Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Сложно выжить на войне, особенно если ты только вчера покинул школу. Еще сложнее представить себе, какой будет жизнь после войны и найдется ли тебе в ней место… Но до этого момента еще нужно суметь дожить, не сойдя с ума. Целое поколение было вычеркнуто из нормальной жизни войной — и именно об этом пишет Ремарк, сам побывавший на фронте. Война имеет свое лицо — ужасное, безобразное и отталкивающее. Никому по собственной воле не хочется заглядывать в ее пустые глазницы — но у солдата нет выбора. Главные герои романа — Пауль Боймер и его одноклассники, призванные в армию и отправленные приказом командования на Западный фронт. Война, увиденная глазами молодых ребят, — главное содержание книги.
Роман «На Западном фронте без перемен», опубликованный в 1929 году, принес Ремарку мировую славу. Однако первый издатель, которому Эрих Мария отправил рукопись романа, отказался печатать книгу. Владелец издательства «С. Фишер Ферлаг» решил, что читать о войне в Германии никто не захочет — слишком свежи еще были воспоминания о военных бедствиях. Согласие на издание романа было получено от издательства «Ульштайн». Впрочем, книгоиздатели считали, что слишком рискуют, и Ремарку пришлось подписать договор о том, что, если роман не будет пользоваться успехом, он возместит затраты издательства, работая на них в качестве журналиста. Ремарку предложили также переработать некоторые фрагменты романа. В 1928 году роман выходил в газете «Vossische Zeitung» в период с 10.11.1928 по 09.12.1928. Выход романа в книжном варианте в январе 1929 года стал истинной сенсацией. Книги раскупались мгновенно — более полутора миллионов экземпляров было продано за первый год.
Входит в:
— условный цикл «Потерянное поколение»
— журнал «Роман-газета, 1930, № 2», 1930 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
Награды и премии:
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Экранизации:
— «На западном фронте без перемен» / «All Quiet on the Western Front» 1930, США, реж: Льюис Майлстоун
— «На западном фронте без перемен» / «All Quiet on the Western Front» 1979, США, Великобритания, реж: Делберт Манн
— «На Западном фронте без перемен» / «Im Westen nichts Neues» 2022, Германия, США, Великобритания, реж: Эдвард Бергер
- /языки:
- русский (54), украинский (2)
- /тип:
- книги (53), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Ю. Афонькин (36), Е. Гловацкая (1), А. Коссович (1), С. Мятежный (1), Н. Фёдорова (10), П. Черевин (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ВладимирВас, 17 июня 2021 г.
Я кадровый военный (правда юрист), но есть две вещи, которые заставили меня ненавидеть войну и не желать воевать ни при каких условиях (из армии я благополучно уволился). Вторая вещь — это фильм Невзорова «Чистилище», будучи уже курсантом военного университета, я не мог вообразить, что война может быть настолько ужасной со всех сторон (в патриотических фильмах такое не показывают). А первое и самое главное — это роман Ремарка «На западном фронте без перемен». Этот роман открыл мне, что на войне почти нет людей на кого надо злиться и кого надо убивать. С обеих сторон 95% воюющих — напуганные и непонимающие что они тут делают люди. Небольшая кучка людей, в своих шкурных интересах начинают войны, а миллионы простых людей за них умирают, ведомые силовым призывом и направлением на войну под ура-патриотические лозунги и запудривание мозгов.
Этот роман о первой мировой войне глазами немецкого солдата. И ты понимаешь, что на месте этого солдата мог быть любой, в том числе и ты, и поделать с этим ничего невозможно, он, как и все те же 95% воюющих, не выбирал и не хотел этой жизни.
А 0,0001% людей, которые имеют внутренние силы и интеллект понять, что они хотят и отказаться делать то, что не хотят, невзирая на последствия — слишком малая доля, чтоб требовать этого же от всех остальных (у кого нет этих мозгов и воли, то есть они изначально неспособны на это).
AlisterOrm, 26 ноября 2023 г.
Очень жаль.
Все старания Ремарка, его творческий крик прошёл впустую. Через десять лет после публикации его романа началась новая война. История не жалеет тех, кто не учит её уроков.
Как это знакомо нам, правда? «Во имя Родины»... Вот и верьте в свою войну.
Роман Ремарка появился в ту эпоху, когда эхо войны постепенно отзвучало, и в обществе забурлили иные силы, иные тенденции, что вело прямым курсом к новому смертоубийству. Почувствовал ли это молодой писатель, интуитивно решивший вылить на печатные страницы, в пику своему времени, собственный опыт пребывания на фронте? В пику преступной политике «героизации войны»? Эхо от публикации в 1929 г. было огромным, восхищением сменялось бурным негодованием, и люди, которые десять лет спустя вновь отправят немцев на смерть, сыпали сакраментальными фразами про «ушат грязи», который вылился на истинно патриотичного солдата, умирающего с исключительно с именем Der Furher на устах... Знакомо, правда?
Молодой Эрих Мария Ремарк не размышляет над «концом Европы», не печалится о крушении старого мира, о забытой в Интербеллуме эпохе Модерна. Он просто описывает то, что видел, но не совсем своими глазами — к счастью для мировой литературы, он быстро оказался в тылу с тяжёлыми ранениями, и не успел сломаться под тягой поствоенного синдрома. Но он видел этих молодых стариков, тех, кто выжил в идущей мясорубке, и чувствовал их обнажённую, навсегда искалеченную душу, обросшую корочкой первозданных инстинктов и потребностей.
Когда Пауль Боймер сидит за своим юношеским письменным столом, и его луша истекает слезами, но не по старой жизни вчерашнего школьника, а по самому себе. Он уже мёртв, он не преодолевает войну, не мужает в схватке с противником, в нём безнадёжно мёрт любой пафос, будь то казарменный псевдопатриотизм, или пацифизм. Для того, чтобы приспособится к жизни на передовой, понадобилось выжечь из себя всё человеческое, оставив только самое базовое — в основном, желание жрать, спать и возлечь с женщиной. Поэтому Боймер и его одноклассники считают себя стариками — существами, смирившимися с будущей смертью, огрубевшими и отупевшими в близости своего конца. Да, они записались добровольцами, поскольку верили в пропаганду, верили в своего Кайзера и Faterland, но жизнь быстро расставила всё по своим местам.
Кто-то сказал, что главный звук этого романа — крик. Мне кажется, скорее — уже полузадушенный хрип, поскольку крик может издавать только потрясённая, но здоровая душа. Душа же молодого-старого ветерана уже умирает, каждый убитый товарищ, каждая пуля, пущенная в противника, каждый разорвавшийся в окопе снаряд сносит часть его собственной человечности, того, что так тяжело взрастить.
Но война не кончится. Она придёт вновь. Ремарк это чувствовал интуитивно, и не только в образе фронтовиков, не находящих себе места в мирном быту. Он показывает тыл — и этот тыл отвратителен и ужасен, дебильно-радостен и наивен. Сытые, выглаженные и жизнерадостные люди, утирающие слёзки умиления от героизма парней, в упор не желая видеть их застывших и усталых взглядов. И этот тыл, своей поддержкой всего происходящего изуверства, вновь запустит страшный концерт из разрыва снарядов и свиста пуль.
Утрата человечности — вот что переносит роман Ремарка в вечность, он оторван от политической действительности, и находится вне времени. Пауль Боймер и его боевые товарищи говорят на любых языках, они держали в руках всё, от каменного рубила до пульта беспилотника. «Im Westen nichts Neues» остаётся непреходящим именно потому, что он описывает войну прежде всего как уничтожение человеческого «Я».
Im Westen nichts Neues... Всего лишь в какой-то день погиб человек. Очередной солдат, отправившийся в Вечность со спокойным лицом мученика, получившего избавление. Никаких перемен. Просто перестал быть Пауль Боймер.
Всего навсего.
Lucie Morton, 13 апреля 2023 г.
«Сводная рота поставленную задачу выполнила. В результате ожесточённых боёв с превосходящим по силам противником роты как подразделения больше не существует, вся техника уничтожена.» (т/с «Грозовые ворота»)
Вряд ли я в этот раз буду многословной. Многовато в последнее время читаю книг о войне, о её жестокости и бесполезности. Буццати, Хеллер... Но рядом с этой книгой как-то меркнут все остальные, в каком бы ключе они ни были написаны.
Повествование в книге ведётся от лица новобранца Пауля Боймера, вчерашнего студентика, которого наскоро натаскали и бросили на передовую. Начинаются суровые военные будни, где каждый миг может стать последним. Впрочем, ещё неизвестно что хуже — смерть на войне или тот факт, что жизнь отныне безнадёжно искалечена и места в ней тем, кого война заставила повзрослеть, не предусмотрено.
Книга полна самых безапелляционных описаний казарменного быта и собственно боевых действий... Да, ребят, война — ни разу не романтическое действо. И тех, кого она по какой-то случайности не убивает, она сильнее не делает, увы. Это подчёркивается не единожды самыми грубыми и тёмными штрихами. Проблески человечности Пауля тесно вяжутся с осознанием бессмысленности человеческой мясорубки, которая перемалывает всех, кто в неё попадает. Не для него цветёт весна, в долине роща расцветает.., а для него кусок свинца, он в тело белое вопьётся.
Даже не верится, что это написал тот самый Ремарк. И очень жаль, что этот текст ни тогда, ни позднее, ни даже гораздо позднее никого ничему не научил.
Strelok13, 16 апреля 2024 г.
«На Западном фронте без перемен» совсем коротенький роман, в котором есть всё, что нужно знать о войне любому человеку в любой части света. Хорошо бы, если это произведение преподавали во всех школах во всём мире, чтобы все знали простую и банальную истину – война бессмысленна, война — это не весело, не круто и не романтично. А потом уже после получения этой базовой информации, можно было бы знакомиться с книгами о действительно важных и нужных вещах – любви, доброте и далее по списку. Конечно, я утрирую, и книга не для первых классов и можно найти другие произведения на схожую тему, но правда в том, что эту очевидную вещь знают, к сожалению, далеко не все и понятные для многих вещи, всё равно нужно проговаривать и проговаривать.
Поможет ли это предотвратить все войны? Конечно – нет, и так или иначе подобные «западные фронты» всегда есть и всегда будут. И ни одна, ни две, ни десятки книг, написанных после Первой мировой, не могли предотвратить Вторую. Но пытаться, думаю, всё равно стоит. Вдруг это предотвратило бы беду хотя бы в одной стране, хоть на какое-то время или пусть даже не стране, а людям – тысячам, сотням или единицам, кто не принял бы для себя неправильных решений.
Ремарк пишет очень просто об очень сложных вещах и несмотря на кажущуюся простоту делает это глубоко, искренне и проникновенно. За историей простых немецких солдат – героев романа, стоит история самого Ремарка, который так же как они, отправился на фронт Первой мировой войны, к счастью для читателей – ненадолго. Но отправиться на фронт всё-таки недостаточно, чтобы написать такую книгу. До этого романа я уже читал «Триумфальную арку» и при чтении обеих книг, меня больше всего поражало, как Ремарк умеет тонко чувствовать и мастерки передавать свои чувства на бумаге. Ты буквально ощущаешь и ужасы на фронте, и все бытовые моменты в тылу, все мысли и переживания героев, почему они делают, то или это, почему они «потерянное поколение» и как трудно им будет в обычной жизни, если они и вернутся домой.
Здесь нет ничего лишнего, каждая сцена, каждая глава на своём месте. Автор вместил в книгу, наверно, все важнейшие моменты, с которыми могли столкнуться герои. Это и ранения с их последствиями, и голод из-за которого ощущаешь значимость, каждого случая, когда солдатам удаётся добыть себе что-то сытное. Отличная и важнейшая сцена – когда главный герой лицом к лицу встречается с французским солдатом, таким же перепуганным, как и он, таким же не понимающим где, за что и почему он воюет. Оба солдаты посланы на смерть кем-то выше, кто позже подпишет мирный договор, так же как когда-то постановили начать войну. Но из окопа живым при этой встрече может выйти только кто-то один, кто-то обречён, не по своей воле, умереть, а кто-то, против воли, быть убийцей. Нельзя не отметить и потрясающую (в литературном плане) главу с временным отпуском главного героя, как и замечательные сцены приготовления гуся и готовки под артиллерийским обстрелом.
Итог: важная и нужная книга на все времена. Первая мировая – лишь время и место действия, вместо этой войны можно подставить любую другую, вместо немецких солдат – любых других. Но и в сугубо литературном плане читать роман интересно. Ремарк хорошо улавливает и передаёт настроения эпохи и времени, чувства и мысли людей. Кому-то всё это может показаться банальным, но книги и не только они, вообще зачастую на банальные темы, но чем тема проще, тем она обычно и важнее.
Оценка: 10/10.
sergej210477, 21 апреля 2021 г.
Книга Ремарка о Первой Мировой войне.
Немецкий солдат Пауль Боймер уже три года в окопах.
Передовая. Затем — краткий отдых во второй линии обороны. Опять передовая. Нежданный отпуск. Передовая. Ранение, госпиталь. Отпуск и, снова, на фронт.
Позиционная война. Миллионные потери. Маленькие деревеньки, переходящие из рук в руки. Грязь окопов. Кровь, кровь, кровь...
Будни солдата. Ужас передовой. Голод и нищета в тылу, в маленьком родном городке. Дома тоже несладко.
Роман очень похож на более позднее произведение Ремарка — «Время жить и время умирать». Почти один в один, только, в одной книге Первая Мировая, в другой — Вторая Мировая. Ничего не изменилось. Война ужасна в любое время.
Правда, в романе «Время жить и время умирать», есть очень интересная и яркая любовная линия. В этой книге — нет. Только война.
Ремарк хорош.
Описания фронтовых будней — великолепные. Да, ужас. Оторванные руки и ноги, штык, который втыкается в спину человека... Но, реализм зашкаливает.
Ещё — много отличного юмора. Да, солдатские шутки — грубые и циничные, но — это тоже часть «окопной правды».
Опять же, книга о дружбе. О несмышленых школьниках, которые добровольцами пошли на фронт, и, воюют вместе. Пока все не погибнут...
Суровая реальность, когда твои друзья-однополчане распределяют, кому достанутся твои шикарные ботинки, когда тебя убьют. Потому что — война. И, о том, как сам раненый, несёшь на спине истекающего кровью товарища. Потому что — война.
Страшная, но, правдивая и реалистичная книга.
Что мне, всё же, не очень понравилось?
Ремарк — антивоенный классик. Поэтому, слишком много повторяющихся мыслей и высказываний о противоестественной природе войны. Да, все верно, но, такие рассуждения проскальзывают в каждой строке. Немного однообразно.
Опять же, книги Ремарка о «потерянном поколении». О мальчишках, которым повезло выжить на фронте, но, которые уже никогда не смогут нормально жить в мирное время. Да, мысли верные, но, слишком часто они повторяются.
Может показаться, что роман однообразен — сплошные бои, смерть и кровь, но это не так.
Всё-таки, проведя годы в такой «мясорубке», герои остались людьми. Не бездушными машинами для убийства, как любят показывать в голливудских фильмах, а мыслящими людьми, со своими эмоциями, воспоминаниями, планами на будущее.
Хоть я и написал, что роман страшный, кровавый и драматический, но, после прочтения, почему-то, тяжелого впечатления книга не оставляет. Хотя, по-идее, должна. Зато, появляется очень правильная мысль, как хорошо жить на свете, и, что все проблемы — ерунда, конечно, по сравнению с тем, как жили и умирали молодые ребята на войне...
Классика военной прозы. Прочесть это книгу хоть и не очень легко, но — нужно.
Molekulo, 27 октября 2020 г.
«На западном фронте без перемен» Ремарка — это настоящее экзистенциальное произведение, по большей части описывающее самые бытовые стороны войны: поиск пищи, тепла и туалета. Конечно, к этому вполне экзистенциально добавляются уныние, беспросветность и ужасы войны без описания самих ужасов. Солдаты, например, обсуждают, кто возьмет сапоги еще не умершего товарища. Никакой дикости и ожесточения сердца, как замечает автор, тут нет, они с радостью прошли бы всю войну босиком, если бы это помогло другу. Но тот все равно умрет, а сапоги еще могут пригодиться. Почему бы их не взять? К тому же, если не возьмут свои, возьмут какие-то совершенно левые люди.
Как Ремарк, так и его многочисленные читатели часто упоминают, что все эти молодые парни не хотят воевать и убивать и ничего против друг друга не имеют. Мол, что значит, страны поссорились? «Ведь не может же гора в Германии оскорбить гору во Франции. Или, скажем, река, или лес, или пшеничное поле.» Народ наносит оскорбление другому? Но солдаты никого не оскорбляли и не считают себя оскорбленными. Значит, войны начинают политики, а народы вовсе этого не хотят. Мысль не новая и очень популярная, но стоит герою романа вернуться в отпуск в родной тыловой город, как он видит своих соседей, знакомых и не очень горожан, пылающих патриотизмом, стратегически рассуждающих о войне и желающих показать кому-то «кузькину мать». Никто из этих людей очевидно не является бенифициаром происходящего, но, тем не менее, настроен гораздо более агрессивно, чем солдаты в окопах на передовой. Такое вот противостояние фронта и тыла.
Неоднократно встречал мысли, дескать, «этот роман обязательно надо прочитать всем, тогда никто не будет воевать». К сожалению, это так не работает. Помимо абсолютно неподготовленных людей, каких описывает автор, на войну попадают и подготовленные. Иногда воюют те, кто считает это своим долгом, иногда те, кто воевать не хочет и не любит, но относится к войне терпимо, а бывают даже такие, кому это нравится. И, разумеется, есть люди, которые сами в боевых действиях не участвуют, но по причинам справедливым и не очень войны начинают и заканчивают. Такова жизнь.
Солнечный ветер, 25 июля 2023 г.
Глубокая, серьезная и проникновенная книга.
Так по-настоящему войну может передать только тот, кто прошел войну. Ничего подобного до этого не читал.
Тут нет никакой лирики, романтики и геройства. Есть тяжесть войны, грязь, безумие, безысходность, груз отчаяния и пустоты.
Такой войны и таких эмоций Вы мало где найдете. Сейчас это воспринимается по-особенному.
artem-sailer, 16 января 2021 г.
Когда-то давно на просторах интернета встретил такое вот стихотворение:
привет, старина Пауль Боймер,
ну как там на западном фронте?
такие глухие обоймы
как паузы
в этом экспромте.
как в этих стихах откровение
такие пустые желудки.
послушай, солдат, поверь мне,
смертей не бывает.
забудь же,
не думай, дружище о Франце,
пускай без ноги, он на старте,
пускай Иозеф остался
невидимой точкой на карте.
тащи, Пауль Боймер, Ката,
тащи быстрее, ровнее.
тащи, Пауль Бо...
граната!
осколок, снаряд, ранение.
оставь, Пауль Боймер, Ката,
смертей не бывает,
поверь мне.
Кто автор, мне, к сожалению, не известно, однако стихотворение, безусловно, сильное. Передаёт дух самого романа.
Когда читал книгу, в голове роились мысли, сердце будоражили эмоции. Когда читал книгу, знал, что напишу в отзыве к ней. Сегодня же, спустя два дня, почему-то сложно написать что-либо. Тяжёлое произведение, вероятно, нужно какое-то время на то, чтобы сформулировать мнение о книге. Поэтому на сегодня ограничусь лишь процитированным выше стихотворением.
BroonCard, 24 февраля 2019 г.
“На Западном фронте без перемен” – это Драма с большой буквы этого слова. Драма сама в себе, как жанр, подразумевает историю одного человека, которой до глубины души проникается зритель и читатель, переживая её, словно свою личную трагедию. Роман Эриха Марии Ремарка – именно такое произведение.
История Пауля благодаря простому языку и преобладанию обыкновенных людских потребностей, когда на страницах своё место не забирает война, вовлекает в себя читателя настолько сильно, насколько это происходит, например, у Хемингуэя или Лондона. Всё потому, мне кажется, что сам автор был участником тех изуверских событий Первой Мировой войны. Его мать постигла та же участь, что и мать героя книги. Да что там, до конца 1917-го года вторым именем автора было не “Мария”, а “Пауль”…
На данном фоне особенно интересно смотреть на то, как оканчивается роман. Эрих Мария будто пишет личностную исповедь, изобличая себя и переписывая собственную жизнь так, как он считает она должна была повернуться. И в этом столько искренней боли, что единственное, что может сравниться с этой болью по воздействию на читателя, это неприкрашенный, макабрический ужас войны.
Поэтические, возвышенные измышления об обыденности в романе Ремарка соседствуют с сухой констатацией бытности военных операций. Эти моменты несут в себе максимальный антимилитаристический посыл, они – апогей идеологии пацифизма, которую в своём творчестве и житейском существе пропагандировал Ремарк.
Взывание к людскому, антивоенный настрой книги, мне кажется, можно сравнить не только с писателями “потерянного поколения” (Хемингуэй, Олдингтон), но и с куда более современными творцами. И хоть, следует признать, что после ужасов Второй Мировой войны на суд читателю были выдвинуты более сильные с эмоциональной точки зрения произведения (тот же всюду мною вспоминаемый Алесь Адамович и его “Хатынская повесть”), в основном берущие отсутствием романтизации бытия и чёткой фокусировкой сугубо на античеловеческом естестве войны, всё равно роман “На Западном фронте без перемен” – это книга, и сегодня способная повергнуть в шок. А главное – эта книга, без которой не было бы чреды прочих антивоенных произведений, в которых четко прослеживается связь с одним из самых великих романов немецкого неписательского искусства. Роман не то что выдерживает соседство, “На Западном фронте без перемен” своей культурологической ценностью давит всякое сравнение. Это – действительно великий роман, и крайне радует тот факт, что он держит свою марку и сегодня, играя не сугубо на своём имени, на своей тематике, на своей идеологии, на своих измышлениях.
negativecharge, 16 июля 2019 г.
Разумом я эту книгу понял, оценил, но сердцем, душой не принял. На это было три причины и несколько книг:
1. Критика армейщины у Ремарка больше похожа на критику отдельных перегибов на местах. Пойти дальше он или не захотел, или не смог. В этом плане Гашек со своим Швейком смотрится намного эффектнее.
2. Война и мир. Фронт и тыл. Здесь тоже уже прочитаны «В окопах Сталинграда» Некрасова, «Сашка» Кондратьева. Все эти контрасты положения, все эти противоречия чувств, невозможность главного героя вернуться в мирную жизнь, когда мысленно он всё ещё на фронте там есть и показаны великолепно.
«— О чем вы думаете? — спрашивает Люся.
— О пулемете. Здесь хорошее место для пулемета.» (Виктор Некрасов).
«Приметил он, чем дальше от фронта, тем к раненым сочувствия больше. Это и понятно, пореже их тут встречается.» (Вячеслав Кондратьев).
3. Но больше всего мешало то, что читал я о немцах. Да, в Первой Мировой войне. Да, на Западном фронте. Да, простой солдат не выбирал свой путь, его заставили. Всё это я понимал разумом, но не мог принять сердцем. И дело не в том, что наша страна воевала с Германией в те времена. Дело в том, что немцев это ничему не научило. Всё стало только хуже.
Читаешь, как Ремарк пишет о плохом снабжении, и вспоминаешь: «Немцы забрали первого Флобера в 1941 году, вместе с оградами и дверными молотками. Возможно, его переплавили на кокарды.» (Джулиан Барнс «Попугай Флобера»). Всё то же, всё так же. Просто через двадцать с лишним лет. Выросли новые юноши, выросли новые кайзеры. «А всякому приличному кайзеру нужна по меньшей мере одна война, а то он не прославится.» Только в этот раз это была война на уничтожение, а не просто война. Очень жаль, что книги Ремарка не смогли этого предотвратить. И очень надеюсь, что третьего раза не будет.
donKixot, 21 ноября 2017 г.
Роман о первой мировой войне, хотя мог быть о любой другой. Пронзительно и печально, о жизни и смерти, об обыденности подвига простых солдат, о бессмысленности войны... Эту книгу нужно прочесть всем, особенно сильным мира сего. Чтобы помнили и понимали, что такое война, и что она делает с людьми.
Очень жаль, что такая книга никогда не будет включена в школьную программу нашей страны, потому что написана не тем автором, а война изображена не в нужном ключе без лишнего пафоса и патриотизма.
lord_lex, 24 июня 2012 г.
«…на арену должны выйти министры и генералы враждующих стран в трусиках, вооружённые дубинками, и пусть они схватятся друг с другом. Кто останется в живых, объявит свою страну победительницей. Это было бы проще и справедливее, чем то, что делается здесь, где друг с другом воюют совсем не те люди».
Одно из самых правдивых произведений о войне, если не самое, которое мне довелось прочитать. Оно простое и сложное одновременно. В простых мыслях простого солдата есть нечто большее, что-то неуловимое и глубоко печальное. Этот роман не просто откровение, это своего рода манифест всех солдат, декларация о правах невинных, посланных в окопы убивать таких же невинных. Роман, который многослойнее луковицы, откровенный и страшно правдивый.
Когда начинаешь знакомство с писателем, очень важно найти такое произведение, в котором бы автор изливал душу и не просто писал, а полностью прочувствовал всё то, что случается с его героями. Может показаться, что главного героя зовут Пауль, но на самом деле его имя Эрих. В 1917 году Ремарк попал на Западный фронт, где воевал против Антанты, летом был был серьёзно ранен и попал в госпиталь… Если ещё вспомнить больную мать героя и его возраст, то не остаётся сомнений, что Ремарк описывает в романе самого себя. Это, можно сказать, автобиографическое произведение не только обнажает все ужасы войны, но и часто обращается к проблеме потерянного поколения. Солдаты постарше имеют дома собственную семью или, по крайней мере, какую-то уже освоенную сферу деятельности, а в противовес им показаны юнцы, попавшие на войну сразу со школьной скамьи и не успевшие пожить. Главная проблема даже не в короткой жизни (множество таких мальчиков остались лежать в окопах), а в том, что после войны это поколение не просто оторвано от внешнего мира, оно просто не существует для него. Становится ясным, почему Эрих Мария Ремарк после Первой мировой сменил множество профессий и занятий. Да и он ли один? А сколько было таких же как он?
Другую проблему, поднятую автором, можно назвать вечной: на войне сражаются совсем не те люди. Те, развязывающие кровавые войны, через несколько лет подписывают мирный договор на выгодных или невыгодных условиях, но миллионы простых людей в это время уже потеряли своих сыновей, братьев, отцов. Герои романа часто говорят об этом, говорят просто и понятно. Я уверен, что Ремарк не единожды сам обсуждал с сослуживцами то, что немецкая гора, например, не может обидеть французскую, или пшеничные поля тоже не объявляют друг другу смертельных сражений. Всё люди, но не те, что выращивают хлеб или работают на фабриках, а сражаться приходится именно им.
Этот роман нужно преподавать в школах, читать и перечитывать нам и нашим потомкам. Чтобы помнить, что же такое на самом деле эта война.
Грант, 28 февраля 2015 г.
Книга, ставшая безусловной классикой, книга-взрыв, пронзительная вспышка, удивительным образом сочетающая в себе реализм ужасов войны и лирические нотки. Ремарку с поразительным мастерством удалось соединить эти, казалось бы, абсолютно несовместимые интонации. И потому книга оставляет тебя как будто оглушённым взрывом бомбы, как будто жадно хватающим воздух. И здесь не нужно привычных фраз «это должен прочитать каждый молодой человек» или «книга-откровение».
Если эта книга вам попадётся — то вы её уже не забудете. И когда-нибудь вернётесь.
За четыре года до этой книги Честертон написал: «Ни один мало-мальски знающий солдат не поверит учёным, утверждающим, что миллионы людей можно послать на убой из-под палки в прямом смысле слова» («Вечный Человек»). Это, конечно, контекст — но герой книги Пауль Боймер спустя буквально несколько лет как будто ответит на эту мысль:
«Я молод — мне двадцать лет, но всё, что я видел в жизни, — это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой, и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении, покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины».
Читатель закрывает книгу, и вопросы Пауля оставляют и его жаждать истины, как глотка свежего воздуха. А молодой солдат по-прежнему шагает навстречу своей такой ясной и жестокой судьбе, не зная, что ему предстоит. И кажется, что предстоит ему весь двадцатый век — окопы Ипра, танки под Сенно, огонь Хиросимы, напалм Кореи и Вьетнама, Шестидневная война, бомбардировки Югославии и отголоски выстрелов, которые, кажется, так никогда и не затихнут. Ни сегодня, ни когда бы то ни было.
Maximontano, 18 февраля 2019 г.
Да. Так приближенно к самим событиям той поры, мог написать только человек, который эту войну прошёл. Не дай бог ни одному поколению молодёжи провести свою молодость вот так. Видя на своих глазах гибель друзей и товарищей. Сколько адских мук, разбитых судеб и сердец принесла война. Вы говорите есть ли ад на земле, не знаю есть ли, но был точно. Обязательно всем к прочтению. Это было нереально близко, такое чувство, что на секунду сам оказался там.
O.K., 28 августа 2019 г.
Долго книга не нравилась. И только под конец я заставила себя проникнуться. Всем тем, что пришлось видеть и делать этим мальчикам. Спору нет: война — это ужасно, и всем было бы лучше, если бы её не было. И есть только один пунктик. Рассуждать так, как герой книги, может только человек, осознающий, что война, которую он ведёт — не его война, его родине она не нужна, и чужие родины от неё только страдают. Ведь не от голода, холода, гноя, поноса и страха смерти страдают эти мальчики. А от осознания, что смерть их будет напрасной, а если повезёт выжить — жить им с нечистой совестью после всего увиденного и сделанного. Мог бы так философствовать красноармеец на полях Великой Отечественной или вьетнамец в сайгонских джунглях? — словом, солдат, воюющий за свою жизнь и существование своей Родины. Нет. Такая философия — удел маленького человечка армии агрессора, великодушно желающего мира для себя и для всех тех, кто в него стреляет.
Война... слово одно — понятия разные.