Джеймс Эллрой «Чёрная орхидея»
- Жанры/поджанры: Детектив (Нуар | Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
В январе 1947 года полиция обнаружила расчлененный и сильно изуродованный труп молодой девушки — газеты окрестили жертву «Черной орхидеей». Множество полицейских были брошены на расследование этого громкого дела. Для двух напарников — опытных полицейских и друзей это дело стало наваждением, делом жизни. Докапываясь до истины им пришлось погрузиться на самое дно Америки 40-х. Для одного из них это дело станет последним...
Входит в:
— цикл «Лос-Анджелесский квартет»
Награды и премии:
лауреат |
Немецкая премия за криминальную литературу / Deutscher Krimipreis, 1988 // Международный роман. 1 место (перевод Jürgen Behrens) |
Экранизации:
— «Черная орхидея» / «The Black Dahlia» 2006, Германия, США, Франция, реж: Брайан Де Пальма
- /языки:
- русский (3), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- О. Епимахов (3), А. Чупа (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 6 ноября 2023 г.
Классический «нуар», плюс, «полицейский детектив», ну, и, разумеется, жестокий и кровавый «триллер».
Отличный роман, но, сказать, что это — полностью развлекательная литература, как подразумевается в данных жанрах, не могу. Читать книгу непросто. Неторопливая, сложная и тяжёлая вещь.
Наверное, мне не понравилось только то, что написан роман сухим и лаконичным языком. Вроде бы, думаешь, что это — «нуар», тут главное — атмосфера. Но, получилось странно: книга вышла очень атмосферная — мрачная, депрессивная, тягучая. А, вместе с этим, тут нет мелких деталей, подробностей, тщательного описаний декорации, разных сцен быта, которые, в основном, и создают атмосферу. Классика жанра, но, герой не будет, постоянно, закуривать сигарету, класть ноги на стол, «со вкусом» смаковать виски... Я, даже, немного удивился. Много действия, диалогов и монологов, размышлений и воспоминаний, но, окружающий мир показан довольно схематично.
В остальном — придраться не к чему:
— Сложный, разветвленный сюжет,
— Великолепные диалоги,
— Интересные герои,
— Психологически глубоко и интересно,
— Интрига сохраняется почти до самого финала,
— Отлично прописанные сцены насилия.
Можно похвалить роман за многое. Да, и, неожиданно, за реализм. Жизнь — суровая штука. За деньги, для продвижение по карьерной лестнице, за кусочек власти над другими, ради собственного удовольствия и удовлетворения разных желаний, люди постоянно делают страшные вещи. В мире, описанном в книге, места благородству, честности и самопожертвованию нет. Поэтому, наверное, нет и положительных героев. Симпатии у меня не вызвал ни один персонаж... Тяжёлая и драматическая книга, но, именно этого, по-моему, автор и добивался.
Пору слов о знаменитой экранизации:
Фильм неплохой, но, к роману он имеет отдаленное отношение. Атмосферу передать удалось, и, это, наверное, все. Актеры отлично играют, но, с персонажами книги сходство весьма отдаленное. Из сюжетной линии выброшено, как мне кажется, больше половины важных вещей. Вообще, ход расследования убийства в экранизации прослеживается отвратительно. Поэтому, книга сильнее, ярче и интереснее.
Вот, правда, послевкусии от романа остаётся тягостное... Но, никто и не обещал, что будет весело.
Тяжёлая, но, совсем не скучная книга. Мрачная, жестокая и сильная.
Siberia, 24 августа 2020 г.
Мрачный детективный роман, показывающий атмосферу Лос-Анджелеса конца 40-х сквозь призму полицейских будней. Неоднозначная вещь.
Тошнотворно подробное описание жестокости и эмоциональной опустошенности. В центре сюжета отвратительное преступление, на фоне которого один за другим, как тараканы, вылезают изо всех щелей мерзкие персонажи. Скрупулезно описаны приемы работы полицейских и их профессиональная деформация.
Жестко. Точно. Изощренно. Без прикрас. Блестяще достоверно! Ни одного картонного положительного персонажа. Произведение дышит реалистичной некрасивостью. Чувствуется насколько выстрадана эта история автором.
Одноименный фильм по нему считаю неудачным, книга гораздо сложнее и многогранней. Читая, понимаешь ощущения человека, переживающего взлеты и падения в борьбе за свой моральный облик.
Bibliofeel_77, 8 июня 2020 г.
Основное преимущество литературы над кинематографом в том, что в книге можно очень подробно описать внутреннее состояние героя, его намерения, мысли и мотивы, можно узнать какие цели он преследует и его отношение к окружающим. Чёрная орхидея представляет из себя сухое описание последовательности событий без указания того, как эти события отражаются на героях. Персонажи практически картонные, а действия описаны впопыхах. Вроде бы роман объёмный и казалось бы должны иметь место подробные описания отдельных сцен. Но нет, ничего подобного. Весь текст по своей скоротечности скорее похож на сценарий для фильма. Атмосферу и внутреннее состояние персонажей читателю придётся додумывать самому.
Что касается жанровой принадлежности. В типичном понимании нуар предполагает наличие депрессивных настроений и атмосферы тотального недоверия окружающим. Ничего подобного в книге я не встретил. Если коротко, то это всего лишь детектив, и никаким нуаром там и близко не пахнет.
Один из самых главных ляпов нельзя не отметить. Это касается имён главного героя и его напарника. Они звучат практически одинаково и какое-то время путаешься в том, «ху из ху».
Единственный проблеск во всём этом псевдонуаре — сюжет. Вот уж где грех жаловаться на то, что это детектив. Много лихих сюжетных поворотов и неожиданный исход относительно того, кем оказывается настоящий убийца. Но даже это не спасает книгу. Слишком уж поверхностно пробежался Джеймс Элрой как по персонажам, так и по последствиям для них, которые влекли за собой ключевые события.
Savonchek, 18 ноября 2017 г.
Когда детектив отходит от классической викторианской модели расследований, это всегда интересно. За это, мне всегда и нравились хард-бойлды Чандлера и Спиллейна. Но с настоящим нуаром, я до этого момента знаком не был. Хотя, конечно, когда-то мной был читан Хэммет, но в памяти воспроизвести его сюжеты уже трудновато.
И вот, я наткнулся на Джеймса Эллроя, и его роман «Черная Орхидея», который имеет под собой фундамент реальных событий. А именно, убийство Бэтти Шорт, которое так и осталось нераскрытым.
Книга с дотошной достоверностью описывает события тех лет и сам процесс ведения подобных дел тогдашними фараонами. К тому же, на этом фоне, разыгрывается драма жизни одного неоднозначного полицейского. В связи с чем, книга представляется читателю как реальная исповедь человека, чья жизнь пошла под откос из-за того, что расследуемое дело было принято слишком близко к сердцу.
Естественно книга не лишена своих недостатков. Одним из таковых является финал — (раскрытие самой главной тайны), который, кажется притянутым за уши, и не производит особого впечатления. Однако, дабы выровнять данный огрех, автор подкидывает в конце еще одну деталь, и разыгрывает карту переживаний ГГ, от чего Баки, раскрывается нам еще больше, тем самым сглаживая впечатление о концовке. И в целом, читателю начинает казаться, что таковой она и должна быть, не приносящей полного удовлетворения ни герою книги, ни тебе самому.
Это действительно «черный» роман, который лично мне, доставлял огромное удовольствие во время чтения.
tapok, 8 июня 2016 г.
Впервые о Черной Орхидее (Черном Георгине) я услышал из трэка The Black Dahlia группы Hollywood Undead. В какой-то степени композиция меня поразила, я почитал об ее истоках, наткнулся на статью про Черную Орхидею. И тема этого убийства заставила меня немного изучать материалы, смотреть фильмы (отмечу фильм со Скарлетт, который, как оказалось, основан на романе Эллроя!). В общем, преамбула такова – у Черной Орхидея большая пресса, завеса тайны и интриги.
Действие романа развивается в послевоенной Америке, в центре – полицейский участок и пара копов. Оба тесно связаны друг с другом. Ли и Баки – молодые копы, боксеры с неплохой карьерой. Вокруг обоих роятся слухи, пересуды, но парни хорошо выполняют свою работу. Ли – импульсивный, харизматичный, часто берется за всё наскоком. Баки более сдержанный, рациональный. Как водится, между ними не только работа и ринг, но и девушка.
Нельзя сказать, что данный роман только о трагедии, в центре которой Черная Орхидея. Скорее, это книга о копах, их службе, их обязанностях, проблемах, о продвижении по службе. Лично мне такая направленность понравилась. Я мало читал о работе копов (недавно у Кинга видел в «Почти как бьюк» и в «Декстере»), так что было интересно. Особенно черная сторона работы.
Что касается самого расследования, то читать о нем любопытно. Особенно про отношение Ли и Баки к делу. Каждый по-своему заинтересован в том, чтобы дело было раскрыто. Вряд ли обоих можно назвать полноценно здоровыми людьми, но…это скорее профессиональные деструкции, чем открытый невротизм.
Теперь о минусах. Порой мне казалось, что персонажей слишком много, они однобокие, персонажи-функции. И это при единственном ПОВе! Второй минус – это атмосфера. Роман базируется на середине 20го века, а такое ощущение, что он о современности. Очень много о сексе, извращениях, распутстве. Для меня это когнитивный диссонанс, поскольку привык считать, что «раньше было не так».
Отдельно отмечу финал. Он получился долгим, интересным, с интригами. Всё не так просто, как казалось на первый взгляд. В общем, концовка книги особенно удалась Эллрою.
Заключение: очень хороший неонуар с обилием чернухи и садизма.
verydevilear, 17 ноября 2016 г.
Это просто настолько десятка, что десятее некуда.
Это самое нуарное произведение всех времен, гарантирую. Мрачность, увлекательный сюжет, легкий язык и невысокий порог вхождения. Идеально.
Итак, два детектива-приятеля входят в группу, расследующую дело «черного георгина». Дело само по себе не самое веселое, так и вокруг творится черт его знает что, у каждого героя десяток психологических проблем и дюжина скелетов в шкафах. Неожиданный поврот на неожиданном повороте едет и неожиданным поворотом погоняет. Герой расследует дело, все глубже погружаясь в пучины мрачняка, а вместе с ним тонет и читатель, который просто не в силах бросить читать эту проклятую книгу.
Гризельда, 7 августа 2017 г.
Довольно занятный нуар. С мрачной атмосферой, которая напоминает старые чёрно-белые фильмы этого жанра. С продажными женщинами и роковыми красавицами, что порой одно и то же. С неоднозначными персонажами, которые делают сюжет интересным и непредсказуемым. С многочисленными роялями в кустах, которые являются тут чуть ли не основным двигателем сюжета. На них и строится расследование убийства таинственной девушки. Рояли в начале и середине книги потом обрели хитроумное и логичное обоснование, что конечно же радует. Но вот те, что возникли в сюжете ближе к концу, так и останутся внезапно свалившейся на героя удачей.
Это выглядело так, будто автор сам не знал, как закончить накрученные им же интриги и загадки. И это портит впечатления от книги.
Bladeness, 14 апреля 2016 г.
Типичный полицейский процедурал с налетом нуара. Хотя какой-то особой нуаровской депрессивности и тревожности роман не несет. Да, почти все герои не отличаются положительными качествами, да присутствуют роковые женщины и куча секса, да насилия тут в избытке, но все это как-то не вгоняет в тоску и ничуть не пугает.
Зато описания полицейских будней тут в избытке. Желающим окунуться в атмосферу полицейского участка Лос Анджелеса конца 40-х этот роман придется по нраву. К сожалению, полицейское расследование временами разбавляется разного рода бытовухой и личными отношениями. Некоторые второстепенные линии кажутся откровенно лишними и лишь тормозят развитие действия. Эти провисания сюжета вкупе с топтанием на месте, пожалуй являются единственным серьезным минусом книги.
Жескарь, 11 марта 2018 г.
Чудовищный перевод книги, плюс куча очепятков эл, версии. А вообще Эллрой хороший автор нуара. Может быть самый жесткий. Это вам не Гранже — дурень у которого слетела «будка» и он пишет страшные сказки.
aiva79, 22 июня 2013 г.
Каждый из нас качество прочитанной книги оценивает по-разному, у всех свои критерии. Этот роман нельзя назвать гениальным, но....! Книга очень атмосферна... для меня она по ощущениям сравнима с тем, как приезжая в Прагу, я чувствую средневековье, услышав Араша — вспоминается отдых на турецких пляжах, вижу человека с бритой головой и бело-оранжевой монашеской одежде с задумчивым взглядом — всплывает в памяти Таиланд. Так и с этой книгой, по старым американским фильмам у меня сформировался образ Америки 50-60х годов и автор романа четко передал его в книге, ощущение что находишься в Лос-Анджелесе того времени, ходишь по кабакам и мексиканским борделям, видишь на улицах «старые» американские авто.
Что касается мрачности и депрессивности романа, как заметил предыдущий автор, то на меня такого действия роман не оказал, хотя конечно очень много «жестких тошнотворных» сцен, кроме того действие несколько затянуто, в каких-то местах присутствуют повторы. Но, а как еще должно быть — ЭТО ЖЕ ТРИЛЛЕР и как говорит уважаемая «Википедия», этому жанру присуще вызывать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха.
Герои романа действительно противоречивы, среди них нет плохих и нет хороших, есть люди живущие так как они могут, но не всегда как хотят.
Трудно написать отзыв, не раскрывая сюжета, получается, что пишешь обо все и не о чем, так что получилось как получилось.
NikolaSu, 6 марта 2012 г.
Очень мрачный депрессивный роман.
Даже в самых кровавых, маньячных романах есть светлые пятна, положительные персонажи. Но здесь — просто галерея фриков. Главные герои — угрюмые, депрессивные люди с тараканами в голове, часто совершающие нелогичные, неадекватные поступки.
Очень достоверно, с мельчайшими подробностями показана детективная линия расследования убийства. Но эта линия сильно тонко размазана по куску бытовых событий романа — из-за этого теряется динамизм.
В целом — не понравилось.