fantlab ru

Александр Грин «Блистающий мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Оценок:
677
Моя оценка:
-

подробнее

Блистающий мир

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 88
Аннотация:

Друд — человек, умеющий летать, если в него верят…

Он бежит из тюрьмы с помощью женщины, предлагающей ему — в силу его способности — абсолютную власть на земле… «Блистающим миром» выглядит земля с высоты полёта, но есть ещё и блистающий «мир души, свободной от земного притяжения»… Мысль о том, что люди летали, как летают теперь только во сне, не давала Грину покоя много лет. Неуклюжие полёты первых авиаторов, виденные им под Петербургом, только укрепляли эту мысль…

«Блистающий мир» — первый роман Грина.

© SoN
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Фрагмент был экранизирован в 1980 году в телеспектакле из серии «Этот фантастический мир», выпуск 3.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 156

Активный словарный запас: высокий (3143 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 93 знака, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Блистающий мир» 1984, СССР, реж. Булат Мансуров



Похожие произведения:

 

 


Блистающий мир
1924 г.
Блистающий мир. Бегущая по волнам
1958 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1962 г.
Алые паруса
1963 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1965 г.
Избранное
1969 г.
Алые паруса
1972 г.
Алые паруса
1975 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1. Блистающий мир
1976 г.
Алые паруса
1979 г.
Избранное
1979 г.
Избранное
1979 г.
Избранное
1979 г.
Бегущая по волнам. Блистающий мир. Золотая цепь
1980 г.
Блистающий мир
1980 г.
Блистающий мир
1980 г.
Избранное
1980 г.
Избранное
1980 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3
1980 г.
Избранное
1981 г.
Блистающий мир. Алые паруса. Рассказы
1982 г.
Блистающий мир
1983 г.
Блистающий мир. Бегущая по волнам. Золотая цепь
1983 г.
Алые паруса
1985 г.
Алые паруса
1985 г.
Алые паруса. Блистающий мир. Золотая цепь. Рассказы
1986 г.
Советская фантастика 20 — 40-х годов
1987 г.
Избранное
1987 г.
Блистающий мир
1989 г.
Блистающий мир
1989 г.
Блистающий мир. Золотая цепь. Дорога никуда
1991 г.
Ранчо
1993 г.
Собрание сочинений в шести книгах. Книга 2
1993 г.
Блистающий мир. Вокруг центральных озер. Рассказы
1994 г.
Блистающий мир. Золотая цепь. Сердце пустыни. Искатель приключений
1994 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
1994 г.
Комплект из 4 книг. Том 2
1995 г.
Избранное
1996 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1996 г.
Алые паруса. Блистающий мир. Золотая цепь
1998 г.
Алые паруса
2001 г.
Блистающий мир
2004 г.
Алые паруса. Блистающий мир. Дорога никуда
2005 г.
Блистающий мир. Дорога  никуда
2005 г.
Бегущая по волнам. В 2 томах. Том 2
2006 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса
2007 г.
Романы. Рассказы
2008 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3
2008 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса. Блистающий мир
2010 г.
Блистающий мир
2011 г.
Самые лучшие романы и повести в одном томе
2011 г.
Блистающий мир
2011 г.
Алые паруса
2012 г.
Блистающий мир. Золотая цепь
2012 г.
Малое собрание сочинений
2013 г.
Блистающий мир
2014 г.
Алые паруса. Романы. Рассказы
2014 г.
Бегущая по волнам
2015 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 5
2016 г.
Блистающие миры
2017 г.
Полное собрание романов и повестей в одном томе
2017 г.
Блистающий мир. Золотая цепь
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Блистающий мир
2018 г.
Блистающий мир
2018 г.
Блистающий мир
2020 г.
Алые паруса
2021 г.
Блистающий мир
2021 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Романы, повести
2021 г.
Алые паруса
2024 г.

Периодика:

Школьная роман-газета № 8/2000
2000 г.

Аудиокниги:

Блистающий мир
2005 г.
Блистающий мир
2007 г.
Блистающий мир
2009 г.
Блистающий мир
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Die funkelnde Welt
1988 г.
(немецкий)
Migotliwy swiat
1988 г.
(польский)
Un mundo resplandeciente
2016 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, мало кто понимает, что это за роман и о чем.

