Уильям Гибсон «Мона Лиза Овердрайв»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Западная Европа )) | Виртуальная реальность
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Заключительный роман трилогии «Киберпространство». Дочь учёного Энджи Митчелл родилась с возможностью входить в матрицу без применения какого-либо оборудования. Этой возможностью её наделил отец-инженер, который наложил на себя руки при провальной попытке вырваться из-под контроля своего дзайбацу. Одновременно с этим дочь якудза Янаки едет в США, чтобы переждать нехорошие события...
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Муравейник»
Награды и премии:
лауреат |
Аврора / Prix Aurora Awards, 1989 // Крупная форма на английском языке | |
лауреат |
Премия Ассоциации книготорговцев Тихоокеанского Северо-Запада / Pacific Northwest Booksellers Association Award, 1989 | |
лауреат |
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1994 // Зарубежный роман |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1989 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1988 // Роман | |
номинант |
Дитмар / Ditmar Award, 1989 // Зарубежная фантастика (США/Канада; роман) | |
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1989 // Роман | |
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1994 // Научная фантастика - Роман (США/Канада) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2000 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) |
- /языки:
- русский (7), английский (3), украинский (1)
- /тип:
- книги (11)
- /перевод:
- Н. Гриценко (1), А. Комаринец (7), А. Чертков (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DiegoFreeman, 9 августа 2018 г.
Итак, заключительная книга в цикле «Муравейник», культовом в определенных кругах киберпанке. И что сказать по прочтению данного текста — … не знаю. Вот честно, это тот момент, когда сказать-то есть что, но берут сомнения – стоит ли? Верно ли был понят текст, чтобы мнение было правдивым?
С одной стороны, история, рассказанная в «Моне» не «шибко» сложная. Есть ряд персонажей, очень разных по характерам, мировоззрению и окружению, пути которых постепенно сплетаются воедино. Часть из них новые, вроде малолетней проститутки-наркоманки и ее сутенера/парня; отставного, скажем так, покорителя киберпространства и его помощников и дочери большого японского начальника. Часть – из прошлых книг, вроде Энджи, медийной звезды и обладательницы «беспроводного» доступа в матрицу, и Графа, намертво подключенного к ней же – проводами. Наемница с зеркальными глазницами Молли, занимавшейся своими делами, и вовлеченной во все эти события не по своей воле. И некоторых других, знакомых и не очень.
Живут ли персонажи в грязи и нищете, подпитывая свое существование высокотехнологичными подачками корпораций, а чаще просто воруя необходимое, или обитают в небоскребах и орбитальных городах, не зная ни в чем нужды – они сами и их окружение олицетворяет жанр порою лучше, чем «Нейромант», ярко, живо и контрастно.
Но с другой стороны – для чего это все? В первой книге цикла, если и оставалась недосказанность, то была она только на пользу восприятию. Было ясно, что герои просто пытаются найти свое место в мире, стремительно меняющемся и обретающем новые грани – необязательно доброкачественные. Вторая книга уже казалась необязательной, хотя и раскрывала мир будущего более подробно. В «Моне Лизе» представленные локации также позволяют лицезреть не самый приятный для обитания мир, и действия персонажей, их трепыхания, особенно поначалу, позволяют полнее это прочувствовать. А вот сюжет кажется незаконченным. Смазанно-ускользающим, нагроможденным ненужными деталями, эпизодами и отступлениями.
И когда книга прочитана, формулируются, наконец, вопросы: пока люди продолжают копошиться в своем технологически-загаженном мирке, ИскИны познают (довольно-таки успешно, надо отметить) Вселенную? Значит ли это, что уже совсем скоро именно эти обитатели соседней реальности, становящейся все более материальной, станут новыми богами для нашего мира? Подтверждает ли это тот факт, что один из людей, имея в голове готовую возможность для эволюционного рывка, ставит ее самым последним пунктом в списке своих приземленных и насущных дел? Или идея была в чем-то другом? В этом как раз проблема книги, да и всей второй половины цикла, на самом деле. Нет четких ответов, или хотя бы намеков на верное направление к ним. Понятно, что весь цикл – часть грандиозного плана автора, пытающегося донести до читателя нечто совершенно поразительное, некое откровение, предсказание или, по крайней мере, важное умозаключение – но есть серьезные опасения, что легко допустить ошибку в верном понимании этого. И в таком случае, смысл истинной задумки автора попросту теряется.
В общем, написана книга очень хорошо, спору нет, стиль даже лучше, чем в начале цикла. Но ощущения складываются совсем иные, чем от первой книги. Не разочарование, а… смятение? Отсутствие четкого понимания, к чему вел автор.
«Нейромант» был ошеломляющим, «Граф Ноль» — познавательным, а «Мона Лиза Овердрайв» позволяет читателю в полной мере почувствовать растерянность.
GLV, 22 октября 2021 г.
Дочитав трилогию классики киберпанка испытываю некоторое разочарование.
Превосходно красивый придуманный мир, яркий, цельный, логичный. Да, в первых романах он был превосходный. Сюжет хоть и простой тоже был, и оторваться от чтения было тяжело. Третья часть с первых строк тоже начала заманивать своими загадками, и нераскрытыми тайнами прошлых частей. И вот, треть книги прочитана, мир красивый и интересный, а вот действующие лица не вызывают никакого интереса. Прочитав ещё сотню страниц, начал ловить себя на мыслях, что за ерунду собственно я читаю, и никак не могу уловить сюжет, про что вообще речь идёт? Возможно проблема в том, что «Нейроманта» я читал лет 15 назад, «Графа Ноля» пару недель назад, и третья часть уже раскроет всё то, о чём автор хотел сказать. Бесконечное включение новых персонажей, нагромождение бессмысленных описаний действий и действия вогнали меня в тоску. И стало совершенно ясно, почти 40 лет назад это был прорыв, но все силы автора были брошены на первые две части, а потом началась деградация идеи, и логично Гибсон (лично для меня) не смог раскрыть смысл трилогии. И я бы поставил 5 баллов, но мир шикарно описан, и за это получает 6.
Ravix, 20 января 2022 г.
Наконец добрался до последней книги в трилогии «Киберпространство». Повествование ведется параллельно через мысли нескольких людей. Слог автора заметно улучшился, хотя возможно это из-за перевода. Книга держит в напряжении и заставляет с интересом следить за развитием событий. Неплохо прописаны персонажи. Появляется Молли из первой книги, и многие интересные сцены описаны с ее участием. Есть интрига, которая накаляется постепенно. Cобытия развиваются неспешно, поэтому ожидал что все карты раскроются в конце. А на деле конечная часть сюжета провисла, а финал оставил меня в смятении, хотя и был, наверно, не предсказуемым.
Дядюшка Джо, 18 мая 2019 г.
С Гибсоном решил познакомиться, узнав, что он не так давно стал Грандмастером, для галочки. И этот роман в бумажном варианте мне подвернулся первым. Ещё не дотянул до конца, но уже знаю, что он будет и последним. Полный хаос в тексте и в моей голове от его чтения. Уверен, что это не от того, что мне попалась третья часть цикла и не от того, что я, мягко говоря, не поклонник киберпанка. Прошу прощения у горячих поклонников Гибсона, чьи восторженные отклики, увы, разделить не могу.
deepnight79, 31 декабря 2018 г.
Из всего «Муравейника» «Мона Лиза...» вышла наиболее графичной, яркой, с четкой структурой. Каждая глава — как деталь конструктора Лего — ничего лишнего, и становится строго на свое место. Персонажи заняты своим делом в структуре сюжета (Нейромант получился размытым — было трудновато следить за происходящим. Граф Ноль — несколько скомканным и похожим местами на произведение, предназначенное для читателей возраста лет так десяти). Что у Гибсона перечитывал неоднократно, так это «Мону Лизу». Не сказать, что глубокая проработка персонажей ставилась тут во главу угла, но получились они, если и не достоверными, то вполне осязаемыми и неодинаковыми. Описание компьютерных технологий будущего сейчас, конечно, может вызвать только улыбку, но для 1988-го — вполне круто, хотя, не только в них дело...
Proudhon, 18 апреля 2016 г.
Последний из романов трилогии «муравейник». Мир воюющих корпораций и банд. На корпорации, как на японских средневековых князей даймё, работают пожизненно преданные им наемники. Подключение реального мира к сети закончилось по сути тем, что рядом с нашим миром существует кибервселенная. Кибервселенная окружает наш мир и проникает в него со всех сторон и, предположительно, вскоре окончательно поглотит его. Граница все тоньше. Не знаю, как оценить тот факт, что автор населяет кибервселенную духовными сущностями из вудуистского пантеона — лоа. Возможно, он намекает, что все виртуальные миры родственны между собой. Это подчеркивается и тем, что герои способны входить в виртуальный мир без применения каких-либо аппаратных и программных средств. Общее впечатление: остается совсем немного до того, как кибервселенная с ее искусственными интеллектами и лоа поглотит реальный мир. В наше время можно сказать, что автор показал свои способности к предвидению. Уже сегодня информационные конструкции, созданные корпорациями, зачастую имеют большее влияние на сознание человека, чем реальность, данная ему в ощущениях. Впрочем, есть у романа и большой минус: отсутствие крепкого сюжета.
k2007, 7 февраля 2017 г.
Третья история про виртуальную реальность и людей, которые с помощью этой реальности живут, творят и преступают закон. В этой книге встречаются две истории и действуют герои из первых книг цикла.
История менее интересная и менее необходимая, что ли, чем первые две. Соответственно и читается с меньшим интересом
Shipoopi, 12 августа 2011 г.
Так вышло, что этот роман прочитал вторым после «Нейромансера», не оглянувшись на хронологию. Однако, несмотря на некоторое количество белых пятен (придавших, кстати, своеобразную интригу), все было понятным, четким и ладным (а прочитанный после «Граф» только расставил точки над И. Я вообще теперь уверен, что трилогию нужно читать именно так — 1-3-2, и никак иначе). Отличный роман, отличные образы, великолепный стиль (спс переводчикам), непередаваемая атмосфера. Коктейль человеческих желаний, мечт, стремлений, приправленный корпоративными интересами, легким мистицизмом, боевыми сценами, интригами сильных мира сего и уже знакомыми героями. Мощно, взрывоопасно, увлекательно, красочно и предельно кинематографично (почему до сих пор не экранизируют-та?). Что супер-пупер-важно (трудно переоценить наличие такого фактора!) — отсутствие роялей в кустах! Если они и есть, то заскладированы еще во время первой книги или в рассказах, но столь гармоничного повествования не встречал давно. В общем, проглочено запоем, достойно перечитывания, оценка: твердая 9.
DenisVoronin, 23 февраля 2009 г.
«Призрака, прощальный подарок отца, передал ей в зале вылета Нариты секретарь в черном» — так начинается роман, завершающий трилогию киберпространства. «Мона Лиза» написана ничуть не хуже первых частей, но уступает им по причине не очень внятного сюжета, в котором Гибсон заканчивает темы трилогии.
Старые персонажи как старые знакомые, и очень жалко, когда узнаешь, что у них не все в порядке. Молли из «Нейроманта» все тот же наемник, только вот смерть Кейса ожесточила ее еще больше. Эйнджи, у которой ничего не получилось с Бобби Графом, выходит из клиники для наркоманов и пытается найти себя в работе. А Финн умер, и в романе пристутствует его конструкт.
Новые герои веселья не добавляют. Малолетняя стриптизерша, сидящая на синтетике, трущиеся вокруг которой зловещие люди затевают какую-то интригу. Меланхоличная дочь босса якудза в окружении лондонских уголовников. И — несомненная удача- Слик Генри, бывший зек,страдающий провалами в памяти. Робототехнические инсталляции Генри — класс! Гибсону явно близко современное искусство. Шкатулки из «Графа Ноль» это подтверждают. Вообще, главы о заброшенной фабрике — лучшие в трилогии.
Настроения «Моны Лизы» — грусть и меланхолия. Сюжет — классический киберпанковский. Стиль — стопрцентно гибсоновский со всеми этими «аллюминиевыми прямоугольниками-трупами пивных банок» и «прическами — памятниками статическому электричеству».
Хорошая книга.
Ithron, 7 декабря 2012 г.
Ну и скучная же тягомотина. Еле дочитал, чуть не блеванул со скуки, ей богу. И вся эта мистика, которой для формализма дан технологический базис... Почему людей так тянет к этой чертовой эзотерике? Спасу нет.
Morfindel, 23 декабря 2012 г.
Немного сумбурно, временами теряешься среди героев, их мотивов, терминов и гаджетов. Но с другой стороны — это ведь киберпанк, посмотрите на нынешний Интернет — тот же огромный массив информации двигающейся во все направления в бешеном темпе. А цикл, к слову, написан в 80-х.
В общем, весьма разгоняет, хоть и, как показалось, самый тяжелый для восприятия роман серии. Наверное, можно будет перечитать через год-другой.
Vladlic, 21 октября 2008 г.
Мир, описанный Гибсоном в трилогии, в чем-то архаичен, а в чем-то по-прежнему футуристичен. Социально-политические реалии соответствуют и 80-м годам 20 века и началу 22-го. Психология героев соответствует нашей — людей, переживших тотальный ужас холодной войны. Посттравматический синдром в глобальном масштабе. Результат необычен. Нечаянно, как это и бывает в искусстве, Гибсону удалось создать мир мифологического времени, как у Маркеса в «Ста годах одиночества». Это своеобразный набор архетипов нашего времени. Мифы греков 21 века. Когда-то Сартр сказал: «Для французской молодежи Фолкнер — бог». Таким богом для меня и, думаю, для многих является теперь Гибсон.
Сказочник, 1 марта 2011 г.
После гораздо более слабого «Count Zero», Гибсон доказал, что он не автор одного романа, а действительно икона киберпанка. Человек, которым киберпанк начался, и которым закончился... «Мона Лиза Овердрайв» просто чудесный роман, ставший предтечей и Суонвика, и Мьевиля, и много еще кого великолепного...
Mandor, 9 октября 2009 г.
Собственна... продолжение, Т.Е., одна из глав незаконченного романа...
Если рассматривать «Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза Овердрайв» как ЕДИНОЕ произведение, как ОДИН роман, логика происходящего начинает укладываться в какую то схему, понятную для читателя..... В противном случае, как ОТДЕЛЬНЫЕ произведения — можно сказать полный бред. Так и должно быть, НО ведь так и было задумано...
Скажем так: автор, ИМХО, переусердстовал, перемудрил... Замечательная история (по сути) превратилась в неудобоваримый колладж, коий весьма и весьма затруднен для восприятия (по крайней мере для меня) дело вот в чем — как-то сюжетные линии расплываются, за действием теряется логка происходящего... вот так...
А идея замечательна, исполнение желает лучшего...
С изумлением для себя узнал, что есто весьма приличная (пообъему) предыстория, местами даже экранизированая... надо почитать...
ТРАДИЦИОННО ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ОБИЛИЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕКСТА ( К АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА, КОНЕЧНО)
Konst, 22 июня 2008 г.
Что уж тут сказать — классика Кибперпанка со всеми присущими ему элементами. И если вы еще не знакомы с этим жанром, то начинать стоит именно с Гибсона, и именно с цикла, куда входят Нейромант, Граф Ноль и Мона Лиза.