глубокие. Вызывают интерес и сопереживание. Понравилось, что образы инопланетян, хоть и проявляют человеческие черты характера, однако истинные их намерения и мотивации весьма далеки от людских. Это самое сложное в фантастике, но автору удалось.
Роман включает линии приключений, морально-этические вопросы, немного драмы (в самую меру для выбранного жанра). Прочёлся легко, с интересом и удовольствием.
Asaris, 18 июля 2020 г.
Талант автора, умение писать интересно, обилие поднятых интересных тем плюс яркие неожиданные «изюминки» делают его произведения многогранными и не укладывающимися без остатка в рамки какого-то жанра. Например, «подростковой фантастики». Так что, читать произведения Хайнлайна «для подрастающего поколения» можно всем.
«Имею скафандр...» — не исключение. Интересные мысли про образование вначале, резкий ( но притом не «замыленный» ) прыжок в приключение. Сочетание приключений тела и духа, разговоров героев, превозмогания, экшна, решения технических проблем, но при этом все дозировано так и с таким чувством меры, что не имеет шанса надоесть. Особая статья — описание разных рас и взаимодействие их представителей с героями...
Тимолеонт, 10 марта 2022 г.
Эта история крайне мне понравилась и сейчас, в 29 лет, несмотря на всю её подростковую направленность, что, конечно, не является минусом само по себе. И представляя, в какой восторг меня привёл бы «Будет скафандр», я жалею, что знакомство с выдающимся писателем началось лишь в прошлом году.
Что мы имеем? Вроде типичную повесть-взросление про юношу, переживающему критически важные для формирования личности времена, на которые вдобавок выпали экстраординарные невероятные приключения — а там и симпатичная спутница, и подлые враги, и удивительные инопланетные цивилизации Трёх Галактик (наблюдая их логику понимаешь, почему Ваховский Империум на всякий случай геноцидил любых встреченных ксеносов).
В общем и целом — это идеальный роман для подростков. Умный, динамичный, необычный, способный натолкнуть на некоторые крайне важные и полезные для ребёнка мысли.
god54, 10 февраля 2023 г.
Великолепный роман, с хорошим текстом, прекрасным сюжетом, достойным набором приключений... Но, мой возраст и набор прочитанной фантастики берет свое, перечитываешь и немного усмехаешься наивности размышлений, событий, толкований, множеству роялей. Очень хотел бы, чтобы внук начал читать с этого романа. Но, боюсь стрелялки окончательно его испортили, а компьютерные эффекты превзошли любую фантастику 1958 года. Нет, книга замечательная, читать всем обязательно, но время берет своё.
HellRegan, 22 апреля 2022 г.
По-моему, эта книга сформировала меня, как личность, как и многие другие произведения Хайнлайна, потому что в подростковом возрасте читала его все подряд книги, которые только могла найти
Эта книга это прекрасное подростковое произведение, особенно, когда ты так же, как и главный герой просто мечтаешь о путешествиях в космосе
Ну и бонусные баллы за кошка маму...
Mendax, 4 июня 2016 г.
Эх, читаю здесь напыщенные замечания умудрённых сединами фантастоведов по поводу занудности, наивности, надуманности и пр. и не могу понять, чего вообще взрослые дядьки рассчитывали получить от произведения для юношеского возраста.
Помню себя, 10-летнего мальчонку, который выудил с библиотечной полку потёртую книжицу с заглавием «Будет скафандр, будут и путешествия» и пришёл в неописуемый восторг уже с первых строк. Да, здесь не найти детального разбора извечных моральных и этических проблем, философских мудрствований или, наоборот, зубодробильного крошева и кровопролитных битв стенка на стенку целыми эскадрами.
Это добрый роман о приключениях и настоящей дружбе с фирменным хайнлайновским хэппи-эндом, приправленным некоторой долей грустинки. В общем, вспоминая те положительные эмоции, которые мне принесла эта книга, поставить меньше 9 просто рука не поднимается)
primorec, 13 октября 2012 г.
Вот оно — настоящее космическое приключение, о котором можно в детстве только мечтать. С пиратами, злобными Чужаками, решившими захватить нашу уютную Землю и пообедать обитателями, а также добрыми Чужаками, готовыми помочь и подсказать, и еще целой кучей Чужаков не добрых и не злых, но все равно крайне неприятных. Приключение с космическими кораблями и базами, полетами не только на ближайшую Луну, но и другие звездные системы и даже Галактики в компании с верными друзьями.
Что еще надо человеку на пару вечеров? Жаль только, распорядилась так Судьба, что попалась мне книга не тогда, когда это положено — в 10-14 лет, а много, много /очень много/позже. Вот и пришлось читать не как соучастнику событий, а как стороннему наблюдателю, следя за приключениями еще пока не существующих в реальности внуков. Зато, в отличии от подростков, особенно современных, смогла оценить некоторые вещи.
К примеру, возьмем главного героя — такого славного паренька Кипа. Господи, я чуть не рыдала от умиления, когда читала, как мальчишка составляет план своей жизни, исполнение которого должно привести к заветной цели — работе на Луне. Не за счет родительских денег и связей, а через упорный труд — овладение новыми знаниями и умениями. В конце появилась даже зависть к родителям Кипа, которые смогли воспитать такого честного, смелого и верного человека.
И еще один момент. Пусть это и подростковое приключение, но и здесь проглядывает жесткий взгляд автора «Звездного десанта» на некоторые «взрослые» вещи. Нет никакого сюсюканья и жалости к террористам и убийцам, а верх гуманности -Материня -без особых терзаний отправляет в небытие злодеев собственными руками, а затем, своим голосом обрекает на гибель целую планету «неисправимых преступников». По нынешним временам, за такое отсутствие «толерантности» могут книжке присвоить рейтинг «+18», не меньше.
Но все это слова. Книга прекрасна. Своими чистыми и светлыми героями, жаждой знаний и новых горизонтов, готовностью в любой момент отправиться в путешествие. Но для этого нужно, как минимум, подготовить скафандр. Так, на всякий случай.
PlatonT, 26 февраля 2019 г.
Который раз убеждаюсь – хороший автор может писать в разных стилях и для разного возраста. Это вторая книга Хайнлайна, прочитанная мной за последнее время, первой была «Звёздный десант», и поэтому при написании мнения буду оглядываться на предыдущий опыт знакомства с автором.
«Имею скафандр — готов путешествовать» книга о и для подростков, в ней переплетены те важные для каждого в этом возрасте вопросы: «Кто я есть в этом мире?», «Кем мне быть?» и т.д., и т.п. но книга абсолютно не менторская, а скорее наоборот – в ней подаются ответы на вопросы с помощью действия, приключения. Читатель переживает, вместе с героем, захватывающие приключения, готовится к взрослой жизни, осознаёт ответственность за свои поступки и слова. Хайнлайну удалось вставить в своё повествование точные и научно достоверные, на момент написания романа, данные, обучая читателя и прививая стремление к обучению.
Однако, читая в 2019 году глаз постоянно цепляется за анахронизмы присущие времени написания романа, напомню – 1958 год. Хайнлайн писал роман ещё до полёта Гагарина (1961) и до первой высадке на Луне (1969) и поэтому основывался только на теоретических выкладках астрономов, поэтому некоторые описания вакуума, Луны и самого скафандра немного не такие как мы сейчас видим, но всё равно это интересно и доступно описано. Так же очень сильно удивляет современного читателя ценность доллара и его покупная способность, $500 стоит семестр в лучшем университете. Но для взрослого читателя это скорее даже положительная черта, чем недостаток. Мы словно бы погружаемся в ту эпоху и видим жизнь американской глубинки.
Оценка: Подростка подсунуть обязательно, пусть лучше эту книгу почитают, чем очередное «творение» про выкраданцев-десантников. Взрослым книга тоже будет небезынтересна.
ANO, 30 сентября 2022 г.
Произведение, скорее всего, рассчитано на детей или на подростков. Им этот роман, возможно, будет интересен. Остальным я бы не стал рекомендовать его.