fantlab ru

Роберт Джордан «Корона мечей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Оценок:
2013
Моя оценка:
-

подробнее

Корона мечей

Crown of Swords

Роман, год; роман-эпопея «Колесо Времени»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вращается, крутится Колесо Времени... Со страхом ждет мир Последней Битвы — Битвы, в коей надлежит и предстоит Дракону Возрожденному схватиться с Темным — во всем его могуществе. Разобщены, охвачены смутой страны мира. Одна лишь надежда остается Ранду ал'Тору — любой ценой объединить людей, готовых вступить в кровавый междоусобный бой.

И плывут, плывут из-за океанского горизонта корабли потомков тех, что сражались некогда еще за легендарнейшего из королей — Артура Ястребиное Крыло...

Входит в:

— роман-эпопею «Колесо Времени»


Награды и премии:


лауреат
Премия НФ Книжного клуба / The Science Fiction Book Club's Award, 1996 // Книга года по версии Книжного клуба НФ

Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 1999 // Переводная книга фэнтези (США)


Корона мечей. Книга I
1999 г.
Корона мечей. Книга II
1999 г.
Корона мечей. Книга III
1999 г.
Корона мечей
2002 г.
Корона мечей
2002 г.
Корона мечей
2006 г.
Корона мечей
2006 г.
Корона мечей
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Корона мечей
2018 г.

Издания на иностранных языках:

A Crown of Swords
(английский)
A Crown of Swords
1996 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, я добрался до экватора. И даже не хочется говорить «уф-ф». Напротив, тот случай, когда с аппетитом смотришь на оставшиеся тома и думаешь — жаль, что все в этом мире заканчивается, даже жизнь. Что уж о прекрасных книгах говорить!

Мрачноватая мысль? Так сам роман настраивает на минорный лад. Градус жестокости у Джордана повышается с каждым томом. Теперь уже он не чурается и расчлененки, почище какого-нибудь Аберкромби будет. От некоторых сцен кровь холодеет, уж на что всяких книжек начитался, но тут сила таланта. Умеет так подать, что никакой читательский опыт не спасает.

К счастью, как талантливый и опытный художник Роберт Джордан хорошо понимает, что Танатос всегда уравновешивается Эросом. (Может, этому его Сага о Конане научила?) Сексуализация в КВ также идет по нарастающей. В этом томе за нее в основном Мэт отдувался, но и прочие старались не отставать. Даже недотрога Ранд вынужден отмечать всюду окружающие его женские прелести)) Видимо, в присутствии постоянной смертельной опасности чувства очень обостряются. И герои каждый день живут так, будто он последний.

И это отражается на их внутреннем мире, что отлично показано автором. Как уже было отмечено, персонажи постоянно развиваются. Причем стремительно — на поле боя иначе нельзя, просто погибнешь. В этом томе наиболее ярко это было показано в случае с Найнив, она испытала аж два мощных душевных перелома в считанные дни. Тут чья угодно психика сломаться может, а она молодцом — держится! Начинает меньше раздражать и вызывает большее к себе уважение. И показано это не в лоб, а тонко, с широкой палитрой чувств и переживаний.

Поэтому странно выслушивать сетования о «замедлении темпа» в произведении. Действие происходит в течении десяти дней, а сколько всего с героями приключилось! Сколько душевных и физических сил требуют чуть ли не каждые сутки их бытия. Посмотрел бы я на читателя с уютного дивана в такой ситуации — многие ли сами бы выдержали подобные испытания?! Последние два года дают на это отрицательный ответ.

Вот и Роберт Джордан пишет не про приключения в драке с Темнейшим, а про жизнь огромного континента на переломе эпох. Поэтому требуется большой объем. Джордж Мартин считает, что эпопея Джордана перевернула мир фэнтези. Так и есть. По сравнению с КВ, ПЛИО — просто семейно-бытовой роман на фоне Гражданской войны. Все равно, что сравнить «Войну и мир» с «Белой гвардией».

Да к тому же Роберт Джордан бесконечно талантлив. Пишет так, что читаешь с удовольствием на самом деле очень сложный текст, и совсем не утомляешься. А когда понимаешь, какой объем внимания и интеллект был у автора, это поражает больше, чем любые эпические картины его собственной истории.

Так что можно предъявить только мелкие эгоистические придирки со стороны читателя. Да, некоторые сцены скомканы. (Особенно обидно за финальную битву). Есть схематизм в описании психофизики персонажей (поправление юбок). Но масштаб истории, ее невероятно сложная архитектура и сонм ярких и совершенно разных персонажей настолько потрясает воображение, что мелкие недочеты кажутся только едва видными пятнами на Солнце.

В который раз пообещаю себе поскорей возвратиться к этому великому эпосу, интерес к которому с каждым томом только возрастает.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной роман цикла. Главные герои — Мэт, Найнив и Илэйн, остальные появляются эпизодически, при этом одна из основных линий книги — противостояние Ранда и одного из отрекшихся, Саммаэля. Плюс в книге появляется такой важный в дальнейшем персонаж, как Кадсуане. Объем, как обычно, большой, из-за подробного описания персонажей, их внутреннего мира, их мотиваций, что, конечно, можно поставить книге в минус, но это все работает на атмосферность показанного мира. Ну и финал книги — битва Ранда и Саммаэля — очень хорош

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый некачественный, на мой взгляд, роман из первых семи романов эпопеи «Колесо времени». Причём написанный с явным игнором всех канонов классической прозы. Завязка напрочь отсутствует, вместо неё повторное, более подробное описание заключительных событий предыдущей книги. Дальше никакого подъёма сюжета, а ровное, вплоть до самого конца повествование нескольких сюжетных линий. И только в самом конце молниеносный яркий всплеск, плавно переходящий в кульминацию, а по-сути и являющийся ею, когда Ранд наконец-то уничтожает Саммаэля. Вся цель романа изложена в нескольких абзацах, но до них сотни страниц абсолютно ненужной воды. Это можно сравнить с длинным-предлинным куском хлеба и положенным на его край маленьким кружочком колбасы. Мол прежде чем отведать бутерброда сперва дойди до него, а когда доходишь до колбасы, то уже нет первоначального аппетита. Конечно, если считать «Колесо времени» не циклом, а одним гигантским романом, то логика в таком виде изложения всё же присутствует, но как отдельно взятый роман или даже как часть романа «Корона мечей» выглядит абсолютно ненужной и даже неинтересной.

Психологизм. Да, присутствует, но если в первых четырёх романах он был явно качественным и что говорится «к месту», то тут мы видим сплошной бред сумасшедшего главного героя, у которого ещё несколько книг назад появилось раздвоение личности, а сейчас стало прогрессировать с угрожающей скоростью. Правда в конце книги Льюс Тэрин Теламон, обратная личность Ранда ал'Тора, вдруг куда-то исчез и когда могли пригодиться его знания, то даже не соизволил появиться. Думаю, что ещё всплывёт в самый неподходящий момент. Лично у меня это вызвало отвращение к главному герою. Ранд постоянно терзается сомнениями, порой сам не понимает чего хочет и то и дело проявляет слабость, которая никак не соответствует герою его ранга, ведь за ним готовы идти сотни тысяч весьма достойных людей. В общем, если бы не его способность направлять Силу, то знай все какой он на самом деле размазня никто бы не воспринимал его всерьёз. Вот спрашивается зачем он так поступил с Перрином, одним из своих лучших друзей? В результате сам Перрин, наряду с третьим та'авереном, вызывает куда большую симпатию, чем Возрождённый Дракон. Но во второй половине книги, ни о нём, ни о Фэйли, как на зло, не сказано почти ни слова. Вместо этого, как из табакерки, появляются всё новые персонажи, большинство из которых являются или Айз Седай, или просто мудрыми, или же приспешниками Тёмного. Почти у каждого из них труднозапоминаемое имя и отведено ему не так много места, значение их невелико, но их настолько много, что на них уходит огромная часть книги. Теперь уже и голам появился. По-моему нечто подобное уже где-то было.

Схематически «Корону мечей» можно изобразить примерно так. С самого начала три параллельных сюжетных линии: Ранд, с теми, кто рядом; Мэт, с теми, кто вместе с ним; и все отрицательные персонажи (Элайда, Грендаль, Саммаэль, Могидин, Падан Фейн) — они, хоть и не относятся к одной сюжетной линии, но повествование о них чередуется и оно то и дело перебивает основные ветви романа. Затем абсолютно всё идёт ровно, гладко, без сучка и задоринки, а в самом конце подъём, почти без столь привычного после кульминации спада. Что же особо меня порадовало, не считая победы над Саммаэлем, так это то, что Найнив всё-таки встретилась с Ланом и он признал её за свою жену.

Уж сколько я был наслышан об этой эпопее прежде, чем взяться за неё, а теперь вижу, что некоторые книги одна сплошная рутина.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возня Мечей – не иначе.

Самая слабая из семи книг. Пролог, повторяющий концовку шестой книги, но уже от лица хранительниц мудрости Шайдо, даёт читателю приятный глоток злорадства над отрицательным персонажем, а затем последующие 80% книги почти ничего не происходит. Какая-то возня, суматоха ни о чём. Герои ходят с места на место вокруг да около и занимаются выяснением отношений, вместо того чтобы спасать мир. Появляются всё новые и новые лица, их стало уже настолько много, запоминать у меня их уже не получается. Причём имена ещё у одних персонажей похожи на других, я затерялся особенно между женскими персонажами: айз седай белой башни, айз седай Салдейи, айз седай из Чёрной Айя, Родня, хранительницами мудрости положительными, хранительницами мудрости отрицательными, просто айилками, девами копья, благородными леди, обычными жительницами, шончан и их сулдам, наверняка ещё кого-то упустил. А ещё куча мужских персонажей. И когда они выбывают из сюжета, главгерои успевают только вздохнуть и идут себе дальше. Оно и неудивительно, ведь никого из этого потока имён толком не раскрывают.

Зато в последние 15% происходит просто сгусток событий, но они происходят как-то стремительно нелепо что ли, в это всё нисколько не веришь –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ни в нелепое ранение Ранда Паданом Фейном, ни в нелепое убийство Саммаэля. Ранд просто прыгает по локациям как блоха, непонятно на что рассчитывая. На авось так как он таверен и Возрождённый Дракон. У Возрождённого Дракона вообще «колпак» течёт, а об этом догадывается и говорит вслух только внезапно появившийся к середине цикла легендарный персонаж, про которого знает кто угодно, но только не читатель. Ведь это же та самая легендарная Кидсуане.

Шестую книгу надо было автору урезать на половину, а седьмую вообще на две трети. И тогда из этих двух книг вместе получилось бы в целом что-то стоящее. А так этой книге будет рад разве что ярый фанат цикла, готовый с головой окунаться в абсолютно любые события Колеса Времени, лишь бы находиться там.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и подошла к концу седьмая часть эпопеи.

Прочиталась довольно быстро и на удивление бодро, хотя по комментам ниже думал что пойдет с трудом.

Эту часть вытянул на себе Мэт -Джордан наконец раскрыл персонажа, написано про него было много, и все ситуации с ним очень забавны, юмор тянул на себе он, и его главы ожидал больше всего.

Найнив, Илейн, Авиенда, Эгвейн — в общем то делают то же что и в прошлой книге, их сюжетка не такая привлекательная, но пока в целом не очень уныло.

Ранд топчется, сумасшествие прогрессирует, многие его поступки непонятны, политики от него много, — но концовку он вытащил. Последние страниц 50 экшен приятно удивил.

Перрин был в начале и пропал.

Как итоге — хорошо. Интерес не упал, жду восьмую книгу от Азбуки. Надеюсь в этом году три тома выйдут, хочется уже добить поскорее)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Колесо Времени продолжает плести свой Узор.

Все мы знаем: Колесо плетёт так, как хочет Колесо. И в «Короне мечей» оно хочет ещё больше сбавить обороты. Судя по всему, пик повествования пришелся на «Восходящую тень», последующие же три книги находятся в своеобразной «зоне спада», когда большую часть времени не происходит ничего особо важного.

• Язык повествования. Всевозможных описаний становится всё больше, что неплохо для полноты картины, но плохо для общего темпа. Хотя вместе с описаниями одежд увеличилось и количество разнообразных декольте, что сильно разбавило целомудренную атмосферу первой половины цикла. В книге стало больше юмора и читается она по-прежнему легко.

• Сюжет. Три основные сюжетные линии, в которых: Найнив, Илэйн и Мэт пытаются отыскать тер’ангриал, управляющий погодой; Ранд приходит в себя после освобождения из плена Айз Седай и пытается наладить политическую ситуацию в мире; а Эгвейн пытается освоиться в роли Престола Амерлин. Последняя линия, кстати, вообще ни к чему не приводит, плавно перетекая в следующую книгу. Ну а из двух оставшихся, линия Мэта понравилась мне существенно больше, в основном, благодаря обилию интересных ситуаций и чередованию напряженных и забавных моментов сюжета.

• Персонажи. Перрина очень мало, и он не успевает толком развернуться. Мэта довольно много, и он уверено заняло первое место в списке моих симпатий этого тома. Илэйн, благодаря влиянию Авиенды, становится менее раздражающей. Найнив тоже, но уже из-за влияния кое-кого другого. Эгвейн и Мин движутся заданными ранее курсами и ничем особенным читателя не удивят. Живой интерес вызвала Кадсуане, старейшая из Айз Седай, пришедшая к Ранду по каким-то своим соображениям. Жаль, Морейн нет, я бы посмотрел на их взаимодействие. Кстати, именно первой появление Кадсуане изображено на обложке, причём не совсем верно. Ещё хотелось бы посмотреть поближе на Логайна с Таимом, но, увы, это оставлено на потом.

• Мир. Он живой, он огромный, в него сложно возвращаться после длительного перерыва. Прошло всего четыре месяца, а я уже половину второстепенных персонажей не опознал, и за первые двести страниц успел запутаться в местной географии. Но чувствуется, что события происходят и вне поля зрения основных персонажей, что здорово. Объёмность и живость мира – это всегда прекрасно для фэнтези.

• Главный герой. Ранд несколько отдалился от читателя, и не все его поступки теперь понятны, но переживать за него не перестаёшь. Временами очень хотелось, чтобы парню дали уже передохнуть, а то с таким постоянным напряжением он и без направления Силы с ума сойдёт.

«Корона мечей» оказалась менее интересной и захватывающей, нежели «Властелин Хаоса» и «Огни небес». Но ударный и яркий финал по-прежнему в наличии, читается книга всё ещё хорошо, а издание от «Азбуки» всё также на высоте. Ждём «Путь кинжалов» и надеемся, что ожидание не будет долгим.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня навсегда останется загадкой, зачем Джордан начал настолько безмерно раздувать свою историю. «Корона Мечей» — прекрасная история была бы, будь она хотя бы раза в два короче. Книга толстенная, аудиокнига на несколько десятков часов, но по завершении, когда пытаешься в голове построить цепочку событий, то осознаёшь — важные эпизоды можно пересчитать по пальцам рук.

Мне понравились романтические линии там, где они не впадают в излишний сентиментализм (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сцена совращения Мэтта — это прекрасно, и да, Ранд и Мин наконец-то поимели друг друга. Аллилуйя! Да и грозная Найнив наконец-то обвенчалась
). Хороши боевые сцены, автор неплохо описывает политические процессы (не идеально, да, но всяко лучше детского сада из «Меча истины»). Но каждый раз, как у меня будут появляться робкие порывы перечитать «Колесо времени», они будут вдребезги разбиваться об ужас бесконечных и затянутых эпизодов ни о чём.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

А Колесо плетет всё медленнее и медленнее...

(далее последуют различные и многочисленные раскрытия сюжета, будьте бдительны!)

Оглядываясь назад с высоты семи(даже восьми, с Новой Весной) прочитанных книг цикла, замечаешь, что самыми насыщенными были первые две, это был просто паталок Джордана, до которого он , за последующие пять, к сожалению, так и не смог подняться. Начиная с третей части, которая почти так же хороша как Око и Охота, намечается некая склонность автора к затянутости, большую часть книги персонажи, все персонажи, просто добирались до Тира, но в конце развязка всё таки сгладила эту шероховатость. В последующих, Тени и Огнях, которые я воспринимаю как две части одного романа, количество событий компенсировалось их эпичностью, и растягивание резины не так бросалось в глаза. Но вот с Властелина, что то пошло не так, ибо за тысячу страниц почти ничего не произошло, ну да там ашаманы, Черная башня, ну да Ранда украли злые тётьки и побили маленько, и что? на этом всё? Нам даже не рассказали, кто это властелин хаоса, и какого черта книга так названа!!!

Ладно речь, всё таки, не о шестой части.

Итак седьмой кусочек в обширном полотне, под названием Колесо времени, самом амбициозном проекте в своём жанре, который я видел...

Да... Дослушал аудио книгу вчера, и пытался вспомнить что же произошло за эти осемьсот(ого!) страниц. Ярче всего запомнилось как Мэта изнасиловала пожилая(ну почти) женщина и что Ранд, наконец та!, таки трахнул Мин. Вот так вот вы узнали всё что нужно об этом опусе, до свидания!

Ну а если сурьезно то сюжет здесь провисает почти также сильно, как и в предыдущей части(но тут всё таки есть эпичная концовка!). Бунтующие Айз сэдай всё так же молчаливо продолжаю свой бунт, неторопливо бредя к Башне, Темный всё что-то интригует, непонятно правда что, а наши новоиспечённые Айз Седайки бесцельно слоняются по Эбу Дар, хотя могли бы найти Чашу в самом начале... Да Джордан продолжает размазывать, вместо того чтоб наносить новые яркие краски на своё полотно.

Отношение к персонажам несколько изменилось, вот Перрин был нормальным парнем, а стал подкоблучником(хотя эта черта, также как и излишняя целомудренность главных героев, проявляется в большей или меньшей степени у всех мужиков), для него перестало существовать всё, кроме его ненаглядной Зарине, печально...

Ранд погнал, прямо таки, погнал(не говоря уж о голосах)), всё твердит — Я Дракон, я Дракон!, вероятно пытается убедить в этом себя, так же у меня мелькнула мысль, что он мазохист, вот зачем он поперся в лагерь повстанцев(или противников его воли?), куда его никто не просил идти, и где его: а) побил какой то, извините меня, хер б) чуть не убил Фейн в) дала пощёчину Кадсуане, да ещё в придачу какие то щупальца полезли. Что это черт возьми было, Джордан?! Джордан? Нет ответа...

А Том с Джуилином стали вообще какими то предметами мебели, или, не знаю, роботами, что рады прислужить, и это Том у которого в Охоте была такая чудная сюжетная линия, Том один из самых таинственных персонажей цикла!? Не верю!

Мэт уже не тот, и вообще зачем он в этой книге, а да чтоб стянуть с Эгвейн её палантин, скинуть со стула и самому на него усесться! или это было в прошлой книге?

И я проникся, прямо таки, состраданием к Могидин, бедняжка, как над ней издевались, как её унижали, надеюсь её положение улучшится. Кстати я видел фанатскую картинку, где она и Моридин были изображены, как парочка, вроде бы это не канон, но может быть...

А эти стервозные бабишки в какой то момент настолько раздражают своей тупостью, что кажется единственной адекватной женщиной была Морейн, к концу правда Илейн несколько подавила свою гордыню и стала немного адекватней, но всёж.

Давайте о хорошем: новые персонажи радуют Кадсуане, Моридин весьма интересны, возлагаю на них надежды. Лан вернулся! и... пополнил ряды мебели вместе с Томом и Джуилином. Чашу наконец то нашли спустя тысячу, тысячу двести страниц? Ранд взял Иллиан, но Саммаэля слили, откровенно слили, как и Равина. И шончан наконец то зашевелились, спустя столько книг.

Не знаю очень уж противоречиво, очень...

Но всё таки на семь разглаженных юбок из десяти и на семь же испепеляющих взглядов она тянет.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На данный момент, наименее выразительный роман цикла, на мой вкус. Весьма солидный объём текста, при минимуме развития сюжета.

Роман начинается, фактически, с повторного проматывания финальной сцены «Властелина хаоса», с иного ракурса наблюдения . Далее, автор ведёт уже привычную женскую мелодраму, полную нарядов, интриг и романтических встреч. Локальные отрезки сюжетов не имеют особого отношения к сюжету романа. Несколько боевых сцен, чтобы читатель не скучал. Вообще, наслияи в романе меньше обычного.

Неожиданное развитие получает романтическая линия Найнив + Лан. Рану Ал Тору придётся не просто, он потерпит ряд поражений, как на военном, так и любовном поле сражений. Однако, волноваться за него не стоит, ещё 7 романов впереди.

Как обычно, автор заканчивает роман армагедоном локального значения

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ликвидация «локального босса» Самуэля... бедный Шмулик ;)

Благодаря увлекательности некоторых сцен, роман прочёлся, однако без чрезмерного восхищения.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Корона мечей» начинается сразу же, как закончились действия «Властелина хаоса». Более того, Джордан даёт финальную сцену с глаз клана Шайдо. Вроде, с одной стороны, повторение пройденного, но с другой — материал подается разнообразно. Почаще бы такого (пожалуй, намек на «Героев» Аберкромби).

В этой части «Колеса времени» много внимания уделяется Перрину и тому, как он видит происходящее. И кажется, что расстояние между ним и Рандом становится всё больше и больше. Понравились главы от Эгвейн — в них хватает политики и тайных заговоров. Вполне сносно читать было и про Найнив с Илейн (обычно это самые трудные персонажи для меня). Особенно выделю главы об оппозиции (черные Айя; те, кто на стороне Элайды; приспешники Тёмного). Они получились очень интересными и красочными. На деле проявили себя и Аш'аманы. И даже не сам Таим (его было мало), а «воины» в целом. Более того — у Ранда появляются личные телохранители из их числа.

Улыбнула отсылка к произведению «Голем». Кажется, что архетип этого существа плотно вплетен в мистико-фэнтезийную литературу. Даже Джордан использует этот приём.

Скажу и про Кадсуане. Не ожидал, что на страницах появится такой колоритный персонаж. Пожалуй, это появление с таким эффектом, который для меня сравним с появлением отца Джека Воробья в франшизе «Пиратов» (очень и очень мощно, эпатажно).

Самое неожиданное в книге — появление Шончан. Казалось бы — ничто не предвещало беды. Ан нет. И вновь на горизонте — большая опасность.

Итог: прекрасное продолжение цикла. Не побоюсь сказать — наконец-то в полной мере раскрывается суть та'веренства Мэта и Ранда. Перрин, правда, остается чуть в стороне.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкий цикл сохраняет свежесть к седьмой книге: интрига провисает, конфликты обтрепываются, действие лишается остроты. Но «Колесо времени» всегда отличалось от других фэнтэзи-эпопей.

Впрочем, сюжет «Короны мечей» вполне спокоен и не являет чего-то сенсационного и экстраординарного. Джордан продолжает прорисовывать мельчайшие детали гигантского полотна своего эпика, акцентируя внимания на самых различных героях, в том числе и вводя новые лица. Основной упор же сделан на приключения Найнив, Илэйн и Мэта. Все они разыскивают мощный тер’ангриал, способный покончить с аномальной жарой, воцарившейся в мире. Ну а Ранд со свитой оправляется после финальной баталии «Властелина хаоса», пытаясь разобраться в самом себе. Тем временем свои планы вынашивают другие могущественные силы, в частности, на материк с грандиозной целью возвращаются Шончан.

В общем, повествование весьма неторопливо. Автор плавно перетекает от одних героев к другим, стремясь охватить всех. Башня Элайды, Башня Эгвейн, Айз Седай, Аша’маны, Белоплащники, айильцы Ранда и мятежные айильцы, Морской Народ, Шончан, Отрекшиеся… Каждый отстаивает свои интересы и намеревается что-то предпринять. Настоящая круговерть! Особенно много Айз Седай, десятки имен которых удержать в памяти не так-то просто. При таком многообразии неудивительно, что дело дошло до стольки томов.

Лично я с трудом одолел первые триста страниц, особенно продираясь сквозь главы Эгвейн с её пространными и отчасти параноидальными размышлениями. Впрочем, дальше все пошло довольно бодро – линии Ранда и Эбу Дар уверенно держат интерес читателя. Экшен не превалирует, но присутствует, особенно в конце книги. Кульминация вновь получилась более-менее удачной, что не может не радовать.

Стиль автора неизменен. Описания мельчайших деталей природы, одежды и архитектуры, мимики, жестов и прочих подробностей – в полном объеме. В этом томе особенно часто встречается «нервное разглаживание платья». Иногда создается впечатление, что смотришь фильм, настолько ясно все предстает в голове. Так что в общем-то такие мелочи не выглядят излишними, углубляя и расцвечивая книгу.

Интересно, что в «Короне» сексуальности на пару щепоток больше, чем в предыдущих книгах. Как обычно, почти все женские персонажи частенько думают о вырезах на своих платьях. В описаниях женщин Джордан не устает отпускать замечания на тему груди: «её эффектная грудь», «аппетитная грудь», «его взгляд постоянно возвращался к её груди», «большой вырез открывал её пышную грудь всем взорам», «они открыто пялились на грудь»… Апофеоз всего этого – Праздник Птиц. Эффектная грудь Риселле и так далее… Но и это ещё не все. Мэт вовсю ухлёстывает за самой королевой Алтары (хотя на самом деле, наоборот), и даже гораздо больше. Ранд думает о Мин, Найнив о Лане… В общем, любви и сексуальности в книге с достатком. Другое дело, что иногда это выглядит… немного по-детски. Там, где у Мартина все прямым текстом, Джордан пишет иносказательно. Ранд стыдится своего влечения к Мин, Мэт убегает от Тайлин… дедушка Фрейд, наверное, сказал бы: «Не верю!». С другой стороны, это стиль автора – отсутствие мартиновской натуралистичности, и он имеет право на существование. Кроме того, эта тема в романе носит почти юмористический оттенок, уравновешивая мотивы всемирного конфликта.

Персонажи… как уже упоминалось, здесь пиршество различных характеров. Другой вопрос, насколько они все достоверны. Особых промахов нет. Можно, конечно, спросить, почему Отрекшиеся настолько привержены злу и своему Темному повелителю. Но найдется достойный ответ – они полностью зависят от него и жаждут бесконечной власти. В общем, не помешало бы приложение в духе Мартина с описанием всех персонажей и их деятельности. Ведь кроме основных, полно второстепенных и третьестепенных героев. Справедливости ради, на большой шахматной доске «Колеса времени» Джордан пока жертвует в основном фигурами мелкого пошиба. В седьмом томе это, в частности, третьестепенный Налесин, несколько Айз Седай, куча статистов и… всё? Никто даже особо не расстроился по поводу их гибели. Есть ещё Саммаэль, но с ним все не до конца ясно. Остается надеяться, что автор приберегает ферзей для главной реалистичной масштабной битвы, а не читерствует ради простого их спасения.

Рельефность главных героев вопросов не вызывает. Ранд приобретает заметное высокомерие и манию величия. Как намекает последняя страница, это ему с рук не сойдет. Мэт, напротив, становится более человечным. Он беспокоится за вверенных людей, пытается заботиться о Найнив с Илэйн, трогательно печется за Олвера. Он и сам отмечает, что размягчился. Третий та’верен, Перрин, в тексте присутствует мимоходом.

Все главные женские персонажи, Найнив, Илэйн, Эгвейн, Авиенда, Мин (в меньшей степени Бергитте и прочие) прописаны действительно хорошо и правдиво. За каждой – индивидуальность. Нужно отметить, что в «Короне» Джордан вводит такую важную персону, как Кадсуане. Любопытная личность, проследим за ней в дальнейших томах.

Один из главных козырей всего цикла и седьмого тома в частности, — мир. Вряд ли кто-то превосходит Джордана по глубине его проработки. И если в начале все выглядело вполне классически: средних размеров материк с таинственными странами на востоке и океанским пространством вокруг, то сейчас… Это действительно самобытный и неповторимый мир. Здесь дотошность автора идет только на пользу: множество государств, городов, каждое со своей историей, легендами, традициями и бытом; целый сонм мифов, легенд, полузабытых сказаний… Каждый народ имеет свои обычаи и уклад, по-разному относится к соседям. География, история, легендариум, традиции, искусство, быт – все выписано на самом высоком уровне. Причем этот мир нельзя назвать калькой с земного средневековья. Джордан смешал его с восточным колоритом и собственными оригинальными мифологическими идеями. Начиная с эмблемы Айз Седай, напоминающей инь-ян и заканчивая странными обычаями айильцев. Что касается седьмого тома, в нем особенно интересен и хорошо изображен Эбу Дар со всей его своеобразной культурой, многочисленными праздниками, колоритным бытоустройством. Слегка напоминает то ли Венецию, то ли Рио-де-Жанейро и их красочные фестивали и карнавалы. Весьма подробно в книге рассматривается и подноготная Морского народа. Здорово, что в каждом новом томе автор исследует и детально живописует новые страны, народы, традиции.

Нельзя не отметить и одну оригинальную черту, довольно ярко проявившуюся в том числе и в «Короне мечей». Это если не феминистичность, то по крайней мере особое внимание, уделяемое женщинам. Обычно в фэнтэзи превалирует мужской пол – хотя бы из-за уклона в средневековье. Но у Джордана!... Огромную роль играют Айз Седай – а это строго женское сообщество. Фактические властительницы вне рамок государств, пред которыми склоняются и короли. Да что там, и в самих государствах женщины замешаны в политике не меньше «сильного пола». А айильцы, Морской народ, Шончан? У всех из них явно преобладает матриархат. И даже в Эмондовом Лугу, на родине Ранда, Круг Женщин всегда стоял наравне с мэром. Все это очень любопытно и выделяет цикл Джордана среди других.

Если говорить о недостатках… уже упомянутые некоторая тягучесть и недостаток динамизма, особенно в начале. Отсутствие натуралистичности, легкие элементы читерства и нелогичности. Из мелочей не понравилось то, что на смерть Налесина и других в битве за Чашу Ветров особо никто и внимания не обратил. Уже спустя пару часов Мэт весело смеялся. А ведь персонаж был неплохой. Джордан без потерь сшибает третьестепенные фигуры вроде Налесина или Герида Фила, остальных же держит под защитным колпаком. Конечно, автор все логически обосновывает, но тень читерства иногда проглядывает. Ещё не очень пришлось по душе слишком трепетное отношение Ранда и Мэта, да и других, к женщинам и, в частности, их участию в баталиям. Когда погибает мужчина – ну жаль, но так и должно быть. Когда же в опасности женщина, причем часто сама очень могущественная, айилка или Айз Седай, то все готовы в лепешку расшибиться, но спасти её. А в случае неудачи – полстраницы оплакивать и обещать отомстить. Но ведь это же мир матриархата и сильных женщин! Где же одинаковое отношение?

Но все же большую часть этих недостатков можно принять за данность стиля Джордана и надеяться, что тот избавится от читерства в следующих томах. В целом же «Корона мечей» — достойное продолжение эпопеи, ярко демонстрирующее основные её особенности, с интересным сюжетом, парой неожиданных поворотов, доскональным изображением мира и персонажей. Регресса нет, Колесо времени движется вперед, и кто знает, какова дальнейшая судьба десятков героев? Но каждый смотрит в будущее по крайней мере с надеждой.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Колесо вращается...Я бы не сказал, что оно нас очень далеко «прокрутило», но, однозначно, жизнь в мире «Колеса Времени» не стоит на месте. Рассказывать кто-куда попал после очередного «сдвига» — это писать одни спойлеры, так что придется как-то выкручиваться! Героев все прибывает и прибывает, удивительно как еще каждому достается хоть немножко «эфирного» времени. Читаешь, все обрывается на самом интересном месте, сидишь думаешь, а что же дальше, но автор подкидывает еще с пяток «проблем» требующих решения, и приходится ломать голову, думая, как за всем уследить и за всеми успеть.

Пройдемся по героям, благо они тоже «развивались». Ранд все сильнее и сильнее уходит в себя, в следствие постоянные приступы раздражения, отчаяния, вспышки гнева, необдуманные поступки. Как еще все от него не разбежались, ладно Возрожденный Дракон не «в своем уме», но верящий в друзей, так нет — тут такой, который ищет везде подвох, думает что его подставляют. Это его поведение выводит из себя. Я, конечно, понимаю, что это побочный эффект свалившегося на человека груза (как и Фродо в «Властелине Колец, тоже меня «бесил»), но бывает его самонадеянность переходит все границы, как только его Мин терпит.

Мэт и Перрин в «своем репертуаре», я в хорошем смысле: верны своему слово, не важно как оборачивается дело, если считают, что должны помочь или выполнить — идут до конца, не смотря ни на что. Не думая о последствиях, переживая о друзьях, близких, да и просто за соратников по войне. Я не заметил у них разделения — этих я люблю больше,а этих меньше, как частенько проскакивает у Ранда. Который «бережет» Дев Копья, а остальные прилагаются. Они (Перрин и Мэт) стараются остаться верными своему долгу.

Я не говорю, что Дракон плохой, просто определенный груз и желание успеха, делает его в некоторых моментах безучастным и даже глупым.

Не забудем и девушек: Илэйн так же чопорна, хотя общение с Авиендой приносит новое в воспитание наследницы престола Андора, Найнив также вспыльчива, хотя произойдет несколько событий, которые изменят ее настрой. Эгвейн попала в осиное гнездо без защиты и пытается приручить каждую осу. Но это очень трудный и опасный путь, пожелаем ей только успехов. Авиенда все время хочет кого-нибудь пырнуть ножом...Их можно перечислять до бесконечности. Правда тут стоит особняком еще одна Айз Седай, которая еще задаст «жару» Ранду и его Ашаманам.

Что мне нравится у Джордана при стольких основных персонажах, он не забывает вносить кучу «менее основных», но не менее интересных: Башир, Руарк, Бэйл, Логайн, Таим, Дочь Девяти Лун (если не ошибаюсь до правильно — берегись Мэт!!!), Моргейз, да те же Сулин, Нандера, почти каждая Айз Седай, которая находится возле Ранда. Все они цельны, продуманы, что еще больше увлекает при чтении этого цикла.

Хочется так же отметить, что хоть и посыл книги не очень «светлый» — Последняя Битва, Джордан не забывает приправлять повествование юмором. Например, пребывание Мэта в творце Таразин и его общение с королевой Тайлин. Я столько удовольствия получил, читая, как он пытается противостоять коварству и хитрости группы женщин, а особенно одной. Чем дальше, тем поводов для радости меньше, но спасибо автору, что даже в такой ситуации люди «живут» и находят повод для радости.

Колесо плетет, приближая нас к развязке...Хотя сколько еще будет потерь на этой дороге...

P.S. Жаль, волков было мало, да и расстался Перрин с ними не очень приятно, но будет ждать...

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как можно удерживать читательский интерес на протяжении такого количества книг, как у Роберта Джордана в «Колесе времени»? Для начала попробуем ответить на вопрос попроще: что вообще интересует читателя? Подробное освещение этой темы наверняка заняло бы немало места и хватило бы для какой-нибудь дипломной работы выпускника филфака, я же выделю несколько основных моментов, лежащих на повернхности.

Во-первых, визуальное действо — картинка в воображении читателя, то что происходит непосредственно у нас «на глазах». Это может быть лихая схватка, романтическое свидание, захватывающее путешествие: чем четче формируется картинка, тем глубже читатель взаимодействует с книгой. Во-вторых, это внутренний мир героев: их чувства, переживания, взаимоотношения. В-третьих, большие или малые вопросы философии, от житейской «а как бы поступил я на его месте» до возвышенной а-ля «как же на самом деле устроен мир?». И, в-четвертых, редкое блюдо для любителей аналитики и систематизации. Как правило, оно витает между строк, а не подается напрямую — ведь иначе быстро приедается. Это попытки построить картину мира, оценить баланс сил, составить по намекам истинную картину происходящего и мотивацию участников.

Каждый читатель любит что-то свое, но не секрте, что даже самые хорошие блюда рано или поздно надоедают, если их не сочетать. О первоклассной технике создания «картинки» Роберта Джордана я уже говорил в отзывах на его ранние романы, не чурается он использовать второй и третий «факторы». Но для поддержания интриги на протяжении такого объемного произведения как «Колесо времени» просто необходимо мастерское владение «четвертым фактором», причем напряженность не должна падать. Тут возникает опасность «надуманности» авторского хода, когда писатель выдумывает ключевые события «из ничего» или как еще говорят «из собственного пальца» (привет Терри Гудкайнду). Небрежное исполнение такого «маневра» может полностью убить интерес к произведению, когда читатель говорит «не верю!», понимая что автор подстраивается под него, а значит мир книги искусственнй, неживой. Оптимальный выход здесь: сделать так, чтобы «потрясения основ» давно напрашивались сами по множеству мелких намеков, но не давали читателю догадаться, пока «р-раз!» и очередные детали головоломки не встали на свои места. «Да-да, я нутром чуял, что здесь что-то нечисто!»- бормочит впечатленный читатель, отлистывая страницы назад в поисках намеков, а автор знай себе усмехается в бороду. Иными словами, подобный прием должен быть похож не на методичное закрашивание белых пятен на карте, а на придание ей нового измерения, как в стереокино: катрина событий вдруг становится глубже, четче и объемнее.

Именно такую сложную операцию и проводит Роберт Джордан в «Короне мечей», которая является седьмым томом цикла. В принципе, первые намеки появились уже в предыдущей книге, но делать по ним хоть какие-то выводы было затруднительно за недостатком информации. Сам Роберт Джордан неоднократно говорил, что знал конец и ключевые моменты цикла с самого начала работы. Что ж, если это действительно так, если автор терпеливо держал в рукаве немало тузов, то можно только искренне поапплодировать его мастерству. Тем более, что многочисленные моменты, рассыпанные по страницам тектста, не дают в этом усомниться.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Смешались в кучу кони, люди,...», Айз-Седай, аил, шончан ...

Имена Айз-Седай уже не вызывают никаких ассоциаций — просто немыслимое их количество выведено на передний край повествования.

У всех женщин — и героинь, и второго плана — кроме Дев копья, даже у Хранительниц мудрости — одна и та же привычка поправлять складки платья (юбки).

И еще разочарование: так долго Найнив ждала Лана, и так быстро стала его женой..., за полстраницы, а чашу Ветров еле успели найти, но с применением пока не сложилось. Получается, надо читать дальше

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

После отличного «Властелин Хаоса» 7-я книга читается на порядок слабее. Возня в Эбу Даре не идет ни в какое сравнение с похожими сценами в Танчико. От новых Айз Седай голова начинает идти кругом, причем большинство из них (появившихся именно в «Короне..») достаточно схематичны, за исключением разве что Кадсуане.

Ну а последняя глава лично у меня вызвала зевоту. Легкость и быстрота, с которыми Джордан расстался с одним из сильнейших Отрекшихся просто непростительна, учитывая, что именно концовки удавались писателю превосходно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх