Агата Кристи «Десять негритят»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив ) | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Небольшой Негритянский остров, отрезанный от материка. Большой современный особняк. Группа незнакомых между собой людей, которые под разными предлогами приглашены на остров и отрезаны от цивилизации. Старая детская считалка, описывающая смерть десяти негритят...
Гости острова начинают погибать один за одним, и убийство каждого из них в точности соответствует описанию смерти негритенка из детской считалочки. Люди на острове понимают, что убийца находится среди них, а помощи ждать неоткуда...
Невероятно напряженный роман от королевы детективов Агаты Кристи, ставший, очевидно, одним из прародителей всех современных психологических триллеров.
Сама леди Агата считала этот роман своей лучшей книгой.
Роман Агаты Кристи «Десять негритят», который она сама считала своим лучшим произведением, очень мало где издается под своим оригинальным названием. В основном книгу называют «И никого не стало» – по последней фразе из знаменитой считалочки:
«Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало».
Зачинателями этой традиции стали американцы – они не смогли опубликовать роман под таким названием из соображений политкорректности, а название «Десять афроамериканцев» как-то не звучало. Негритят по всему тексту, в том числе и в считалочке, заменили на маленьких индейцев. А в некоторых странах в считалочке стали умирать маленькие солдатики и даже маленькие морячки — во Франции есть аналогичная по смыслу считалочка, где один за другим гибнут матросы.
Под названием «And Then There Were None» книга впервые вышла на территории США в январе 1940 года. В период между 1964 и 1986 годами роман также издавался под названием «Ten Little Indians» («Десять маленьких индейцев»).
----------
Под названием «Загадка острова Негра» печатался в газете «Сегодня Вечером» (Рига) с 23 апреля по 5 июня 1940 года.
----------
В 1943 году была поставлена пьеса «Потом не стало никого».
Входит в:
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 47 (May 20, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 48 (May 27, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 49 (June 3, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 50 (June 10, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 51 (June 17, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 52 (June 24, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 212, No. 1 (July 1, 1939)», 1939 г.
— антологию «Дорогами приключений. Выпуск 1», 1989 г.
Награды и премии:
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1990 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Британской ассоциации писателей детективов (CWA). (19 место) | |
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (10 место) |
Экранизации:
— «И не осталось никого» / «And Then There Were None» 1945, США, реж. Рене Клер
— «Десять негритят» / «Ten Little Niggers» 1949, Великобритания, реж. Kevin Sheldon
— «Десять негритят» / «Ten Little Indians» 1959, США, реж. Пол Богарт, Филип Ф. Фальконе, Leo Farrenkopf, ...
— «Мистерия» / «Gumnaam» 1965, Индия, реж. Раджа Навате
— «Десять негритят» / «Ten Little Indians» 1965, Великобритания, реж. Джордж Поллок
— «Десять негритят» / «Ein Unbekannter rechnet ab» 1974, Италия, Германия (ФРГ), Франция, Испания, Великобритания, реж. Питер Коллинсон
— «Десять негритят» 1987, СССР, реж. Станислав Говорухин
— «Десять негритят» / «Ten Little Indians» 1989, Великобритания, реж. Алан Биркиншоу
— «Подозрения» / «Suspicions» 1995, США, реж. Michael Sperrazza
— «И никого не стало» / «And Then There Were None» 2015, Великобритания, реж. Basi Akpabio, Ребекка Кин, Крэйг Вивейрос
- /языки:
- русский (56), английский (74), немецкий (30), испанский (30), французский (28), португальский (24), итальянский (25), греческий (11), шведский (15), датский (6), голландский (20), финский (14), норвежский (11), латышский (2), литовский (3), чешский (7), эстонский (3), украинский (5), польский (11), словацкий (3), словенский (2), болгарский (8), венгерский (11), сербский (5), хорватский (3), армянский (2), грузинский (2), узбекский (1), иврит (4), арабский (14), тайский (11), персидский (10), вьетнамский (5), китайский (11), корейский (5), японский (7), азербайджанский (2), румынский (7), хинди (1), бенгальский (3), турецкий (10), монгольский (1), македонский (1), каталанский (6), исландский (2), албанский (1), индонезийский (4), сингальский (2), тамильский (1), малаялам (1), гуджарати (1), гренландский (1), галисийский (1), боснийский (1), бретонский (2), западнофризский (1), баскский (2)
- /тип:
- книги (521), периодика (7), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Дунта (2), М.М. (1), И. Алвеш (4), М. Альфон (1), Х. Аоки (2), М. Ару (3), А. Асававет (1), Б. Афрасиаби (2), Ц. Ахонг (1), Г.-И. Бабасакис (1), Д. Баруксис (1), Г. Берадзе (2), Л. Беспалова (28), О. Биге (2), В. Бостьянчич-Турк (1), Р. Бугарский (1), Л. Буцевичене (1), Л. Валландро (12), Л. Ванйонг (2), Х. Вархо (13), Л. Вечей (1), C. Вирасингх (2), Д. Вэй (1), У. Гайль (13), Е. Гарсия (1), С. Геродиму (1), Б. Д. Фраттина (23), Т. Давидова (4), С. Дейтмер (10), Х. Джиндаанан (1), М. Джурич (1), Д. Дрейка (2), Н. Екимова (20), П. И. Либе (4), Ч. Ин (1), Л. Иоанну (1), В. Иттихирунвонг (1), О. Йоренс (30), С. Кайсери (2), Т. Канджанасупак (1), Я. Канкаанпаа (1), Л. Канчанасуфат (2), М. Каса (1), А. Креснин (1), Д. Крижман (1), Сийдьярто Л. (10), И. Леванон (1), М. Лжичка (1), Г.Х. Ли (2), В. Лили (3), Х. Люнгмарк (1), Р. М. де Оливейру (6), Л. Маллинг (10), М. Марета (4), Н. Милев (1), Д. Мистраки (6), Х. Мумтаз (1), В. Мучи (1), Х. Мёллер (1), С. Никоненко (1), Б. Нильсен (2), О. Ничифорович-Бабац (1), И. Новак (6), Ж. Озтекин (1), Л. Паярскене (1), Л. Постиф (11), П. Рат (1), О. Рахат (2), А. Реманн (7), Х. Самией (3), Э. Саргсян (1), В. Селина (1), С. Симидзу (5), З. Славянова (4), А. Смилянич (1), М. Стихович (1), Г. Суверен (3), C. Сулейман (1), Ж. Сюмэй (2), С. Тамбурашев (2), Т. Тамер (1), Э. Термениус (14), Х. Тешабаев (1), В. Тирдатов (1), А. Тодерика (1), Н. Уманец (1), Т. Уяр (1), И. Фахми (2), В. Ха (2), Н. Хаецкая (2), В. Хазин (3), М. Хайран (1), М. Христова (1), Н. Ципранич (1), А. Чабрайя (1), Р. Чшонстовский (11), Ф. Шаян (1), К. Шринивас (1), Б. Эрол (1), К. Юскова (3), А. Языджоглу (2), Ся Янь (2), Ж. де Шерже (17), Б. де Карвалью (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Old_Gonsalez, 7 ноября 2022 г.
У королевы детектива получилось написать лучший камерный триллер всех времен и народов. Здесь нет победителей и проигравших — все герои получили по заслугам. Здесь нет протагонистов и антагонистов — все герои одинаково мерзки. Здесь нет пространных рассуждений и велеречивых диалогов — но роман читается на одном дыхании, а образы заставляют застыть и задуматься. Здесь нет жутких кровавых сцен и непристойного поведения — и все равно это жутчайший триллер, который даст фору любому современному грайндкору.
Напомню о сюжете — 10 человек, разных профессий, социальных слоев и характеров приглашаются на веселый тусняк на остров. И выясняется что у них у всех рыльце в пушку, на острове они одни, и к тому же их постепенно начинает кто-то убивать...
Читается роман на одном дыхании, причем, он обладает редким для детектива свойством речитабельности: вроде бы все — тайны раскрыты, загадки разгаданы, а спустя какое-то время еще раз хочется погрузиться в непередаваемую атмосферу убийств на Негритянском острове.
Браво!
P.S. А все-таки неужели никак нельзя было вплавь на каком-нибудь старинном дубовом столе?
i_am_misha1991, 20 мая 2020 г.
Это одно из тех произведений, которое никогда не устареет, Литература на все времена, именно с большой буквы.
Агата Кристи — женщина незаурядного таланта. Не зря ее называют королевой детектива. И именно это роман во всей красе раскрывает мастерство Автора. Лучший ли это роман в ее творчестве? Не уверен, но он явно один из. А вот для знакомства с Автором вполне подходит в силу своей внецикличности.
Нет смысла пересказывать сюжет, Автор сделает это гораздо более мастерски, чем я =) Но хочу отметить, что то, как Агата Кристи всего несколькими штрихами создает настолько объемные и правдоподобные образы, заслуживает отдельных похвал! Интрига и сюжет как всегда на высоте. Признаюсь, я не догадался про личность убийцы, хотя имелось множество подсказок: и считалочка, и то, с кем персонажи говорили и про что договаривались, и сами личности гостей острова... Их вполне достаточно, чтобы самому догадаться о личности убийцы. Но в этом-то и состоит мастерство Автора — при всех этих многочисленных подсказках читатель в основном все ровно смотрит в совершенно иную сторону (во всяком случае — я).
Так что рекомендация очень высокая. Жемчужина детективного жанра.
Wolf94, 13 мая 2020 г.
Леди и джентльмены! Прошу тишины! Вам предъявляются следующие обвинения...
Не знаете с чего начать у Кристи? Боитесь браться за серию Пуаро, а тем более мисс Марпл? Тогда милости просим на Негритянский остров!
8 августа восемь абсолютно незнакомых друг с другом людей из разных слоёв общества приезжают на остров по приглашению мистера и миссис А. Н. Оуэн (Алрик Норман Оуэн и Анна Нэнси Оуэн). Оуэнов на острове нет, гостей встречает супружеская пара слуг. В гостиной стоит поднос с десятью фарфоровыми негритятами, а в комнате у каждого из гостей висит детская считалка.
Когда все обедали, Роджерс поставил пластинку «Лебединая песнь», и вместо музыки слышат голос, который предъявляет им обвинения в совершённых убийствах. Гости мгновенно начинают все отрицать, и требуют от дворецкого информации, кто этот А.Н. Оуэн, но тут считалка начинает действовать.
Шикарный детектив, который в первый раз произвел такое впечатление, что я еще долго пыталась осознать прочитанное.
Спокойной ночи, господа. Хотелось бы завтра встретиться в том же составе.
Antosya, 11 июня 2024 г.
Эту историю вообщем-то знают многие, потому что всю ее можно описать одной считалочкой. Как раз про 10 негритят. В этом и смысл книги, что все, что происходит, делается по считалочке.
Я до прочтения тоже знала в общих чертах про что книга, к тому же смотрела мини-сериал. И до последнего не хотела читать, потому что я же и так все знаю, зачем мне читать. А после прочтения сидела в шоке и восхищении. Потому что это такая, с одной стороны, обычная, а с другой удивительная книга. Ты уже знаешь что произойдет и все равно в нетерпением ждешь, какой же следующий шаг в расследовании. Что же нас ждет. И до самого конца почти невозможно догадаться. Я даже не пыталась, чтобы не портить себе радость от прочтения.
Максимально рекомендую всем-всем, кто знает сюжет, кто не знает. Это классика, самый классический и базовый герметичный детектив. Я бы его порекомендовала и тем, кто уже читал детективы и тем, кто только делает шаги в книжном пространстве.
Каролина Мира, 17 ноября 2021 г.
Роман – это «классика жанра», один из основоположников современного триллера и психологического фильма ужасов, подразумевающий группу людей и пространство, из которого не сбежать. Участники невольно «маринуются» в страхе за свою драгоценную жизнь и в подозрении всех и вся – не нужно никаких сверхъестественных сил, все равно страшно. Все десять страшные люди…
Каждый из десяти грешников, оказавшись в клетке с себе подобными, считает себя правым. А про другого думает «Ну как так можно?» Это очень в человеческой природе – искренне считать, что в своем праве, поступая мягко говоря неверно. А устранить свою «проблему» в лице другого человека, вместо того, чтобы решать ее конструктивно, так нет человека – нет проблемы. И никому из десяти в голову не приходило, что однажды догонит Божья возмездие, карма, закон сеяния и жатвы – что угодно, что является частью мировоззрения. Виноватых там нет, все правы. И все на голубом глазу собирались жить счастливо после того, что натворили!
В отзывах на книгу или одну из экранизаций – 1987 или 2015 года часто задают вопрос: почему они не объединились, не начали держаться вместе? Но во-первых, они постоянно подозревали того, кто рядом (я верила, что это кто-то одиннадцатый, извне), а во-вторых на создание подобия коллектива способны только конструктивные личности. Тут же «Я посланница Бога!», «А я никого никуда не посылал». Деструктивные люди сами за себя, они не верят ни себе, не ближним.
Каждый из «негритят» в романе — яркая личность, даже слабохарактерный «убийца по неосторожности» Эдвард Армстронг, и каждый интересен, если бы не возомнил себя божеством или «жертвой обстоятельств». Но увы, расчеловечивая жертву (мешала, вела греховный образ жизни, все равно бы умерла, преступник и т.д), убийца расчеловечивает сам себя. У Господа Бога нет советников. Я люблю «комедии замкнутых пространств», в которых слетают маски из-за того, что «актеров» вынуждают жить по чужому сценарию. Сразу становится ясно, кто есть кто.
Экранизации смотрела две – Говорухина и от ВВС. В «нашей» понравился чисто британский колорит, демон в обличии ангела в исполнении актрисы Татьяны Друбич, то что супруги Роджерсы друг друга любят, ненавидя весь мир. В сериале ВВС впечатлил «пир во время чумы» — я и в книге ждала чего-то подобного, шикарнейший Тоби Стивенс в роли «никакого» доктора и совершенно не цепляющий Бёрн Горман в роли интересного и харизматичного Уильяма Блора.
А какая экранизация ближе вам?
tapok, 6 декабря 2020 г.
Десять человек. Один остров. Ни одного выжившего
***
«Десять негритят» — магнус опус Агаты Кристи. Книга, которая во многом определила рамки жанра – психологический триллер (с детективной линией). Книге почти век, а приемы, которые использовала автор до сих пор актуальны – замкнутое пространство, убийца среди главных героев, финальный твист. Причем всеми этими приемами пользуются все – режиссеры, писатели. Из ярких примеров можно вспомнить «Лофт» или «Дьявол» (2010). Да, кто-то добавляет мистику (речь про «Дьявола»). Но рамки всё те же. Даже Тарантино не гнушается методами Кристи («Омерзительная восьмерка»). Может даже и не Агата Кристи всё это придумала, но она определенно стала катализатором популярности этих приемов.
Итак, сюжет строится вокруг десяти людей, которые под разным предлогом попадают на Негритянский остров (дисклеймер – так остров называется в переводе). Люди эти самые разные – женщины и мужчины, относительно молодые и относительно старые, семейные и холостые. Веселье начинается, когда по дому, где собираются протагонисты, звучит голос, обвиняющих всех и каждого из десяти в убийствах. Косвенных или прямых, массовых или одиночных. Герои, конечно же, отрицают всё, что о них было сказано. И совсем весело становится, когда погибает первый из десяти. В точности так, как звучит в песенке про «десять негритят». Иными словами, судьба всех десяти протагонистов решена и известна как им самим, так и читателю. И, естественно, она известна конструктору (привет, «Пила»). Собственно, больше и не нужно знать о сюжете.
Что касается особенностей романа, то тут есть о чем поговорить. Во-первых, разнообразие героев и малый объем произведения. Книга читается за вечер или два даже при самом неспешном подходе. Обилие персонажей сперва пугает (для того времени, когда была написана книга, было необычно такое количество ПОВов). Вместе с тем герои тут – тот еще картон. Они нужны чисто для декораций, не более. Во-вторых, замкнутое пространство. Персонажам деваться некуда. Будь книга современной, мы бы увидели, скорее всего, карту острова. В целом, атмосфера замкнутого пространства (да и безнадежности) у Кристи получилась. Еще один момент – психологизм. То, что сперва выглядит как шутка, уже к середине действия превращается в панику, а затем и в лютую истерию. В итоге герои делают то, что задумал конструктор. Как говорится, «идеальное преступление». Здорово, что в романе нет как таковых добрых персонажей. Финал рассудил всех – у всех руки в крови. У кого по локоть, а кто-то и вовсе купается в ней. Это тоже необычно для книг того времени.
По части минусов можно сказать лишь то, что сперва количество героев пугает, в них легко запутаться. Ну и их картонность. С другой стороны, при таком объеме романа выписать живых героев – это «миссия невыполнима». Поэтому минус это условный.
Заключение: огромное количество переизданий и переводов, огромное количество экранизаций, отличные отзывы и оценки. Всё это лишь подтверждает, что «Десять негритят» — вещь знаковая как для автора, так и для жанра. Книга читается легко и интересно даже в 2020 году. Страшно представить, какой фурор она произвела в середине ХХ века. Здорово, когда книги не теряют свою актуальность.
9 негритят из 10. Браво!
Cerber66608, 19 ноября 2020 г.
Знакомство с автором вышло более чем удачным. Детектив читается очень легко, интрига сохраняется до самого конца. Персонажи колоритные, все со своей историей и узнать кто же из них умрет следующим было очень интересно, а разгадать тайну убийцы еще интереснее. Признаться честно, сам я разгадать эту тайну не смог, все намеки автора уводили меня в сторону другого человека, который прекрасно подходил для этой роли и в один момент даже он сам поверил в нее и подыграл.
Пожалуй, меня можно отнести к той немногочисленной и счастливой категории людей, которые до прочтения одного из самых известных литературных произведений не словили никаких спойлеров. Я не знал кто убийца, даже советскую экранизацию не смотрел. Знал только, что первая жертва поперхнулась, но это даже в синопсисе есть. Безусловно, так читать интереснее, в детективе должна быть тайна.
artem-sailer, 7 ноября 2021 г.
Великолепный классический детектив, писать о котором как-то даже и не с руки — настолько известен всем, что с удивлением читаешь отзывы, что кто-то догадался или не догадался по ходу чтения о том, кто этот загадочный убийца.
В то же время, даже зная, что «убийца — дворецкий», с удовольствием в очередной раз перечитал эту книгу. Не только детектив, но жесточайший триллер — благодаря искусно нагнетённой атмосфере и мастерски прописанным диалогам, в которых герои излагают свои соображение по поводу происходящего и выдвигают свои гипотезы.
Ну, и фильм, разумеется. Экранизация Станислава Говорухина, в коей советские актёры играют англичан в тысячу раз лучше, убедительнее, чем это смогли бы сделать сами англичане. Благодаря режиссёрскому мастерству, благодаря безупречному подбору актёров, благодаря системе Станиславского старой школы советского кино.
Старый, въедливый, нудный, но безупречно логичный и наблюдательный судья Уоргрейв-Зельдин, положивший жизнь на алтарь закона.
Прекрасная, романтичная и очень женственная Вера-Друбич, скрывающая за нежным и чувственным лицом жестокость хладнокровного и расчётливого убийцы.
Харизматичный и отчаянный Ломбард-Кайдановский, как и подобает настоящему джентльмену удачи из середины ХХ века, изрядно циничный, но так и напрашивается на оценку «красавчик».
Блестящий дуэт ему составляет не менее отчаянный Блор-Жарков — прожжённый полицейский следователь, испорченный правоохранительной системой Британии.
Доктор Армстронг-Ромашин — уравновешенный и здравомыслящий профессионал, готовый всегда прийти на помощь, но, как оказалось, тоже не без греха.
Чемпион по антипатиям в этой компании, безусловно, мисс Брент-Максакова — вот уж поистине дьявол во плоти, воинствующая добродетель, скрывающая за обложкой Библии свою ненависть ко всему, что выходит за догматы, вбитые ей в голову в самом раннем детстве.
Классический дворецкий в вакууме Роджерс-Золотницкий, невозмутимо и по всем правилам готовящий завтрак гостям спустя полчаса после безвременной кончины собственной жены — а как же иначе? Ведь это — моя работа, господа ведь не смогут позавтракать самостоятельно.
Генерал Макартур-Глузский — бывший бравый офицер, а ныне — просто пожилой человек с расшатанными нервами, тихо-мирно в очередной раз пережёвывающий свою вину из давнего прошлого.
Запуганная собственной тенью служанка миссис Роджерс-Терещенко, вероятно, всю жизнь прожившая под влиянием своего супруга.
И наконец, гламурный подонок Марстон-Абдулов, даже не сразу вспомнивший имена ребятишек, которых в прошлом году насмерть сбил на своём шикарном автомобиле.
Великолепная десятка героев детектива в закрытой комнате. Каждый виновен, но каждый хочет выжить. Тёплая ламповая атмосфера старой чопорной Англии. Скелеты поначалу смотрят из шкафов украдкой, укоряюще, к концу же книги устраивают на трупах неистовую дьявольскую джигу. Идеалистический роман о том, что тайное так или иначе всё равно станет явным, а за каждое преступление рано или поздно придётся ответить.
HobbitMihalych, 20 марта 2022 г.
Десять негритят... Что здесь можно сказать?
Один из вечных детективов. Родоначальник триллера. Классика на все времена.
Роман, который держит в напряжении до конца. Очень хочется узнать, чем же все закончится, но, вместе с тем, так не хочется дочитывать, потому что загадка раскроется и книга закончится...
Очень жаль, что книгу с подобным сюжетом особенно интересно читать только в первый раз...
Советскую экранизацию Говорухина, кстати, тоже уже по праву можно считать классикой триллера.
rezviy-homiak, 22 ноября 2021 г.
Сюжет книги я знала заранее. В детстве смотрела советскую экранизацию, и тогда она мне очень понравилась. Преступление в замкнутом пространстве с ограниченным кругом подозреваемых – это стало моим любимым сюжетом в детективах. В «Десяти негритятах», незная заранее, кто виновник происходящего, очень сложно разгадать преступный замысел. А вот зная преступника заранее, обращаешь внимание уже совсем на другие вещи. Заслуживали ли, собравшиеся на острове, смертного приговора? Имеет ли право человек брать на себя ответственность вершить правосудие над теми, кто заслуживает наказания, но избежал его по тем или иным причинам? Боится ли преступник смерти, наказания за содеянное? Или может быть голос совести, обличающий каждый день, не смолкающий ни на минуту, звучащий в голове преступника намного страшнее смерти?
Мне было страшно читать самый конец истории – письмо, объясняющее всё, открывающее нам правду, письмо, написанное преступником. Может быть я очень впечатлительная, но, представив, что такое может произойти в реальной жизни, мне стало очень неуютно.
AshenLight, 17 ноября 2021 г.
Этот роман держит в напряжении от начала и до конца. Он, пожалуй, один из лучших у Агаты Кристи. Мастерство автора в художественном изображении позволяет глубоко погрузиться в мрачную атмосферу и почувствовать себя не наблюдателем, а участником разыгрывающихся перед его мысленным взором картин. Можно даже перечитать при случае. Нетленка однозначно.
Адажио, 27 июня 2018 г.
Я не люблю читать Агату Кристи, потому что... Она — мой детективный эталон! Лучше ее историй мне не встречалось загадок. Почти все я предугадываю по крайней мере в первой трети книги, а иногда и в четверти, и потом просто дочитываю — подтверждаю свои догадки и даю автору шанс высказаться.
Что в прошлый раз (в «Убийство в Восточном экспрессе»), что сейчас — я до последних страниц хлопала глазами и думаю: «Где же этот дворецкий, который всех убил?»
Сюжет «Десяти негритят» знаком многим по советскому фильму. Я фильм не помню, это м̶е̶н̶я̶ ̶и̶ ̶п̶о̶г̶у̶б̶и̶л̶о̶ не давало спать всю ночь. На угрюмом Негритянском острове один богач построил особняк, а второй его взял в аренду. Туда он пригласин на редкость разношерстную публику: мажора, доктора, судью, старую деву, училку, всего двух слуг, бывших военных. В комнате каждого гостя обнаружился лист с детской песенкой о том, как «десять негритят отправились обедать, их осталось девять» и так до тех пор, пока «и никого не стало». По странному стечению обстоятельств, с каждой смертью в столовой уменьшалось по одной статуэтке-негритенку, служившими оформлением. Всем гостям был зачитан приговор на грамофонной записи, но всерьез они его не восприняли, хотя голос знал, о чем он говорит, и собрали этих десятерых на острове не случайно.
Измучилась от зуда любопытсва! Каких только версий у меня не было! И убийца среди гостей! И он ловко скрывается! И вообще действует организованная банда! Но почти никак не ожидала Такого финала!
Теперь мне этак книга дорога не только сакральным знанием, что я читала оригинал, а не только смотрела фильм, и даже не только замечательно проведенным временем. Мне понравился посыл наказуемости даже в тех случаях, когда официально никаких обвинений предъявить нельзя. Закан совести что ли. Не очень понравилось, что перстом карающим назначил себя человек, такой же смертный, как и «обвиняемые», но! Он один заступился за невинно пострадавших по чужому действию или преступному бездействию. И то, что не хватило улик, внимательности со стороны полиции или просто ума следователям, чтобы соединить ниточки в поиске действительно виновных — чести Закону не делает.
Закостенелым бюрократам такое читать нельзя. Их непривычные думать и чувствовать самостоятельно мозги не выдержат, закипят, взбунтуются. Для остальных — это хороший пример, что «Бог не Микишка, у него своя книжка» и вести себя нужно прилично и достойно. В любой ситуации, с любым человеком. Для желающих писать свои собственные детективы — экзамен на знание творчества Агаты Кристи обязателен!
Konbook, 20 сентября 2019 г.
..Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало...
Бессмысленно, что либо говорить... Какие здесь нужны слова?
Всего лишь четыре слова: Агата Кристи и «Десять негритят», и все становится понятно.
Какие могут быть рецензии, когда речь идет о горячо любимой мною (и миллионами читателей) «Королеве детектива» (будем честны: лучше Агаты Кристи не писал детективы никто, даже уважаемый мною Конан Дойл) и самом известном ее детище — классическом детективном шедевре, в не просто популярном «романе тайн», но и настоящем психологическом триллере?
Десять людей не связанных между собою, замкнутое пространство и невидимая рука убийцы, неумолимая, твердая, жестокая и беспощадная, взявшаяся казнить тех, кто считает себя вполне законопослушными гражданами... Кто убийца? Кто следующий? Какой способ убийства изберет изощренный убийца? Жребий брошен, роли распределены... И помочь может лишь обыкновенная считалка — простая детская считалка... Но сумеют ли негритята догадаться, какая судьба им уготована, до того, как следующая строчка песенки будет приведена убийцей в действие?..
Блестящий, неоднократно перечитываемый детектив, заставляющий при прочтении слышать шум прибоя, шепот молитв, бой настенных часов, звуки бури и ощущать страх тех, кто обречен...
... А лодка так и не показалась на горизонте...
P.S. Читать только в переводе Ларисы Георгиевны Беспаловой!
Интересный факт: в первоначальной версии романа фигурировало 8 человек; в расширенной — двенадцать, но в итоге леди Агата отказалась от двух персонажей — безымянного капитана и миссис Уайнъярд. Также писательница рассматривала версию «стороннего наблюдателя».
solarius, 2 февраля 2020 г.
Читается легко и непринужденно. И вот что удивительно. Воды нет. Нет воды. Сюжет в «Негритятах» наверное на добрых два- три современных триллера. Без эротических сцен
SNG, 25 сентября 2011 г.
Многие говорят, что «Десять негритят» — это лучший детектив Агаты Кристи и один из лучших детективов за всю историю. Я соглашусь с этим лишь частично. «Десять негритят» — это лучший роман Агаты Кристи и один из лучших романов за всю историю. Но он никак не может быть лучшим детективом королевы детективов, потому что он вовсе не детектив.
Знаю, многие готовы будут предать меня анафеме за эти слова, но посудите сами: тягучая, мрачная атмосфера, глубокий психологизм, отлично прописанные портреты персонажей, отсутствие традиционного раскрытия преступления героем-детективом — это совершенно несвойственные детективу признаки. Детективное расследование вообще играет в этой книге третьестепенное значение, автор концентрируется в первую очередь на персонажах.
Поэтому можно заключить, что «Десять негритят» — это невероятно напряженный и мастерски написанный психологический триллер. Возможно, благодаря этому роману мы знаем жанр триллера таким, как он есть.
И, наверное, только в триллере можно было осуществить то самое идеальное убийство, потому что любой детектив предполагает, что преступник допустил мелкие оплошности, по которым его и вычисляют. Тут же раскрытие убийцы не предполагается. Логика, внимательность, умение анализировать — отбросьте их, они не помогут вам. Не с этой книгой.
«И никого не стало».