С первого взгляда, у нас главный герой, каким-то образом летающий мужчина, и две девушки, сердец которых он по очереди добивается. С первой не вышло, со второй прокатило. Параллельно он зачем-то устраивает публичные шоу с полетами, видимо, ему просто скучно.

На деле все, конечно, не так. В это символическом романе нет никакого мужчины и никаких девушек. Перед нами дух и два типа души.

Суть духа — как убедительно показал нам еще Бердяев, свобода и творчество. У Грина это выразилось в символизме свободного, не скованного никакими законами физики, не объясняемого ничем внешним полета. Собственно, это все, что можно о нем сказать. Именно сказать, то есть выразить в словах и понятиях. Само же духовное творчество в словах неопределимо, поскольку слова – это уже объективация духа, мертвый пепел, если угодно. Поэтому нам так мало говорят о Друде, нам не дают его психологического портрета, его истории, устремлений, тем более быта. Ибо все это ничего не скажет о духе, только исказит его.

Совсем иначе с душой. Душа — это как раз и есть впечатления, чувства, переживания, слова, устремления, ценности. И обустроенный всем этим быт, конечно. Поэтому о девушках нам говорят много, обстоятельно, с тончайшими нюансами. Они — главные героини романа, поскольку роман написан словами.

Почему их две? Все дело в отношениях духа и души. Последняя может или принимать дух — и тем отказывать миру в его последней истине, или не принимать, оставаясь исключительно в мире, ища власти над ним. В романе это, соответственно, Тави и Руна. Впрочем, как показывает нам автор, только одухотворенная душа жизнеспособна, душа же, отринувшая дух, жаждет его падения, но в итоге теряет чувство реальности, впадает в иллюзии и, по сути, гибнет. Перед самой гибелью она думает, что победила, принимая за падший дух нечто иллюзорное, ложное.

Итак, душе необходим дух. Но и духу нужна душа — без нее он пуст и абстрактен. Именно в поисках души и спускается дух в мир, к людям. Для этого Друд устраивает с виду нелепые, вдобавок опасные представления в цирке и на авиашоу. Его земная история — исключительно история поиска души. Как только душа найдена, эта история заканчивается, но заканчивается не тем, что ставится точка, а тем, что рассказчик умолкает. Поэтому роман завершается не на истории Друда и Тави, а на истории Руны — погибшей души. Только здесь есть ясность, только здесь можно поставить точку, тогда как безграничная свобода духа точки не знает.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

На пятом десятке впервые взялся за Александра нашего Грина, столп российского романтизма и все такое. Был удивлен.

С одной стороны, он с серьезным лицом излагает какую-то абсолютно наивную фигню про летающего человека Друда, который самим фактом своего полета вызывает массовую истерию, при виде его люди тысячами впадают в панику, или наоборот, в религиозный экстаз, все секретные службы мира хотят его убить, а честолюбивые дамы ищут его расположения, потому что стоит ему появиться на публике открыто и запеть с высоты песенку про блистающий мир, как мир обрушится в хаос и все империи падут к его ногам — короче, бред полный, фантазии пятиклассника :) Беляевский «Ариэль» несравнимо более адекватный и здравый.

Но с другой стороны, написано это так замечательно, просто сказочно написано, гипнотически, читаешь как завороженный и не можешь оторваться. Поразительный язык, поразительный талант.

В каком-то смысле Грин и был тот самый Друд, благородный безумец, своими нелепыми метаниями чуть-чуть приоткрывающий людям окно в блистающий мир.

P.S. Почему-то во всех отзывах упоминается, что Друд в последней главе гибнет. Такое ощущение, что люди вообще не анализируют прочитанное :) Нет там ни слова про его смерть.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед тем как прочитать этот роман, я прочитал историю его создания, вернее, историю его первого варианта, рассказа «Состязание в Лиссе». И вот, уже читая сам роман, мне всё чудились в нём отголоски судьбы этого рассказа – я видел самого автора с жаром рассуждающего о полёте, как о естественном, но утерянном состоянии человека, и видел, как эти рассуждения ломаются о прагматичный мир журнала, требующего сюжета, а не мечты. Вот о чём роман, думал я всё время, о безграничной силе, и, одновременно одиночестве, бессилии мечтателя; о неприятии мечты, способной потрясти мир обыденности и потому уже страшной для него. Это борьба мечтателя со всем миром, хоть в мыслях его и нет борьбы, а лишь надежда на ответный порыв, диогеновский поиск человека среди человечества. В чём-то в романе отражались для меня и «Алые паруса» (в один же год созданы, да). Но если «Алые паруса» это романтическая прямолинейная сказка, то этот роман – уже грусть, в котором, да, есть место для встречи двух мечтательных одиночеств, но есть и зло, и жестокость, и неповоротливая тяжесть мира, для которого лучше раздавить чудесное, чем признать его.

В очередной раз убеждаюсь, что примирительно к крупным произведениям Грина, любить его стоит за стиль, который иногда приходится и потерпеть – настолько он, бывает, отвлекается, и настолько увлекается пространными сравнениями. Но спасает то, что начиная иногда наскучивать, он тут же, и обильно, вбрасывает настоящие жемчужины языка.

Но есть и ещё кое-что.

За всей бесконечной романтикой есть и нечто страшное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Представление в цирке (и его резонанс) отчетливо напоминает представление Воланда. План Руны, если сдуть с него пену напыщенности, сведется к основанию новой религии, или, что проще, секты. В момент трогательной беседы со Стеббсом звучат стихи об аде. Работодатель, к которому едет юная Тави, похоже, извращенец. Параллельно радости профессионально готовится убийство.
И, возможно, именно это не даёт романтической истории провиснуть и превратиться (уж извините) в розовые сопли. К тому же тут есть довольно любопытный любовный треугольник. И если Друд и Тави существа приятные, но всё же слегка прямолинейные (хоть Друд и окружён ореолом некоторой таинственности) – такова судьба героев романтических историй; то Руна с её темным душевным неспокойствием выглядит действительно сложным драматическим персонажем.

И концовка – вот к ней у меня, пожалуй, главная претензия – она проглядывается издалека, из складок души Руны (да и общий драматизм и символизм, кажется, требовал именно такой жертвы), но дойдя до дела, показалась мне сбитой, как винт, который вкрутили не по размеру выпукло и грубо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И почему же не нашлось у автора и двух слов о Тави, после этого события, будто в конце он забыл её как ненужную игрушку?
Уж это меня даже немного возмутило. Этого я от автора не понял.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман Александра Грина, задумывавшийся ещё до 1917 года, в процессе написания трансформировавшийся в несколько произведений: в частности собственно в «Блистающий мир» и в «Алые паруса». Многословное, фактически бессюжетное, символическое, а не фантастическое, по словам самого автора, произведение.

Действие книги происходит в той же вымышленной стране, которую сейчас принято называть Гринландией. Друд — человек, непохожий на других, необъяснимым образом умеющий летать. Кого-то он приводит в восторг, кого-то в ужас. Одни видят в нём божественное, другие — порождение тьмы. Для простых людей он символ надежды и нового мира, для власть имущих — предвестник хаоса. Кто же он? Какова его цель? Автор сам толком не говорит об этом, только намекает.

Александр Степанович противопоставляет мир реальный миру грёз (самое интересное, что происходит это в уже придуманном автором мире, куда он скрывается сам от серой действительности революционной разрухи и безнадёги), а прагматиков мечтателям. Насколько мир грёз нереальный? Или же это просто другая реальность? Параллельный нашему, блистающий мир. Грин предлагает многое додумать читателю. Поверить. Ну или не поверить.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне неплохая идея, изложенная в первой части романа была полностью загублена в последующем тексте. Это надо же было постараться, чтобы этого добиться. Затянуто, нудно, однообразно, порой заумно и т.д. и т.п. Одним словом не для коллекционной полки.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, почему возобладало мнение «Грин — романтик»?

В многочисленных рассказах он — реалист...

А в данном произведении — скорее символист, или даже мистик.

Некий романтический флер — просто маскировка...

Это притча о духе и двух душах...

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

(от Иоанна 3:8)

Двум душам довелось познакомится с духом и духовными явлениям

Одна подобна гусенице, заматерелой в своей приземленности. Не приемля устремлений духа, но будучи одержимой жаждой власти, желает воспользоваться его возможностями, но не найдя понимания заражается еще и жаждой убийства...

Вторая же, поверив духу, претерпев лишения с духом связанные, в конце концов смело устремляется в неизведанное, в полет, в ЧУДО

Небезинтересно также сравнить данное произведение с повестью «Фанданго»

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безумно красивый текст, именно текст, а не роман. Часто Грина уносит настолько, что перестаешь понимать, что в романе происходит. На целые страницы растягиваются фантасмагории описаний, перенасыщенные вставными конструкциями и оборотами, даже диалоги местами сумасшедшие и неправдоподобные почти до сюра. Но так и было задумано, как мне думается.

К сожалению, я от романа получил мало удовольствия — моя непрошибаемая непонятливость не дает насладиться подобным.

Оценка: 6
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Блистающий мир» поразил. Это невероятный роман, просто невероятный, и страницы с 50 его до конца я ходила — как летала, и ждала, что будет, и не хотела читать дальше, чтобы не заканчивался.

Грина очень ругали за отсутствие сюжета, за несвязность повествования. И это притом, что текст оставляет после себя совершенно волшебное послевкусие, какое бывает утром в день рождения или в канун Нового года. Не чудо, но обещание чуда. Предвушение.

И, кажется, не нашлось сообразительного и талантливого критика, который мог бы растолковать, в чем же дело. Откуда взялось это странное ощущение от столь несвязного текста, который не ведет ни к чему и заканчивается ничем.

Я скажу: от безупречного единства формы и содержания. Даже не так: идея романа, то, как она развивается и какой в итоге оказывается, безупречно гармонирует с оборванным, не реализованным сюжетом.

Блистающий мир на мгновение возникает — и тут же тает. В воздухе остается только легкая дымка, которая напоминает о нем, и тревожит, и не дает покоя. Кому-то это в радость, а кто-то не может смириться с существованием чего-то недоступного, вне нашего контроля и досягаемости.

Этот роман по определению не мог иметь завершенного сюжета (в смысле, развиваться по нарастающей и честно закончиться чем-то великим), потому что это было бы предательством автора по отношению к самому себе. Да, безусловно, в этом случае он был бы, наверное, более читаем и продаваем, но цель-то не в этом! Помните первую встречу Друда и Руны Бэгуэм, монолог Руны, что вот человек, который мог бы стать великим, привлечь к себе массы, повлиять на огромное количество людей.

Друд говорит: «Нет».

И это нет — цель и смысл всего текста. Автор говорит: нет. Нет, я не буду рисовать супермена, нет, я не буду рисовать страдающего героя, нет, я не буду рисовать любовный роман. Таинственный летающий незнакомец им и остается до конца, не предавая ни себя, ни автора.

Грином стоит восхититься уже за безупречный вкус, за величайшее чувство меры. Автор, удержавшийся нарисовать героя, который мог бы стать символом поколения. Вот пример величайшего авторского самоконтроля и самоограничения. Потому, что с действительно героическим героем очень сложно не уйти в пафос, в банальщину, в занудство, наконец. Раскрытые тайны перестают интриговать.

И, более того, просто не хочется. Грин добился своего, претворив в жизнь гораздо более изящную идею. Реальность и блистающий мир только соприкоснулись, но так и не соединились. Текст оставляет удивительное волшебное ощущение — знаете, как говорят, будто ангел пролетел. Его никто не видел и не слышал, но краешком души можно почувствовать. И это стоит многих героических эпосов, да.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых удивительных и необычных романов, как в литературе советской, так и вообще, в российской. Роман настолько многослойный, что может толковаться по разному. Его можно перечитывать, каждый раз открывая что-то новое. Итак, в городе появляется человек- не человек, а загадочное существо из другого мира с диккенсовским именем Друд.

Друд готовит выступление в цирке-полет.

Его полет — это «удар вихря», который «гасит пламя невежественного рассудка царей природы». После начала полета и зависания в воздухе, многие зрители испытывают непонятную тоску. Это чувствуют даже волевые и бесстрастные натуры. После второго приема- разбега и полета, летящий Друд становится страшным. Он поет песню о блистающем мире, но вызывает лишь людскую панику. А так же желание людей разрушить, смять, уничтожить, то, что выше их понимания. Министр Дауговет отдает приказ о его ликвидации.

И лишь холодная красавица Руна Бегуэм желает приручить Друда, и с его помощью получить власть. Руна уже многое успела испытать: и наукам обучалась, и в кругосветном путешествии была, и даже занималась благотворительностью в пользу слепых.

Она помогает Друду бежать из тюрьмы. Но Друд отказывается от власти над миром -это ему не интересно.

Друд — своеобразный богочеловек, существо из иного мира. Схож с лермонтовским демоном. Он может гинотизировать людей(как стражника в тюрьме), может с помощью особого «внутреннего зрения» посещать различные уголки мира. Взгляд его на человечество несколько снисходителен. А временами можно сказать, что Друд з презрением относится к людской цивилизации.

В номере гостинницы он небрежно швыряет окурки на пол. Зрителей в цирке Друд считает «жирными домашними гусями, следящими за полетом орла». Руна для него — гусеница, которая не хочет стать бабочкой. Он, пусть и невольно, убивает агента тайной службы. Он убивает старого развратника Торпа, у которого должна работать Тави чтицей порнографических романов. Удивительно, что Друд, видимо, как и Грин, не верит в перевоспитание человека и его изменение. То, на чем основывалась советская власть. Друд не пытается изменить Руну в лучшую сторону. Он поучает Стеббса, но как-то ненавязчиво, мимоходом, не особо веря в его будущее изменение.

Но сам А.Грин дает Руне шанс. Руна уезжает в деревню, работает, пытаясь забыть Друда. Приходит как-то в церковь и видит ... Друда в изображении на стене, возле маленького Христа... На нее опять накатывает тоска...

Но существо из другого мира Друд, подобно Мастеру, находит свою Маргариту. Это Тави, простая, искренняя и добрая девушка. Она верит в его полет на аппарате из колокольчиков. И она уходит с ним в блистающий мир, как и Маргарита с Мастером. Но сам Друд почему-то с Тави не останется, возвратясь в мир земной.

Самая последняя часть романа — самая загадочная. На Друда устраивает охоту некая таинственная организация во главе с Руководителем. Друда находят разбившегося, в луже крови. Но, не мираж ли это, вызванный истинным Друдом, которого убить нельзя?

В книге много загадок. Она, безусловно, повлияла еще на два величайших романа ХХ века: «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Пирамиду» Леонова.

В первом романе есть многое от Грина: и приход в Москву таинственного существа, и выступление в Варьете, и паника, и мир иной...

В «Пирамиде» Л.Леонова, в 40-е годы, в Москве, появляется ангелоид Дымков, тоже выступающий в цирке. Холодный и отстраненный, как Друд.

Фантазия Грина породила моду на книги о летающих людях(или демонах). Можно вспомнить еще «Ариэль» А.Беляева, «Ночного орла» А.Ломма, «Барьер» П.Вежинова, «Альтиста Данилова» В.Орлова, «Записки ангела» О.Николаева и прочие.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот странно — почти все, прочитавшие роман, полагают, что Друд в конце погиб. У меня вовсе не было такого впечатления, и если бы не отзывы, я и не думал бы о таком финале.

На мой взгляд всё иначе, и, в конечном счёте, проще — Руна принимает за Друда какого-то случайно увиденного то ли самоубийцу, то ли жертву несчастного случая, поскольку мысль о живом Друде непереносима для неё.

Почему так? Во-первых, сам текст: «в этот момент девушка была совершенно безумна, но видела, для себя, с истиной, не подлежащей сомнению, — того, кто так

часто, так больно, не ведая о том сам, вставал перед ее стиснутым сердцем.» Вот это «для себя» специально выделено (обычно курсивом) в тексте романа. То есть гибель Друда — не реальность, это, по сути, для-себя-видение «совершенно безумной» девушки.

Во-вторых, если Друд погиб, то остаются вопросы, которых нет, если он по-прежнему жив. Если он упал, то почему? Во всём предыдущем тексте нет намёка на такую возможность. Наоборот, незадолго до этого «Друд, смеясь, перешел границу, раскинутую страшной охотой». Если уж автор судил ему гибель, то естественнее было бы сделать его жертвой этой охоты. Далее — если Друд погиб, то какова судьба Тави? Об этом ни слова. Если же он жив, то вопрос такой не возникает.

Соответственно, и весь роман приобретает иную, более светлую, окраску. Друд по-прежнему, там в небе, и уже не один. Грустно лишь, что мы, как и Руна, всё ещё тут, и, как и она, лишь изредка слышим зовущее вдаль

«Если ты, не забудешь,

Как волну забывает волна...»

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал с интересом. Тема — захватывающая. Герои — разные и отлично прописанные. Язык — мудрёный, но притягивающий. Да, это роман о чуде, о вере в чудо, о поиске смысла.

Только вот до последних строк не оставляло ощущение некоей недосказанности. Вроде бы отдельные главы романа выглядят замечательно, но в целом произведение напоминает платье, сшитое из разнородных лоскутов. Во всяком случае, мне не дано было (первое всё-таки прочтение) углядеть стройность и целостность. Однако в романе есть и глубина, и мудрость, и вопросы, которые можно задать самому себе о самом себе.

А в Тави невозможно не влюбиться!

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Блистающий мир», на мой взгляд, — самое необычное, даже нехарактерное произведение Грина, оно же, возможно, — самое интересное. Если основную часть творчества Грина можно отнести к романтизму, иногда – реализму, то это – отчетливо символистский роман. Его можно назвать и психологическим и романтически философским. Со всей гриновской серьезностью здесь исследуется вопрос о том, что будет, если привнести в мир истинное (иначе говоря, обыкновенное), то есть не религиозное и не «научное» чудо. Хорошо известно, что и сам Грин не признавал этот свой роман фантастическим, говоря, что в нем летает не человек, а его дух или душа (мечта). Действительно, если только буквально воспринимать полеты Друда, то содержание романа выглядит несколько наивным, во всяком случае, психологически малоубедительным. Слабо верится (хотя сам Грин, возможно, думал иначе), что зрелище летающего человека (в цирке!) могло каким-то очень серьезным образом подействовать на молодую богатую аристократку Руну Бегуэм (даже при том, что она никогда не видела фокусов Дэвида Копперфильда). И совсем уж невероятной кажется общая паническая реакция зрителей – человеческая масса, в среднем, далеко не так впечатлительна, и это-то часто читается между строк у самого Грина. То же касается и преувеличенного внимания к Друду «властей». Всё это придает повествованию оттенок условности и сказочности. Но этот оттенок своеобразен и интересен. Надо признать, что, в целом, мир, вымышленный Грином, обладает внутренней логичностью, проистекающей из чуда.

Другое дело, если воспринимать полёты Друда как некое явление, разрушающее консерватизм и косность далеко не идеально устроенного мира. Этим «явлением» может быть и просто какая-то идея, например, социальной революции. Вот в этом случае сопротивление, возмущение среды, как все мы знаем, может быть колоссальным. Конечно, едва ли сам Грин полагал полёты Друда символом революции, или вообще чего-либо конкретного. Скорее, он выражал стремление человека к свободе, к освобождению от всяческих оков (его постоянный мотив), хотя бы даже и земного тяготения (в этом смелость гриновской фантастики). Но, конечно, как всякое хорошее произведение, «Блистающий мир» не исчерпывается формулировкой единственного варианта понимания и, в силу этого, оценки его читателями заметно разнятся.

Хочется отметить весьма оригинальный авторский язык романа. Поначалу трудности восприятия длинных предложений, интонации и некоторых необычных слов могут возникнуть и у искушенного читателя — небольшой по объему роман читается довольно долго. Но преодоление таких трудностей – занятие приятное. Особое «непонятное» настроение внимательному читателю гарантировано. Может быть, не всем оно придется по душе.

К недостаткам (весьма относительным, правда) книги относятся заметная размытость и несвязность сюжета, всё-таки не очень уместная в романной форме. Например, хочется несколько большей определенности в судьбе Тави Тум — ведь, автор, кажется, ей симпатизирует. Скорее всего, Грин просто не захотел придумывать для нее какой-то бытовой «хэппи-энд» в своем возвышенном символизмом романе. Всё же эту книгу смело можно отнести к классике русской литературы начала двадцатого века. Финал романа одновременно трагичен и оптимистичен, на мой взгляд. Друд мертв. Но, ведь он действительно возник «ниоткуда». Значит, в любой момент может появиться тот или иной новый «друд», парение человеческого духа никогда не прекратится. (Строго говоря, из текста не следует с полной достоверностью, что Друд погиб. Можно говорить лишь о «выздоровлении» Руны.)

PS. Аудиокнига хороша. Рекомендую!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение, безусловно, шедевр... концовку, правда, можно было бы придумать более оптимистическую, но в целом она не портит сюжет. А вот фильм... прошу прощения... снять так красиво и при этом ТАК исковеркать сюжет и большинство деталей содержания романа... Одно то, что главный персонаж появляется на публике (то бишь на арене) в ничем не примечательной одежде клерка (в романе была совсем другая одежда) вразвалочку, шатаясь, как пьяный (в книге описано, что он вышел прямо и уверенно), у него отсутствовали усы (что тожже противоречит описаниям автора) и в конце его вылавливают рыболовной сетью прямо на арене — это, извините, фальшь. И потом очень много всего, почти весь фильм — это личное сочинение Б. Мансурова, имеющее мало общего с произведением Грина, режиссёр просто «своровал» оттуда основных персонажей и придумал про них свою собственную историю. Хотя такой нонсенс в нашем кинематографе — обычное дело.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятно замечательная книга! Почему люди не летают? Потому что они совершают зло. А любое зло, даже самое маленькое, даже самая маленькая плохая мысль о человеке приковывают нас к земле и не дают полететь. Чтобы полететь (понятно, что все-таки, закон земного притяжения не изменить, поэтому мы летаем в душе — в огромном блистающем мире) нужно быть добрым. Ко всем людям. Если мы добрые — мы счастливы. Другое дело, что Грин-то говорит, что этому блистающему миру нет места в мире реальном, полном зла. Поэтому Друда и убили. Но нужно извавляться от зла! Тогда «человечество разом пойдет в страну Цветущих Лучей». Гениальная книга, очень красиво написанная. Так умеет только Грин...

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялась за этот роман оттого скорее, что когда-то далёкой юности :smile: произвел на меня неизгладимое впечатление беляевский «Ариэль». Летающий человек, прекрасная казалось бы фантазия, мечта, входящая в десятку хит-парада мечтаний человечества (включающую эликсир вечной молодости, умение читать мысли, проходить сквозь стены и т.д. и т.п.). Привлекло меня некое сходство и сопоставление с Грином. Прочитав, повторюсь: что-то уж больно НЕКОЕ, я бы даже сказала несколько Не Сходство...мммм.....проявилось. В общем мало общего, друзья. Если Беляев логичен, чуть более научен и толков, то Грин мне показался более философским, но менее продуманным и завершенным. Сходство проявляется только в гонении непостижимого чуда, непонятного, потому страшного для других, привыкших к обыденному.

Роман оставил неприятный осадок. А что? А как? Откуда? Зачем? А что дальше?

Не спорю, может это и замечательно. Ну нет связок, додумай себе связки. Почему у него такие способности (вскользь упомянуто там причина-следствие, да еще так, что я рискую ошибиться, правильно ли поняла) — к чему тебе это знать? Ну летает и летает, не хочет он власти над миром, создает свой собственный, БЛИСТАЮЩИЙ, мир. Может это и не столь важно. Но судьбы персонажей, судьбы — они так скудно, та-а-а-ак скупо раскрыты. События, связанные с их действиями в книге — ну настолько они беcсодержательны, что мое преждевременное желание отнести роман к своим любимым книгам после прочтения ярких размышлений и красивых лирических отступлений, желание это пропало куда-то. А что случилось с простушкой Тави после развязки? Зачем был введен некий Руководитель в сюжет, ведь по сути он ни-че-го не сделал полезного и нужного. И усопший Синяя Борода — там ого-го как много вопросов.

А концовка эта... ну неприятная. Неприятная оттого, что смерть от падения недостойна птицы.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх