fantlab ru

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Проклятый горн»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.73
Оценок:
3338
Моя оценка:
-

подробнее

,

Проклятый горн

Роман, год; роман-эпопея «Страж»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 135
Аннотация:

Горячий ветер стремительно рвется с юга, прогоняя суровую зиму и принося на крыльях черную смерть. Загадочный темный кузнец разжег в своем горне пламя судного дня, зловещие тени собираются в школе стражей, и не за горами время могил.

Людвиг, Гертруда, Проповедник и Пугало оказались на перекрестке эпох, и путь, который они вынуждены выбрать, ведет их к гибели.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.51 (1380)
-
3 отз.
8.53 (1353)
-
3 отз.
8.56 (1350)
-
3 отз.
8.54 (1360)
-
3 отз.
8.56 (1343)
-
3 отз.
8.77 (1392)
-
4 отз.
8.63 (1349)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— роман-эпопею «Страж»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 389

Активный словарный запас: средний (2743 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 55%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Приз зрительских симпатий: Книга

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Проклятый горн
2014 г.
Страж
2015 г.
Страж
2023 г.

Аудиокниги:

Проклятый горн
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне повезло быть одним из первых, видимо, кто прочитал книгу. Я ждал её год (полтора?), с тех самых пор, когда прочитал «Золотые костры». После провала серии «Заклинатели» я ожидал худшего.

Я оказался неправ. «Проклятый горн» оказался великолепной книгой, завершающей, пожалуй, лучший цикл Пехова.

Цикл завершён, все завязки, или большая их часть, расплетаются — и достаточно неожиданным, на мой вкус, способом. По правде говоря, я догадался о том, что происходит одновременно с Людвигом и с широко раскрытыми от удивления глазами читал строки. Есть люди умнее меня, которые наверняка догадались обо всём раньше и увидели пресловутый «рояль в кустах», но я наслаждался чтением и происходящими событиями, поэтому даже не пытался прогнозировать ход событий. В этом и хорош цикл «Страж» и завершающая его книга — нет необходимости угадывать, что будет дальше — погружение в мир вместе с его героями проходит легко и естественно. Огромное удовольствие получаешь от проведённого времени с такими живыми и сложными персонажами, и только ждёшь кульминацию и развязку — не пытаешься её угадать, а именно ждёшь, чтобы пережить её вместе с героями.

Людвиг, Гертруда, Пугало, Проповедник и многие другие, те, кто дожил до конца и истории, и те, кто не дожил — привносят свой вклад в её течение, её ход, её развитие и логику. Лишних, пустых, неполноценных персонажей попросту нет.

Каждая история из предыдущих книг, детали, спрятанные в них — всё имеет смысл, чего я от Пехова и ждал.

Нет, дамы и господа, это не сказочные поначалу и постепенно скатывающиеся в нечто приближённое к реальности «Хроники Сиалы». Это не пропитанные болью, одиночеством, ужасом и цинизмом, слегка оттеняемые толикой юмора книги цикла «Ветра и искр». Цикл «Страж» — это нечто совершенно особенное в мирах Пехова, своевольное, вызывающее искреннее сопереживание по отношению к героям.

Да, «Проклятый горн» отличается от предыдущих книг цикла. Но если посмотреть на все книги разом, то можно заметить, что хоть они и объединены общей сюжетной линией, они действительно очень отличаются. Это касается даже историй в одной книге — одна новелла может вам понравиться своей мощью и глубиной, другая — нет, но в целом, я уверен, книга вызывает только положительные эмоции от прочтения.

Поэтому отбросьте свои ожидания того, чего бы вы хотели или ожидали прочитать в «Проклятом горне». Вы всё равно не угадаете, что будет описано в новеллах и как, вы не встретите новелл, похожих на те, что были в предыдущих книгах, но это делает книгу только лучше.

Я — и автор (о чем он писал) — обещаем вам только одно: полную развязку основных сюжетных линий и удовольствие от потраченного на цикл времени.

А я, пожалуй, отправлюсь перечитывать ещё раз все четыре книги, чтобы насладиться теперь всей картиной событий целиком и нюансами происходящего. Достойное завершение ещё одной великолепной тетралогии от Алексея Пехова — рекомендую всем любителям фэнтези.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Проклятый горн» — четвертая и последняя книга в цикле «Страж». Целых четыре года ждали поклонники творчества Алексея Пехова, когда же выйдет этот роман. На него возлагали большие надежды, все-таки автор смог сильно заинтриговать и заинтересовать читателей, на многие вопросы хотелось получить ответы. Получилось это или нет, решать каждый должен сам.

В какой-то момент, мне показалось, что найти вариант концовки, которая бы устроила всех, не очень реально. У любого читателя во время чтения цикла, состоящего из нескольких книг, появляются любимые персонажи. Им сопереживаешь, пытаешься понять мотивы их действий, найти оправдание их поступкам. Не обязательно, чтобы этот персонаж был главный, но он должен выделяться на фоне остальных. Для меня, таким героем стало Пугало. До последней страницы не было понятно, кем или чем оно является. Какие преследует цели? Почему ходит за Людвигом и что ему от него нужно? Сплошные вопросы и ни одного ответа. Тем интереснее было строить какие-то свои версии, пытаться найти хоть какие-то зацепки в тексте, которые бы могли дать ответы на все загадки и тайны.

К сожалению, эта книга завершает цикл. Это последняя встреча со многими персонажами, как бы грустно от этого не было. Автор рассказал еще шесть чудесных историй, которые позволили приблизить финальное сражение. То, что эта битва произойдет не сомневался никто. Единственным моментом, который был до конца скрыт, было участие сторон в схватке. Кто и за кого будет сражаться? Кто в данной битве представляет силы Добра? И не будет ли победа, гораздо хуже поражения? «Проклятый горн» ждали не зря. Это произведение является кульминацией всего цикла. Все слова сказаны, шаги сделаны, награды розданы. Кто был прав или виноват, пусть каждый решает сам. Отличное завершение серии, ничуть не уступающее первым книгам цикла.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прочитаны последние строки приключений Людвига со товарищи, перевернута последняя страница, еще раз окинуты взглядом замечательные иллюстрации Владимира Бондаря и книга занимает свое почетное место в ряду собратьев, а в душе становится одним тёплым воспоминанием больше…

И еще появляется легкая грусть, грусть, не смотря на осознание простой истины, что какой бы замечательный мир, интересные приключения и ярких героев не воссоздал на своих страницах автор, в один из вечеров эти ребята встанут со своих кресел, немного пройдутся по комнате и подойдя ближе положат руку тебе на плечо

-«Пора прощаться»…

Я искренне и абсолютно серьезно буду скучать по Людвигу, Гере, Проповеднику и безумному ангелу, воплотившемуся в обличье жутковатого Пугала.

Их приключения и пути-дороги, те самые, о которых думаешь, «эх, вот еще бы одну-две книги автор написал, вот тогда бы все было как надо!»

Но наверное, автор вымерял именно те пропорции на своих алхимических весах, которые вместе с ощущением законченности истории оставляют ощущения привязанности, желания со временем вернуться в беспокойный мир Стража и еще раз насладиться приключениями знакомых героев.

У некоторых предыдущих рецензентов я встречал упрек Пехову, о том, что мол все рассказы уже не так, как прежде повествуют о вольных приключениях Людвига и зачем, к примеру, нужен бы рассказ «У перекрестка эпох», где вся подготовка штурма свелась к краткой беседе с законницей.

Так ведь, господа, дьявол, он ведь в мелочах и все, буквально все мелочи говорят о том, что ни мир, ни сам Людвиг ван Нормайен не останутся прежними.

Начиная от первых строчек с описанием точащей из земли руки покойника во Времени могил, переходя к Теням Арденау и делая краткую остановку У Перекрестка Эпох, автор нагнетает атмосферу чего-то мрачного, тягучего, неприятно-ноющего, как запущенная рана.

Сама жизнь и сущность Стражей подверглась в глазах Людвига серьезным корректировкам, он уже не то молодой охотник на темные души, ведущий вольную, хоть и наполненную опасностями жизнь.

Благородные борцы со злом оказываются далеки от идеального образа защитников рода людского, Стражи прагматичны, циничны, жестоки, для них в порядке вещей манипулировать более юными и менее искушенными собратьями.

Разве мог Людвиг остаться прежним потеряв стольких друзей, узнав правду о Светлых Кинжалах? Однозначно – нет.

На фоне погони за Темным Кузнецом Ивойей, даже Орден Праведности уже не кажется сборищем отборных мерзавцев, котрых хлебом не корми, дай повтыкать палки в колеса Братству…Братство, даже само название организации отдает изрядным привкусом желчи, повернись история чуть-чуть иначе и кто знает сколько бы зла принесли в мир единые Стражи не подвластные строгому надзору и возглавляемые не в меру амбициозными Магистрами.

Отсюда и подчиненность всех рассказов единой цели, время странствий и беззаботной ловли темных душ кануло в Лету.

Завершается же цикл как того и требовалось, да, как и многие, я ожидал более заковыристой, мрачной разгадки сущности Пугала, да и финальная схватка с Кузнецом могла выглядеть иначе.

Но ведь Людвиг не герой с большой буквы, он таланливый, опытный, но тем не менее обычный человек и вносит свою лепту он именно так, как того можно было бы ожидать от простого смертного перед лицом сражающихся Сверх Сил.

Вы ждали, что он на пару с Герой сокрушат главного злодея в зрелищном поединке?

Не в этой истории, друзья

Людвиг внес свою лепту и этот вклад более чем достоин окончания серии, мир на момент завершения Горна далек от привычного хэппи энда, но ведь так обычно и бывает в жизни.

Победив одно Зло герои не спасают мир на веки-вечные, они лишь уберегли его куда более плачевного финала , но у Стражей впереди куда больше работы, чем в былые годы.

Так что остается лишь пожелать героям удачи в их нелегком деле и с теплой улыбкой вспоминать время проведенное вместе, да не подведут их Клинки и не иссякнет отвага в сердцах.

PS: вот так вот пафосно, но именно эти чувства остаются у меня на момент завершения Стража

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это и так был мой самый любимый цикл у Пехова. Но финал всей истории — он просто в самое сердце. Сошлись все (довольно запутанные) сюжетные линии. А как завершилась история Пугала, ух! Это при том, что в обсуждениях цикла на оф. сайте автора некоторые читатели догадались о том, кем он является на самом деле. Вот все эти догадки всё равно ни разу не портят впечатления.

Точно так же с Проповедником. Так радостно, что он нашёл упокоение!

Ну и завершение истории самого Людвига — шедеврально!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойное завершение хорошего цикла. Вообще, надо отдать должное Пехову — его произведения в циклах выглядят, как правило, довольно ровно и он никогда не пишет книги ради количества: серии у него завершаются ровно тогда, когда это подсказывает логика повествования. Вот и в этом цикле — растяни автор серию ещё хотя бы на одну книгу и однообразие её погубило бы. А так — и логика соблюдена, и все сюжетные линии удачно сведены и закончены, и читатель доволен, что наконец-то всё кончилось.

Итак, четвёртая, заключительная книга цикла получилась у Пехова ничуть не хуже трёх предшествующих. И хотя приключения главного героя очень похожи на те же его приключения в предыдущих книгах, читать о них всё ещё интересно. Но ещё интереснее наблюдать, как кусочки мозаики, разбросанные по всем романам цикла начинают постепенно складываться сначала в логичную, а затем и полностью завершенную картину. И это одно из главных достоинств книги — и в тексте нелепостей практически нет, и в итоге всё получилось и складно, и непротиворечиво. Хотя открывать ворота ада для того, чтобы ... — это сильно, до такого ещё додуматься надо :).

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последний том цикла о Страже написан так же ровно, чётко и грамотно, как и всё прочее, но он всё же скуповат на разные детали. Особенно это касается раскрытия основных интриг сюжета, которое, конечно, произошло, но чрезмерно шустро, быстро и без разворачивающегося во все стороны масштаба (Апокалипсис! ангелы фехтуют на металлических дрынах! демоны повсюду!). Сколько всего осталось в тени — Арденау, Темнолесье, Братство, хагжиты — ну Бог с ними, это не самое главное.

Пожалуй, самое главная проблема романа в том, что он лишён своей особенной выразительности, которой отличались предыдущие томики серии, своего шарма и, если хотите, яркости красок. Даже мрачноватый тон уже не так нас впечатляет, он становится уже как бы рутинным для нашего дорогого стража, надвигающаяся на весь мир беда является уже не столько предвестником конца, сколько фоном для приключений. В этом плане, конечно, «Проклятый горн» проигрывает тем же «Золотым кострам».

Несмотря на изрядное количество «хвостов», основная интрига серии всё равно завершилась, и попытки продолжить её вряд ли разумна. Конечно, можно написать новый том, но в нём уже должна быть совсем другая интрига, совсем другой сюжет и, как ни странно, другие главные герои, кои себя, в общем-то, исчерпали. Думаю, у автора хватит сообразительности оставить в покое Людвига и Гертруду на ржаном поле, и не портить им ни свадьбу, ни дальнейшие разборки с Тёмными.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По следу темного кинжала

***

По ходу цикла «Страж» Пехов выстраивает все более логичную центральную линию сюжета, сборники становятся все более цельными и стройными. Первый том казался данью «Последнему желанию». В целом, «Проклятый горн» оказался лучше «Стража» и «Аутодафе», но «Золотые костры» показались чуть более интересными. При этом, забегая вперед, надо сказать, что «Проклятый горн» достойно завершает роман-эпопею.

Давайте по традиции пройдемся по каждой повести, содержанию и вкладу в общий сюжет.

«Время могил». Довольно мрачная повесть, в ней совсем мало профессиональной деятельности стража, зато много сквозного сюжета «Кинжалы». И отдельным плюсом – чуть раскрыта деятельность «Фабьен клеменз».

«Тени Арденау». Сперва кажется, что мы наконец-то увидим Альбаланд изнутри, заглянем в самое сердце жизни стражей. Но по итогу место, где стражи становятся стражами, особо ничем не отметилось. Зато много сквозного сюжета, много встречей со старыми героями. Есть классная связь с «Ключом от рая» из сборника «Страж».

«Пожиратели плоти». Абсолютно проходная повесть. В ней лишь два плюса – каннибалы и финал, в котором мы узнаем, как же выглядит кузнец. Причем второй пункт можно было перенести в любую повесть, которая последовала бы за этой.

«Проклятый горн». Это мог бы быть финал, но нет. Довольно жесткая повесть, которая выдает пару твистов. Кольцо – наше всё!

«У перекрестка дорог». Практически проходная вещь, кроме секрета от законницы. Опять же, можно было перенести «секрет» чуть дальше.

«Глас». Блестящий финал, который показывает, как стреляют ружья у Пехова. Грустно, зрелищно, мощно. И это отнюдь не хэппи энд. Финал, который ставит многоточие, но может оказаться и точкой.

«Конец историй». Просто объяснение пары моментов. Что-то типа небольшого эпилога.

Заключение: для финального тома в «Проклятом горне» слишком много проходных или условно проходных повестей. Но это тот случай, когда вода не портит финал. Получилось в меру эпично, в меру минорно. Радует, что Пехов ставит точки над i во многих сюжетных линиях. Это и Проповедник, и Пугало, и темный кузнец. Здесь очень много связей с прошлыми повестями, что тоже идет на пользу «Горну». При желании Пехов может с легкостью продолжить роман-эпопею.

8 стражей из 10.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эх, я разочарован. В сборнике 6 повестей — и первые 3 из них были реально крутыми. Я уж было сначала подумал, что финальная книга будет вся в таком духе и в конце меня ждет нечто эдакое. Но на середине все мои надежды быстренько слились в унитаз и начиная с самого «Проклятого горна» текст стал невероятно уныл и скучен.

Что касается финала — то тут меня ждал второй удар. Финал очень слабый. Фактически все кончилось на последних 20 страницах. Герои телепортировались(!) куда надо, все быстренько разрешилось и пошли титры. Чтобы вы понимали степень моего негодования — примерно на 370 странице (из 400) герои пили вино, валялись в кровати и веселились, а потом резко телепортнулись кабанчиками и порешали вопросики. Еще есть последняя глава, но это эпилог на пару страничек.

Теперь — отдельная боль это Пугало. Самый загадочный персонаж серии отправился в тот же самый унитаз вслед за моими ранними надеждами. Тут настолько дебильное и скучное объяснение его способностям, что я даже сначала поверить не мог. К слову, никакой связи между тем, что он творил все 4 книги и концом НЕТ НИКАКОЙ. Видимо авторы сами не знали как разрулить и нагородили вот это. Почему оно ненавидело церковников (или людей ордена? Я запутался) вообще не понятно.

А еще тут на последних страницах вылезает РУДОЛЬФ — еще один ненужный персонаж с супер-способностями, про которого мы никогда не слышали и не видели, но которого авторы зачем-то ввели в сюжет в последней главе просто потому что. Видимо смекнули, что у них концовка в трэш превращалась и решили поддать жару.

Ооох, а что же там с остальными персонажами? С членами братства? Ааааа... а нафиг они нужны, действительно? Про них ни слова. Про одного обмолвились, что он умер. Но отчего и почему? Да пофиг, сами придумайте. Что там с этим мальчиком, из-за которого был такой конфликт аж целых 2 книги? Да пофиг, нафиг он нужен вообще!

Единственный, у кого более-менее достойно завершилась сюжетка — это проповедник. Ну хоть что-то.

Вообще весь цикл «Страж» — это довольно средний боевик без каких-либо изысков. Некоторые главы читаются бодрее, некоторые скучнее. Все персонажи неинтересные, их судьба меня совершенно не затронула. Главный герой (по традиции Пехова и Ко) — серая и пресная личность, эдакий быдловатый, но сознательный уголовник с чувством долга. У него еще в «Искрах» абсолютно идентичный типаж, вообще не отличить. Но в «Искрах» остальной каст героев был намного интереснее, чем тут. В «Страже» ВСЮ СЕРИЮ тащат только Проповедник и Пугало. Это единственные персонажи, за которыми интересно следить. И эти персонажи эпизодические. Мелькают то тут, то там и на этом всё.

Так что «Страж» для меня в итоге значительно слабее «Искр». И намного хуже «Синего пламени» (которое пока что не закончено, так что еще неизвестно как там дело обернется). Очень странно, что у этого цикла такая дикая популярность в сравнении с другими.

Оценка: нет
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вздыхаю, переворачивая последние странички, с сожалением сознавая, что вот и закончилась интересная история, как ни старалась я читать помедленнее. Как всегда по окончании хорошей книги немного грустно от того, что все закончилось и печально от расставания с героями.

На мой взгляд книга автору удалась. Весьма порадовали припасенные писателем неожиданные сюжетные повороты (как в истории о Пожирателях плоти) и встречи с оригинальными созданиями (У перекрестка эпох). Совсем не стремительное развитие событий: от повествования о святая святых цитадели стражей до сбора по крупицам информации о Темном Кузнеце в ходе выполнения Людвигом своей работы, как бы помогает оценить всю продолжительность и масштабность происходящих событий. Хорошим завершающим штрихом стало и привлечение совсем уж высоких сущностей к развязке событий.

Финальные книги цикла обычно дают ответы на возникшие вопросы или предоставляют возможность проверить свои догадки, и «Проклятый горн» не исключение. Приятно, что концовка логична и не выбивается из общей атмосферы.

В целом, книга показалась мне наиболее яркой из всех четырех частей. Она более насыщена событиями, героями, эмоциями. В ней больше мистичности и мрачности, от чего и элегические нотки более заметны. И еще здесь нет слащавого хэппи-энда (прошу прощения за англицизм), эпилоговая глава — скорее прощальное отпускающее послесловие.

Моя благодарность Алексею Пехову за произведение.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, вот и позади цикл «Страж» Алексея Пехова. Все сюжетные линии сплелись воедино, а «ружья», умело развешанные автором, наконец, выстрелили. Может быть, кто-то и догадался о разгадке происходящих событий, но я постигал тайны темного кузнеца вместе с Людвигом. Думаю, этим и хорош данный цикл. Можно погрузиться с головой в этот мир и просто наслаждаться, а не строить теории о том, что будет дальше. С самой первой книги меня мучал вопрос: «Кто такой пугало, и что он хочет?». Ответ оказался шокирующим. Но обо всём по порядку.

Почти каждая деталь, упомянутая в предыдущих трех книгах, оказывается неслучайной. Всё имело смысл и подталкивало нас к разгадке. Каждая повесть вносит свою лепту в формирование мира. Теперь из набора отдельных историй, какими мне виделись книги Пехова в начале, цикл превратился в сложную многоуровневую систему. Создать такое может далеко не каждый, и я поражен мастерством писателя.

По сравнению с предыдущими книгами «Проклятый горн» обладает более давящей и тяжелой атмосферой. В первой же повести «Время могил», нам показан город, охваченный мятежом. Кровь льётся рекой, мораль и человечность отброшены в сторону. Горожане в едином порыве уничтожают всех, кто их якобы притесняет, кто чем-то не похож. Некоторые же просто получили шанс свести старые счета. Уже завтра, когда огонь и хмель в крови поутихнут, мятежники ужаснутся от содеянного. А кто-то и может даже не поверит в то, что трупы на улицах и сожженные дома – дело их рук. Главному герою предстоит выжить в этом аду.

Во второй повести «Тени Арденау» мы наконец-то посещаем штаб квартиру Стражей – Арденау. Но вместо теплой встречи Людвиг сталкивается с интригами внутри Братства и смертью близкого друга – цыгана Шуко. Стражу предстоит распутать этот клубок, и кто знает, не скрывается ли враг под личиной союзника. Не вовремя в Арденау прибывают и представители Ордена Праведности.

В повести «Пожиратели плоти» Людвиг встречает нашего старого знакомого – инквизитора Отца Марта. Пёс Господен просит помощи в расследовании загадочного дела – кто-то похищает трупы из могил и ест их. По горячим следам инквизитор и Страж находят колдунью и в погоне за ней попадают прямиком в ад, где вступают в противостояние с адскими тварями. От трагической гибели Людвига спасает только своевременное вмешательство Пугала.

Повесть «Проклятый горн», наконец, сталкивает нас с темным кузнецом. Людвиг и Гертруда идут по следам человека, покупающего «глаза серафима». Застигнутый врасплох, он дает наводку на логово кузнеца. Но в силах ли наши герои справиться с его древней мощью? Финал всё ближе.

Пятая повесть «У перекрестка эпох» одна из самых необычных. На юге бушует страшная болезнь. Люди бегут на север и повсюду правит беззаконие. Мелкие князьки делят владения, попутно вырезая простой народ. Религиозные фанатики и секты вкупе с бандитами убивают и грабят людей на дорогах. А тут ещё и нелюди с катушки слетели – решили, что эпоха людей кончилась и необходимо добить остатки. Так кто же хуже: лесные жители, ненавидящие род людской, или монстры в человеческой шкуре? Людвигу предстоит сложный выбор: объединиться с нелюдями и спасти Стража, попавшего в лапы зарвавшегося князя, или оставить собрата в беде. Жизнь порой преподносит странные сюрпризы и никогда не знаешь, кто может стать союзником. Также в этой повести нам приоткрывается прошлое темного кузнеца и его появление в мире.

И, конечно же, финальная битва – «Глас». Все сюжетные линии складываются воедино, противоборствующие силы наконец-то схлестнутся. Светлый и темный кузнец сойдутся в страшном противоборстве. Кто бы мог подумать, что они – земные ангелы, когда-то отказавшиеся вступить в бой с силами ада и теперь несущие наказание на земле. Они охраняли адские врата, но близкое соседство с Тьмой затуманило их разум. Темный кузнец хочет устроить апокалипсис. Ведь сказано, что они получат прощение в день Страшного суда. Так почему бы его не приблизить?! Светлый же не может этого допустить, потому что тогда погибнет весь род людской. Но когда победу одерживает Темный, в битву вступает третья сила – Пугало. Рядом с Людвигом всё это время находился не кто иной, как ещё один земной ангел. Да, увечный, и да, немного спятивший, но не утративший своих сил. Его вклад в победу неоценим. Ценою своей жизни он уничтожает Темного Кузнеца. Не менее трагично завершилась история Проповедника. Он не может уйти, не искупив «грех», который сам себе выдумал. И он уходит красиво, пожертвовав собой ради спасения мира. Поистине героический финал!

В эпилоге Людвиг и Гера Попадают на то самое поле, где вся история и началась. Всё по-прежнему, но Пугала там уже нет.

Единственная сюжетная линия, которая, по моему мнению, никуда так и не привела, это кровь Темнолесья. Были лишь небольшие упоминания о ней, но на сюжет глобально это не повлияло.

Подводя итог, могу сказать, что «Проклятый горн» удачный финал качественного фэнтезийного цикла от русского автора. Всем рекомендую.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде чем браться за препарирование сегодняшнего пациента, очень хочу проследить результаты вскрытия его родословной. Итак, «Страж» – роман в повестях – местами глупый и безыскусный, но, черт, симпатичный, располагающий. Затем «Аутодафе» попахивающий поспешностью, но тоже приятный, за ним «Золотые костры», о котором ни слова, ибо о мертвых либо хорошо, либо ничего – и вот он заключительный, должный собрать все нити воедино «Проклятый горн»: неожиданно приятный, встречающий повестью очень живой и динамичной, продолжающийся тоже интересно и хорошо, с концовкой что надо. Жаль только, что Пехов научившись за годы писательства очень многому, так и не постиг умения развешивать ружья на стенах ненавязчиво и незаметно. Но ладно. Зато очень целостно, гармонично и практически без недомолвок.

В «Проклятом горне» Пехов не изливает на читателя тонны бессмысленного и бесполезного, что он обычно обожает, не потчует бредовыми метафорами, которых, в общем-то, слава богу, в его творчестве уже нет сравнительно давно, неплохо компенсирует недостаток знаний избытком фантазии – вообще творит очень профессионально. Его слово все также ремесленно, неодушевленно, но оно очень отточено. Три первые истории хороши, последующие три несколько размазаны, безлики, уже не вполне самостоятельны и имеют практически общий сюжет, но тоже интересны, разумеется. Что касается эпилога, названного броско и красиво «Конец всех историй», то он ставит хорошую, решительную точку и вообще все в нем трогательно и как надо. Финал вполне внятен: пугало слито не самым худшим образом, роль проповедника вполне предсказывается еще на первой трети книги, но да бог с ним, зато типа значительно, все носит оттенок поспешности и скомканности, но терпимо, тем не менее.

Книга легка и живописна. Много действия, отличные антуражи, захватывающий событийный ряд. Плохо, что персонажи частенько говорят ни о чем, обсасывают темы, которые обсосаны уже тысячи раз, излагают неряшливые никчемушные мысли. Столетние мудрецы здесь высказывают измышления, очевидные для среднего ума подростков, а герои, вроде бы очаровательно сообразительные, этими измышлениями впечатляются. Совершенно непонятно. Но чем-то же страницы заполнять надо было.

Что ж, не секрет, что Пехов никогда не достигнет умения, какое есть у других выдающихся русскоязычных беллетристов нашего времени – как то, к примеру, Лукьяненко, или Акунин – но в жанре русского фэнтези он без сомнения лучший. Титул был бы более впечатляющим, не будь наше фэнтези таким паршивым и низкосортным, а так… Но роман хорош: внятное завершение серии, гарантированные несколько вечеров удовольствия, да и вообще все очень мило.

Спасибо за внимание.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу ждали долго. Не столь долго, как перумовскую «Гибель Богов-2», конечно, и тем не менее, ожидание было напряжённым. Было очень страшно: а вдруг господин Пехов сольётся, вдруг не вытянет, вдруг разочарует?

Я вижу много восторгов по поводу этой книги и мне даже немного неловко портить всеобщую эйфорию, но я таки разочарована.

Про язык молчу, уже стоит смириться с косноязычностью А. Пехова и его кривым текстом с редкими, проглядывающими сквозь песок жемчужинами красивых описаний. Молчу про совершенно слитую Гертруду, которая просто никакая, бесцветная, ужасающе скучная и шаблонная. Молчу про сходство пары Серый-Ласка и Людвиг-Гертруда. В первой книге Людвиг был хоть чуточку самобытен, к книге четвёртой от личности не осталось и следа, он делает то, чего хочет автор, границы его личности окончательно стёрлись и размазались по сюжету. Людвиг стал таким же «никаким», как Гертруда.

Тронула участь Мириам. И очень хорошо, что А. Пехов оставил всё за завесой тени, тем сильнее цепляет. И, конечно же, невероятно зацепил Проповедник. Персонаж, которым я всё же прониклась и который единственный оказался почтён достойным финалом.

Пугало... Пугало, моё любимое, чудесное Пугало. И всё-таки тебя слили. Слили безбожно. Нет, сама идея была неплоха, по-своему оригинальна, но вот исполнение очень подкачало. А. Пехову. на мой взгляд, сильно не хватило мастерства для того, чтобы вывезти такую идею на достойный уровень. Схематичность его текстов убила на корню возможность прочувствовать историю Пугала. Тот самый неловкий момент, как говорится, когда хочется сделать вид, что ничего не читал и что завеса тайны всё ещё реет над персонажем. Слишком уж за уши притянуто. Мотивации никакой, хромает на обе ноги. Единственным моментом, понравившимся с участием пугала, была сцена, где Людвиг указал ему на Тёмного Кузнеца. Это сильно.

В целом, как и ожидала, А. Пехов не выехал, а книга вышла пустая. Жаль. С куда большей радостью я бы ошиблась в своих ожиданиях.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман. По-настоящему финальный аккорд. За исключением одной истории, все повести выдерживают самую высокую планку. Ну и концовка... Она печальная, светлая и грустная. Это не тот хэппи-энд, который уже успел набить оскомину.

Правда, в этот мир еще хочется вернуться, при этом, прекрасно понимаешь, что вернуться вряд ли получится...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Свобода — это миф, мальчик! Самая большая ложь в мире.»

*

«Ни один человек не должен лишать грешников искупления.»

*

«Нет смысла спорить со стихией. Она все равно ни черта тебя не услышит, но зато без труда размажет о камни.»

*

Вот и завершилась финальная часть цикла про бесстрашного стража. На протяжении четырех книг мы вместе с главными героями делали все, чтобы жизнь человечества, оказавшегося на перекрестке эпох, стала светлее. Забегая вперед, скажу, что неожиданно для себя получила от чтения этого романа-эпопеи невероятное удовольствие. А ведь как все просто начиналось. Словно перед нами был обычный сборник маленьких рассказов-приключений, объединенный лишь общими героями. Однако с каждой главой история обогащалась новыми загадками мирового масштаба, разгадки которых нам предстояло узнать, лишь на финальных страницах.

*

Следуя традициям предыдущих книг, автор продолжает знакомить читателей с новыми уголками мира. Честно скажу, что просто влюбилась в один старинный город, главной достопримечательностью которого являлась школа Братства Стражей. С такой любовью описывает автор эти места, что мне самой захотелось увидеть Селедочный порт, цветочный рынок на причаленных баржах канала Цветов и восхититься с площади Нового Дня видом на крепость-школу Свешрикинг. Здесь герою предстоит провести очередное расследование. Не могу назвать его шедевром детективного жанра, но оно оказалось по-своему интересным. По-прежнему в книге было много разных тварей с античеловеческими намерениями, борьба с которыми уже стала для наших героев привычной составляющей их жизни. Хочу так же отметить, что за время чтения цикла, я ни разу не испытывала отвращения к происходящему. Все неприятные чудовища были описаны достаточно подробно, но воспринимались мной, как некая неотъемлемая часть этого мира. Снова наблюдаем компактность повествования, которая часто мне казалась намеренной. Автор не любит сложносочиненность и не бросается громкими фразами, но иногда образность его мысли меня приятно удивляла: «Коридор оказался прямой и белый, как мысли праведника». Отличительной особенностью его стиля остается милый юмор, который местами делал эту историю очень уютной, а героев — родными. Важные вопросы бытия также не забыты. Устами одного персонажа здесь излагаются интересные мысли на тему искупления. Все без исключения должны знать, что ни причастие, ни красноречивая молитва не спасут никого от расплаты за содеянное. Такова основа мироздания.

*

Хочу поблагодарить автора за образы всех героев, которые стали для меня практически друзьями. Дни, проведенные на страницах этих книг, настолько сблизили меня с ними, что здесь и сейчас я чувствую небольшую грусть от необходимости расставания. Даже второстепенные персонажи этого цикла не оставляют читателей равнодушными. Стоит сказать, что этот роман-эпопея не о том, как крутой главный герой, обладающий сверхчеловеческими способностями, истребляет все «неживое» вокруг и, окруженный любовью благодарных «людей обыкновенных», идет по свету. Нет! Здесь герой просто выполняет свою работу, причем делает это, руководствуясь своими человеческими принципами, которые зачастую расходились с общепринятыми и навязанными окружением. Его опора в жизни — потрясающие друзья, ставшие ему семьей. Как же мне было здорово, когда я читала про их взаимоотношения, полные дружелюбия и сердечной теплоты. Порадовала линия поведения абсолютно адекватной героини, которой в сюжете было незаслуженно мало. Голос здравого смысла этого цикла принадлежит прекрасному персонажу, который своим поступком в финале заставил прослезиться и окончательно покорил мое сердце. Звание образа-загадки по праву присуждается персонажу, тайны которого я так и не смогла разгадать, хотя автор давал очень много подсказок. В общем, финал меня очень удивил.

*

Подтверждая фразу, сказанную одним из героев: «Отвратительный день, и мне кажется, что дальше будет только хуже», напряжение в сюжетных линиях растет с каждой строчкой. Придуманный автором мир стоит на пороге Конца Света. Поэтому заключительная часть была настолько волнительной, что я читала ее, затаив дыхание. Все описанное в ней по праву можно было назвать образцовым завершением эпического цикла. Происходящее, начиная с первой книги цикла, здесь получило логическое объяснение и объединилось в действо мирового масштаба. Автор сумел сделать это мастерски, не оставляя за собой никаких недоговоренностей. События проносились с молниеносной скоростью, увлекая всех в неизбежный исход. Фатальное пророчество художественных оттисков, сапфировые глаза на совершенном лице, решающий судьбу всего человечества бой и едва различимая на белом соляном пепле фраза с безмолвным ответом на нее: «Иди». На этом эпизоде я просто не смогла сдержать своих эмоций, которые слезами бежали по лицу. Поэтому эпилог под названием «Конец истории» я дочитывала, спустя какое-то время. Финал оказался грандиозным и пронзительным. Его даже можно назвать открытым, однако если авторы будут писать продолжение, то я огорчусь. Ведь истории надо завершать именно так, чтобы у читателей появилось непреодолимое желание попасть на страницы книги еще раз. Вот, как здесь. И я уверена, что когда-нибудь обязательно вернусь к ржаному полю, где отпугивая ворон и ужасая путников, торчало неприятное Пугало, с недобрым…злым взглядом.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя книга цикла. Мастерство автора во многом определяется финальным аккордом. Особенно, если это цикл произведений. Обычно у мастеров жанра может уходить некоторое время на раскачку, но середина цикла и его окончание должно быть ударным, мощным и желательно небанальным. В этом плане стоит отметить, что к моему личному сожалению как раз финал у автора не получился. Ещё в конце «Золотых костров» появилось ощущение, что сюжет начал двигаться не в том направлении. Вместо раскручивания маховиков взаимодействия героя с внешним миром и происходящим там явлениям (юстирский пот, конфликты между церковью, законниками и стражами) акцент резко сузился до предотвращения мирового апокалипсиса и ликвидации одного единственного субъекта как воплощения мирового зла. Мне не совсем понятен столь внезапное ограничение весьма перспективного мира до практически прямой и однобокой сюжетной линии. Возможно проблема в отсутствии желания доводить дело до многотомной эпопеи, возможно ещё что-то, но этот ход явно не пошёл произведению на пользу. В результате события разворачиваются настолько стремительно, что практически все истории сводятся к попытке более-менее непринуждённо выдать очередную порцию фактов, которые будут способствовать разгадке основных тайн. Особенно показательна в этом смысле история про штурм замка, где весь смысл был сведён к одному единственному диалогу в конце рассказа. Всё это на мой взгляд резко обедняет как последнюю книгу, так и весь цикл в общем. Ну и что касается главной загадки — личности пугала — об этом было много сказано в профильной теме. Кстати говоря, тоже не лучшее, на мой взгляд, решение.

Итог: несмотря на всё вышесказанное, Пехов остается одним из наиболее ярких представителей отечественного фентези. И пускай идеи его циклов иногда несколько вторичны, ему бесспорно удаются персонажи (особенно второстепенные) и по большей мере окружающая обстановка. Можно сказать, что автор больше тактик, чем стратег и ему больше удаются действия в недолгосрочной перспективе. Если же ему удастся развить и долгосрочное планирование развития сюжета, то прогресс получится качественным и очевидным

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх